Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ У СТАРШЕКЛАССНИКА / РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ВАРИАТИВНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫБОРА / HIGH-SCHOOL STUDENT'S ACADEMIC MOBILITY / HIGH-SCHOOL STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY DEVELOPMENT / VARIABILITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корпачева Людмила Николаевна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме выявления организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников в средней школе. Наша цель -теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников в средней школе. Методология. В ходе исследования проведён анализ научной литературы по проблеме, анализ нормативных документов; классификация, проектирование; применялись эмпирические методы: опрос, тестирование; педагогический эксперимент, методы математической обработки данных. Результаты. В статье раскрываются в логике личностно-деятельностного и аксиологического подходов понимание сущность процесса развития академической мобильности, а также выявленные организационно-педагогические условия. Выводы. Делаются выводы о том, что развития академической мобильности старшеклассника как многоуровневый процесс качественных изменений ценностного, когнитивного и операционального компонентов образовательного результата, происходящий в результате опыта построения и реализации индивидуального образовательного маршрута учеником старших классов, полученного в условиях организованной педагогами и руководителями педагогической ситуации. В качестве организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников выявлены и апробированы: - вариативность (обеспечение многообразия и динамичности в образовательном процессе, ситуаций, требующих осуществить выбор); - педагогическая поддержка выбора индивидуального образовательного маршрута посредством новых профессиональных функций педагогов (предоставление обучающимся возможность выбора содержания, технологий и форм организации его освоения, вариантов оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут при поддержке педагогов); - осуществление мониторинга результатов развития академической мобильности у старшеклассников. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике общего образования при проектировании основной образовательной программы среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корпачева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR HIGH-SCHOOL STUDENTS’ ACADEMIC MOBILITY

Introduction. The article concerns the search of organizational and pedagogical conditions of senior high-school students’ academic mobility in secondary schools. The aim is to justify and test the effectiveness of the organizational and pedagogical conditions of senior high-school students’ academic mobility in secondary schools. Materials and Methods. While researching we made the scientific literature analysis, regulations analysis, classification, designing. We also used empirical methods, enquiry, testing, pedagogical experiment and calculation. Results. In the article, we regard the subject matter of the development process of the academic mobility in the logic of personality-activity and axiological approaches. Besides, we revealed organizational and pedagogical conditions. Conclusions. The development of senior high-school student’s academic mobility is a multilevel process of qualitative changes in value, cognitive and operational components of education. It happens due to the experience of construction and realization of the individual educational route by the senior high-school student. It is achieved under the conditions of the pedagogical situation made by the teachers and the chiefs. The following organizational and pedagogical conditions of senior high-school students’ academic mobility are revealed and tested: - variability (provision of diversity and dynamism in the educational process demanding to make a choice); - pedagogical support of the choice of an individual educational route by means of new professional pedagogical functions (the students are given the right to choose the content, technologies and forms of its mastering, variants of educational achievements evaluation. It is realized within the educational program and enables to develop an individual educational route with the teachers’ support); - monitoring of academic mobility development results. The results of investigation can be used in general education practice while making a basic educational program of general secondary education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 373.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.38.92

Л. Н. Корпачева, Омская гуманитарная академия

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме выявления организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников в средней школе. Наша цель -теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников в средней школе. Методология. В ходе исследования проведён анализ научной литературы по проблеме, анализ нормативных документов; классификация, проектирование; применялись эмпирические методы: опрос, тестирование; педагогический эксперимент, методы математической обработки данных. Результаты. В статье раскрываются в логике личностно-деятельностного и аксиологического подходов понимание сущность процесса развития академической мобильности, а также выявленные организационно-педагогические условия.

