Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Е. А., Томилова С. М.

Рассмотрены теоретические аспекты системной деятельности специалистов дошкольной образовательной организации по осуществлению организационно-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развитияпосредством индивидуализации образовательных маршрутов, поддержки психического здоровья воспитанников, создания психологически безопасной и комфортной среды для образования. Сопровождение реализуется на основе комплексного, междисциплинарного подхода к решению проблем развития детей, превентивности и непрерывности. Раскрыты основные направления организационно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: профилактическое, диагностическое, консультативное направления и собственно развивающая и коррекционная работа с детьми по основной или индивидуальной адаптированной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Е. А., Томилова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDRENWITH MENTAL RETARDATIONIN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The theoretical aspects of the systematic activity of a preschool educational organization specialists for the organizational and pedagogical support implementation for children with mental retardation through the individualization of educational routes, support for the mental health of pupils, creating a psychologically safe and comfortable education environment are considered. Support is implemented on the basis of an integrated, interdisciplinary approach to solving problems of children’s development, prevention and continuity. The main directions of preschool children with mental retardation organizational and pedagogical support are revealed: preventive, diagnostic, advisory directions and actually developing and correctional work with children according to the main or individual adapted program.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2021. № 2—3 (14—15). С. 91—95.

УДК 373.21 DOI: 10.24411/2409-4102-2021-102-312

ББК 74.1

Организационно-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Е. А. Мартынова, С. М. Томилова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрены теоретические аспекты системной деятельности специалистов дошкольной образовательной организации по осуществлению организационно-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развитияпосредством индивидуализации образовательных маршрутов, поддержки психического здоровья воспитанников, создания психологически безопасной и комфортной среды для образования. Сопровождение реализуется на основе комплексного, междисциплинарного подхода к решению проблем развития детей, превентивности и непрерывности. Раскрыты основные направления организационно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: профилактическое, диагностическое, консультативное направления и собственно развивающая и коррекционная работа с детьми по основной или индивидуальной адаптированной программе.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, дошкольное образование, инклюзия, сопровождение, адаптированная программа.

В дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО) предусматривается как уход и забота о детях, так и воспитательный и образовательно-развивающий и коррекционный процесс. Этот процесс связан с развитием у детей личностных качеств, способностей и коррекции нарушений в развитии. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ), нуждающихся в специальных условиях обучения, увеличивается с каждым годом, что требует создания новых форм и способов организации инклюзивного образовательного процесса. В связи с этим актуальным становится вопрос о готовности учреждения, педагогического коллектива, родителей и воспитанников к инклюзивному включению детей с ОВЗ в единый образовательный процесс ДОО [5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлена совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации инклюзивной образовательной программы дошкольного образования (далее — программа) и возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и должна учитывать индивидуальные особенности развития индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состояни-

ем здоровья, определяющие особые условия получения им образования, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Программа должна содержать специальные условия инклюзии для получения образования детьми с ОВЗ, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации значительно изменило образовательную ситуацию в дошкольной образовательной организации посредством организации психологического сопровождения педагогов, детей с ОВЗ, родителей, развития у всех участников образовательного процесса психологической культуры [6].

Учитывая требования стандарта, далее будем рассматривать обучение детей с ОВЗ в ДОО по так называемым адаптированным программам, разработанным в образовательной организации с учетом указанных требований к инклюзивному образованию этих детей. Раздел программы инклюзивного образования в части образовательной деятельности и коррекционной работы должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, реализацию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивиду-

альных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития [2; 3].

К таким категориям относятся дети с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития (далее — с ЗПР), умственной отсталостью, расстройствами аутического спектра и др.

Организационно-педагогическое сопровождение является важной и, по сути, ведущей составляющей инклюзивного образования детей в ДОО. Сопровождение реализуется на основе комплексного, междисциплинарного подхода к решению любой проблемы развития детей; равнозначности программ помощи в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций; гарантии непрерывного сопровождения детей в образовательном процессе. Комплексный подход к сопровождению является одним из главных принципов в инклюзивном образовании. Это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности. Инклюзивная образовательная среда в ДОО может быть реализована только при условии, что команда педагогов, психологов и других специалистов — это коллектив, включенный в единую организационную систему, работающий в междисциплинарном сотрудничестве, и владеющий единой системой методов. Таким образом, в ДОО создается «служба сопровождения» [4]. Процесс сопровождения это помощь в развитии детей за счет объединения профессиональной деятельности сотрудников коллектива ДОО: представителей от администрации, воспитателей, педагогов, психологов, педагогов — психологов, педагогов-дефектологов, логопедов, социальных педагогов, работающих в системе образования (Е. В. Шилова, С. В. Алехина, М. Н. Сартан и др.). Специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся на стороне ребенка, защищая его интересы и права.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ЗПР, фиксируется в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). В рекомендациях ПМПК, составленных индивидуально для ребенка, должна быть определена его образовательная программа: вариант адаптированной основной образовательной программы, используемой в ДОО, адаптированная для данного ребенка обра-

зовательная программа или специальная созданная для него индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ. Также определяется форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог и др.) Специалистами разрабатываются рекомендации, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. В ДОО в соответствии с рекомендациями ПМПК должны быть созданы условия организационно-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом составе, среде воспитанников учреждения и привлечение родителей для решения коррекционно-воспитательных задач [1].

В данной работе раскрывается содержание и методы педагогического сопровождения образования детей с ЗПР в инклюзивном образовательном процессе ДОО. Дети с ЗПР характеризуются обратимым замедлением темпа психического развития, что выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой потери интереса к познавательной деятельности.

