Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ / USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TERRORIST PURPOSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акулова Елена Владимировна

В статье рассматриваются правовые и организационные вопросы формирования системы противодействия одной из основных угроз международной информационной безопасности - использованию информационных технологий в террористических целях. Актуальность исследования обусловлена активным использованием информационного пространства, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», террористическими организациями в целях вербовки лиц, размещения пропагандистской информации, призывов к осуществлению террористических действий, а также для воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры. При этом правовое регулирование международных отношений в области обеспечения безопасности от террористической угрозы применительно к информационной сфере отсутствует. Целью исследования является выработка предложений правового и организационного характера по формированию системы противодействия угрозе использования информационных технологий в террористических целях. Одним из основных выводов научной статьи является необходимость утверждения нового международного документа, отражающего порядок взаимодействия государств при создании антитеррористического информационного пространства, а также образования международной организации, осуществляющей оценку соответствия деятельности государств в указанной сфере международным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational questions of formation system of counteraction of one of the main threats of the international information security - to use of information technologies in the terrorist purposes are considered in this article. Relevance of a research is caused by active use of information space, including the Internet, the terrorist organizations for recruitment of persons, placement of propaganda information, appeals to implementation of terrorist actions, and also for impact on objects of critical information infrastructure. At the same time legal regulation of the international relations in the field of safety from terrorist threat in relation to the information sphere is absent. Research objective is development of offers of legal and organizational character on formation of system of counteraction to threat of use of information technologies in the terrorist purposes. One of the main conclusions of the scientific article is need of the approval of the new international document reflecting an order of interaction of the states during creation of anti-terrorist information space and also formation of the international organization which is carrying out assessment of compliance activity of the states in the specified sphere to the international requirements.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ»

Информационное право

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

АКУЛОВА Елена Владимировна,

аспирантка кафедры информационного права, информатики и математики ГОУ ВПО «Всероссийский государственный университет юстиции». E-mail: akulova_ev@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные вопросы формирования системы противодействия одной из основных угроз международной информационной безопасности - использованию информационных технологий в террористических целях. Актуальность исследования обусловлена активным использованием информационного пространства, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», террористическими организациями в целях вербовки лиц, размещения пропагандистской информации, призывов к осуществлению террористических действий, а также для воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры. При этом правовое регулирование международных отношений в области обеспечения безопасности от террористической угрозы применительно к информационной сфере отсутствует. Целью исследования является выработка предложений правового и организационного характера по формированию системы противодействия угрозе использования информационных технологий в террористических целях. Одним из основных выводов научной статьи является необходимость утверждения нового международного документа, отражающего порядок взаимодействия государств при создании антитеррористического информационного пространства, а также образования международной организации, осуществляющей оценку соответствия деятельности государств в указанной сфере международным требованиям.

Abstract: Legal and organizational questions of formation system of counteraction of one of the main threats of the international information security - to use of information technologies in the terrorist purposes are considered in this article. Relevance of a research is caused by active use of information space, including the Internet, the terrorist organizations for recruitment of persons, placement of propaganda information, appeals to implementation of terrorist actions, and also for impact on objects of critical information infrastructure. At the same time legal regulation of the international relations in the field of safety from terrorist threat in relation to the information sphere is absent. Research objective is development of offers of legal and organizational character on formation of system of counteraction to threat of use of information technologies in the terrorist purposes. One of the main conclusions of the scientific article is need of the approval of the new international document reflecting an order of interaction of the states during creation of antiterrorist information space and also formation of the international organization which is carrying out assessment of compliance activity of the states in the specified sphere to the international requirements.

Ключевые слова: Международная информационная безопасность, информационные технологии, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, терроризм, использование информационных технологий в террористических целях.

Keywords: The international information security, information technologies, the Internet, terrorism, use of information technologies in the terrorist purposes.

В базовом документе стратегического планирова-

Положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации3, обращают внимание на то, что расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы, представляющие опасность международной безопасности и стратегической стабильности.

Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является широкое использование террористическими и экстремистскими организациями механизмов информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Так, в ХХ веке слабая развитость информационных технологий и небольшой охват территорий не позволя-

ния - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1, а также в Концепции внешней политики Российской Федерации2, отражающей приоритетные направления, цели и задачи внешней политики Российской Федерации, среди наиболее опасных угроз современного мира, государственной и общественной безопасности отмечается деятельность террористических и экстремистских организаций, а также усиление угрозы международного терроризма.

В документах определено, что главным направле-

нием в борьбе с этим явлением должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества.

Утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 638 // СПС КонсультантПлюс.

2 Утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 // СПС КонсультантПлюс.

2

3

Утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // СПС КонсультантПлюс.

ли обеспечивать взаимодействия членов террористических группировок, а факт того, что фанатик, увлеченный идеями радикального характера, мог быть изолирован от группы людей, проповедовавших такие идеи, создавал вероятность его отказа от следования радикальной идеологии.

Появление информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») и возможность легкого доступа к ней, резко изменили ситуацию, предоставив возможность террористическим структурам преодолевать ряд ограничений.

В настоящее время ресурсы сети «Интернет» активно используются террористическими организациями в целях вербовки, для привлечения в свои ряды новых участников посредством размещения пропагандистской информации, призывов к осуществлению террористических действий не только на террористических веб-сайтах, но и в различных социальных сетях.

В научных исследованиях, касающихсяправового обеспечения международной информационной безопасности, отмечается, что по своей опасности, учитывая трансграничный характер, терроризм стоит в одном ряду с такими тяжкими международными преступлениями, как агрессия и другие военные преступления против мира и человечности, а борьба с международным терроризмом требует максимальных усилий как международного сообщества в целом, так и каждого государства в отдельности. В связи с этим, противодействие этой угрозе, прежде всего, должно осуществляться на основе норм и принципов международного публичного права, национального права, а также рекомендаций и требований международных и национальных актов нормативно-технического характера.1

В то же время в таких актах как: Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., Международную конвенцию ООН о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.,явно недостаточно уделено внимания вопросам международной информационной безопасности.

Ни в одном из перечисленных документов не закреплен порядок регулирования международных отношений в области обеспечения безопасности от террористической угрозы применительно к информационной сфере, в тоже время отсутствует самостоятельная универсальная

международная конвенция, посвященная урегулированию этого вопроса, что порождает неопределенность в применении норм международного права к использованию ИКТ в политических целях.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, чтовпервые триада угроз международной информационной безопасности была отражена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 54/49 от 1 декабря 1999 года «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»2, среди которых особое место было отведено угрозе использования информационных ресурсов или технологий в террористических целях.

Эту же триаду угроз информационной безопасности воспринял и стратегический документ Российской Федерации - Основы государственной политики в области международной информационной безопасности на период до 2020 года3, дополнив этот список еще одной угрозой, касающейся использования ИКТ для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей.

Согласно положениямуказанныхОсновиспользова-ние информационных и коммуникационных технологий в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников, является одной из основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности.

Таким образом, угроза использования ИКТ в террористических целях включает в себя два аспекта, как это отмечает и Б.Н. Мирошников: технологический и гуманитар-

ч 4

ный.

Технологический аспект - использование террористами специально подготовленных программных средств и компьютерных технологий для воздействия на различные элементы информационных инфраструктур, включая критические.

Следует отметить, что в качестве одной из мер реагирования на вышеназванную угрозу в Российской Федерации можно рассматривать законопроект «О безопасности критической информационной инфраструктуры»5, который впервыепредусматриваетсоздание законодательной

1 Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова. М.: Издательство Юрайт, 2016. 325 с. - Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. С.81.