Выводы. Делаются выводы о том, что развития академической мобильности старшеклассника как многоуровневый процесс качественных изменений ценностного, когнитивного и операционального компонентов образовательного результата, происходящий в результате опыта построения и реализации индивидуального образовательного маршрута учеником старших классов, полученного в условиях организованной педагогами и руководителями педагогической ситуации. В качестве организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников выявлены и апробированы:

- вариативность (обеспечение многообразия и динамичности в образовательном процессе, ситуаций, требующих осуществить выбор);

- педагогическая поддержка выбора индивидуального образовательного маршрута посредством новых профессиональных функций педагогов (предоставление обучающимся возможность выбора содержания, технологий и форм организации его освоения, вариантов оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут при поддержке педагогов);

- осуществление мониторинга результатов развития академической мобильности у старшеклассников. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике общего образования при проектировании основной образовательной программы среднего общего образования.

Ключевые слова: академическая мобильность у старшеклассника, развитие академической мобильности у старшеклассников, вариативность в образовательном процессе, индивидуальный образовательный маршрут, педагогическая поддержка выбора.

Проблема и цель. Увеличение информационных потоков в современном обществе, изменение способов коммуникации способствуют интеграционным процессам во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Формирующееся информационное общество порождает необходимость изменения образования, главной целью которого становится готовность личности к жизнедеятельности в постоянно меняющемся мире, мире глобализации и информатизации.

Отвечая на вызовы современного общества, образование стремится к созданию открытого образовательного пространства. Основа данного явления - Болонский процесс, целью которого является создание единого общеевропейского образовательного пространства, что обеспечивается таким феноменом как академическая мобильность.

Присоединение РФ в 2003 году к Болонской декларации, а также тенденции развития современного российского общества, вызвали изменения в системе российского образования. Современное российское образование позволяет ученику самостоятельно выбирать для изучения предметы, курсы, модули, а также уровень освоения программ по предметам, обучаться по индивидуальному учебному плану исходя из его интересов, потребностей, возможностей.

Создание единого информационного образовательного пространства страны и возможность войти в мировое образовательное пространство посредством информационно-коммуникационных технологий позволяют обучающемуся обучаться самостоятельно, в удобном для себя режиме.

Современное российское образование, в том числе общее образование, - это открытое образовательное пространство, для которого характерно многообразие форм организации, возможность выбора

из альтернативных вариантов программ, предметов, курсов, модулей, места получения образования, а также его продолжительности. Образовательное пространство предоставляет ученику школы новые возможности для построения собственного образовательного маршрута. Для того чтобы в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью выстроить своё образование, исходя из собственных интересов и потребностей, обучающемуся необходимо быть мобильным в сфере образования. Ученик старших классов средней школы должен уметь осуществлять выбор предметов, форм, места, продолжительности получения образования, выстраивать образовательный маршрут и быть способным достигать цели маршрута, то есть быть мобильным в образовании, академически мобильным.

Проблема формирования и развития академической мобильности разносторонне представлена в научной литературе. Анализ научной литературы, современных диссертационных исследований показывает возрастающее внимание в педагогической науке к феномену академической мобильности, однако проблема развития академической мобильности в среднем общем образовании не была предметом отдельного самостоятельного исследования.

Методология. Для выявления организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников в средней школе был проведён анализ научной литературы по проблеме, анализ нормативных документов; классификация, проектирование; эмпирические методы: опрос, тестирование; педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.

Результаты. В результате анализа научной литературы выявлено, что содержание понятия «академическая мобильность» в педагогической науке рассматривается с двух основных позиций: как условие интеграционного процесса в образовании (Н. С. Бринёв, Л. В. Горюнова, А. В. Кузьмин, Г. А. Лукичев); как качество субъекта образования (Л. В. Зновенко, Н. К. Дмитриева, С. Н. Рягин, А. Н. Шеремет). На основе проведенного анализа в данном исследовании академическая мобильность старшеклассника понимается как комплексный образовательный результат, способность обучающегося проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, ценностное отношение к непрерывному образованию как условию профессиональной и личностной успешности, потребность в постоянном получении новой информации [1].

