Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОДКБ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОДКБ / МЕЖДУНАРОДНАЯ (ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ) БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович

Рассматривается совершенствование административно-правового механизма ограничения миграционных процессов на пространстве ОДКБ в современных условиях. Анализируется современное состояние исследуемой проблематики, изучаются актуальные вопросы правового регламентирования миграционных процессов как в глобальном мировом масштабе, так и применительно к территории, находящейся под юрисдикцией ОДКБ. Делаются выводы о появлении новых угроз и вызовов их суверенитету и территориальной целостности, так как в последние годы терроризм превратился в одну из острейших глобальных проблем современности, при этом раскрываются причины, и выявляются условия возникновения нежелательных миграций, когда под видом беженцев боевики проникают на сопредельную территорию для совершения террористических акций. На основе анализа нормативной правовой базы и миграционной ситуации автор констатирует, что нормативно-правовое регулирование сферы миграции, как Российской Федерации, так и сопредельных государств ОДКБ направлено на управление позитивными миграционными процессами. Достаточной правовой регламентации подверглись государственные и межгосударственные механизмы противодействия незаконной (нелегальной) миграции, однако понятия «нежелательной миграции» и механизмов реагирования на нее в национальных правовых системах, как Российской Федерации, так и сопредельных государств не содержится. При этом именно нежелательная миграция, когда под видом переселенцев (беженцев) боевики запрещенных мировым сообществом или региональными структурами безопасности террористических организаций легально проникают на территорию стороннего государства с целью проведения терактов и свержения законного политического режима (власти), является одной из существенных угроз международной (транснациональной) безопасности. Сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование административно-правового механизма перекрытия каналов нежелательной миграции участников террористической деятельности на территории государств-членов ОДКБ. Автором предлагаются административно-правовые меры ограничения нежелательной миграции участников террористической деятельности. Проблема законодательного урегулирования вопросов воспрепятствования легальных каналов нежелательной миграции участников международной террористической деятельности требует пристального внимания национальных антитеррористических органов и миграционных служб Российской Федерации, так и сопредельных государств. По существу, идёт речь о введении национальными законодателями в правовой оборот новых правовых категорий, характеризующих международные миграционные процессы, влекущие за собой негативные последствия в виде террористической деятельности в государствах въезда, в том числе гражданской принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES TO LIMIT UNDESIRABLE MIGRATION OF PARTICIPANTS IN TERRORIST ACTIVITIES ON THE TERRITORY OF THE CSTO MEMBER STATES

The purpose of this work is to improve the administrative and legal mechanism for limiting migration processes in the CSTO space in modern conditions. The current state of the studied issues is analyzed, topical issues of legal regulation of migration processes are studied both on a global global scale and in relation to the territory under the jurisdiction of the CSTO. The conclusions are being made about the emergence of new threats and challenges to their sovereignty and territorial integrity, since in recent years terrorism has turned into one of the most acute global problems of our time, while revealing the causes and conditions for the emergence of undesirable migrations, when, under the guise of refugees, militants penetrate into neighboring territory to carry out terrorist actions. Based on the analysis of the regulatory framework and the migration situation, the author states that the regulatory and legal regulation of the migration sphere, both in the Russian Federation and neighboring CSTO states, is aimed at managing positive migration processes. State and interstate mechanisms for countering illegal (illegal) migration have undergone sufficient legal regulation, but the concept of «undesirable migration» and mechanisms for responding to it are not contained in the national legal systems of both the Russian Federation and neighboring states. At the same time, it is undesirable migration, when, under the guise of immigrants (refugees), militants of terrorist organizations prohibited by the world community or regional security structures legally penetrate the territory of a third-party state in order to carry out terrorist attacks and overthrow the legitimate political regime (government), is one of the significant threats to international (transnational) security. The conclusions and proposals are formed aimed at improving the administrative and legal mechanism for blocking the channels of undesirable migration of participants in terrorist activities on the territory of the CSTO member states. The author proposes administrative and legal measures to limit the undesirable migration of participants in terrorist activities. The problem of legislative settlement of issues of obstruction of legal channels of undesirable migration of participants in international terrorist activities requires close attention of national anti-terrorist bodies and migration services of the Russian Federation, as well as neighboring states. In fact, we are talking about the introduction by national legislators of new legal categories that characterize international migration processes, which entail negative consequences in the form of terrorist activities in the states of entry, including citizenship.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОДКБ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-48-54 NIION: 2003-0059-2/23-609 MOSURED: 77/27-003-2023-02-808

