Для реализации инновационного потенциала, педагог-хореограф должен осознать не только роль формирования психологической готовности к осуществлению нового вида профессиональной деятельности, но и значение для педагогического новаторства позитивного мотивационнодеятельностного состояния как последовательного осуществления профессиональных ключевых шагов: «надо», «хочу», «могу», «смею», «умею», «достигаю».
«Надо» - категория интеллектуально-действенная, даёт возможность осознания личностного смысла поведения в контексте будущей профессиональной деятельности.
«Хочу» - категория мотивационно-действенная, даёт установку психике на действие, соответствующее поведению в конкретной профессиональной ситуации.
«Могу» - категория социально-действенная, даёт право педагогу на объективные возможно -сти и выбор с учётом собственного профессионального интереса.
«Смею» - категория морально-волевая, характеризует нравственный потенциал и силу характера личности педагога-хореографа.
«Умею», «Делаю» - категория когнитивно-действенная, связана с потребностью целенаправленного поиска и формирования знаний и умений, с помощью которых личность педагога активно реализует свои профессиональные возможности и творческие устремления.
«Достигаю» - категория результативно-действенная, даёт право на оценочное поведение и действие на этапе получения оптимальных в данных условиях результатов педагогической инновационной деятельности.
УДК 374:392(100)
В. В. Кравченко
Школа-центр дополнительного образования № 19, Усть-Каменогорск, Казахстан
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВОСПРИЯТИЮ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования готовности личности современного школьника к восприятию общечеловеческих ценностей. На примере творческой деятельности Школы-центра дополнительного образования № 19, автор показывает, что международное этнокультурное взаимодействие способствует развитию моральных и духовных ценностных установок личностей детей.
Ключевые слова: морально-духовные ценности, принципы воспитания, гуманизм, толерантность, саморазвитие, этничность, патриотизм, гражданственность, творчество
Valentina V. Kravchenko, School-Center of Additional Education No. 19, Ust’-Kamenogorsk, Kazakhstan
INTERNATIONAL ETHNICAL AND CULTURAL RELATIONSHIP - BASIS FOR FORMING OF TODAY'S SCHOOL CHILDREN'S PREPAREDNESS TO APPRECIATION OF UNIVERSAL HUMAN VALUES
Abstract. The article considers a question of forming of a today's school children personality's preparedness to appreciation of universal human values. the author shows that international ethnical and cultural relationships help to improvement of children's moral and spiritual value paradigm; the idea is argued by the example of activity of School and Center of additional education No. 19 (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan).
Keywords: moral and spiritual values, upbringing principles, humanism, tolerance, selfimprovement, ethicality, patriotism, civic consciousness creativity.
За всю историю своего развития человечество сформировало ряд морально-духовных ценностей, которые являются основой жизнедеятельности людей независимо от расы, национальности, религиозных верований и территории проживания. Это высокий уровень воспитанности и понимание первостепенности воспитания в образовательном процессе; любовь, забота и уважение к родителям, детям; приоритет духовного по отношению к материальному, стремление жить по совести; стремление оберегать честь человека и честь сообщества в котором ты живёшь; стремление к развитию и саморазвитию.
Эти общечеловеческие ценностные представления основываются на осознании себя как личности, гражданина страны, осознание себя как единицы народности и принятии народных традиций и ценностей.
Большинство стран мира, в числе которых находятся Казахстан и Россия - многонациональны. Важнейшим условием стабильности государства является формирование дружественных многонациональных отношений, а толерантные, дружеские отношения базируются на основе общечеловеческих ценностей, которые должны формироваться ещё в детстве. Ведь недаром говорят, что будущее страны - это дети. А детство и школа - во многом тождественные понятия. Следовательно, фундамент национальной политики страны должен закладываться в концептуальных основах школьного воспитания.
Концептуальные основы воспитания Республики Казахстан (утверждены приказом министра образования и науки РК от 22 апреля 2015 года № 227) определяют:
- общую стратегию воспитания;
- цель и задачи государственной политики в сфере воспитания;
- содержание и технологию воспитания;
- основные направления воспитания и условия их реализации.
Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей [1, с. 8].
Принципы воспитания:
- принцип гуманистической направленности;
- принцип общечеловеческих ценностей;
- принцип культуросообразности;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип целостности;
- принцип этничности.
