Научная статья на тему 'Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - участниках СНГ'

Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / TECHNOLOGICAL TERRORISM / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ / APPROXIMATION AND HARMONIZATION OF LEGISLATIONS / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некишев А. В., Клементьев А. С.

В статье рассматривается модельное и национальное законодательство государств участников СНГ. Обосновывается необходимость принятия Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму. Впервые дается в значительной мере скорректированное определение понятия «технологический терроризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Groundwork for Combating against Technological Terrorism in the Member-States of CIS

The paper deals with the model and national legislation of the member-states of CIS. The author proves the need to adopt the Recommendations for Improvement of the Legislation of the MemberStates of CIS concerned with combating against technological terrorism. For the first time ever the adjusted definition of «technological terrorism» is closely considered.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - участниках СНГ»

_I

МЕЖДУНАРОДНОЕ

сотрудничество

А.В. НЕКИШЕВ,

начальник отделения Научного центра, кандидат юридических наук

А.С. КЛЕМЕНТЬЕВ,

ведущий научный сотрудник Научного центра, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

A.V. NEKISHEV,

Head of the Section, Scientific Center, Candidate of Law Sciences

A.S. KLEMENTIEV, Leading Research Officer, Scientific Center, Candidate of Law Sciences (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351/343.32

правовое обеспечение противодействия технологическому терроризму в государствах - участниках СНГ

Legal Groundwork for Combating against Technological Terrorism in the Member-States of CiS

В статье рассматривается модельное и национальное законодательство государств - участников СНГ. Обосновывается необходимость принятия Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму. Впервые дается в значительной мере скорректированное определение понятия «технологический терроризм».

Технологический терроризм, международное сотрудничество, сближение и гармонизация законодательств, Содружество Независимых Государств.

The paper deals with the model and national legislation of the member-states of CIS. The author proves the need to adopt the Recommendations for Improvement of the Legislation of the Member-States of CIS concerned with combating against technological terrorism. For the first time ever the adjusted definition of «technological terrorism» is closely considered.

Technological terrorism, international cooperation, approximation and harmonization of legislations, Commonwealth of Independent States.

0 03

н

и и

У S

1

£ а н

о и

и о

0

а

<

1

Й

и

72

В современных геополитических условиях представляется крайне важным создание комплексной межгосударственной системы противодействия технологическому терроризму на уровне государств — участников СНГ. Учитывая сложность технологического терроризма как явления и принимая во внимание опасные тенденции его развития, которые в ближайшей перспективе, очевидно, будут только усиливаться, особую актуальность приобретает системный подход к организации его предупреждения [9].

Два события конца XX — начала XXI вв.: газовая атака в токийском метро и атака на торговый центр в Нью-Йорке — превратили угрозу технологического терроризма в реальность и выявили целый комплекс проблем в обеспечении международной безопасности [12]. Современные транспортные системы, высокие технологии, новые экономические реалии в корне изменили многие социальные процессы. И если раньше террористы имели дело с традиционными технологиями, то появившаяся возможность вторжения в сферу потенциально опасных технологий, ставшая объективной реальностью, превратила терроризм в глобальный фактор современности [11].

Происходящая трансформация терроризма позволяет говорить о росте угроз террористических актов технологического характера в Российской Федерации. Так, катастрофические последствия мог повлечь террористический акт на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии в 2010 г. В Нижнекамске в первой половине 2000-х гг. группа исламистов угрожала взорвать нефтеперерабатывающий завод, что могло привести к уничтожению значительной части города. В ноябре 2013 г. эта угроза повторилась: была предпринята попытка обстрела самодельными ракетами Нижнекамского нефтехимического завода, ответственность за которую взял на себя руководитель исламистского подполья.

Сложность и многогранность феномена современного терроризма требуют всеобъемлющего подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, эффективной стыковки антитеррористических мер, предпринимаемых как на национальном уровне, так и на уровне государств — участников СНГ [7].

В настоящее время нормативно-правовой базой СНГ по предупреждению технологического терроризма, в первую очередь, служат нормы и принципы международного права, на основе которых приняты многочисленные соглашения Содружества. К числу межгосударственных правовых актов, заключенных в рамках СНГ по этому направлению, относятся: Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999 г.), Положение об Антитер-

рористическом центре государств — участников СНГ (2000 г.), Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий (2002), Рекомендации по гармонизации и унификации национальных законодательств государств — участников СНГ в сфере обеспечения химической и биологической безопасности (2010 г.), модельный закон «О противодействии терроризму» (2009 г.) и др. [ 1, 5, 6, 4, 2].

