Научная статья на тему 'Организационно-правовой механизм воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного терроризма на территорию ОДКБ'

Организационно-правовой механизм воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного терроризма на территорию ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
организационно-правовой механизм / государства – члены ОДКБ / международный терроризм / уголовно-правовые меры / административно-правовые меры / оперативно-розыскные меры / международная (транснациональная) безопасность / organizational and legal mechanism / CSTO member states / international terrorism / criminal-legal measures / administrative-legal measures / operational-search measures / international (transnational) security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Михайлович Воронов

Целью работы является совершенствование организационно-правового механизма воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного терроризма на территорию Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ). Во введении на основе анализа состояния международной обстановки, реалий внутриполитического развития государств – членов ОДКБ автор делает вывод о появлении новых угроз и вызовов их суверенитету и территориальной целостности, при этом ОДКБ является единственной международной площадкой на постсоветском пространстве, которая рассматривает вопросы обороны и безопасности как единые и неделимые категории; раскрывается структура Организации и основные функции ее элементов. В основной части на основе анализа нормативной правовой базы в исследуемой сфере раскрывается роль в модельной законотворческой деятельности Экспертно-консультативного совет при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ, рассматриваются основные акты модельного законодательства Организации, на примере деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по подготовке модельного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности Организации осуществлен анализ организационно-правового механизма модельного акта ОДКБ по перекрытию каналов проникновения международного терроризма на территорию государств – членов Организации. Цель данного модельного акта ОДКБ заключается в сближения и гармонизации законодательства Организации по созданию условий и механизмов воспрепятствования использованию легальных каналов для проникновения терроризма на территорию стран – членов ОДКБ. Рассмотрены оперативно-розыскные, уголовно-правовые и административные элементы организационно-правового механизма модельного акта ОДКБ по перекрытию каналов проникновения международного терроризма на территорию государств – членов Организации. В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового механизма перекрытия каналов проникновения международного терроризма на территорию государств – членов Организации. Отмечается, что наибольшая эффективность организационно-правового механизма по выявлению, предупреждению, пресечению противоправной практики участников террористической деятельности достигается в результате комплексного, системного подхода исполнительных органов власти во взаимодействии со специальными службами при активной поддержке населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Михайлович Воронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal mechanism to prevent the use of legal channels for the penetration of international terrorism into the territory of the CSTO

The purpose of the work is to improve the organizational and legal mechanism for preventing the use of legal channels for the penetration of international terrorism into the territory of the CSTO. In the introduction, based on an analysis of the state of the international situation, the realities of the internal political development of the CSTO member states, the author concludes that new threats and challenges to their sovereignty and territorial integrity appear, stumps of this CSTO is the only international platform in the post-Soviet space, which treats defence and security issues as single and indivisible categories, the structure of the Organization and the main functions of its elements are disclosed. The main part, based on the analysis of the regulatory legal framework in the field under study, reveals the role of the Expert Advisory Council under the Council of the CSTO Parliamentary Assembly in model legislative activity, the main acts of model legislation of the Organization are considered, while using the example of the activities of the CSTO Parliamentary Assembly to prepare model legislation in the field of ensuring the national security of the organization, an analysis of the organizational and legal mechanism of the CSTO model act on blocking the channels of penetration of international terrorism into the territory of the member states of the Organization was carried out. The purpose of this CSTO model act is to bring together and harmonize the Organization's legislation on creating conditions and mechanisms to prevent the use of legal channels for the penetration of terrorism into their territory. The author considered the operational-search, criminal-legal and administrative elements of the organizational and legal mechanism of the CSTO model act on blocking the channels of penetration of international terrorism into the territory of the member states of the Organization. In the final part, conclusions and proposals are formed aimed at improving the organizational and legal mechanism for blocking the channels of penetration of international terrorism into the territory of the Member States of the Organization. It is noted that the greatest effectiveness of the organizational and legal mechanism to identify, prevent, suppress the illegal practice of participants in terrorist activities is achieved as a result of a comprehensive, systematic approach of the executive authorities in cooperation with special services, with active support from the population.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой механизм воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного терроризма на территорию ОДКБ»

Международное сотрудничество

Научная статья УДК 342.9

Организационно-правовой механизм воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного

терроризма на территорию ОДКБ

Алексей Михайлович Воронов

ВНИИ МВД России, Москва, Россия alex_voronoff@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Целью работы является совершенствование организационно-правового механизма воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного терроризма на территорию Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ).

