Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / развитие среднего профессионального образования / преподаватель организации СПО / профессиональная компетентность преподавателя организации СПО / развитие профессиональной компетентности преподавателя организации СПО / secondary vocational education / development of secondary vocational education / teacher of vocational education organization / professional competence of teacher of vocational education organization / development of professional competence of teacher of vocational education organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Груднинская

В данной статье рассматривается проблема реализации организационно-педагогических условий, соблюдение которых позволяет обеспечить развитие основных составляющих профессиональной компетентности преподавателей, занятых в системе среднего профессионального образования. Необходимость соответствующей деятельности доказывается на основании результатов исследования состояния современной образовательной системы и общества в целом. Демонстрируются изменившиеся в силу объективных экономических, социально-политических и культурных причин требования социума к специалистам соответствующего уровня. Делается промежуточный вывод о том, что подобные метаморфозы с неизбежностью влекут изменения в совершенствовании системы компетенций педагогических работников, занимающихся их подготовкой. Далее вышеозначенные условия получают конкретную формулировку. После этого в статье поэтапно раскрывается ход процесса развития компетентности преподавателей. Говорится об использовании конкретных методов и форм его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Груднинская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN TEACHERS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article is based on the research of scientific literature and the author’s own pedagogical experience and discusses a problem of implementing some organizational and pedagogical conditions. Their observance allows for the development of the main components of the professional competence among teachers who are employed in the secondary vocational education system. The need for appropriate activities is proved on the basis of the modern educational system and society as a whole study results. The society requirements for the appropriate level specialists, which have changed due to objective economic, socio-political and cultural reasons, are demonstrated. An intermediate conclusion is made that such metamorphoses inevitably entail changes in the improvement of the teaching staff engaged in their training competence system. The conditions receive a specific formulation. The article reveals the course of the developing process of competence in teachers. The article also says about the use of specific methods and forms of its organization.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

выделить следующие принципы разработки оценки эффективности деятельности преподавателей: комплексность оценки; объективность результатов; принцип дифференциации; принцип количественной оценки качества труда преподавателей; принцип согласования; принцип обратной связи; принцип направленности на стимулирование труда и повышение зарплаты; принцип адаптивности.

Часто главным критерием оценки эффективности научно-педагогических коллективов является их роль в достижении показателей Программы развития конкретного вуза. На наш взгляд, посредством практики эффективного контракта возможно выделение следующих показателей эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза: публикационная активность: количество публикаций в индексируемых отечественных журналах; участие в конференциях, симпозиумах и т. п. научных мероприятиях; индексы цитирования; результаты научно-исследовательской работы обучающихся (выпускные квалификационные работы; дипломные проекты, магистерские диссертации); результаты руководства аспирантами и докторантами; привлечение внебюджетных средств посредством «грантовой» работы (внешнее финансирование); патенты на собственные изобретения (или в составе коллектива). При этом предназначение индивидуального контракта не должно сводиться к анализу наукометрических показателей и объёмов педагогической нагрузки в целях определения его соответствия занимаемой должности или установления размера выплачиваемой ему премии [7, с. 150]. Индивидуальные контракты должны служить

Библиографический список

достижению результатов научной, образовательной, воспитательной, экспертной, просветительской деятельности всего университета в целом.

Таким образом, можно сделать выводы о том, университеты играют ключевую роль в создании новых знаний, развитии инноваций и подготовке кадров для различных отраслей экономики.

Для успешной научно-исследовательской работы вуз должен активно поддерживать свой профессорско-преподавательский состав, обеспечивая доступ к современным исследовательским ресурсам, оборудованию и технологиям. Также важно создавать условия для развития исследовательских групп и поддерживать инициативы в области научных исследований. Кроме того, важно поддерживать сотрудников вуза на всех этапах их карьерного развития, предоставляя возможности для повышения квалификации, участия в конференциях и семинарах, а также для публикации и распространения результатов научных исследований.

В целом эффективность научно-исследовательской работы в вузе не только способствует развитию науки и образования, но и повышает престиж университета, привлекает внимание студентов, исследователей и инвесторов. Среди таких факторов важным считаем также учёт индексов цитирования, патентов на изобретения, результатов руководства аспирантами и докторантами и, конечно, привлечение внебюджетных средств на научно-исследовательскую деятельность посредством «грантовой» работы, что также предлагается отнести к показателям эффективности научной деятельности.

