УДК 351.741 К. В. Богданова
Волгоградская академия МВД России
Организационно-правовой аспект взаимодействия сотрудников органов внутренних дел со средствами массовой информации
АННОТАЦИЯ. Представлен анализ правовых основ деятельности подразделений информации и общественных связей правоохранительных органов, а также авторские правила и методы работы с информацией, ее созданием и подачей.
Предложены методы выстраивания грамотной политики и сотрудничества со средствами массовой информации, которая позволяет сформировать положительный образ сотрудников полиции и снизить уровень негативных комментариев в средствах массовой информации по отношению к правоохранителям.
Предлагается алгоритм взаимодействия правоприменителей, участвующих в охране общественного порядка, с представителями средств массовой информации и блогерами. Последовательное описание конкретных действий имеет четко направленную практическую значимость для сотрудников полиции. Представленные в статье методы работы могут помочь правильно отреагировать на действия журналистов и блогеров и выстроить верную линию поведения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полиция, средства массовой информации, подразделения информации и общественных связей, правовые основы, положительный имидж сотрудника полиции, негативные комментарии.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Богданова К. В. Организационно-правовой аспект взаимодействия сотрудников органов внутренних дел со средствами массовой информации // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 114-120.
K. V. Bogdanova
Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Organizational and legal aspect of interaction of employees of internal affairs bodies with the media
ABSTRACT. The article deals analysis of the legal basis for the activities of information and public relations units of law enforcement agencies, as well as copyright rules and methods of working with information, its creation and presentation.
The author proposed methods for building a competent policy and cooperation with the media information that allows you to form a positive image of police officers and reduce the level of negative comments in the media in relation to law enforcement.
The article proposes an algorithm for the interaction of law enforcement officers who are protecting public order with media representatives and bloggers. A consistent description of specific actions has a clearly directed practical relevance to police officers. The rules and methods of work presented in the article can help to correctly and competently respond to the actions of journalists and bloggers and build the right line of behavior.
KEYWORDS: police, mass media, information and public relations units, legal basis, positive image of the police officer, negative comments.
FOR CITATION: Bogdanova K. V. Organizational and legal aspect of interaction of employees of internal affairs bodies with the media // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 3 (55). Р. 114-120 (in Russ.).
Полиция как орган исполнительной власти реализует принцип открытости и публичности, что закреплено в ст. 8 Федерального закона «О полиции». Деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) должна быть открыта и понятна обществу «в той мере, в какой она не противоречит законодательству»1. Возможность получения гражданами информации о деятельности органов власти является одним из
1 О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ.
URL : http://www.consultant.ru/
общепризнанных стандартов деятельности демократического государства. Можно назвать это своеобразным индикатором в треугольнике отношений: государство, правоохранительные органы, общество.
Одним из каналов взаимодействия с общественностью и распространения информации о деятельности сотрудников, безусловно, являются средства массовой информации (далее - СМИ). На сегодняшний день вопрос взаимодействия сотрудников ОВД со СМИ является ак-
туальным. Реалии 2020 г., когда страна жила в режиме самоизоляции, показали важность данного канала получения информации для населения, в том числе и о деятельности правоохранительных органов. СМИ, выступая средством коммуникации, могут являться как социальными партнерами в достижении целей и задач, стоящих перед ОВД, так и быть источником некомпетентного мнения, формирующего негативное впечатление о деятельности правоохранительных органов.
Для правоохранительных органов большое значение имеют границы допустимости попадания той или иной информации в свободный доступ. Зачастую для граждан не всегда очевидно, насколько открытой должна быть информация и что конкретно можно узнать о том или ином событии. Помимо этого, в современных реалиях информационного общества, по мнению автора, актуальным является вопрос практических алгоритмов взаимодействия с представителями СМИ сотрудников полиции, непосредственно задействованных в охране общественного порядка.
Работа в подразделениях по взаимодействию со СМИ имеет четкую правовую основу, на базе которой выработана практика сотрудничества правоохранительных органов со СМИ. В систему законодательства, регламентирующего деятельность подразделений, входит:
Конституция Российской Федерации, которая в ст. 29 устанавливает «право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»2. Сотрудникам полиции необходимо учитывать, что Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Данная статья Конституции РФ уточнена в Федеральном законе от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях, и о защите информации». В ст. 8 закреплено право на доступ к информации граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц). Им дается право «осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами»3. В этом же Законе прописано право граждан «на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их долж-
ностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы»4.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» вводит такие правовые дефиниции, как «массовая информация», «средства массовой информации», дает определение периодического печатного издания, радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы, телеканала, сетевого издания; разграничивает понятия «журналист», «редактор», «издатель», «учредитель»5.
