Научная статья на тему 'Организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти в российской Федерации'

Организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3116
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / МЕХАНИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / EXECUTIVE POWER / EXECUTIVE AUTHORITY / MECHANISM / ORGANIZATIONAL-THE LEGAL FORM / ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев Алексей Дмитриевич

В статье рассматриваются проблемы выработки нового подхода к характеристике исполнительной власти, необходимости разработки и научного обоснования термина «организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational legal mechanism of functioning of the executive authority in the Russian Federation

In the article the problems of developing a new approach to the characterization of Executive power, the need for the development and scientific justification of the term "organizational and legal mechanism of functioning of Executive power."

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти в российской Федерации»

Организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти

в Российской Федерации

Organizational legal mechanism of functioning of the executive authority

in the Russian Federation

Богатырев Алексей Дмитриевич

Студент 3 курса, Московский гуманитарный университет, Россия, г. Москва e-mail: ivan.anatol.2015@mail.ru

Bogatirev Alexey Dmitrievich

Student 3 term, Moscow University for the Humanities, Russia, Moscow e-mail: ivan.anatol.2015@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы выработки нового подхода к характеристике исполнительной власти, необходимости разработки и научного обоснования термина «организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти».

Annotation.

In the article the problems of developing a new approach to the characterization of Executive power, the need for the development and scientific justification of the term "organizational and legal mechanism of functioning of Executive power."

Ключевые слова: исполнительная власть, орган исполнительной власти, механизм, организационно -правовая форма, организационно-правовой механизм.

Key words: executive power, executive authority, mechanism, organizational-the legal form, organizational and legal mechanism.

Система государственных органов в России строится на основе ст. 10 Конституции РФ, закрепляющей принцип разделения властей. Одной из ветвей государственной власти является исполнительная власть, которая, как известно, является подзаконной властью по отношению к законодательной ветви, учитывая, что основное назначение органов исполнительной власти заключается в том, что они действуют на основании и во исполнение законов.

Несмотря на кажущийся вторичный характер, именно функционирование органов исполнительной власти традиционно представляет особый интерес и вызывает сложность при осуществлении государственного управления. Исполнительная власть характеризуется многочисленными органами и должностными лицами, ее осуществляющими, а также тем, что сосредотачивает основные материальные и людские ресурсы страны. Именно органы исполнительной власти ежедневно обеспечивают обороноспособность страны, общественный порядок и общественную безопасность, управляют государственной собственностью, осуществляют иные жизненно важные функции государства.

Применительно к характеристике исполнительной власти используется понятие «организационно-правовой механизм», однако важно отметить, что сам термин, несмотря на его использование административистами и иными отраслевыми учеными, практически никак не разъясняется в юридической литературе. Однако его понимание имеет важное значение для применения в исследовании функционирования исполнительной власти в России.

Указанный термин можно разделить на две составляющие «организационно-правовой» и «механизм». Такая необходимость обусловлена всё теми же причинами, связанными с отсутствием разработанности понятийного аппарата.

Упоминание сочетания «организационно-правовой» обычно связано со стремлением показать не только юридическую сторону вопроса (она обычно вытекает из нормативных правовых актов), но и сделать акцент на управленческую, организационную составляющую, что позволит выделить структуру, построение соответствующего явления. При этом данный термин используется не только и даже не столько в сочетании с «механизмом», сколько применительно к форме искомого понятия. Например, достаточно распространенным является использование конструкции «организационно-правовая форма». Известна она, к примеру, как гражданскому праву, так и, конечно же, административному праву. Так, Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов классифицируют органы исполнительной власти по организационно-правовым формам на: правительства (Правительство РФ, правительство субъекта РФ); министерства (федеральные, субъектов РФ); государственные комитеты (субъектов РФ); федеральные службы и агентства; администрации; мэрии; департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы. Аналогичный критерий для классификации называют Л.Л.Попов, Ю.С. Мигачев, С.В. Тихомиров. Стоит отметить, что в данной случае речь идет о различиях в наименовании и особенностях структуры органов исполнительной власти. Безусловно, ни о каком механизме речь не идет, процессуальные вопросы не затрагиваются.

