Научная статья на тему 'Уголовно-правовая оценка действий сотрудников УИС России, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия'

Уголовно-правовая оценка действий сотрудников УИС России, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ / СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ / CRIMINAL AND LEGAL ASSESSMENT / PENAL STAFF / USE OF PHYSICAL FORCE / SPECIAL MEANS AND FIREARMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конарев Максим Юрьевич

в статье рассматривается проблема правильной уголовно-правовой оценки сотрудниками УИС России своих действий, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия в контексте пореформенного состояния развития уголовно-исполнительной системы России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конарев Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALAND LEGAL ASSESSMENT OF THE ACTIONS OF PENAL STAFF IN RUSSIA ASSOCIATEDWITH USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIALMEANS ANDFIREARMS

the article considers the issue of proper criminal and legal evaluation of penal personnel in Russia, its actions related to use of physical force, special means and weapons in the context of the post-reform state of penal system development in Russia.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая оценка действий сотрудников УИС России, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия»

M.Yu. KONAREV*

CRIMINAL AND LEGAL ASSESSMENT OF THE ACTIONS OF PENAL STAFF IN RUSSIA ASSOCIATED WITH USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS AND FIREARMS

УДК 343.83 ББК 67.409.022 К64

Аннотация: в статье рассматривается проблема правильной уголовно-правовой оценки сотрудника ми УИС России своих действий, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия в контексте пореформенного состояния развития уголовно-исполнительнойсистемы России.

Ключевые слова: уголовно-правовая оценка, сотруд ники уголовно-исполнительнойсистемы, применение физическойсилы, специальных средств и оружия.

МАКСИМ

ЮРЬЕВИЧ

КОНАРЕВ*

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ УИС РОССИИ, СВЯЗАННЫХС ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

И ОРУЖИЯ

* Адъюнкт кафедры уголовногоправа (Академия ФСИН России)

Е-mail: makcaz@jambler.ru.

Annotation: the article considers the issue of proper criminal and legal evaluation of penal personnel in Russia, its actions related to use of physical force, special means and weapons in the context of the post-reform state of penal system development in Russia.

Key words: criminal and legal assessment, penal staff, use of physical force, special means and firearms.

Мировые тенденции прогрессивного развития пенитенциарной системы стремятся к соблюдению прав человека при обращении со всеми лицами, лишенными свободы. Из Европейских пенитенциарных правил, регламентирующих общие принципы обращения с лицами, отбывающими наказание, следует, что, исполняя наказания, предусматривающие лишение свободы, при обращении с заключенными следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины. При этом следует одновременно обеспечивать такие условия содержания, которые не ущемляли бы человеческое достоинство заключенных и предоставляли бы возможность включения их в полезные занятия и соответствующие программы с целью подготовки к возвращению в общество.

В современных условиях развития России тема улучшения нормативно-правовой базы, способствующей обеспечению прав человека при поддержании общественного порядка, борьбе с преступностью и ее профилактики, также поднимается на самых высоких уровнях государства. Так, 7 июня 2011 г. на встрече с министром юстиции А. Коноваловым Президент РФ Д. Медведев сообщил, что в Государственную Думу внесен инициированный им пакет поправок к Уголовному кодексу РФ. Это уже третий пакет поправок за авторством Президента страны, декриминализующий ряд деяний и носящий характер гуманизации отношения как к пострадавшим и обществу в целом, так и к правонарушителям.

Для успешной реализации уголовно-правовой политики нашей страны всем государствен-

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

ным организациям правоохранительной направленности необходимо консолидироваться и обеспечить законную, четкую и последовательную работу государственного механизма. Особое место в этом механизме отводится уголовно-исполнительной системе в ее сегодняшнем пореформенном состоянии.

Поскольку для обеспечения результативной деятельности этой структуры государство наделило сотрудников УИС России при определенных, регламентированных законом обстоятельствах, правом применять физическую силу, специальные средства и оружие, то такая деятельность должна осуществляться исключительно в рамках закона, в том числе уголовного. В то же время следует помнить, что «деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека»1. Это утверждение законодателя обязывает сотрудников УИС России обеспечивать законность и правопорядок наиболее социально приемлемыми и гуманными средствами.

Кроме того, среди основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года:

- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов;

- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития.

Новые направления деятельности УИС России следует рассматривать как закономерный процесс развития современного общества. Однако государство должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов не только подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления и осужденных, но и сотрудниковУИС России.

