DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_82 УДК 342.5
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ БАШКИРСКОЙ АССР 1950-1970-Е ГОДЫ Organizational and legal aspects of the activities of the service of district inspectors of the Bashkir ASSR 1950-1970 - ies
ХАКИМОВ Салават Хазибович,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории государства и права
Уфимского юридического института МВД России.
450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: [email protected];
БАРАНОВА Екатерина Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Института права Уфимского университета науки и технологий. 450005, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа,ул. Достоевского 131. E-mail: [email protected];
KHAKIMOV Salavat Khazibovich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and Theory of State and Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450000, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: [email protected];
BARANOVA Ekaterina Sergeevna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology. 450005, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, ul. Dostoevsky 131. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Важным направлением в изучении историко-правовых проблем российского государства остаются вопросы функционирования правоохранительных органов на переломных этапах истории. Представленная статья посвящена исследованию исторического опыта деятельности службы участковых инспекторов милиции в 1950-1970-е годы. На основе анализа нормативно-правовых и архивных источников рассматриваются особенности их организации и взаимодействия с общественными формированиями в постановке и решении задач по охране общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью. На конкретизированных примерах сотрудников показаны мужество и верность служебному долгу.
Abstract. An important direction in the study of historical and legal problems of the Russian state remains the issues of the functioning of law enforcement agencies at critical stages of history. The presented article is devoted to the study of the historical experience of the activities of the service of district police inspectors in the 1950s-1970s. Based on the analysis of regulatory and archival sources, the features of their organization and interaction with public formations in the formulation and solution of tasks for the protection of public order and the fight against criminal crime are considered. The concrete examples of employees show courage and loyalty to duty.
Ключевые слова. Министерство внутренних дел СССР, участковые инспектора милиции, Башкирская АССР, добровольные народные дружины, пункты охраны общественного порядка, В.Д. Рыленко.
Keywords. Ministry of Internal Affairs of the USSR, district police inspectors, Bashkir ASSR, voluntary people's squads, public order protection points, V.D.
Rylenko.
Для цитирования: Хакимов С.Х., Баранова Е.С. Организационно-правовые аспекты деятельности службы участковых инспекторов Башкирской АССР 1950-1970-е годы //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 82-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_82.
For citation: Khakimov S.Kh., Baranova E.S. Organizational and legal aspects of the activities of the service of precinct inspectors of the Bashkir ASSR 1950-1970-ies //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 82-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_82.
Статья поступила в редакцию: 18.03.2023
Исследования исторического опыта деятельности органов внутренних дел всегда являлись приоритетным направлением отечественной истори-ко-правовой науки. На современном этапе развития российского общества, когда страна столкнулась с серьезными внешними и внутренними вызовами особенно возрастает роль государства и его правоохранительных органов в защите внутренней безопасности страны, охране общественного порядка, пресечении уголовной преступности. В реализации поставленных задач на всех исторических этапах значительное место отводилось и службе участковых инспекторов милиции.
С середины 50-х годов одним из основных направлений деятельности МВД СССР и автономных республик стало усиление связи с общественностью и широкое привлечение населения к охране общественного порядка на местах.
7 июля 1958 г. была введена новая инструкция по работе участкового уполномоченного, согласно которой начальником территориальных органов МВД предлагалось решить вопрос о служебных помещениях на участках [26, с. 122].
Одним из направлений в деятельности милиции в республике являлся контроль за продажей спиртных напитков в общественных местах. 19 декабря 1956 г. вышел Указ президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство». Согласно документу о мелком хулиганстве судьи могли рассматривать единолично в течение 10 дней. За мелкое хулиганство граждане подвергались аресту до 15 суток. [8, с. 97].
В 1957 г. на местных предприятиях и учреждениях республики стали созываться штабы охраны общественного порядка [24].
Активизируется работа органов внутренних дел, участковых инспекторов против нарушителей общественного порядка: «алкоголиков, тунеядцев, хулиганов». В этом же году в регионе за мелкое хулиганство было арестовано 28 тыс. человек, в 1958 г. - 23,5 тыс. За хулиганство в 1957 г. было привлечено к уголовной ответственности 2197 человек [8, с. 98].
15 декабря 1958 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении поряд-
ка в торговле спиртными напитками». Аналогичный документ был принят и Советом Министров БАССР 24 января 1959 г. [17, л. 220].
