DOI: 10.15593/2224-9354/2019.4.10 УДК 351.74:366.636
Д.А. Шпилев, Е.Н. Шлягина
РЕФОРМА ПОЛИЦИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Рассматриваются основные темы новостных сообщений, опубликованных в федеральных СМИ за период с декабря 2009 г. по декабрь 2018 г. и посвященных реформе системы Министерства внутренних дел в 2010-2011 гг. Описывается двунаправленный характер освещения в СМИ проведенной реформы органов внутренних дел: хвалебный и критический, с существенным преобладанием последнего. Обращается внимание на тот факт, что одним из основных источников информации для населения о проводимых реформах являются СМИ, которые и способствуют формированию определенного мнения общества о полиции, ее работе и перспективах развития. В связи с этим доказывается необходимость совершенствовать взаимодействие полиции и средств массовой информации с целью повышения объективности освещения различных аспектов ее деятельности и минимизации тем самым негативного влияния на ход и результаты проводимых реформ, продолжение которых ожидается в 2019 г. Эффективность реализации новых реформ во многом зависит от их поддержки населением страны. Полиция является центральным звеном правоохранительной системы Российской Федерации, что обусловливает необходимость постоянного повышения качества ее работы, что в современных условиях невозможно без учета мнения граждан, обеспечения прозрачности и понятности деятельности полицейских. К важным результатам уже проведенных реформ относится повышение престижа службы в полиции, рост уважения к ней со стороны населения, нахождения путей взаимодействия полиции с представителями образования и науки, в частности, с социологами. При этом по-прежнему актуальной задачей остается развитие взаимодействия полиции со СМИ.
Ключевые слова: полиция, средства массовой информации, реформа системы МВД, общественное мнение.
Органы охраны общественного порядка обеспечивают защиту населения от преступных посягательств, являются важным фактором стабильности любого общества. Именно поэтому их работе всегда уделяется много внимания. К центральным органам правоохранительной системы Российской Федерации относится полиция.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает в качестве одного из основных критериев официальной оценки деятельности полиции общественное мнение. Чтобы мнение граждан о работе полиции было положительным, полицейские всегда должны действовать обоснованно,
© Шпилев Д.А., Шлягина Е.Н., 2019
Шпилев Дмитрий Анатольевич - д-р социол. наук, профессор кафедры криминологии, Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ, профессор кафедры общей социологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», e-mail: [email protected].
Евгения Николаевна Шлягина - аспирант кафедры общей социологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», e-mail: [email protected].
понятно для граждан, а также стремиться обеспечить доверие общества к себе и, таким образом, его поддержку [1]. По мнению ряда исследователей, в частности С.Е. Денисенко, одним из значимых факторов, которые могут оказывать влияние на формирование мнения о деятельности полиции, являются публикации в средствах массовой информации [2]. Опросы населения также показывают, что одним из основных источников информации о полиции являются телевидение, газеты и интернет [3, 4].
Полиция должна регулярно информировать население о результатах своей работы (если это не нарушает требования, установленные законодательством), обеспечивая тем самым гражданам возможность формировать свое мнение об эффективности ее деятельности. Таким образом реализуются установленные законом принципы открытости и публичности деятельности полиции [1].
Одной из значимых тем в новостных сообщениях, которая возникла в 2008-2009 гг. и сохраняется до настоящего момента, является реформа системы Министерства внутренних дел (далее - системы МВД) 2011 г. Предпосылки проведения, цели, задачи, содержание - все, даже самые мельчайшие детали реформы, стали объектом обсуждения в СМИ, что, безусловно, влияло и продолжает влиять на представления людей о полиции.
В 2019 г. систему МВД ожидают новые изменения, которые, безусловно, также получат широкое освещение в СМИ1 [5-7]. Для того чтобы ожидаемая волна материалов из СМИ не способствовала снижению уровня доверия населения к полиции (и, как следствие, снижению эффективности ее работы), становится необходимым и актуальным исследование содержания новостных сообщений о реформе МВД 2011 г. с целью определения их основной направленности (хвалебная либо критическая) и учета данного опыта при проведении будущих реформ.
В ходе анализа материалов федеральных СМИ и информационных агентств, опубликованных с декабря 2009 г. по декабрь 2018 г. нами были выявлены темы и сюжеты, в рамках которых освещается деятельность полиции Российской Федерации. В данной статье мы рассмотрим те из них, которые имели широкое распространение.
