Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИУ И СИЗО'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИУ И СИЗО Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
166
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОНОС / СОКРЫТИЕ / КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОБНАРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Денисенко Олег Игоревич

Работа посвящена организационно-правовым аспектам использования технических средств для обнаружения наркотических и психотропных веществ в ИУ и СИЗО. Рассмотрены основные способы их поступления с акцентированием внимания на таком способе, как пронос наркотических средств и (или) психотропных веществ через контрольно-пропускной пункт различных субъектов. Выявлены проблемные аспекты досмотровых мероприятий, проводимых сотрудниками УИС ФСИН России на данном пункте. Проблема заключается в не урегулированном на сегодняшний день перечне используемых технических средств обнаружения наркотических средств и (или) психотропных веществ в процессе прохода лиц на территорию исправительного учреждения или следственного изолятора. В работе рассмотрены некоторые тактико-технические данные технических средств, которые используются таможенными органами, которые могут быть использованы и сотрудниками УИС. Предложены некоторые варианты решения рассматриваемых проблем путем внесения в нормативно-правовые акты Федеральной службы исполнения наказаний норм, устанавливающих порядок и условия использования технических средств по обнаружению наркотических средств и (или) психотропных веществ на контрольно-пропускном пункте людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Денисенко Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE TECHNICAL MEANS USAGE FOR DETECTING NARCOTIC DRUGS AND (OR) PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN PENAL INSTITUTIONS

The work is devoted to the organizational and legal aspects and the flow of narcotic drugs and (or) psychotropic substances into the territory of correctional institutions or pre-trial detention centers for convicts in various ways. The main methods of their receipt are considered, with an emphasis on such a method as bringing narcotic drugs and (or) psychotropic substances through the checkpoint of various subjects. The problematic aspects of the inspection activities at this point, which are carried out by penal employees, have been identified. The problem lies in the currently unregulated list of the use of technical means for detecting narcotic drugs and (or) psychotropic substances in the process of the passage of persons into the territory of a correctional institution or a pre-trial detention center. The paper considers some tactical and technical data of technical means that are used by customs authorities, which can serve as an example of their implementation in the penal system of Russia. Some options are proposed for solving the problems under consideration by introducing norms into the regulatory legal acts of the Federal Penitentiary Service of Russia that establish the procedure and conditions for the use of technical means for the detection of narcotic drugs and (or) psychotropic substances at the checkpoint of people.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИУ И СИЗО»

DOI 10.37523/SUI.2021.99.21.017 УДК 343.8

Денисенко Олег Игоревич Oleg I. Denisenko

преподаватель кафедры управления Lecturer of the Department of Management

и информационно-технического and IT Support of Penal System,

обеспечения деятельности УИС, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Самарский юридический институт ФСИН России, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: suisamara@yandex.ru

e-mail: suisamara@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИУ И СИЗО

Аннотация. Работа посвящена организационно-правовым аспектам использования технических средств для обнаружения наркотических и психотропных веществ в ИУ и СИЗО. Рассмотрены основные способы их поступления с акцентированием внимания на таком способе, как пронос наркотических средств и (или) психотропных веществ через контрольно-пропускной пункт различных субъектов. Выявлены проблемные аспекты досмотровых мероприятий, проводимых сотрудниками УИС ФСИН России на данном пункте. Проблема заключается в не урегулированном на сегодняшний день перечне используемых технических средств обнаружения наркотических средств и (или) психотропных веществ в процессе прохода лиц на территорию исправительного учреждения или следственного изолятора.

В работе рассмотрены некоторые тактико-технические данные технических средств, которые используются таможенными органами, которые могут быть использованы и сотрудниками УИС.

Предложены некоторые варианты решения рассматриваемых проблем путем внесения в нормативно-правовые акты Федеральной службы исполнения наказаний норм, устанавливающих порядок и условия использования технических средств по обнаружению наркотических средств и (или) психотропных веществ на контрольно-пропускном пункте людей.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, пронос, сокрытие, контрольно-пропускной пункт, технические средства, обнаружение.

