Научная статья на тему 'Актуализация понятия гражданственности в контексте зарубежных практик воспитания [1]'

Актуализация понятия гражданственности в контексте зарубежных практик воспитания [1] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ПАТРИОТИЗМ / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC VALUES / CIVIC EDUCATION / CITIZENSHIP / DEMOCRATIC VALUES / EDUCATIONAL PROGRAM / SYSTEM OF VALUES / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Екатерина Сергеевна, Андреенко Дмитрий Владимирович, Преображенская Лариса Алексеевна, Жаркова Анастасия Антоновна

В статье рассматриваются зарубежные подходы к формированию гражданских ценностей молодежи. Воспитание активных и сознательных граждан серьезный вызов для большинства современных демократических государств, поэтому необходимо изучение многообразия теорий и методик воспитания гражданственности. В статье даются различные определения гражданственности в свете российских подходов к анализу зарубежной педагогической практики. Приводится типология компетенций, принятая в зарубежной образовательной практике формирования гражданственности. Последовательно описываются сложившиеся на сегодняшний день стратегии гражданского воспитания в разных странах, что позволяет видеть успехи и проблемы в данной сфере. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что программа формирования гражданственности должна включать в себя полный спектр методик, направленных не только на передачу знаний о государственном и социальном устройстве, демократических основах и принципах социального участия, но и на развитие личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова Екатерина Сергеевна, Андреенко Дмитрий Владимирович, Преображенская Лариса Алексеевна, Жаркова Анастасия Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of the Notion of Civic Consciousness in the Context of Foreign Practices of Education [1]

The paper considers foreign approaches to the forming of civic values among young people. Upbringing of active and conscious citizens is a serious challenge for the majority of modern democratic states, so the necessity to study the diversity of theories and methods of raising the civic consciousness is pointed out. The work reveals different interpretations of the notion of civic consciousness in the light of Russian approaches to the analysis of foreign pedagogical practice. Based on the study of current foreign researchers, the paper presents the typology of competencies adopted in the foreign educational practice of civic consciousness formation. The authors consistently describe the current strategies of civic education in different countries, which allows us to see the advantages and disadvantages in this area. The analysis suggests that the program of civic consciousness formation should include a full range of methods aimed not only at transferring knowledge about the state and the social structure, democratic foundations and principles of social participation, but also aimed at developing the personality of students.

Текст научной работы на тему «Актуализация понятия гражданственности в контексте зарубежных практик воспитания [1]»

УДК 37.035.4+37.017.4 Черепанова Екатерина Сергеевна

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Андреенко Дмитрий Владимирович

магистрант кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Преображенская Лариса Алексеевна

учащаяся Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Жаркова Анастасия Антоновна

учащаяся Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАНИЯ [1]

Аннотация:

В статье рассматриваются зарубежные подходы к формированию гражданских ценностей молодежи. Воспитание активных и сознательных граждан - серьезный вызов для большинства современных демократических государств, поэтому необходимо изучение многообразия теорий и методик воспитания гражданственности. В статье даются различные определения гражданственности в свете российских подходов к анализу зарубежной педагогической практики. Приводится типология компетенций, принятая в зарубежной образовательной практике формирования гражданственности. Последовательно описываются сложившиеся на сегодняшний день стратегии гражданского воспитания в разных странах, что позволяет видеть успехи и проблемы в данной сфере. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что программа формирования гражданственности должна включать в себя полный спектр методик, направленных не только на передачу знаний о государственном и социальном устройстве, демократических основах и принципах социального участия, но и на развитие личности учащихся.

Ключевые слова:

гражданственность, гражданские ценности, гражданское образование, воспитание гражданственности, демократические ценности, образовательная программа, система ценностей, патриотизм.

