Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНИН / ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBAL CITIZENSHIP EDUCATION / GLOBAL CITIZEN / GLOBAL CITIZENSHIP / GLOBAL PROBLEMS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерехова Ольга Михайловна

С начала осуществления в 2012 г. Глобальной инициативы Генерального секретаря ООН «Образование в первую очередь» воспитание глобальной гражданственности и формирование у подрастающего поколения готовности жить в «универсальном мире» является одним из приоритетов современного образования. На основе анализа научных исследований в области глобального гражданства, международного опыта образования в духе глобальной гражданственности, а также текущей ситуации в мире обоснована необходимость формирования глобальной гражданственности у обучающихся российских вузов. Определены организационно-педагогические условия воспитания глобальной гражданственности у обучающихся вуза в процессе иноязычного образования. Доказано, что для успешного осуществления этой цели преподаватель должен осознавать необходимость глобального гражданского образования, владеть знаниями, связанными с феноменом глобальной гражданственности, которые позволят ему эффективно управлять процессом обучения и осуществлять взаимодействие с обучающимися. Немаловажное значение имеет создание свободного пространства, обеспечивающего атмосферу сотрудничества, активного поведения, проявления инициативы, в котором приоритетное значение имеют межсубъектные отношения, основанные на взаимоуважении, взаимодоверии, принятии друг друга как ценности. Описан пример интеграции в процесс иноязычного образования курса, обеспечивающего понимание у обучающихся глобальных структур управления, основных положений Целей в области устойчивого развития, значения связи между глобальными, национальными и местными системами и процессами. Обоснована необходимость систематического использования инновационных методов обучения, способствующих формированию глобального мышления обучающихся, развитию навыков, ценностей и установок, необходимых для активного взаимодействия в решении глобальных вызовов человечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR GLOBAL CITIZENSHIP EDUCATION IN THE PROCESS FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF BACHELORS IN HUMANITIES

Since the launch of the UN Secretary-General’s Global Education First Initiative (GEFI) in 2012 global citizenship education including the formation of the younger generation’s readiness to live in a “universal world” has been one of the modern education priorities. Having analyzed scientific research in the field of global citizenship, the international experience of global citizenship education, as well as the current situation in the world, we substantiate the need for the global citizenship formation among university students. We define the organizational and pedagogical conditions for the global citizenship education of bachelors of humanities in the foreign language education process. We believe that for the successful implementation of this goal, the teacher must be aware of the need for global citizenship education, possess knowledge related to the phenomenon of global citizenship, which will allow him/her to effectively manage the learning process and interact with students. It is also very important to create the environment that provides an atmosphere of cooperation, active behavior, and broad scope for initiative, where intersubjective relationships based on mutual respect, mutual trust, and acceptance of each other as values are of primary importance. We describe the experience of integrating the course “Facing Global Challenges” into the process of foreign language education. It provides an understanding of global governance structures, the Sustainable Development Goals, the importance of the connection between global, national and local systems and processes. It has been proved that systematic use of innovative teaching methods will contribute to the development of students’ global thinking, the development of skills, values and attitudes necessary for active interaction in solving global challenges to humanity.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-190-42-52 УДК 378.016

Организационно-педагогические условия воспитания глобальной гражданственности в процессе иноязычного образования бакалавров гуманитарных направлений подготовки

Ольга Михайловна ШЕРЕХОВА

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» 185910, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2817-7700, e-mail: olmili@mail.ru

Organizational and pedagogical conditions for global citizenship education in the process foreign language teaching of bachelors in humanities

Olga M. SHEREKHOVA

Petrozavodsk State University 33 Lenina St., Petrozavodsk 185910, Republic of Karelia, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2817-7700, e-mail: olmili@mail.ru

Аннотация. С начала осуществления в 2012 г. Глобальной инициативы Генерального секретаря ООН «Образование в первую очередь» воспитание глобальной гражданственности и формирование у подрастающего поколения готовности жить в «универсальном мире» является одним из приоритетов современного образования. На основе анализа научных исследований в области глобального гражданства, международного опыта образования в духе глобальной гражданственности, а также текущей ситуации в мире обоснована необходимость формирования глобальной гражданственности у обучающихся российских вузов. Определены организационно-педагогические условия воспитания глобальной гражданственности у обучающихся вуза в процессе иноязычного образования. Доказано, что для успешного осуществления этой цели преподаватель должен осознавать необходимость глобального гражданского образования, владеть знаниями, связанными с феноменом глобальной гражданственности. которые позволят ему эффективно управлять процессом обучения и осуществлять взаимодействие с обучающимися. Немаловажное значение имеет создание свободного пространства, обеспечивающего атмосферу сотрудничества, активного поведения, проявления инициативы, в котором приоритетное значение имеют межсубъектные отношения, основанные на взаимоуважении, взаимодоверии, принятии друг друга как ценности. Описан пример интеграции в процесс иноязычного образования курса, обеспечивающего понимание у обучающихся глобальных структур управления, основных положений Целей в области устойчивого развития, значения связи между глобальными, национальными и местными системами и процессами. Обоснована необходимость систематического использования инновационных методов обучения, способствующих формированию глобального мышления обучающихся, развитию навыков, ценностей и установок, необходимых для активного взаимодействия в решении глобальных вызовов человечеству.