REVISITING THE TECHNICAL MEANS USAGE FOR DETECTING NARCOTIC DRUGS AND (OR) PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN PENAL INSTITUTIONS

Summary. The work is devoted to the organizational and legal aspects and the flow of narcotic drugs and (or) psychotropic substances into the territory of correctional institutions or pre-trial detention centers for convicts in various ways. The main methods of their receipt are considered, with an emphasis on such a method as bringing narcotic drugs and (or) psychotropic substances through the checkpoint of various subjects. The problematic aspects of the inspection activities at this point, which are carried out by penal employees, have been identified. The problem lies in the currently unregulated list of the use of technical means for detecting narcotic drugs and (or) psychotropic substances in the process of the passage of persons into the territory of a correctional institution or a pre-trial detention center.

The paper considers some tactical and technical data of technical means that are used by customs authorities, which can serve as an example of their implementation in the penal system of Russia.

Some options are proposed for solving the problems under consideration by introducing norms into the regulatory legal acts of the Federal Penitentiary Service of Russia that establish the procedure and conditions for the use of technical means for the detection of narcotic drugs and (or) psychotropic substances at the checkpoint of people.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, carrying, concealment, checkpoint, technical means, detection.

Одной из актуальных проблем деятельности органов и учреждений уголовно -исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) является борьба с поступлением в места лишения свободы запрещенных предметов. С каждым днем происходит увеличение спектра способов передачи запрещенных веществ. Сейчас процесс переброса, передачи и проноса

© 2021 Денисенко О. И.

запрещенных веществ на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов происходит через контрольно-пропускной пункт, сотрудников учреждений УИС, граждан, а также посредством беспилотных воздушных судов.

В 2019 г. за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и (или) психотропных веществ (далее - НО НС и ПВ) отбывали наказание в исправительных колониях (далее - ИК) 120 100 взрослых осужденных [1]. Судебно-следственная практика показала, что лицо, находящееся в ИУ или СИЗО, как наркозависимое, так и разовый потребитель, любым способом пытается приобрести НС, другие препараты, по свойствам равные набору наркотической дозы для удовлетворения своих потребностей [2]. В некоторых случаях лицо совершает членовредительство, чтобы его перевели на более легкие условия содержания, и посредством этого иметь возможность ухищренным способом получить лекарства со стороны медицинского персонала и удовлетворить свои потребности. При этом стоит отметить, что НС и ПВ содержатся в перечне вещей, продуктов питания, предметов, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах либо приобретать. Согласно статистическим данным в 2019 г. на территории мест лишения свободы было изъято 65 505,447 г НС и ПВ [3]. В данную статистику входят преступления в сфере НО НС и ПВ, совершаемые не только осужденными, отбывающими наказание в ИУ или СИЗО, но и сотрудниками УИС и иными лицами, поскольку передача либо попытка передачи данных средств и (или) веществ подразумевает обязательное участие помимо осужденных и других лиц.

Для поступления ИУ или СИЗО данных средств и (или) веществ правонарушители используют определенные способы, а для того, чтобы не быть обнаруженными, - различные ухищрения.

НС и ПВ в ИУ или СИЗО поступают, как правило, посредством:

1) переброса данных средств и веществ на территорию ИУ или СИЗО, куда имеют доступ осужденные;

2) проноса их сотрудниками УИС;

3) проноса их вольнонаемным персоналом, работающим в ИУ или СИЗО на основании трудового договора;

4) сокрытия их в посылках, передачах и бандеролях осужденным;

5) проноса их гражданами, прибывшими к осужденным на свидание;

6) провоза их с использованием транспортного средства;

7) использования беспилотных летательных аппаратов;

8) самостоятельного выращивания и изготовления НС и ПВ и др.

Рассмотрим подробнее способы поступления через контрольно-пропускной пункт людей (далее - КПП-Л) ИУ или СИЗО, так как они являются самыми распространенными (пункты 2, 3 и 5 вышеуказанных способов).

Пронос данных средств и (или) веществ на территорию ИУ или СИЗО в первую очередь осуществляется из-за невыполнения в достаточной степени или недостаточной эффективности обысковых и досмотровых мероприятий. Досмотр и обыск являются режимными мероприятиями, во время которых сотрудниками производятся поисковые действия по обнаружению запрещенных предметов и веществ.