Cherepanova Ekaterina Sergeevna

D.Phil., Professor of the Department of History of Philosophy, Philosophical Anthropology, Aesthetics and Theory of Culture, Ural Federal University

Andreenko Dmitry Vladimirovich

Master's Degree student of the Department of History of Philosophy, Philosophical Anthropology, Aesthetics and Theory of Culture, Ural Federal University

Preobrazhenskaya Larisa Alexeevna

Student of the Specialized Educational and Scientific Center of Ural Federal University

Zharkova Anastasia Antonovna

Student of the Specialized Educational and Scientific Center of Ural Federal University

ACTUALIZATION OF THE NOTION OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF FOREIGN PRACTICES OF EDUCATION [1]

Summary:

The paper considers foreign approaches to the forming of civic values among young people. Upbringing of active and conscious citizens is a serious challenge for the majority of modern democratic states, so the necessity to study the diversity of theories and methods of raising the civic consciousness is pointed out. The work reveals different interpretations of the notion of civic consciousness in the light of Russian approaches to the analysis of foreign pedagogical practice. Based on the study of current foreign researchers, the paper presents the typology of competencies adopted in the foreign educational practice of civic consciousness formation. The authors consistently describe the current strategies of civic education in different countries, which allows us to see the advantages and disadvantages in this area. The analysis suggests that the program of civic consciousness formation should include a full range of methods aimed not only at transferring knowledge about the state and the social structure, democratic foundations and principles of social participation, but also aimed at developing the personality of students.

Keywords:

civic consciousness, civic values, civic education, citizenship, democratic values, educational program, system of values, patriotism.

Введение

Проблема формирования гражданских ценностей становится особенно актуальной в связи с динамикой социально-экономических процессов (новой волной миграции, растущим экономи-

ческим неблагополучием в ряде стран, меняющимся характером войн и других конфликтов). Помимо этого, происходят серьезные изменения в культурных практиках, ориентированных на воспроизводство социального порядка. Прежде всего, это касается сферы образования, где наиболее остро проявляются последствия распространения новых форматов коммуникаций, межкультурных и межконфессиональных противоречий.

На фоне происходящих изменений наблюдается рост исследований, связанных с проблемами воспитания гражданственности, пересмотром педагогических стратегий и технологий, направленных на развитие соответствующих компетенций. В этой связи представляется актуальным анализ современных зарубежных трактовок гражданственности и их отражения в документах и рекомендациях, определяющих воспитательные методики.

Понятие гражданственности в свете российских подходов к анализу зарубежной педагогической практики

В российской исследовательской практике имеется ряд работ, в которых изучается зарубежный опыт по формированию гражданских ценностей, производится его сопоставление с российскими аналогами. При этом можно выделить несколько позиций по вопросу гражданственности.

Некоторые исследователи полагают, что воспитание гражданственности неразрывно связано с воспитанием патриотизма. Как пишет М.С. Джилкишиева, «одной из важнейших характеристик гражданственности личности является ее высокий уровень патриотизма, а подлинный патриотизм немыслим без осознанного чувства гражданской ответственности за судьбу своего Отечества, без активной социальной деятельности, направленной на позитивное преобразование духовной и материальной среды общества» [2, с. 129]. Г.В. Оленина и А.С. Харина характеризуют патриотизм и гражданственность как «неразрывно связанные в структуре ценностей убеждения, которые развиваются благодаря деятельности молодежных организаций» [3, с. 80]. Зачастую гражданское воспитание трактуется как синоним патриотического воспитания, в рамках которого важно, подчеркивает Ш.С. Гаджимагомедова, чтобы ребенок понимал и признавал свой вклад в историю рода, семьи, города, региона, страны. Школьника нужно воспитывать как «семьянина - носителя, хранителя и создателя семейных традиций; как члена детского сообщества...; как воспитанника. учебного заведения, знакомого с историей своей школы, развивающего ее традиции; как жителя своего родного города, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего усилия к его развитию.» [4, с. 347].