Ключевые слова: глобальное гражданское образование; глобальный гражданин; глобальная гражданственность: глобальные проблемы; цели устойчивого развития; иноязычное образование

Для цитирования: Шерехова О.М. Организационно-педагогические условия воспитания глобальной гражданственности в процессе иноязычного образования бакалавров гуманитарных направлений подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 190. С. 42-52. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-190-42-52

42

© Шерехова О.М., 2021

Abstract. Since the launch of the UN Secretary-General's Global Education First Initiative (GEFI) in 2012 global citizenship education including the formation of the younger generation's readiness to live in a "universal world" has been one of the modern education priorities. Having analyzed scientific research in the field of global citizenship, the international experience of global citizenship education, as well as the current situation in the world, we substantiate the need for the global citizenship formation among university students. We define the organizational and pedagogical conditions for the global citizenship education of bachelors of humanities in the foreign language education process. We believe that for the successful implementation of this goal, the teacher must be aware of the need for global citizenship education, possess knowledge related to the phenomenon of global citizenship, which will allow him/her to effectively manage the learning process and interact with students. It is also very important to create the environment that provides an atmosphere of cooperation, active behavior, and broad scope for initiative, where intersubjective relationships based on mutual respect, mutual trust, and acceptance of each other as values are of primary importance. We describe the experience of integrating the course "Facing Global Challenges" into the process of foreign language education. It provides an understanding of global governance structures, the Sustainable Development Goals, the importance of the connection between global, national and local systems and processes. It has been proved that systematic use of innovative teaching methods will contribute to the development of students' global thinking, the development of skills, values and attitudes necessary for active interaction in solving global challenges to humanity.

Keywords: global citizenship education; global citizen; global citizenship; global problems; sustainable development goals; foreign language education

For citation: Sherekhova O.M. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya vospitaniya glob-al'noy grazhdanstvennosti v protsesse inoyazychnogo obrazovaniya bakalavrov gumanitarnykh napravleniy podgotovki [Organizational and pedagogical conditions for global citizenship education in the process of foreign language teaching of bachelors in humanities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 190, pp. 42-52. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-190-42-52 (In Russian, Abstr. in Engl.)

В современных реалиях постоянно обновляющегося общества, в период смены философско-аксеологической и цивилизаци-онно-технологической парадигм развития человечества [1, с. 110], а также улучшения экономического, социального и культурного взаимодействия между странами возникает необходимость использования инновационных подходов в образовании и воспитании подрастающего поколения. Наряду с передачей научных знаний и формированием общекультурных, профессиональных и универсальных компетенций приоритетное внимание уделяется воспитанию глобальной гражданственности населения. Глобальные процессы, рост числа планетарных институтов и транснациональных организаций, заключение договоров, создание международных рамок в области прав человека1, «многочис-

1 Воспитание глобальной гражданственности. Темы и цели обучения // Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. 2015. С. 14. URL: http://efakaz.kz/wp-content/uploads/2015/11/ Global-Citizenship-Education TLO RUS.pdf (дата обращения: 12.08.2020).

ленные процессы интеграции, миграции, повышенной социальной мобильности и изменения суверенных субъектов международного взаимодействия» [2, с. 38] оказывают влияние на развитие концепции глобальной гражданственности. Феномен глобальной гражданственности существенно расширяет традиционные представления о гражданстве и подразумевает принадлежность индивида «к более широкому сообществу и человечеству в целом»2. Развитие глобальной гражданственности формирует готовность индивида жить в «универсальном» мире, поддерживая идеи мирного сосуществования государств, обеспечивает его включенность в глобальные процессы с сохранением собственной идентичности.

Укрепление глобальной гражданственности, согласно ООН и ЮНЕСКО, является одним из приоритетов современного образования3, поскольку существование глобальных проблем, требующих незамедлительного решения, определяет острую необходимость

2 Там же.

3 Там же. С. 7.

воспитания активных субъектов, способных вносить «опережающий вклад в построение более мирного, толерантного, инклюзивного и безопасного мира»4. В постоянно изменяющемся мире быть глобальным гражданином - значит уметь быстро адаптироваться к современным вызовам, критически переосмысливать возникающие ситуации, конструктивно подходить к решению проблем, а также активно действовать и взаимодействовать с другими членами общества во благо всего человечества. В связи с вышесказанным целью данного исследования является обоснование необходимости развития глобальной гражданственности и определение организационно-педагогических условий ее формирования в процессе иноязычного образования в вузе, а также описание практического опыта интеграции соответствующего курса в рабочие программы по иностранному языку для бакалавров гуманитарных направлений подготовки.

