Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений'

Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1232
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Кадырова Гулнора Нуриевна

В статье рассмотрены особенности профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Раскрыты основные понятия: профессиональная компетентность, педагогические условия, организационные условия. Выделены организационно-педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Кадырова Гулнора Нуриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Зотова И.В.1, Кадырова Г.Н.2

'Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Кадырова Гулнора Нуриевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены особенности профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Раскрыты основные понятия: профессиональная компетентность, педагогические условия, организационные условия. Выделены организационно-педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, организационно-педагогические условия, педагог дошкольных образовательных учреждений.

Современная жизнь на сегодняшний день предъявляет педагогу серьезные требования, такие как высококачественное образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в огромном потоке поступающей информации. Произошедшие в нашей стране перемены за последние годы, влекут за собой изменения в образовательной политике, которые прошли пересмотр теоретических основ и практики в образовании.

Профессиональная компетентность современного воспитателя ДОУ определяется как сочетание общечеловеческих и определенных профессиональных установок, позволяющая ему справиться с образовательной программой и особыми ситуациями, которые возникают в психолого-педагогическом процессе в дошкольной организации, разрешение таких ситуаций способствуют уточнению, совершенствованию и практической реализации задач развития, общих и специальных способностей [3, с. 4].

Общетеоретический фундамент изучения проблемы профессионально-педагогической компетентности представлен в работах О.А. Абдуллиной, М.В. Авериной, С.С. Аверинцева, С.С. Антоненко, А.Г. Асмолова, И.В. Бестужева-Лады, Е.В. Бондаревской, Р.Х. Гильмеевой, Г.М. Гогоберидзе, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, И.А. Ильина, В.А. Кан-Калика, JI.H. Коган, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, И.А. Малашихиной, А.К. Марковой, Г.В. Мухаметзяновой, В.П. Намчука, С.И. Никитина, Ю.И. Саенко, В.А. Сластенина, Г.М. Соловьева, Г.С. Сухобской, В.А. Шаповалова и др.

В сфере дошкольного образования проведено исследование профессиональной компетентности педагогических кадров (И.В. Бичева), профессионально-значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В. Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И. Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя ДОУ предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать педагогические задачи определенного уровня (стратегического, тактического или оперативного) (В.Е. Морозова).

Актуальность проблемы исследования на научно-практическом уровне вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких психолого-педагогических условий, которые были бы ориентированы на повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО, через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений и профессионально-ценностных ориентаций.

Педагогическая система успешно функционирует в определенных условиях, т.е. факторах, обстоятельствах, совокупности мер, влияющих на ее эффективность.

Понятие «организационно-педагогические условия» включает две смысловые части: «организационные условия» и «педагогические условия».

Понятие «педагогические условия» определяется многоаспектно, включая в своё содержание:

- комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) [1 , с. 117];

- совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) [5].

В научной литературе термин «организация» употребляется для характеристики социальных, биологических и некоторых технических объектов (часто в общем контексте с понятиями «структура» и «система»).

В философии «организация» (от фр. organization - то, что имеет стройный, упорядоченный вид [2]) описывается как:

- внутренняя согласованность, упорядоченность взаимодействия более или менее автономных и дифференцированных частей целого, определяемая его строением;

- система действий или процессов, которые приводят к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями одного целого;

- группа людей, которые совместно реализуют некую программу или цель и действуют на основе определенных правил и процедур (И. Лакатос) [4].

С позиций выбранных нами методологических подходов, сохраняя указанный смысл, организация рассматривается как феномен, обеспечивающий обычное протекание и постоянное воспроизведение деятельности.

Чаще всего в педагогических исследованиях (В.И. Андреев, В.А. Беликов, А.Я. Найн) освещаются организационно-педагогический или общепедагогический аспекты понятия условий. Они рассматриваются относительно процессов развития, обучения и воспитания.

Таким образом, мы рассматриваем организационно-педагогические условия как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО и которые способствуют успешности этого процесса [3].

К данным условиям будут относиться:

- в качестве критерия развития профессиональной компетентности в области воспитания должен быть использован нормативно-диагностический эталон, отражающий ее основные структурные компоненты, который определен с учетом требований квалификационных категорий педагогических работников ДОУ и в соответствии с новыми целевыми ориентациями, заданными современным ФГОС ДО;

- осуществление мониторинга, позволяющего оценивать стартовые возможности воспитателей в работе по повышению профессиональной компетентности;

- создание комфортных условий для развития профессиональной компетентности;

- разработка на основе дифференцированного подхода плана повышения профессиональной компетентности воспитателей;

- организация работы с воспитателями по подгруппам на основе их исходного уровня компетентности;

- применение активных методов в методической работе по повышению профессиональной компетентности воспитателей ДОУ.

Таким образом, повышение квалификации педагогов - комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации и т.д., которое будет проходить успешнее при учете определенных организационно-педагогических условий.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 3-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2013. 608 с.

2. Грицанов А.А. Новейший философский словарь 3-е изд., исправл. / А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.

3. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс] / Г.А. Демидова // Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4625-2012-11-08-18-55-57/ (дата обращения: 18.05.2018).

4. Локатос И. Концепция научно-исследовательских программ. [Электронный ресурс] / И. Локатос // Режим доступа: http://studfilosed.ru/otvety-na-ekzamen-po-filosofii/180-koncepciya-nauchnoissledovatelskix-programm-i-lokatosa.html/ (дата обращения: 18.05.2018).

5. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я. Найн // Педагогика, 1995. № 5. С. 44-49.

К ВОПРОСУ: ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Хайбуллаева Ф.Р.

Хайбуллаева Фериде Рустемовна — преподаватель, кафедра специального (дефектологического) образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье проанализирована и обобщена научно-методическая литература по проблеме реализации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования. Перечислены и раскрыты трудности реализации инклюзивного образования. Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, студенты с особыми образовательными потребностями, условно здоровые обучающиеся высшего учебного заведения.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на образование, в том числе и на высшее, которое должно быть доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между лицами с разными национальностями, религиозными группами и индивидуальными особенностями. К лицам с индивидуальными особенностями относятся и люди с особыми образовательными потребностями.

Реализация инклюзивного образования на высшей ступени образовательной системы в Российской Федерации является важной составляющей успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации и саморазвития людей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и людей с нормой развития, в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для лиц с условной нормой психофизического развития инклюзивная культура важна, с помощью данной культуры прививаются такие моральные понятия, как гуманность, толерантность, терпимость, уважение. Формирование инклюзивной культуры, прежде всего, преследует цель полноценной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Одним из главных направлений в реализации инклюзии в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса (студентов, профессорско-преподавательского состава и других работников высшего учебного заведения). Это непосредственно связано со сложившимся стереотипом мнения социума, в котором понятие «инвалид» во все времена означало «лицо, непригодное к трудовой и профессиональной деятельности». Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, в результате чего к ним формировалось призренческое, незаслуженное отношение.

Инклюзия - долгосрочная стратегия, представляющая не как локальный участок работы, а междисциплинарный подход в организации деятельности системы образования по всем направлениям в целом. Инклюзия относится ко всем субъектам образовательного процесса, то есть лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей, условно нормальных обучающихся и их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.