НАУЧНОЕ СОДРУЖЕСТВО ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
УДК 351.74
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ МВД УКРАИНЫ
В. А. Криволапчук
Статья посвящена рассмотрению научно-теоретических подходов к разработке программы формирования и развития профессиональной психологической надежности сотрудников подразделений криминальной милиции как неотъемлемого профессионально значимого индивидуально-психологического качества, анализу перспектив совершенствования психологической подготовки персонала криминальной милиции в данном направлении.
Ключевые слова: органы внутренних дел, сотрудники подразделений криминальной милиции, профессиональная психологическая надежность.
Условием эффективности профессиональной деятельности подразделений криминальной милиции органов внутренних дел (далее — ОВД) является наличие у сотрудников комплекса профессионально важных качеств, которые включают формирование такого индивидуального качества, как профессиональная психологическая надежность. Научные исследования свидетельствуют о том, что именно психологическая надежность лежит в основе способности работника эффективно выполнять служебные задания, в том числе в сложных и экстремальных ситуациях. Она содействует развитию знаний, умений, эмоционально-волевой сферы, мотивации, других индивидуально-психологических особенностей, необходимых для оперативной деятельности.
Вопросам формирования и развития профессиональной психологической надежности сотрудников органов внутренних дел посвящено немало работ украинских и зарубежных ученых. В исследованиях А. М. Бандурки, В. С. Медведева, А. В. Тимченко, В. И. Барко, В. Н. Бесчасного, В. А. Лефтеро-ва, А. Н. Цильмак, С. И. Яковенко, С. Ю. Лебедевой,
А. М. Столяренко, В. Е. Петрова, Н. И. Мягких и других авторов неоднократно поднимались вопросы содержания, структуры и функционирования профессиональной психологической надежности сотрудни-
ков и руководителей милиции ', укрепления надежности в процессе их профессионально-психологической подготовки 2, формирования профессионально важных личностных качеств сотрудников милиции 3, психологических знаний и умений, необходимых при выполнении профессиональных действий 4, обеспечения надежного функционирования персонала различных подразделений милиции ОВД в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности и т. п. 5 Вместе с тем анализ научной литературы в области экстремальной юридической психологии, а также психологии деятельности в особых условиях показывает, что вопросам формирования профессиональной психологической надежности сотрудников подразделений криминальной милиции ОВД Украины в научных исследованиях не уделялось достаточного внимания.
Профессиональная психологическая надежность сотрудников ОВД рассматривается как интегральное качество человека, которое проявляется в способности длительное время поддерживать нормативно заданные параметры трудовой активности, независимо от складывающихся условий. Данное качество тесно связано с психологической готовностью личности к деятельности, под которой традиционно понимают устойчивое состояние, обеспечивающее объективную и субъективную способность сотрудника к эффективным действиям в сложных условиях оперативно-служебной деятельности. Здесь необходима и психологическая стойкость. Это система психологических качеств, которые в комплексе определяют потенциальную возможность сотрудника милиции преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи.
В структуре профессиональной психологической надежности различают такие компоненты, как мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, поведенческие и т. п., которые обусловливают развитие и реализацию профессиональной надежности в деятельности 6. В нашем исследовании при рассмотрении проблематики профессиональной психологической надежности сотрудников ОВД мы исходили из деятельностной парадигмы, согласно которой существенными составляющими психологической надежности сотрудников
подразделений криминальной милиции являются мотивационные, когнитивные и эмоционально-волевые компоненты 7.
Мотивационный компонент профессиональной психологической надежности включает в себя мотивационную настроенность сотрудника на выполнение профессиональных действий, комплекс мотивов, которые предопределяют соблюдение законности и служебной дисциплины, ответственность за правомерность и обоснованность правоохранительной деятельности.
Когнитивная составляющая является отражением профессиональной реальности и осознанием себя в профессии, это требует определенного уровня профессионального развития познавательной сферы личности, основу которого составляют специальные знания.
Эмоционально-волевой компонент профессиональной психологической надежности представлен отношением сотрудника криминальной милиции к профессиональной деятельности, к отдельным профессионально значимым качествам своей личности и специфике деятельности в связи с актуальными потребностями и мотивами. Содержание эмоционально-волевого компонента в данном случае представлено в виде профессионального интереса, самооценки и самоотношения, эмоциональной устойчивости и эмпатии.
С учетом изложенных подходов нами была разработана программа развития профессиональной психологической надежности сотрудников подразделений криминальной милиции (табл.). Согласно программе, процесс формирования и развития профессиональной психологической надежности включает в себя следующие составляющие:
— социальную (отражает смену социальной роли, круг и содержание общения, включение в структуру нового коллектива и возникновение стремления к самоутверждению, коррекцию потребностей и системы ценностей, усвоение норм и традиций);
— деятельностную (отражает приспособление к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, а также усвоение форм и методов работы);
— психологическую (отражает перестройку мышления и общения в соответствии с условиями труда сотрудников криминальной милиции, возрастание роли функций внимания, памяти, зрительного восприятия, увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировку воли, устойчивость мотивационной направленности, реализацию задатков и способностей).
