Научная статья на тему 'ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН МИРА'

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНЫ МИРА / ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ОПЫТ НИШ Г.УСТЬ-КАМЕНОГОРСК / ИНИЦИАТИВЫ ПО ГЛОБАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / WORLD CITIZENS / GLOBAL CITIZENSHIP / EXPERIENCE OF NIS IN UST-KAMENOGORSK / GLOBAL CITIZENSHIP INITIATIVES / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова А.К.

В статье представлены основные рекомендации по общешкольному подходу к воспитанию глобальной гражданственности учащихся по итогам работы школьного комитета Назарбаев Интеллектуальной Школы (НИШ) г. Усть-Каменогорск. В результате проведенной работы по самооцениванию школы согласно требованиям международных стандартов, а также полученной высокой оценке школьной деятельности по развитию глобальной гражданственности Советом Международных Школ, было выделено основные четыре подхода к воспитанию граждан мира в урочной и внеурочной деятельности. Общешкольный подход к воспитанию граждан мира заключается во внедрении ценностей глобальной гражданственности в руководящие положения школы, в общешкольные приоритеты и в школьную систему в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLWIDE APPROACH FOR EDUCATING WORLD CITIZENS

The article provides basic recommendations on a school-wide approach to the global citizenship education of students based on the results of the school committee`s work at Nazarbayev Intellectual School (NIS) in Ust-Kamenogorsk. As a result of the school`s self-study against the requirements of international standards, as well as the high assessment of the school`s global citizenship initiatives by the Council of International Schools, the committee identified four main approaches to educating world citizens in curricular and extracurricular activities. The whole school approach to educating world citizens includes embedding global citizenship values into school guiding statements, priorities and the whole school system.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН МИРА»

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН МИРА

А.К. Ахметова, магистр Назарбаев Интеллектуальная школа (Казахстан, г. Усть-Каменогорск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11552

Аннотация. В статье представлены основные рекомендации по общешкольному подходу к воспитанию глобальной гражданственности учащихся по итогам работы школьного комитета Назарбаев Интеллектуальной Школы (НИШ) г. Усть-Каменогорск. В результате проведенной работы по самооцениванию школы согласно требованиям международных стандартов, а также полученной высокой оценке школьной деятельности по развитию глобальной гражданственности Советом Международных Школ, было выделено основные четыре подхода к воспитанию граждан мира в урочной и внеурочной деятельности. Общешкольный подход к воспитанию граждан мира заключается во внедрении ценностей глобальной гражданственности в руководящие положения школы, в общешкольные приоритеты и в школьную систему в целом.

Ключевые слова: гражданы мира, глобальная гражданственность, опыт НИШ г.Усть-Каменогорск, инициативы по глобальной гражданственности, международные связи.

Воспитание глобальной гражданственности было обозначено в качестве одного из трех приоритетов образования в глобальной инициативе генерального секретаря организации объединенных наций «Образование в первую очередь» [1, с. 7].

Программа современных школ должна быть нацелена на формирование знаний, навыков и ценностей для решения глобальных вызовов и создания лучшего мира. Нынешнему и будущему поколению необходимо знать и понимать взаимосвязь и взаимозавимость глобальных угроз, уметь работать в команде и адекватно воспринимать различные перспективы. Только ответсвенные, критический и творческий мыслящие люди смогут сыграть ключевую роль в решении мировых проблем.

Воспитание граждан мира, является одним из главных критериев для соотвествия школы требованиям международных стандартов. Совет Международных школ (CIS-Council of International Schools) выдвигает следующие индикаторы в этом направлении:

- наличие в школе определения понятия Глобальной Гражданственности;

- четкая приверженность школы к развитию Глобальной Гражданственности,

отраженная в руководящих положениях и учебных программах;

- обеспечение межкультурного и межнационального опыта через участие в учебной и внеклассной деятельности, в стране и за ее пределами;

- развитие полиязычия;

- установление международных связей;

- обеспечение ресурсной базы, способствующей развитию межкультурного обучения;

- изучение и участие в решении глобальных проблем;

- развитие добровольчества и привлечение к служению обществу [2, с. 73].