Во введении на основе анализа состояния международной обстановки, реалий внутриполитического развития государств - членов ОДКБ автор делает вывод о появлении новых угроз и вызовов их суверенитету и территориальной целостности, при этом ОДКБ является единственной международной площадкой на постсоветском пространстве, которая рассматривает вопросы обороны и безопасности как единые и неделимые категории; раскрывается структура Организации и основные функции ее элементов.

В основной части на основе анализа нормативной правовой базы в исследуемой сфере раскрывается роль в модельной законотворческой деятельности Экспертно-консультативного совет при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ, рассматриваются основные акты модельного законодательства Организации, на примере деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по подготовке модельного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности Организации осуществлен анализ организационно-правового механизма модельного акта ОДКБ по перекрытию каналов проникновения международного терроризма на территорию государств - членов Организации.

Цель данного модельного акта ОДКБ заключается в сближения и гармонизации законодательства Организации по созданию условий и механизмов воспрепятствования использованию легальных каналов для проникновения терроризма на территорию стран - членов ОДКБ. Рассмотрены оперативно-розыскные, уголовно-правовые и административные элементы организационно-правового механизма модельного акта ОДКБ по перекрытию каналов проникновения международного терроризма на территорию государств - членов Организации.

В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового механизма перекрытия каналов проникновения международного терроризма на территорию государств - членов Организации. Отмечается, что наибольшая эффективность организационно-правового механизма по выявлению, предупреждению, пресечению противоправной практики участников террористической деятельности достигается в результате комплексного, системного подхода исполнительных органов власти во взаимодействии со специальными службами при активной поддержке населения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организационно-правовой механизм, государства - члены ОДКБ, международный терроризм, уголовно-правовые меры, административно-правовые меры, оперативно-розыскные меры, международная (транснациональная)безопасность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Воронов А. М. Организационно-правовой механизм воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения международного терроризма на территорию ОДКБ // Научный портал МВД России. 2023. №. 1 (61). С. 122-130.

© Воронов М. А., 2023

International cooperation

Original article

Organizational and legal mechanism to prevent the use of legal channels for the penetration of international terrorism

into the territory of the CSTO

Alexey M. Voronov

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia

alex_voronoff@mail.ru

ABSTRACT. The purpose of the work is to improve the organizational and legal mechanism for preventing the use of legal channels for the penetration of international terrorism into the territory of the CSTO.

In the introduction, based on an analysis of the state of the international situation, the realities of the internal political development of the CSTO member states, the author concludes that new threats and challenges to their sovereignty and territorial integrity appear, stumps of this CSTO is the only international platform in the post-Soviet space, which treats defence and security issues as single and indivisible categories, the structure of the Organization and the main functions of its elements are disclosed.

The main part, based on the analysis of the regulatory legal framework in the field under study, reveals the role of the Expert Advisory Council under the Council of the CSTO Parliamentary Assembly in model legislative activity, the main acts of model legislation of the Organization are considered, while using the example of the activities of the CSTO Parliamentary Assembly to prepare model legislation in the field of ensuring the national security of the organization, an analysis of the organizational and legal mechanism of the CSTO model act on blocking the channels of penetration of international terrorism into the territory of the member states of the Organization was carried out.

The purpose of this CSTO model act is to bring together and harmonize the Organization's legislation on creating conditions and mechanisms to prevent the use of legal channels for the penetration of terrorism into their territory. The author considered the operational-search, criminal-legal and administrative elements of the organizational and legal mechanism of the CSTO model act on blocking the channels of penetration of international terrorism into the territory of the member states of the Organization.

In the final part, conclusions and proposals are formed aimed at improving the organizational and legal mechanism for blocking the channels of penetration of international terrorism into the territory of the Member States of the Organization. It is noted that the greatest effectiveness of the organizational and legal mechanism to identify, prevent, suppress the illegal practice of participants in terrorist activities is achieved as a result of a comprehensive, systematic approach of the executive authorities in cooperation with special services, with active support from the population.