Административно-правовые меры ограничения нежелательной миграции участников террористической деятельности на территории государств-членов ОД КБ

Воронов Алексей Михайлович12

1 Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской

Федерации, Москва, Россия, alex_voronoff@mail.ru

2 Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Рассматривается совершенствование административно-правового механизма ограничения миграционных процессов на пространстве ОДКБ в современных условиях.

Анализируется современное состояние исследуемой проблематики, изучаются актуальные вопросы правового регламентирования миграционных процессов как в глобальном мировом масштабе, так и применительно к территории, находящейся под юрисдикцией ОДКБ. Делаются выводы о появлении новых угроз и вызовов их суверенитету и территориальной целостности, так как в последние годы терроризм превратился в одну из острейших глобальных проблем современности, при этом раскрываются причины, и выявляются условия возникновения нежелательных миграций, когда под видом беженцев боевики проникают на сопредельную территорию для совершения террористических акций.

На основе анализа нормативной правовой базы и миграционной ситуации автор констатирует, что нормативно-правовое регулирование сферы миграции, как Российской Федерации, так и сопредельных государств ОДКБ направлено на управление позитивными миграционными процессами. Достаточной правовой регламентации подверглись государственные и межгосударственные механизмы противодействия незаконной (нелегальной) миграции, однако понятия «нежелательной миграции» и механизмов реагирования на нее в национальных правовых системах, как Российской Федерации, так и сопредельных государств не содержится. При этом именно нежелательная миграция, когда под видом переселенцев (беженцев) боевики запрещенных мировым сообществом или региональными структурами безопасности террористических организаций легально проникают на территорию стороннего государства с целью проведения терактов и свержения законного политического режима (власти), является одной из существенных угроз международной (транснациональной) безопасности.

Сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование административно-правового механизма перекрытия каналов нежелательной миграции участников террористической деятельности на территории государств-членов ОДКБ. Автором предлагаются административно-правовые меры ограничения нежелательной миграции участников террористической деятельности.

Проблема законодательного урегулирования вопросов воспрепятствования легальных каналов нежелательной миграции участников международной террористической деятельности требует пристального внимания национальных антитеррористических органов и миграционных служб Российской Федерации, так и сопредельных государств. По существу, идёт речь о введении национальными законодателями в правовой оборот новых правовых категорий, характеризующих международные миграционные процессы, влекущие за собой негативные последствия в виде террористической деятельности в государствах въезда, в том числе гражданской принадлежности.

Ключевые слова: нежелательная миграция, террористическая деятельность, административно-правовые меры, территория государств-членов ОДКБ, международная (транснациональная) безопасность

Для цитирования: Воронов А. М. Административно-правовые меры ограничения нежелательной миграции участников террористической деятельности на территории государств-членов ОДКБ // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 48-54. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-48-54.

Original article

© Воронов А. М., 2023

Administrative and legal measures to limit undesirable migration of participants in terrorist activities on the territory of the CSTO member states

Alexey M. Voronov1'2

1 All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia,

alex_voronoff@m ail.ru

2 Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization, St. Petersburg, Russia

Abstract. The purpose of this work is to improve the administrative and legal mechanism for limiting migration processes in the CSTO space in modern conditions.

The current state of the studied issues is analyzed, topical issues of legal regulation of migration processes are studied both on a global global scale and in relation to the territory under the jurisdiction of the CSTO. The conclusions are being made about the emergence of new threats and challenges to their sovereignty and territorial integrity, since in recent years terrorism has turned into one of the most acute global problems of our time, while revealing the causes and conditions for the emergence of undesirable migrations, when, under the guise of refugees, militants penetrate into neighboring territory to carry out terrorist actions.

