Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола в школе'

Организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола в школе»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МИНИ-ФУТБОЛА В ШКОЛЕ

Э.Г. Алиев

Мини-футбол - органично развивающийся, сравнительно молодой вид спорта. Он соединяет в себе преимущества наиболее популярного во всем мире вида спорта -футбола и не требовательность к спортивным сооружениям для его повсеместного внедрения. С уверенностью можно утверждать, что мини-футбол (в общем случае -игра в футбол на любой более или менее ровной площадке) - любимая игра детей и подростков во всем мире.

Глобальную задачу, в этом контексте, мы видим в том, чтобы сделать процесс развития мини-футбола среди детей и подростков управляемым, укреплять мотивацию детей и подростков к занятию этим видом спорта, тем самым поддерживать и физкультурно-оздоровительную направленность этого вида спорта. Статистические данные последних лет фиксируют высокую заболеваемость детского населения. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Указанные выше обстоятельства потребовали привлечения мер на уровне государства, так как речь идет о восстановлении и сохранении здоровья нации. В соответствии с этим был опубликован Приказ Минобразования № 2715 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором поставлены задачи преодоления сложившейся ситуации путем введения в школьные программы дополнительного урока физической культуры.

Вопросы преподавания и документального сопровождения третьего дополнительного урока физической культуры в настоящее время регулируются следующими документами:

• Письмо Минобразования России «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 12.08.2002 г. №13-51-99/14;

• Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312).

Таким образом, в 2-11 классах общеобразовательных учреждений третий дополнительный урок физической культуры с 1.09.2004 г. является учебным предметом, обязательно включающимся в учебные планы за счет часов, относящихся к региональному компоненту.

В этом контексте весьма привлекательной является идея сделать дополнительный урок физической культуры в школе уроком мини-футбола.

Третий дополнительный урок физической культуры не является продолжением двух уроков физической культуры федерального компонента базисного учебного плана. Поэтому практика слияния содержания трех уроков (2+1) противоречит самой идее выделения оздоровительной направленности регионального компонента физической культуры и является нежелательной. Несмотря на то, что преподавание третьего дополнительного урока могут обеспечивать учителя физической культуры, преподающие «классическую» физическую культуру, предпочтительным для эффективной реализации оздоровительной специфики курса является его ведение отдельным подготовленным специалистом.

Программа третьего дополнительного урока физической культуры основана на принципе вариативности. Поэтому при его проведении учителем, который преподает два урока физкультуры федерального компонента базисного учебного плана, допускается установление преемственности между содержанием федерального и регионального компонент физической культуры в части разделов программ, отдельных дидактических единиц (тем занятий). Однако при этом не должны игнорироваться специфические задачи, стоящие перед третьим дополнительным уроком.

Тематическое планирование третьего дополнительного урока должно, как мы считаем, формироваться отдельно от двух уроков физической культуры федерального компонента базисного учебного плана. Также отдельно должно производиться оформление третьего урока в классном журнале. На отделенном листе журнала записывается наименование учебного предмета «Третий дополнительный урок физической культуры». Порядок его оформления не должен отличается от оформления листа в журналах по другим предметам.

В рамках решения поставленной выше задачи нами были выполнены следующие организационные мероприятия: разработан и утвержден Министерством образования России и Российским футбольным союзом Общероссийский проект «Минифутбол в школу», целями которого являются:

1. Обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений.

2. Развитие инфраструктуры системы подготовки спортивных резервов по мини-футболу и увеличение массовости занятий мини-футболом среди школьников.

3. Ориентация межрегиональных объединений в сфере футбола в их работе на развитие системы подготовки резервов в различных видах футбола, в том числе и в мини-футболе.

Для реализации поставленных целей была разработана программа, состоящая из трех этапов последовательного внедрения мини-футбола в школы.

Однако реализация данного проекта уже на первом этапе показала, что если не только осуществлять упор в развитии мини-футбола в школе на создаваемые при школах секции мини-футбола, ориентированные на внеклассную работу, но и включать мини-футбол в программу в качестве содержательного наполнения третьего дополнительного урока физической культуры, то это приводит к качественному скачку.

