Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ'

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / HEALTH CARE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / PUBLIC AUTHORITIES / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MEDICAL INSTITUTIONS / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Алексей Сергеевич

В научной публикации анализируются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, направленные на охрану здоровья граждан, анализируются организационно-правовые аспекты жизнедеятельности отечественной системы здравоохранения. Рассматриваются нормативные акты, посвященные данным вопросам. Обозначаются позиции ученых-правоведов, касающиеся функционирования государственных органов управления здравоохранением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF FEDERAL PUBLIC AUTHORITIES IN THE SPHERE OF HEALTH PROTECTION

In the scientific publication the powers of public authorities of the Russian Federation directed to protection of public health are analyzed, organizational and legal aspects of activity of a domestic health care system are analyzed. The regulations devoted to the matters are considered. The positions of scientists-jurists concerning functioning of public authorities of management of health care are designated

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ»

ф

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

О^ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА

УДК - 342 КИСЕЛЕВ Алексей Сергеевич,

ББК - 67 аспирант кафедры конституционного

и административного права Международного независимого эколого-политологического университета

12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В научной публикации анализируются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, направленные на охрану здоровья граждан, анализируются организационно-правовые аспекты жизнедеятельности отечественной системы здравоохранения. Рассматриваются нормативные акты, посвященные данным вопросам. Обозначаются позиции ученых-правоведов, касающиеся функционирования государственных органов управления здравоохранением.

Ключевые слова: административное право, полномочия, медицинская помощь, государственные органы, медицинские учреждения, здравоохранение, права и свободы граждан.

KISELYOV Alexey Sergeyevich,

graduate student of department of the constitutional and administrative law of the International independent ekologo-politological university

POWERS OF FEDERAL PUBLIC AUTHORITIES IN THE SPHERE OF HEALTH PROTECTION

Abstract. In the scientific publication the powers of public authorities of the Russian Federation directed to protection of public health are analyzed, organizational and legal aspects of activity of a domestic health care system are analyzed. The regulations devoted to the matters are considered. The positions of scientists-jurists concerning functioning of public authorities of management of health care are designated.

Keywords: administrative law, powers, medical care, public authorities, medical institutions, health care, rights and freedoms of citizens.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством, которое осуществляет свои функции, в том числе, в сфере охраны здоровья через систему органов государственной власти. На федеральном уровне органами государственной власти в Российской Федерации являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Каждый орган государственной власти имеет свою структуру и наделен своими полномочиями. В части 1 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11] определены полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья. В специальной литературе отмечается, что полномочие — это право и/или возможность высказывать предложения, предписывать и давать указания, обязательные для выполнения без уговоров, торгов и применения силы. Должностные лица имеют право принимать решения или давать указания в силу данных им полномочий и сложившейся практики. Полномочия означают наличие определенной должности и связь этой должности с определенным набором правил. Однако это еще не гарантирует выполнения указаний без принуждения, уговоров или силы. Таким образом, есть различие в полномочиях de-jure (при которых право совершать какие-то действия может быть обжаловано) и de-facto (дающее практический положительный результат). Иное различие проводится между должностным лицом, наделенным полномочиями в силу своего служебного положения, и человеком, обладающим таким правом в силу того, что является авторитетом в данной области. Иногда эти два варианта сосуществуют в одном лице [6, с. 87].

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [10] (ст. 16) Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе, в сфере здравоохранения, принимает меры к реа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

лизации прав граждан на охрану здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Задачи единой государственной политики в области здравоохранения — обеспечение мер к сохранению и укреплению здоровья граждан, отнесение здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с государственными стандартами качества; издание законодательных и нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья и обеспечение их исполнения на всей территории Российской Федерации, координация полномочий в сфере охраны здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан, развитие международного сотрудничества и т.д. [3, с. 134]

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [12], целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. К числу основных задач данной Программы отнесено обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе, детей; обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей, и т.д.

Управление федеральной государственной собственностью, используемой и в сфере охраны здоровья, отнесено к компетенции органов государственной власти РФ, в частности Правительства РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ и ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Управление государственной собственностью представляет собой комплекс действий органов государственной власти по определению государственной политики в области государственной собственности, то есть ее учет, классификация, распределение и разграничение ее объектов, осуществление непосредственного управления, включающего совершение сделок, передача в оперативное управление и т.д. [4, с. 12, 13]

В компетенцию органов государственной власти входит организация системы санитарной охраны территории РФ, а также организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данные полномочия реализуются в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [13].

Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. Ввоз на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством РФ [1].

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (т.е. деятельность по предупреждению, обнару-

жению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания) осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.

Кроме того, органы государственной власти РФ проводят мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, на ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах. Полномочия органов государственной власти в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9]. Так, Президент РФ определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при чрезвычайных ситуациях на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в обла-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера; определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д. Органы государственной власти осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, обеспечивают организацию и контроль в сфере охраны здоровья, в том числе, над соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья [2, с. 15-22].

К компетенции органов государственной власти относится ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» [14].