Based on the analysis of the regulatory framework and the migration situation, the author states that the regulatory and legal regulation of the migration sphere, both in the Russian Federation and neighboring CSTO states, is aimed at managing positive migration processes. State and interstate mechanisms for countering illegal (illegal) migration have undergone sufficient legal regulation, but the concept of «undesirable migration» and mechanisms for responding to it are not contained in the national legal systems of both the Russian Federation and neighboring states. At the same time, it is undesirable migration, when, under the guise of immigrants (refugees), militants of terrorist organizations prohibited by the world community or regional security structures legally penetrate the territory of a third-party state in order to carry out terrorist attacks and overthrow the legitimate political regime (government), is one of the significant threats to international (transnational) security.

The conclusions and proposals are formed aimed at improving the administrative and legal mechanism for blocking the channels of undesirable migration of participants in terrorist activities on the territory of the CSTO member states. The author proposes administrative and legal measures to limit the undesirable migration of participants in terrorist activities.

The problem of legislative settlement of issues of obstruction of legal channels of undesirable migration of participants in international terrorist activities requires close attention of national anti-terrorist bodies and migration services of the Russian Federation, as well as neighboring states. In fact, we are talking about the introduction by national legislators of new legal categories that characterize international migration processes, which entail negative consequences in the form of terrorist activities in the states of entry, including citizenship.

Keywords: undesirable migration, terrorist activities, administrative and legal measures, territory of the CSTO member states, international (transnational) security

For citation: Voronov A. M. Administrative and legal measures to limit undesirable migration of participants in terrorist activities on the territory of the CSTO member states. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):48-54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-48-54.

Анализ состояния геополитической обстановки, реалии внутриполитического развития, как Российской Федерации, так и государств-членов ОДКБ позволяют сделать выводы о появлении новых угроз и вызовов их суверенитету и территориальной целостности. В последние годы терроризм превратился в одну из острейших глобальных проблем современности. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, международный терроризм в основном благодаря внешним факторам получает всё более широкое распространение, так как является одним из эффективных средств для дестабилизации внутриполитической обстановки в отдельной стране или регионе.

Он проявляется не только в зонах политической

нестабильности (например, страны Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии), но и на территории экономически развитых стран (например, Евросоюза). В зоне риска остаются как Российская Федерация, так и государства-члены ОДКБ (например, события в Республике Беларусь осенью 2021 г. и Республике Казахстан в январе 2022 г.).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьёзную угрозу безопасности не только отдельным государствам, но и всему мировому сообществу в целом.

Ежегодно в мире совершаются сотни террористических актов. Скорбный счёт их жертв исчисляется тысячами убитых и искалеченных людей, не говоря о

колоссальном материальном ущербе, вызванном войнами, начатыми террористическими организациями.

В 2013 году при активной поддержке Запада была осуществлена попытка формирования государства, основной государственной политикой которого стала террористическая деятельность (Исламское государство Ирака и Леванта). Данный проект не был осуществлён, но сеть международных террористических организаций до сих пор сохранилась на территории ряда государств.

В-третьих, для эффективной борьбы с международной террористической деятельностью необходимы коллективные усилия всего мирового сообщества, так как её финансирование осуществляется из внешних источников. Противодействие организаторам и исполнителям международной террористической деятельности возможно только при консолидации антитеррористических сил на международном уровне.

В Декларации Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, принятой по итогам сессии СКБ ОДКБ 2 декабря 2020 года, отмечается: «...государства-члены будут наращивать усилия, направленные на отражение угроз международного терроризма, в том числе связанных с финансированием, подготовкой и оснащением иностранных террористов-боевиков для использования в качестве наемников в вооруженных конфликтах, их возвращением из зон конфликтов в страны гражданской принадлежности.

Государства-члены выражают готовность к активизации совместных шагов по противодействию международному терроризму, нейтрализации его ресурсной базы, противодействию вербовке и участию граждан в террористической деятельности...

Государства-члены в связи со складывающейся ситуацией на Ближнем Востоке отмечают угрозу иностранных террористов-боевиков, возвращающихся в страны исхода. Государства-члены будут проводить работу по совершенствованию механизмов обмена информацией по данной категории лиц и их перемещениях, продолжат сотрудничество по линии компетентных ведомств [3]».