1. Авдеева Е.А. Эффективный контракт VS Эффективный работник. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 52-5: 9-15.

2. Августа Е.Н., Белозерова Ю.М., Богомазова А.А. и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

3. Горб В.Г Профессиональная эффективность и качество деятельности преподавателя высшей школы. Педагогическое образование в России. 2020; № 6: 53-68.

4. Дорждеев А.В., Кизатова Н.А., Лосев А.Г., Тараканов В.В. Финансовые аспекты обеспечения эффективных контрактов научно-педагогических работников. Вестник ВолГУ. Экономика. 2015; № 3: 93-103.

5. Казин Ф.А., Кондратьев А.В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки. Университетское управление: практика и анализ. 2022; № 1: 18-41.

6. Клеймёнова Т.Н., Сюсина Т.О., Смирнова Н.Н. Резервы повышения публикационной активности преподавателей высших учебных заведений. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-4: 179-181.

7. Кропачев Н.М., Еремеев В.В., Попов А.В. Разработка системы показателей эффективности образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава: опыт Санкт-Петербургского государственного университета. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2020; № 2: 133-150.

8. Лагусева Н.Н. О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов. ВестникРМАТ. 2020; № 1: 49-53.

9. Литвинова В.С., Фастович ГГ., Фомина Л.В. К вопросу о формировании стратегии обеспечения трудовыми ресурсами в системе образовательных учреждений. Аграрное и земельное право. 2020; № 10 (214): 38-43.

10. Лосев А.Г, Корольков С.А., Тараканов В.В. Модель финансового обеспечения выполнения целевых показателей эффективности работы вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2020; № 6 (112): 49-57.

11. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Рейтинг педагога высшей школы как средство повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; № 2: 76-82.

12. Романов Е.В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений. Университетское управление: практика и анализ. 2016; № 104 (4): 64-81.

13. Сенашенко В.С., Халин В.Г Об эффективном контракте в высшей школе. Высшее образование в России. 2015; № 5: 27-36.

14. Смирнова М.С., Листратов И.В., Юн Д.А. Правовое регулирование квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений. Юридические исследования. 2023; № 3: 17-23.

15. Черкасова М.А. Мотивация научно-инновационной деятельности в вузе посредством практики эффективного контракта. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020; № 2: 87-90.

References

1. Avdeeva E.A. 'Effektivnyj kontrakt VS 'Effektivnyj rabotnik. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2016; № 52-5: 9-15.

2. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol'prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

3. Gorb V.G. Professional'naya 'effektivnost' i kachestvo deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020; № 6: 53-68.

4. Dorzhdeev A.V., Kizatova N.A., Losev A.G., Tarakanov V.V. Finansovye aspekty obespecheniya 'effektivnyh kontraktov nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. Vestnik VolGU. 'Ekonomika. 2015; № 3: 93-103.

5. Kazin F.A., Kondrafev A.V. Razvitie koncepcii predprinimatel'skogo universiteta v vuzah Rossii. Novyj instrumentarij ocenki. Universitetskoe upravlenie: praktika ianaliz. 2022; № 1: 18-41.

6. Klejmenova T.N., Syusina T.O., Smirnova N.N. Rezervy povysheniya publikacionnoj aktivnosti prepodavatelej vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-4: 179-181.

7. Kropachev N.M., Eremeev V.V., Popov A.V. Razrabotka sistemy pokazatelej 'effektivnosti obrazovatel'noj i nauchnoj deyatel'nosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava: opyt Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2020; № 2: 133-150.

8. Laguseva N.N. O formirovanii innovacionnoj sistemy ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti i ee rezul'tatov. VestnikRMAT. 2020; № 1: 49-53.

9. Litvinova V.S., Fastovich G.G., Fomina L.V. K voprosu o formirovanii strategii obespecheniya trudovymi resursami v sisteme obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Agrarnoe izemel'noe pravo. 2020; № 10 (214): 38-43.