В то же время в целом существующая правовая система по противодействию технологическому терроризму в странах Содружества находится на стадии становления ее концептуальных основ. Можно выделить следующие основные проблемы формирования и совершенствования нормативно-правовой базы государств — участников СНГ по противодействию технологическому терроризму:

— отсутствует единая, целостная система правовых актов, позволяющая регулировать весь спектр правоотношений в этой сфере;

— отсутствует нормативно-правовое регулирование целого ряда ключевых понятий (таких, как технология, потенциально опасные технологии, технологическая безопасность, технологический терроризм и др.);

— не созданы правовые условия для формирования эффективного механизма противодействия технологическому терроризму;

— национальное законодательство государств — участников СНГ содержит различные подходы к правовому регулированию деятельности по противодействию технологическому терроризму и недостаточно гармонизировано с основополагающими международными документами. Такое положение обусловлено отсутствием методологически обоснованной базовой концепции национальных законодательств государств — участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму. Для совершенствования законодательства в данной сфере требуется надлежащая методологическая база, которая должна обеспечивать адекватное научное представление о сущности процессов и явлений в сфере противодействия технологическому терроризму с целью выработки обоснованных мероприятий по улучшению ситуации в государствах — участниках СНГ. Только на такой основе возможна разработка унифицированного пакета правовых документов в сфере противодействия технологическому терроризму.

В связи с этим государствам — участникам СНГ требуется коллективность и скоордини-рованность действий при организации противодействия террористической угрозе технологического характера. Решение этой задачи предполагает сближение антитеррористических законодательств стран Содружества по содержа-

нию и технико-юридической форме, что позволит преодолеть разночтения в правовой оценке юридических фактов, оперативно реагировать на террористические акты технологического характера вне зависимости от того, в какой стране они совершаются. Различия в правовом регулировании противодействия технологическому терроризму вызывают затруднения в реализации договоров и соглашений в этой сфере, создают «дыры» и «пробелы», которыми могут воспользоваться террористы и их пособники, порождают сложности в правовой оценке содеянного, нарушают взаимодействие органов внутренних дел и спецслужб при организации противодействия технологическому терроризму [8].

В соответствии с Постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 28 октября 2010 г. № 35-15 в Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011—2015 гг. была включена разработка Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств — участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму [3]. Осенью 2015 г. на заседание Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ был представлен проект Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств — участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму, разработанный авторским коллективом Академии управления МВД России, в том числе и авторами данной статьи.

Данные Рекомендации направлены на фиксацию общих подходов государств — участников СНГ к правовому регулированию противодействия технологическому терроризму, укреплению и обеспечению сбалансированности национальных правовых систем, обеспечению технологической защищенности, а также на создание условий для безопасного использования потенциально опасных технологий.

Концептуальные подходы к разработке Рекомендаций основаны на анализе нормативных актов, документов стратегического планирования государств — участников СНГ в сферах обеспечения национальной безопасности, защиты критически важных объектов, противодействия преступлениям в области потенциально опасных технологий.

К методологическим требованиям при разработке Рекомендаций были отнесены следующие позиции:

— обеспечение терминологической ясности и однообразного понимания законодательными органами государств — участников СНГ институтов и понятий, используемых в процессе нормативно-правового сотрудничества в сфере противодействия технологическому терроризму;

— учет ситуаций и факторов, определяющих специфику технологического терроризма как нового этапа в развитии террористической угрозы;

— соблюдение единства принципов, методов и подходов правового регулирования в сфере противодействия технологическому терроризму с учетом правил взаимодействия в областях социального развития, государственного управления и разрешения возникающих конфликтов в процессе преодоления угроз интересам государств, их суверенитету и юрисдикции государств — участников СНГ при обеспечении прав гражданина и общества;

— соблюдение формы коллективного обсуждения и совершенствования методов гармонизации законодательства и его применения в пространстве антитеррористического взаимодействия государств — участников СНГ;

— поиск возможных форм согласования действий по совершенствованию законодательства государств — участников СНГ с аналогичной работой и опытом государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и др.

В содержание Рекомендаций включены определения правовых понятий, которыми могут пользоваться все государства — участники СНГ в процессе решения проблем в сфере противодействия технологическому терроризму: защита критически важного объекта, потенциально опасные технологии, технологическая безопасность, технологический терроризм и др.

В правовом поле государств — участников СНГ понятие «технологический терроризм» в настоящее время трактуется как «использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление» [1].