2 марта 1959 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», направленное на создание добровольные народные дружины (ДНД), товарищеских судов и других общественных организаций. В дружины принимались граждане СССР не моложе 18 лет по личным заявлениям и рекомендациям общественных организаций, пользующиеся авторитетом и уважением в трудовых коллективах [4, с. 83; 15, л. 67].
15 февраля 1962 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье достоинство работников милиции и народных дружинников», устанавливающий административную и уголовную ответственность граждан за противодействие их законным требованиям, за посягательство на их жизнь в период выполнения должностных и общественных обязанностей [4, с. 83].
Новые направления работы получили значительный импульс и на территории Башкирской АСССР. К концу 1962 года в республике действовало 2785 добровольных народных дружин, в работе которых принимало участие 147098 человек [16, л. 39; 23].
Самоотверженно выполняли свой долг и дружинники Орджоникидзевского района в г. Уфы. В 1960 году здесь функционировала 104 народные дружины, в которых состояли 10429 человек [22].
Например, машинист цеха № 9 Черниковского нефтезавода Кошуба задержал воров пытавшихся угнать машину. Активное участие ДНД принимали участие участковые уполномоченные милиции городов и районов республики. Капитан милиции Х.В. Валеев 27 лет отдал службе по охране общественного порядка г. Октябрьского, за безупречную службу и мужеству был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамении, многочисленными медалями. Самая широкая опора участкового уполномоченного, - писала газета «Советская Башкирия», - ХВ Валеева команда дружинников нефтепромыслового управления в «Туймазанефть». Инструктирует, объясняет им оперативную остановку в городе, учит обращать внимание на самые мелкие нарушения порядка, которые часто ведут к серьезным правонарушениям [21].
Участковые уполномоченные милиции активно передавали свой опыт народным добровольцам. Так, в г. Ишимбае ежедневно по графику городского штаба народных дружин на охрану общественного порядка выставлялось на посты и патрулирование 41 человек, для борьбы с детской беспризорностью - 10, по линии автоинспекции - 12 человек. 28 наиболее подготовленных дружинника работают внештатными участковыми инспекторами [23].
По итогам 1962 г. участковый уполномоченный отдела милиции исполкома Советского районного совета депутатов г. Уфы младший лейтенант милиции Р.Н. Хисматуллин за заслуги по борьбе с преступностью был награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».
Таким образом, центрами организационных объединений усилий общественных организаций микрорайонов в борьбе с правонарушениями, стали общественные пункты охраны порядка, где ключевую роль играли участковые инспектора милиции.
В середине 60-х годов начинается новый этап в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. 26 июля 1966 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о создании союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР. Тем самым было восстановлено централизованное управление органами милиции в масштабах страны, а новым министром был утвержден Н.А. Щелоков [18, с. 131-132].
Начались масштабные реформы в деятельности органов внутренних дел, связанные с решениями важнейших вопросов укрепления их материально-технической базы, улучшением социальной защищенности сотрудников. В этот период Башкирская АССР представляла один из крупнейших аграрно-индустриальных центров СССР. С 1962 г. по 1989 г. бессменным руководителем МВД БАССР был В.Д. Рыленко [19, с. 73]. С его приходом начинается серьезная перестройка во всех территориальных органах внутренних дел республики.
Во второй половине 60-х годов в городах Башкирской АССР формируется советы общественных пунктов охраны порядка. Для координации их правоохранительной деятельности образовывается специальный орган - совет общественного пункта охраны порядка, который утверждается решением исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов.
Была развернута большая работа по активизации деятельности службы участковых инспекторов милиции. Например, для поощрения сотрудников районными отделами внутренних дел г. Уфы был учрежден вымпел «Лучший участок города Уфы». Одним из лучших в республике и ее столице Уфе был признан капитан милиции П.Я. Зайцев - участковый уполномоченный отдела милиции исполкома Ленинского райсовета г. Уфы.
Опираясь на помощь Совета «За здоровый быт» и 4-х внештатных участковых уполномоченных активно проводил профилактическую работу среди населения. В 1 квартале 1967 года Зайцев П.Я. предупредил в стадии замысла 8 и не допустил ни одного особо опасного преступления, добился снижения уголовной преступности в три с половиной раза и лично раскрыл все преступления, совершенные на участке. Участковым уполномоченным было привлечено к ответственности 14 мелких хулиганов и 58 человек за другие нарушения общественного порядка. За лучшие показатели, достигнутые в 1 квартале 1967 года в борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка, капитану Зайцеву Петру Яковлевичу приказом министра от 21 апреля 1967 г. № 167 был вручен переходящий вымпел «Лучший участок города Уфы» и выдано денежное вознаграждение в сумме 40 рублей. [1, л. 1-3].