10. Losev A.G., Korol'kov S.A., Tarakanov V.V. Model' finansovogo obespecheniya vypolneniya celevyh pokazatelej 'effektivnosti raboty vuza. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2020; № 6 (112): 49-57.

11. Poddubnaya T.N., Yurchenko A.A. Rejting pedagoga vysshej shkoly kak sredstvo povysheniya konkurentosposobnosti nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; № 2: 76-82.

12. Romanov E.V. Normirovanie nagruzki prepodavatelej: problemy i poisk reshenij. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2016; № 104 (4): 64-81.

13. Senashenko V.S., Halin V.G. Ob 'effektivnom kontrakte v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 5: 27-36.

14. Smirnova M.S., Listratov I.V., Yun D.A. Pravovoe regulirovanie kvalifikacionnyh trebovanij k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu vysshih uchebnyh zavedenij. Yuridicheskie issledovaniya. 2023; № 3: 17-23.

15. Cherkasova M.A. Motivaciya nauchno-innovacionnoj deyatel'nosti v vuze posredstvom praktiki 'effektivnogo kontrakta. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2020; № 2: 87-90.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 378

Grudninskaya T.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia); Head of Department of Vocational Education (College), The Korolev Branch of International Law Institute (Korolev, Russia), E-mail: tamaragrudninskaya@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN TEACHERS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article is based on the research of scientific literature and the author's own pedagogical experience and discusses a problem of implementing some organizational and pedagogical conditions. Their observance allows for the development of the main components of the professional competence

among teachers who are employed in the secondary vocational education system. The need for appropriate activities is proved on the basis of the modern educational system and society as a whole study results. The society requirements for the appropriate level specialists, which have changed due to objective economic, socio-political and cultural reasons, are demonstrated. An intermediate conclusion is made that such metamorphoses inevitably entail changes in the improvement of the teaching staff engaged in their training competence system. The conditions receive a specific formulation. The article reveals the course of the developing process of competence in teachers. The article also says about the use of specific methods and forms of its organization.

Key words: secondary vocational education, development of secondary vocational education, teacher of vocational education organization, professional competence of teacher of vocational education organization, development of professional competence of teacher of vocational education organization

Т.В. Груднинская, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, зав. отделением

СПО (Колледж) Королевского филиала ОЧУ ВО «Международный юридический институт», г. Королёв, E-mail: tamaragrudninskaya@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается проблема реализации организационно-педагогических условий, соблюдение которых позволяет обеспечить развитие основных составляющих профессиональной компетентности преподавателей, занятых в системе среднего профессионального образования. Необходимость соответствующей деятельности доказывается на основании результатов исследования состояния современной образовательной системы и общества в целом. Демонстрируются изменившиеся в силу объективных экономических, социально-политических и культурных причин требования социума к специалистам соответствующего уровня. Делается промежуточный вывод о том, что подобные метаморфозы с неизбежностью влекут изменения в совершенствовании системы компетенций педагогических работников, занимающихся их подготовкой. Далее вышеозначенные условия получают конкретную формулировку. После этого в статье поэтапно раскрывается ход процесса развития компетентности преподавателей. Говорится об использовании конкретных методов и форм его организации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, развитие среднего профессионального образования, преподаватель организации СПО, профессиональная компетентность преподавателя организации сПо, развитие профессиональной компетентности преподавателя организации СПО

Актуальность темы, раскрываемой на страницах настоящего исследования, обусловлена трансформацией требований к выпускникам системы СПО. Действительно, современное общество характеризуется непредсказуемой социальной, культурной и экономической динамикой, перманентной эскалацией темпов научно-технического прогресса и возможностью мгновенного доступа к практически любой информации (Г.С. Альтшуллер, Т.Е. Климова, Ж.А. Корнеева, А.А. Реан, Л.Д. Столяренко). В таких условиях структура компетентностного портрета индивида, успешно завершившего обучение по программе среднего профессионального образования, с неизбежностью должна была претерпеть существенные изменения (З.Н. Апазаова, Л.Е. Еранькина, Д.В. Качалов, В.В. Кли-ментьева, Е.Г Литвинова, С.И. Осипова, В.И. Сахарова).

