Криволапчук В.А. Организационно-правовое обеспечение личностной надежности сотрудников криминальной милиции Украины
В.А. Криволапчук
Криволапчук Владимир Алексеевич — кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника, Государственный
научно-исследовательский институт МВД Украины (01011, Украина, г. Киев, ул. Кутузова, д. 4-а)
E-mail: [email protected]
Организационно-правовое обеспечение личностной надежности сотрудников криминальной милиции Украины
В статье охарактеризованы составляющие элементы The article described the constituent elements of the per-
личностной надежности сотрудников криминальной sonal security officers of the criminal police, the features
милиции, рассмотрены особенности психологической of the psychological and behavioral safety of personnel
и поведенческой надежности сотрудников указанных departments, revealed the issues of organizational and legal
подразделений, раскрыты вопросы организационно-пра- provision of personal reliability.
вового обеспечения личностной надежности.
Украина как государство выполняет функции главного гаранта соблюдения и защиты прав и свобод человека. Особое место среди органов системы исполнительной власти, призванных осуществлять такие функции, играют органы внутренних дел (далее — ОВД), в структуре которых следует выделить блок криминальной милиции. Именно на подразделения криминальной милиции возлагается основная задача по борьбе с преступностью, профилактике и предотвращению преступлений.
Деятельность подразделений криминальной милиции осуществляется главным образом в сложных, экстремальных условиях, характеризующихся такими профессионально-психологическими факторами, как:
— новизна, необычность, уникальность, что требует не шаблонных, а гибких, изобретательных действий и адекватных поступков;
— внезапность, поскольку большинство экстремальных условий или дальнейшее их усложнение происходит резко, радикально меняя ситуацию, что, в свою очередь, требует от сотрудников милиции готовности к таким осложнениям, бдительности, умения не оказаться в сложном положении, не растеряться;
— стремительность событий, дефицит времени, поскольку экстремальные ситуации заставляют профессионала действовать быстро, реагировать на изменения немедленно и адекватно, не отставая от темпа изменения обстановки и развития событий;
— значительные нагрузки (умственные, эмоциональные, волевые, физические), требующие от сотрудников использования всех своих возможностей и профессиональных способностей;
— длительные нагрузки, требующие проявления силы воли, сдержанности, умения мобилизовать себя на продолжение качественной работы;
— информационная неопределенность, обусловленная недостаточностью, неточностью, про-
тиворечивостью и недостоверностью имеющейся оперативной информации;
— риск, что является характерной особенностью профессиональной деятельности сотрудников криминальной милиции, в том числе в экстремальных ситуациях, когда степень риска и вероятность неудачи в этой деятельности особенно повышены.
Именно поэтому деятельность этих подразделений справедливо относится к разряду профессий, которые предъявляют очень высокие психологические и психофизиологические личностные требования к сотрудникам и к их профессиональной подготовленности, где основным показателем служебной деятельности и эффективного взаимодействия с другими людьми является надежность. В свое время этот феномен стал предметом исследований педагогов, психологов, юристов, социологов, психофизиологов, что свидетельствует о необходимости комплексного целенаправленного изучения и обоснования его основных положений.
Надежность личного состава ОВД определяется как способность и готовность сотрудников качественно и безошибочно выполнять служебные обязанности в соответствии с требованиями действующего законодательства, присяги, норм служебной дисциплины и корпоративной культуры, придерживаться стандартов профессиональной деятельности и этики, плодотворно работать в согласии с коллегами, несмотря на возникающие трудности и провокационные действия со стороны злоумышленников1.
Как составляющая профессионально-психологической пригодности сотрудников к профессиональной деятельности надежность должна рассматриваться системно, через общегосударственную, личностную, функциональную, социальную и профессиональную плоскости.
В современных условиях реформирования системы Министерства внутренних дел Украины (да-
лее — МВД) особое внимание уделяется вопросам кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД, что в первую очередь зависит от уровня личностной надежности сотрудников милиции.