Официальный сайт ООН ИНрв^оситег^в-^в-

ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/777/15/PDF/N9977715.pdf7OpenElement

3 Утв. Президентом Российской Федерации 24.07.2013 № Пр-1753

4 Мирошников Б.Н. Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд. М.: Инфорос, 2012. С. 97.

5 Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/ Дата обращения: 28.02.2017

основы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Законопроектом предлагается утвердить целый ряд таких новых понятий, как «государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации», «компьютерная атака», «компьютерный инцидент», «критическая информационная инфраструктура Российской Федерации», «силы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак», «средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак».

Другой, так называемый гуманитарный аспект, это использование глобальных сетей для пропагандистской деятельности. Наибольшее распространение в настоящее время получает пропагандистско-вербовочная деятельность террористических организаций в сети «Интернет».

Согласно положениям Федерального закона «О противодействии терроризму»1 термин «террористическая деятельность» включает в себя, в том числе пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации также и через сеть «Интернет», призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации2, к основным внутренним факторам, обусловливающим возникновение и распространение терроризма, относится, в том числе ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации.

Среди основных внешних факторов в Концепции выделяется распространение идей терроризма и экстремизма через сеть «Интернет» и СМИ, а также отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.

Представляется, чтов борьбе с международным, трансграничным терроризмом, в целях создания единого антитеррористического информационного пространства, мировому сообществу в первую очередь предстоит договориться об утверждении универсального документа, определяющего правовые и организационные основы сотрудничества государств в области обеспечения международной информационной безопасности.

Еще в 2011 году Российская Федерация подгото-

1 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146

2 Утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г./ СПС

КонсультантПлюс

вила проект концепции Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности3, где понятие «терроризм в информационном пространстве» предлагается определять какиспользование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в террористических целях.

В Главе Зуказанногопроекта в качестве мер противодействия использованию информационного пространства в террористических целях предлагается закрепить стремление государств к выработке единых совместных подходов к прекращению функционирования Интернет-ресурсов террористического характера, установление и расширение обмена информацией об угрозах совершения компьютерных атак, о проведении криминалистических компьютерных экспертиз в этой сфере, а также о принятии необходимых законодательных изменений.

Представляется, что следующим шагом в случае принятия и подписания государствами-членами ООН данного проекта Конвенции в целях обеспечения реализации вышеуказанных положений может стать создание межправительственной организации, например, по аналогии с существую-щейв настоящее время в финансовой сфере - Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), занимающаяся выработкой мировых стандартов, в том числе в сфере противодействия финансированию терроризма.

Полагаем, что деятельность межправительственной организации по разработке соответствующих международных стандартов, например, по аналогии с уже существующими в финансовой сфере и с учетом специфики информационных правоотношений, смогла бы обеспечить развитие утвержденных положений Конвенции, направленных на реализацию принципов взаимодействия государств по вопросам борьбы с терроризмом в информационном пространстве, в том числе в сети «Интернет».

Эти международные стандарты необходимыдляин-теграцииорганизационно-правовых мер по созданию в каждом государстве эффективного режима противодействия терроризму в информационной сфере. А внедрение и соблюдение таких стандартов могло бы обеспечиваться, посредством периодического взаимного мониторинга государств, проведения самооценок, а также взаимных оценок друг друга с помощью участия в них группы экспертов из других стран, в ходе которых бы оценивалось состояние каждой национальной системы, с учетом практики организации FATF.

Результатами таких оценок должны являться отчеты об общей ситуации о соблюдении международных стандартов всеми государствами-членами, которые смогут

3 Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/security/information/document112/

быть использованы для дальнейшего принятия необходимых дополнительных мер.

Для реализации предлагаемого правового механизма, как показывает анализ существующей в настоящее время практики, в каждом государстве должен быть определен вновь созданный государственный орган или подразделение в каком-либо из уже существующих, ответственный за соблюдение стандартов, а также занимающийся выработкой государственной политики и правовым регулированием, организацией деятельности по противодействию использования информационного пространства в террористических целях, мониторингом сети «Интернет», поиском и отслеживанием содержимого сайтов террористической направленности, а также проведением криминалистических компьютерных экспертиз.