Очень важно, чтобы школьник понимал свою принадлежность к народным обычаям родной культуры, чтобы его не покидало ощущение гордости за своё Отечество. Также важно воспитать в ученике уважение к своим национальным культурным ценностям, способность познавать и принимать не только свою, но и чужую культуру.
Особое значение в деле воспитания приобретает искусство, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источником постижения общечеловеческих ценностей. Эффективнее всего приобщение школьников к искусству происходит через дополнительное образование, уникальное по своему воспитательному опыту.
«Школа-центр дополнительного образования № 19» (далее - ШЦДО № 19) акимата города Усть-Каменогорска, реализует художественно-эстетическое воспитание личности школьников в процессе целостного восприятия искусства и творческой деятельности с 1989 года. Пришкольный центр «Гармония» (далее - Центр «Гармония»), реализующий дополнительное образование по 5 эстетическим направлениям, был открыт в 1998 году. За годы существования Центра «Гармония» системообразующими стали воспитательная и творческая деятельность (художественная, музыкальная, театральная и хореографическая).
Творческая деятельность ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей, возможностей, выбор подростком будущей профессии. Происходит практическое освоение азов профессий хореографа, музыканта, певца-вокалиста, художника, дизайнера, гравёра, артиста театра в гармоничном сочетании теоретической и практической подготовки.
Воспитательное направление реализуется через общественно значимую урочную и внеурочную деятельность детей разной направленности. В настоящее время приходится считаться с тем фактом, что большинство современных детей и подростков не принимают прямое воспитательное
воздействие со стороны взрослых и педагогов. Но если это воздействие осуществляется на основе позитивных образцов деятельности, моделей поведения, примеров успешного взаимодействия и самореализации, то дети готовы следовать таким примерам.
Благотворительные акции, социально значимые массовые мероприятия, конкурсы, фестивали, праздники, организаторами и участниками которых являются воспитанники Центра, обогащают воспитательное пространство позитивными общечеловеческими ценностями.
Так, в апреле 2017 года в ШЦДО № 19 воспитанниками Центра, в сотрудничестве с Детской музыкальной школой № 1 и Восточно-Казахстанским училищем искусств им. Братьев Абдуллиных был организован и проведён благотворительный концерт «От сердца к сердцу» в поддержку Сковородниковой Райаны. Девочка больна раком почки и проходит лечение в Корее. Мероприятие, на которое было также приглашено телевидение, прошло успешно. Какие цели и задачи преследовались? Прежде всего:
- привлечение общественного внимания к проблемам детского здоровья;
- воспитание чувства сострадания и сопереживания;
-развитие активной жизненной позиции, коммуникативных и общечеловеческих качеств личности.
Одной из оптимальных форм международного этнокультурного взаимодействия Центра, способствующих формированию общечеловеческих ценностей школьников, является организация и участие в творческих конкурсах.
Ежегодно Центр «Гармония» совместно с Центром международного партнёрства, принимает участие в работе школ творчества и проведении фестивалей искусств «АРТ-ЖИПТО». Очное участие в работе международных школ творчества с выездом за границу наша школа не смогла принять, но работы, отправленные на конкурс в рамках проведения международных творческих школ, были оценены высоко. Творческие работы учеников Центра получили высокую оценку на Международном конкурсе рисунков во Франции и завоевали Гран-При.
Главной целью фестивалей искусств «АРТ-ЖИПТО» так же являлось выявление одарённых детей и стимулирование нравственно-патриотического воспитания.
Приведём пример проведения ежегодного традиционного фестиваля искусств, так в 2015 году тема Фестиваля «Воля. Мужество. Героизм!» была посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Девиз Фестиваля прозвучал так: «Воля. Мужество. Героизм!».
Цели и задачи конкурса:
- на примере патриотизма солдат, их мужества и отваги вызвать чувство гордости за свою Родину, за народ, умеющий преодолевать трудности;
- воспитание патриотизма и гражданственности школьников;
- развитие детского творческого потенциала.
Конкурс нашёл глубокий эмоциональный отклик в душах школьников. Очень важно, что именно дети, представители современного поколения, с глубоким пониманием смогли выразить через творчество свою человеческую и гражданскую позицию.