Другие исследователи считают гражданственность личностным качеством, которое формируется на протяжении всей жизни. «Гражданственность - личностное качество, характеризующее человека как представителя цивилизованного общества, социальный оптимизм, умение дорожить святынями Отечества как личными, понимание смысла жизни, гармоничное единство общественного и личного, интеллектуальное, духовное богатство личности, активное отношение к добру и злу, достоинство, чувство чести и долга, осознанная и глубоко переживаемая гражданская позиция» [5].

Еще одна группа авторов связывает практики формирования гражданственности с государственными институтами, в рамках которых происходит освоение опыта гражданской жизни. «Гражданственность, как одна из форм передачи культурного опыта, формируется в культуре повседневного взаимодействия человека в системе общественных отношений в каждой историко-культурной реальности» [6, с. 63]. По мнению сторонников данного подхода, не имеет смысла формировать у населения «лояльное отношение к разнообразию ценностных приоритетов в обществе, социальную ответственность и активную гражданскую позицию, понимание своих демократических прав» [7, с. 75], если такого рода гарантии не имеют соответствующей государственной поддержки. При наличии такой поддержки, полагает Е.С. Антонова, возможно сочетание социально-политических компетенций, необходимых для участия в жизни государства и персональных качеств гражданина. «К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять свои обязанности» [8, с. 45].

Большая часть ученых признает, что воспитание гражданственности требует междисциплинарного видения проблемы, поскольку «гражданское воспитание представляет собой комплексное направление учебно-воспитательной работы, сочетающее в себе элементы правового, политического и нравственного образования... Следовательно, эта проблема далеко выходит за рамки какой-либо одной отрасли научного знания и носит поистине междисциплинарный характер. Более того, реализация задач гражданского воспитания определяется не только логикой движения отечественной научной мысли, уровнем духовности в обществе, реальными социально-политическими условиями, но и изучением мирового опыта в исследуемой области» [9].

В целом, как показал обзор отечественной литературы, исследователи полагают, что сегодня важно обращаться к анализу зарубежного опыта формирования гражданских ценностей молодежи. При этом чаще всего в качестве такового изучается американский опыт, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, именно в США начали разрабатываться теоретические подходы к воспитанию будущих граждан демократического государства. Идеи Дж. Дьюи стали основой воспитательных стратегий, которые затем получили распространение в Европе. Во-вторых, интерес российских специалистов к американской системе воспитания гражданских ценностей вызван тем, что в США среди целей гражданского образования молодежи не последнее место занимает патриотизм, что близко российскому видению проблемы.

Вместе с тем необходимо учитывать, подчеркивает А.В. Яковлева, что само слово «патриотизм» трансформируется во времени в зависимости от происходящих исторических событий и изменяющихся обстоятельств [10, с. 190]. О.А. Семисотнова в своем диссертационном исследовании отмечает следующее: «при определении цели гражданского воспитания американские ученые подчеркивают различные аспекты, но соглашаются в том, что школа призвана воспитать идеал гражданина, который понимает и принимает демократические ценности, является патриотом своей страны, уважает и соблюдает закон, знает и выполняет свои гражданские обязанности, разбирается в устройстве политической власти, принимает участие в общественной деятельности на благо общины, штата и страны в целом, уважает культурное многообразие, способен активно противостоять дискриминации в любой форме проявления, бережно относится к национальному и мировому богатству и многообразию культур страны и мира» [11].

В целом американское гражданское воспитание сосредоточено на трех основных качествах: активной гражданской позиции, признании ценности человеческой личности независимо от идентичности и усилении нравственных позиций личности. В то же время представляется сложным выделить единую, общую цель гражданского воспитания в США. Можно предположить, что это формирование добропорядочного гражданина (good citizen) демократического общества. «В более узком смысле целью гражданского воспитания является знание Конституции, структуры и функций основных демократических институтов и принципов, а также знаний и навыков, которые позволяют принимать участие в политической, социальной и культурной жизни» [12].