KEYWORDS: organizational and legal mechanism, CSTO member states, international terrorism, criminal-legal measures, administrative-legal measures, operational-search measures, international (transnational) security

FOR CITATION: Voronov A. M. Organizational and legal mechanism to prevent the use of legal channels for the penetration of international terrorism into the territory of the CSTO // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (61). P. 122-130. (In Russ.).

Кратко обращаясь к истории становления и развития Организации Договора о коллективной безопасности, следует отметить, что 15 мая 1992 г. главами государств Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности (далее - ДКБ) с целью объединения совместных усилий по укреплению мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении

которых государства-члены отдают политическим средствам.

Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 г. Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран-участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды (Азербайджан, Грузия и Узбекистан прекратили свое членство в Договоре).

До 2002 г. Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.

Однако только 14 мая 2002 г. в Москве Советом коллективной безопасности было принято Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации (далее - ОДКБ), объединившей Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, которые являются конгломератом независимых демократических государств, стоящих на страже национальных интересов в сфере обеспечения коллективной безопасности.

Государства - члены ОДКБ руководствуются положениями Устава Организации Объединенных Наций, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Устава ОДКБ от 7 октября 2002 г. Договорно-правовая база ОДКБ, помимо уставных документов, насчитывает порядка 50 различных соглашений и протоколов. ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.

Деятельность ОДКБ осуществляется на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства во внутренние дела государств-членов и направлена на укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

При этом следует обратить внимание, что ОДКБ - это единственная международная площадка на постсоветском пространстве, которая рассматривает вопросы обороны и безопасности как единые и неделимые категории.

Обращаясь к структуре Организации Договора о коллективной безопасности, следует отметить, что ее возглавляет Постоянный Совет ОДКБ, в который входят все главы государств-членов, а также генеральный секретарь Организации Станислав Васильевич Зась, который с 1 января 2020 г. решением Совета коллективной безопасности ОДКБ назначен на должность сроком на три года, при этом рабочим органом

Постоянного Совета является Секретариат и Объединенный штаб ОДКБ.

Постоянно действующим органом межпарламентского сотрудничества государств - членов ОДКБ является Парламентская Ассамблея ОДКБ. Следует отметить, что организацию и координацию деятельности по разработке проектов модельных актов ОДКБ осуществляют Секретариат Парламентской Ассамблеи ОДКБ, а также Экспертно-консультативный совет, в котором действуют три постоянных комиссии: по социально-экономическим и правовым вопросам, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по вопросам обороны и безопасности.

При этом особую роль в модельной законотворческой деятельности в ОДКБ играет именно Экспертно-консультативный совет при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ, представленный 79 парламентариями Организации и экспертным сообществом государств - членов ОДКБ, к основным функциям которого относятся: участие в разработке, предварительном рассмотрении и подготовке проектов модельных актов ОДКБ;

обеспечение научной проработки и экспертизы модельных актов ОДКБ;

участие в разработке предложений по изменению национального законодательства государств - членов ОДКБ по направлениям деятельности ОДКБ;

участие в проведении анализа национального законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам обороны, военного строительства и безопасности;

оказание содействия национальным парламентам и органам ОДКБ в формировании методологической базы по вопросам сближения (гармонизации, унификации) законодательства на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

содействие в консультативном и методическом обеспечении национальных парламентов и органов ОДКБ по вопросам, относящимся к компетенции Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Рассматривая систему нормативных актов, регламентирующих деятельность по разработке модельных актов ОДКБ в сфере защиты национальных интересов, следует отметить, что правовую основу деятельности по разработке и подготовке к принятию модельных актов ОДКБ

составляет относительно большой массив доку-ментов1.

Уместно отметить, что модельное законодательство на сегодняшний день является одним из системообразующих элементов интеграционной политики государств - членов ОДКБ, формирующих конкретные правовые механизмы защиты общих для них жизненно важных интересов в сфере обеспечения безопасности.

К числу основных актов модельного законодательства ОДКБ относятся следующие.

1. Модельный кодекс ОДКБ - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, принятый Парламентской Ассамблеей ОДКБ с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах - членах ОДКБ.

В форме кодексов принимаются модельные акты ОДКБ, содержащие все положения или большую часть положений, направленных на формирование системы правового регулирования определенной сферы (отрасли) общественных отношений.