Назарбаев Интеллектуальная школа (НИШ) г. Усть-Каменогорск начала процесс самоизучения и самооценивания своей деятельности в 2015 году. По направлению развития глобальной гражданственности был создан отдельный комитет, которому предстояло изучить насколько школа соотвествует вышеуказанным индикаторам и составить план работы для улучшения данного соотвествия. В 2017 году школа успешно прошла аккредитацию и по итогам отчета выездной группы Совета Международных школ, работа школы по воспитанию гражданов мира была отмечена высоко [3, с. 35].

По итогам работы комитета и обратной связи Совета Международных школ составлены основные рекомендации по общешкольному подходу к воспитанию от-вественных глобальных гражданов.

1. Разработка определения

Глобальной Гражданственности

Школьному сообществу необходимо разработать свое определение Глобальной Гражданственности. В данной работе должны быть вовлечены все представители школьного сообщества: ученики, педагогические и иные работники школы, родители, администрация, члены правления и другие заинтересованные стороны. Также как и при создании миссии организации, только обеспечив участие всех членов школьного сообщества можно добится всеобщего понимания и принятия этих понятий. Понятие глобальной граждансвен-ности не должно противоречить миссии школы, наоборот оно должно исходить из ценностей и целей организации.

По опыту НИШ г. Усть-Каменогорск были организованы отдельные обсуждения среди учеников, родителей, а также среди сотрудников школы где были составлены основные характеристики глобального гражданина. Далее представители от учеников, родителей и сотрудников школы на основе ранее составленных характеристиках совместно разработали определение глобальной гражданственности. Данное определение было выслано всем членам школьного сообщества, где каждый мог согласиться с формулировкой либо внести свои предложения. Окончательный текст определения глобальной гражданственности был утвержден на ученическом и педагогическом советах (Приложение 1).

После утверждения определения рекомендуется внести соответствующие изменения в школьной документации и иных визуальных объектах (руководства, школьный сайт, вывески в кабинетах, стратегические документы, рекламные флаера и т.д). Определение глобальной гражданственности и распаковка характеристики глобального гражданина должны периодический обсуждаться во время классных часов, методических советах и родительских собраниях наряду с миссией,

видением и ценностями школы. В практике НИШ г. Усть-Каменогорск, руководящие положения обсуждаются в начале каждого учебного года и пересматриваются один раз в три года.

2. Изучение насколько учебная программа школы отражает развитие Глобальной Гражданственности и внесение необходимых дополнений в долгосрочные и краткосрочные планы

Данную работу рекомендуется провести через сопоставление образовательной программы школы с программой Оксфам по развитию глобальной гражданственности. На сегоднешний день данная программа зарекомендовала себя на международной образовательной арене и активно используется преподавателями по всему миру для развития глобальной компетенции учащихся [4, с. 7].

Изначально, учителям необходимо сопоставить цели обучения и развиваемые навыки в своих предметах с программой Оксфам. Данная работа позволит выявить какие области покрываются в определенных предметных областях согласно образовательной программы школы.

В следующем этапе, предстоит сопоставить цели обучения «горизонтально», то есть учителя всех предметов предварительно объединившись в группы по уровням (младшие классы, средние и старшие) составляют общую картину соответствия учебных целей и выявляют темы которые необходимо включить в долгосрочные и краткосрочные планы.

Согласно опыту НИШ г. Усть-Каменогорск, учителя не только сопоставили программы и выявили «западающие» области, но также составили список рекомендации по воспитанию граждан мира по предметам [5].

3. Вовлечение учеников в инициативы по глобальной гражданственности

В официальных сайтах авторитетных международных организациях таких как ЮНЕСКО, Оксфам, ОЭСР можно найти ряд руководств для школ и педагогов с рекомендациями по воспитанию граждан мира. Особенный акцент в данных руководствах делается на вовлечение учащихся в инициативы по глобальной

гражданственности. Данные инициативы включают в себя проекты по служению обществу, организацию благотворительных и экологических акций, празднование международных дней, организацию школьных клубов TEDx, Модель ООН и ЮНЕСКО, развитие полиязычия, участие в международных программах по обмену учащимися, вовлечние учащихся в работу научных, творческих и бизнес проектов.