Очевидно, что лица, принявшие непосредственное участие в подобного рода конфликтах, отличаются особой общественной опасностью, в том числе в контексте решения государствами-членами Организации проблем и задач обеспечения коллективной и национальной безопасности, поддержанию внутренней стабильности. При этом для возвращения в государства гражданской принадлежности такие лица используют вполне легальные способы и средства, как правило, не имеющие ничего общего с незаконной миграцией. В данной связи, серьезно встает проблема нежелательной миграции. Именно «нежелательной» миграции, а не как это принято считать «незаконной миграции».

Миграция населения — это древнейший естественный процесс, подчиняющийся универсальным

законам социального развития. В связи с этим урегулирование процессов внешней и внутренней миграций в любом государстве является одной из прерогатив, отражаемой в миграционном законодательстве.

Интенсивный миграционный поток, буквально обрушившийся на государства Европы из стран Северной Африки и Ближнего Востока в 2014-2015 гг. стал одной из причин негативных социально-экономических процессов, обеспечил фактически беспрепятственное наполнение этих государств представителями криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные миграционные проявления могут явиться серьезной угрозой, стать одним из современных вызовов национальной безопасности, как Российской Федерации, так и сопредельных государств постсоветского пространства (далее — сопредельных государств).

Признавая реальность такой угрозы, представляется очевидным, что именно введение в оборот института нежелательности миграции (въезда, пребывания, выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан государства, въезжающих из определенных государств и их территорий, а равно и граждан выезжающих в определенные государства и их территории), может стать средством повышения эффективности миграционной политики, как Российской Федерации, так и сопредельных государств в части установления оправданного профилактического и превентивного контроля за миграционными потоками, законодательное установление дополнительных мер административно-правового воздействия будет способствовать действительной нейтрализации ресурсной базы международного терроризма.

При этом под нежелательной миграцией предлагается понимать международную миграцию (иммиграцию), не предполагающую смену места жительства, в целях участия в региональных вооруженных конфликтах, культивирования и распространения деструктивных идеологий, способствующих нарушению межнационального и межрелигиозного мира и согласия, свержения законно избранной власти.

Первичными признаками разграничения подобных лиц от беженцев или ищущих убежища, является, прежде всего, их гендерная принадлежность. Как правило, это лица (мужчины и женщины) репродуктивного возраста, формирующие определенные нравственные ценности (нередко религиозную совесть). Дополнительными формальными критериями отграничения этих лиц от беженцев или ищущих убежища лиц, является наличие двойного гражданства, либо вида на жительство, полученные в государствах не своей гражданской принадлежности/исхода.

Следует отметить, что принимая решения о нежелательности пребывания, как в Российской Федерации, так и сопредельных государств таких лиц, компетентными органами должны приниматься во внимание обстоятельства, касающиеся конкретного

лица (иностранного гражданина или лица без гражданства), а не в отношении государства принадлежности/исхода.

Анализ нормативной правовой базы и миграционная ситуация

В Российской Федерации миграционные процессы характеризуются участием в них большой доли, так называемого, «иностранного элемента».

Большинство мигрантов законно въезжают на территорию Российской Федерации и лишь потом переходят в разряд незаконных мигрантов. Наибольшее распространение среди иностранных граждан получили такие правонарушения как: незаконное осуществление трудовой деятельности, нарушение сроков пребывания на территории страны и несвоевременный выезд.

Не случайно в Российской Федерации решается вопрос о создании государственной организации, которая занималась бы интеграцией и адаптацией приезжих из других государств в Российскую Федерацию. Данная область по-прежнему в достаточной степени не развита и в нормативно-правовом порядке не обеспечена.

Уместно отметить, что новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации направлена на решение задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышение качества жизни ее населения, обеспечение безопасности государства, защиту национального рынка труда, поддержание межнационального и межрелигиозного и согласия в российском обществе [1].

В то же время, представляется корректной миграционной политики, в прежней Концепции, где на первом месте значилось «...обеспечение безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны.», говорилось о необходимости стабилизации и увеличения численности и содействия обеспечению потребности экономики в рабочей силе [2].

Таким образом, анализ нормативного правового регулирования сферы миграции как Российской Федерации, так и сопредельных государств позволяет сделать вывод о том, что оно направлено на управление позитивными миграционными процессами. Достаточной правовой регламентации подверглись государственные и межгосударственные механизмы противодействия незаконной (нелегальной) миграции.

