Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА / MEDICAL SECRET / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MEDICAL INSTITUTIONS / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Алексей Сергеевич

В научной публикации анализируются организационно-правовые аспекты обеспечения охраны врачебной тайны, закрепленные в действующем законодательстве. Рассматриваются нормативные акты и судебная практика, посвященные данным вопросам. Обозначается проблематика, делающая невозможной планомерную реализацию правовых положений, связанных с неразглашений сведений о пациенте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING PROTECTION OF A MEDICAL SECRET

In the scientific publication the organizational and legal aspects of ensuring protection of a medical secret enshrined in the current legislation are analyzed. The regulations and jurisprudence devoted to the matters are considered. The perspective making impossible systematic realization of the legal statuses connected from nerazglasheniye of information about the patient is designated

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ»

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК - 347 КИСЕЛЕВ Алексей Сергеевич,

ББК - 67.404 аспирант кафедры конституционного и административного права

Международного независимого эколого-политологического университета

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ

Аннотация. В научной публикации анализируются организационно-правовые аспекты обеспечения охраны врачебной тайны, закрепленные в действующем законодательстве. Рассматриваются нормативные акты и судебная практика, посвященные данным вопросам. Обозначается проблематика, делающая невозможной планомерную реализацию правовых положений, связанных с неразглашений сведений о пациенте.

Ключевые слова: административное право, медицинская помощь, врачебная тайна, медицинские учреждения, здравоохранение, права и свободы граждан.

KISELYOV Alexey Sergeyevich,

graduate student of department of the constitutional and administrative law of the

International independent ekologo-politological university

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING PROTECTION OF A MEDICAL SECRET

Summary. In the scientific publication the organizational and legal aspects of ensuring protection of a medical secret enshrined in the current legislation are analyzed. The regulations and jurisprudence devoted to the matters are considered. The perspective making impossible systematic realization of the legal statuses connected from nerazglasheniye of information about the patient is designated.

Keywords: administrative law, medical care, medical secret, medical institutions, health care, rights and freedoms of citizens.

Конституция РФ в ст. 23 устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени. Кроме того, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Один из принципов клятвы Гиппократа гласит: «Что бы при лечении, — а также и без лечения, — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что

не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». В данном случае речь идет именно о врачебной тайне, то есть о запрете медицинскому работнику сообщать третьим лицам сведения и информацию, которая стала известна ему в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11] в ст. 13 фиксирует, что врачебная тайна — это сведения о факте обращения гражданина

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Все указанные сведения являются врачебной тайной независимо от того, как сам пациент относится к своему заболеванию и лечению и имеет ли для него этическое значение распространение данных сведений, поскольку сохранение врачебной тайны — безусловное законодательное требование. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе, после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

Следует обратить внимание, что под разглашением врачебной тайны понимается не только ее умышленное сообщение третьим лицам в каких-либо целях, но и ее неумышленное разглашение, например: обсуждение проблем состояния здоровья пациента лечащим врачом в кругу своей семьи, небрежное хранение историй болезни, в результате чего они могут стать доступны третьим лицам, и т.д. При этом не является разглашением врачебной тайны обсуждение состояния здоровья пациента и способах его лечения на совещаниях, консилиумах врачей, так как это — обусловленная необходимость и данные действия направлены на улучшение состояния больного и на повышение эффективности оказания ему медицинской помощи [3, с. 3—18].

Требование о сохранении врачебной тайны, помимо отмеченного Закона, содержится также в иных законодательных и нормативно-правовых актах о вопросах здравоохранения. Так, ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [7] предусматривает, что сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи, составляют врачебную тайну, охраняемую законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.

В соответствии с п. 2 ст. 15 СК РФ результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» [10], лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право, в том числе, на сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непосредственно связанных с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и проведением противоэпидемических мероприятий.

В статье 14 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» установлено, что врачам и иным сотрудникам организаций здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте. Разглашение таких сведений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. ст. 13.14 КоАП РФ, ст. 137 УК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [9] регламентировано, что медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне. За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лица, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими своих служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, с. 20-35].

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были разработаны Методические рекомендации «Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него» (утв. Федеральным фондом ОМС 27 октября 1999 г. [13]; действуют в части, не противоречащей законодательству). В данных методических рекомендациях предложен механизм обеспечения прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается только с письменного согласия гражданина или его законного представителя.

Вместе с этим многие организационно-правовые вопросы обеспечения охраны врачебной тайны в нормативных актах до конца не решены. Так, ввиду больших различий в материально-техническом оснащении медицинских учреждений, актуальны вопросы сохранности бумажных источников (например, историй болезни), компьютерной информации, содержащей сведения о пациентах, запрета доступа к медицинским документам медицинского персонала, не имеющего прямого отношения к лечению больного [3, с. 15-22].

Информированность согласия достигается путем предоставления пациенту в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, о связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях и предполагаемых результатах оказания медицинской помо-

щи. При этом законодательно полностью не решен вопрос об отнесении согласия пациента на медицинское вмешательство к врачебной тайне.

Реализация процедурных аспектов сохранности анализируемых сведений на практике вызывает определенные трудности, связанные с дефицитом времени врача при обслуживании пациента. Вопрос об объеме информации, которая должна быть предоставлена пациенту о состоянии его здоровья, и ее засекречивания стал предметом рассмотрения и в научных исследованиях. При этом авторы изучали зарубежную практику, в соответствии с которой выделяется два основных подхода к разрешению данной проблемы. При первом подходе используется так называемая теория профессионального стандарта, когда объем необходимой для пациента информации определяет врач, исходя из собственных представлений об этом. Второй подход получил название «теория разумного пациента», и в этом случае врач должен ориентироваться на представления среднестатистического пациента о необходимой, достаточной и достоверной информации, которая нужна для принятия осознанного решения по поводу медицинского вмешательства и отнесения его к врачебной тайне [2].