Личностная надежность характеризует сотрудника как социальную личность, а именно: характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов профессиональной деятельности, индивидуальные стратегии и способы решения профессиональных задач. Этот вид надежности характеризует отношение личности к целям и результатам профессиональной деятельности, а также индивидуальное своеобразие особенностей их достижения.
По нашему мнению, личностная надежность сотрудников криминальной милиции характеризуется комплексом имеющихся или сложившихся индивидуально-психологических и профессионально значимых качеств, поведенческих стереотипов и алгоритмов действий. Личностная надежность зависит от установок, основанных на выбранных сотрудником принципах и нормах жизнедеятельности.
К структуре личностной надежности сотрудников криминальной милиции следует отнести психологическую и поведенческую надежность.
Психологическая надежность обеспечивает нормативную согласованность и соответствие индивидуально-психологических и профессионально важных качеств сотрудника требованиям оперативно-разыскной деятельности.
Основными составляющими психологической надежности являются следующие компоненты:
1) психологические (выполняют регулятивные функции на сознательном и бессознательном уровнях обеспечения безотказной деятельности);
2) профессиональные (зависят от конкретного содержания соответствующей специальности);
3) мотивационные (отражают наличие желания и внутреннего стремления к достижению цели)2.
Указанные компоненты осуществляют общую оценку психологической надежности, характеризуют адекватность эмоциональных реакций на появление различных стресс-факторов и оценку их действия; способствуют росту профессионального мастерства, обеспечивают высокую работоспособность в течение длительного времени.
Существенное значение для личностной надежности сотрудников криминальной милиции имеет их поведенческая надежность, обеспечивающая нормативную согласованность, соответствие поступков и установок общепринятым в обществе требованиям.
Поведенческая надежность выражает понимание сотрудником необходимости несения юридической ответственности в случае допущения неправомерных действий и поступков, сознательного и добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, уважения прав и интересов граждан. Кроме того, поведенческая составляющая личностной надежности проявляется в способности
качественно, с соблюдением требований действующего законодательства, служебной дисциплины и стандартов профессиональной этики выполнять свои функциональные обязанности.
Основы правового регулирования личностной надежности сотрудников криминальной милиции изложены в Конституции Украины, законах Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины», «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «О правилах этического поведения», других законодательных актах Украины, постановлениях Верховной Рады Украины, указах и распоряжениях Президента Украины, постановлениях Кабинета Министров Украины, нормативных актах Министерства внутренних дел Украины, а также в международных правовых нормах, ратифицированных в установленном порядке.
Применительно к сотрудникам подразделений криминальной милиции перечисленные нормативные правовые акты, прежде всего, являются фундаментом для укрепления и повышения их поведенческой надежности, а также создания вну-триорганизационной среды с четко определенными установками и убеждениями, основанными на принципах гласности, законности, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека, уважения к личности и социальной справедливости.
Так, в Законе Украины «О милиции»3 указывается, что сотрудники милиции являются представителями государственного органа исполнительной власти, выполняют свои задачи в точном соответствии с законом, призваны уважать достоинства граждан, защищать их права и интересы независимо от социального происхождения, имущественного и другого состояния, расовой и национальной принадлежности, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений.
Основными обязанностями милиции являются: обеспечение безопасности граждан и общественного порядка; выявление, предотвращение и пресечение правонарушений, выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принятие мер к их устранению4.
Сотрудники криминальной милиции выполняют обязанности и пользуются правами в пределах полномочий, предоставленных законодательными актами и в соответствии с занимаемой должностью, самостоятельно принимают решения и несут за свои противоправные действия или же бездеятельность дисциплинарную либо уголовную ответ-ственность5.
Согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» сотрудники криминальной милиции не должны допускать нарушений прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться только по решению суда с целью выявления, предупреждения или прекращения тяжкого, особо
Криволапчук В.А. Организационно-правовое обеспечение личностной надежности сотрудников криминальной милиции Украины
Криволапчук В.А. Организационно-правовое обеспечение личностной надежности сотрудников криминальной милиции Украины
тяжкого преступления и в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества6.