В 1994 г. Конгресс США принял документ «Goals 2000: Educate America Act», где выделяются восемь национальных целей воспитания, две из которых относятся к гражданскому воспитанию. Согласно акту, учащиеся, оканчивая двенадцатый класс, должны продемонстрировать компетентность в обсуждении различных вопросов, включая основы гражданственности и функции правительства. Так они будут подготовлены к ответственному гражданству [13].

Итак, гражданское воспитание в США включает формирование и развитие гражданской компетентности учащихся, что подразумевает политическое знание, гражданские навыки и оценку собственных политических возможностей.

Европейские подходы и принципы в воспитании гражданственности

В работе «Youth Civic Engagement in a Globalized World» [14] приводятся различные трактовки гражданственности, и на этой основе формулируется обобщающее определение. При этом очевидно, что в зависимости от поставленных целей трактовка гражданственности может приобретать политический, ценностно-ориентированный или практико-ориентированный характер, не ограничиваясь, впрочем, этим списком. Тем не менее, авторы разделяют точку зрения, что гражданственность как система ценностей формируется в человеке в форме постоянно изменяющегося набора представлений, убеждений и отношений. На нее, в свою очередь, влияют внешние и внутренние факторы.

В исследовании «ICCS Assessment Framework 2016» [15] рассматривается множество таких факторов. Внутренние факторы - это личные черты человека: характер, гендер, ценности, мотивы, цели, знания, навыки. Часть из них относительно неизменная (гендер), другие же подвержены влиянию со стороны внешних факторов (ценности, мотивы, цели, знания, навыки). Внешние факторы -то, что непосредственно влияет на человека: семья, друзья, школа, сообщество. А также более масштабные структуры - законы, социально-экономический контекст, окружающая среда, культура, общество в целом, медиа, процессы глобализации и т.д. Внешние факторы воздействуют на человека одновременно, их влияние может как суммироваться, так и быть неоднородным. В такой модели гражданственность представляется как набор мировоззренческих установок, сформированных в результате активного взаимодействия внутренних и внешних факторов.

Исследователи отмечают, что в начале обучения школьники обладают неодинаковыми чертами характера, разным мировоззрением, и в процессе взросления их личностные качества развиваются, взаимодействуя с многочисленными внутренними и внешними факторами. Соответственно, неоднородно развивается и понимание гражданственности.

Гражданственность актуализируется, в первую очередь, через представления о ней каждого конкретного человека, поэтому, как пишет А.С. Меньшиков, сегодня необходимо обратить основное внимание на субъективность, «именно она становится в поздней модерности "полем битвы дискурсов", именно на уровне индивидуальных навыков восприятия и оперирования идеями следует изучать работу идеологий - ценностных рационализации» [16, с. 110].

В вышеупомянутом исследовании «ICCS Assessment Framework 2016» указывается, что гражданственность проявляется на нескольких уровнях. Во-первых, гражданское общество и системы. Во-вторых, уровень мировоззренческих приоритетов: гражданские ценности и принципы. В-третьих, гражданское участие людей в социальных и политических акциях. Наконец, гражданственность представляется как гражданская идентичность.

Основным принципом для проектирования воспитания является признание неразрывной взаимосвязи знания и понимания, без чего невозможно развитие социальных компетенций. Поэтому в процессе обучения должны присутствовать два типа установок: когнитивные (как много учащийся знает и понимает) и перцептивные (как учащийся воспринимает эти знания и действует в зависимости от этого).

