Научная статья на тему 'Международное этнокультурное взаимодействие как основа формирования готовности современных школьников к восприятию общечеловеческих ценностей'

Международное этнокультурное взаимодействие как основа формирования готовности современных школьников к восприятию общечеловеческих ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ГУМАНИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ЭТНИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко В.В.

В статье рассматриваются проблемы формирования готовности личности со-временного школьника к восприятию общечеловеческих ценностей. На примере творческой дея-тельности Школы-центра дополнительного образования № 19, автор показывает, что междуна-родное этнокультурное взаимодействие способствует развитию моральных и духовных ценност-ных установок личностей детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ETHNICAL AND CULTURAL RELATIONSHIP - BASIS FOR FORMING OF TODAY''S SCHOOL CHILDREN''S PREPAREDNESS TO APPRECIATION OF UNIVERSAL HUMAN VALUES

The article considers a question of forming of a today's school children personality's pre-paredness to appreciation of universal human values. the author shows that international ethnical and cul-tural relationships help to improvement of children's moral and spiritual value paradigm; the idea is ar-gued by the example of activity of School and Center of additional education No. 19 (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan)

Текст научной работы на тему «Международное этнокультурное взаимодействие как основа формирования готовности современных школьников к восприятию общечеловеческих ценностей»

Для реализации инновационного потенциала, педагог-хореограф должен осознать не только роль формирования психологической готовности к осуществлению нового вида профессиональной деятельности, но и значение для педагогического новаторства позитивного мотивационнодеятельностного состояния как последовательного осуществления профессиональных ключевых шагов: «надо», «хочу», «могу», «смею», «умею», «достигаю».

«Надо» - категория интеллектуально-действенная, даёт возможность осознания личностного смысла поведения в контексте будущей профессиональной деятельности.

«Хочу» - категория мотивационно-действенная, даёт установку психике на действие, соответствующее поведению в конкретной профессиональной ситуации.

«Могу» - категория социально-действенная, даёт право педагогу на объективные возможно -сти и выбор с учётом собственного профессионального интереса.

«Смею» - категория морально-волевая, характеризует нравственный потенциал и силу характера личности педагога-хореографа.

«Умею», «Делаю» - категория когнитивно-действенная, связана с потребностью целенаправленного поиска и формирования знаний и умений, с помощью которых личность педагога активно реализует свои профессиональные возможности и творческие устремления.

«Достигаю» - категория результативно-действенная, даёт право на оценочное поведение и действие на этапе получения оптимальных в данных условиях результатов педагогической инновационной деятельности.

УДК 374:392(100)

В. В. Кравченко

Школа-центр дополнительного образования № 19, Усть-Каменогорск, Казахстан

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВОСПРИЯТИЮ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования готовности личности современного школьника к восприятию общечеловеческих ценностей. На примере творческой деятельности Школы-центра дополнительного образования № 19, автор показывает, что международное этнокультурное взаимодействие способствует развитию моральных и духовных ценностных установок личностей детей.

Ключевые слова: морально-духовные ценности, принципы воспитания, гуманизм, толерантность, саморазвитие, этничность, патриотизм, гражданственность, творчество

Valentina V. Kravchenko, School-Center of Additional Education No. 19, Ust’-Kamenogorsk, Kazakhstan

INTERNATIONAL ETHNICAL AND CULTURAL RELATIONSHIP - BASIS FOR FORMING OF TODAY'S SCHOOL CHILDREN'S PREPAREDNESS TO APPRECIATION OF UNIVERSAL HUMAN VALUES

Abstract. The article considers a question of forming of a today's school children personality's preparedness to appreciation of universal human values. the author shows that international ethnical and cultural relationships help to improvement of children's moral and spiritual value paradigm; the idea is argued by the example of activity of School and Center of additional education No. 19 (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan).

Keywords: moral and spiritual values, upbringing principles, humanism, tolerance, selfimprovement, ethicality, patriotism, civic consciousness creativity.

За всю историю своего развития человечество сформировало ряд морально-духовных ценностей, которые являются основой жизнедеятельности людей независимо от расы, национальности, религиозных верований и территории проживания. Это высокий уровень воспитанности и понимание первостепенности воспитания в образовательном процессе; любовь, забота и уважение к родителям, детям; приоритет духовного по отношению к материальному, стремление жить по совести; стремление оберегать честь человека и честь сообщества в котором ты живёшь; стремление к развитию и саморазвитию.

Эти общечеловеческие ценностные представления основываются на осознании себя как личности, гражданина страны, осознание себя как единицы народности и принятии народных традиций и ценностей.