Вопросы сохранения врачебной тайны часто становятся предметом рассмотрения в судах. Апелляционным определением Тульского областного суда от 31 июля 2014 г. по делу № 33-1963 [13] было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа медицинского учреждения в выдаче для ознакомления карты стационарного больного, об обязании ответчика выдать для ознакомления карту стационарного больного, поскольку разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, недопустимо, супруг истца согласия на получение истцом информации об имеющихся у него заболеваниях, о проведенном лечении не давал, законным представителем умершего супруга истец не является.

По другому делу было правомерно отказано в удовлетворении иска о признании права на ознакомление с документацией и возложении обязанности выдать копию, поскольку законом не предусмотрено преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

доставление родственнику умершего пациента сведений, содержащих врачебную тайну, при отсутствии такого согласия умершего пациента. В частности, не установлено прекращение действия письменного согласия гражданина на разглашение в отношении него сведений, содержащих врачебную тайну, с момента его смерти, а также обязательной формы составления такого согласия [1].

Важно отметить, что из общего правила сохранения врачебной тайны имеются исключения, которые регламентированы в ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и составляют перечень случаев, когда допустимо предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

Во-первых, сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть сообщены в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, а медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека.

Во-вторых, сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть сообщены при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

В-третьих, сведения должны быть представлены по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля над поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно [8, с. 29-33].

В-четвертых, сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть представлены в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля над исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотичес-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

кие средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию.

В-пятых, сведения, составляющие врачебную тайну, предоставляются родителям и законным представителям в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, больному наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения, а также несовершеннолетнему, больному наркоманией, не достигшему возраста 16 лет и иным несовершеннолетним, не достигшим возраста 15 лет [5, с. 113].

В-шестых, сведения, составляющие врачебную тайну, предоставляются органам внутренних дел в отношении пациента, поступившего для оказания медицинской помощи и в отношении которого есть основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

В-седьмых, сведения, составляющие врачебную тайну, предоставляются военным комиссариатам, кадровым службам и военно-врачебным (врачебно-летным) комиссиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в целях проведения военно-врачебной экспертизы. В данном отношении следует обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» [12] с 1 января 2017 г. правом на получение сведений, составляющих врачебную тайну, могут воспользоваться также уполномоченные лица федеральных государственных органов. Это обусловлено изменениями, согласно которым предусмат-

ривается прохождение военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, исключение военнослужащих и гражданского персонала органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включение их в штатную численность органов прокуратуры Российской Федерации и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также обеспечение деятельности органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Апелляционное Определение Мурманского областного суда от 23 октября 2013 г. по делу № 33-3584 // СПС «Гарант».

[2] Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2016 // СПС «Гарант».

[3] Братановская М.С., Галицкая Н.В. Юридическая характеристика целей, задач и способов государственного управления обеспечением безопасности в России // Гражданин и право. 2013. № 7.

[4] Братановский С.Н. Сущность и виды специальных правовых режимов информации // Гражданин и право. 2012. № 9.

[5] Братановский С.Н., Братановская М.С. Административное право. Практикум // С.Н. Братановский, М.С. Братановская. Москва, 2015.

[6] Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. 2012. № 8.

[7] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.

[8] Галицкая Н.В., Братановский С.Н. Понятие и содержание контроля и надзора в области обеспечения безопасности // Вестник

Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6 (195).

[9] Собрание законодательства Рос. Федерации. 1995. № 43. Ст. 4070.

[10] Собрание законодательства Рос. Федерации. 2001. № 26. Ст. 2581.

[11] Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

[12] Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 23. Ст. 2930.

[13] СПС «Гарант».

Spisok literatury:

[1] Apellyacionnoe Opredelenie Murman-skogo oblastnogo suda ot 23 oktyabrya 2013 g. po delu № 33-3584 // SPS «Garant».

[2] Belyaninova Yu.V., Guseva T.S., Zaxarova N.A., Savina L.V., Sokolova N.A., Xlistun Yu.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovax oxrany' zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii». 2016 // SPS «Garant».

[3] Bratanovskaya M.S., Galickaya N.V. Yuridicheskaya xarakteristika celej, zadach i sposobov gosudarstvennogo upravleniya obespecheniem bezopasnosti v Rossii // Grazhdanin i pravo. 2013. № 7.

[4] Bratanovskij S.N. Sushhnost' i vidy' special'ny'x pravovy'x rezhimov informacii // Grazhdanin i pravo. 2012. № 9.

[5] Bratanovskij S.N., Bratanovskaya M.S. Administrativnoe pravo. Praktikum // S.N. Bratanovskij, M.S. Bratanovskaya. Moskva, 2015.

[6] Bratanovskij S.N., Lapin S.Yu. Pravo na dostup k informacii kak e'lement konstituci-onnogo prava na informaciyu // Grazhdanin i pravo. 2012. № 8.

[7] Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov Rossijskoj Federacii i Verxovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. 1992. № 33. St. 1913.

[8] Galickaya N.V., Bratanovskij S.N. Ponyatie i soderzhanie kontrolya i nadzora v oblasti obespecheniya bezopasnosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2013. № 6 (195).

[9] Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1995. № 43. St. 4070.

[10] Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2001. № 26. St. 2581.

[11] Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2011. № 48. St. 6724.

[12] Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2014. № 23. St. 2930.

[13] SPS «Garant».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.