Научная статья на тему 'Незаконная миграция - угроза национальной безопасности'

Незаконная миграция - угроза национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
676
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / УЧАСТНИКИ ОДКБ / ILLEGAL MIGRATION / ISIS / EXTERNAL THREATS AND CHALLENGES / SECURITY / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION (CSTO) / CSTO MEMBER STATES / DRAFT LAW ON UNWANTED MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович, Сандугей Анатолий Николаевич

Авторы на основе изучения геополитической обстановки анализируют причины и прогнозируют дальнейшие последствия незаконной миграции как в ЕС, так и в Российской Федерации. При этом, учитывая тенденции и динамику негативных миграционных процессов, происходящих за пределами территории России, авторы отмечают, что рассмотрение вопросов нежелательных миграций внутри страны в контексте национальной безопасности через призму обеспечения территориальной целостности и суверенитета нашего государства гипотетически еще можно «отложить» на некоторое время. Однако внешние миграционные процессы, участниками которых являются россияне, связанные с деятельностью террористической группировки ИГИЛ, объективно требуют не просто обсуждения, а адекватной реакции законодателя. В связи с этим приводится аргументация целесообразности рассмотрения вопроса о законодательном ограничении нежелательных миграций не только в Российской Федерации, но и в государствах участниках ОДКБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович, Сандугей Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL MIGRATION THREATENS THE NATIONAL SECURITY

Based on the study of the geopolitical situation the authors analyze the causes and forecast future effects of the illegal migration both in the EU and the Russian Federation. Along with that, in view of the trends and dynamics of negative migration processes occurring beyond the Russian border, the authors point out that the issue of the unwanted migration inside the country in the context of national security in terms of the territorial integrity and sovereignty of the country hypothetically could be still “set aside” for a later time. However, external migration processes involving Russians that are related to the ISIS terrorist group require not just discussion but adequate reaction of the legislator. Viewed from the above, arguments are given in favor of addressing the issue of legal restrictions on unwanted migrations not only in Russia but also in the CSTO member states.

Текст научной работы на тему «Незаконная миграция - угроза национальной безопасности»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

УДК 343

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ -

УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВОРОНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ,

доктор юридических наук, профессор, директор Центра правовых основ развития госуправления и гражданского общества Института проблем эффективного государства и гражданского общества, Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: alex_voronoff@mail.ru САНДУГЕЙ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника НИЦ № 4, начальник 1-го отдела ФГКУ «ВНИИ МВД России», Москва, Россия E-mail: sandugey@inbox.ru

АННОТАЦИЯ

Авторы на основе изучения геополитической обстановки анализируют причины и прогнозируют дальнейшие последствия незаконной миграции как в ЕС, так и в Российской Федерации. При этом, учитывая тенденции и динамику негативных миграционных процессов, происходящих за пределами территории России, авторы отмечают, что рассмотрение вопросов нежелательных миграций внутри страны в контексте национальной безопасности через призму обеспечения территориальной целостности и суверенитета нашего государства гипотетически еще можно «отложить» на некоторое время. Однако внешние миграционные процессы, участниками которых являются россияне, связанные с деятельностью террористической группировки ИГИЛ, объективно требуют не просто обсуждения, а адекватной реакции законодателя. В связи с этим приводится аргументация целесообразности рассмотрения вопроса о законодательном ограничении нежелательных миграций не только в Российской Федерации, но и в государствах - участниках ОДКБ.

Ключевые слова: незаконная миграция; ИГИЛ; внешние угрозы и вызовы; безопасность; ОДКБ; государства -участники ОДКБ; законопроект о нежелательной миграции.

ILLEGAL MIGRATION THREATENS THE NATIONAL SECURITY

ALEXEI M. VORONOV,

ScD (Law), professor, Director of the Center for Legal Framework of Public Administration and Civil Society Development of the Institute for Effective State and Civil Society, Financial University, Moscow, Russia E-mail: alex_voronoff@mail.ru ANATOLY N. SANDUGEY

PhD (Law), associate professor, Deputy Head of R&D Center 4, Head of the 1st Division FGKU "Institute of the Russian Interior Ministry", Moscow, Russia E-mail: sandugey@inbox.ru

ABSTRACT

Based on the study of the geopolitical situation the authors analyze the causes and forecast future effects of the illegal migration both in the EU and the Russian Federation. Along with that, in view of the trends and dynamics of negative migration processes occurring beyond the Russian border, the authors point out that the issue of the unwanted migration inside the country in the context of national security in terms of the territorial integrity and sovereignty of the country hypothetically could be still "set aside" for a later time. However, external migration processes involving Russians that are related to the ISIS terrorist group require not just discussion but adequate reaction of the legislator. Viewed from the above, arguments are given in favor of addressing the issue of legal restrictions on unwanted migrations not only in Russia but also in the CSTO member states. Keywords: illegal migration; ISIS; external threats and challenges; security; Collective Security Treaty Organization (CSTO); CSTO member states; draft law on unwanted migration.