Большинство стран мира, в числе которых находятся Казахстан и Россия - многонациональны. Важнейшим условием стабильности государства является формирование дружественных многонациональных отношений, а толерантные, дружеские отношения базируются на основе общечеловеческих ценностей, которые должны формироваться ещё в детстве. Ведь недаром говорят, что будущее страны - это дети. А детство и школа - во многом тождественные понятия. Следовательно, фундамент национальной политики страны должен закладываться в концептуальных основах школьного воспитания.

Концептуальные основы воспитания Республики Казахстан (утверждены приказом министра образования и науки РК от 22 апреля 2015 года № 227) определяют:

- общую стратегию воспитания;

- цель и задачи государственной политики в сфере воспитания;

- содержание и технологию воспитания;

- основные направления воспитания и условия их реализации.

Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей [1, с. 8].

Принципы воспитания:

- принцип гуманистической направленности;

- принцип общечеловеческих ценностей;

- принцип культуросообразности;

- принцип непрерывности и преемственности;

- принцип целостности;

- принцип этничности.

Очень важно, чтобы школьник понимал свою принадлежность к народным обычаям родной культуры, чтобы его не покидало ощущение гордости за своё Отечество. Также важно воспитать в ученике уважение к своим национальным культурным ценностям, способность познавать и принимать не только свою, но и чужую культуру.

Особое значение в деле воспитания приобретает искусство, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источником постижения общечеловеческих ценностей. Эффективнее всего приобщение школьников к искусству происходит через дополнительное образование, уникальное по своему воспитательному опыту.

«Школа-центр дополнительного образования № 19» (далее - ШЦДО № 19) акимата города Усть-Каменогорска, реализует художественно-эстетическое воспитание личности школьников в процессе целостного восприятия искусства и творческой деятельности с 1989 года. Пришкольный центр «Гармония» (далее - Центр «Гармония»), реализующий дополнительное образование по 5 эстетическим направлениям, был открыт в 1998 году. За годы существования Центра «Гармония» системообразующими стали воспитательная и творческая деятельность (художественная, музыкальная, театральная и хореографическая).

Творческая деятельность ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей, возможностей, выбор подростком будущей профессии. Происходит практическое освоение азов профессий хореографа, музыканта, певца-вокалиста, художника, дизайнера, гравёра, артиста театра в гармоничном сочетании теоретической и практической подготовки.

Воспитательное направление реализуется через общественно значимую урочную и внеурочную деятельность детей разной направленности. В настоящее время приходится считаться с тем фактом, что большинство современных детей и подростков не принимают прямое воспитательное

воздействие со стороны взрослых и педагогов. Но если это воздействие осуществляется на основе позитивных образцов деятельности, моделей поведения, примеров успешного взаимодействия и самореализации, то дети готовы следовать таким примерам.

Благотворительные акции, социально значимые массовые мероприятия, конкурсы, фестивали, праздники, организаторами и участниками которых являются воспитанники Центра, обогащают воспитательное пространство позитивными общечеловеческими ценностями.

Так, в апреле 2017 года в ШЦДО № 19 воспитанниками Центра, в сотрудничестве с Детской музыкальной школой № 1 и Восточно-Казахстанским училищем искусств им. Братьев Абдуллиных был организован и проведён благотворительный концерт «От сердца к сердцу» в поддержку Сковородниковой Райаны. Девочка больна раком почки и проходит лечение в Корее. Мероприятие, на которое было также приглашено телевидение, прошло успешно. Какие цели и задачи преследовались? Прежде всего:

- привлечение общественного внимания к проблемам детского здоровья;

- воспитание чувства сострадания и сопереживания;

-развитие активной жизненной позиции, коммуникативных и общечеловеческих качеств личности.

Одной из оптимальных форм международного этнокультурного взаимодействия Центра, способствующих формированию общечеловеческих ценностей школьников, является организация и участие в творческих конкурсах.

Ежегодно Центр «Гармония» совместно с Центром международного партнёрства, принимает участие в работе школ творчества и проведении фестивалей искусств «АРТ-ЖИПТО». Очное участие в работе международных школ творчества с выездом за границу наша школа не смогла принять, но работы, отправленные на конкурс в рамках проведения международных творческих школ, были оценены высоко. Творческие работы учеников Центра получили высокую оценку на Международном конкурсе рисунков во Франции и завоевали Гран-При.

Главной целью фестивалей искусств «АРТ-ЖИПТО» так же являлось выявление одарённых детей и стимулирование нравственно-патриотического воспитания.

Приведём пример проведения ежегодного традиционного фестиваля искусств, так в 2015 году тема Фестиваля «Воля. Мужество. Героизм!» была посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Девиз Фестиваля прозвучал так: «Воля. Мужество. Героизм!».