Понятия «гражданин» и «гражданство» исследуются учеными всего мира со времен древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель). На протяжении веков значительное внимание данным понятиям уделялось со стороны как зарубежных (Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, К. Маркс, И Г. Фихте и др.), так и русских философов (H.A. Бердяев, И. Волоцкий, Д. Заточник, В.В. Ильин, А.Д. Кантемир и др.). Согласно концепции Т. Маршалла, гражданин - это тот, «кто является полноценным членом общества и имеет возможность вести жизнь в соответствии с принятыми в его поколении стандартами» [3, с. 85]. Гражданство можно рассматривать как эффективно работающий институт в рамках отдельного государства, в котором «человек, рожденный гражданином, защищен, обладает политическими и социальными правами, гражданскими свободами» [4, с. 53]. Сегодня становится очевидным, что классические теории гражданства, рассматривающие данный феномен как чувство причастности государству, основываясь на постулате о совпадении границ государства и границ гражданства, устаревают. В совре-

4 Воспитание глобальной гражданственности. Темы и цели обучения // Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. 2015. С. 7. URL: http://efakaz.kz/wp-content/uploads/2015/ll/ Global-Citizenship-Education TLO RUS.pdf (дата обращения: 12.08.2020).

менном мире все чаще имеет место несоответствие этих границ, и на первый план выходит новая парадигма третьего тысячелетия, которая отвечает на вопросы о том, как жить вместе [5, с. 43]. В последние десятилетия актуальны исследования по разработке основ космополитичного гражданского образования, основными приоритетами которого являются уважение, общение, сотрудничество и разнообразность. Так, философ М. Нуссбаум считает, что место рождения человека случайно, поэтому ни классовые, ни этические, ни национальные различия не могут стать препятствием для эффективного взаимодействия. По ее мнению, «только космополитическая, а не национальная идентификация способна преодолевать преграды между людьми и позволять им быть доброжелательными ко всем без исключения» [6, с. 107]. Для понимания себя человеку необходимо уметь сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, а также «научиться видеть общечеловеческое во всем, с чем он сталкивается, не бояться черт, которые кажутся ему необычными, и стремиться принимать человечество со всеми его «странностями» [7, с. 114].

Именно поэтому во всем мире отмечается повышенное внимание к понятиям «глобальный гражданин», «глобальная гражданственность», анализ которых принадлежит таким ученым, как X. Алтинай, У. Бек, С.Л. Ло-нина, М. Нуссбаум, А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, Д. Хелд и др. С одной стороны, данная тенденция обусловлена рядом современных реалий, такими как возможность мгновенной передачи информации, деятельность международных организаций, распространение туризма, открытие возможностей защиты на международном уровне основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции прав человека и основных свобод, Конвенции о правах ребенка ООН [2, с. 39]. С другой стороны, в реалиях нашего времени мировое сообщество сталкивается с рядом проблем, непосредственно связанных с гражданством и гражданственностью. Миграция населения, урбанизация, угроза терроризма, информационные войны, военные конфликты, экология, проблемы бедности и голода, отсутствие доступа к образованию негативно сказываются как на развитии отдельных государств, так и на глобализационных процессах в це-

лом. 25 сентября 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Наряду с такими крайне важными целями, как ликвидация бедности и голода, сокращение неравенства, обеспечение здоровья и благополучия граждан и другое, актуальной является цель о доступности качественного образования. Данная цель направлена не только на предоставление бесплатного образования, но и призывает обеспечить передачу знаний и формирование навыков, необходимых «для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие»6. Воплощая всеобщие ценности в жизнь, образование должно носить преобразующий характер, поскольку технологические решения, политическое регулирование и финансовые инструменты не могут сами по себе обеспечить устойчивое развитие. В первую очередь необходимо изменить мышление людей. Именно образование должно взять на себя функцию формирования навыков и ценностей, которые позволят гражданам взаимодействовать в решении глобальных вызовов человечеству.

На основе трех концептуальных составляющих воспитания в духе глобальной гражданственности, согласно разработкам ООН7, можно выделить три этапа формирования глобальной гражданственности, а именно: когнитивный, социально-эмоциональный и поведенческий. Когнитивный этап включает в себя приобретение знаний, необходимых для успешных действий в глобальном гражданском обществе. Социально-эмоциональный этап включает в себя формирование

5 Повестка дня в области устойчивого развития. Цели в области устойчивого развития // Организация объединенных наций. 2015. URL: https://www.un.org/ sustaiiiabledevelopment/rii/about/development-agenda/ (дата обращения: 12.08.2020).

0 Цели в области устойчивого развития // Справочное пособие для профсоюзов по Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Италия: Междунар. уч. центр, 2017. С. 22.

7 Воспитание глобальной гражданственности. Те-

мы и цели обучения // Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. 2015. С. 15. URL: http://efakaz.kz/wp-content/uploads/2015/ll/

Global-Citizenship-Education TLO RUS.pdf (дата обращения: 12.08.2020).

ценностей и развитие понимания своей принадлежности к глобальному пространству. На поведенческом этапе происходит развитие мотивации и готовности к участию в деятельности по решению глобальных проблем и улучшению качества жизни.