Конечно, значение предметных знаний, умений и навыков для успешной реализации профессиональной деятельности специалистом такого уровня во многом сохраняется [1, с. 117]. Однако вместе с тем фиксируется неуклонное возрастание роли компетенций, носящих универсальный, надпредметный характер [2, с. 127]. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержательной и организационной сторон, методологии и инструментальной базы учебно-воспитательного процесса [3, с. 35].

Такая ситуация обусловливает необходимость изменения подходов к планированию и реализации профессионального роста педагогических работников системы СПО (И.В. Блауберг, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Э.Г Юдин). В частности, определённого внимания заслуживают организационные и педагогические условия, обеспечивающие эффективность соответствующих процессов. Их рассмотрению посвящена данная статья.

Таким образом, её цель - освещение наиболее значимых, на взгляд автора, организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности преподавателей среднего профессионального образования.

Задачи, которые необходимо решить для её достижения:

- продемонстрировать структуру профессиональной компетентности современного преподавателя организации СПО;

- рассмотреть комплекс организационно-педагогических условий, способствующих её развитию;

- определить поэтапно содержание деятельности, направленной на реализацию этих условий;

- предложить систему конкретных форм и методов работы, применение которых будет в наибольшей степени способствовать реализации этих условий.

В ходе решения указанных задач автором использовались следующие методы исследования: изучение литературы, затрагивающей соответствующую проблематику; анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи сводится к тому, что в ней был рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий, способствующих развитию компетентности современного преподавателя организации, входящей в систему среднего профессионального образования РФ.

Её теоретическая значимость заключается в определении содержания деятельности, направленной на реализацию таковых.

Практическая значимость состоит в исследовании системы форм и методов работы, применение которых будет в наибольшей степени способствовать успешному практическому воплощению выявленных условий.

Основу структуры профессиональной компетентности современного педагогического работника, занятого в системе СПО, составляют четыре компонента: мотивационно-ценностный [4, с. 83]; когнитивный; деятельностный; рефлексивный [4, с. 85]. Каждому из них соответствует определённая функция. Эта, последняя, позволяет сформулировать соответствующую задачу, которую необходимо решить в ходе организации и реализации процесса профессионального развития преподавателя [2, с. 128]. Рассмотрим такие задачи (табл. 1).

Таблица 1

Задачи по развитию компонентов профессиональной компетентности преподавателя организации среднего профессионального образования

Компонент Задача

Мотивационно-ценностный Поэтапная разработка и последующая реализация содержания, форм и методов повышения мотивации преподавателей [5, с. 132]

Когнитивный Деятельностный Планирование, организация и обеспечение оценки результатов совершенствования системы профессиональных и личностных знаний, умений и навыков преподавателей СПО [4, с. 86]

Рефлексивный Формирование у педагогов способности к критической оценке результатов собственной профессионально-педагогической деятельности и последующей коррекции её результатов [3, с. 38]

Решение перечисленных выше задач представляется возможным в случае реализации комплекса организационно-педагогических условий. К ним относятся:

- актуализация субъектной позиции преподавателя, осуществляющего профессионально-педагогическую деятельность в системе СПО, по отношению к процессу совершенствования его профессиональной компетентности [5, с. 139];

- осуществление рефлексивного управления поступательным развитием компетенций педагогов;

- организация эффективной работы методической службы ОО [1, с. 120].

Деятельность по реализации этих условий включает информационно-ориентирующий, процессуально-деятельностный и рефлексивно-прогностический этапы (К.И. Ахметова, В.П. Беспалько, А.С. Дорофеев, О.А. Крайнова, А.Н. Майоров, С.С. Сосинская). Рассмотрим каждый из них подробнее.

Содержание работы на первом этапе в основном сводится к таким действиям:

- определение начального уровня профессиональной компетентности преподавателей путём проведения диагностики и самодиагностики [6, с. 35];

- максимальная актуализация наличных знаний, умений и навыков;

- стимулирование потребностно-мотивационной сферы преподавателей в части профессионального развития;

- разъяснение и аргументация необходимости развития профессиональной компетентности педагогов организаций СПО [7, с. 6].

Следующий, процессуально-деятельностный этап характеризуется преимущественной реализацией действий, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогов СПО, выявленных в ходе предыдущего [8, с. 60]. В ходе его реализации также завершается процесс самоопределения преподавателей в сфере развития у них системы необходимых компетенций.