Так, вместо планируемых 120 участников при введении в содержание дополнительного урока физической культуры занятий по мини-футболу к Всероссийскому проекту «Мини-футбол в школу» было привлечено более 1500 школьников различных возрастных групп, сыграно более 300 матчей различного уровня, к работе над проектом привлечены около 150 специалистов и учителей школ.

Столь резкое увеличение числа школьников, занимающихся мини-футболом в рамках дополнительного урока физической культуры, на первый план вывело проблему катастрофической нехватки кадров. Кроме того, увеличение количества учебных часов на 50% создает проблему наличия квалифицированных кадров в школах, и так испытывающих дефицит учителей физической культуры.

Работа педагога на дополнительном уроке требует определенной подготовки, а именно, специальных знаний и методик тренировки в осваиваемом виде спорта (в нашем случае это мини-футбол), умения применять технологии личностноориентированного подхода.

Массовая переподготовка нескольких тысяч учителей физкультуры, обеспечение их учебно-методическими материалами вряд ли возможна с применением традиционных способов. Поэтому мы предлагаем следующие пути решения проблемы:

1. Решением Правительства принята программа информатизации школ, согласно этой программе более 20 тыс. школ будут подключены к Интернету.

2. Разработка дистанционных курсов переподготовки учителей физической культуры с удаленным тестированием и системой идентификации. Обеспечение учебно-методическими пособиями в электронном виде, доступными для пользования. (Экономический эффект от такого способа обеспечения учителей дополнительного урока необходимыми учебно-методическими пособиями трудно представить).

3. Базовый вуз для реализации этой программы - СПбГУФК им. П.Ф. Лесгаф-

та.

a. Лучшая система дистанционного обучения среди всех физкультурных вузов.

b. Наиболее опытные научно-педагогические кадры (по большинству видов спорта) и возможность приглашения ведущих специалистов практически по всем видам спорта (в том числе и из-за рубежа).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Э.Г. Программа мини-футбол (футзал) : утверждена Исполкомом АМФР от 12.02.2006 г., Исполкомом РФС от 01.03.2006 г. / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.С. Левин ; МГАФК. - М. : [б.и.], 2006. - 112 с.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА У БАСКЕТБОЛИСТОВ

А.М. Андреев

Баскетбол - это атлетическая спортивная игра, развивающая в спортсмене такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, умение мгновенно ориентироваться в сложной обстановке. Однако в баскетболе, как и в других видах спорта, случаются травмы.

В современном спорте высших достижений, вообще, и баскетболе, в частности, наметились новые тенденции совершенствования технологии управления учебнотренировочным процессом и профилактики травматизма, основанные на усилении значимости общей физической подготовленности спортсменов (А.Я. Гомельский, 1985; D. Bamett, 1991; В.П. Гречишкин, 2004 и др.).

Анализ травматизма в элитных баскетбольных командах России свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных с его профилактикой и управлением физическим состоянием спортсменов.

Например, из-за высокого уровня травматизма баскетболистов стартовой пятерки команды ЦСКА клубу не удалось решить поставленные перед ним задачи в сезоне 2002 года. Лучшая по подбору игроков команда заняла лишь четвертое место в чемпионате России. Все это свидетельствует о высокой значимости общей физической подготовленности баскетболистов для профилактики травматизма (В.П.Гречишкин, 2004).

Как показали проведённые исследования, одним из эффективных путей решения этой задачи является применение изометрических упражнений в системе общей физической подготовки баскетболистов с целью профилактики травматизма. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к физическому состоянию спортсмена. Динамические нагрузки, которые испытывает баскетболист в процессе соревновательной деятельности, носят разрушающий характер. Постоянные прыжки, борьба за мяч под щитом, игровые столкновения испытывают на прочность суставы, мышцы и связки баскетболиста. И если какое-нибудь физиологическое звено тела баскетболиста не приспособлено к такой нагрузке, случаются очень тяжелые травмы: разрыв мениска или ахиллового сухожилия; растяжения паховых мышц; повреждения голеностопного, коленного и тазобедренного суставов; разрывы связок и мышц других звеньев тела. Такие травмы надолго выводят баскетболистов из строя. Многомесячное лечение отрицательно сказывается на игровой практике спортсмена, а в некоторых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.