Образование в духе глобальной гражданственности (Global Citizenship Education) является стратегическим направлением рамочной программы ЮНЕСКО в области образования. Будучи ответом ЮНЕСКО на вызовы современности, данная программа призвана обеспечить условия для осознания учащимися всех возрастов необходимости решения проблем на мировом, а не на региональном уровне, и способствовать воспитанию активного гражданина - сторонника «построения более мирного, толерантного, инклюзивного, безопасного и устойчивого общества»8.

В рамках проекта Global Citizenship Education Framework ""Erasmus+" при поддержке Европейской комиссии предлагается концепция образования в духе глобальной гражданственности, которое направлено на формирование навыков, ценностей и отношений у обучающихся необходимых для достижения целей в интересах устойчивого развития человечества и мирного преобразования планеты. Согласно проекту, глобальное гражданское образование использует многогранный подход с использованием концепций и методологий, применяемых в других областях, включая образование в области прав человека, мирное образование, образование в интересах устойчивого развития. В основе глобального гражданского образования лежит долгосрочная перспектива обучения на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства и продолжая на всех уровнях образования. При этом в процессе его реализации используются как формальные, так и неформальные подходы, учебные и внеклассные мероприятия, традиционные и нетрадиционные методы обучения9.

8 Образование в духе глобальной гражданственности // Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО, 2019. URL: https://m.unesco.org/themes/obrazovanie-v-duhe-global-noy-grazhdanstvennosti (дата обращения: 12.08.2020).

9 Education for Democratic Citizenship and Human Rights Education. Council of Europe, 2020. P. 11. URL: https://www.coe.int/en/web/edc (accessed: 12.08.2020).

Международное объединение ОКСФАМ (OXFAM) впервые опубликовало образовательную программу по вопросам глобальной гражданственности еще в 1997 г. Согласно данной программе, глобальное гражданское образование - это передача знаний, формирование умений и навыков, развитие ценностей и отношений, необходимых, с одной стороны, для участия в глобализованном обществе и мировой экономике, а также для обеспечения более справедливого, безопасного, устойчивого мира, с другой стороны10. В руководстве к программе подчеркивается, что методы, формы и средства такого образования, а также сопричастность его контекста с реальной жизнью не только повышают мотивацию обучающихся и вдохновляют их на активные действия, но и способствуют развитию критического и творческого мышления, навыков общения и сотрудничества. Широкий спектр учебно-педагогических методик, основанных на принципе участия, способствует не только приобретению обучающимися этих навыков, но также и осознанию глобального контекста своей жизни. Руководство к программе позволяет педагогам обогатить учебные планы по возрастным диапазонам, интегрируя в них идеи глобального гражданства. В нем приведены примеры кейс-стади, проведенных в Великобритании. Например, старшеклассники в Оксфордшире приняли участие в кейс-стади «Глобальная математика» по исследованию условий обеспечения образовательными услугами населения в Эфиопии, Индии, Перу и Вьетнаме и расчету статистических данных по количеству процента детей, получающих образование в этих странах. При поддержке ОКСФАМ обучающиеся лондонской школы Deptford Green School приняли участие в кейс-стади по развитию пищевых технологий в глобальном пространстве, целью которого стало исследование вопросов питания и изучение глобальной продовольственной системы. Отслеживание статистики изменения цен на продовольственные товары позволило сделать выводы о влиянии данного фактора на изменение привычек питания различных слоев населения Великобритании, а также обсудить проблему голода. Обучающиеся школы в Данди (Шотландия) приняли уча-

10 Global Citizenship Education Framework. A guide

for schools. UK: Oxford OXFAM, 2014. C. 5.

стие в кейс-стади по изучению тендерного неравенства в образовании. После исследования возможностей получения образования сторонниками различных религиозных течений обучающиеся создали «Дерево проблем», которое позволило рассмотреть причины тендерного неравенства в образовании и обсудить поиск решения данной проблемы. Участие в таких мероприятиях позволяет обучающимся увидеть глобальные проблемы, о которых они не задумываются в повседневной жизни, понять их причины, обсудить и попытаться найти способы их решения. Это обостряет у обучающихся чувство несправедливости, развивает эмпатию и сочувствие, пробуждает желание помочь11.

На основании анализа теоретических материалов, опыта зарубежных стран, действующих проектов, а также рекомендаций ООН можно выделить организационно-педагогические условия, в которых становится возможным развитие глобальной гражданственности в образовательном процессе вуза.

1. Осознание преподавателем необходимости глобального гражданского образования, а также владение знаниями, связанными с феноменом глобальной гражданственности, разработками и проектами ООН и других международных организаций по этому вопросу, которые позволят ему эффективно управлять процессом обучения и осуществлять взаимодействие с обучающимися.

2. Создание свободного пространства, в котором возникает возможность сотрудничества, активного поведения, проявления инициативы, в котором приоритетное значение имеют межсубъектные отношения между людьми, основанные на взаимоуважении, взаимодоверии, осознании «единства разностей», принятии друг друга как ценности.