Когда говорят о внешних вызовах и угрозах, практически всегда приводят одни и те же аргументы: международный терроризм, наркоторговля, распространение ядерного оружия, региональные войны, и так вплоть до глобального потепления. Этот стандартный набор, к великому сожалению, на сегодняшний день существенно изменился. С учетом современных реалий представляется целесообразным обратить внимание на некоторые угрозы и вызовы, о которых порой замалчивают, хотя они, хоть и имеют давнишнюю историю, актуализировались именно сегодня.

Начнем с того, что национальные интересы США (мировой гегемонизм во всех его проявлениях) являются прямой угрозой национальным интересам России, как, впрочем, и большинства других стран мира. Сегодня практически все уже признают, что рост международного терроризма, вплоть до возникновения «Аль-Каиды» и ИГИЛ, является прямым следствием политики США, которые намеренно, согласно своим национальным интересам, устанавливают так называемые «демократические режимы» в целом ряде европейских стран, стран Ближнего Востока и ЮАР путем содействия сепаратистам в свержении законно избранного политического режима. По мнению авторов, подоплека одной из причин такой политики заключается в событиях 11 сентября 2001 г. — серии четырех координированных самоубийственных террористических актов, произошедших в США. По официальной версии, ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида».

В современных условиях развития общественных отношений в государствах, национальным интересам которых противостоит внешняя политика США, объективно возникает два взаимообусловленных процесса нежелательных миграций. Первый обусловлен развитием хаоса от так называемых цветных революций и представляет собой вынужденную миграцию, где выталкивающими факторами являются насильственная радикальная исламизация, фашизация общества и, наконец, открытое уничтожение отдельных социальных слоев населения. Второй, напротив, формируется на почве ускоренной враждебной трансформации социальных отношений.

Анализ агрессивной наемной организации под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» — ИГИЛ, финансируемой Саудовской Аравией и Катаром, четко координируемой Турцией под патронажем США, показал, что организация, действующая под маской ислама, фактически является его врагом. Агрессивное поведение представителей иной, как им кажется, «верной идеологии» вполне осознанно и имеет характер высокой устойчивости. Особенно это проявляется в поведении радикальных исламистов, обращенных в эту псевдорелигию идеологами ИГИЛ. Таким образом, мы столкнулись с масштабными за всю историю современного мира потоками мигрантов из числа противников (в большинстве своем жертв) и сторонников «новых» революционных отношений, которые приводили к масштабным изменениям геополитической карты мира в конце XVIII века и начале XX столетия.

ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ♦ 1'2016

С позиции международного права данные виды миграций, возникающих на фоне деструктивных социальных изменений, вполне легитимны и, по существу, должны быть обеспечены «принимающими» сторонами в лице государств, признающих право на свободу передвижения и убежище в качестве гаранта реализации данной свободы.

Вместе с тем с потоками беженцев в искомые страны въезда устремляются эмиссары, активные участники (боевики) и просто пособники преступных организаций, управляемых в первую очередь США, для ведения подрывной работы в очередном государстве-жертве. Цель таких планируемых миграций вполне очевидна. Во-первых, это юридическое закрепление правового статуса своих сторонников под эгидой беженцев. Во-вторых, формирование в новой социальной среде платформы для новоиспеченных «революций» или, как минимум, вербовка наемников для ведения войн в «захваченных» странах исхода.

Следует обратить внимание на тот факт, что нынешние события на Арабском Востоке, в Северной Африке, да и Евросоюзе являются звеньями одной, извне спланированной цепи и полностью вписываются в разработанную в США геополитическую теорию «управляемого хаоса».

На сегодняшний день государства — участники Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не исключение. Европа пока является лишь благоприятной средой.

Учитывая тенденции и динамику негативных миграционных процессов, происходящих за пределами территории Российской Федерации, рассмотрение вопросов нежелательных миграций внутри страны в контексте национальной безопасности через призму обеспечения территориальной целостности и суверенитета нашего государства гипотетически еще можно «отложить» на некоторое время. Однако внешние миграционные процессы, участниками которых являются россияне, связанные с деятельностью террористической группировки ИГИЛ, объективно требуют не просто обсуждения, а адекватной реакции законодателя. Подобные опасения вызывает участие граждан Российской Федерации в

украинском конфликте, в деятельности различных террористических организаций по всему миру.