Поступление НС и ПВ через сотрудников ИУ или СИЗО считается наиболее популярным способом передачи данных средств и (или) веществ в ИУ или СИЗО. Как правило, данные действия осуществляют сотрудники ИУ или СИЗО не из числа отдела охраны, а из отделов, осуществляющих свою деятельность непосредственно на территории внутренней запретной зоны, так как непосредственно контактируют с осужденными (например, сотрудники отдела режима или безопасности, оперативного и иных отделов ИУ или СИЗО). Более того, сотрудники отдела безопасности ИУ или режима в СИЗО отчасти причастны к допущению данного правонарушения, так как поступление НС и ПВ осуществляется непосредственно через КПП-Л, на котором досмотр лиц, пытающихся пройти во внутреннюю запретную зону, осуществляют в основном сотрудники данных отделов. Это связано с тем, что они, как правило, лояльно относятся к данному процессу и выполняют не в той мере, которая предусмотрена законодателем. Чаще всего можно заметить, что процесс досмотра сотрудников УИС ограничивается применением портативного металлообнаружителя (например, АКА-720М) и просьбой выложить металлические предметы из карманов.

В ходе негласных проверок устанавливалось, что сотрудники групп досмотра по ряду причин иногда формально подходят к досмотру сотрудников и работников учреждений, прибывающих на службу. Это может быть и прямая подчиненность, страх, близкие (дружеские) или иные доверительные отношения между сотрудниками, что приводит к послаблению пропускного режима. Также не во всех учреждениях УИС имеются помещения для проведения тщательного досмотра, отвечающие установленным требованиям. В проходном коридоре стационарный металлообна-ружитель зачастую находится в отключенном режиме, ввиду близости металлоконструкций помещения и помех от металла.

При этом НС и ПВ могут скрываться в швах одежды, головном уборе, непосредственно на теле, обуви и иных местах. Например, пронос данных средств и (или) веществ сотрудниками УИС может осуществляться в заранее приготовленном скрытом для проноса месте в каблуке обуви. Соответственно применение металлообнаружителя типа АКА-720М, относящегося к техническим средствам охраны (далее - ТСО), без дальнейшего тщательного досмотра не решит проблему проноса данных средств и (или) веществ.

Пронос НС и ПВ через граждан, прибывших к осужденным на свидание, также является одним из способов передачи их во внутреннюю запретную зону ИУ или СИЗО. В данном случае передача данных средств и (или) веществ производится от супруги (супруга) и иных лиц к осужденным, как правило, именно во время проведения длительного свидания, так как в основном данным лицам предоставляется отдельная комната на территории ИУ или СИЗО, запираемая ими изнутри до 3 суток. При этом лица, явившиеся на длительные свидания с осужденными, перед их проведением подвергаются полному досмотру. Однако применение ими различных ухищрений с целью скрыть НС и ПВ, а также их нетщательный полный досмотр приводит к возможности проноса данных средств и (или) веществ осужденным в ИУ или СИЗО. Досмотр граждан, прибывших к осужденным на свидание, осуществляется, как правило, аналогично досмотру сотрудников УИС. Досмотр с применением ТСО ограничивается портативным металлообнаружителем (например, АКА-720М).

Наряду с этим существует проблема нормативного регулирования полномочий сотрудника УИС, осуществляющего досмотр прибывающих лиц. Так, службы безопасности в аэропортах имеют достаточные основания для осуществления обыска граждан, осуществляющих посадку на рейсы, хотя являются гражданскими лицами. Вместе с тем, полномочия сотрудника УИС как законного представителя органов исполнительной власти существенно ограничены в рассматриваемом направлении. Определен перечень лиц, не подлежащих досмотру при входе в учреждения, к которым относятся в том числе: уполномоченные по правам человека при проверке ими учреждения по поступившим жалобам; лица, в производстве которых находятся уголовные дела в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных; лица, которые обладают правами контроля и надзора за местами содержания под стражей, и пр. В учреждениях УИС неоднократно имели место факты задержания таких лиц, за попытку доставки запрещенных предметов заключенным.