Структура академической мобильности старшеклассника состоит из совокупности следующих компонентов:

- ценностного (ценностное отношение к образованию и самообразованию, наличие потребности познавательного интереса или стремление достижения успеха);

- когнитивного (совокупность знаний, необходимых для продолжения образования. Знания делятся на предметные (необходимый уровень освоения учебного предмета) и знания о способах получения образования (знание существующей системы образования);

- операционального (способы действий, обеспечивающие удовлетворение потребности в продолжении образования).

Опираясь на идеи личностно-деятельностного подхода, развитие академической мобильности старшеклассников рассматриваем как многоуровневый процесс качественных изменений ценностного, когнитивного и операционального компонентов образовательного результата, происходящий в результате опыта построения и реализации индивидуального образовательного маршрута учеником старших классов, полученного в условиях организованной педагогами и руководителями педагогической ситуации.

Развитие академической мобильности старшеклассников возможно только в рамках образовательного процесса, где ученик является субъектом деятельности в специально созданной ситуации. Данная ситуация создаётся в деятельности педагогов и руководителей (заместителей руководителей). В процессе развития академической мобильности старшеклассников в качестве субъектов участвуют обучающиеся, педагоги и руководители, таким образом данный процесс является многоуровневым. По субъектам процесса развития академической мобильности старшеклассников можно выделить следующие уровни:

- институциональный уровень (субъектами являются руководитель и заместители руководителей образовательной организации, объекты - педагогические работники и обучающиеся);

- педагогический уровень (субъектами являются педагоги, объектами - учащиеся старших классов);

- личностный уровень (субъект процесса развития совпадает с объектом - ученики).

Развитие академической мобильности старшеклассников на личностном уровне осуществляется

в рамках учебной деятельности. Мотивами учебной деятельности старшеклассников, в ходе которой

развивается академическая мобильность, могут быть как мотивы познавательные - стремление к новым знаниям, образованию и самообразованию, так и внешние, связанные со стремлением к самоутверждению, достижению престижа. Целеполагание осуществляется самим учеником при поддержке педагога и предполагает самоанализ достижения образовательных результатов, сравнение результатов желаемых с существующими, определение цели. Планирование предполагает проектирование индивидуального образовательного маршрута и его формализацию в индивидуальном образовательном маршруте[2]. Под индивидуальным образовательным проектом в данном исследовании понимается документ, содержащий цель, задачи и проблему, подлежащую решению в ходе осуществления проекта, план действий по достижению цели, включающий индивидуальный учебный план, план самостоятельной продуктивной деятельности (проектной, исследовательской), подготовки и участия в конкурсных мероприятиях различной направленности, планируемые результаты и способы их оценки, а также деятельность по его реализации. К операционным действиям относим умения осуществлять познавательную деятельность (учение), умения самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (самостоятельная учебная деятельность), умения осуществлять продуктивную деятельность (проектную или исследовательскую). Контрольно-оценочные действия направлены на проверку соответствия достигнутых результатов запланированным. Оценка выполнения планов и внесение корректив в них осуществляется по окончании каждого учебного полугодия, по результатам года. В рамках данного исследования мы считаем, что на личностном уровне развитие академической мобильности у старшеклассников предполагает приобретение учеником опыта проектирования индивидуального образовательного маршрута, его реализации, оценки результатов, осуществляется в рамках учебной деятельности.