2. Модельный закон ОДКБ - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Парламентской Ассамблеей ОДКБ с целью сближения правового регулирования конкретных ви-

1 Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.; Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2002 г.; Временное положение о Парламентской Ассамблее ОДКБ от 30 марта 2007 г.; Регламент Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ : принят на заседании Совета ПА ОДКБ от 3 апреля 2008 г.; Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности от 16 апреля 2004 г.; Положение об информационно-аналитическом управлении ОДКБ Секретариата Совета

Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Секретариате Парламентской Ассамблеи ОДКБ) : утв. Генеральным секретарем - руководителем Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 21 января 2014 г.; Положение об Экспертно-консультативном совете при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ: утв. постановлением Совета ПА ОДКБ 29 ноября 2021 г.; Положение о постоянных комиссиях Парламентской Ассамблеи ОДКБ от

3 апреля 2008 г.; Положение об Информационно-аналитическом Правовом Центре Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 29 ноября 2021 г.; Концепция сближения и гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере коллективной безопасности от 3 декабря 2009 г.; Основные направления деятельности постоянных комиссий Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 28 ноября 2008 г.; международные договоры, заключенные в рамках ОДКБ; Положение о разработке и принятии модельных законодательных актов, рекомендаций и иных правовых актов Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 28 ноября 2013 г.; иные правовые и распорядительные акты Парламентской Ассамблеи ОДКБ; нормативные правовые акты и распорядительные документы государств - членов ОДКБ, регламентирующие вопросы нормотворческой и правоприменительной деятельности.

дов (групп) общественных отношений в государствах - членах ОДКБ.

Модельные акты ОДКБ, принимаемые в форме модельных законов, направлены на формирование основ правового регулирования основополагающих, наиболее значимых, важнейших общественных отношений, устанавливают отправные начала правового регулирования.

3. Рекомендации ОДКБ - предложения, принятые Парламентской Ассамблеей ОДКБ в установленном порядке с целью сближения (совершенствования) национального законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам общих интересов, приведения его в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ, содействия синхронизации процедур их ратификации и иных международных договоров, участие в которых государств - членов ОДКБ является желательным для достижения общих целей.

Основным документом законотворчества в ОДКБ на среднесрочную перспективу является Программа деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на очередной пятилетний период, принимаемая на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ, их общее количество на 20212025 гг. составило порядка 29 документов, при этом следует обратить внимание, что модельная законодательная база Организации на декабрь 2022 г. насчитывает 82 акта.

Программа обеспечивает решение следующих задач:

содействие реализации заключенных в рамках ОДКБ международных договоров, а также решений Совета коллективной безопасности ОДКБ;

выполнение решений Парламентской Ассамблеи ОДКБ;

расширение взаимодействия Парламентской Ассамблеи ОДКБ с комитетами (комиссиями) парламентов (палат парламентов), межгосударственными органами, научными и экспертными учреждениями государств - членов ОДКБ по совершенствованию правового регулирования перспективных сфер сотрудничества и осуществлению актуальных проектов в целях сближения и гармонизации законодательства государств -членов ОДКБ;

развитие сотрудничества с другими международными организациями в правовой сфере.

Представляется целесообразным на примере деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по подготовке модельного законодатель-

ства в сфере обеспечения национальной безопасности Организации рассмотреть наиболее актуальные документы, подготовленные и утвержденные 5 декабря 2022 г. в Москве на заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ (далее - ПА ОДКБ) по гармонизации законодательства стран - членов Организации. Среди прочего гармонизация коснется законодательства о статусе военнослужащих и приравненных к ним категорий госслужащих, противодействии рискам неконтролируемого распространения виртуальных активов и терроризму на объектах ТЭК, перекрытии каналов проникновения международного терроризма, а также ряда других сфер обеспечения безопасности.

В рамках заявленной проблематики следует осуществить краткий анализ положений модельного акта ОДКБ по перекрытию каналов проникновения международного терроризма на территорию государств - членов Организации, так как данная проблематика является архиактуальной.

Анализ состояния международной обстановки, реалии внутриполитического развития государств - членов ОДКБ позволяют сделать выводы о появлении новых угроз и вызовов их суверенитету и территориальной целостности.