Как известно, в результате активных боевых действий в Сирии и на севере Ирака скопилось большое количество беженцев, которые в своей общей массе находятся в Иордании и Турции, однако при этом стремятся найти убежище в более благоприятных странах Евросоюза. Поэтому последние несколько месяцев в Европе наблюдаются проявления кризиса, связанного с резким ростом неконтролируемого потока вынужденных мигрантов. Попросту европейские власти столкнулись с проблемами массового перемещения через государственные границы государств — членов ЕС жителей стран Ближнего Востока в поисках лучших условий существования под предлогом ведения боевых действий в государствах своей гражданской принадлежности. С начала 2015 г. границу ЕС пересекли свыше 850 тыс. мигрантов. ООН прогнозирует в ближайшие два года, как минимум, от 2 до 8 млн переселенцев.

Сегодня количество беженцев и нелегальных мигрантов в Европу достигло рекордных значений, сопоставимых с концом Второй мировой войны. Европа в панике. Нарастающий конфликт обнажает проблемы, связанные с самой возможностью европейской интеграции и соблюдения идеалов мультикультурализма. Власти ЕС настаивают на равномерном распределении мигрантов с принятием обязательных квот по количеству беженцев. С этой инициативой многие европейские государства не согласны. По заявлениям их властей в увеличении потока беженцев виноваты те государства, которые участвовали в ближневосточных и североафриканских военных конфликтах, и в первую очередь США. На сегодняшний день для них благоприятной средой пока является Европа. Российская Федерация, по нашему прогнозу, не станет исключением.

Более того, когда Исламское государство, по сути, объявило войну мировому социуму (взрыв российского самолета 31 октября 2015 г. в Египте, террористическая атака 13 ноября 2015 г. на Францию; в терактах погибли соответственно 224 и более 120 чело-

век), данная проблематика является архиактуальной.

На наш взгляд, ИГИЛ сегодня — главная угроза безопасности планетарного масштаба. Цель ИГИЛ — создание шариатского государства путем захвата всего Ближнего Востока, Северной Африки, Средней Азии и даже России. ИГИЛ — это хорошо организованный механизм по осуществлению терроризма, наркоторговли, захвата заложников и пр.

Для нейтрализации данной угрозы в октябре 2015 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект «О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О Го -сударственной границе Российской Федерации"». Актуальность его более чем очевидна. Аргументируем свою позицию.

В настоящее время на стороне Исламского государства воюют, по разным данным, около 10 тыс. русскоязычных боевиков, из них одномоментно в рядах ИГИЛ находятся примерно 5-8 тыс. русскоязычных боевиков, еще 2-5 тыс. находятся на отдыхе и в лагерях подготовки. В случае возврата даже части этих людей в страны своей гражданской принадлежности (государства СНГ) террористическая угроза на территории как Российской Федерации, так и в государствах — участниках ОДКБ может резко возрасти.

В этой связи представляется необходимым инициировать рассмотрение вопроса о законодательном ограничении нежелательных миграций не только в Российской Федерации, но и в государствах —участниках ОДКБ, поскольку границы у нас абсолютно «прозрачны». Речь идет о законодательном закреплении (уточнении) трех правовых институтов национальных законодательств:

• ограничении (запрете) въезда определенным категориям иностранных граждан (возможно, запрета въезда лицам, имеющим двойное гражданство либо виды на жительства, полученные в государствах не своей гражданской принадлежности), причастных к террористической деятельности;

• ограничении (запрете) выезда гражданам в государства с повышенным уровнем террористической опасности и на отдельные территории без признанного международным

сообществом правового статуса, где ведутся военные действия;

• применении мер принуждения в отношении иностранных граждан, чье пребывание на территории государства въезда как из числа дальнего зарубежья, так и государств — участников ОДКБ представляет угрозу безопасности и национальным интересам государства въезда.

В последнем блоке правовых инноваций в рамках развития института принуждения, применяемого к рассматриваемой категории иностранных граждан, законодательно должны быть закреплены механизмы контроля за лицами, в отношении которых вынесены представления о нежелательности пребывания (проживания) на территории государства — участника ОДКБ, вынесшего соответствующее решение.

Цель предлагаемого законопроекта не ограничивается только защитой интересов каждого из государств — участников ОДКБ. Единые правовые подходы к проблемам противодействия экстремизму в этих государствах позволят на системной основе в рамках совместной правоохранительной деятельности по контролю за лицами (гражданами государств — участников ОДКБ) существенно снизить уровень угроз, исходящих от международных террористических организаций. При этом на законодательном уровне будет реализована общегосударственная превентивная функция по отношению к потенциальным наемникам (жертвам) в лице представителей молодежи наших государств, поддающихся вербовке со стороны эмиссаров террористических организаций и сомневающихся в себе.

В качестве проблемного вопроса, требующего разрешения посредством принятия соответствующих законодательных актов, может быть обозначена негативная тенденция радикальной исламизации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Эти и многие другие угрозы безопасности и территориальной целостности государств — участников ОДКБ актуализировались именно сегодня и требуют, на наш взгляд, незамедлительного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.