Для организации процесса развития педагог может создать ситуацию, которая поставит ученика перед выбором, и оказать ему поддержку в совершении этого выбора. Сущность педагогического уровня процесса развития академической мобильности у старшеклассников заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом. Для обеспечения развития компонентов академической мобильности в образовательном процессе необходимо создать возможность выстраивать и осуществлять индивидуальный образовательный маршрут посредством выбора образовательных программ, включение метапредметного содержания, применение образовательных технологий, рассматривающих ученика как субъекта образовательного процесса, поддержание демократического стиля общения между субъектами всех уровней процесса развития академической мобильности в школе. Мотивация на педагогическом уровне (в деятельности педагогов) процесса развития академической мобильности у старшеклассников осуществляется посредством оценочной деятельности. Планирование на педагогическом уровне, в первую очередь, предполагает проектирование рабочей программы каждого предмета, курса, модуля и т. д. с обязательным включением метапред-метного содержания. Исполнительный компонент педагогической деятельности, направленный на развитие академической мобильности старшеклассников, включает выбор и применение средств воздействия на учащихся, предполагает действия педагогов по решению всех текущих проблем, связанных с реализацией индивидуального образовательного проекта обучающимся. Для реализации технологической составляющей деятельности педагог должен владеть педагогическими и информационно-коммуникативными технологиями, развивающими навыки самообразования у старшеклассников. Контрольно-оценочный компонент педагогической деятельности включает подведение итогов, оценку качества реализации рабочей программы по предмету, индивидуального образовательного проекта. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса развития академической мобильности у старшеклассников.

В данном исследовании мы разделяем позицию В. В. Серикова в том, что личностно-смысловой опыт не передаётся человеку как часть образованности, данный опыт создаётся у каждого обучающегося как процесс и продукт саморазвития [3]. Структурной единицей личностно-развивающего образования является жизненная ситуация, требующая проявления целостных, инте-гративных качеств личности [4]. Создание условий, обеспечивающих создание жизненной ситуации, позволяющей старшеклассникам приобрести опыт проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, осуществляется субъектами институционального уровня развития академической мобильности - директорами и заместителями директоров. Деятельность субъектов институционального уровня является управленческой по содержанию. Для обеспечения управляемости процесса развития академической мобильности у старшеклассников необходимо чёткое соблю-

дение и последовательность операций (управленческих функций (действий). В качестве достаточных функций управления нами определён следующий состав и содержание функций управления:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

В совокупности эти функции образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными.

Исходя из содержания деятельности субъектов личностного, педагогического и институционального уровней, а также, в связи с тем, что формализацию индивидуального образовательного маршрута мы понимаем как индивидуальный образовательный проект, в данном исследовании, на основе модели Л. В. Загрековой и В. В. Николиной, мы выделяем четыре этапа процесса развития академической мобильности у старшеклассников. Первый этап (мотивационно-деятельностный) обеспечивает позитивную мотивацию предстоящего проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута. Второй этап (конструктивный) состоит в организации совместной деятельности, формировании образа будущего результата. Основное содержание деятельности всех субъектов - целеполагание и планирование.

В качестве результата осуществляется выбор индивидуального образовательного маршрута учеником 10 класса, его формализация в индивидуальный образовательный проект, разработка рабочих программ педагогами, внесение изменений в основную образовательную программу, уточнение многопрофильного учебного плана, планов воспитательной работы и т. д. Третий этап (процессуальный) состоит в организации совместной деятельности по достижению цели. Четвёртый этап -оценочно-рефлексивный, назначением которого является развитие навыка самооценки. На основе проведённой оценки возможно внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.

С учётом принципов аксиологического и личностно-деятельностного подходов были определены следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие академической мобильности у старшеклассников в средней школе.

Первым организационно-педагогическим условием является вариативность образовательного процесса, направленного на развитие академической мобильности у старшеклассников в средней школе. Вариативность содержания образования представляет собой элементы среды, обеспечивающие формирование и развитие образовательных результатов у обучающихся в ходе разрешения ситуаций. Вариативным элементом содержания образования выступают способы создания ситуаций, учитывающие субъектный опыт участников и способы разрешения ситуации (знания, умения, отношения). Вариативность обеспечивается различной направленностью программ обучения, предметных курсов, разнообразием принципов и дидактических методов, возможностью выбора учебных дисциплин обучающимися. Второе условие - педагогическая поддержка выбора индивидуального образовательного маршрута посредством новых профессиональных функций педагогов. Для построения всех компонентов индивидуального образовательного проекта обучающемуся необходимы знания современного рынка труда, востребованность профессий, требования профессионального отбора, системы профессионального образования, своих индивидуальных особенностей, способность соотнести свои результаты и способности с желаемым, умение планировать учебную деятельность, осуществлять оценку.