В 3 квартале 1967 года переходящий вымпел «Лучший участок города Уфы» и денежное вознаграждение в сумме тридцать пять рублей были вручены за лучшие показатели участковому уполномоченному отдела исполкома Орджоникидзевского райсовета депутатов трудящихся г. Уфы младшему лейтенанту милиции Толстых П.И. В приказе министра от 30 октября 1967 года № 394 отмечается, что опираясь на помощь Совета общественности «За здоровый быт», детской комнаты милиции на общественных началах и добровольную народную дружину Толстых Петр Иванович активно проводил профилактическую работу среди населения, в результате чего добился снижения преступности на участке по сравнению с предыдущим периодом прошлого года в 3 раза, предупредил 6 преступлений в замысле, задержал 62 мелких хулигана и 43 человека за другие нарушения общественного порядка. [3, л. 2].
В связи с пятидесятилетием образования Советской милиции приказом Министра охраны общественного порядка БАССР полковника В.Д. Рыленко от 3 мая 1967 года № 173 «за образцовое выполнение задачи по борьбе с уголовной преступностью, охране общественного порядка, социалистической собственности на закрепленных участках, проявленную при этом личную инициативу и настойчивость» было поощрено 104 сотрудника. 14 человек были награждены Почетной Грамотой МООП БАССР, 13 человек знаком «Отличник милиции», 33 сотрудника - ценными подарками (фотоаппаратом стоимостью 38 рублей), 44 сотрудникам была объявлена благодарность [1, л. 70-75].
Среди них был и участковый уполномоченный милиции Салаватского ГОМ Чупранов И.П., награжденный знаком «Отличник милиции». По его инициативе выявлены и разоблачены четыре группы подростков, которые продолжительное время занимались кражами. В своей работе Чупранов И.П. пос-
тоянно поддерживал деловую связь с детскими комнатами, домоуправлениями, дружинами и оперативно-комсомольским отрядом. [2, л. 2].
19 ноября 1968 г. было принято постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению» [14, л. 14].
В документе особое внимание было уделено повышению служебного статуса участкового инспектора милиции. Закреплялось важное положение об обязательном утверждении последних в исполкоме соответствующего местного Совета депутатов трудящихся [14, л. 14; 9, с. 215]. Назначение на должность участкового инспектора милиции и освобождение от нее, перевод на другой участок осуществлялся приказом начальника органа внутренних дел по согласованию с соответствующим местным органом исполнительной власти. [12, с. 258].
В 70-е годы усилилась профилактическая функция в деятельности органов внутренних дел. Приказом МВД СССР № 250 от 29 июля 1970 г. была введена в действие новая «Инструкция по службе участкового инспектора милиции». В документе впервые было закреплено, что на должность участкового инспектора могли быть назначены с высшим или средним юридическим образованием. В статье 10 Инструкции подчеркивалось, что главным в работе участкового инспектора является предотвращение правонарушений на закрепленным за ним участке. Он является организатором общественного порядка на обслуживаемой территории и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач с момента принятия участка [7, с. 11]. Статья 17 предусматривала в плане работы обязательные мероприятия по проведению общей и индивидуальной профилактики правонарушений; пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, скрывающихся от органов власти; охране общественного порядка и осуществлению административного надзора за исполнением должностными лицами и гражданами законов, постановлений [7, с. 11].
В правовом регулировании деятельности участковых инспекторов важную роль сыграли принятые законодательные акты СССР. Так, в Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» от 8 июня 1973 г. отмечалось, что главной задачей милиции является предупреждение и пресечение преступлений [5].
Значительный импульс указанным процессам дали постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин РСФСР по охране общественного порядка» и указ Президиума Верховного совета СССР от 20 мая 1974 «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» [20, с. 10; 6]. Эти документы предусмотрели выделение в микрорайонах городов и других населенных пунктах надлежащим образом оборудованных помещений для совместного размещения в целях более тесного взаимодействия штаба ДНД участковых инспекторов полиции, товарищеских судов и других общественных организаций. [10, с. 94].