Третий этап, рефлексивно-прогностический, связан с успешной самореализацией личности преподавателя [9, с. 11]. На основе участия в первых двух этапах на этом, последнем, формируется собственный практический опыт совершенствования профессиональных компетенций (Е.В. Бакач, М.Т. Громкова, М.А. Лямзин, С.В. Сайгушкина, Ю.Н. Феофанова). Анализируя полученные таким образом эмпирические данные, педагог системы СПО убеждается в необходимости постоянного развития системы собственных профессиональных и личностных компетенций для достижения стабильно положительных результатов профессионально-педагогической деятельности [10, с. 136-137]. При этом ведущим механизмом выступает система «реализация - самореализация» преподавателя в ходе профессиональной деятельности [11, с. 89]. По ходу практического воплощения перечисленных выше организационно-педагогических условий в процессе развития профессиональной компетентности педагогов системы СПО могут быть использованы как групповые, так и индивидуальные формы работы (табл. 2).

Таблица 2

Индивидуальные и групповые формы организации деятельности, направленной на реализацию организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Формы организации

Индивидуальные Групповые

Деловые игры [7, с. 8] Самообучение

Практические занятия Публикация учебных, научных и методических материалов

Взаимопосещение учебных занятий с обязательным последующим обсуждением [8, с. 59] Подготовка к презентации собственного педагогического опыта

Интерактивные лекции Прохождение стажировок [10, с. 141]

Конкурсы профессионального мастерства Самостоятельное изучение передового опыта коллег [12, с. 160-161]

Мастер-классы [6, с. 41] Обучение в магистратуре, аспирантуре

Коучинг-сессии Закрепление в качестве соискателя ученой степени на кафедре вуза

Конференции, семинары, круглые столы Индивидуальные консультации [9, с. 13]

Работа в составе творческих групп, цикловых комиссий [4, с. 83] Наставничество

Внимания также заслуживают некоторые самостоятельные формы работы преподавателей по развитию собственной профессиональной компетентности. К ним относятся: самоцепеполагание; самопланирование; самодиагностика уровня сформированности профессиональных и личностных компетенций [12, с. 162]; саморегулирование; самоанализ; самоконтроль; самооценка [11, с. 95]. Известные на сегодняшний день методы развития профессиональной компетентности преподавателей могут быть разделены на прямые и опосредованные (табл. 3).

При оценке эффективности соответствующей деятельности могут быть использованы мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный критерии. Рассмотрим их с соответствующими показателями (табл. 4).

Библиографический список

Таблица 3

Прямые и опосредованные методы работы, направленные на реализацию организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО

Методы работы

Прямые Опосредованные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направленное приобретение профессионального опыта Обсуждение сложностей, возникающих по ходу образовательного процесса

Производственный инструктаж Развитие творческой активности педагога

Чёткие требования выполнения поставленных задач Формирование духа творческой конкуренции [14, с. 79]

Формирование и последующее представление образов-примеров [13, с. 115] Моральное поощрение

Деловое общение Рефлексия и самоконтроль [13, с. 119]

Таблица 4

Критерии и показатели успешности реализации организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности педагогов СПО

Критерии Показатели

Мотивационно-ценностный Степень выраженности ценностного отношения преподавателя к собственной деятельности

Наличие осознанной потребности в её реализации

Готовность к постоянному саморазвитию [12, с. 163]

Когнитивный Знание современных психолого-педагогических представлений об организации современной системы среднего профессионального образования

Чёткое понимание требований общества к современному педагогу и результатам его труда

Деятельностный Методические умения

Аналитические умения

Проектировочные умения

Педагогические умения

Коммуникативные умения [14, с. 82]

Рефлексивный Способность объективно оценивать уровень развития собственной профессиональной компетентности

Умение осуществлять объективные самоконтроль и самооценку

Подводя итоги работы, отметим: правильная организация совершенствования системы профессиональных компетенций у педагогических работников, занятых в образовательных организациях, входящих в систему СПО, на сегодняшний день является одним из важнейших шагов по пути дальнейшего прогрессивного развития таковой. Её обеспечение подразумевает соблюдение ряда важных условий. В свою очередь, их воплощение в образовательной практике подразумевает поэтапную реализацию ряда форм и методов. Последние в основном известны современным исследователям и практикам, следовательно, развитие компетентности педагогов СПО не должно вызвать серьёзных затруднений.