Глава IV Закона подробно раскрывает «отношения средств массовой информации с гражданами и организациями»6. В данной главе четко определены формы взаимодействия государственных органов со средствами массовой информации, порядок оформления запросов и подготовки ответов на них, способы обеспечения конфиденциальности информации и правила опубликования опровержений.
В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» прописаны «назначение полиции, основные направления и принципы ее деятельности, порядок организации и взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, права и обязанности сотрудников правоохранительных органов»7.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 5 ч. 1 ст. 13 не допускает сотруднику ОВД «публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности»8.
2 Конституция Российской Федерации. URL : http://www. constitution.ru/
3 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/
4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/
5 См.: О средствах массовой информации : Закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1. URL : http://www. consultant.ru/
6 Там же.
7 О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/
8 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 нояб.
Приказ МВД России от 11 декабря 2015 г. № 1165дсп «Об организации информационного сопровождения деятельности территориальных органов МВД России»9 содержит инструкцию по информационному сопровождению деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая определяет цели, задачи и порядок информационного сопровождения правоохранительных органов Российской Федерации.
Приказ МВД России от 27 октября 2015 г. № 1010 «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД России» раскрывает способы обеспечения доступа к информации о деятельности МВД России, порядок взаимодействия, а также права и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию работы структурных подразделений МВД России по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД10.
Приказ МВД России от 19 июня 2018 г. № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации» определяет должностных лиц в структуре правоохранительных органов, уполномоченных на работу со СМИ, перечисляет резонансные информационные поводы, по которым обязательно должна быть сформулирована официальная позиция МВД России. Это означает необходимость круглосуточного мониторинга СМИ на предмет выявления сведений о несанкционированном распространении информации по резонансным поводам.
На сегодняшний день нормативно-правовая база охватывает практически все направления деятельности подразделений информации и общественных связей, регламентирует порядок взаимодействия и этапы реализации поставленных перед службой задач. Знание нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что МВД четко определяет уполномоченных на высказывание официальной точки зрения, формирование комментариев относительно интересующих общественность фактов и событий, а также порядок предоставления информации.
Немаловажной частью работы подраз-
2011 г. № 342-Ф3. URL : http://www.consultant.ru/
9 См.: Об организации информационного сопровождения деятельности территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 11 дек. 2015 г. № 1165дсп.
10 См.: Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД России : приказ МВД России от 27 окт. 2015 г. № 1010. URL : http://www.consultant.ru/
делений информации является создание и поддержание имиджа сотрудников полиции как грамотных и профессиональных специалистов своего дела. Большинство граждан имеет самое общее представление о деятельности правоохранительных структур. Как показывают исследования И. А. Ильиной, мнения о деятельности правоохранительных органов не всегда имеют положительную оценку.
На вопрос: «Какого вы мнения о полиции РФ?» - 63 % (44) опрошенных выбрали ответ: «Среди них много непрофессионалов и нарушителей закона», воздержались 24 % (17), признали полицейских «профессионалами, качественно выполняющими свою работу, только 13 %. Отрицательно охарактеризовали современного работника правоохранительных органов 72 % (50) опрошенных, положительно - 28 % (20), категорию последних составили люди среднего и старшего возраста: 2 % - 31-35 лет, 7 % - 36-40 лет, 2 % - 41-50 лет, 15 % - старше 51 года.
Однако негативное отношение большинства к представителям современной российской полиции не относится к суждению о профессии в целом. Так, профессию "полицейский" уважают 48 % (34) опрошенных, затруднились ответить 30 % (21), не уважают 21 % (15). На отношение 63 % (44) респондентов к представителям МВД в той или иной степени оказали влияние газеты, журналы, телевидение,радио и Интернет. В некоторых случаях это воздействие было решающим: так, из тех 9 % (6) опрошенных, мнение которых сформировалось на основе публикаций и выпусков СМИ, негативно охарактеризовали современного полицейского 6 %» [1, с. 43]. Похожие цифры и в исследовании И. И. Шакалова [4, с. 395].