Данная программа предусматривает: 1) цели, задачи и основные направления развития профессиональной психологической надежности; 2) всесторонний анализ профессионально важных качеств
и форм поведения; 3) методы и методики развития профессиональной надежности; 4) мониторинг развития профессиональной надежности и соответствующую коррекцию личностно-профессионального развития сотрудников криминальной милиции.
Цель программы — достижение оптимального уровня развития готовности и надежности сотрудников криминальной милиции к условиям службы.
Программа осуществляется в четыре этапа (периода):
1. Вхождение в должность (диагностика уровня сформированности надежности).
2. Начальная подготовка (становление надежности).
3. Приобретение практического опыта в ходе оперативно-служебной деятельности (формирование надежности).
4. Повышение квалификации (развитие надежности).
На каждом этапе задачи определялись в соответствии со следующими направлениями:
1) формирование ключевых компетенций (нормативно-правовая, организационно-аналитическая, социально-коммуникативная);
2) развитие профессионально значимых качеств, способностей и ценностных ориентаций личности;
3) приобретение опыта практической деятельности, которая отображает типовые профессиональные роли сотрудника подразделений криминальной милиции, юриста, воспитателя и т. п.
Психологическими условиями реализации программы являются:
— учет общественных и личностных интересов сотрудников подразделений криминальной милиции;
— активизация потребностно-мотивационной сферы сотрудников милиции;
— реализация деятельностного и личностно-ориентрированного подходов;
— постановка ближних, средних и отдаленных целей;
— использование активных методов обучения и проблемных ситуаций;
— моделирование служебной деятельности сотрудников;
— коррекция знаний и установок с помощью психологически приемов;
— проработка новых моделей поведения на когнитивном, оценочном и поведенческом уровнях;
— построение занятий на основе методик развития отдельных структурных компонентов надежности сотрудников подразделений криминальной милиции с использованием профессионально-психологических тренингов.
Исследования последних лет (Л. М. Мороз;
В. А. Лефтеров; А. В. Тимченко) подтвердили, что уни-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 3(54)
Таблица
Программа развития психологической надежности сотрудников подразделений криминальной милиции
Цель Этапы Задачи Методы Содержание Результат
Вхождение в долж- 1. Осознание необходимости разви- Методы поддержки при вхожде- План работы куратора. Готовность к са-
ность (диагности- тия. нии в должность: План служебно-боевой подготовки. мостоятельно-
ка уровня развития 2. Самоорганизация профессиональ- диагностика, консультирова- План введения в должность. му выполнению
психологической на- ной деятельности. ние, коррекция,реабилитация, Выполнение профессиональных обя- должностных
дежности) 3. Развитие потребности в самосовершенствовании профилактика, обмен опытом занностей обязанностей
О а а Курсы первичной 1. Организация и проведение занятий Методы проведения занятий: Программа спецкурса первичной под- Освоение новой
X подготовки (ста- по психологическим, юридическим и лекции; самостоятельные заня- готовки. социальной роли,
новление психоло- специальным дисциплинам. тия с ориентацией на индиви- Условия: реализация личностно ори- опыта профессио-
о о гической надежно- 2. Реализация научно-методических дуальный подход; консульта- ентированного подхода; дифференци- нальной деятель-
а н о о X * О) сти) рекомендаций по повышению эффективности подготовки. 3. Изучение практического опыта ции; работа со специальной литературой ация содержания; индивидуализация выбора; контекстное обучение ности
л X Приобретение 1. Освоение основных технологиче- Методы профессиональной дея- План работы наставника. Развитие профес-
« о практического опы- ских компонентов деятельности. тельности: План служебной подготовки. сиональной на-
X А та (формирование 2. Выполнение функциональных за- диагностические; самоанализа; Выполнение профессиональных обя- правленности,
ей X уровня психологиче- дании. самооценки; профессионально- занностей. значимых качеств
о а о о О) -©« о Рч X О) ской надежности) 3. Приобретение практического опыта психологический тренинг развития основных компонентов профессиональной готовности и надежности Программа профессиональнопсихологического тренинга по развитию основных компонентов профессиональной готовности и надежности и способностей
а н а Курсы повышения 1. Повышение квалификации. Методы совершенствования: Программа спецкурса повышения Развитие ключе-
и со квалификации (за- 2. Освоение передового опыта. организационные, словесно- квалификации. вых профессио-
Он крепление уровня 3. Приобретение навыков профессио- логические, интерактивные, План личностно-профессионального нальных компе-
психологическои надежности) нального самосовершенствования развивающие, проектные, диалогические развития. Направления развития ключевых компетенций по ролям: сотрудник, юрист, руководитель, воспитатель тенции
О'
1/1
Криволапчук В. А. Концептуальные подходы к разработке программы формирования..
версальной психологической технологией, которая способна обеспечить эффективную реализацию отмеченных задач и функций, является профессиональнопсихологический тренинг.
