УДК 34.07
О. В. ПЕТРОВА
O. V. PETROVA
Организационно-правовой механизм делегирования полномочий как способ повышения эффективности
управленческой деятельности
Organizational and legal mechanism of delegation of powers as a way to improve
the efficiency of management activities
Аннотация
В статье рассмотрены основы процесса делегирования полномочий, обоснована значимость и необходимость его использования в современной управленческой деятельности в целях повышения оперативности, результативности и эффективности в достижении поставленных целей. Проанализированы различные определения делегирования полномочий, сформулировано авторское определение. Делается вывод о необходимости разработки, а также детального определения элементов организационно-правового механизма делегирования полномочий посредством чёткого определения и закрепления основных его элементов в соответствующих правовых нормах. Успешная реализация по-
добного механизма делегирования полномочий позволит повысить эффективность управленческой деятельности.
Ключевые слова: делегирование полномочий, организационно-правовой механизм делегирования полномочий.
Abstract
The article discusses the basics of the delegation of authority process, substantiates the importance and necessity of its use in modern management activities in order to increase efficiency, effectiveness and efficiency in achieving the goals. Various definitions of delegation of authority are analyzed, the author's definition is formulated. It is concluded that it is necessary to develop, as well as a detailed definition of the elements of the organizational and legal mechanism for delegation of authority by clearly defining and fixing its main elements in the relevant legal norms. The successful implementation of such a mechanism of delegation of authority will improve the efficiency of management activities.
Keywords: delegation of powers, organizational and legal mechanism of delegation of powers.
Введение
Одним из основных проявлений децентрализации управления является делегирование полномочий, основной механизм которого на федеральном уровне закрепляется в ст. 132 Конституции РФ: органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта РФ отдельными государственными полно-мочиями1.
Вместе с тем, основные вопросы важнейшего управленческого механизма отражены не только в российском законодательстве. О его значимости как для теории управления, так и практического
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237 (первоначальный текст).
применения, свидетельствует большое число научных работ.
Не вдаваясь в подробности о предпосылках возникновения делегирования полномочий, в основе своей исходящих из потребностей в определении четкой структуры организации; распределении и повышении производительности труда; использовании ресурсов и навыков наиболее квалифицированных специалистов; снижении нагрузки с отдельных сотрудников; оперативному взаимодействию всех подразделений; снижении нагрузки с руководителя; выявлении управленцев и потенциальных кандидатов на руководящие должности; повышении оперативности выполняемых задач и др., постараемся акцентировать внимание на ряде проблемных вопросов, существующих в настоящее время при осуществлении процесса делегирова-
ния полномочий в организации, а также обосновать необходимость разработки организационно-правового механизма делегирования полномочий, определить основные его элементы в целях повышения эффективности осуществления столь важного управленческого процесса.
Основное исследование
В теории управления делегирование полномочий понимается как распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между её субъектами [1, с. 4].
В Современном словаре иностранных слов понятие «делегировать» (лат. Delegare) — означает посылать в качестве делегата, уполномочивать2. В Большом словаре иностранных слов дается следующее определение понятию «делегировать» (нем. delegieren (лат. Delegare) legere «избирать») — посылать в качестве делегата3.
В своей монографии С.О. Календжян отмечает, что делегирование — четкая и формализованная передача сотрудникам ясно очерченного круга полномочий [2, с. 45].
Е. Ф. Яськов придерживается мнения, что «делегирование полномочий — предоставление руководителем своих непосредственных полномочий — заместителям или руководителям, нижестоящим по рангу, права самостоятельно решать заранее определенные задачи или осуществлять те или иные действия, ответственность за которые несет руководитель»4.
Как передачу части прав и обязанностей одних должностных лиц другим, которая может осуществляться на заранее
Большой словарь иностранных слов А-Я. — М.:
Центрполиграф, 2003. — С. 180.
Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 2001. — С. 185.
Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления. Словарь-справочник. — М.: Академия управления МВД России, 1997. — С. 44.
оговоренные сроки, определяет делегирование полномочий А. Г. Поршнев 5.