Понятия «нежелательной миграции» и механизмов реагирования на нее в национальных правовых системах, как Российской Федерации, так и сопредельных государств не содержится. При этом именно нежелательная, а точнее скрытая миграция, когда под видом переселенцев (беженцев) боевики запрещенных мировым сообществом или региональными структурами безопасности террористических организаций легально проникают на территорию стороннего го-

сударства с целью проведения терактов и свержения законного политического режима (власти), является одной из существенных угроз международной (транснациональной) безопасности.

Одним из способов проникновения международного терроризма как в Российскую Федерацию, так и на территорию сопредельных государств является легальное пересечение участниками террористической деятельности государственной границы страны пребывания. Этот процесс предлагается именовать скрытой миграцией участников террористической деятельности.

Это явление существенным образом отличается от незаконной миграции, осуществляемой путём нарушения законодательных процедур въезда (выезда), а также правил пребывания в стране, установленных в государствах-членах ОДКБ. Оно также не пересекается с понятиями «мнимая миграция» (обиходный термин, используемый для обозначения категории физических и юридических лиц, уклоняющихся от контроля налоговых органов) и «нежелательная миграция» (обиходный термин, используемый при описании межгосударственных миграционных процессов).

Новый правовой феномен, скрытая миграция участников террористической деятельности, стал актуален с 2013 года в ходе событий в странах Ближнего Востока. Его следует учитывать в практической деятельности наряду с нелегальной миграцией.

В ходе скрытой миграции участников террористической деятельности используются легальные каналы пересечение государственной границы как Российской Федерации, так государств-членов ОДКБ и легенды прикрытия, а именно:

а) беженцы;

б) переселенцы;

в) туристы;

г) родственники и знакомые граждан государств-членов ОДКБ;

д) иностранные работники, прибывшие для трудоустройства;

е) участники масштабных мероприятий (болельщики, участники конференции и др.);

ж) коммерческие работники;

з) просто граждане иностранных государств.

Наибольшую угрозу для национальной безопасности как Российской Федерации, так и сопредельных государств в условиях обострения международной и внутриполитической обстановки могут представлять массовые перемещения иностранных граждан через государственную границу. Каждая форма данного процесса имеет свои особенности, которые должны учитываться государственными органами власти и специальными службами. При этом необходимо активно использовать сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, а также результаты разведывательной и контрразведывательной деятельности. Важнейшее значение имеет наличие в

правоохранительных органах соответствующих административных структур, законодательно закреплённых алгоритмов действий, баз данных, технической и информационной инфраструктуры.

В механизме противодействия скрытой миграции участников международного террористической деятельности на территорию, как Российской Федерации, так и государств-членов ОДКБ применяются меры законодательного, оперативно-розыскного и информационного характера. Наибольшая эффективность механизма по выявлению, предупреждению, пресечению противоправной практики участников террористической деятельности достигается в результате комплексного, системного подхода исполнительных органов власти во взаимодействии со специальными службами, при этом превалирующими, прежде всего, являются оперативно-розыскные и иные меры, применяемые, в том числе при проведении специальных антитеррористических мероприятий.

Анализ законодательства, как Российской Федерации, так и сопредельных государств показывает, что скрытая миграция участников международного террористической деятельности как цельное явление не рассматривается, поэтому воспрепятствование использованию легальных каналов для их проникновения на территорию государств-членов осуществляется без использования комплексного подхода в рамках функционала правоохранительных органов.

В развитие исследуемой проблематики представляется целесообразным рассмотреть некоторые виды легальной миграции.

Массовое переселение иностранных граждан

Как правило, данный процесс связан с трудовой миграцией, поэтому относится к плановым мероприятиям. Своевременная подача документов позволяет провести обстоятельную проверку личных данных иностранных граждан, определить группы риска. Размещение переселенцев осуществляется во временных пунктах приёма с их дальнейшим направлением в места проживания.

Контроль за прибытием переселенцев к намеченному месту проживания, их регистрацией в местных органах власти и правоохранительных органах, а также натурализацией позволяет своевременно определить возможные риски.