Данная технология представляет собой оригинальный вид обучения персонала, который, благодаря использованию широкого спектра приемов и методов, упражнений и психотехник (в том числе ролевых, дидактических, ситуационных и других игр), делает возможным комплексное решение задач формирования знаний, умений, опыта отношений и поведения, развития способностей, эмоциональноволевой и мотивационной сфер сотрудников криминальной милиции. При разработке подобных тренингов необходимо учитывать, что в основе формирования психологической надежности лежит именно профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений криминальной милиции к выполнению задач в сложных и экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности.
Профессионально-психологический тренинг основан на комплексной технологии тренировок и упражнений, которые позволяют эффективно развивать профессионально значимые качества личности сотрудников подразделений криминальной милиции. К преимуществам тренинга следует отнести также возможность отработать и закрепить практические действия, в относительно короткий срок повысить профессиональный уровень, расширить представления о возможностях профессиональной самореализации.
При осуществлении профессионально-психологического тренинга руководствуются принципами его организации: научной обоснованностью и целесообразностью; профессиональной направленностью; систематичностью и последовательностью в его проведении; ответственностью, осознанностью и активностью участников; доступностью.
Конкретные исследования ученых в этой области охватывают широкий круг научных направлений тренинговой направленности, среди которых следует выделить такие основные разновидности тренингов, как психологический, поведенческий, коммуникативный, обучающий (профессионально-педагогический, психолого-педагогический, акмеологический), личностного роста (интеллектуальный, креативности, мотивации, самореализации, самопознания и самосознания), специальный.
Одним из важных условий эффективной организации профессионально-психологического тренинга является знание сотрудниками криминальной милиции собственных резервов, уровня развития профессионально значимых качеств. Это позволяет правильно определять программу подготовки, концентрировать усилия в нужном направлении. Приемы
и средства профессионально-психологической подготовки представляют собой единую систему в рамках технологии профессионально-психологического тренинга. Практические приемы психологической подготовки сотрудников криминальной милиции к выполнению задач в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности предназначены для активного влияния на психику личного состава. К эффективным приемам такой подготовки относят упражнения, разрешения типичных ситуаций, стрессового влияния и моделирования.
Как следует из Программы, при проведении тренинга, направленного на развитие профессиональной психологической надежности сотрудников подразделений криминальной милиции, приоритетная роль отводится совершенствованию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, самосознания, профессиональной «Я-концепции» и компетентности, профессионально важных личностных качеств (которые включают значимые индивидуальные особенности мышления, памяти, внимания, психомоторики и т. д.), ответственности, самодисциплины, инициативности, умения работать в коллективе, а также развитию психофизиологических качеств и укреплению психологического здоровья благодаря подбору эффективной стратегии коучинга.
В настоящее время накоплен значительный опыт использования психологических тренингов, программ повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел Украины. Как свидетельствуют многочисленные исследования, современные тренинговые технологии, внедренные в последнее десятилетие в правоохранительную деятельность, значительно повышают эффективность самой деятельности и, безусловно, надежность персонала.
Следует также отметить, что реформирование системы МВД Украины, повышение качества подготовки специалистов для органов внутренних дел предусматривает переход от репродуктивных к креативным, творческим формам освоения профессиональной деятельности, в частности с помощью специализированных программ формирования профессиональной психологической надежности, с обязательным использованием психотренинговых технологий.
Указанные технологии являются эффективным средством психического развития и целенаправленной трансформации личности, обеспечивающим получение знаний и их понимание, формирование умений, отношения и поведения, т. е. способствуют целостному развитию личности сотрудника подразделения криминальной милиции как субъекта деятельности. В результате их внедрения и проведения достигается качественно новый уровень осознания
профессиональной среды, себя в ней, овладение средствами преобразования предмета профессиональной деятельности в целях ее совершенствования.
Таким образом, предложенная нами программа направлена на поэтапное формирование высокого уровня профессиональной психологической надежности сотрудников подразделений криминальной милиции МВД Украины. Такой подход позволяет осуществить подготовку квалифицированных кадров от начального уровня развития базовых качеств и умений, простых алгоритмов профессиональной деятельности к комплексным формам интегрированного индивидуального стиля работы как в повседневных, стандартных, так и в особых, экстремальных ситуациях.
1 Бандурка А. М. Основы психологии управления. Харьков, 1999. 528 с.
2 Барко В. І. Професіографічний опис основних видів діяльності в органах внутрішніх справ України. Київ, 2007. 100 с.
3 Барко В. І. Психологія управління персоналом органів внутрішніх справ (проактивний підхід) : монографія. Київ, 2003. 448 с.
4 Лебедева С. Ю. Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний сотрудников ОВД. Функционирование комнаты психологической разгрузки : учеб. пособие. Харьков, 2002. 92 с.
5 Петров В. Е. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности МВД России М., 2007. 208 с.
6 Криволапчук В. О., Бараненко Б. І., Бабічев Д. О. Психологія безпеки професійної діяльності в системі МВС України. Луганськ, 2012. 200 с.
7 Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика : учеб. пособие для вузов. М., 2002. 607 с.