Сложность проблемы выбора и построения индивидуального образовательного проекта требует педагогической поддержки и сопровождения её проектирования и реализации. Педагогическая поддержка - это создание педагогом условий, необходимых ученику для осуществления сознательного выбора в учебной или жизненной ситуации (адекватная реакция в проблемной ситуации, поиск и использование источника информации, выбор линии поведения в конфликте), не противоречащего общечеловеческим ценностям и культурным традициям.[5]

Третье условие - осуществление мониторинга результатов развития академической мобильности у старшеклассников. Мониторинг имеет целью не только контроль и оценку, но и анализ, коррекцию, прогноз достижения образовательных результатов обучающимися.

Для оценки результативности организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников определены: критерий эффективности организационно -педагогических условий (характеристика профессиональной компетентности педагога и руководителя (заместителя руководителя) по осуществлению педагогической поддержки и организации ва-

риативности образовательного процесса), а также критерий действенности (позитивной динамики развития компонентов академической мобильности у старшеклассников).

Определяя критерии развития академической мобильности у старшеклассников, мы опирались на её сущностные характеристики (критерии должны отражать информацию о деятельности субъекта и её мотивах).

Уровень развития ценностного компонента может быть оценён в соответствии с мотивацион-но-ценностным критерием. Показателями мотивационно-ценностного критерия определены ценностное отношение к образованию и мотивы продолжения образования (познавательный мотив и мотив достижения успеха).

Уровень развития операционального компонента определяется с помощью содержательно -деятельностного критерия. Показатели данного критерия: способность организовать учебную деятельность, в том числе самостоятельную, способность работать с информацией, способность к продуктивной деятельности (проектной и исследовательской), способность оценивать результаты собственной деятельности.

Уровень развития когнитивного компонента может быть оценён в соответствии с когнитивным критерием. В состав когнитивного критерия включены знания о системе образования, возможных способах и формах получения образования, знание собственных индивидуальных признаков, знания учебных предметов на базовом и углубленном уровне. Именно это и определено в качестве показателей данного критерия.

Специально организованные условия процесса развития академической мобильности могут быть созданы в процессе педагогической деятельности педагогов и руководителей (заместителей руководителей), обеспеченных необходимой профессиональной компетентностью.

Проверка результативности организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников проводилась в ходе опытно-экспериментальной работы.

В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы определено реальное состояние педагогической практики по развитию академической мобильности у старшеклассников на основе выявления уровня сформированности данного образовательного результата у обучающихся старшей школы, а также изучения содержания деятельности педагогов старшей школы и руководителей по развитию академической мобильности.

Было проведено диагностирование уровня развития академической мобильности у старшеклассников, для чего использовался комплекс диагностических методик (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика диагностики учебной мотивации Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой), тестирование (знание информации о системе образования), анализ индивидуального проекта обучающегося, хода реализации проекта; результаты мониторинга сформированности предметных образовательных результатов различных уровней, диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся Л. В. Жаровой, анкета для учащегося на выявление сформированности когнитивно-гносеологического компонента исследовательской культуры у старшеклассников А. А. Болотского и др.

Исследование уровня развития академической мобильности у старшеклассников проводилось у учащихся 10-11-х классов. У многих учеников 10-11-х классов мотивационно-ценностный компонент (мотивационно-ценностный критерий) академической мобильности сформирован на среднем уровне (53 %), но при этом у большого количества учеников данный компонент сформирован на низком (26 %) и критическом (15 %) уровнях.

Когнитивный компонент (когнитивный критерий) академической мобильности, в том числе знания, позволяющие делать адекватный выбор профессии и индивидуального образовательного маршрута, у учеников 10-11-х классов сформирован на критическом (21 %) и низком (38 %) уровне, только у 29 % учеников данный компонент сформирован на среднем уровне и лишь у 12 % - на высоком.

