Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение деятельности милиции в условиях восстановления общесоюзной системы управления органов внутренних дел (вторая половина 1960-х – начало 1970-х гг.)'

Организационно-правовое обеспечение деятельности милиции в условиях восстановления общесоюзной системы управления органов внутренних дел (вторая половина 1960-х – начало 1970-х гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законность / правопорядок / правоохранительная деятельность / милиция / союзно-республиканское министерство / legality / law and order / law enforcement / militia / Union-Republican ministry

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грошевая Виктория Константиновна

Рассматриваются предпосылки, порядок и правовые последствия восстановления общесоюзной системы управления милицией. В статье анализируются нормативные акты, регулировавшие порядок реформирования органов милиции на примере Украинской ССР во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. На основании анализа источников формулируется вывод о важности осуществленных преобразований для дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Грошевая Виктория Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal support of the activities of the militia in the conditions of restoration of the All-Union management system of internal aff airs bodies (the second half of the 1960s – early 1970s)

The article analyzes the normative acts that regulated the procedure for reforming the militia of the Ukrainian SSR in the second half of the 1960s – early 1970s. The prerequisites, procedure and legal consequences of the restoration of the all-Union militia management system of the Ukrainian SSR are considered. Based on the analysis, the conclusion is made about the importance of the reforms carried out for further improvement of the activities of the militia. Based on the analysis of sources, the conclusion is made about the importance of the implemented transformations for further improvement of the activities of the internal aff airs bodies.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение деятельности милиции в условиях восстановления общесоюзной системы управления органов внутренних дел (вторая половина 1960-х – начало 1970-х гг.)»

Грошевая Виктория Константиновна

Организационно-правовое обеспечение деятельности милиции в условиях восстановления общесоюзной системы управления органов внутренних дел (вторая половина 1960-х - начало 1970-х гг.)

Рассматриваются предпосылки, порядок и правовые последствия восстановления общесоюзной системы управления милицией. В статье анализируются нормативные акты, регулировавшие порядок реформирования органов милиции на примере Украинской ССР во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. На основании анализа источников формулируется вывод о важности осуществленных преобразований для дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: законность, правопорядок, правоохранительная деятельность, милиция, союзно-республиканское министерство.

Organizational and legal support of the activities of the militia in the conditions of restoration of the All-Union management system of internal affairs bodies (the second half of the 1960s -early 1970s)

The article analyzes the normative acts that regulated the procedure for reforming the militia of the Ukrainian SSR in the second half of the 1960s - early 1970s. The prerequisites, procedure and legal consequences of the restoration of the all-Union militia management system of the Ukrainian SSR are considered. Based on the analysis, the conclusion is made about the importance of the reforms carried out for further improvement of the activities of the militia. Based on the analysis of sources, the conclusion is made about the importance of the implemented transformations for further improvement of the activities of the internal affairs bodies.

Keywords: legality, law and order, law enforcement, militia, Union-Republican ministry.

Актуальность ретроспективного анализа правового регулирования статуса, структуры и функций современных правоохранительных органов вытекает из необходимости обращения к позитивному историческому опыту деятельности органов внутренних дел, которые переживали разноплановые процессы организационно-структурных преобразований на всем протяжении советской истории.

Эволюция органов милиции осуществлялась под воздействием социально-экономических и политических условий функционирования советского общества. В середине 1960-х гг. новое советское руководство во главе с Л.И. Брежневым взяло в сфере правоохранительной деятельности курс на возрождение единой централизованной системы управления и функционирования органов внутренних дел, разрушенной в предшествующие годы хрущевской оттепели. Параллельно в развитии

государства и общества продолжала использоваться идеологическая парадигма, регламентировавшая несовместимость социалистического общества с преступностью и насилием, которые считались порождением капитализма. Данный подход продолжал оказывать значительное влияние на деятельность советских правоохранительных органов.

Итак, важнейшей предпосылкой изменения системы управления органами милиции в середине 1960-гг. выступила необходимость отхода от деструктивных и непродуманных реформ органов правопорядка, осушествленных в годы хрущевской оттепели. Так, в 1960 г. в СССР было ликвидировано союзное Министерство внутренних дел (МВД СССР), а его полномочия были переданы МВД союзных республик. В сентябре 1962 г. республиканское Министерство внутренних дел УССР было реформировано, на его основе было создано Министерство охраны общественного поряд-

136

ка (МООП) Украинской ССР. Помимо этого, были переименованы управления внутренних дел исполкомов областных советов депутатов трудящихся, получившие новое наименование управлений охраны общественного порядка при исполкомах областных советов депутатов трудящихся. В составе МООП УССР действовали специализированные подразделения, в том числе следственное управление, управления мест заключения, пожарной охраны, внутренних войск и т.д.