Гражданственность естественным образом связана с демократией: демократические процессы возможны только при условии политической активности граждан. Поэтому требуются дополнительные исследования как микрополитических связей, так и действий, чтобы показать преподавателям и школьникам связь между демократическими процессами, происходящими на национальном и наднациональном уровнях, и обыденной жизнью. Другими словами, чтобы развивать осознание гражданственности среди учащихся, необходимо найти способы наглядно объяснить, как политическая жизнь формирует их повседневность. В европейском контексте, как отмечают авторы одного из исследований, социологические опросы демонстрируют низкую осведомленность граждан по вопросам интеграции и институтам Евросоюза [17]. Однако, чтобы политические процессы носили демократический характер, как учащиеся, так и преподаватели должны быть осведомлены о сути данных процессов. Более того, исследования станут плодотворнее, если преподаватели будут принимать активное участие в разработке образовательных программ с учетом политических реалий. Преподавание или воспитание гражданственности требует от учителей большей компетенции в вопросах гражданских ценностей, а также наличия собственного опыта их осмысления [18].

Таким образом, демократическое государство заинтересовано в формировании у молодежи гражданских ценностей и воспитании ответственных граждан. Поэтому в образовательных программах многих европейских стран этому вопросу уделяется значительное внимание. Однако трактовка гражданственности зависит от конкретного политического контекста, а значит, реализация программ по воспитанию гражданственности может быть разной.

В 2002 г., по решению Совета Европы, странам Европейского Союза были предложены рекомендации для образовательных программ воспитания демократической гражданственности (Democratic Citizenship Education) [19].

Согласно компаративным исследованиям, проводимым в европейских государствах, существует разнообразие подходов, методик и принципов воспитания гражданственности или преподавания гражданских ценностей. Однако, несмотря на различия, общеевропейский контекст заставляет учитывать выработанные рекомендации. В частности, предлагается включать элементы воспитания демократической гражданственности в существующие школьные дисциплины, связанные с социальными науками, например, в географию и историю. Их можно или интегрировать в существующие предметы, или выделить как междисциплинарные курсы. Программы могут быть как обязательными к освоению, так и факультативными. Конечно, образовательные цели в каждой стране сформулированы разным образом, в соответствии с национальным контекстом, традициями, культурным наследием и системой образования [20].

В европейской образовательной практике формирования гражданственности компетенции условно разделяются на три типа.

Первый тип предполагает теоретическое освоение следующих понятий: права человека, демократия, политические и социальные институты, культурное разнообразие и др. В этом случае главная задача - развить у учащихся политическую культуру. С точки зрения технологии образования, предполагается в основном передача информации учащимся. Эффективность обучения может быть выявлена с помощью тестов или на устном экзамене.

Второй тип подразумевает развитие учащихся как социально ответственных граждан. Компетенции этого типа включают в себя развитие навыков социального взаимодействия, разрешения конфликтов, восприятия общественно значимых ценностей. Поскольку здесь важна степень участия в социально значимых мероприятиях, провести оценку усвоения навыков сложнее.

Третий тип предполагает умение учащихся участвовать в политической и культурной жизни общества. Речь идет о практическом применении знаний, полученных ранее. Для этого учащимся должны быть предоставлены возможности использовать демократические принципы в практиках гражданского участия. В качестве таких практик могут выступать, например, выборы внутри коллектива, принятие общего решения по какому-либо вопросу, участие в общественно значимых мероприятиях вне учебного заведения.

Образовательные программы могут реализовываться или с целью сформировать все три типа компетенций, или выбрать одну в качестве основной, адаптируясь к условиям каждой конкретной страны и системы образования. Так, например, можно проследить разделение между странами Северной Европы и Средиземноморья [21]. Первые акцентируют внимание на индивидуальном развитии учащихся, дают им больше свободы в плане выбора и освоения предлагаемых программ, в то время как вторые стараются придерживаться прописанных образовательных программ, стандартов и делают акцент на институциональном подходе к пониманию гражданственности.