Наибольшее внимание специальных служб могут привлечь молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет, не имеющие семей. В ходе соответствующей проверки определяются лица, склонные к нарушению правопорядка. Более продолжительный контроль может быть осуществлён, как правило, в отношении лиц, входящих в группы риска.

Массовое переселение беженцев

Данный процесс практически всегда прогнозируем, однако он, как правило, протекает скоротечно. Поэтому в случае отсутствия необходимой инфра-

структуры для приёма иностранных граждан, подготовленных специалистов из числа сотрудников правоохранительных органов и специальных служб для фильтрации беженцев могут возникнуть проблемы с контролем за перемещением указанных лиц. В отличие от переселенцев, беженцы на начальном этапе должны располагаться на закрытой охраняемой территории. В качестве охраны могут быть использованы как сотрудники правоохранительных органов, так и работники частных охранных организаций или иных организаций с аналогичным статусом.

Дальнейшая деятельность беженцев осуществляется в соответствии миграционным законодательством. Правильно организованная работа по размещению беженцев и их фильтрации делает контроль за ними предсказуемым и управляемым.

Специальные службы Запада используют беженцев для формирования «спящих» террористических ячеек. Например, по мнению экспертов на территории стран Евросоюза уже сформирована подобная террористическая сеть, которая, как правило, базируется на базе религиозных учреждений. Поэтому выявление групп риска постоянно остаются в центре внимания компетентных органов.

Массовое пребывание болельщиков

Особое внимание компетентных органов данный процесс привлекает в условиях нестабильности внутриполитической обстановки в стране пребывания. Пограничный контроль является первичным фильтром миграции, так как не позволяет пересечь государственную границу только в том случае, если лицо, склонное к противоправной деятельности, зарегистрировано в специальной базе данных. Для оперативного контроля за данной группой лиц необходима не только соответствующая база данных, но и информационная инфраструктура, позволяющая оперативно осуществлять проверку персональных данных болельщиков и других категорий иностранных граждан, прибывших на спортивные соревнования.

Процесс прибытия болельщиков характеризуется скоротечностью, одновременностью и масштабностью. В этом случае внимание правоохранительных органов и специальных служб должно быть сосредоточено на местах скопления болельщиков и поведении их лидеров. При этом в основном используются данные специальных служб. Подразделения специального реагирования правоохранительных органов приводятся в полную готовность. Серьёзным подспорьем в обеспечении общественной безопасности могут стать работники частных охранных организаций или иных организаций с аналогичным статусом. Важным условием участия в данных мероприятиях является наличие у них специальной подготовки по взаимодействию с правоохранительными органами.

Здесь уместно обратить внимание, что в событиях в Республике Беларусь (2021 г.) и Республике Казах-

стан (2022 г.) был активно применён канал переброса участников террористической деятельности под видом туристов и просто граждан иностранных государств. Скоординированные действия иностранных спецслужб позволили по заранее намеченному плану сконцентрировать их в нужное время и в нужном месте. Тем самым планировался успех в реализации намеченных ими планов. Своевременные действия контрразведывательных органов вскрыли намерения иностранных спецслужб, а организованные и чёткие действия правоохранительных органов и армейских подразделений позволили взять ситуацию под контроль и принять эффективные меры по пресечению противозаконной деятельности участников террористических организаций и их пособников.

Выводы и предложения

В государствах, национальным интересам которых противостоит деструктивная и агрессивная внешняя политика отдельных крупных государств, возникают взаимообусловленные процессы нежелательных миграций.

Первый обусловлен развитием хаоса от так называемых «цветных революций» и представляет собой вынужденную миграцию, где ее провоцирующими факторами являются насильственная радикализация общества вплоть до открытого уничтожения отдельных социальных слоев населения.

Второй формируется на почве ускоренной деструктивной враждебной трансформации социальных отношений. Агрессивное поведение представителей «правильной» идеологии вполне осознанно и имеет характер высокой устойчивости.