Основным методом исследования в рамках данной работы является многомерный контент-анализ.
В 2010-2011 гг. в России прошла масштабная реформа системы МВД. Именно данная реформа является отправной точкой для проведения многочисленных социологических исследований, посвященных отношению насе-
1 Например, офицерам (начиная с майора) предлагается увеличить предельный возраст службы (Законопроект 01/05/11-18/00085520 «О внесении изменений в Федеральный закон „О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»).
ления к полиции, ее имиджу, деятельности, поскольку в процессе реформирования были выстроены новые принципы работы органов внутренних дел.
Необходимость проведения реформы была обусловлена потребностью в улучшении имиджа полиции, что, в свою очередь, должно было способствовать повышению эффективности исполнения своих основных функций органами внутренних дел.
Действующий в тот период Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в рамках Указа от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» перечислил основные задачи, которые в первую очередь должны были быть решены в ходе реформы [8]:
• изменение системы денежного довольствия сотрудников милиции;
• сокращение численности сотрудников органов внутренних дел на 20 %;
• совершенствование кадрового состава органов внутренних дел, в том числе с помощью изменения порядка отбора потенциальных сотрудников с упором на их психологические и морально-этические качества.
Издание данного Указа о внесении таких кардинальных изменений в устоявшуюся правоохранительную систему породила собой молниеносную реакцию СМИ. Условно все новостные сообщения можно разделить на несколько групп, посвященных анализу причин проведения реформы, обсуждению законопроекта и принятию федерального закона «О полиции», а также промежуточным результатам реформы.
Следует отметить, что необходимость проведения реформы сразу же нашла полную поддержку среди журналистов, которые в своих публикациях (с использованием многочисленных примеров) констатировали, что к 2009 г. в России у милиции сформировался крайне отрицательный имидж, чему способствовало сразу несколько факторов. Во-первых, это низкий процент раскрываемости преступлений при достаточно высоком уровне преступности. Население России в вопросе защиты своих прав не могло положиться на милицию, так как являлось сторонним свидетелем ее регулярных неудач либо сталкивалось с работой ее сотрудников лично и не получало никакой помощи, а иногда и становилось жертвами поборов и вымогательства.
Во-вторых, это совершение многочисленных и зачастую резонансных преступлений самими милиционерами, таких как расстрел начальником ОВД «Царицыно» Денисом Евсюковым (приговорен к пожизненному заключению) посетителей и работников супермаркета «Остров» 27 апреля 2009 г. [9] или убийство сотрудником отдела по борьбе с экономическими преступлениями при областном УВД Геннадием Никифоровым (приговорен к 24 года заключения) в ходе допроса бизнесмена Игоря Вахненко [10].
Согласно результатам опросов населения, регулярно проводимых ВЦИОМ, в России наблюдалась устойчивая тенденция снижения уровня доверия к ор-
ганам внутренних дел. Подавляющее большинство опрошенных совершенно не одобряли работу милиции (40 % респондентов) и считали, что ее представители постоянно нарушают закон и совершают противоправные поступки (33 % опрошенных) [11].
В качестве еще одной важной причины реформы СМИ также отмечали необходимость вывести милицию из-под контроля органов местного самоуправления и органов власти субъектов РФ [12]. До 2011 г. милиция примерно на 40 % финансировалась из региональных бюджетов. Кроме того, некоторым категориям сотрудников из этих бюджетов производились доплаты [13]. Подобная система финансирования и оплаты труда мешала совершению независимых процессуальных действий со стороны милиционеров в деле установления факта совершения преступлений, их расследования и раскрытия.
Вопрос имиджа милиции, положительного образа милиционера в дореформенный период не рассматривался как важный, в связи с чем ему не уделялось достаточного внимания. При этом следует учесть, что ученые-социологи уже в тот период предлагали руководству МВД различные меры по улучшению мнения населения о милиции, позитивизации ее образа [14].