Согласно практике НИШ г.Усть-Каменогорск одним из самых эффективных способов вовлечения учащихся в инициативы по глобальной гражданственности является внедрение системы поощрения. Во многих школах практикуется рейтинги академических, спортивных и творческих достижений классов. В систему данного рейтинга рекомендуется включить мероприятия по служению, развитию и улучшению общества.

Например, по инициативе группы учителей и учеников в НИШ г.Усть-Каменогорск был создан проект «Паспорт Глобального Гражданина». Данный проект призван способствовать саморазвитию учеников через деятельность и сотрудничество в рамках мероприятий школы и в работе различных волонтерских организаций в стране и за рубежом. В паспорте учащиеся ведут запись своей работы во всех внеклассных мероприятиях которые распределены на следующие категории:

- культурно-творческие мероприятия;

- информациоонно-познавательные мероприятия;

- спортивные мероприятия;

- инициативы по решению глобальных проблем;

- социальные практики и проекты;

- экологические мероприятия;

- лидерство и наставничество.

За выполненную работу ученик поощ-рается соответствующим баллом, который присуждается организаторами мероприятия. Учащиеся имеют право запросить сертификаты со школы которые отражают индивидуальный вклад ученика. В конце учебного года самые активные ученики могут претендовать на получение бронзовых, серебрянных и золотых сертификатов

а также на звание «Лучший Волонтер Года».

Данный проект позволил систематизировать все внеклассные мероприятия школы и мотивировать учащихся на волонтерскую деятельность и участие в спортивных, культурных и творческих мероприятиях [6].

4. Установление международных связей с зарубежными школами

Развитие современного образования и подготовка будущих граждан мира невозможна без взаимного обмена и обогащения идеями, методологией, конкретными разработками между школами и педагогами всего мира. Установление международных связей со школами зарубежа предоставляют прекрасную возможность обучающимся узнать культуру других стран, повысить мотивацию к изучению иностранных языков, воспитать толерантность и способствовать развитию компетенций, ориентированных на будущее.

Для развития глобальных компетенций учащихся современным школам рекомендуется установить связи со школами из других стран. При поиске партнера необходимо ориентироваться, насколько ценности и миссия зарубежной организации образования совпадают с руководящими положениями школы. Очень важно, чтобы основные принципы придерживаемые между школами не противоречали друг другу и уровень развития школ не сильно отличался. Необходимо помнить, что партнерство между школами должно быть взаимовыгодным.

НИШ г. Усть-Каменогорск на данный момент сотрудничает со школами в Армении, в Англий, в Германии и в Азербайджане. Согласно опыту взаимодействия школ можно выделить следующие форматы работ со школами-партнерами:

- проведение совместных международных конкурсов, олимпиад;

- проведение совместных международных проектов;

- онлайн конференции, семинары и мастер классы;

- проведение совместных онлайн уроков;

- организация международной школьной переписки (электронной и посредством почтовой связи);

- обмен видео представлениями, видео уроками;

- видео экскурсия по школе и по городу;

- реальный обмен (визит в школу партнера).

Самый эффективный формат взаимодействия это визит в школу партнера, где происходит полное погружение учащихся и педагогов в повседневность, систему образования и культуру страны. Такие визиты позволяют школам установить крепкие связи и заложить фундамент будущим потенциальным проектам.

Благодоря сотрудничеству с зарубежными школами, предоставляются дополнительные образовательные перспективы и возможность воспитать учащихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге.

Более того, совместные проекты позволяют подойти к исследованию определенных областей с другой перспективы и открывают новые возможности. Например, ученики НИШ г.Усть-Каменогорск и Школы Айб в Армении успешно завершили совместный научный проект «Сравнительная оценка загрязнения окружающей среды металлургическими предприятиями города Усть-Каменогорска (Казахстан) и города Еревана (Армения)». Учащиеся выступили на школьной конференции и опубликовали свое исследование в научном сборнике. Данная работа призвана об-

Приложение1

Определение глобальной гражданственности разработанное НИШ г. Усть-Каменогорск [7]

Глобальная гражданственность - это понимание того, что мы являемся частью мира, и что каждый из нас способен изменить мир к лучшему.