Как уже было отмечено выше, формирование положительного имиджа правоохранительных органов - это одна из прямых обязанностей подразделений информации и общественных связей. По мнению автора, большая часть успеха в деятельности полиции зависит от доверия к ней со стороны граждан, которое формируется в том числе и через публичное пространство. Адекватная оценка значимости повседневной работы по взаимодействию со СМИ позволит избежать отторжения «людей в погонах». Для достижения этой цели автором были сформулированы общие правила работы со СМИ сотрудников подразделений информации и общественных связей.
Правило первое. Специалист в сфере информационной работы никогда и ни при каких
условиях не должен нанести даже непреднамеренный ущерб деятельности оперативных служб. Вся информация о конкретных преступлениях, версиях, проводимых мероприятиях должна быть согласована с заинтересованными подразделениями и своим непосредственным начальником. Подобную информацию должны озвучивать должностные лица, непосредственно ответственные за тот или иной участок работы. Инспекторы подразделений информации и общественных связей должны контролировать все коммуникационные потоки организации, обдумывать возможные последствия предполагаемой речи, не позволять двусмысленностей и преувеличений. Данный вопрос четко урегулирован приказом МВД России от 19 июня 2018 г. № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации»11.
Правило второе. Руководитель ответственного за работу со СМИ подразделения должен наладить доброжелательные отношения с профильными журналистами. Следование этому правилу в любой организации позволяет избегать непредвиденных ситуаций, получать своевременные предупреждения от дружелюбных журналистов о готовящихся негативных материалах и подготовиться к ним.
Правило третье. Довольно часто подразделения информации и общественных связей работают с «внезапными» и негативными информационными поводами, следовательно, должна быть готова незамедлительная реакция, включающая в себя определенный алгоритм действий оперативных служб в той или иной ситуации.
Правило четвертое. Необходимо тщательно готовить материалы к публичным выступлениям руководителя. Деятельность сотрудников силовых ведомств воспринимается обществом зачастую скептически (что подтверждают и независимые исследования), поэтому чрезмерно преувеличивать роль и значимость органов правопорядка нецелесообразно. Публичные выступления силовиков должны вызывать уважение к работе правоохранительных органов, в этом хорошо помогает нестандартная подача фактов.
Правило пятое. Необходимо строго контролировать информацию, выпускаемую в ве-
11 См.: О совершенствовании взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации : приказ МВД России от 19 июня 2018 г. № 385. URL : http://www.consultant.ru/
домственных изданиях, телепрограммах, радиопередачах, на интернет-порталах. Материалы не должны противоречить друг другу и касаться только вопросов правоприменения, защиты прав и свобод граждан и их безопасности.
Правило шестое. Информация о комментируемых событиях должна быть изложена понятным языком. Апелляция к нормативным правовым актам, безусловно, нужна, этим мы подчеркиваем законность действий сотрудников. Однако в релизе или ином другом материале приветствуется грамотное толкование и объяснение написанного, потому что 2/3 населения пропускают правовую информацию целыми блоками, не понимая, о чем идет речь. Это способствует повышению негативного настроя к действиям сотрудников, а следовательно, негативным комментариям в СМИ.
Вопросы взаимодействия не всегда касаются только комментирования произошедших событий, часто граждан интересует непосредственная деятельность самих сотрудников полиции. Многим непонятна мотивация деятельности полицейских, им интересно, почему в тех или иных ситуациях сотрудники полиции поступают именно так, а не иначе. С точки зрения сотрудников полиции, многие их действия - на месте происшествия, на месте ДТП или при охране общественного порядка - кажутся очевидными и понятными, для граждан же это может быть совершенно неочевидно и непонятно. Зачастую такое непонимание порождает негативную оценку деятельности всей полиции как службы. Отсюда вытекает следующее правило.
Правило седьмое. Подробно прописывать обоснование, мотивацию тех или иных действий сотрудников, отвечать на вопрос, почему сотрудники поступают тем или иным образом, объяснять четкий алгоритм действий на законном основании, акцентировать внимание общественности на конкретных аргументах.
Использование этих несложных правил упорядочивает работу подразделений, ответственных за взаимодействие со СМИ, помогает грамотно подавать материал, формировать высокопрофессиональный образ сотрудников полиции, снижать градус негатива общественности и количество отрицательных комментариев в СМИ о деятельности правоохранителей, а также в полной мере реализует вышеупомянутый принцип открытости.