Ещё один проект, в котором воспитанники Центра «Гармония» принимают активное участие - это проект ЮНЕСКО «Дети рисуют мир». История данного проекта зародилась в 1999 году, когда по инициативе ЮНЕСКО страны-участницы Организации начали выпуск альбомной серии «Дети рисуют мир». Россия, Польша, Япония - это далеко не весь перечень стран, историю и культуру которых перед тем, как изобразить своё видение страны, дети изучают и познают. А изучая, понимают и национальные ценности и традиции.
Целью данного конкурса являлось продвижение основных идеалов и принципов ЮНЕСКО в области межкультурного диалога и взаимопонимания, поддержка творчески-одарённых детей и молодёжи, а также укрепление дружественных связей между подрастающими поколениями стран; привлечение внимания людей всего мира к художественному творчеству детей, их мировосприятию истории, культуры и традиций своей страны.
Во время реализации данного проекта, были реализованы следующие задачи воспитания:
- стимулирование интереса к традициям и истории своей страны и истории других стран;
- поддержка творческой самореализации школьников;
- продвижение межкультурного диалога и взаимопонимания;
- укрепление дружественных связей между подрастающими поколениями стран мирового сообщества.
По результатам участия конкурса лучшие работы были опубликованы в международном альбоме детского творчества «Дети рисуют мир». Благодаря этому альбому, через творческие и вдохновляющие детские работы, мы можем взглянуть на взрослый мир таким, каким его видят дети.
Из большинства международных конкурсов, хочется выделить ещё конкурсы рисунков, проводимые Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» (далее - МТРК «Мир») [2].
Так, в 2015 году в рамках конкурса дети со всех уголков Содружества присылали свои работы в редакцию МТРК «Мир» с пометкой «Дети рисуют подарок маме». Тугельбаевой Дане (ребёнку с заболеванием детский церебральный паралич), занимающейся в центре «Гармония» наравне с обычными детьми, участие в этом конкурсе принесло большую радость. Дана и её мама получили от редакции МТРК «Мир» письмо с дипломом и подарком в виде большого магнита, на котором был изображён рисунок Даны. А после того, как работу Д. Тугельбаевой показали в эфире телеканала, то творческим успехам девочки смогли порадоваться её одноклассники и друзья.
Какие ценностные установки были реализованы? Это добро, любовь к матери, красота, способность ощутить себя полноценным гражданином, готовым учиться и работать на благо страны.
Таким образом, в ходе международного этнокультурного взаимодействия, через участие в конкурсах и проектах у школьников идёт формирование общечеловеческих ценностей, таких как гуманизм, интеллигентность, толерантность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях, стремление к развитию и саморазвитию.
Список литературы
1. Концептуальные основы воспитания Республики Казахстан : утв. приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 апр. 2015 г. - Астана : Изд-во Мин-ва образования и науки Респ. Казахстан, [б. и.].
2. Новый конкурс «Мира»: дети рисуют космос [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://mir24.tv/news/society/14058947 (дата обращения: 23.12.2017 г.).
УДК 379.8:316.334.55(470+571+571.150)
Г. В. Оленина
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия;
А. С. Фролова
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ДОСУГОВОГО ПРОСТРАНСТВА ЖИТЕЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Аннотация. Изложены взгляды современных специалистов в области социологии села на состав сущностных, критически важных функций, исполняемых отечественными негородскими заселёнными территориями. Дана обзорная характеристика комплекса наиболее острых проблем развития современных сельских поселений, спровоцированных радикальными государственными либерально-рыночными формационными мероприятиями, муниципализацией и представляющих собой барьеры положительной социокультурной динамики российской деревни. Аргументируется необходимость активной разработки педагогического потенциала организованной досуговой деятельности современного сельчанина для решения наиболее острых проблем духовного и культурного порядка, обусловленных аксиологической дезориентацией жителя отечественной деревни, рисками его извращенной социализации, иными патологиями общественного здоровья сельской общины и проч.
Отмечена тенденция к утрате муниципальными учреждениями культуры способности к качественному удовлетворению разнообразных социально-культурных потребностей различных категорий современной сельской аудитории, состав досуговых интересов, потребностей,