1. Ивашко М.И. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа в ходе изучения общеобразовательных дисциплин: особенности, проблемы и пути их решения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 116-120.

2. Ванягина М.Р Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в. Вестник СПбГИК. 2020; № 3 (44): 125-130.

3. Наумов В.П., Шагеева Д.И. Методологические основы организации проектной деятельности студентов СПО в условиях цифрового общества. Инновационное развитие профессионального образования. 2022; № 4 (36): 33-39.

4. Недоступенко Д.А. Управление профессиональным развитием молодых преподавателей колледжа. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 2 (116): 83-86.

5. Швецова А.В., Куимов В.С. Социальный портрет педагога профессионального обучения в ракурсе сравнительных социологических исследований. Профессиональное образование и рынок труда. 2022; № 4: 130-143.

6. Илакавичус М.Р Повышение квалификации педагогических работников россии как современное образование взрослых. Научно-педагогическое обозрение. 2020; № 2 (30): 35-43.

7. Слободчиков В.И., Игнатьева ГА. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования. Нижегородское образование. 2020; № 1: 4-10.

8. Калинина Т.В., Бусарова Н.В., Гусева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Общество: социология, психология, педагогика. 2023; № 7: 58-64.

9. Якушина М.С. Выбор индивидуального пути повышения квалификации работников образования. Человек и образование. 2020; № 3 (64): 11-15.

10. Скочилова Е.Ю., Пекарская Л.В. Роль стажировок в практико-ориентированном подходе реализации программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021; № 1 (12): 136-142.

11. Федосеева З.А. Мониторинг качества методической работы как инструмент оценки научнометодического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников в системе СПО. Инновационное развитие профессионального образования. 2022; № 3 (35): 88-96.

12. Ганушкевич Т.В. Организация процесса самообразования педагогов. Вестник науки. 2022; № 12 (57): 160-163.

13. Коновалов А.А., Ожиганова Д.А. Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов. Профессиональное образование и рынок труда. 2023; Т. 11, № 2: 113-120.

14. Вотинцев А.В. Образовательная среда как инструмент профессионального развития педагогических кадров. Педагогическое образование в России. 2022; № 6: 79-84. References

1. Ivashko M.I. Organizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov kolledzha v hode izucheniya obscheobrazovatel'nyh disciplin: osobennosti, problemy i puti ih resheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 116-120.

2. Vanyagina M.R. Obschekul'turnye kompetencii uspeshnogo specialista XXI v. VestnikSPbGIK. 2020; № 3 (44): 125-130.

3. Naumov V.P., Shageeva D.I. Metodologicheskie osnovy organizacii proektnoj deyatel'nosti studentov SPO v usloviyah cifrovogo obschestva. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2022; № 4 (36): 33-39.

4. Nedostupenko D.A. Upravlenie professional'nym razvitiem molodyh prepodavatelej kolledzha. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022; № 2 (116): 83-86.

5. Shvecova A.V., Kuimov V.S. Social'nyj portret pedagoga professional'nogo obucheniya v rakurse sravnitel'nyh sociologicheskih issledovanij. Professional'noeobrazovanieirynok truda. 2022; № 4: 130-143.

6. Ilakavichus M.R. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov rossii kak sovremennoe obrazovanie vzroslyh. Nauchno-pedagogicheskoeobozrenie. 2020; № 2 (30): 35-43.

7. Slobodchikov V.l., Ignat'eva G.A. Antropologicheskij status dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov v kontekste nacional'noj povestki razvitiya obrazovaniya. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2020; № 1: 4-10.

8. Kalinina T.V., Busarova N.V., Guseva N.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie nepreryvnogo povysheniya professional'nogo masterstva pedagogicheskih rabotnikov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023; № 7: 58-64.

9. Yakushina M.S. Vybor individual'nogo puti povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Chelovekiobrazovanie. 2020; № 3 (64): 11-15.