Президент РФ Д.А. Медведев, который выступил инициатором реформы МВД, также неоднократно подчеркивал возникшую потребность в изменении сложившейся в современной России ситуации с милицией. При этом он обещал, что никаких перемен, идущих вразрез с устоявшейся ментальностью российского народа, происходить не будет. Осуществится только возвращение к старым традициям, согласно которым полиция должна будет состоять из квалифицированных, честных и слаженно работающих сотрудников, как это было до Октябрьской революции 1917 г. [15].
Анонсирование грядущей реформы Указом Президента вызвало бурную дискуссию в СМИ, в ходе которой журналисты давали различные оценки предстоящим преобразованиям. Главными субъектами оценки, к которым было приковано больше всего внимания, стали действующие милиционеры. Большинством населения, по мнению СМИ, меры по преобразованию милиции в полицию также были восприняты скептически [16].
При этом сами милиционеры в качестве одной из главных проблем, препятствующей эффективному осуществлению трудовых обязанностей, называли низкую заработную плату. Без увеличения материального довольствия, по их мнению, все остальные меры не смогли бы оказать ожидаемого законодателями воздействия [17].
Несмотря на критические оценки и скептические настроения, реформа системы МВД все-таки состоялась, что вызвало в СМИ вторую волну обсуждения произошедших изменений.
В первую очередь внимание журналистов было направлено на новые правила формирования кадрового состава. Одним из основных аспектов ре-
формы стало уменьшение численности сотрудников при одновременном совершенствовании требований к их отбору. Особую значимость этого вопроса всегда подчеркивали не только представители законодательной и исполнительной власти, но и Конституционный суд РФ, указывая, что «служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности» [18].
Федеральным законом для претендентов на службу в полиции установлены особые требования к их квалификации, деловым и личным качествам, что в ходе реформы предполагалось проверять при помощи аттестации и переаттестации, получившей в СМИ двоякую оценку. С одной стороны, действительно произошло отсеивание сотрудников, которые не отвечали предъявляемым к ним квалификационным требованиям, в том числе дискредитировали имидж полиции. Так, например, некоторые полицейские не прошли аттестацию, так как периодически привлекались к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, в том числе за превышение скоростного режима [19].
С другой стороны, появился новый способ для сокрытия нарушения закона. Аттестация, по мнению некоторых авторов новостных сообщений, породила новую волну коррупции внутри самого МВД, в ходе которой должностные лица, отвечающие за проведение проверки, вымогали деньги и прочие материальные ценности за удачное ее прохождение [20]. Для некоторых милиционеров аттестация стала поводом для увольнения по собственному желанию из страха перед ее негативными результатами и большим стрессом, который она может повлечь за собой [20].
Аттестация новых полицейских рассматривалась в СМИ также не только как способ выявить некомпетентных сотрудников, но и как возможность устранить от службы «неугодных» [21], а также спасти от заключения высокопоставленных лиц, которые были уличены в нарушении закона. Вместо привлечения к уголовной ответственности таких лиц якобы просто отправляли в отставку как не прошедших аттестацию.
Помимо аттестации, важной частью реформы стало принятие нового федерального закона, регулирующего деятельность полиции вместо действующего ранее Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». Данный факт послужил поводом для большого количества новостных сообщений в СМИ. Связано это с тем, что законопроект был вынесен на общественное обсуждение, что не только косвенно способствовало вовлечению в проведение реформы широких слоев населения, но и было позитивно оценено в обществе [22].
В связи с законопроектом в СМИ обсуждались следующие вопросы:
1. Причины разработки данного законопроекта (совпадают с причинами проведения реформы системы МВД, проанализированными нами выше, дополнительно можно указать только на необходимость законодательного урегулирования взаимоотношений граждан и полиции, установления общественного контроля над деятельностью полиции и правил применения ее сотрудниками специальных средств, которые не были регламентированы подробно [23]).
2. Переименование милиции в полицию. При этом у действующих сотрудников милиции к переименованию было скептическое отношение, у части граждан - негативное, у разработчиков закона - весьма позитивное. Среди негативных моментов необходимо упомянуть ассоциацию у части населения (в основном старшего поколения) нового названия с пособниками фашизма -полицаями [24].
3. Необходимость установления партнерских отношений полиции и общества как одно из главных позитивных достижений реформы. В соответствии с законом «О полиции», мнение населения признается одним из главных показателей эффективности работы полиции, что должно способствовать развитию диалога. Новый закон в качестве основных задач полиции установил обеспечение общественного доверия и поддержки со стороны граждан, в отличие от предшествующего закона «О милиции» [25], вообще не содержавшего термин «доверие».