Перечисленные нормативные акты предусматривали принятие организационных мер в данном направлении и в автономных республиках. Особое внимание обращалось на улучшение профилактической работы по месту жительства граждан, обеспечение действенного контроля за деятельностью, создаваемых в районах и городах общественных пунктах по охране порядка, проявление повседневной заботы по оказанию им необходимой помощи [13, л. 98].
В докладе В.Д. Рыленко также подчеркивалось, что Совет ведет большую воспитательную работу среди населения. Большая работа по предупреждению правонарушений ведется по утвержденным городскими, районными комитетами КПСС и исполкомами горрайсоветов народных депутатов комплексным планам, в которых предусматриваются меры по укреплению трудовой дисциплины, строгому соблюдению правил социалистического общежития, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению антиобщественных действий. Профилактическая работа по месту жительства успешно сочетается с воспитательными мероприятиями в трудовых коллективах. Важную роль здесь играют советы профилактики. Хороший опыт их работы и взаимодействия с общественными пунктами охраны порядка накоплен в Уфе, Стерлитамаке, Мелеузе, Туймазах, Нефтекамске [25].
В г. Уфе сложилась и положительно зарекомендовала себя на практике система совместной работы органов внутренних дел, добровольных народных дружин и общественных формирований по месту жительства граждан. В городе действовали 63 общественных пункта охраны порядка. С их созданием у дружинников стало больше возможностей для проведения профилактической работы в городе. Действовали 49 спецдружин, в которых было более 3,5 тысячи дружинников.
На заседаниях городского штаба ДНД обращалось много внимания на деятельность добровольных народных дружин непосредственно на предприятиях г. Уфы по охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Ежегодно утверждался план работы городского штаба ДНД и его секций. Повсеместно проведены слеты добровольных народных дружин по предприятиям и в целом по районам г. Уфы.
В настоящее время в городе 742 добровольные народные дружины, объединяющие более 90 тысяч активистов. Партийная и комсомольская прослойка составляла 57,3 процента.
Для несения службы по охране общественного порядка задействовано 1520 и более дружинников ежедневно. В целом по городу силами народных дружин закрыто более 330 километров улиц [11, л. 58].
Повсеместно получили признание созданные в жилых микрорайонах, на центральных усадьбах колхозов, совхозов, леспромхозов общественные пункты охраны порядка. В 1979 г. в городах и селах республики насчитывалось 899 таких пунктов. В них работали народные депутаты, представители партийных организаций, администрации предприятий и учреждений, учебных заведений, жилищно-коммунальных органов. При общественных пунктах в жилых микрорайонах действовали товарищеские суды, добровольные народные дружины, участковые инспектора милиции. Практика показывала, что общественные пункты охраны порядка являлись эффективным средством предупреждения правонарушений, совершаемых на бытовой почве.
Неуклонно укреплялось взаимодействие милиции с добровольными народными дружинами. Успешно действовали активисты добровольных народных дружин в Кировском, Орджоникидзевском районах Уфы, в городах Салавате и Октябрьском, в Дюртюлинском, Белебеевском районах.
В вышеприведенном докладе В.Д. Рыленко отмечалось, что в текущем году большая группа дружинников, командиров ДНД награждена Почетными грамотами Президиума Верховного совета БАССР, удостоена нагрудного знака «Отличный дружинник». Приказом МВД СССР за активное участие в охране общественного порядка и профилактике правонарушений награждены ценными подарками начальник штаба ДНД Кировского района Уфы ХГ. Аса-дуллин, член ДНД Стерлитамакского завода синтетического каучука В.А. Мигунов, дружинник Советского района Уфы А.Ю., Давлеткильдеев и многие другие [25].
Таким образом, от состояния взаимодействия участкового инспектора милиции и совета общественного пункта охраны порядка зависело совер-
шенствование, упрочение связей между органами внутренних дел в целом и населением. Их совместными усилиями во многом обеспечивалось вовлечение граждан в правоохранительную работу, утверждение в сфере досуга и семейно-бытовых отношений норм социалистического общежития [25].
Таким образом, деятельность участковых инспекторов милиции Башкирской АССР изучаемого периода была направлена на укрепление законности и охрану общественного порядка. От их профессиональных и нравственных качеств во многом зависела раскрываемость совершенных преступлений, уровень профилактической работы среди жителей микрорайонов. Значимой и эффективной была роль последних в формировании и деятельности института добровольных народных дружин.
