Научная статья на тему 'Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - членах ОДКБ'

Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - членах ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / TECHNOLOGICAL TERRORISM / INTERNATIONAL COOPERATION / HARMONIZATION OF LAWS / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клементьев А.С., Некишев А.В.

В статье рассматривается модельное и национальное законодательство государств членов ОДКБ по противодействию терроризму. Обосновывается необходимость совершенствования законодательства государств членов ОДКБ в сфере противодействия технологическому терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating Technological Terrorism:Legal Provisions for This in Member Nationsof the Collective Security Treaty Organization (CSTO)

The article contains an analysis of counterterror laws operated by member nations of the Collective Security Treaty Organization. Much attention is also devoted to model counterterror laws adopted by the CSTO. The author argues the Organization and its members should also adopt or improve laws specifically aimed at thwarting technological terrorism.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - членах ОДКБ»

I_

МЕЖДУНАрОДНОЕ

сотрудничество

А.С. КЛЕМЕНТЬЕВ,

ведущий научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления научно-исследовательского центра,

кандидат юридических наук

А.В. НЕКИШЕВ,

начальник отделения по изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

A.S. KLEMENTIYEV, Lead Researcher at the Department of Strategic Problems of Management

of the Research Center, Candidate of Law

A.V. NEKISHEV,

Head of the Section for Problems of Psychological Back-Up of Service Action at the Department for Problems of Sectorial Management of the Research Center, Candidate of Law

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.326

Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах -членах ОДКБ

Combating Technological Terrorism:

Legal Provisions for This in Member Nations

of the Collective Security Treaty Organization (CSTO)

В статье рассматривается модельное и национальное законодательство государств - членов ОДКБ по противодействию терроризму. Обосновывается необходимость совершенствования законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия технологическому терроризму.

Технологический терроризм, международное сотрудничество, сближение и гармонизация законодательств, Организация Договора о коллективной безопасности.

The article contains an analysis of counterterror laws operated by member nations of the Collective Security Treaty Organization. Much attention is also devoted to model counterterror laws adopted by the CSTO. The author argues the Organization and its members should also adopt or improve laws specifically aimed at thwarting technological terrorism.

Technological terrorism, international cooperation, harmonization of laws, Collective Security Treaty Organization.

Распространение терроризма, особенно в условиях глобализации, становится реальной угрозой стабильности государств, безопасности личности и общества. События, происходящие в государствах — членах ОДКБ, свидетельствуют о том, что терроризм способен существенно дестабилизировать общественно-политическую обстановку.

Рост террористической угрозы является в настоящий момент общим практически для всех государств — членов ОДКБ [1]. Официальная статистика подтверждает тревожные тенденции. В последние четыре года в государствах — членах ОДКБ неуклонно растет число преступлений террористического характера. В 2011 г. их было совершено 756, в 2012 — 762, в 2013 — 812, в 2014 - 1450, а в 2015 - уже 1960 [6]. Так, например, в результате террористического акта, совершенного 5 июня 2016 г. в г. Актобе (Казахстан), 25 человек были убиты и 22 ранены.

Проблема терроризма актуальна и для России. Об этом свидетельствуют террористические акты, совершенные в московском метро (2010 г.), в аэропорту Домодедово (2011 г.), в г. Волгограде (2013 г.), на борту самолета авиакомпании «Когалымавиа» (2015 г.).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия) деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, отнесена к основным угрозам государственной и общественной безопасности [2, п. 43]. Полагаем, что в Стратегии неслучайно отражена угроза качественных изменений, которые претерпевает терроризм в настоящее время: на смену традиционному приходит технологический, суть которого заключается в криминальном использовании (или его угрозе) потенциально опасных технологий с целью воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.

Опасность технологического терроризма осознается всем мировым сообществом. Так, например, в коммюнике, опубликованном по итогам Саммита по ядерной безопасности, состоявшегося в Вашингтоне в марте - апреле 2016 г., зафиксировано, что угроза ядерного

терроризма растет и остается одним из главных вызовов международной безопасности.

Особую роль в вопросах совместного противодействия терроризму Россия отводит ОДКБ, которая рассматривается как международная организация, способная «противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера» [2].

В настоящее время нормативные правовые акты государств - членов ОДКБ по противодействию технологическому терроризму можно условно разделить на пять групп.

1. Нормативные правовые акты в сфере обеспечения технологической безопасности (например, законы Республики Армения от 24 октября 2005 г. № ЗР-204-Н «О государственном регулировании обеспечения технической безопасности» и Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-3 «О промышленной безопасности»; Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»; распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 1273-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий)»).

2. Нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности информационно-коммуникационных технологий (например, законы Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-3 «Об информации, информатизации и защите информации» и Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. № 71 «О защите информации»; Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2011 г. № 486 «О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации»; постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 марта 2012 г. № 293 «О некоторых вопросах безопасной эксплуатации и надежного функционирования критически важных объектов информатизации»; Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утв. Президентом РФ 24 июля 2013 г. № Пр-1753; Выписка из Концепции государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, утв. Президентом РФ 12 декабря 2014 г. № К 1274).

3. Нормативные правовые акты в сфере обеспечения транспортной безопасности (например, распоряжение Правительства РФ от 22 ноября

О са н

и ы

ST S

х

а н

О и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

85

0 СО

н

и ы

ST S

1

а н

о и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

86

2008 г. № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года»).

4. Нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности средств массового поражения (например, законы Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-3 «О радиационной безопасности населения» и Кыргызской Республики от 29 ноября 2011 г. № 224 Технический регламент «О радиационной безопасности»; постановления Правительства Республики Армения от 29 июля 2004 г. № 1064-Н «Об утверждении порядка создания и обеспечения деятельности постоянной контролирующей системы за радиационной, химической и биологической обстановкой» и от 18 августа 2006 г. № 1489-Н «О правилах радиационной безопасности»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 1385 «Об утверждении Положения о физической защите объектов использования атомной энергии»; Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утв. Президентом РФ 1 ноября 2013 г. № Пр-2573; Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Президентом РФ 1 марта 2012 г. № Пр-539).

5. Нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности потенциально опасных и критически важных объектов (например, федеральные законы Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; законы Кыргызской Республики от 23 мая 2008 г. № 94 «О стратегических объектах Кыргызской Республики» и Республики Таджикистан от 28 февраля 2004 г. № 14 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утв. Президентом РФ 15 ноября 2011 г. № Пр-3400; распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов»; приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных

ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»).

Анализ законодательства государств — членов ОДКБ в сфере противодействия технологическому терроризму показал, что при наличии большого количества правовых актов в законодательстве всех государств — членов ОДКБ пока лишь фрагментарно закреплен ряд важнейших понятий в сфере криминального использования потенциально опасных технологий. Также необходимо отметить непроработанность имеющихся определений и отсутствие базовых положений, создающих предпосылки для формирования правовой основы противодействия технологическому терроризму. В связи с этим возникают проблемы при разработке, принятии и реализации правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия технологическому терроризму.

Указанные обстоятельства могут стать причиной ошибок в правоприменительной деятельности, обусловить снижение способности уполномоченных государственных органов эффективно осуществлять противодействие технологическому терроризму.

Таким образом, в современных условиях особую значимость приобретает разработка правовых основ противодействия технологическому терроризму государствами — членами ОДКБ, а также устранение противоречий и восполнение пробелов в правовом регулировании данной сферы. Это обусловлено необходимостью формирования иерархически организованной и непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующие общественные отношения, и потребностью повышения эффективности деятельности уполномоченных государственных органов по противодействию технологическому терроризму.

В п. 19 Программы деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2016—2020 годы обозначена необходимость подготовки Рекомендаций по совершенствованию законодательного обеспечения противодействия технологическому терроризму в государствах — членах ОДКБ (далее — Рекомендации).

Осенью 2016 г. на заседании Парламентской Ассамблеи государств — членов ОДКБ представлен соответствующий проект Рекомендаций, разработанный авторским коллективом Академии управления МВД России, в том числе и авторами данной статьи.

В основу Рекомендаций положены принятые Парламентской Ассамблеей ОДКБ модельные законодательные акты, национальное законодательство государств — членов ОДКБ, а также

международно-правовые акты в сфере обеспечения безопасности оборота потенциально опасных технологий и их компонентов (в том числе принятые в рамках международных организаций: Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества). Так, например, 16 апреля 2015 г. Межпарламентской Ассамблеей СНГ были приняты Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму. Содержание данного модельного акта подробно было рассмотрено на страницах четвертого номера журнала «Труды Академии управления МВД России» за 2015 г. [5].

В целях совершенствования законодательства в сфере противодействия технологическому терроризму необходимо создание надлежащей методологической базы, которая должна обеспечивать адекватное научное представление сущности процессов и явлений в сфере противодействия технологическому терроризму с целью выработки обоснованных мероприятий по улучшению ситуации в государствах — членах оДкб.

В ходе разработки Рекомендаций было изучено состояние правового регулирования противодействия технологическому терроризму в государствах — членах ОДКБ, проанализирована научная и специальная литература по вопросам противодействия технологическому терроризму, а также рассмотрены доминирующие доктринальные подходы в данной сфере [3, 4, 7, 8]. В целях совершенствования национального законодательства государств — членов ОДКБ в области противодействия технологическому терроризму необходимо закрепить классификацию потенциально опасных технологий по формам, разновидностям, содержанию и групповым характеристикам, влияющим на определение сущности преступлений в данной сфере.