4. Положения законопроекта «О полиции» в контексте религиозных норм: проблемы взаимодействия. В связи с тем, что законопроект выносился на всеобщее обсуждение, свое мнение о его содержании в СМИ высказывали также представители различных религиозных конфессий. В целом документ оценивался положительно [22], однако отдельные формулировки, по их мнению, подлежали уточнению. Так, например, в ч. 2 ст. 7 законопроекта (в законе осталось в неизменном виде) содержалось правило о том, что «При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций» [26]. Однако, по мнению главы отдела по взаимодействию с армией и правоохранительными органами Федерации еврейских общин России Аарона Гуревича, в данный момент крайне сложно представить реализацию данной нормы, так как верующий человек не может не быть связанным канонами религиозной организации, к которой он принадлежит [22]. В этой связи А. Гуревич предложил рассмотреть возможность заключения своего рода договора - конкордата, который бы регулировал поведение полицейских в ситуации, при которой приказы руководства противоречат их религиозным убеждениям [22].
5. Предложения различных групп населения о внесении изменений в законопроект. Так, например, российские блогеры считают необходимым установление беспрепятственной возможности аудио- и видеозаписи общения сотрудников полиции с гражданином [27], а также включение в качестве обязательного элемента форменной одежды бейджа с фамилией, именем и должностью сотрудника полиции.
6. Права полицейских, прописанные в законопроекте «О полиции». Закрепление большинства из них на уровне закона является необходимым для выполнения задач, поставленных перед полицией, и полностью соотносится с компетенцией данного органа. Однако стоит отметить, что в рамках некоторых новостных сообщений высказывается мнение о чрезмерном расширении полномочий полицейских. Так, например, в СМИ отмечается возможность использования резиновых палок, слезоточивого газа, электрошокеров, водометов и бронемашин с целью пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, средств связи и организаций, к которым могут быть отнесены несанкционированные митинги. При это в действующем тогда законе «О милиции» возможность применения элек-трошокеров не предусматривалась [28].
7. Возможные формы общественного контроля за реализацией положений нового закона после его принятия. В качестве примеров в СМИ рассматривалась возможность отчета руководителей территориальных органов МВД перед законодательными органами своих субъектов, в рамках которых осуществляют работы представители различных политических партий, представляющих мнение населения [29]. Кроме того, в качестве одного из вариантов общественного контроля Оргкомитет по разработке закона «О полиции» рассматривал также отчет участковых уполномоченных перед жителями их участков, однако в СМИ данное предложение было оценено как неэффективное. Авторы статей предполагали, что такого рода встречи, если и будут проводиться, то с высокой долей формальности.
8. Принятие нормативных актов, дополняющих закон «О полиции». Обсуждалась невозможность достижения целей реформы системы МВД (повышение эффективности работы и улучшение имиджа полиции) и создания качественно новой эффективно работающей структуры без предоставления социальных гарантий полицейским [30]. В связи с чем вскоре после принятия закона «О полиции» был принят Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 247-ФЗ, регулирующий вопросы материального обеспечения, систему надбавок, социальные компенсации и пособия, обеспечение жильем (по оценкам СМИ реализуется слабо), гарантии страхового и медицинского обеспечения, пенсионное и продовольственное обеспечение и т.п.
Общественное обсуждение законопроекта «О полиции», нашедшее свое отражение в материалах СМИ, привело к значительному его корректированию: более четко стали прописаны задачи полиции: защита жизненных интересов граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка и необходимость соблюдения прав граждан, конкретизированы некоторые права и обязанности полицейских [31]. Принятие данного закона стало определенной точкой отсчета, с которой началась уже оценка результатов проводимой реформы.
Следует отметить, что изначально реформа МВД оценивалась в СМИ как неэффективная. В качестве основных ее недостатков высказывалось существенное численное сокращение кадрового состава на 20 %, в результате которого в Москве и других регионах образовалась острая нехватка кадров [32]. Отдельные районы вообще остались без участковых [33]. Многие учебные заведения, осуществляющие подготовку сотрудников органов внутренних дел, были закрыты [33].