3. Интеграция в образовательный процесс специально разработанных курсов, обеспечивающих понимание у обучающихся глобальных структур управления, прав и обязанностей граждан, сути глобальных проблем, значения связи между глобальными, национальными и местными системами и процессами, а также формирование навыков, ценностных ориентиров и установок, необходимых для активного взаимодействия в решении глобальных вызовов человечеству.

"Ibid.

4. Систематическое использование инновационных методов преподавания и обучения, обеспечивающих формирование глобального мышления, осознания необходимости решения поставленных проблем и других характеристик глобального гражданина, готового действовать во благо всего человечества.

Среди обучающихся первого курса института экономики и права и института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета было проведено анкетирование, целью которого являлось выяснить, насколько начинающие студенты, вчерашние школьники, осведомлены в вопросах глобальных процессов, происходящих в мире, глобальных проблем, решение которых является приоритетной задачей ООН и других международных организаций. В опросе участвовали 92 человека. Студентам был предложен ряд вопросов, ответы на которые представили неутешительную картину на когнитивном этапе формирования глобальной гражданственности. На вопрос «Слышали ли Вы когда-либо о целях в области устойчивого развития?» 76 % респондентов ответили отрицательно, остальные 24 % опрошенных представили пространственные ответы. Студентов попросили назвать известные им глобальные проблемы и проранжировать их по мере значимости с их собственной точки зрения. Проблемами наибольшей важности для опрошенных (79 %) являются экологические проблемы, второе и третье место соответственно заняли проблемы терроризма и коррупции. Респондентов также волнуют вопросы миграции, расходования ресурсов, голода, бедности и безработицы. Среди проблем регионального характера студенты выделяют социальные проблемы, такие как низкие заработная плата, пенсия, уровень жизни. Результаты опроса показали, что студенты частично осведомлены в вопросе существования глобальных проблем и выделяют ряд проблем, которые являются актуальными в пределах своего региона. Полученные данные подтверждают факт необходимости включения глобального гражданского воспитания в образовательный процесс вуза с целью осуществления подготовки обучающихся к участию в решении глобальных проблем и эффективному взаимодействию с разнообразными людьми в мировом сообществе.

Иноязычное образование в вузе включает в себя широкий универсальный контекст, охватывающий помимо лингвистической составляющей самые разнообразные сферы жизнедеятельности человека. Иностранный язык в рамках профильной специальности «выступает не только как цель обучения, но и как эффективное средство формирования профессиональных компетенций» [8, с. 48]. Студенты получают возможность погружения в иноязычную культуру, что способствует осознанию ими многообразия мира, а также развитию толерантности к другим культурам и их представителям. Принимая во внимание факт актуальности вопроса глобальных проблем и их влияния на все сферы жизнедеятельности человека, в рабочие программы по иностранному языку для студентов гуманитарных направлений подготовки Петрозаводского государственного университета включается блок тем, посвященный изучению целей устойчивого развития и необходимости решения проблем мирового значения. Блок называется "Facing Global Challenges" (Навстречу глобальным вызовам) и разделяется на модули, посвященные глобальным проблемам. Данные темы вошли в электронный ресурс, размещенный на платформе Moodle PetrSU, задания которого позволяют организовать работу обучающихся как в аудитории, так и самостоятельно [9, с. 233]. По мере изучения тем студенты получают знания, которые способствуют развитию их политической культуры, осознанию и критическому осмыслению серьезности глобальных проблем, а также формированию мотивации к гражданской активности.

Первый модуль посвящен изучению феномена «устойчивое развитие» и истории его возникновения, начиная с 70-х гг. прошлого столетия, когда Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды была принята Декларация, провозглашающая необходимость ее сохранения и улучшения12. Студенты изучают поэтапное рассмотрение проблем разного характера на протяжении пятидесяти лет до настоящего момента. В этом же модуле обучающиеся знакомятся с

12 Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. URL: https://www.un.org/iii/documents/decl conv/ declarations/declarathenv.shtml (дата обращения:

10.08.2020).

Целями в области устойчивого развития до 2030 г.13, анализируют их содержание, изучают задачи по достижению каждой цели, а также обсуждают вероятность их реализации. Студенты прослушивают интервью на Евроньюс Пан Ги Муна и отвечают на вопросы по его содержанию в мини-группах. В рамках модуля студенты просматривают фильм «Назад в будущее II» и обсуждают, что из прогнозов авторов стало реальностью. Обучающиеся читают тексты, накапливая вокабуляр для обсуждения предложенных тем, а также выполняют различные лексические упражнения, участвуют в диалогах, мини-проектах с подготовкой информационных презентаций по каждой из представленных целей.