Итогом проведенных реформ стали децентрализация и разбалансировка органов внутренних дел, обусловившие повышение статуса и расширение самостоятельности республиканских (локальных) органов правопорядка, изменение структуры их управления. В то же время отсутствие централизованного регулирования борьбы с преступностью и охраны общественного порядка негативно повлияло на координацию деятельности правоохранительных органов. В частности, появилась рассогласованность нормативных актов, издаваемых в союзных республиках, нарушился обмен опытом между правоохранительными органами отдельных республик, в том числе в части использования новейших достижений науки и техники. Различия возникли также при определении структуры и штатов правоохранительных органов. Указанные факторы свидетельствовали о целесообразности изменения структуры правоохранительных органов.

О необходимости реформирования правоохранительных органов свидетельствовала и статистика преступности. Так, Ф. Кириленко на основании анализа статистики хулиганских действий в УССР сделал вывод о волнообразных колебаниях в динамике противоправных деяний. Если в 1964 г. на территории Республики было зарегистрировано 13197 хулиганств, то в 1966 г. их количество увеличилось до 29902. По регионам в 1960-х гг. количество зарегистрированных хулиганств распределилось следующим образом: Донецкая область - 34963, Днепропетровская область - 24930, Вороши-ловградская область - 17177, Харьковская область - 16426. Минимальное количество хулиганств было зарегистрировано в Закарпатской (2528) и Волынской (2331) областях [1, с. 68].

В 1966 г. исходя из неоднозначного опыта децентрализации управления органами охраны общественного порядка советское руководство во главе с Л.И. Брежневым приняло решение о целесообразности восстановления общесоюзной системы управления милицией. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, на

основании которого был создан специальный общесоюзный орган - союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР [2]. В составе специального общесоюзного органа были образованы отделы и управления разного функционального назначения.

Организационные функции возлагались на управление делами, управление кадрами, контрольно-инспекторский отдел, спецотделы. Функции материально-технического обеспечения выполняли хозяйственный отдел, финансово-плановое управление, управление капитального строительства. Вопросами подготовки кадров и создания новых технических решений занимались управление учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, а также Всесоюзный научно-исследователький институт (ВНИИ) МВД и ВНИИ противопожарной обороны МВД.

Было создано бюро учета лиц, направленное на осуществление мероприятий по профилактике преступности, борьбе с попрошайничеством и бродяжничеством. Реформирование коснулось и деятельности детских комнат милиции. Основными целями данного структурного подразделения были определены организация профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, а также работа по воспитанию высокоморального молодого поколения. Дальнейшее развитие получила индивидуальная и общая профилактика правонарушений, которая осуществлялась с учетом личностных характеристик несовершеннолетнего правонарушителя [3, с. 220]. При этом органы милиции согласовывали свою работу по данному направлению с органами исполнительной власти и общественностью. В деле воспитания и защиты прав несовершеннолетних особая роль отводилась комиссиям по делам несовершеннолетних. Правовой статус данных комиссий, их права и обязанности, а также формы взаимодействия с органами милиции регламентировались Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета УССР от 26 августа 1967 г. [4].

Реформирование правоохранительной системы СССР продолжилось в 1968 г. В постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 19 ноября 1968 г. № 902-316 «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению» [5] была, в частности, отмечена целесообразность переименования союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР в союзно-республиканское Министерство внутренних дел

137

СССР, поскольку действующее наименование Министерства не соответствовала его задачам и не отражало возложенные на него функции. В Постановлении были также обозначены другие меры по усилению борьбы с преступностью. Переименование было осуществлено на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1968 г. [6].