Профилактика поступления НС и ПВ в ИУ или СИЗО может минимизировать использование данных процессов. Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Профилактика правонарушений в учреждениях УИС регламентируется ведомственным нормативно-правовым актом - Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72 ©Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [4].

Однако технические средства, способствующие обнаружению НС и ПВ, как средства профилактики правонарушений в УИС на сегодняшний день используются не во всех СИЗО или ИУ.

Как было сказано выше, применение металлообнаружителя типа АКА-720М, относящегося к ТСО, без дальнейшего тщательного досмотра не решит проблему проноса наркотических средств и (или) психотропных веществ. Не стоит забывать о записи разговора в проходном коридоре по пропуску людей, а именно на втором посту, где постовой проговаривает фразу о необходимости сдачи аудио-, видео-, спиртосодержащих и наркотических веществ в ячейку хранения ИУ. Выявляли случаи, что при проносе запрещенных веществ на территорию исправительных учреждений посетители объясняли свои действия незнанием перечня запрещенных веществ в ИК или СИЗО и игнорировали разговор с постовым в проходном коридоре. Также при запросе аудиозаписи разговора в проходном коридоре в некоторых случаях их не обнаружили ввиду поломки или

неисправности оборудования. В данный период происходит апгрейд проходного коридора, и фраза о проносе запрещенных веществ проигрывается постоянно, микрофон устанавливается с усилителем сигнала в проходном коридоре, что позволяет фиксировать общение всех лиц, проходящих через него, даже при самом низком голосе или разговоре шепотом.

Ниже рассмотрим ТСО, используемые для предотвращения проноса запрещенных веществ. В качестве положительного примера можно привести практику использования технических средств таможенных органов, направленных на обнаружение НС и ПВ, а также пресечение перемещения через границу, которые возможно использовать в УИС. Раскроем потенциал каждого технического средства посредством краткого описания его функционала и возможностей.

1. Рентгеновский сканер «Homoscan» предназначен для досмотра человека и позволяет проходить процедуру досмотра без снятия верхней одежды более тысячи раз за год без ущерба для здоровья. Оператор полностью защищен от воздействия на него излучения, которое составляет 0,25 микрозиверт, что в два десятка раза меньше воздействия флюорографии. Такие системы являются дорогостоящими и требуют специализированного обучения для грамотного использования и успешного выявления запрещенных предметов. В базовую возможность входит автоматическое и ручное сохранение скана и сохранение архива до 100 тысяч изображений. Сканер достаточно масштабен (высота свыше 2,5 м), и его установка должна проходить в просторном помещении для циркуляции воздуха, с высокими потолками. И необходима система кондиционирования ввиду нагрева оборудования. Сканер позволяет напечатать чек с датой, временем и дозой излучения.

Рис. 1. Homoscan

2. Рентгено-телевизионная система досмотра багажа Inspector система позволяет выявлять подозрительные предметы, скрытые в ручной клади, багаже и малогабаритном грузе. Система обладает многими возможностей: режим непрерывного досмотра; сохранение изображение; архив; окрашивание изображений объектов шестью цветами по составу и толщине и т. д. С использованием «фильтра» (негатив и т. п.) через данную систему будет сложно пронести запрещенные предметы. Система позволяет из архива извлечь на флеш-накопитель изображение досмотра ручной клади или багажа, а так же отсортировать архив по дате и времени.

Рис. 2. Inspector

3. Ионно-дрейфовый детектор «Кербер» предназначен для обнаружения малолетучих органических веществ, находящихся на пальцах, одежде людей, обуви, на поверхности различных предметов. Детектор работает непрерывно 4 часа от одной батареи, имеет возможность замены батареи на «Горячую» и не требует дополнительных модулей. Детектор выявляет такие вещества, как героин, амфетамин, метамфетамин, кокаин, и др. Детектор прост в использовании и не требует специализированного обучения. Сотрудник УИС при применении данного технического средства именно на КПП-Л заметно снизит процесс поступления на территорию ИУ или СИЗО запрещенных веществ.