Второй модуль курса посвящен непосредственно глобальным проблемам и способам их решения во взаимосвязи с целями в области устойчивого развития. В рамках данного модуля студенты изучают три проблемы, которые коррелируют с первыми тремя целями, а именно: ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие граждан. Приступая к изучению темы бедности, студенты проводят блиц-опрос «Является ли цель ликвидации нищеты реалистичной?». Далее обучающиеся участвуют в обсуждении высказываний знаменитостей о нищете: «Бедность порождает революцию и преступления» (Аристотель), «Нищета - это наихудшая форма насилия» (М. Ганди), «Бедность подобна наказанию за преступление, которого ты не совершал» (Э. Хамаров) и др. Кроме того, на обсуждение выносятся положения по борьбе с нищетой, студенты в режиме работы «круглого стола» анализируют каждое из них, приводя свои аргументы, насколько то или иное предложение эффективно. Глобальная проблема нищеты связана с проблемой голода, изучение и анализ статистики которой позволяет обучающимся осознать серьезность положения дел и необходимость принятия срочных мер. Они подготавливают презентации на выбранную тему и представляют их одногруппникам для дальнейшего обсуждения. Так, студенты направления под-

13 Цели в области устойчивого развития // Справочное пособие для профсоюзов по Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Италия: Междунар. уч. центр, 2017. 118 с.

готовки «Политология» представили и обсудили следующие доклады: «Голод - это проблема не только стран третьего мира», «Отрицательное влияние голода на моральное и физическое благополучие жителей планеты», «Голод - причина бедности или бедность -причина голода?» и др. [9, с. 234]. После представления докладов студенты обсудили ряд вопросов, касающихся непосредственно каждого из них: «Как проблема голода может повлиять на меня лично?», «Какое влияние оказывает голод на жителей моей страны?», «Могу ли я помочь тем, кто страдает от голода?» и др. В этом же модуле студенты изучают вопрос здоровья и благополучия граждан. После изучения общих положений цели, связанной с обеспечением здорового образа жизни и содействием благополучию всех граждан планеты14, студенты разбирают основные проблемы здравоохранения, а также обсуждают потенциальные угрозы молодому поколению страны. Так, на первый план выходят проблемы инфицирования заболеваниями, такими как Гепатит С, СПИД, туберкулез и злоупотребления наркотическими веществами. Студенты изучают мировую статистику, анализируют факты и пытаются выяснить, жители каких стран более уязвимы к этим проблемам, каковы причины и последствия данных явлений, какие шаги необходимо предпринять для их предотвращения. Особое внимание уделяется проблеме злоупотребления наркотиками, поскольку именно молодежь чаще всего сталкивается с ней. По окончании изучения данного юнита студенты создают социальные ролики на английском языке о вреде наркотиков, лучшие из которых выставляются на сайте университета. В свете последних событий к данному модулю добавлен юнит, в рамках которого студенты обсуждают распространение вируса СОУШ-19, влияние пандемии на взаимодействие государств и деятельность международных организаций.

Третий модуль посвящен политической нестабильности, борьбе с коррупцией и терроризму. Изучая феномен политической нестабильности и ее признаки, студенты анализируют причины ее возникновения, а также ее последствия. В малых группах ведется обсуждение негативного влияния политической нестабильности на уровень жизни гра-

14 Там же.

ждан тех стран, которые сталкиваются с этой проблемой, а также возможных мер борьбы с ней. Студенты представляют анализ текущей ситуации в тех странах, в которых очевидны признаки этого явления. Обучающиеся обсуждают основные политические проблемы разных стран и готовят цифровые истории (Digital Stories) на тему «Национальная идентичность и будущее России». Коррупция является угрозой национальной безопасности, а также одним из серьезнейших препятствий для экономического и политического развития государства. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования, а также «частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни» [10, с. 4]. Студенты разбирают определение данного явления на основе прочитанных текстов, анализируют причины его возникновения и приводят примеры тех сфер жизнедеятельности, где коррупционная составляющая приобретает наибольшие размахи. В рамках данного юнита обучающиеся принимают участие в кейс-стади по громким коррупционным делам как в России, так и за рубежом, тщательно разбирая факторы, порождающие коррупцию в каждом конкретном случае, масштабы нанесенного ущерба государству, а также приемлемые мероприятия по предотвращению данного явления и борьбе с ним. В конце изучения темы обучающимся предлагается написать эссе на тему «Если бы я занимал хорошее положение в руководящих органах, участвовал бы я в коррупционных схемах?», в которых студенты выражают свою позицию по данному вопросу. В основном студенты критикуют любые коррупционные проявления и считают, что «власть изменяет человека не в лучшую сторону», «коррупция - вопрос совести индивида», «люди, имеющие власть, думают, что они неуязвимы, но это не так», «из-за коррупции страдают простые люди», «коррупция разрушает государство, препятствует развитию» и др. Также обучающиеся выражают свое личное отношение к коррупции: «Я не хочу рисковать своим положением в обществе ради быстрого обогащения», «я не могу взять то, что принадлежит не мне», «это противоречит моим

жизненным принципам», «мне отвратительна идея о том, что за деньги можно купить все» и др. Кроме того, студенты создают цифровые истории, критикующие это явление. Последней темой модуля является проблема угрозы терроризма. Обучающиеся изучают лексику, выполняя упражнения, читают тексты по истории возникновения терроризма, изучают статистику, обсуждают причины террористических атак и меры их предотвращения. Студентам предлагаются фильмы о террористических актах в Беслане, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, после просмотра которых они пишут сочинения, выражая свое отношение к произошедшему, описывая свои эмоции и чувства, вызванные просмотренными видео. В конце изучения темы проводится дискуссия в формате «брифинг», во время которой студенты перекрестно задают вопросы по теме «Терроризм» одногруппни-кам, отвечают на них, дополняют ответы друг друга.