Другой составляющей исследуемого понятия является «механизм». Заслуживает внимания позиция Н.А. Колоколова, который пишет о постепенном повышении интереса научной общественности к термину «механизм». Ученый отмечает, что понятия «механизм государства» и «механизм государственной власти», использовавшиеся до этого преимущественно теорией государства и права, постепенно перекочевали в различные отраслевые науки, например в государственное (конституционное) право зарубежных государств, где приобрели методологическое значение. Также автор указывает, что правовая категория «механизм» в современной российской юридической литературе используется достаточно широко. Можно встретить самые различные варианты использования данного термина: «механизм государства», «механизм управления», «механизм правового воздействия», «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «механизм реализации норм права», «механизм государственно-правового регулирования», «механизм публичной власти», «механизм государственной власти», «механизм законодательной власти», «механизм исполнительной власти», «механизм судебной власти», «организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов», «механизм социально -юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина», «механизм конституционного контроля», «правовой механизм управления», «организационный механизм реализации управленческих решений». Приведенный перечень позволяет отметить широту использования исследуемого термина. Вместе с тем, представляется, что не всегда является уместным его употребление. «Механизм управления», «механизм правового регулирования» и ряд других терминов вполне отчетливо показывают некий процесс: процесс воздействия на общество, физических и юридических лиц либо процесс созданий правовых норм и осуществление регулирования посредством таковых норм. Однако другие сочетания, например, «механизм законодательной власти», «механизм исполнительной власти», не позволяют понять, что именно подразумевается. Представляется, что в таких сочетаниях и вовсе пропущено слово «осуществление» или «функционирование».

В этом плане надо заметить, что термин «организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти» кажется уместным и заслуживающим внимания.

Если обращаться к семантическому значению слова «механизм», его обычному использованию в русском языке, то данный термин чаще толкуется как совокупность подвижно сочлененных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения. Исследуемый термин чаще употребляется тогда, когда речь идет о внутреннем устройстве, системе чего-либо.

Стоит согласиться с тем, что «организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти» не получил должного развития в настоящее время. Наука не достигла еще того уровня, когда могла бы обеспечивать правоприменительную практику своими результатами и достижениями. Соответственно, у практики

правоприменения нет доверия к науке в этой части. Это прослеживается в тех изменениях, которые мы наблюдаем. Так, за период деятельности первого Президента РФ было издано свыше десяти указов и распоряжений о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, то есть практически эта структура менялась минимум один раз в год. Аникин С.Б. отмечает, что новые федеративные отношения, положенные в основу современной российской государственности еще на стадии формирования поставили перед государством актуальную задачу -поиска новых организационно-правовых форм построения механизма исполнительной власти. Думается, что и в современных реалиях, не в полной мере найден оптимальный вариант функционирования исполнительной власти. Это прослеживается в том, как происходят изменения организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Например, в 2004 году было создано Федеральное агентство по образованию (Рособразование), однако в последующем в 2010 году оно было упразднено. Менялось с 2004 года, когда произошел новый виток административной реформы в части системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, и количество министерств. Было 18, на данный момент 21 министерство, а министров 22. С одной стороны, это можно рассматривать, как поиск оптимальной структуры федеральных органов исполнительной власти, обусловленность стоящими перед государством задачами, но, с другой стороны, в этом можно видеть и «неуверенное» государственное управление, недостаток в полноте представлений об эффективной модели управления государством.

Обобщая сказанное, представляется, что на данном этапе возникла необходимость дальнейшего, теперь уже качественного, переосмысления феномена «исполнительной власти» в России. Именно в определенных организационно-правовых формах она и осуществляется, а также посредством выработанного и научно обоснованного организационно-правового механизма функционирования.