В этой связи представляется необходимым предложить на законодательном уровне определить и наметить административно-правовые меры ограничения нежелательной миграции участников террористической деятельности, при этом оперативно-розыскные, уголовно-правовые и иные меры присущи противодействию именно скрытой миграция участников международного террористической деятельности. Речь идет о законодательном закреплении (уточнении и развитии) трех правовых институтов национального законодательства:

• возможности ограничения (запрета, установления контроля за передвижением) въезда определенным категориям иностранных граждан (лицам, имеющим двойное гражданство, либо вид на жительство, полученные в государствах не своей гражданской принадлежности), причастным (подозреваемым в причастности) к деятельности террористических организаций;

• возможности ограничения (запрета, установления контроля за передвижением) выезда гражданам в государства (их отдельные территории без признанного международным со-

обществом правового статуса), где ведутся военные действия;

• возможности применения административных мер принуждения в отношении иностранных граждан, как из числа государств дальнего зарубежья, так постсоветских государствах, чье пребывание на территории государства въезда, представляет угрозу безопасности и национальным интересам государства въезда.

В последнем блоке правовых инноваций в рамках развития института принуждения, применяемого к рассматриваемой категории лиц, законодательно должны быть закреплены механизмы контроля, вынесения представления о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Одним из направлений ограничительных мер представляется возможным введение института «соглашения о лояльности». Речь идет о механизме, в рамках которого иностранные граждане для въезда на территорию Российской Федерации официально принимают на себя обязательства, нарушение которых может повлечь объявление о нежелательности пребывания (проживания) на территории государства - члена Организации и утрату права на нахождение на их территории за совершений таких правонарушений как: несоблюдение законодательства, участие в политической деятельности и в деятельности запрещенных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что таким образом на законодательном уровне будет реализована общегосударственная превентивная функция по отношению к потенциальным наемникам (жертвам) в лице граждан к вербовке со стороны эмиссаров террористических организаций и сомневающихся в себе.

К числу государств, посещение которых нежелательно следует отнести:

• государства на территории которых ведутся боевые действия;

• государства, где разрешена деятельность общественных и религиозных объединений и организаций, деятельность которых признана экстремистской (террористической);

• государства с нестабильной социально-политической и военной обстановкой.

В качестве правового основания для принятия решений о включении (исключении) из перечня государств, посещение которых гражданами, как в Российской Федерации, так и сопредельных государств является нежелательным по мотивам обеспечения национальной безопасности. При этом должны быть урегулированы критерии отнесения таких государств на законодательном уровне и конкретно допустимые ограничительные меры.

Проблема законодательного урегулирования вопросов воспрепятствования легальных каналов нежелательной миграции участников международной

террористической деятельности требует пристального внимания национальных антитеррористических органов и миграционных служб Российской Федерации так и сопредельных государств.

По существу, речь идёт о введении национальными законодателями в правовой оборот новых правовых категорий, характеризующих международные миграционные процессы, влекущие за собой негативные последствия в виде террористической деятельности в государствах въезда, в том числе гражданской принадлежности.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы».

2. Воронов А. М. Актуальные вопросы администрирования миграционных процессов на пространстве ОДКБ в современных условиях // Евразийская интеграция : экономика, право, политика. № 1. 2019. С. 49-53.

3. http://news.am/rus/news/616735.html.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025».

2. Voronov A. M. Actual issues of administration of migration processes in the CSTO space in modern

conditions // Eurasian integration : economy, law, politics. № 1. 2019. P. 49-53.

3. http://news.am/rus/news/616735.html.

Библиографический список

1. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г., подписанным 10 декабря 2010 г., Вторым протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г., подписанным 8 ноября 2018 г., Третьим протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г., подписанным 8 ноября 2018 г.).

Bibliographic list

1. Charter of the Collective Security Treaty of 7 October 2002 (as amended by the Protocol Amending the Charter of the Collective Security Treaty Organization of 7 October 2002, Signed on 10 December 2010, the Second Protocol Amending the Charter of the Collective Security Treaty Organization of 7 October 2002, signed on November 8, 2018, the Third Protocol on Amending the Charter of the Collective Security Treaty Organization of October 7, 2002, signed on November 8, 2018).

Информация об авторе

А. М. Воронов — главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, эксперт Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

A. M. Voronov — Chief Researcher of the Department for the Study of Problems of public order Protection and participation of Internal Affairs bodies in ensuring public security of the Research Center for the Study of Problems of Administrative and Legal Activity of Internal Affairs Bodies of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, expert of the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 15.03.2023.

The article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 06.03.2023; accepted for publication 15.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.