В содержание Рекомендаций включены правовые понятия, которыми могут пользоваться все государства — члены ОДКБ в процессе решения проблем в сфере противодействия технологическому терроризму: защита критически важного объекта, потенциально опасные технологии, технологическая безопасность, технологический терроризм и др.

Предлагаемый в Рекомендациях алгоритм сближения законодательства государств — членов ОДКБ предусматривает разработку и закрепление в специальных нормативных правовых актах наиболее важных направлений деятельности компетентных государственных органов в сфере противодействия технологическому терроризму:

— определение характера и пределов реализации мер, направленных на пресечение указанных правонарушений, в том числе преступлений;

— мониторинг состояния критически важных объектов на предмет выявления признаков правонарушений, в том числе преступлений, связанных с использованием потенциально опасных технологий в террористических и иных противоправных целях;

— определение объема полномочий и распределение ответственности между компетентными государственными органами.

Сложившаяся в государствах — членах ОДКБ

система общественных отношений в сфере противодействия технологическому терроризму требует системного подхода в осуществлении ее правового регулирования. Регламентация указанных отношений необходима для проведения единой, скоординированной государственной политики в рассматриваемой сфере, конкретизации, координации и взаимного дополнения правовых и иных мер, реализуемых в этой области, исключения дублирования и противоречий в полномочиях компетентных государственных органов.

Одним из основных направлений совершенствования межгосударственного взаимодействия по противодействию терроризму является проведение совместных учений. Так, 11—15 апреля 2016 г. в Минске (Республика Беларусь) состоялась совместная командно-штабная тренировка, проведенная Антитеррористическим центром государств — участников СНГ. В работе штаба приняли участие представители компетентных органов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Узбекистана. Целью тренировки стала подготовка сотрудников оперативных подразделений органов безопасности и специальных служб стран Содружества к выполнению совместных практических задач по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов, совершаемых с применением информационно-коммуникационных технологий. В рамках тренировки были рассмотрены методика взаимодействия при выявлении и пресечении кибератак, совершаемых с применением информационно-коммуникационных технологий и вредоносных программ; способы и порядок работы с информационными системами коллективного пользования при проведении мероприятий; особенности и порядок работы оперативно-следственных подразделений при расследовании компьютерных инцидентов в телекоммуникационных сетях.

При разработке национальных нормативных правовых актов, регулирующих противодействие технологическому терроризму в государствах — членах ОДКБ, следует закрепить наибо-

о са н

и ы

ST S

х

а н

О и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

87

лее важные права и обязанности должностных и уполномоченных лиц в сфере обеспечения безопасности потенциально опасных технологий.

Основой для совершенствования законодательства государств — членов ОДКБ в области противодействия технологическому терроризму могут стать многосторонние соглашения, которые позволят определить и закрепить единые подходы к правовому регулированию обеспечения безопасности в сфере потенциально опасных технологий, механизм взаимодействия государств — членов ОДКБ в указанной области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях развития сотрудничества государств — членов ОДКБ в области противодействия технологическому терроризму необходима разработка модельных законов «О противодействии технологическому терроризму» и «Об обеспечении технологической безопасности», которые должны формировать единообразный научно обоснованный подход к данной угрозе, определять пути совершенствования противодействия данным видам преступлений, направления оптимизации управленческих решений в указанной сфере.

О са н

и ы

ST S

х

а н

О и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

88

Список литературы:

1. Заявление глав государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по итогам сессии СКБ 21 декаб- 5. ря 2015 г. (г. Москва) // Официальный сайт ОДКБ. URL: http://www.odkb-csto.org/ documents/detail.php?ELEMENT_ID=5857 (дата обращения: 01.06.2016).

2. О Стратегии национальной безопасности 6. Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

3. Клементьев А.С., Некишев А.В. Международ- 7. ное сотрудничество правоохранительных органов по предупреждению технологического терроризма: монография. М., 2013. 8.

4. Латов Ю.В. Терроризм в постиндустриальном обществе (парадоксы «технологического терроризма») // Противодействие терроризму. Проб-

лемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2013. № 1.

Некишев А.В., Клементьев А.С. Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах — участниках СНГ // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36). О состоянии преступности и результатах расследования преступлений на территории государств — участников СНГ: сборники ГИАЦ МВД России за 2011—2015 гг. Nesser P. Single actor terrorism: scope, characteristics and explanations // Perspectives on Terrorism. 2012. Vol. 6. № 6. The Routledge Handbook of Terrorism Research / Ed. By Alex P. Schmid. L.; N.Y., 2011.

E-mail: alex klem@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.