Началом принципиально нового функционирования правоохранительной системы в Украине стало принятие Уголовного процессуального кодекса Украины (далее — УПК), учитывающего современные демократические стандарты и подходы7. Новый УПК содержит ряд инновационных процессуальных нюансов, в нем нашли отражение положения, ранее не известные уголовно-процессуальному законодательству Украины.
В статье 7 действующего УПК «Общие принципы уголовного производства» говорится, что профессиональная деятельность сотрудников криминальной милиции должна соответствовать принципам, к которым, в частности, относятся: 1) верховенство права; 2) законность; 3) равенство перед законом и судом; 4) уважение человеческого достоинства; 5) обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность; 6) неприкосновенность жилища или иного владения лица; 7) тайна общения; 8) невмешательство в частную жизнь; 9) неприкосновенность права собственности; 10) презумпция невиновности и обеспечение доказанности вины;
11) свобода от саморазоблачения и право не свидетельствовать против близких родственников и членов семьи; 12) запрет дважды привлекать к уголовной ответственности за одно и то же правонарушение; 13) обеспечение права на защиту; 14) доступ к правосудию и обязательность судебных решений; 15) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; 16) непосредственность исследования показаний, вещей и документов; 17) обеспечение права на обжалование процессуальных решений, действий или бездействия; 18)публичность; 19) диспозитив-ность; 20) гласность и открытость судебного разбирательства и его полная фиксация техническими средствами; 21) разумность сроков; 22) язык, на котором осуществляется уголовное производство.
Для сотрудников криминальной милиции указанные принципы служат гарантией правосудия, обеспечения прав и свобод человека, законных интересов физических и юридических лиц, а также являются исходными положениями для развития процессуальной формы и дальнейшего реформирования уголовного процессуального законодательства.
В новом УПК также воплощены положения Конституции Украины, согласно которым человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Так, статья 11 УПК Украины «Уважение человеческого достоинства» направлена на защиту личности, ее чести и достоинства, прежде всего от любых злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые наделены в уголовном производстве властными полномочиями. Следовательно, положения этой
статьи обязывают сотрудников милиции в ходе уголовного производства обеспечивать уважение человеческого достоинства, а также прав и свобод каждого человека. Кроме того, сотрудникам милиции запрещается подвергать лицо пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию, прибегать к угрозам применения такого поведения, содержать человека в унизительных условиях, принуждать к действиям, которые унижают его достоинство8.
Некоторые новации прослеживаются в механизме взаимодействия субъектов уголовного производства. Согласно статье 41 УПК «Оперативные подразделения» подразделения криминальной милиции осуществляют следственные (разыскные) действия и негласные следственные (разыскные) действия по письменному поручению следователя, прокурора. Такое поручение обязательно для выполнения оперативным подразделением и имеет целью, с одной стороны, ускорение расследования по делу, а с другой — привлечение к проведению негласных следственных (разыскных) действий специалистов из оперативных подразделений, которые имеют определенный опыт и специальную технику для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Следователь вправе поручать проведение только тех следственных (разыскных) действий, которые могут быть выполнены при его отсутствии без ущерба для установления фактических данных, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства.
Во время выполнения поручений следователя, прокурора сотрудники криминальной милиции пользуются полномочиями следователя, что дает им право выполнять любое следственное действие в соответствии с процессуальной формой, установленной уголовным процессуальным законом. Пользуясь полномочиями следователя, оперативные сотрудники могут применить принуждение при выполнении определенного следственного действия, если применение его предусмотрено соответствующей нормой УПК. Уголовный процессуальный закон также указывает, что сотрудники оперативных подразделений не имеют права осуществлять процессуальные действия в уголовном производстве по собственной инициативе или обращаться с подобным ходатайством к следственному судье, прокурору.