В Испании процесс воспитания гражданственности ведется с помощью отдельных дисциплин [22]. В начальной школе родителям учащихся предоставляются на выбор две дисциплины -религия или социальные и гражданские ценности (Religion; Social and Civic Values). В средней школе предлагается выбор между такими дисциплинами, как религия и нравственные ценности (Religion; Ethical Values). При этом учащимся дают основы демократических механизмов, но избегают обсуждения спорных вопросов, касающихся политической и социальной реальности. Предполагается, что уроки, посвященные освоению религиозной культуры, должны сформировать необходимые гражданские приоритеты. Так или иначе, дети должны получить представление о нравственных ценностях, признавать их нормативную роль.

В Австрии практика гражданского воспитания имеет не очень давнюю историю, что, по мнению исследователей [23], вызвано исторически сложившейся еще в имперские времена вертикальной системой политического управления. Наличие политических партий в XX столетии, хотя и содействовало формированию новых гражданских навыков, но все же не в достаточной степени, чтобы говорить о серьезных ментальных сдвигах. С 2012 г. в стране реализуется ряд программ, направленных на воспитание социальной активности и ответственности у школьников. Принята соответствующая программа, созданы негосударственные центры гражданского образования - Центр демократии Вены и Форум политического образования. При этом австрийские программы относят гражданские компетенции к межпредметным, поэтому освоение такого рода навыков требует высокой мотивации у школьников. Однако, как отмечают исследователи [24], зачастую ни у родителей, ни у детей нет действительного понимания важности знаний о гражданственности, поскольку они не проверяются на экзаменах. Предполагается, что ситуацию должно исправить введение проектных форм обучения гражданственности, которые стали внедрять пока только школы на территории Верхней Австрии.

Министерство образования Франции дает четкие инструкции, касающиеся расписания, принципов, целей, содержания и справочной документации по предмету «Гражданское образование» (Citizenship Education) [25]. Он преподается уже в дошкольных образовательных учреждениях. В начальной школе учащиеся проходят курс «Гражданское и нравственное воспитание» (Civic and Moral Education). Его содержание распределено на несколько лет образовательной программы, с третьего по пятый учебный год. На первом уровне среднего образования (college) курс включен в программы предметов «География» и «История». На втором уровне среднего образования (lycee) выделяется предмет «Гражданское, правовое и социальное воспитание» (Civic, Legal and Social Education).

Таким образом, очевидно, что программа французского гражданского воспитания представляет собой длительное освоение теоретических основ и развитие практических навыков гражданственности и демократических ценностей с четко прописанной структурой и учебным планом.

Программа по воспитанию гражданственности в Нидерландах, с одной стороны, интегрирована в предмет об окружающей среде, с другой -распределена по остальным школьным дисциплинам. Фокус обучения направлен на три контекста: класс, школу и общественность. Деятельность школьников должна происходить в каждом из них. К примеру, в начальной и средней школе основная цель - дать основы политической культуры, гражданских ценностей и отношений, а также помочь в активном применении этих знаний. Ученики работают с темами, касающимися гражданственности в мире, культурного разнообразия; затем самостоятельно выбирают темы для разбора на последующих уроках и совместной работы. Уже в начальной и средней школе предлагается участие в дебатах и дискуссиях на выбранные темы.

Еще одна методика воспитания гражданственности - создание школьных советов как системы взаимного посредничества. Фактическая функция таких организаций - это внутришколь-ная активность: создание и ведение газет, организация спортивных мероприятий и участие в

управлении школой. Таким образом, школа является тем местом, где учащиеся получают первые навыки активного гражданского участия [26].

Итальянская программа гражданского образования в начальной и средней школе представлена как межпредметная тема, включенная в различные предметы на социальную тематику, в то время как в старшей школе выделен самостоятельный предмет, который рассчитан на 5 лет. Начиная с этого момента, в ходе развития образовательной подготовки, учебные учреждения ставят целью развитие политической культуры, изучение национальных ценностей и европейской гражданственности, активное участие в социально-политической жизни [27].