10. Skochilova E.Yu., Pekarskaya L.V. Rol' stazhirovok v praktiko-orientirovannom podhode realizacii programm povysheniya kvalifikacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2021; № 1 (12): 136-142.

11. Fedoseeva Z.A. Monitoring kachestva metodicheskoj raboty kak instrument ocenki nauchnometodicheskogo soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih rabotnikov v sisteme SPO. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2022; № 3 (35): 88-96.

12. Ganushkevich T.V. Organizaciya processa samoobrazovaniya pedagogov. Vestnik nauki. 2022; № 12 (57): 160-163.

13. Konovalov A.A., Ozhiganova D.A. Prioritetnye napravleniya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagogov. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2023; T. 11, № 2: 113-120.

14. Votincev A.V. Obrazovatel'naya sreda kak instrument professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022; № 6: 79-84.

Статья поступила в редакцию 12.03.24

УДК 378

Karpova N.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Joint Center for Innovative Educational Scientific Research and Production, Don State Technical

University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: karpova_nk@mail.ru

Mareev V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Advisor to the Rector for Development of Pedagogical Direction, Southern Federal University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: mareev@sfedu.ru

Petrova N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Technology and Vocational Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy,

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: nppetrova@sfedu.ru

USING THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP RESOURCE IN TRAINING PERSONNEL FOR THE RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY. The article talks about the role of public-private partnerships in training personnel for the defense industry. The methodological basis of the study has been determined. Economic sociody-namics determines the activity of the state in the functioning and development of market processes, both in terms of participation in projects with private business and in financing the public sector. This is the mechanism for the formation of a mixed economy, thereby ensuring the development of society through a different combination of systems and their constant updating. The results of the study are revealed, which consist in defining and substantiating a new institutional structure - a design and technological network for solving the tasks of training personnel for the defense industry. The prospects of the study are related to the deepening of theoretical and methodological foundations in terms of conceptualization of institutional PPP complexes structurally formed into a technological project network of an advanced nature.

Key words: institute of public-private partnership, technological project network, personnel training for the defense industry, basic principles of methodology of public-private partnership

Н.К. Карпова, д-р пед. наук, проф., рук. Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производств

Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: karpova_nk@mail.ru

В.И. Мареев, д-р пед. наук, проф., советник ректора по развитию педагогического направления Южного федерального университета,

г. Ростов-на-Дону. E-mail: mareev@sfedu.ru

Н.П. Петрова, д-р пед. наук, проф., Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: nppetrova@sfedu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье говорится о том, какую роль государственно-частное партнерство выполняет в подготовке кадров для оборонной промышленности. Определена методологическая база исследования. Экономическая социодинамика обусловливает активность государства в функционировании и развитии рыночных процессов как в аспекте участия в проектах с частным бизнесом, так и в финансировании бюджетной сферы. В этом заключается механизм формирования смешанной экономики, обеспечивающей тем самым развитие общества за счет различного сочетания систем и их постоянного обновления. Определены результаты исследования, которые заключаются в определении и обосновании новой институциональной структуры - проектно-технологической сети опережающего характера, призванной решать задачи подготовки кадров для оборонной промышленности. Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований в плане концептуализации институциональных комплексов ГЧП, структурно-сформированных в технологическую проектную сеть опережающего характера.

Ключевые слова: институт государственно-частного партнерства, технологическая проектная сеть, подготовка кадров для оборонной промышленности, базовые принципы методологии государственно-частного партнерства

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью сближения системы профессионального образования прежде всего технической направленности с предприятиями оборонной промышленности, актуализируя создание технологической сети проектов, управление которой осуществимо с использованием механизмов ГЧП. В этой связи необходимо определение методологических основ государственно-частного партнерства в контексте рассмотрения структурологизации систем (Э. Гидденс) теории «среднего уровня» (Р. Мертон). В рассмотрении заявленной проблемы значима интерпретация ка-

чества образования как безусловной ценности. Тем самым феномен «качество» определяется ориентиром для обеспечения объединения партнерских организаций, формирующих институт ГЧП, что входит в приоритет государственной политики в области образования [1-7].

Цель исследования: обоснование институциональной структуры, интегрирующей компетенции существующей системы профессионального образования РФ и бизнеса в плане формирования новых моделей науки, образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.