Распространению негативных отзывов также способствовало совершение казанскими правоохранителями, сотрудниками отдела полиции «Дальний» противоправных действий в отношении Сергея Назарова, которое имело резонансное значение [34].
В то же время в СМИ упоминались и положительные аспекты реформы. Министерство внутренних дел в целом и его сотрудники в частности начали активно сотрудничать с населением, уменьшалось количество противоправных действий сотрудников полиции в отношении граждан. Была расширена возможность контакта граждан с представителями ОВД через официальный сайт ведомства (Ьйр8://мвд.рф), на котором появилась опция подачи обращения, жалобы, возможность найти нужный отдел полиции или участкового уполномоченного, получить правовое информирование по вопросам безопасности.
Материал в СМИ, посвященный реформе МВД 2010-2011 гг. в целом всегда носил двунаправленный характер: хвалебный и критический, причем второй преимущественно преобладал. Данный факт может способствовать неправильному пониманию целей и задач проводимых в государстве изменений в 2019 г. Для того чтобы минимизировать негативный эффект такого контента в ходе проведения реформы законодателю, органам исполнительной власти необходимо уделять внимание разъяснениям тех или иных положений новых нормативно-правовых актов, предпосылкам их введения, их целям и задачам, поскольку зачастую отрицательные оценки реформы возникают из-за ее непонимания.
Считаем необходимым отметить, что реформа системы МВД 2010-2011 гг. является одной из удачных реформ в нашей стране, в результате которой произошло качественное улучшение не только работы полиции, но и ее взаи-
моотношений с обществом и отдельными гражданами. Был сделан еще один шаг в сторону создания гражданского общества, в котором отсутствует страх перед силовыми структурами, а значит, и перед государством. Полиция стала более открытой, повысился престиж службы, возросло уважение со стороны населения. Были обозначены пути взаимодействия ОВД с представителями образования и науки, в частности, с социологами, без работы которых невозможно анализировать мнение населения о работе полиции. В то же время актуальной остается необходимость развития взаимодействия полиции и СМИ, с помощью которых осуществляется в том числе обратная связь полиции и общества, без сотрудничества с которым дальнейшее улучшение работы полицейских будет осложнено.
Список литературы
1. О полиции: Федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7, ст. 900.
2. Денисенко С.Е. Механизмы позитивизации отношения к полиции в современной России: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Юж. федер. ун-т. - Ростов н/Д, 2014. - 175 с.
3. Передня Д.Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 2 (34). - С. 87-89.
4. Окс С.И. Формирование положительного имиджа силовых структур в СМИ: технологии и обратная связь: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2011. - 18 с.
5. Баршев В. От 60 и старше // Рос. газета. - 2018. - 18 нояб. - № 259 (7722).
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: законопроект 01/05/1118/00085520 [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормат. прав. актов. - URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=85520 (дата обращения: 25.12.2018).
7. Реформа МВД 2019: самые главные изменения // Новости России. -2018. -07 дек.
8. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 52 (1 ч.), ст. 6536.
9. Денис Евсюков приговорен к пожизненному заключению // РИА НОВОСТИ. - 2010. - 19 февр.
10. За убийство бизнесмена милиционера приговорили к 24 годам тюрьмы // ВЕСТИ^и. - 2009. - 23 марта.
11. Аналитика экспертов ВЦИОМ «Милиция вызывает у россиян противоречивые чувства» // Офиц. сайт ВЦИОМ. Отчет от 05 июня 2009 г. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=7028 (дата обращения: 25.12.2018).
12. Богдашова Б. Правительство впервые открыто заговорило о реформе МВД // RUSBASE. - 2009. - 24 дек.
13. Милицию с 2012 года будет финансировать только из федерального бюджета // РИА НОВОСТИ. - 2009. - 24 дек.
14. Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Ростов н/Д, 2005. - 207 с.
15. Зачем в России милицию меняют на полицию? // Комс. правда. -
2010. - 12 авг.
16. Лимонов Э. О реформе милиции: в России полицай звучит как фашист // Русский день. - 2010. - 23 сент.
17. Супрычева Е. Милиционеры накануне вступления в действие закона «О полиции»: «Чаще всего к нам обращаются: насяльника» // Комс. правда. -
2011. - 01 марта.