Изменение модели педагогического образования и его превращение по существу в организационно-педагогическое инклюзивное образование, позволило осуществлять в образовательных организациях процесс обучения, который ориентирован на развитие детей с ЗПР, с учетом их особенностей и всесторонним раскрытием их личностного и интеллектуального потенциала. Особое место в образовательном процессе занимают индивидуализация образовательных маршрутов, психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной среды для образования и воспитания на основе следующих принципов: научность — использование апробированных в педагогической практике и научно обоснованных методик и технологий;системность — систематизация деятельности всех участников образовательного процесса;комплексность — объединение деятельности участников образовательно-воспитательного процесса, специалистов, участвующих в решении задач сопровождения;превентивность —

предупреждение возникновения проблемных ситуаций;открытость — последовательное использование социального партнёрства и ресурсов сетевого взаимодействия, открытость мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательного учреждения.

В процессе организационно-педагогического сопровождения детей с ЗПР по адаптированным программам решаются следующие задачи:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ЗПР и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности познавательной деятельности.

2. Обеспечение преемственности в организационно-педагогическом сопровождении детей с ЗПР дошкольного возраста.

3. Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Основные направления организационно-педагогического сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста по адаптированным программам:

1. Профилактическое направление. В рамках данного направления специалистами службы сопровождения проводится работа по предупреждению возникновения и развития задержки психического развития у детей дошкольного возраста. Специалисты разрабатывают рекомендации родителям и педагогам по оказанию помощи воспитания и обучения детей, учитывая их психофизиологические особенности, влекущие к этой ситуации.

2. Диагностическое направление. Работа специалистов по данному направлению направлена на определение особенностей в психическом развитии ребенка, значимых особенностей деятельности, соответствия личностных и межличностных характеристик возрасту и требованиям социума.

Диагностика подразделяется на индивидуальную и групповую. Этапы индивидуальной диагностики: анализ заявки, поступающей психологу от педагогов или их родителей (определяется проблема и производится выбор метода исследования); постановка психологического диагноза на основании изученных компонентов психического развития ребенка; составление долговременного плана развития психологических особенностей ребенка при постановке диагнозаЗПР, составление программы психокоррекционной работы, разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

3. Консультативное направление подразумевает

помощь в решении проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, воспитанники, родители.

4. Собственно развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) по основной или индивидуальной адаптированной программе с воспитанниками, у которых отмечаются проблемы, обнаруженные в процессе диагностирования. Содержание адаптированной программы обеспечивает развитие способностей детей с ЗПР в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм, принятых в обществе и среде детей; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Речевое обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, овладение подвижными играми с правилами, формировании полезных привычек и др.).

В реализации адаптированной программы важно распределение педагогических функций при реализации задач каждой образовательной области. Специалисты (педагоги-психологи, пе-дагоги-дефектологи, социальные педагоги и др.) помогают воспитателям выбрать и использовать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка на каждом этапе коррекционного воздействия.

В специальной поддержке нуждаются не только воспитанники с задержкой психического

развития, но и их родители. Многие из них не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам реализации адаптации образовательной программы и вопросам коррекции эмоционально-

волевых, речевых и познавательных недостатков развития детей с ЗПР удается максимально помочь ребенку.

Все эти механизмы организационно-педагогического сопровождения способствуют коррекции нарушений и развитию психологических ресурсов ребенка, адаптации ребенка в среду сверстников и подготавливают его к дальнейшему образованию и участию в окружающем социуме.

Список литературы

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под. ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 175 с.

2. Тенкачева, Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России / Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 205—208.

3. Тюкова, А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении / А. Тю-кова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 4. — С. 418—424.

4. Левшина, Н. И. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Н. И Левшина, М. Е. Абричкина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — С. 144.

5. Об образовании в РФ : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, от 14.11.2013 № 30384). — иИЬ: https://fgos.ru.

Cведения об авторах

Мартынова Елена Александровна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. opp@csu.ru

Томилова Светлана Михайловна — магистр кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. svetlana.tomilova.1990@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2021. № 2—3 (14—15). P. 91—95.

Organizational and pedagogical support of childrenwith mental retardationin

a preschool educational organization

E.A. Martynova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. opp@csu. ru

S.M. Tomilova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. svetlana.tomilova.1990@mail.ru

The theoretical aspects of the systematic activity of a preschool educational organization specialists for the organizational and pedagogical support implementation for children with mental retardation through the individualization of educational routes, support for the mental health of pupils, creating a psychologically safe and comfortable education environment are considered. Support is implemented on the basis of an integrated, interdisciplinary approach to solving problems of children's development, prevention and continuity. The main directions of preschool children with mental retardation organizational and pedagogical support are revealed: preventive, diagnostic, advisory directions and actually developing and correctional work with children according to the main or individual adapted program.

Keywords: children with mental retardation, preschool education, inclusion, support, adapted program.

References

1. Inklyuzivnayapraktika v doshkol'nom obrazovanii. Moscow, mozaika-sintez, 2011. 175 p. (In Russ.)

2.Tenkacheva T.R. Inklyuzivnoe obrazovanie detej doshkol'nogo vozrasta v Rossii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 1. pp. 205—208. (In Russ.)

3.Tyukova A. Inklyuzivnoe obrazovanie detej v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy, 2012, no. 4, pp. 418—424. (In Russ.)

4.Levshina N.I., Abrichkina M.E. Sovremennye podhody k organizacii poznavatel'no-issledovatel'skoj deyatel'nosti doshkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 4, p. 144. (In Russ.)

5. Ob obrazovanii v RF: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174. (In Russ.)

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (v red. prikazov Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155, ot 14.11.2013 № 30384). Available at: https://fgos.ru. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.