Цель воспитания гражданственности в Великобритании, в отличие от вышеописанных, - формирование нравственной культуры для всестороннего развития учащихся [28]. Поэтому образовательные программы делают упор на участие в локальных дискуссиях и волонтерских проектах. Как считают составители программы, непосредственное участие в социальных акциях разного рода развивает интерес и мотивирует учащихся самостоятельно заниматься подобной деятельностью в дальнейшем. На начальной ступени учебная программа гражданского образования носит факультативный характер; начиная со средней ступени обязательна для всех. Однако методика и образовательные технологии определяются образовательным учреждением самостоятельно. Среди обязательных знаний, преподающихся на средней ступени: основы парламентской демократии, электоральной и судебной системы, права человека, личные права и обязанности гражданина.

В целом основополагающие образовательные принципы и ценности гражданского образования в Великобритании дают большую свободу как учреждениям, так и самим учащимся. Образование построено на воспитании сознательности, самостоятельности учащихся, приобретении социальных навыков и усвоении демократических принципов.

В Финляндии, как и в Великобритании, в гражданском образовании ценится развитие сознательности и самостоятельности учащихся, однако в программе отсутствует обучение политической культуре [29]. Как и во Франции, гражданское образование - это программа, включенная в прочие предметы, а в старшей школе выделяется в отдельный предмет.

В некоторых странах можно наблюдать разделение общегражданского образования (Civic Education) и воспитания гражданственности (Citizenship Education). Первое подразумевает передачу знаний об устройстве государства, географии, истории и не требует активного развития социальных компетенций; второе включает в себя, помимо перечисленных знаний, еще и развитие навыков гражданского участия в жизни общества, основанное на принятии гражданских ценностей данного общества. Их баланс в образовательной программе зависит от государственной политики.

Итак, даже в европейском контексте определение эффективности образовательных программ по воспитанию гражданственности - это сложная задача. Возможность ее решения обусловлена, во-первых, внешними факторами. Например, тем, как давно государство входит в Европейский Союз: от этого зависит, насколько общество разделяет декларируемые Союзом ценности. Во-вторых, внутренними факторами, прежде всего, развитостью демократических принципов во внутренней политике государства. Как уже отмечалось, важным условием развития гражданственности являются сложившиеся демократические институты, обеспечивающие участие граждан в политической и социальной жизни общества. Для определения этой эффективности, как полагают европейские авторы [30], необходимо проведение дополнительных исследований.

Воспитание активных и сознательных граждан - вызов для большинства современных демократических государств, как в Европе, так и за ее пределами. Исследователи утверждают, что для достижения этой цели требуется переосмысление самого понятия гражданственности, образовательных программ и методик преподавания. При этом изменения должны носить не косметический, а кардинальный характер.

Заключение

На основе проведенного анализа можно заключить, что практически во всех зарубежных странах прослеживается общность целей в реализации государственных образовательных программ. К таковым относятся: теоретическое изучение основ гражданского взаимодействия в обществе, освоение навыков гражданского участия и социально ответственной деятельности. Среди основных принципов формирования образовательных программ - следование нормам демократической государственности и свобода выбора педагогических стратегий в реализации гражданского образования. Каждая страна (или даже регион в отдельно взятой стране) может самостоятельно, исходя из традиций образования и истории формирования демократических институтов, создавать образовательные программы и выбирать методики по их реализации.

Таким образом, практики воспитания гражданственности молодежи актуализируются через государственные образовательные программы на институциональном уровне, а также с помощью множества разнородных факторов на уровне развития личности. Гражданские ценности являются одной из составляющих гражданственности наравне с представлениями об обществе,

гражданском участии и гражданской идентичности. Эти составляющие могут быть включены в образовательную программу по воспитанию гражданственности и должны давать учащимся представления о гражданских ценностях, жизни в обществе и государстве, помочь сформировать отношение к ним. Не менее важно личностное развитие, формирование опыта. Поэтому для формирования гражданственности и развития гражданских ценностей образовательная программа должна включать в себя полный спектр методик, направленных не только на передачу знаний о государственном и социальном устройстве, демократических основах и принципах социального участия, но и на развитие личности учащихся.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011 -33012.