Лица рядового и начальствующего состава подразделений криминальной милиции пользуются всеми социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, выполняют обязанности граждан, предусмотренные Конституцией и другими законодательными актами Украины, а их права, обязанности и ответственность, вытекающие из условий службы, определяются законодательством, Присягой, уставами органов внутренних дел и Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел9.
Одним из важнейших аспектов поведенческой надежности сотрудников ОВД является служебная дисциплина, которая достигается путем соблюдения сотрудниками органов и подразделений внутренних дел законов, приказов и других нормативных правовых актов Украины. Дисциплинарный устав органов внутренних дел10 определяет сущность служебной дисциплины, обязанности сотрудников ОВД по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, порядок и права начальников по их применению, а также порядок обжалования дисциплинарных взысканий.
Согласно Уставу служебная дисциплина в органах внутренних дел достигается путем:
— создания надлежащих условий прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава;
— приобретения высокого уровня профессионализма;
— обеспечения гласности и объективности при проведении оценки результатов служебной деятельности;
— соблюдения законности и уставного порядка;
— предъявления повседневной требовательности начальников к подчиненным, проявления уважения к их личному достоинству;
— воспитания у лиц рядового и начальствующего состава высоких моральных и деловых качеств;
— умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения, дисциплинарного и общественного воздействия;
— обеспечения социальной справедливости и высокого уровня социально-правовой защиты.
Режим функционирования органов, служб и подразделений внутренних дел, основанный на строгом соблюдении и выполнении сотрудниками милиции нормативно-правовых требований во всех направлениях и формах своей деятельности, является важнейшей основой для укрепления личностной надежности личного состава ОВД.
На повышение личностной надежности сотрудников криминальной милиции направлен приказ МВД Украины «О мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и предупреждению чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и травматизмом личного состава»11, который определяет стратегическую задачу по укреплению дисциплины и законности в деятельности милиции, предотвращению преступных проявлений и других чрезвычайных происшествий среди личного состава, которые могут вызвать резонанс в обществе. В положениях этого приказа отмечается, что сознательное соблюдение дисциплины и законности является одним из ведущих критериев деятельности ОВД, а также способствует выполнению на высоком профессиональном уровне оперативно-служебных задач по борьбе с преступностью.
Основываясь на положениях законов Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «О милиции», Положения о Министер-
стве внутренних дел Украины12, с целью укрепления дисциплины и законности среди личного состава, обеспечения прав и свобод граждан, соблюдения стандартов этического поведения, добропорядочности и предотвращения конфликта интересов в деятельности сотрудников ОВД приказом МВД Украины от 22 февраля 2012 были утверждены Правила поведения и профессиональной этики лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины13. Указанные Правила являются обобщенным собранием норм поведения сотрудников ОВД и средств их урегулирования, основанных на принципах деятельности, направленных на повышение авторитета и укрепление репутации сотрудников, а также информирования граждан о нормах поведения, которые они вправе требовать от сотрудников милиции.
Правила этического поведения являются правовой основой для кодексов или стандартов поведения. Соблюдение каждым сотрудником криминальной милиции этики поведения — не только залог эффективного и качественного выполнения своих обязанностей, но и обеспечения надлежащего выполнения государственных функций, что в свою очередь способствует удовлетворению потребностей общества и формированию в сознании граждан положительного образа компетентного и надежного сотрудника ОВД.
Закон Украины «О правилах этического поведения»14 определяет нормы поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства при исполнении служебных полномочий, и порядок привлечения этих лиц к ответственности за нарушение таких норм.
Правилами этического поведения Законом определены: 1) законность; 2) приоритет интересов; 3) политическая беспристрастность; 4) толерантность; 5) объективность; 6) компетентность и эффективность; 7) формирование доверия к власти; 8) конфиденциальность; 9) воздержание от выполнения незаконных решений или поручений; 10) недопущение конфликта интересов; 11) предотвращение получению неправомерной выгоды или подарков (пожертвований); 12) декларирование имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера.