Повышенный интерес общества к деятельно-
сти внешне закрытых подразделений достаточно высок. Часто к сотрудникам полиции, непосредственно занимающимся охраной общественного порядка, обращаются представители СМИ. Однако в территориальных подразделениях полиции работа по разъяснению норм законодательства в данном направлении, а также алгоритмов взаимодействия с представителями СМИ не налажена должным образом. Каждому сотруднику полиции необходимо знать правила такого взаимодействия, а также границы и объем информации, которую может сообщить сотрудник в рамках своей компетенции.
Нужно помнить, что сегодня, в век информационных технологий, привычные нам СМИ несколько уходят на второй план, а в лидеры выбиваются новые источники распространения информации - блоги, социальные сети и форумы. Их быстрорастущая популярность и привлекательность для молодежи заключается в том, что они, во-первых, более оперативны в плане распространения информации, во-вторых, участникам самим предлагают формировать новостной контент и, в-третьих, предлагают «пользователям принять участие в его обсуждении и распространении» [2, с. 37]. Однако если на журналистов распространяется Закон РФ о СМИ12, элементарная этика журналистов, то на блогеров и комментаторов в Сети никаких рычагов воздействия ни в правовом, ни в моральном аспекте нет. Данный вопрос также зачастую стоит на повестке дня у правоохранителей.
Сотрудник полиции, к которому журналист или блогер обратился за информацией, должен быть готов к тому, что любой его комментарий по произошедшему или происходящему событию, скорее всего, будет воспринят как официальное сообщение от МВД. Именно поэтому нужно быть очень внимательным к тому, ЧТО и КАК произносит сотрудник, ведь любая его фраза может попасть в заголовки СМИ. Позже, когда материал выйдет в публичное пространство, подразделениям информации будет намного сложнее опровергать недостоверные или некорректно преподнесенные сведения, полученные из уст правоохранителя. Лучше заранее обозначить сотрудникам полиции, несущим службу по охране общественного порядка, границы возможной для озвучивания информации.
12 См.: О средствах массовой информации : Закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1. URL : http://www. consultant.ru/
По мнению автора, перед тем как сотрудники правоохранительных органов впервые выйдут на охрану правопорядка, необходимо заранее предупредить их о возможности обращения к ним представителей СМИ и блогеров и предложить следующий алгоритм взаимодействия. Если к сотруднику полиции обращается журналист, то нужно внимательно выслушать вопрос и выяснить, представителем какого СМИ он является. Если вопрос касается общеизвестных фактов и является уточняющим (во сколько закончится мероприятие, из-за чего перекрыто движение), то вежливо, корректно ответить на него. Если вопрос касается комментариев по событию, по которому сотрудник полиции некомпетентен давать комментарии или сомневается, стоит ли отвечать, необходимо сначала позвонить непосредственному руководителю, а потом представителю подразделения информации и общественных связей территориального органа МВД России. Номер телефона дежурного офицера отдела информации или пресс-службы всегда есть в дежурной части и на сайте территориального подразделения. Сотрудники подразделения оперативно решат, имеет ли право комментировать события полицейский на месте или ему следует перенаправить запрос в пресс-службу (предоставив журналисту номер телефона дежурного). В случае если будет принято решение о выступлении сотрудника, то пресс-служба сориентирует, как правильно сформулировать комментарий, и определит объем информации, разрешенной к распространению.
Всегда нужно помнить, что внешний вид сотрудника правоохранительных органов - это его визитная карточка. Хорошо подогнанная форменная одежда, чистая обувь, аккуратный внешний вид сразу формируют благоприятное к нему отношение. Наличие нагрудного знака и удостоверения, которое предъявляется по требованию, также положительно влияет на образ сотрудника и располагает к нему собеседника.
Необходимо запомнить, что журналист может осуществлять открытую либо скрытую видео-, фото- или аудиосъемку, поэтому грубость, раздражительность, короткие и невнятные ответы недопустимы. Такие видео всегда вызывают резонанс и обсуждение в Сети. Лучше не давать повода для дополнительных негативных комментариев. Если вдруг по указанию руководства сотрудник полиции дает видеокомментарий, то, закончив свою речь, онобязательно должен
уточнить, достаточно ли предоставленной информации. Если достаточно, то нужно помнить о том, что микрофон еще не отключен, а оператор продолжает снимать так называемые перебивки. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то сказано не «для прессы», это как минимум сохранится в архиве. У блогеров законы этики не работают, поэтому они, скорее всего, используют эту информацию против сотрудников полиции, чтобы поднять количество просмотров на своих страницах и в аккаунтах.