2. Джилкишиева М.С. Структурно-содержательная модель гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи Казахстана // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 128-134.

3. Оленина Г.В., Харина А.С. Формирование ценностей патриотизма и гражданственности молодежи в деятельности российских и зарубежных движений // Ученые записки (АГАКИ). 2017. № 2 (12). С. 80-82.

4. Гаджимагомедова Ш.С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 345-352.

5. Еремина И.С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. № 9 (17). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/suschnost-proyavleniya-fenomena-grazhdanstvennosti-v-strukture-lichnosti/viewer (дата обращения: 18.02.2020).

6. Гнездилова П.А. К вопросу о воспитании гражданственности молодежи // Ценности и смыслы. 2014. № 5 (33). C. 62-68.

7. Суслов А.Б. Опыт развития гражданского образования в европейских странах // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. C. 74-78.

8. Антонова Е.С. Роль и значение гражданского воспитания во Франции // Вестник ТГПУ. 2009. № 2 (80). С. 44-49.

9. Семисотнова О.А., Бессарабова И.С. Основные компоненты гражданского воспитания в современной школе (на примере США) [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2015. № 9 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-komponenty-grazhdanskogo-vospitaniya-v-sovremen-noy-shkole-na-primere-ssha/viewer (дата обращения: 20.02.2020).

10. Яковлева А.В. Воспитание гражданственности в США // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 1. С. 190-193.

11. Семисотнова О.А. Гражданское воспитание в современной общеобразовательной школе США с позиций поликультурного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2016. 200 с.

12. Там же.

13. Goals 2000: Educate America Act (January 25, 1994) [Электронный ресурс] // U.S. Department of Education. URL: http://www2.ed.gov/legislation/GOALS2000/TheAct/index.html (дата обращения: 19.02.2020).

14. Youth Civic Engagement in a Globalized World: Citizenship Education in Comparative Perspective / ed. by C. Broom. N.Y., 2017. 182 p.

15. ICCS Assessment Framework 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.koiro.edu.ru/activities/monitoringovye-issle-dovaniya/mezhdunarodnye/IEA_ICCS_2016_Framework.pdf (дата обращения: 21.02.2020).

16. Меньшиков А.С. Политическая модерность и постсоветская социальность // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. Т. 8, № 1. С. 102-115.

17. Philippou S., Keating A., Ortloff D.H. Citizenship Education Curricula: Comparing the Multiple Meanings of Supra-National Citizenship in Europe and beyond // Journal of Curriculum Studies. 2009. Vol. 41, № 2. P. 291-299. https://doi.org/10.1080/00220270802475015.

18. Ibid.

19. Navarro-Medina E., De-Alba-Fernández N. Citizenship Education in the European Curricula // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 197. P. 45-49.

20. Ibid. P. 46.

21. Ibid.

22. Cortes I.M. Una propuesta para la enseñanza de la ciudadania democrática en España [Электронный ресурс] // Fundación Alternativas. URL: https://www.fundacionalternativas.org/public/storage/estudios_documentos_archivos/xmlimport-AwlHot.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

23. Brix E. Civil Society in Ösrterreich. Reihe Civil Society der Ösrerreichischen Forschunggemeinschaft. Wien, 1998.

24. Fahrenwald K., Feyerer J. Zivilgesellschaftliche Öffnung des Lehrraums Schule // Erzieung und Unterricht. 2016. № 1-2. S. 52-58.

25. Navarro-Medina E., De-Alba-Fernandez N. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Ibid.

27. Ibid.

28. Feyfant A. L'éducation a la citoyenneté // Dossier d'actualité de la VST. 2010. № 57. P. 1-15.

29. Ibid.

30. Philippou S., Keating A., Ortloff D.H. Op. cit.

Редактор: Арсентьева Ирина Ильинична Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.