В связи с этимполагаем, чтомогут быть восприняты некоторые правовые механизмы оперативного блокирования финансовых реквизитов лиц, причастных к осуществлению террористической деятельности (закреплены в Рекомендациях РДТР) и в отношении блокирования интернет-сайтов с информацией, например, содержащей призывы к осуществлению террористической или экстремистской деятельности. Однако эти вопросы нуждаются в дальнейших научных исследованиях, требуют детального изучения, а также обоснования опирающегося на анализ опыта зарубежных государств по борьбе с терроризмом в информационном пространстве (например, США, Великобритании, стран Евросоюза, и других стран достигшихопределенных успехов в сфере борьбы с терроризмом в сети «Интернет»).

Вместе с тем следует обратить внимание, что в настоящее время в Российской Федерации предусмотрен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением законодательства, в том числе к информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)1.

Однако исследование практики реализации указанных положений показывает, что установленный порядок блокирования таких ресурсов представляет сегоднядо-вольно сложную процедуру, согласно которой Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», соответству-

ющей информации или в случае поступления уведомления от государственных органов, организаций или физических лиц, направляют требование в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Представляется, что вышеуказанная процедура не позволяет оперативно пресекать распространение такого рода противоправной информации, что свидетельствует о необходимости совершенствования действующих норм, положениями, закрепляющими правовой механизм быстрого реагирования на обнаружение информации, содержащей призывы к осуществлению терроризма в сети «Интернет» и иную информацию такого рода.

Полагаем, что для решения этой задачи целесо-образнонаделить соответствующими полномочиями государственный орган, который сможет принимать решения о блокировке таких ресурсов самостоятельно и оперативно.

Осознание масштаба рассматриваемой угрозы заставляет еще раз подчеркнуть, что возможность борьбы с международным терроризмом в информационном пространстве обусловлена необходимостью формирования в первую очередь, международной правовой базы - разработки и подписания универсальной Конвенции, определяющей принципы взаимодействия государств-членов в информационной сфере.

В дальнейшем положения Конвенции должны быть реализованы и на национальном уровне государствами посредством утверждения соответствующих правовых норм и осуществления необходимых организационных мероприятий.

Комплексный подход позволит мировому сообществу достойно противостоять угрозе использования информационных технологий, сети «Интернет» в террористических целях, обеспечивая информационную безопасность с помощью формирования международного антитеррористического информационного пространства.

Организационно-правовой механизм обеспечения безопасности международного информационного пространства от угрозы использования информационных технологий в террористических целях, в свою очередь должен стать одним из ключевых элементов и неотъемлемой частью формирующейся системы международной информационной безопасности.

1 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Библиография:

1. Мирошников Б.Н. Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд. М.: Инфорос, 2012. 208 с.

2. Морозов А.В., Полякова Т.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности: монография. М.: РПА Минюста России, 2013. 276 с.

3. Морозов, А.В. Правовое обеспечение информационной безопасности: уч. пособие. М.: РПА Минюста России, 2012. 346 с.

4. Полякова Т.А., Стрельцов А.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практику для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2016. 325 с. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

5. И.Л. Бачило, М.А. Лапина [и др.]. Актуальные проблемы информационного права: учебник / коллектив авторов. М.: Юстиция, 2016. 534 с. - (Магистратура и аспирантура).

6. Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы / Отв. ред. Т.А. Полякова, И.Л. Бачило, В.Б. Наумов, Сб. науч. работ. М.: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2016. 320 с.

7. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность: монография; Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, каф. мировых политических процессов. М.:МГИМО-Университет, 2013. 194 с. - (Серия «Научная школа «МГИМО»).

8. Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А. [и др.]. Международное публичное право: учебник для бакалавров. 5-е. изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 1000 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.