Библиогра фия:
1. Архив Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (Архив МВД по РБ ) Ф. 1. Оп. 1. Д. 265.
2. Архив МВД по РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 266.
3. Архив МВД по РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 267.
4. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1962. № 8.
5. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1973. № 28.
6. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1974. № 22.
7. Инструкция по службе участкового инспектора милиции. М., 1970.
8. Исангулов Ш.Н. Борьба за здоровый быт населения в Башкирской АССР (1953 - 1964) // Ядкар. 2006. № 4. С. 97-102.
9. История Советской милиции. Т. 2. М., 1977. 338 с.
10. Колпаков В. К. Взаимодействие участковых инспекторов милиции с формированиями общественности. - Киев, 1990. 100 с.
11. Маликов М.Ф. Они всегда рядом: об опыте работы общественных пунктов охраны порядка Башкирской АССР. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983. 94 с.
12. Милиция Челябинской области (1802-2002) страницы истории. Челябинск, 2002. 446 с.
13. Национальный Архив Республики Башкортостан (НА РБ) Ф.П -122. Оп. 210. Д. 46.
14. НА РБ Ф. П -122. Оп. 81. Д. 37.
15. НА РБ Ф. П - 122. Оп. 47. Д. 422.
16. НА РБ Ф. Р - 394. Оп. 6. Д. 247.
17. НА РБ Ф. Р - 933. Оп. 9. Д. 1691.
18. Российская милиция. Краткая хроника (октябрь 1917 - 2000 гг.). Саратов, 2001. 287 с.
19. Рыленко В.Д. Я верно служил Родине и народу. Уфа, 2007.
20. Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1974. № 12.
21. Советская Башкирия. - 1963. - № 296. - 19 декабря.
22. Советская Башкирия. - 1960. - № 255. - 26 октября.
23. Советская Башкирия. - 1962. - 10 ноября.
24. Советская Башкирия. - 1957. - 5 апреля.
25. Советская Башкирия. - 1979. - 10 ноября.
26. Чепрасов М.Н. Становление и развитие службы участковых уполномоченных милиции в России // Труды Академии управления МВД России.
2006. № 10. C. 120-123.
References:
1. Archive of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan (Archive of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan ) F. 1. Op. 1. D.
265.
2. Archive of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan. F. 1. Op. 1. D. 266.
3. Archive of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan. F. 1. Op. 1. D. 267.
4. Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. - 1962. No. 8.
5. Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. - 1973. No. 28.
6. Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. - 1974. No. 22.
7. Instructions for the service of a district police inspector. M., 1970.
8. Isangulov Sh.N. The struggle for a healthy life of the population in the Bashkir ASSR (1953 - 1964) // Yadkar. 2006. No. 4. pp. 97-102.
9. History of the Soviet militia. Vol. 2. M., 1977. 338 p.
10. Kolpakov V. K. Interaction of precinct police inspectors with public formations - Kiev, 1990. 100 p.
11. Malikov M.F. They are always there: about the experience of public order protection points of the Bashkir ASSR. Ufa: Bashkir Book Publishing House, 1983. 94 p.
12. Militia of the Chelyabinsk region (1802-2002) pages of history. Chelyabinsk, 2002. 446 p.
13. National Archives of Republic of Bashkortostan (NA RB) F. P -122. Whoa. 210. D. 46.
14. NA RB F. P-122. Whoa. 81. D. 37.
15. NA RB F. P-122. Whoa. 47. D. 422.
16. NA RB F. R - 394. Whoa. 6. D. 247.
17. NA RB F. R-933. Whoa. 9. D. 1691.
18. Russian police. Brief chronicle (October 1917 - 2000). Saratov, 2001. 287 p.
19. Rylenko V.D. I served the Motherland and the people faithfully. Ufa, 2007.
20. Collection of Resolutions of the Government of the USSR. - 1974. No. 12.
21. Soviet Bashkiria. - 1963. - No. 296. - December 19.
22. Soviet Bashkiria. - 1960. - No. 255. - October 26.
23. Soviet Bashkiria. - 1962. - 10 Nov.
24. Soviet Bashkiria. - 1957. - 5 Apr.
25. Soviet Bashkiria. - 1979. - 10 Nov.
26. M. Cheprasova.N. Formation and development of the service of district police commissioners in Russia // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2006. No. 10. pp. 120-123.