Кроме вышеперечисленных модулей, студенты изучают проблемы, связанные с экологической обстановкой в стране и мире, последствиями климатических изменений, историю возникновения международных организаций, их структуру и деятельность, а также участие России в международных проектах и ее роль и влияние на международной арене.

В конце изучения блока «Навстречу глобальным вызовам» студентам предлагается написать эссе на тему: «Какой вклад в решение глобальных проблем могу внести лично я». Если на начальном этапе обучения студенты с трудом могут называть 3-5 проблем и абсолютно не компетентны в вопросах устойчивого развития, то после изучения основных положений данной концепции и осознания реальности опасностей человечеству обучающиеся свободно рассуждают на эту тему. Некоторые студенты считают, что все проблемы когда-то были проблемами местного характера, но из-за пренебрежения ими стали носить глобальную значимость. «Все настолько катастрофично, что человек не верит, что есть возможность что-то изменить. Такой подход эгоистичен и не перспективен. Продолжая наносить вред окружающей среде, люди обрекают не только себя, но и своих детей и внуков. Для решения глобальных проблем позаботься о мире вокруг

себя: не бросай мусор, помогай бедным, больше ходи пешком, убери двор или парк рядом со своим домом». Говоря о личном вкладе в решение проблем, некоторые студенты пессимистично рассуждают, считая, что «самостоятельно без помощи со стороны государства можно решить только проблему мусора, его сортировки и сбора». В то же самое время многие предлагают действовать в повседневной жизни: «съедайте все купленные продукты, не выбрасывайте их, не тратьте без нужды воду, экономьте энергию, не оставляя заряженные гаджеты в сети, выбирайте экологически чистый транспорт» и др. Многие студенты готовы принимать участие в деятельности общественных и международных организаций, посвятить свою профессиональную деятельность решению глобальных проблем, потому как «люди, вносящие вклад в сокращение угроз человечеству, делают доброе дело во имя счастливой жизни для нас всех».

В процессе иноязычного образования в вузе бакалавры проходят все этапы воспитания в духе глобальной гражданственности. На когнитивном этапе студенты получают знания, позволяющие критически осмыслить реальное положение дел в мире, оценить деятельность международных организаций, проанализировать проблемы, представляющие угрозы человечеству, разработать план действий по их решению. Вместе с тем прививается осознание своей принадлежности к мировому пространству (социально-эмоциональный этап), развиваются чувство ответственности, толерантность и уважение к разнообразию на нашей планете, что является предпосылкой и условием формирования качеств глобального гражданина, готового действовать во благо всего человечества. На поведенческом этапе формирования гло-

бальной гражданственности обучающиеся приобретают мотивацию к преобразованию мира, проявляют готовность к действиям во благо общества на местном и глобальном уровне. Это находит свое отражение в их участии в волонтерских мероприятиях по оказанию помощи приютам для бездомных животных, по сбору мусора, макулатуры, неиспользованию и утилизации пластика и др. Обучающиеся принимают участие в акциях, направленных на развитие добровольчества, помощи пожилым, в мастер-классах для учащихся школ, а также проявляют готовность к решению глобальных проблем, предлагая свои проекты по улучшению жизни в своем регионе, стране и мире [11].

Таким образом, успешность формирования глобальной гражданственности у обучающихся в вузе зависит от ряда организационно-педагогических условий, первостепенное место в которых занимают желание и готовность преподавателя не только транслировать знания в рамках глобального образования с учетом постоянно обновляющейся информации, но и создавать свободное пространство для творческого взаимодействия с обучающимися, интегрируя специальные курсы в образовательный процесс и используя как традиционные, так и инновационные методы обучения. Образование в духе глобальной гражданственности способствует формированию у обучающихся навыков взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, развитию умений принимать решения, критически мыслить, эффективно обмениваться идеями, быть гибкими, креативными и инициативными. Все это дает возможность преуспевать в образовательном процессе, в дальнейшей профессиональной жизни и жизни в целом с целью улучшения будущего для человечества.

Список литературы

1. Касаткин П.И. Современное образование: функции и предназначение // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 109-120.

2. Ягудин И.Р. Институт гражданства в условиях современных мировых тенденций // Вестник ПАГС. 2013. №5. С. 37-43.

3. Бороздина ЕЛ. Забота и социальное гражданство // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 84-93.

4. Максимова Л.Ю. Эволюция феномена гражданства в контексте исторического развития Западной Европы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 6 (57). С. 40-63.

5. Литвинович ВТ. Социально-педагогические условия формирования глобальной гражданственности учащейся молодежи в духе идей культуры мира // Вестник МГЛУ. Сер. 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. Минск: МГЛУ, 2018. № 1 (33). С. 40-49.