18. Определение Конституционного суда РФ от 19 июня 2012 г. № 1174-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гиниятуллина Альберта Мухаметовича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 1 статьи 40 Федерального закона «О полиции» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= ARB&n=284444#09699007888401903 (дата обращения: 05.08.2019).
19. Петров И. Полицейским вручили аттестат алчности // Моск. комсомолец. - 2011. - 01 авг.
20. Гришин А. Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев: «Не стоит думать, что мы получим новую полицию к конкретной дате» // Комс. правда. - 2011. - 24 мая.
21. Превращение. Милиционеров переаттестовали в полицейских // LENTA.RU. - 2011. - 2 авг.
22. У людей должно быть ясное представление о работе полиции // Известия. - 2010. - 18 авг.
23. Баранец В. Опубликованный проект закона «О полиции» уже вызвал бурные споры // Комс. правда. - 2010. - 11 авг.
24. «Полицию называли?» // Коммерсантъ Власть. - 2011. - 02 мая. -№ 17.
25. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - 18 апр. - № 16, ст. 503.
26. Законопроект № 446526-5 «О полиции» // Офиц. сайт Гос. думы РФ. - URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/446526-5 (дата обращения: 25.12.2018).
27. Ниненко И. Документики? Кто и когда имеет право проверить ваш паспорт // Дождь. - 2013. - 14 марта.
28. Шмараева Е. Полицейские не гарантированы // ГАЗЕТЫ.ЯИ. -2010. - 09 авг.
29. Коц А. Статс-секретарь, замглавы МВД России Сергей Булавин: «В новой полиции „палочной системы" не будет...» // Комс. газета. - 2010. - 18 авг.
30. Ворсобин В. Милиции приходит конец? Здравствуй, господин полицейский! // Комс. правда. - 2010. - 09 авг.
31. Законопроект «О полиции» после общественной дискуссии улучшился // РИА НОВОСТИ. - 2010. - 29 окт.
32. Глава МВД РФ признал нехватку полицейских, работающих «на земле» // РИА НОВОСТИ. - 2012. - 17 окт.
33. Игорев А. МВД минимизирует результаты реформы. Полицейское ведомство обсуждает, как вернуть доверие граждан // Коммерсантъ. - 2013. -29 окт. - № 198.
34. Изнасилование в казанской полиции // Интерфакс. - 2012. - 12 марта. References
1. O politsii [On the police]. Federal law of Feb. 07, 2011 no. 3-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF, Feb. 14, no. 7, p. 900.
2. Denisenko S.E. Mekhanizmy pozitivizatsii otnosheniia k politsii v sovremennoi Rossii [Mechanisms of positivization of an attitude towards the police in contemporary Russia]. Ph.D. thesis. Rostov-on-Don, Southern Federal University, 2014, 175 p.
3. Perednia D.G. Obraz rossiiskoi politsii v soznanii molodezhi [The image of the Russian police in the minds of young people]. Trudy Akademii upravleniia MVD Rossii, 2015, no. 2(34), pp. 87-89.
4. Oks S.I. Formirovanie polozhitel'nogo imidzha silovykh struktur v SMI: tekhnologii i obratnaia sviaz' [The formation of a positive image of security forces in media: Technology and feedback]. Abstract of Ph.D. thesis. Voronezh, Voronezh State University, 2011, 18 p.
5. Barshev V. Ot 60 i starshe [From 60 and older]. Rossiiskaia gazeta, no. 259(7722), Nov. 18, 2018, available at: https://rg.ru/2018/11/18/oficeram-i-generalam-mvd-prodliat-srok-sluzhby.html (accessed 25 December 2018).
6. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii" [On amendments to the Federal law "On service in internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments of separate legislative acts of the Russian Federation]. Draft law no. 01/05/1118/00085520, available at: https://regulation.gov.ru/projects#npa=85520 (accessed 25 December 2018).
7. Reforma MVD 2019: samye glavnye izmeneniia [Reform of the Ministry of Internal Affairs 2019: The key changes]. Novosti Rossii. Novostnoe soobshchenie,
Dec. 07, 2018, available at: http://www.kremlinrus.ru/news/165/90957/ (accessed 25 December 2018).