Следует обратить особое внимание на то, что при исполнении своих служебных обязанностей сотрудники УИС России руководствуютсятре-бованиями федеральных законов, приказов, инструкций и иных нормативных актов, предусматривающих в том числе порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. Однако при превышении пределов их применения обозначенные сотрудники подлежат предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, которая в зависимости от вида правонарушения и наступивших последствий может быть дисциплинарной, адми-

нистративной, гражданско-правовой или уголовной. В частности, УК РФ предусматривает возможность применения уголовного наказания за превышение должностных полномочий. Квалифицирующие признаки ст. 286 УК РФ связывают превышение должностных полномочий с различными формами поведения, которые существенно нарушают права и законные интересы потерпевших, в том числе с применением насилия или угрозой его применения, применением оружия и специальных средств, а также с причинением тяжких последствий. Законодатель не конкретизируетпризнаки, характеризующие деяние в исследуемой норме, не указывает также на должную квалификацию деяния при конкуренции общей и специальной норм.

Вместе с тем уголовное законодательство России содержит в себе нормы, регламентирующие условия правомерности причинения вреда. Речь идет об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ст. 37-42 УК РФ). Кроме того, уголовно закреплены и нормы, регламентирующие ответственность за убийство, а также за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимойобороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108, 114 УК РФ).

Специфика определения правомерности причинения вреда охраняемым уголовным законом объектам сотрудниками УИС России состоит в том, что в этом случае осуществление акта необходимойобороны и ряда иных действий, связанных с задержанием преступника или исполнением приказа, для сотрудниковуголовно-исполнительной системы является субъективным правом, а также служебной обязанностью.

Что касается непосредственного объекта превышения должностных полномочий сотрудниками УИС России, то мы должны принимать во внимание как жизнь, здоровье и свободы граждан, так и общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности личности, безопасности общества и государства от угроз в связи с превышением установленных полномочий сотрудников УИС России.

При правильной уголовно-правовой оценке действий сотрудникауголовно-исполнительной системы, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, следуетучитывать не только превышение им своих полномочий, но и деяния, влекущие за собой ответственность по общеуголовным нормам, часть которых также будутконкурироватьсо специальной нормой ст. 286 УК РФ или образовывать с ней совокупность.

Работая в одном из учреждений УИС г. Рязани, автор регулярно проводил инструктивные занятия с лицами рядового и младшего начальствующего состава отдела охраны по разъяснению им порядка применения физической силы, специальных средств и оружия. На подобных занятиях сотрудники нередко заявляли о своем отказе применять огнестрельное оружие при возникновении регламентированных законом обстоятельств, требующих от сотрудников УИС России его применения. Свой отказ они мотивировали в первую очередь опасением понести уголовную ответственность за причиненный вред и его последствия. Кроме того, сотрудники ссылались на ряд факторов, не учтенных законодателем, влияющих на достижение ими своих целей и служащих для них определяющим мотивом в выборе собственной модели поведения в ситуации, требующей от них четкого выполнения своих служебных обязанностей:

а) указание предпочтительных точек прицеливания на теле правонарушителя;

б) влияние ранения того или иного участка тела человека на его жизнь;

в) характер и условия обстановки совершения правонарушения (темное время суток, условия низкой видимости, нестабильное положение правонарушителя);

г) состояние душевного волнения, вызванного стрессовой ситуацией (внутренние переживания, чувство ответственности за свою и чужую судьбу, религиозные убеждения);

д) ограничение мозгом ряда функций организма как защитная реакция на стрессовую ситуацию (функций опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения, памяти).

От правильной и конкретной регламентации правовой основы порядка применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России зависит их отношение к служебной деятельности, способность дать правильную правовую оценку своим действиям, в частности уголовно-правовую оценку о наличии или отсутствии в их действиях условий правомерности одного из институтов, относящихся к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Следствием их понимания будет результативность выполнения ими своих служебных обязанностей по предотвращению или пресечению правонарушений. В этом смысле законодательная поддержка повысит уверенность сотрудника уголовно-исполнительной системы в собственных действиях, а значит, переведет институт применения физической силы, специальных средств и оружия на новый уровень, соответствующий передовым направлениям развития УИС России.

На основании изложенного считаем необходимым конкретизировать правовую регламентацию порядка применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также обеспечить уголовно-правовую поддержку обозначенных сотрудников, а именно дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказания этих сотрудников для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности по обеспечению прав и законных интересов граждан.

1 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. N° 5473-1. Ст. 1.

Проблемы уголовного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.