В случаях, когда блогер или журналист выходит за пределы своих прав либо нарушает установленные нормы, сотруднику полиции необходимо пресечь правонарушение и объяснить, какие нормы права нарушены, предупредить о недопустимости такого поведения. Пресекая противоправные действия со стороны блоге-ра/журналиста, необходимо быть подчеркнуто корректным и вежливым, чтобы не вызвать волну необоснованных негативных комментариев в СМИ. Каждому сотруднику правоохранительных органов нужно знать и помнить, что некоторые блогеры и журналисты сознательно провоцируют полицейских, производят при этом фото- и видеосъемку и специально оставляют в публикации только негативную реакцию.
В случае если конфликтной ситуации с участием представителей СМИ и/или блогеров избежать не удалось, сотруднику полиции необходимо в кратчайшие сроки уведомить об этом своего непосредственного руководителя, а также подразделение информации и общественных связей. В данном случае мнение автора совпадает с мнением И. Ю. Сизова и Г. Н. Василенко: «наделение журналиста достаточно большими полномочиями в сфере получения и распространения массовой информации не означает вседозволен-
ности представителей СМИ. Злоупотребление свободой массовой информации, равно как и несоблюдение обязанностей журналиста, влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 73].
Подводя итог, необходимо сказать о том, что деятельность сотрудников полиции на сегодняшний день является открытой и публичной. Однако это не означает, что все особенности, тонкости и специализацию службы нужно выставлять напоказ. Грамотная целенаправленная политика подразделений информации и общественных связей, работа по специальному информированию и правовой грамотности сотрудников полиции, находящихся на охране общественного порядка, позволяют достигнуть высоких результатов в деле формирования положительного образа сотрудников полиции и правоохранительной системы в целом, а также уменьшить количество негативных комментариев в СМИ, блогах и форумах по отношению к правоохранителям. Такая работа должна быть четко спланирована и выстроена в соответствии с действующим законодательством. Предложенные автором правила и алгоритмы взаимодействия могут помочь сотрудникам подразделений информации и общественных связей в выстраивании правильной линии поведения и сотрудничества со СМИ, а сотрудникам подразделений по охране общественного порядка - не растеряться и правильно отреагировать на действия журналистов, не бросая при этом тень на систему ОВД. Умение быстро и грамотно реагировать на критические комментарии и статьи, подробное описание мотивации действий сотрудников полиции, разъяснение и толкование норм права повышают престиж сотрудников правоохранительных органов и уровень доверия граждан и общественности к их деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильина И. А. Социальные обязательства прессы и общественные ожидания при восприятии материалов СМИ правоохранительной тематики // Социология и право. 2017. № 1 (35). С. 36-44.
2. Орлов К. А. Контрпропаганда как средство повышения имиджа сотрудника полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 27-30.
3. Сизов И. Ю., Василенко Г. Н. Особенности организации взаимодействия сотрудников полиции с представителями средств массовой информации при исполнении служебных обязанностей // Современное право. 2017. № 5. С. 71-74.
4. Шакалов И. И. Информационная эффективность органов внутренних дел Российской Федерации в 20082011 годах // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 394-398.
REFERENCES
1. Il'ina I. А. Sotsiologiya i parvo (Sociology and Law), 2017, No. 1 (35), pp. 36-44.
2. Orlov K. А. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2015, No. 3, pp. 27-30.
3. Sizov I. YU., Vasilenko G. N. Sovremennoeparvo (Modern law), 2017, No. 5, pp. 71-74.
4. SHakalov I. I. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2012, No. 2, pp. 394-398.
Рукопись поступила в редакцию 11.05.2021, принята к публикации 06.08.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ксения Валентиновна Богданова, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 400089, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Историческая, д. 130)
ORCID ID: 0000-0003-4678-3015 E-mail: malakhova_kv@list.ru Тел:. 89023126867
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kseniya V. Bogdanova, Senior Lecturer at the Department of Theory and History of Law and State of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Str. Historical, 130, Volgograd, Volgograd region, 400089, Russian Federation)
ORCID ID: 0000-0003-4678-3015 E-mail: malakhova_kv@list.ru Tel:. 89023126867