Соответствующие переименования были проведены и на местах. Министерства охраны общественного порядка союзных и автономных республик были переименованы в министерства внутренних дел союзных или автономных республик, а управления охраны общественного порядка крайисполкомов (облисполкомов) - в соответствующие управления внутренних дел. Помимо этого, были образованы отделы (управления) внутренних дел исполнительных комитетов окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, начальники которых стали начальниками окружной, городской и районной милиции. Так, МООП УССР было переименовано в МВД УССР на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 декабря 1968 г. В процессе проведения реформ изменения были внесены в структуру Министерства и организацию его работы. Новая структура МВД была утверждена 11 февраля 1969 г. Основным направлением проведенных реформ стало углубление специализации отдельных подразделений органов милиции. Так, после ликвидации Главного управления милиции на его основе были созданы самостоятельные управления по основным направлениям деятельности милицейской службы - управления уголовного розыска, административной службы милиции, по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, транспортной милиции и государственной автомобильной инспекции (для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на транспорте), специальной милиции (для охраны правопорядка и борьбы с преступностью на режимных объектах), организационно-инспекторское. Кроме того, были созданы новые структурные подразделения - отдел по политико-воспитательной работе и управление медицинской службы. Реорганизация затронула и деятельность внутренних войск, все больше расширялась тенденция переориентации служебно-боевой направленности данного подразделения на деятельность по обеспечению охраны общественного порядка.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в значительной степе-

ни осуществлялось ведомственными актами, которые нередко имели закрытый характер. Свою деятельность советская милиция осуществляла под руководством и контролем Коммунистической партии Советского Союза и ее структур на местах, во взаимодействии с другими общественными организациями, трудовыми коллективами. Как отмечал Б.А. Викторов, такое взаимодействие позволяло обеспечить применение единых форм и методов в борьбе с преступностью и в вопросах охраны общественного порядка. Контроль за деятельностью милиции осуществлялся местными Советами народных депутатов, а также их исполнительными комитетами. Это способствовало оказанию ими повсеместной помощи и координации планируемых мероприятий с органами прокуратуры, юстиции, суда и другими государственными органами [7, с. 49].

В конце 1960-х гг. продолжала активно развиваться система добровольных народных дружин (ДНД). Общее руководство их деятельностью осуществляли не только органы охраны общественного порядка, но и партийные органы, которые ежемесячно анализировали состояние общественного порядка в населенных пунктах. Партийные и советские работники входили в состав штабов ДНД и могли донести объективную информацию для ее обсуждения партийным активом. При штабах ДНД создавались группы по разбору жалоб и заявлений граждан, по борьбе с детской безнадзорностью, с расхищением социалистической собственности и спекуляцией, по контролю за торговлей. Дружины на данном этапе делились на две группы - территориальные и специализированные. Территориальные дружины создавались на предприятиях, в учреждениях, организациях, обслуживали определенную территорию с целью обеспечения общественного порядка на местах. Специализированные дружины создавались в форме оперативных отрядов для борьбы с определенными видами преступлений [8, с. 21].

Так, в Запорожской области добровольные народные дружины создавались не только в городах, на промышленных предприятиях, но и в селах - колхозах и совхозах. В г. Мелитополе во время несения патрульно-постовой службы за милиционерами и группами дружинников были закреплены постоянные территории, на которых они осуществляли охрану общественного порядка [9, с. 246].

Реформирование затронуло не только организационно-правовые, но и морально-эти-

138

ческие аспекты прохождения службы. Так, 3 июня 1969 г. был издан приказ МВД УССР «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам» [10], реализация которого, как отмечает В.К. Цечоев, «осуществлялась при помощи специальных программ культурного и идеологического образования работников милиции». Расширился государственный контроль за их семейной жизнью, отдыхом и другими непрофессиональными сферами деятельности [11, с. 69].

Одним из направлений реформирования органов охраны общественного порядка стало увеличение количества сотрудников милиции. На данном этапе актуальным стало решение задачи улучшения качества кадрового состава правоохранительных органов. К 1966 г. из числа начальствующего состава милиции только 12,6% имели высшее образование, среднее юридическое образование - 18,5% [12, с. 380]. Нехватка квалифицированных специалистов негативного сказывалась на работе подразделений, требующих специальных знаний. В середине 1960-х гг. подготовку специалистов системы МООП УССР осуществляли Высшая школа милиции в г. Киеве и ряд средних специальных школ милиции. С целью ликвидации данной проблемы в системе органов милиции в 1969 г. началось формиро-

1. Кириленко Ф. Статистика хулиганских действий, совершенных в 1960-2018 годах // Национальный юридический журнал: теория и практика. 2020. апр.

2. Об образовании союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР: указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. // Дзержинец. 1966. № 34(2878).

3. Несинова С. В. Захист прав неповнол1'тн1'х в УкраУнi (роль орган i в мл ¡цн у 60-70-х рр.) // Науковий всник ЮридичноУ академУ Мнютер-ства внутр'шнх справ. 2004. № 1(14).

4. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних: указ Президиума Верховного Совета УССР от 26 авг. 1967 г. // Ведомости Верховного Совета УССР. 1967. № 34. Ст. 242.

5. О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 19 нояб. 1968 г. № 902-316 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 23291#5uepvrTmCY6YGrQ51/ (дата обращения: 06.10.2023).

вание системы специализированных учебных заведений - создавались высшие и средние школы милиции.

Таким образом, реформирование органов милиции Украинской ССР, проходившее в период восстановления общесоюзной системы управления во второй половине 1960-х - начале 1970- х гг., было направлено на ликвидацию проблем, связанных с децентрализацией милиции и сокращением количества сотрудников в предшествующий период хрущевского руководства. Восстановление общесоюзной системы управления милицией повлекло за собой ряд качественных изменений. В Республике в рамках общесоюзного государства была введена единая система организации органов внутренних дел, разрабатывался четкий механизм взаимодействия между вышестоящими и нижестоящими подразделениями, а также между подразделениями милиции отдельных регионов. Значительно изменилась структура центральных и местных органов милиции, совершенствовался механизм их взаимодействия, появились и расширялись новые формы участия общественности в охране правопорядка (ДНД), были созданы условия для повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников милиции.

1. Kirilenko F. Statistics of hooligan actions committed in 1960-2018 // National Law Journal: Theory and Practice. 2020. Aprl.

2. On the formation of the Union-Republican Ministry of Public Order of the USSR: decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR d.d. July 26, 1966 //Dzerzhinets. 1966. No. 34(2878).

3. Nesinova S.V protection of the rights of minors in Ukraine (the role of police bodies in the 60-70-ies) // Scientific research of the legal Academy of the Ministry of Internal Affairs. 2004. No. 1(14).

4. Regulations on commissions for minors: decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the Ukrainian SSR d.d. Aug. 26, 1967//Vedomosti of the Supreme Soviet of the Ukrainian SSR. 1967. No. 34. Art. 242.

5. On serious shortcomings in the activities of the police and measures to further strengthen it: resolution of the Central Committee of the CPSU and the USSR Council of Ministers d.d. Nov. 19, 1968 No. 902-316 [Web resource]. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=ESU&n=23291#5uepvrTmCY6YGrQ51 / (date of access: 06.10.2023).

6. On the renaming of the Ministry of Public Order of the USSR to the Ministry of Internal

139

6. О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР: указ Президиума ВС СССР от 25 нояб.1968 г. № 3339^11 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 48. Ст. 467.

7. Викторов Б.А. Правовые основы деятельности органов внутренних дел. М., 1979.

8. Бандурка О.М., Джафарова О. В. М'тця / населення: теоря i досвд партнерства. Хар-кв, 2004.

9. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М., 1987.

10. О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам: приказ МВД УССР от 3 июня 1969 г. № 235 // Сборник нормативных документов по работе с кадрами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел: в 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 189-190.

11. Цечоев В.К. Организационно-правовые основы советской милиции // Образование и право. 2021. № 7.

12. История Донецкой милиции 1917-2000 / Малышев В.С., Бесчастный В.Н., Кириченко Л.Д. и др. Донецк, 2000.

Affairs of the USSR: decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR d.d. Nov. 25, 1968 No. 3339-VII // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1968. No. 48. Art. 467.

7. Viktorov B.A. The legal foundations of the activities of internal affairs bodies. Moscow, 1979.

8. Bandurka O.M., Jafarova O.V. Militia and population: theory and experience of partnership. Kharkov, 2004.

9. Soviet Militia: History and Modernity (19171987). Moscow, 1987.

10. On the militia and attentive attitude of police officers to citizens: order of the Ministry of Internal Affairs of the Ukrainian SSR d.d. June 3, 1969 No. 235 // Collection of normative documents on working with personnel of ordinary and commanding staff of internal affairs bodies: in 2 vols. 1981. Vol. 2. P. 189-190.

11. Tsechoev V.K. Organizational and legal foundations of the Soviet militia // Education and law. 2021. No. 7.

12. The history of the Donetsk militia 1917-2000 / Malyshev US., Beschastny V.N., Kirichenko L.D., etc. Donetsk, 2000.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грошевая Виктория Константиновна, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Донецкий филиал Волгоградской академии МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

V.K. Groshevaya, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Chief of the Department of State and Civil Law Disciplines, Donetsk Branch of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.