Уровень развития операционального компонента (содержательно-деятельностный критерий) у старшеклассников ещё ниже: критический составляет 42 %, низкий - 35 %, средний - 18 % и высокий лишь у 5 %. Большинство учеников не готовы к самостоятельной работе даже по предметам, выбранным ими для профильной подготовки. Данные показывают, что компоненты и, как следствие, академическая мобильность у старшеклассников в современной школе развиваются, но уровень развития низкий.

Данные диагностики показывают, что в целом педагоги осознают необходимость формирования академической мобильности, преобладает допустимый уровень сформированности мотиваци-онно-ценностного компонента, недопустимый и критический уровень составляет 26 % от общего

количества респондентов. Но при этом когнитивный и процессуальный компоненты показывают, что педагоги испытывают недостаток информации (профессиональных знаний) и испытывают затруднения в формировании академической мобильности у учеников, так как не сформированы профессиональные умения. На основе данных диагностического исследования, а также экспертных заключений о практической деятельности педагогов, полученных в ходе исследования, можем определить профессиональную компетентность педагогов по развитию академической мобильности у старшеклассников от 0 до 11 баллов, что соответствует критическому и низкому уровням.

В ходе исследования выявлено, что руководители также признают необходимость развития академической мобильности, но проявляют негативное отношение к перспективе серьезных изменений в привычный образовательный процесс учреждения, сформированность мотивационно-ценностного компонента у 46 % руководителей на допустимом уровне, но недопустимый и критический уровень составляют более половины - 54 % от общего количества респондентов. В отличие от результатов диагностики педагогов, когнитивный и процессуальный компоненты показывают, что руководители владеют большим количеством информации (профессиональных знаний) и обладают рядом профессиональных умений, необходимых для создания необходимых организационно-педагогических условий процесса развития академической мобильности в средней школе. Проведенное диагностическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

- актуальность развития академической мобильности у учеников 10-11-х классов в условиях современного образования осознают сами старшеклассники, педагоги и руководители школ;

- у учеников старших классов развивается академическая мобильность, но уровень развития компонентов данного образовательного результата преимущественно низкий или критический;

- педагоги школ испытывают затруднения в определении целого ряда понятий, относящихся к метасодержанию образования, недостаточно владеют умениями исследовательской деятельности в рамках предмета, испытывают трудности в применении образовательных технологий, соответствующих профильному образованию;

- руководители школ также испытывают затруднения в определении целого ряда понятий, относящихся к метасодержанию образования, испытывают затруднения в разработке многопрофильного учебного плана и т. д.

В ходе формирующего этапа эксперимента для обеспечения реализации организационно-педагогических условий на первом подэтапе для педагогов и руководителей были проведены методические семинары. В рамках семинаров, включающих в себя актуализацию проблемы развития академической мобильности у старшеклассников в условиях современного образования, осуществлялось обоснование необходимости обеспечения выбора, вариативности, реализации новых профессиональных функций педагогами, а также проводилось обсуждение и коррекция разработанных условий с целью рассмотрения возможности их реализации в педагогической практике.

На втором подэтапе формирующего эксперимента проводилась реализация организационно-педагогических условий развития академической мобильности в образовательном процессе школы. Для обеспечения организационно-педагогического условия вариативности (обеспечение многообразия и динамичности в образовательном процессе, ситуаций, требующих осуществить выбор) в образовательных учреждениях были разработаны многопрофильные учебные планы с учётом специфики и традиций каждой школы. Осуществление педагогической поддержки выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута осуществлялось в пять этапов. Деятельность на уровне педагогов по развитию академической мобильности у старшеклассников сопровождалась индивидуальными консультациями, осуществлялось наблюдение уроков, внеурочных занятий, консультаций, вносились по ходу работы необходимые коррективы. Основной частью индивидуального образовательного проекта является индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план обучающиеся выстраивают с помощью педагога с учётом планов продолжения образования. Для возможности проведения оценки и коррекции образовательного процесса разработан и проводится мониторинг результатов развития академической мобильности у старшеклассников. Для проведения мониторинга развития академической мобильности использованы диагностические материалы, разработанные в ходе эксперимента