Данное определение позволило вывести методологию исследования технологического терроризма на системный уровень и рассматривать

о

03

н

и и

У S X

а н

о и

и о

о

а

<

X

Й

и

73

0 03

н

и и

У S

1

£ а н

о и

и о

0

а

<

1

Й

и

74

технологический терроризм как многофакторное и многоуровневое интеграционное явление, составные части которого находятся в сложной диалектической взаимосвязи [10]. В то же время данный подход к определению понятия «технологический терроризм»: во-первых, предопределяет искусственное сужение содержания технологического терроризма; во-вторых, дает пеструю, фрагментарную картину содержания анализируемого явления; в-третьих, носит эклектичный характер, так как осуществляется на уровне механического объединения проявлений технологического терроризма (с точки зрения их принадлежности по разным основаниям к оружию массового поражения). Существующая методология обедняет содержание технологического терроризма и не позволяет в полной мере осмыслить его как единое явление, выявить закономерности и перспективы его развития.

Отмеченные выше недостатки нормативного закрепления понятия «технологический терроризм» заставили членов авторского коллектива, разрабатывающего проект Рекомендаций, искать иное решение этой проблемы. В основу разработки нового определения понятия «технологический терроризм» был положен подход, в соответствии с которым осмысление проблемы структурного единства, однородности столь разноплановых, на первый взгляд, явлений осуществляется с точки зрения их принадлежности к потенциально опасным технологиям.

Применение такого подхода, по нашему мнению, позволило получить адекватную дефиницию «технологический терроризм», где родовое понятие (технология) становится системообразующим фактором, в рамках которого оформляется сущность исследуемого явления.

Список литературы

1. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.) // Борьба с терроризмом и его финансированием: международные и российские правовые акты и документы / Сост. Р.А. Журавлев, О.Е. Ноянов. М., 2005.

2. О модельном законе «О противодействии терроризму»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 3 декабря 2009 г. № 33-18 // СПС КонсультантПлюс.

3. О Перспективном плане модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011—2015 годы и о выполнении Перспективного плана на 2005—2010 годы: постановление Межпарламентской

Данная логика позволила предложить следующее определение понятия «технологический терроризм»: это криминальное использование (или его угроза) потенциально опасных технологий с целью воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанное с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Предлагаемый в Рекомендациях алгоритм сближения законодательства предусматривает разработку и закрепление в специальных нормативных правовых актах наиболее важных направлений деятельности компетентных государственных органов в сфере противодействия технологическому терроризму:

— определение характера и пределов реализации мер, направленных на пресечение указанных правонарушений, в том числе преступлений;

— мониторинг состояния критически важных объектов на предмет выявления признаков правонарушений, в том числе преступлений, связанных с использованием потенциально опасных технологий в террористических и иных противоправных целях;

— определение объема полномочий и распределение ответственности между компетентными государственными органами.

Позитивное правовое регулирование в сфере технологической безопасности является залогом снижения уровня террористических угроз, а его неупорядоченность в деятельности разных категорий субъектов усложняет выявление и определение опасности фактов нарушения правовых, технологических и технических предписаний, снижает эффективность работы в области технологической безопасности.

Ассамблеи государств — участников СНГ от 28.10.2010 № 35-15 // СПС КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О Рекомендациях по гармонизации и унификации законодательства государств — участников СНГ в сфере обеспечения химической и биологической безопасности: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 28 октября 2010 г. № 35-11. URL: http://docs.cntd. ru/document/902050856 (дата обращения: 14.08.2015).

5. Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ от 21 июня 2000 г. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901954235 (дата обращения: 14.08.2015).

6. Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий от 7 октября 2002 г. URL: http:// terroristica.info/node/86 (дата обращения: 14.08.2015).

7. Клементьев А.С., Бойко О.С. Организация взаимодействия МВД стран СНГ по предупреждению преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий: аналитический обзор. Домодедово, 2012.

8. Клементьев А.С., Некишев А.В. Информационное обеспечение противодействия экстремизму // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2012. № 2.

9. Латов Ю.В. Терроризм в постиндустриальном обществе (парадоксы «технологического терроризма») // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2013. № 1.

10. Некишев А.В. Пути совершенствования нормативной правовой базы по противодействию технологическому терроризму // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2010. № 1 (14).

11. Nesser P. Single actor terrorism: scope, characteristics and explanations // Perspectives on Terrorism. 2012. Vol. 6. № 6.

12. The Routledge Handbook of Terrorism Research / Ed. By Alex P. Schmid. N.Y., 2011.

Тел.: 8 (499) 745-81-83

0 оэ н

и и

У S

1

а н

о и

и о

0

а

<

1

Й

и

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.