В отношении актуальности рассматриваемой проблематики необходимо отметить, что геополитическая обстановка в мировом социуме остается крайне напряженной. Сегодня «мировое сообщество уходит от биполярного противостояния, основанного на ядерном паритете и стратегическом балансе сил. Мировой социум достаточно основательно убедился в опасности однополярной схемы устройства мира во главе с США и НАТО и склоняется к полицентричной схеме мирового порядка. При этом на мировой геополитической арене в последние годы появились новые влиятельные игроки, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), группа стран БРИКС, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Формируется Евразийский союз» [1].

Следует отметить, что в мире только за два десятилетия XXI в. произошли события, оказавшие большое влияние на глобальную геополитическую картину, среди прочих уместно отметить вопросы активизации террористических групп, таких как ИГИЛ, Талибан, Аль-Каида, Хезболла и проч., запрещенных мировым сообществом.

При таком подходе борьба с международным терроризмом является одним из основных направлений деятельности ОДКБ. Развитие антитеррористической составляющей системы кол-

лективной безопасности ОДКБ как одной из основных стратегических целей ОДКБ закреплено утвержденной решением Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 октября 2016 г. Стратегией коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года.

Здесь уместно отметить, что проблему международного терроризма невозможно решить силами одной страны. В рамках ОДКБ, объединяющей Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, были подготовлены Рекомендации, включающие ряд мероприятий по перекрытию каналов проникновения международного терроризма на территорию государств - членов Организации.

В условиях развития глобализации политических и социально-экономических процессов, активного внедрения в повседневную деятельность цифровых технологий масштабы террористической деятельности и ее формы существенно изменились. Получая поддержку влиятельных покровителей, террористические структуры стали активно использовать легальные каналы для проникновения на территорию иностранных государств. Среди них особое место занимают процессы миграции.

Цель данного модельного акта ОДКБ заключается в сближении и гармонизации законодательства Организации по созданию условий и механизмов воспрепятствования использованию легальных каналов для проникновения терроризма на их территорию.

Рассматривая основные легальные каналы, используемые для проникновения терроризма на территорию государств - членов ОДКБ, следует обратить внимание, что одним из способов проникновения терроризма на территорию государств - членов ОДКБ является легальное пересечение участниками террористической деятельности государственной границы страны пребывания. Этот процесс предлагается именовать скрытой миграцией участников террористической деятельности.

Данное явление существенным образом отличается от незаконной миграции, осуществляемой путем нарушения законодательных процедур въезда (выезда), а также правил пребывания в стране, установленных в государствах - членах ОДКБ.

В ходе скрытой миграции участников террористической деятельности используются легальные каналы пересечения государственной границы государств - членов ОДКБ и легенды прикрытия, а именно:

массовое переселение иностранных граждан;

массовое переселение беженцев, переселенцев;

массовое пребывание мигрантов;

массовое пребывание участников масштабных мероприятий (болельщики, участники конференции и др.);

массовое пребывание туристов и проч.

Наибольшую угрозу для национальной безопасности государств - членов ОДКБ в условиях обострения международной и внутриполитической обстановки могут представлять массовые перемещения иностранных граждан через государственную границу.

Анализ законодательства ОДКБ и государств - членов ОДКБ показывает, что скрытая миграция участников террористической деятельности как цельное явление не рассматривается, поэтому воспрепятствование использованию легальных каналов для их проникновения на территорию государств - членов ОДКБ осуществляется без использования комплексного подхода в рамках функционала правоохранительных органов.

Давая краткую характеристику отдельным видам легальной миграции, следует отметить следующее.

Массовое переселение иностранных граждан. Как правило, данный процесс связан с трудовой миграцией, поэтому относится к плановым мероприятиям.

Массовое переселение беженцев. Этот процесс практически всегда прогнозируем, однако он, как правило, протекает скоротечно. Специальные службы Запада используют беженцев для формирования «спящих» террористических ячеек.

Процесс массового прибытия болельщиков. Он характеризуется скоротечностью, одновременностью и масштабностью. В этом случае внимание правоохранительных органов и специальных служб должно быть сосредоточено на местах скопления болельщиков и поведении их лидеров.

Здесь уместно обратить внимание, что в событиях в Республике Беларусь (2021 г.) и Республике Казахстан (2022 г.) был активно применен канал переброса участников террористической деятельности под видом туристов и просто граждан иностранных государств. Скоординированные действия иностранных спецслужб позволили по заранее намеченному плану сконцентрировать их в нужное время и в нужном месте. Тем самым планировался успех в реализации намеченных ими планов.