6. Акопов С.В. «Мировое гражданство» глазами его критиков (пять аргументов против «насыщенного» космополитизма М. Нуссбаум) // Управленческое консультирование. 2015. № 2 . С. 107-114.

7. Нуссбаум М. Космополитизм и патриотизм // Логос. 2006. № 2 (53). С. 110-119.

8. Токмакова Ю.В. Психолого-педагогические условия обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 181. С. 4354. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-43-54

9. Шерехова О.М. Формирование глобальной гражданственности бакалавров в процессе обучения иностранному языку // Конструктивные педагогические заметки. 2020. № 8-1 (13). С. 227-237.

10. Кладова А.А., Страхова Н.В. Антикоррупционное образование в школе. Ярославль: ГОАУ ЯО ПРО, 2015. 36 с.

11. Суслов А.Б. Развитие гражданского образования: европейский опыт // Образование и наука. 2012. №9 (98). С. 117-128.

References

1. Kasatkin P.I. Sovremennoye obrazovaniye: funktsii i prednaznacheniye [Modern education: functions and mission the problems of modem education], Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of Modern Education, 2017, no. 5, pp. 109-120. (In Russian).

2. Yagudin I.R. Institut grazhdanstva v usloviyakh sovremennykh mirovykh tendentsiy [The institution of citizenship in conditions of the modern world trends]. Vestnik PAGS - The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2013, no. 5, pp. 37-43. (In Russian).

3. Borozdina Y.A. Zabota i sotsial'noye grazhdanstvo [Care and social citizenship], Sotsiologicheskiye issle-dovaniya - Sociological Studies, 2015, no. 10, pp. 84-93. (In Russian).

4. Maximova L.Y. Evolyutsiya fenomena grazhdanstva v kontekste istoricheskogo razvitiya Zapadnoy Yevro-py [Evolution of the phenomenon of citizenship in the context of historical development of the Western Europe]. Vestnik MGIMO-Universiteta - MGIMO Review of International Relations, 2017, no. 6 (57), pp. 40-63. DOI 10.24833/2071-8160-2017-6-57-40-63 (InRussian).

5. Litvinovich V.G. Sotsial'no-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya global'noy grazhdanstvennosti uchashcheysya molodezhi v dukhe idey kul'tury mira [Social and pedagogical conditions of the students global citizenship formation in a spirit of culture of peace ideas]. Vestnik MGLU. Ser. 2. Pedagogika, psik-hologiya, metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov [MSLU Bulletin. Ser. 2. Pedagogy, Psychology, Methods of Teaching Foreign Languages], 2018, no. 1 (33), pp. 40-49. (In Russian).

6. Akopov S.V. «Mirovoyc grazhdanstvo» glazami yego kritikov (pyat' argumentov protiv «nasyshchennogo» kosmopolitizma M. Nussbaum) ["World Nationality" by eyes of its critics (five arguments against "saturated" cosmopolitism of M. Nussbaum)]. Upravlencheskoye konsul'tirovaniye - Administrative Consulting, 2015, no. 2, pp. 107-114. (In Russian).

7. Nussbaum M. Kosmopolitizm i patriotizm [Cosmopolitism and Patriotism], Logos, 2006, no. 2 (53), pp. 110-119. (In Russian).

8. Tokmakova Y.V. Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya obucheniya inoyazychnomu professional'nomu obshcheniyu studentov napravleniya podgotovki «Tekhnologiya proizvodstva i pererabotki sel'skokhozyaystvennoy produktsii» na osnove modeli integrirovannogo predmetno-yazykovogo obucheniya [Psychological and pedagogical conditions for teaching foreign professional communication students of "Technology of production and processing of agricultural products" programme based on the model of content and language integrated learning], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 181, pp. 43-54. DOI 10.20310/18100201 -2019-24-181 -43-54 (In Russian).

9. Sherekhova O.M. Formirovaniye global'noy grazhdanstvennosti bakalavrov v protsesse obucheniya inos-trannomu yazyku [Global citizenship development in the process of foreign language education], Konstruk-tivnyye pedagogicheskiye zametki [Constructive Pedagogical Notes], 2020, no. 8-1 (13), pp. 227-237. (In Russian).

10. Kladova A.A., Strakhova N.V. Antikorruptsionnoye obrazovaniye v shkole [Anti-Corruption Education at School]. Yaroslavl, Institute for Education Development Publ., 2015, 36 p. (In Russian).

11. Suslov A.B. Razvitiye grazhdanskogo obrazovaniya: yevropeyskiy opyt [Development of civic education: European experience]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2012, no. 9 (98), pp. 117-128. (In Russian).

Информация об авторе

Шерехова Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений. Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Республика Карелия, Российская Федерация. E-mail: olmili@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2817-7700

Поступила в редакцию 22.09.2020 г.

Поступила после рецензирования 20.10.2020 г.

Принята к публикации 27.11.2020 г.

Information about the author

Olga M. Sherekhova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Foreign Languages of Humanitarian Programmes Department. Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation. E-mail: olmili(3)mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2817-7700

Received 22 September 2020 Reviewed 20 October 2020 Accepted for press 27 November 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.