Рис. 3. Кербер

4. Детектор наркотических средств SABRE 4000. Детектор предназначен для отбора и анализа микрочастиц и паров взрывчатых веществ, наркотиков, отравляющих веществ. Микрочастицы отбирают на фильтр, помещенный в прибор, где проводится автоматический экспресс -анализ. Детектор прост в использовании и не требует специализированного обучения, что позволяет инспектору УИС повысить шанс обнаружения запрещенных веществ при досмотре на КПП -Л. Детектор малогабаритный и легко поместится в камеру хранения, а 3,5-дюймовый цветной дисплей с легкостью отобразит до 40 веществ на объекте.

Рис. 4. SABRE 4000

5. IONSCAN 400 предназначен для проверки НС и ПВ. Достаточно провести специальной салфеткой по поверхности или ручной клади и поместить специальную салфетку в прибор для анализа, длительность которого составляет порядка 10 секунд. Результат анализа представлен на экране. Данное устройство также используют для обеспечения безопасности в Великобритании и США. Благодаря данному прибору можно обнаружить порядка сорока различных видов наркотиков. Такие системы являются дорогостоящими и требуют специализированного обучения для грамотного использования и успешного выявления запрещенных предметов.

Рис. 5. IONSCAN 400

Одними из основных задач УИС являются надежная охрана и надзор. Огромную роль в решении данных задач играет внедрение современных технических средств охраны и надзора в оперативно-служебную деятельность учреждений ФСИН России.

Таким образом, считаем необходимым ввести в действующие нормативные акты, регламентирующие использование ТСО, нормы, которые бы установили порядок и условия использования технических средств для выявления незаконного перемещения НС и ПВ. При этом следует обязательно установить перечень технических средств, устанавливаемых на КПП-Л. Использование данных технических средств именно на КПП-Л позволит, по нашему мнению, сократить поступления на территорию ИУ или СИЗО НС и ПВ. Но не стоит забывать и об обслуживании данной техники, так как для установки и реализации правильного использования необходим квалифицированный персонал, который сможет обеспечить правильную эксплуатацию и обучить сотрудников пропускного режима пенитенциарной системы в полной мере использовать возможности данной системы.

Библиографический список

1. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главный информационно-аналитический отдел. Статистическая информация: офиц. сайт. URL: http://fsin.su/structui^/inspector/iao/statistika/Xarka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 11.10.2020).

2. Насреддинова К. А. Особенности профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств в следственных изоляторах // Вестник Самарского юридического института:научно-практический журнал. № 4 (26) / 2017. С. 76-78.

3. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главный информационно-аналитический отдел. Статистическая информация: офиц. сайт. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 11.10.2020).

4. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 (ред. от 02.11.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28535) // Российская газета. 2013. №119.

References

1. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [Characteristics of persons held in correctional colonies for adults]. FSIN Rossii. Glavnyi informatsionno-analiticheskii otdel. Statisticheskaya informatsiya: ofits. sait [FSIN of Russia. Main information and analytical department. Statistical information: official. website ]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (Accessed: 02.04.2021) [in Russian].

2. Nasreddinova K. A. Osobennosti profilaktiki prestuplenii v sfere nezakonnogo oborota narko-ticheskikh sredstv v sledstvennykh izolyatorakh [Features of the prevention of crimes in the field of illegal drug trafficking in pre-trial detention centers]. VestnikSamarskogoyuridicheskogo instituía: nauchno-prakiicheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2017, no. 4 (26), pp. 76-78 [in Russian].

3. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [Characteristics of persons held in correctional colonies for adults]. FSIN Rossii. Glavnyi informatsionno-analiticheskii otdel. Statisticheskaya informatsiya: ofits. sait [FSIN of Russia. Main. information and analytical department. Statistical information: official. website ]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (Accessed: 02.04.2021) [in Russian].

4. Ob utverzhdenii Instruktsii po profilaktike pravonarushenii sredi lits, soderzhashchikhsya v uchrezhdeniyakh ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: Prikaz Minyusta Rossii ot 20.05.2013 no. 72 (red. ot 02.11.2018) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.05.2013 no. 28535) [On the approval of the Instructions for the prevention of offenses among persons held in institutions of the penal system: order of the Ministry of Justice of Russia dated 05.20.2013 no. 72 (as amended on 02.11.2018) (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 27.05.2013 no. 28535)]. Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2013, no. 119 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.