8. O merakh po sovershenstvovaniiu deiatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [On measures to improve the activity of internal affairs bodies of the Russian Federation]. Decree of the President of the Russian Federarion of Dec. 24, 2009 no. 1468. Sobranie zakonodatel'stva RF, Dec. 28, 2009, no. 52, part 1, p. 6536.
9. Denis Evsiukov prigovoren k pozhiznennomu zakliucheniiu [Denis Evsiukov is sentenced to life imprisonment]. RIA NOVOSTI. Feb. 19, 2010, available at: https://ria.ru/20100219/209949252.html (accessed 25 December 2018).
10. Za ubiistvo biznesmena militsionera prigovorili k 24 godam tiur'my [A policeman sentenced to 24 years in prison for the murder of a businessman]. VESTI.RU. March 23, 2009, available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id= 266349&cid=1 (accessed 25 December 2018).
11. Militsiia vyzyvaet u rossiian protivorechivye chuvstva [The police evokes controversial feelings in Russians]. VTslOM, Jun. 05, 2009, available at: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=7028 (accessed 25 December 2018).
12. Bogdashova B. Pravitel'stvo vpervye otkryto zagovorilo o reforme MVD [The first time the government started talking openly about the reform of the Ministry of Internal Affairs]. RUSBASE, Dec. 24, 2009.
13. Militsiiu s 2012 goda budet finansirovat' tol'ko iz federal'nogo biudzheta [From 2012 the police will be financed only by federal budget]. RIA NOVOSTI, Dec. 24, 2009, available at: https://ria.ru/20091224/201249335.html (accessed 25 December 2018).
14. Sakhno A.V. Obraz militsii v rossiiskoi kul'ture: konstruktsiia i dekonstruktsiia tipov vospriiatiia [The image of the police in Russian culture: Construction and deconstruction of types of perception]. Ph.D. thesis, Rostov-on-Don, 2005, 207 p.
15. Zachem v Rossii militsiiu meniaiut na politsiiu? [Why is militia renamed into the police in Russia?]. Komsomol'skaiapravda, Aug. 12, 2010.
16. Limonov E. O reforme militsii: v Rossii politsai zvuchit kak fashist [On the reform of militia: In Russia polizei sounds like fascist]. Russkii den, Sep. 23, 2010.
17. Suprycheva E. Militsionery nakanune vstupleniia v deistvie zakona "O politsii". "Chashche vsego k nam obrashchaiutsia: nasial'nika" [Militiamen on the eve of the entry into force of the law "On the police". "More often they call us: "Nasyalnika"]. Komsomol'skaia pravda, March 01, 2011.
18. Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanina Giniiatullina Al'berta Mukhametovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav punktom 12 chasti 1 stat'i 40 Federal'nogo zakona "O politsii" [On the refusal to accept for consideration the complaint of the citizen Giniyatullin Albert Mukhametovich on violation of his constitutional rights by clause 12 of part 1 of article 40 of the Federal
Law "On the police"]. The RF Constitutional Court's judgement of Jun. 19, 2012 no. 1174-O available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=ARB&n=284444#09699007888401903 (accessed 05August 2019).
19. Petrov I. Politseiskim vruchili attestat alchnosti [Police officers were awarded a certificate of greed]. Moskovskii komsomolets, Aug. 01, 2011.
20. Grishin A. Predsedatel' Komiteta Gosdumy po bezopasnosti Vladimir Vasil'ev: "Ne stoit dumat', chto my poluchim novuiu politsiiu k konkretnoi date" [Chairman of the State Duma Committee on Security Vladimir Vasiliev: "One should not believe that we would see the new police by a specific date"]. Komsomol'skaia pravda, May 24, 2011, available at: https://www.kp.ru/daily/ 25690/894018/ (accessed 25 December 2018).
21. Prevrashchenie. Militsionerov pereattestovali v politseiskikh [Transformation. Militiamen were recertified to policemen]. LENTA.RU, Aug. 2, 2011.
22. U liudei dolzhno byt' iasnoe predstavlenie o rabote politsii [People need to understand clearly a work of the police]. Izvestiia, Aug. 18, 2010.
23. Baranets V. Opublikovannyi proekt zakona "O politsii" uzhe vyzval burnye spory [Publishing of the draft law "On the Police" has already provoked intense debate]. Komsomol'skaia pravda, Aug. 11, 2010, available at: https://www.penza.kp.ru/daily/24538/717644/ (accessed 25 December 2018).