Т. С. Кабаченко, рассматривая поведенческие аспекты рассматриваемого процесса, говорит о том, что «делегирование полномочий — это не только передача некоторых прав по реализации определенных функций, но и рациональное описание сферы деятельности и круга задач, в рамках которых данные функции реализуются»6.
Делегирование полномочий также определяется как передача руководителем определенных прав и обязанностей по выполнению определенной функции своим подчиненным [6, с.98].
Семантический анализ вышеперечисленных понятий позволяет полагать, что под процессом делегирования должностных полномочий подразумевается передача определенного объема прав и обязанностей одного лица другому на четко установленный срок.
Однако, в рассмотренных определениях не учтены и другие существенные моменты, влияющие на качественное выполнение любой деятельности. К примеру, конкретно не определен круг субъектов делегирования полномочий и соответствующие направления воздествия.
Так, Е. Ф. Яськов, С. О. Календжян, В. П. Галенко, А. М. Омаров, Т. Б. Шрамчен-ко и др. указывают на то, что полномочия делегируются подчиненным, заместителям либо руководителям, нижестоящим по рангу сотрудникам. Данное управленческое действие направлено от руководителя к подчиненному, т.е. «сверху — вниз». Но существует немало управленческих ситуаций, при которых просто необходимо
Поршнев А. Г. Управление организацией. Энциклопедический словарь. — М.: Издательство «ИНФА — М», 2001. — С. 106.
Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — С. 99.
делегирование полномочий в обратном направлении (болезнь подчиненного и др.). Более того, имеет право на существование и реализация делегирования полномочий между субъектами, находящимися на одном управленческом уровне.
Существенными являются и расхождения в мнениях ученых по вопросу определения ответственности при делегировании, что становится причиной многих конфликтов в практической деятельности ряда организаций.
Таким образом, в рассмотренных дефинициях делегирования полномочий не в полной мере отражены сущностные (существенные, отличительные) характеристики процесса делегирования по форме закрепления и способам фиксации, срокам осуществления, направлениям и границам воздействия и т.п., что на практике зачастую выражается в возникновении серьезных проблем в управлении организацией, в свою очередь, негативно влияя на эффективность её деятельности в целом.
Обобщая всё вышесказанное, предлагается определить делегирование полномочий как передачу ограниченных прав и обязанностей одного лица другому на необходимый срок с указанием пределов ответственности наиболее рациональным способом и формой закрепления. Дальнейшее обоснование сформулированного определения не является целью настоящего исследования и будет проведено в последующих научных трудах.
Вместе с тем, отсутствие четкого легального законодательного определения делегирования полномочий не является основной причиной большого количества существующих проблем [5, с. 338], выражающихся в нецелесообразности делеги-рования7; делегировании без указания от-
Якадин Д. Д. Юридическое делегирование: теория,
практика, техника: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 2021. — С. 14.
ветственности; делегировании без учета возможностей (уровня компетентности) [3, с.111] исполнителя; делегировании без указания сроков; полной передаче ответственности и т.п. [4, с. 21], Однако, их наличие позволяет заключить, что столь серьезный и исключительно важный институт в настоящее время не соответствует современным требованиям и нуждается в коренном усовершенствовании.
Одним из способов совершенствования рассматриваемого процесса в каждом конкретном случае возникновения обоснованной необходимости передачи ограниченных прав и обязанностей может стать разработка и дальнейшая реализация эффективного организационно-правового механизма делегирования полномочий с определением и последующим закреплением в нормах права его основных элементов, посредством которых будут достигнуты поставленные цели делегирования.
Юридическая наука располагает достаточным количеством дефиниций термина «механизм»8.