Своевременные действия контрразведывательных органов вскрыли намерения иностранных

спецслужб, а организованные и четкие действия правоохранительных органов и армейских подразделений позволили взять ситуацию под контроль и принять эффективные меры по пресечению противозаконной деятельности участников террористических организаций и их пособников2.

Заместитель председателя Комитета Госдумы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции А. Б. Выборный, комментируя внеочередной онлайн-саммит лидеров стран ОДКБ по ситуации в Казахстане, отметил, что «модельное законодательство, которое принимается в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ для решения уставных задач Организации, работает крайне эффективно и результативно. ОДКБ - это единственная международная площадка на постсоветском пространстве, которая рассматривает вопросы обороны и безопасности как единые и неделимые категории» [2].

В целях воспрепятствования использованию легальных каналов для проникновения международного терроризма на территорию государств -членов ОДКБ применяются меры законодательного, оперативно-розыскного и информационного характера. Наибольшая эффективность организационно-правового механизма по выявлению, предупреждению, пресечению противоправной практики участников террористической деятельности достигается в результате комплексного системного подхода исполнительных органов власти во взаимодействии со специальными службами при активной поддержке населения.

Осуществление оперативно-розыскных мер является превалирующим в механизме выявления и перекрытия каналов проникновения международного терроризма на территорию государств -членов ОДКБ. Анализ основных международных правовых актов в сфере противодействия терроризму, в частности модельного Соглашения о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере оперативно-розыскной деятельности, утвержденного постановлением ПА ОДКБ от 30 октября

2 К вопросу. События 2 января 2022 г. В нескольких на-

селенных пунктах Казахстана начались акции протеста. Че-

рез несколько дней они переросли в массовые беспорядки и

нападения на органы власти во многих городах Республики.

6 января по запросу президента Казахстана была объявлена операция ОДКБ в Казахстане, включавшая вооруженные силы России и еще 5 стран и заявленная как миротворческая миссия по охране важных объектов и помощи в поддержании правопорядка. Был объявлен режим антитеррористической операции, начались зачистки городов от протестующих. 7 января власти Казахстана сообщили о восстановлении порядка в стране. Таким образом, ввод миротворцев стран ОДКБ не позволил повторить в Казахстане украинский сценарий.

2018 г. № 11-4, позволяет констатировать, что государства - члены ОДКБ на основе документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, ОДКБ, а также других документов международного характера, касающихся их коллективной безопасности, борьбы с терроризмом, осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«обмена оперативно-розыскной и иной информацией, создания и использования совместного информационного банка, а также механизма систематизации и обмена проверенными сведениями о террористических и экстремистских организациях, их лидерах и участниках, перемещениях данных лиц, в том числе с использованием поддельных документов, в целях их задержания, пресечения преступной деятельности и привлечения к уголовной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств - членов ОДКБ;

выявления и перекрытия в ходе скоординированных оперативно-розыскных мероприятий и действий каналов поступления на территорию государств-членов ОДКБ наркотических средств и психотропных веществ, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконных мигрантов, вербовки и переброски граждан государств - членов ОДКБ в зоны вооруженных конфликтов и обратно, финансирования терроризма и экстремизма, торговли людьми» [3] и проч.

При этом компетентные органы выявляют на своей территории эти каналы, анализируют и обобщают имеющуюся информацию о физических и юридических лицах, находящихся (зарегистрированных) на территории иных государств -членов ОДКБ, а также третьих стран, причастных к функционированию указанных каналов.

Компетентный орган государства - члена ОДКБ, выявивший каналы проникновения терроризма на территорию государств - членов ОДКБ, принимает меры по документированию на своей территории преступных действий лиц, причастных к их функционированию, а при необходимости в ходе скоординированных действий по их блокированию информирует компетентные органы заинтересованных сторон и предлагает проведение комплекса необходимых оперативно-розыскных мероприятий и действий.

Переходя к рассмотрению уголовно-правовых мер механизма воспрепятствования использованию легальных каналов для проникновения международного терроризма на территорию государств - членов ОДКБ, следует отметить, что на

основании ст. 8 Устава ОДКБ от 7 октября 2002 г. (с последующими изменениями) государства - члены ОДКБ координируют и объединяют свои усилия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и другими угрозами безопасности государств - членов ОДКБ.