24. Politsiiu nazyvali? [Was the police called?]. Kommersant. Vlast', no. 17, May 02, 2011, available at: https://www.kommersant.ru/doc/1629312 (accessed 25 December 2018).
25. O militsii (utratil silu) [On militia (repealed)]. Federal law of April 18, 1991 no. 1026-1. Vedomosti SND i VSRSFSR, April 18, 1991, no. 16, p. 503.
26. O politsii [On the police]. Draft law no. 446526-5. Available at: http://sozd.duma.gov.ru/bill/446526-5 (accessed 25 December 2018).
27. Ninenko I. Dokumentiki? Kto i kogda imeet pravo proverit' vash pasport [Documents? Who and when has the right to check your passport]. Dozhd', March 14, 2013.
28. Shmaraeva E. Politseiskie ne garantirovany [Policeman are not guaranteed]. GAZETY.RU, Aug. 09, 2010.
29. Kots A. Stats-sekretar, zamglavy MVD Rossii Sergei Bulavin: "V novoi politsii "palochnoi sistemy" ne budet..." [State secretary, deputy head of the Ministry of Internal Affairs of Russia Sergey Bulavin: "There will be no "stick system" in the new police..."]. Komsomol'skaia gazeta, Aug. 18, 2010.
30. Vorsobin V. Militsii prikhodit konets? Zdravstvui, gospodin politseiskii! [Is this the end of militia? Hello, Mr. Policeman!]. Komsomol'skaia pravda, Aug. 09, 2010.
31. Zakonoproekt "O politsii" posle obshchestvennoi diskussii uluchshilsia [Draft law "On the police" was improved after public discussion]. RIA NOVOSTI, Oct. 29, 2010.
32. Glava MVD RF priznal nekhvatku politseiskikh, rabotaiushchikh "na zemle" [The head of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation admitted the lack of policemen working "on the ground"]. RIA NOVOSTI, Oct. 17, 2012.
33. Igorev A. MVD minimiziruet rezul'taty reformy. Politseiskoe vedomstvo obsuzhdaet, kak vernut' doverie grazhdan [The Ministry of Internal Affairs minimizes the results of the reform. Police department discusses how to regain citizens' trust]. Kommersant, no. 198, Oct. 29, 2013.
34. Iznasilovanie v kazanskoi politsii [Rape in Kazan police]. Interfaks, March 12, 2012.
Оригинальность 90 %
Получено 23.09.2019 Принято 23.10.2019 Опубликовано 15.01.2020
D.A. Shpilev, E.N. Shlyagina
POLICE REFORM THROUGH THE PRISM OF FEDERAL MASS MEDIA
The article considers the main topics of news reports published in the federal media in the period from December 2009 to December 2018 devoted to reforming system of the Ministry of Internal Affairs in 2010-2011. The bi-directional nature of the media coverage of the reform of the internal affairs bodies is described: laudatory and critical, with a substantial predominance of the latter. Attention is drawn to the fact that one of the main sources of information for the population about the reforms is the media which contribute to the formation of a certain public opinion about the police, its work and development prospects. In this regard, the need is proved to improve the interaction of the police and the media in order to increase the objectivity of coverage of various aspects of its activities and thereby minimize the negative impact on the course and results of the ongoing reforms, which are expected to continue in 2019. The effectiveness of the implementation of new reforms largely depends on their support by the country's population. The police is a central element of the law enforcement system of the Russian Federation, which makes it necessary to constantly improve the quality of its work, which in modern conditions is impossible without taking into account the views of citizens, ensuring transparency and under-standability of the police. Important results of the reforms already carried out include increasing the prestige of police service, increasing respect for the population, finding ways for the police to interact with representatives of education and science, in particular, sociologists. At the same time, the development of interaction between the police and the media remains an urgent task.
Keywords: police, mass media, Nizhny Novgorod region, public opinion.
Dmitry A. Shpilev - Doctor of Sociology, Professor, Department of Criminology, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Department of General Sociology and Social Work, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, e-mail: [email protected].
Evgeniya N. Shlyagina - Postgraduate Student, Department of General Sociology and Social Work, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, e-mail: [email protected].
Received 23.09.2019 Accepted 23.10.2019 Published 15.01.2020