Глобальный гражданин - это человек, обладающий следующими качествами:

- толерантность - уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира;

- патриотизм - стремление сохранить культуру своей страны в условиях глобализации;

- образованность - быть в курсе глобальных событий, понимать причины этих событий, критически относиться к информации;

- социальная активность - принимать активное участие в улучшении условий жизни и окружающего мира;

ратить внимание властей страны к проблемам окружающей среды.

Основной принцип общешкольного подхода к воспитанию гражданов мира заключается в внедрении ценностей глобальной гражданствености в общешкольные приоритеты и школьную систему. Данный подход дает возможность пересмотреть и изменить содержание школьной программы, среду обучения и практику преподавания в соотвествии с требованиями современного мира.

Согласно опыту НИШ г. Усть-Каменогорск для воспитания граждан мира необходимо начать с разработки собственного определения глобальной гражданственности и внедрения элементов воспитания отвественных, критический мыслящих и готовых к глобальным вызовам людей в школьную программу. Более того, помимо развития урочной деятельности, очень важно создать условия и мотивировать учеников к участию в социальных практиках и проектах, творческих и спортивных мероприятиях. Это поможет воспитать здоровых и разносторонних молодых людей, готовых решать проблемы мирового масштаба. Обмен образовательным, культурным и социальным опытом с зарубежными школами предоставит дополнительные ресурсы для развития у учащихся лидерских, аналитических качеств и навыков решения проблем. Установив партнерство со школами из других стран школам предоставиться уникальная возможность воспитать поликультурную личность с глобальным мышлением.

- прозрачность - открытое и справедливое отношение к окружающим и уважение их прав;

- ответственность - быть ответственным за свои поступки и понимать их влияние на мировое сообщество;

- коммуникабельность - умение устанавливать дружеские и деловые связи на местном и глобальном уровнях.

Это определение было разработано совместно с учениками, родителями и учителями школы и утверждено на педагогическом совете №3 от 05.01.2016 года.

Библиографический список

1. ЮНЕСКО. Воспитание глобальной гражданственности. - Франция: Типография Юнеско, 2015. - С. 7.

2. CIS. The Main Guide to School Evaluation and Accreditation 8th edition. - Leiden: CIS Accreditation Service, 2013. - С. 73.

3. Visiting Team Report. Visiting team commendations and recommendations on section A. -Ust-Kamenogorsk: CIS, 2017. - С. 35.

4. OXFAM. Education for Global Citizenship: A Guide for Schools. - Oxford: Oxfam Education and Youth, 2015. - С. 7.

5. Ахметова А. Развитие глобальной гражданственности и глобальной компетенции учащихся через урочную деятельность // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - №23. - С. 1569.

6. Ахметова А. Вовлечение учеников в инициативы по глобальной гражданственности межкультурализма и интернационализма через проект «Паспорт глобального гражданина» // Научный аспект. 2020. № 4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://na-journal.ru/4-2020-pedagogika/2779-vovlechenie-uchenikov-v-iniciativy-po-globalnoi-grazhdanstvennosti-mezhkulturalizma-internacionalizma.

7. Об утверждении руководящих положений школы (девиз, миссия, видение, ценности) и понятия глобальной гражданственности. Выписка с протокола педагогического совета НИШ. Усть-Каменогорск. 5 январь 2016 г.

SCHOOLWIDE APPROACH FOR EDUCATING WORLD CITIZENS

A.K. Akhmetova, Master Nazarbayev Intellectual School (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk)

Abstract. The article provides basic recommendations on a school-wide approach to the global citizenship education of students based on the results of the school committee s work at Nazarbayev Intellectual School (NIS) in Ust-Kamenogorsk. As a result of the school s self-study against the requirements of international standards, as well as the high assessment of the school s global citizenship initiatives by the Council of International Schools, the committee identified four main approaches to educating world citizens in curricular and extracurricular activities. The whole school approach to educating world citizens includes embedding global citizenship values into school guiding statements, priorities and the whole school system.

Keywords: world citizens, global citizenship, experience of NIS in Ust-Kamenogorsk, global citizenship initiatives, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.