В последние годы резко возросло количество лиц, участвующих в вооруженных конфликтах на территории третьих стран. По возвращении в свои государства некоторые граждане, прошедшие подготовку в лагерях боевиков, принявшие участие в вооруженных конфликтах, получившие навыки минно-взрывного дела, ведения боевых действий, поддержания конспиративных связей, могут распространять экстремистскую идеологию и заниматься организацией террористической деятельности, что представляет серьезную угрозу как для национальной, так и для коллективной безопасности государств - членов ОДКБ.

По данным открытых источников, на Ближнем Востоке в боевых действиях на стороне экстремистов приняли участие около 10 тыс. выходцев из государств - членов ОДКБ3. Несложно оценить деструктивный потенциал такого количества подготовленных боевиков, сплоченных религиозно-экстремистской идеологией. Согласно официальной статистике только в 2021 г. произошло более семи тысяч террористических актов в 75 странах, то есть ежедневно совершается до 30 подобных преступлений. Их жертвами стали 23 тыс. человек4.

В этих условиях особую актуальность приобретает своевременное выявление участников террористической деятельности на стадии пересечения ими государственной границы, при этом работа осложняется из-за применяемых ими ухищрений, среди которых наиболее распространено использование поддельных паспортов или документов, выданных на вымышленные имена. Этому способствуют действующие на постсоветском пространстве многочисленные подпольные лаборатории, специализирующиеся на изготовлении фиктивных документов, необходимых как для выезда, так и для легализации на территории государств - членов ОДКБ.

В качестве одной из мер противодействия рекомендуется предусмотреть обязательное дактилоскопирование лиц из групп риска, ведение в рамках ОДКБ единого списка террористических организаций, участников террористической деятельности, а в целях выявления и пресечения

3 См.: URL : https://lenta.ru/news/2016/06/07/odkb_syria/? (дата обращения : 18.12.2022).

4 См.: URL : https://russian.rt.com/world/news/914778-sovbez-zhertva-terakt (дата обращения : 18.12.2022).

каналов международного терроризма использовать такие механизмы, как «контролируемая поставка», и проч.

Таким образом, борьба с преступлениями террористической направленности требует уголовно-правовых мер по предупреждению и раскрытию, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, воспрепятствованию использованию легальных каналов для проникновения участников международной террористической деятельности на территорию государств - членов ОДКБ.

Требует проработки вопрос о признании факта участия лица в террористической деятельности на территории иностранного государства в качестве отягчающего обстоятельства. Вместе с тем, несмотря на строгие меры наказания, установленные в национальном законодательстве государств - членов ОДКБ за участие или пособничество террористической деятельности, кардинально решить вопрос о ликвидации кадровой ресурсной базы для террористических организаций не удается. Это связано с тем, что активность участников террористической деятельности стимулируется их идеологической обработкой и материальным вознаграждением.

В связи с этим уголовная ответственность за террористическую деятельность должна сочетаться с публичным развенчанием терроризма (при активном участи в этой работе религиозных организаций и средств массовой информации), решением социально-экономических проблем в обществе, духовно-нравственным воспитанием граждан, особенно молодежи, а также привлечением общественных организаций правоохранительной направленности и граждан к обеспечению антитеррористической деятельности.

Признавая реальность угроз, исходящих от участников террористической деятельности, представляется очевидным, что введение дополнительных механизмов для воспрепятствования использованию легальных каналов путем установления профилактического и превентивного контроля за миграционными потоками с помощью административных мер может стать средством повышения эффективности миграционной политики государств - членов ОДКБ.

В связи с этим представляется целесообразным государствам - членам ОДКБ на законодательном уровне дополнить административное законодательство новыми мерами по воспрепятствованию использованию легальных каналов для скрытой миграции участников террористической деятельности в части, касающейся:

ограничения въезда (в форме запрета, установления контроля за передвижением) определенным категориям иностранных граждан, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций;

ограничения выезда для граждан в государства, в которых ведутся военные действия, при этом должны быть урегулированы критерии отнесения таких государств на законодательном уровне и конкретно допустимые ограничительные меры;

применения административных мер принуждения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства как из числа государств дальнего зарубежья, так и государств - членов ОДКБ, чье пребывание на территории государства въезда представляет угрозу безопасности и национальным интересам государства въезда.