Установление порядка медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья в настоящее время является одной из актуальных задач здравоохранения. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации принимаются меры к развитию всех систем в сфере охраны здоровья, в том числе и частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Государственно-частное партнерство необходимо рассматривать как механизм, способный качественно изменить эффективность использования ресурсов здравоохранения и управления данной системой, улучшить ситуацию за счет государственных источников инвестиций, оптимизации расходов. Организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, также относится к компетенции органов государственной власти РФ [5, с. 11-26].

Реализация данной компетенции осуществляется путем передачи Министерству здравоохранения ассигнований из федерального бюджета РФ с указанием вида и профиля медицинской помощи и организации, оказывающей данную помощь на основе государственного задания, а также путем издания нормативно-правовых документов, обязательных для исполнения на всей территории РФ. Так, например, Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы утвержден приказом Минздрава России от 29 декабря 2014 г. № 930н [7].

Приказом Минздрава России от 28 декабря 2015 г. № 1014н [8] утвержден Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых, в том числе, являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету.

Кроме того, органы государственной власти РФ обеспечивают организацию медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. В компетенцию органов государственной власти РФ входит также организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного пита-

ния, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в необходимых случаях.

Список литературы:

[1] Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2016 // СПС «Гарант».

[2] Братановская М.С., Галицкая Н.В. Юридическая характеристика целей, задач и способов государственного управления обеспечением безопасности в России // Гражданин и право. 2013. № 7.

[3] Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». Москва, 2011. Сер. «Высшее образование» (2-е издание).

[4] Братановский С.Н., Братановская М.С. Государственное управление: сущностные признаки и элементы // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики: Материалы конференции. 2014.

[5] Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Понятие и содержание права на доступ к информации // Гражданин и право. 2013. № 4.

[6] Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2015.

[7] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 г. № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» // Российская газета. 2015. 21 января.

[8] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2015 г. № 1014н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюд-

жета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету» // Российская газета. 2016. 20 января.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

[10] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

[11] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 17. Ст. 2057.

[13] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

[14] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3451.

Spisok literatury:

[1] Belyaninova Yu.V, Guseva T.S., Zaxarova N.A., Savina L.V., Sokolova N.A., Xlistun Yu.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovax oxrany' zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii». 2016 // SPS «Garant».

[2] Bratanovskaya M.S., Galickaya N.V. Yuridicheskaya xarakteristika celej, zadach i sposobov gosudarstvennogo upravleniya obespecheniem bezopasnosti v Rossii // Grazhdanin i pravo. 2013. № 7.

[3] Bratanovskij S.N. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik dlya studentov, obucha-yushhixsya po napravleniyu i special'nosti « Yurisprudenciya». Moskva, 2011. Ser. «Vy'sshee obrazovanie» (2-e izdanie).

[4] Bratanovskij S.N., Bratanovskaya M.S. Gosudarstvennoe upravlenie: sushhnostny'e priznaki i e'lementy' // V sbornike: Innova-cionnoe razvitie rossijskoj e'konomiki: Materialy' konferencii. 2014.

[5] Bratanovskij S.N., Lapin S.Yu. Ponyatie i soderzhanie prava na dostup k informacii // Grazhdanin i pravo. 2013. № 4.

[6] Muxaev R.T. Sistema gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana, 2015.

[7] Prikaz Ministerstva zdravooxraneniya RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 930n «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii okazaniya vy'soko-texnologichnoj medicinskoj pomoshhi s primeneniem specializirovannoj informacionnoj

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

в1в1ету'» // Иовв^вкауа gazeta. 2015. 21 уапуагуа.

[8] Pгikaz Ministeгstva zdravooxraneniya RF ot 28 dekabгya 2015 g. № 1014п «ОЬ utverzhdenii регееЬпуа fedeгal'ny'x gosudaгstvenny'x uchгezhdenij, okazy'vayushhix vy'sokotexno-logiеhnuyu mediеinskuyu pomoshh', ne vklyuеhennuyu v bazovuyu pгogгammu obyazatel'nogo mediеinskogo stгaxovaniya, za sеhet byudzhetny'x assignovanij fedeгal'nogo byudzheta, istoеhnikom ^^гу^ v tom еhisle yavlyayutsya ту^ mezhbyudzhetny'e tгansfeгty', pгedostavlyaemy'e iz byudzheta Fedeгal'nogo fonda obyazatel'nogo mediеin-skogo stгaxovaniya fedeгal'nomu byudzhetu» // Rossijskaya gazeta. 2016. 20 yanvaгya.

[9]Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fedeгaеii. 1994. № 35. St. 3648.

[10] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fedeгaеii. 1997. № 51. St. 5712.

[11] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fedeгaеii. 2011. № 48. St. 6724.

[12] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fedeгaеii. 2014. № 17. St. 2057.

[13] Fedeгal'ny'j zakon ot 30 maгta 1999 g. № 52-FZ «О sanitarno-e'pidemiologicheskom blagopoluеhii naseleniya» // Sobгanie zakonoda-tel'stva Rossijskoj Fedeгaеii. 1999. № 14. St. 1650.

[14] Fedeгal'ny'j zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 152-FZ «О peгsonal'ny'x danny'x» // Sobгanie zakonodatel'stva Rossijskoj Fedeгaеii. 2006. № 31 (еЬ I). St. 3451.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.