Применительно к процессу делегирования полномочий, понятие «механизм» можно рассматривать как «особое устройство» системы управления, приводящее
Биктагиров Р. Т. Местные органы власти и управления в системе механизма советского государства: Автореферат дис... канд. юрид. наук. — Казань, 1978; Искакова, М.К. Механизм Советского общенародного государства: Автореферат дис... канд. юрид. наук. — Саратов, 1984; Тихомиров, Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. — М., 1984; Богатырев, А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений: Дис... докт. юрид. наук. — М., 1996; Мордовцев А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1997; Ступников А. Г. Государственно-правовой механизм охраны прав интеллектуальной собственности (вопросы теории): Дис. канд. юрид. наук. — М., 2001; Сухарев В. Ф. Организационный механизм ОВД. Академия управления МВД Российской Федерации: Лекция. — М., 2002; Кардашов Р. А. Организационный механизм органа внутренних дел и проблемы его формирования: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2007 и др.
его в действие, то есть в состояние функ-ционирования9.
Несомненно, организационная и правовая система являются самыми важными, координирующими элементами всего механизма в целом, поэтому в научной литературе наиболее часто встречаются такие понятия, как «организационно-правовой механизм», «организационно-правовое регулирование»10.
Проводя анализ результатов ранних исследований, учитывая все особенности рассматриваемого процесса, а также основываясь на авторских выводах11, предлагается структуру организационного механизма делегирования полномочий представить в виде совокупности следующих элементов:
1. Процесса организации делегирования полномочий, включающего цели, задачи, функции, принципы, направления воздействия, делегируемые права и обязанности, формы и методы закрепления и передачи полномочий, порядок их осуществления, сроки, этапы, пределы ответственности и (при необходимости) другие элементы с учетом особенностей и специфики деятельности организации.
2. Организационного построения процесса делегирования полномочий, представленного:
9 Яськов Е. Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. — М., 1996. — С. 29.
10 Иванов В. П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003; Позняк, В.И. Милиция в организационно-правовом механизме реализации исполнительной власти в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2003; Туркова, Ю.В. Организационно-правовой механизм регулирования федеральной государственной службы России: Дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2003 и др.
11 Петрова, О.В. Организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской
Федерации и региональных органов государственной власти в сфере правоохраны. Дис. канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД Российской Федерации, 2009. — 268 с.
- организационном структурой — совокупностью лиц (должностных лиц), участвующих в непосредственной передаче полномочий;
- структурой управления делегированием (при необходимости), в которую могут входить лица (должностные лица, подразделения организации), осуществляющие непосредственный контроль, принимающие координирующие решения, подводящие итоги осуществления процесса делегирования полномочий и т.п.
3. Организационных условий, способствующих наиболее эффективной реализации делегирования полномочий, а именно: ресурсного, правового, до-кументационного обеспечения, учета особенностей организации трудового процесса и т.п.
Вместе с тем, крайне важно, чтобы все вышеназванные элементы нашли непосредственное свое отражение и пояснение, официальное закрепление в соответствующих нормах права, составляющих основу правового механизма делегирования полномочий.
Определяя правовой механизм делегирования полномочий как единую систему правовых средств, обеспечивающую результативное правовое воздействие на данные общественные отношения12, его структуру логично рассматривать в виде совокупности следующих составляющих:
- правовых норм (правовых основ), регламентирующих порядок осуществления процесса делегирования (законы, приказы и т.п.);
- соответствующих актов толкования норм в сфере делегирования полномочий (инструкции, регламенты и т.п.);
12 Административное право России: учебник для студентов вузов / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. — С. 56.
- актов применения таких норм субъектами делегирования (отчеты и т.п.);
- правовых отношений, возникающих в результате разработки, действия и применения норм13.
Отметим, что в большей степени в интересах руководителей-управленцев уделять особое внимание правовому обеспечению процесса делегирования полномочий не только на этапах разработки правовых основ (норм), их оформления, официального закрепления в локальных нормативных актах, но и при осуществлении последующего контроля за их исполнением, подведении итогов, выявлении причин и условий, препятствующих достижению поставленных целей, и т.п.
Заключение
В рамках одной научной статьи не представляется возможным подробно раскрыть все предлагаемые элементы организационно-правового механизма делегирования полномочий. Несомненно, требуется дальнейшее их обоснование, последующая конкретизация, выяснение особенностей реализации в практической деятельности и т.п., что будет являться целью дальнейших изысканий автора по данной теме.