Думается, что организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти следует определить как систему действий, процедур и процессов, осуществляемых уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с установленными принципами и нормами, направленных на обеспечение эффективного функционирования исполнительной власти.

Представляется, что организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти характеризуется определенными признаками, позволяющими его отличить от иных схожих понятий:

1) системная целостность, основанная на выработанных и находящихся в единстве принципах организации и деятельности органов исполнительной и учреждений, а также обусловленная единством целей и задач функционирования;

2) все органы исполнительной власти связаны между собой общими началами координации и субординации;

3) для обеспечения государственных властных велений он имеет орудия непосредственного управления (убеждение и принуждение), соответствующие современному уровню развития;

4) при его помощи осуществляется исполнительная власть во всех ее видах, выполняются соответствующие функции государства;

5) его структурными элементами являются государственные органы, учреждения, в которых трудятся государственные служащие (чиновники, управленцы).

Организационно-правовой механизм - это сложное явление, которое включает в себя ряд разнопорядковых, но взаимосвязанных между собой элементов. Думается, что к основным составляющим исследуемого понятия следует отнести:

1) наличие субъектов исполнительной власти: уполномоченных органов и должностных лиц, которые наделены определенными функциями и полномочиями;

2) функции, компетенция и полномочий, которые являются неотъемлемыми характеристиками административно-правового статуса органов и должностных лиц исполнительной власти. Стоит отметить, что в

процессе правотворчества очень часто в подзаконных актах происходит смешение данных терминов, что представляется недопустимым;

3) правовые нормы, которые обеспечивают правовую основу механизма;

4) принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, образующие своего рода каркас исполнительной власти;

5) установленные нормативными правовыми актами действия, процедуры, процессы, позволяющие осуществлять взаимодействие между разными элементами сложного механизма.

Важно отметить, что организационно-правовой механизм не стоит путать с соответствующей системой исполнительной власти, так как наличие механизма предполагает акцент на соответствующие действия, отличающиеся координационными и субординационными связями и нацеленностью на эффективность их осуществления.

Учитывая сложный характер Российского государства с точки зрения государственно-территориального управления, можно говорить о том, что организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти осуществляется на нескольких уровнях:

1) федеральный - организация центрального управления страны;

2) региональный - организация управления на уровне субъектов Российской Федерации;

3) локальный - организация управления на уровне конкретного органа исполнительной власти, его территориального подразделения.

Проведенное исследование позволяет отметить, что исполнительная власть в России нуждается в системном и научно обоснованном осмыслении, как с точки зрения ее построения, организации, так и с позиций функционирования органов исполнительной власти, осуществления ими своих функций и полномочий. На протяжении всего периода действия отечественной Конституции законодательства в области административно -политического строительства накапливался определенный опыт, который должен быть обобщен и использован для выработки единой терминологии, понятийного аппарата, особенностей управления в определенных сферах. В очередной раз стоит обратить внимание на необходимость разработки и принятия Федерального закона «Об органах исполнительной власти в Российской Федерации». Его отсутствие не отвечает принципу детализации конституционных положений и прозрачности процедуры формирования исполнительной власти в нашей стране. Хочется верить, что представленные выводы смогут послужить основой для поступательного развития в области функционирования исполнительной власти в России.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.

2. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. 4-е изд. М.: Норма, 2009.

3. Административное право России: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2008.

4. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М.: Юрист, 2007. 328 с.

5. Веремеенко И.И. Некоторые проблемы административно-правового регулирования

в Российской Федерации на современном этапе. / Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию заслуженного юриста РФ, д.ю.н., профессора И.И. Веремеенко. М.: ВНИИ МВД РФ, ЮУрГУ, 2008.

6. Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование совместного ведения России

и ее субъектов: понятие и предмет / под ред. В.М. Манохина // СПС КонсультантПлюс. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.