Цели и задачи конкурса:

- на примере патриотизма солдат, их мужества и отваги вызвать чувство гордости за свою Родину, за народ, умеющий преодолевать трудности;

- воспитание патриотизма и гражданственности школьников;

- развитие детского творческого потенциала.

Конкурс нашёл глубокий эмоциональный отклик в душах школьников. Очень важно, что именно дети, представители современного поколения, с глубоким пониманием смогли выразить через творчество свою человеческую и гражданскую позицию.

Ещё один проект, в котором воспитанники Центра «Гармония» принимают активное участие - это проект ЮНЕСКО «Дети рисуют мир». История данного проекта зародилась в 1999 году, когда по инициативе ЮНЕСКО страны-участницы Организации начали выпуск альбомной серии «Дети рисуют мир». Россия, Польша, Япония - это далеко не весь перечень стран, историю и культуру которых перед тем, как изобразить своё видение страны, дети изучают и познают. А изучая, понимают и национальные ценности и традиции.

Целью данного конкурса являлось продвижение основных идеалов и принципов ЮНЕСКО в области межкультурного диалога и взаимопонимания, поддержка творчески-одарённых детей и молодёжи, а также укрепление дружественных связей между подрастающими поколениями стран; привлечение внимания людей всего мира к художественному творчеству детей, их мировосприятию истории, культуры и традиций своей страны.

Во время реализации данного проекта, были реализованы следующие задачи воспитания:

- стимулирование интереса к традициям и истории своей страны и истории других стран;

- поддержка творческой самореализации школьников;

- продвижение межкультурного диалога и взаимопонимания;

- укрепление дружественных связей между подрастающими поколениями стран мирового сообщества.

По результатам участия конкурса лучшие работы были опубликованы в международном альбоме детского творчества «Дети рисуют мир». Благодаря этому альбому, через творческие и вдохновляющие детские работы, мы можем взглянуть на взрослый мир таким, каким его видят дети.

Из большинства международных конкурсов, хочется выделить ещё конкурсы рисунков, проводимые Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» (далее - МТРК «Мир») [2].

Так, в 2015 году в рамках конкурса дети со всех уголков Содружества присылали свои работы в редакцию МТРК «Мир» с пометкой «Дети рисуют подарок маме». Тугельбаевой Дане (ребёнку с заболеванием детский церебральный паралич), занимающейся в центре «Гармония» наравне с обычными детьми, участие в этом конкурсе принесло большую радость. Дана и её мама получили от редакции МТРК «Мир» письмо с дипломом и подарком в виде большого магнита, на котором был изображён рисунок Даны. А после того, как работу Д. Тугельбаевой показали в эфире телеканала, то творческим успехам девочки смогли порадоваться её одноклассники и друзья.

Какие ценностные установки были реализованы? Это добро, любовь к матери, красота, способность ощутить себя полноценным гражданином, готовым учиться и работать на благо страны.

Таким образом, в ходе международного этнокультурного взаимодействия, через участие в конкурсах и проектах у школьников идёт формирование общечеловеческих ценностей, таких как гуманизм, интеллигентность, толерантность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях, стремление к развитию и саморазвитию.

Список литературы

1. Концептуальные основы воспитания Республики Казахстан : утв. приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 апр. 2015 г. - Астана : Изд-во Мин-ва образования и науки Респ. Казахстан, [б. и.].

2. Новый конкурс «Мира»: дети рисуют космос [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://mir24.tv/news/society/14058947 (дата обращения: 23.12.2017 г.).

УДК 379.8:316.334.55(470+571+571.150)

Г. В. Оленина

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия;

А. С. Фролова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ДОСУГОВОГО ПРОСТРАНСТВА ЖИТЕЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация. Изложены взгляды современных специалистов в области социологии села на состав сущностных, критически важных функций, исполняемых отечественными негородскими заселёнными территориями. Дана обзорная характеристика комплекса наиболее острых проблем развития современных сельских поселений, спровоцированных радикальными государственными либерально-рыночными формационными мероприятиями, муниципализацией и представляющих собой барьеры положительной социокультурной динамики российской деревни. Аргументируется необходимость активной разработки педагогического потенциала организованной досуговой деятельности современного сельчанина для решения наиболее острых проблем духовного и культурного порядка, обусловленных аксиологической дезориентацией жителя отечественной деревни, рисками его извращенной социализации, иными патологиями общественного здоровья сельской общины и проч.

Отмечена тенденция к утрате муниципальными учреждениями культуры способности к качественному удовлетворению разнообразных социально-культурных потребностей различных категорий современной сельской аудитории, состав досуговых интересов, потребностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.