Однако, на основании вышеизложенного можно заключить, что после принятия решения о целесообразности делегирования полномочий необходимо должным образом разработать организационно-правовой механизм реализации данного процесса посредством максимально пол-
13 Петрова О. В. Организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти в сфере правоохраны. Дис. канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД Российской Федерации, 2009. — 268 с.
ного и четкого определения и закрепления в соответствующих локальных нормативных актах его основных элементов, раскрывающих:
- процесс организации делегирования полномочий (цели, задачи, функции, принципы, направления воздействия, делегируемые права и обязанности, формы и методы закрепления и передачи полномочий, порядок их осуществления, сроки, этапы, пределы ответственности и т.п.,
- организационное построение процесса делегирования полномочий, которое может быть представлено как организационной структурой, так и структурой управления делегированием;
- организационные условия, способствующие наиболее эффективной реализации делегирования полномочий;
- правовые нормы (правовые основы), регламентирующие порядок осуществления процесса делегирования; соответствующие акты толкования норм; акты применения таких норм субъектами делегирования; правовые отношения, возникающие в результате разработки, действия и применения норм и другие элементы в зависимости от внешних и внутренних факторов, а также специфики и направлений деятельности той или иной организации. Таким образом, качественная разработка и успешная реализация организационно-правового механизма делегирования полномочий с осуществлением постоянного контроля, своевременной корректировки при возникновении необходимости позволит максимально оперативно и результативно решать поставленные задачи, что безусловно повысит эффективности управленческой деятельности в целом.
Список литературы
1. Амельчаков И. Ф., Голева Т. В. Делегирование полномочий как инструмент формирования компетентности и развития личного потенциала сотрудников в управленческой деятельности руководителя ОВД // Вестник БЮИ МВД России им. И. Д. Путилина. - № 1 (29). - 2017. - С. 4-9.
2. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. — M.: Дело, 2003. — 269 с.
3. Мыльникова Е. М., Якупова О. В. Повышение профессионализма персонала через развитие механизма внутрифирменного делегирования полномочий. — №2. — 2015. — С. 111-120.
4. Новиков Н.И. Проблемы делегирования полномочий в современных российских организациях // Наука, образование и культура. — № 4(59). — 2021. — С. 21-23.
5. Фролова А. Д., Жуйков Д.М., Шкунова А.А., Прохорова М.П. Проблемы делегирования полномочий // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — № 1 (51). — 2021. — С. 338-343.
6. Шрамченко, Т. Б. Факторы, определяющие эффективность делегирования полномочий в современных условиях//Вестник университета. — № 7. — 2014. — С. 98.
References
1. AmelchakovI. F., Goleva T. V. Delegation of powers as a tool for the formation of competence and development of personal potential of employees in the management activities of the head of the Department of Internal Affairs. I. D. Putilin. — No. 1 (29). 2017. S. 4-9.
2. Kalendzhyan S. O. Outsourcing and delegation of authority in the activities of companies. M.: Delo, 2003. 269 p.
3. Mylnikova E. M., Yakupova O. V. Increasing the professionalism of personnel through the development of a mechanism for intra-company delegation of authority. No. 2. 2015. S. 111120.
4. NovikovN. I. Problems of Delegation of Authority in Modern Russian Organizations // Science, Education and Culture. No. 4(59). 2021. P. 21-23.
5. Frolova A. D., Zhuikov, D. M., Shkunova A.A., Prokhorova M. P. Problems of delegation of authority // Innovative economy: prospects for development and improvement. No. 1 (51). — 2021. P.338-343.
6. Shramchenko T. B. Factors that determine the effectiveness of delegation of authority in modern conditions//Bulletin of the university. — No. 7. 2014. P. 98.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петрова Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ
OlVPetrova@fa.ru
ABOUT THE AUTHOR
Olga V. Petrova, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of International and Public Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation
OlVPetrova@fa.ru
Статья поступила в редакцию 19.02.23; одобрена после рецензирования 20.03.23;
принята к публикации 06.06.23; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 19.02.23; approved after reviewing 20.03.23;
accepted for publication 06.06.23 The authors read and approved the final version of the manuscript.