Нарушение лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, правил этического поведения, определенных настоящим Законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность с учетом особенностей правового статуса таких лиц15.
Таким образом, анализ организационно-правового обеспечения личностной надежности свидетельствует о том, что в целом законодательство Украины в данной области является сформированным, а действующая нормативная база направлена на сохранение и укрепление психологической и поведенческой надежности сотрудников криминальной милиции.
Криволапчук В.А. Организационно-правовое обеспечение личностной надежности сотрудников криминальной милиции Украины
Криволапчук В.А. Организационно-правовое обеспечение личностной надежности сотрудников криминальной милиции Украины
В настоящее время актуализируется необходимость приведения системы органов внутренних дел Украины и их деятельности в соответствие с европейскими стандартами, учитывая принципы и подходы, основанные на международных конвенциях, декларациях и рекомендациях соответствующих международных и европейских организаций.
Основным подходом к реформированию органов внутренних дел является изменение философии милицейской службы. Такой подход предусматривает замену карательно-репрессивной модели деятельности милиции концепцией сервисной ориентации, основанной на поддержке граждан, включающей такие направления, как профилактика и предотвращение коррупции среди сотрудников ОВД, недопущение насилия и негуманного отношения к гражданам, установление партнерских отношений с гражданами, создание непоколебимого позитивного имиджа правоохранительной системы, изменение критериев и методов оценки деятельности органов и подразделений внутренних дел, внедрение действенного контроля общественности за деятельностью милиции.
Вопросы организационно-правового обеспечения личностной надежности сотрудников криминальной милиции неразрывно связаны с проблемой формирования и поддержания на должном уровне этого вида надежности и требуют комплексного подхода в ее решении. Такой подход должен достигаться за счет качественного профессионального отбора в органы внутренних дел, построения надлежащей системы профессиональной подготовки, а также высокого уровня организации и осуществления психологического сопровождения профессиональной деятельности указанных подразделений.
Примечания
1. См.: Цильмак О.М., Яковенко С.И. Социально-правовая надежность персонала ОВД как основа эффективной профессиональной деятельности // Наука и образование. 2010. № 4—5. С. 59—62.
2. См.: Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология. М., 1964. С. 358—367; Его же. Основные свойства нервной системы. М., 1966.
3. О милиции: закон Украины от 20 декабря 1990 года № 565-ХІІ // Ведомости Верховного Совета УССР. 1991. № 4, ст. 20.
4. См. там же.
5. См. там же.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: закон Украины от 18 февраля 1992 года № 2135-ХІІ // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 22, ст. 303.
7. Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13 апреля 2012 года № 4651-УІ // Ведомости Верховной Рады Украины. 2013. № 9—10, ст. 88.
8. См. там же.
9. Об утверждении Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел: постановление Кабинета Министров УССР от 29 июля 1991 года № 114. Киев, 1991.
10. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины: закон Украины от 22 февраля 2006 года № 3460-ІУ // Ведомости Верховной Рады Украины. 2006. № 29, ст. 245.
11. О мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и предупреждения чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и травматизмом личного состава: приказ МВД Украины от 16 марта 2007 года № 81. М., 2007.
12. О принципах предотвращения и противодействия коррупции: закон Украины от 7 апреля 2011 года № 3206-УІ // Ведомости Верховной Рады Украины. 2011. № 40, ст. 04; О милиции: закон Украины от 20 декабря 1990 года № 565-ХІІ // Ведомости Верховного Совета УССР. 1991. № 4, ст. 20.
13. Об утверждении Правил поведения и профессиональной этики лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины: приказ МВД Украины от 22 февраля 2012 года № 155. М., 2012.
14. О правилах этического поведения: закон Украины от 17 мая 2012 года № 4722-\/І // Официальный вестник Украины. 2012. № 45, ст. 1739.
15. См. там же.