В последнем блоке правовых инноваций в рамках развития института принуждения, применяемого к рассматриваемой категории лиц, законодательно должны быть закреплены механизмы миграционного контроля (надзора), а также вынесения представления физическому лицу о нежелательности пребывания (проживания) на территории государства - члена ОДКБ [4].

Одним из таких инструментов ограничительных мер представляется возможным введение административно-правового института «соглашение о лояльности».

Речь идет о механизме, в рамках которого иностранные граждане и лица без гражданства для въезда на территорию государства - члена ОДКБ официально принимают на себя письменные обязательства, нарушение которых может повлечь объявление о нежелательности пребывания (проживания) на территории государства - члена ОДКБ и утрату права на нахождение на его территории за совершение таких правонарушений, как несоблюдение законодательства; участие в политической деятельности и деятельности запрещенных организаций.

Резюмируя, уместно отметить, что для воспрепятствования использованию легальных каналов проникновения терроризма на территорию государств - членов ОДКБ применяются меры законодательного (уголовно-правовые, административно-правовые), оперативно-розыскного и информационного характера.

Наибольшая эффективность организационно-правового механизма по выявлению, предупреждению, пресечению противоправной практики участников террористической деятельности достигается в результате комплексного, системного подхода исполнительных органов власти во

взаимодействии со специальными службами при активной поддержке населения.

Единые правовые подходы к перекрытию каналов проникновения участников международной террористической деятельности на территорию государств - членов ОДКБ, направленные

на унификацию и гармонизацию национальных законодательств, позволят существенно снизить уровень угроз национальной безопасности этих государств, повысить уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Шуклина З. Н. Управление экономической безопасностью предприятия в условиях нестабильных международных отношений // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66). С. 554-560. URL : https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=25460394 (дата обращения : 18.12.2022).

2. Выборный А. Б. Модельное законодательство ОДКБ работает эффективно. URL : https://www.pnp.ru/ politics/vybornyy-modelnoe-zakonodatelstvo-odkb-rabotaet-effektivno.html?ysclid=lazvajnfct241336383 (дата обращения : 18.12.2022).

3. Тепляков О. В., Молдавский М. В. Афганский наркотерроризм как современная угроза странам - членам Содружества Независимых Государств // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 1. С. 153-159. URL : https://elibrary.ru/ item.asp?id=48183595 (дата обращения : 18.12.2022).

4. Воронов А. М. Актуальные вопросы администрирования миграционных процессов на пространстве ОДКБ в современных условиях // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 1. С. 49-53. URL : https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=39175044 (дата обращения : 18.12.2022).

REFERENCES

1. Shuklina Z. N. Ehkonomika i predprinimatel'stvo (Economics and entrepreneurship), 2016, No. 1-1 (66), pp. 554-560, available at : https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25460394 (December 18, 2022).

2. Vybornyj A. B. Model'noe zakonodatel'stvo ODKB rabotaet ehffektivno (Model legislation of the CSTO works effectively), available at : https://www.pnp.ru/politics/ vybornyy-modelnoe-zakonodatelstvo-odkb-rabotaet-ef-fektivno.html?ysclid=lazvajnfct241336383 (December 18, 2022).

3. Teplyakov O. V., Moldavsky M. V. Vestnik Sankt-peter-burgskogo voennogo instituta vojsknatsional'nojgvardii (Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of National Guard

Troops), 2022, No. 1, pp. 153-159, available at : https://eli-brary.ru/item.asp?id=48183595 (December 18, 2022).

4. Voronov A. M. Evrazijskaya integratsiya: ehkonomika, pravo, politika (Eurasian integration: economy, law, politics), 2019, No. 1, pp. 49-53, available at : https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=39175044 (December 18, 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. М. Воронов - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1), эксперт Парламентской ассамблеи ОДКБ.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. M. Voronov - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department for the Study of the Problems of Public Order Protection and the Participation of Internal Affairs Bodies in Ensuring Public Security of the Research Center for the Study of the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation), expert of the CSTO Parliamentary Assembly.

Рукопись поступила в редакцию 22.12.2022; одобрена после рецензирования 26.12.2022; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 22.12.2022; approved after reviewing 26.12.2022; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.