В ходе контрольного этапа экспериментальной работы осуществлялась проверка результативности выявленных организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников в средней школе, которая представлена, во-первых, наличием в практике школы многоуровнего образовательного процесса, обеспечение вариативности (обеспечение многообразия и динамичности в образовательном процессе, ситуаций, требующих осуществить выбор), педагогиче-

ской поддержкой выбора индивидуального образовательного маршрута старшеклассников средней школы посредством новых профессиональных функций педагогов (предоставление обучающимся возможности выбора содержания, технологий и форм организации его освоения, вариантов оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут при поддержке педагогов), осуществлением мониторинга результатов развития академической мобильности у старшеклассников средней школы; во-вторых, положительной динамикой развития академической мобильности старшеклассников.

Динамика уровня развития компонентов академической мобильности у старшеклассников (в % от числа участников эксперимента)

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап

количество % количество %

Мотивационно-ценностный критерий

Критический 65 15 25 6

Низкий 113 26 57 14

Средний 230 53 278 68

Высокий 26 6 49 12

Когнитивный критерий

Критический 93 21 49 12

Низкий 164 38 80 22

Средний 125 29 188 46

Высокий 52 12 82 20

Содержательно -деятельностный критерий

Критический 182 42 33 8

Низкий 152 35 143 35

Средний 78 18 168 41

Высокий 22 5 131 16

Из таблицы видно, что количество учащихся с высоким и средним уровнем развития всех компонентов академической мобильности повысилось, с критическим и низким уровнем сократилось -наблюдается позитивная динамика уровня развития академической мобильности у старшеклассников.

Математическая обработка количественных результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы была выполнена с помощью статистического критерия хи-квадрат (х2).

Выводы. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить процесс развития академической мобильности старшеклассника как многоуровневый процесс качественных изменений ценностного, когнитивного и операционального компонентов образовательного результата, происходящий в результате опыта построения и реализации индивидуального образовательного маршрута учеником старших классов, полученного в условиях организованной педагогами и руководителями педагогической ситуации. Основными характеристиками процесса развития академической мобильности у старшеклассников является: многоуровневость, вариативность, мета-предметность и профильность, ориентированность на потребности личности в саморазвитии, демократизация как возможности осуществлять ответственный выбор, равное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Выполненное теоретическое исследование позволило выявить организационно-педагогические условия процесса развития академической мобильности у старшеклассников:

- вариативность (обеспечение многообразия и динамичности в образовательном процессе, ситуаций, требующих осуществить выбор);

- педагогическая поддержка выбора индивидуального образовательного маршрута посредством новых профессиональных функций педагогов (предоставление обучающимся возможности выбора содержания, технологий и форм организации его освоения, вариантов оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут при поддержке педагогов);

- осуществление мониторинга результатов развития академической мобильности у старшеклассников.

Данные организационно-педагогические условия могут быть обеспечены только в результате деятельности педагогов и руководителей школы, обладающих необходимой профессиональной компетентностью.

Для оценки результативности организационно-педагогических условий развития академической мобильности у старшеклассников определены: критерий эффективности организационно -педагогических условий (характеристика профессиональной компетентности педагога и руководителя (заместителя руководителя) по осуществлению педагогической поддержки и организации вариативности образовательного процесса), а также критерий действенности (позитивной динамики развития компонентов академической мобильности у старшеклассников).

Положительная динамика показателей развития компонентов академической мобильности подтвердила результативность выявленных организационно-педагогических условий.

Библиографический список

1. Корпачева, Л. Н. Академическая мобильность как результат среднего общего образования / Л. Н. Корпачева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 36 (2).

2 Якиманская И. С. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации: монография /под общ.ред С.С. Чернова. Книга 2. / И.С. Якиманская, Т.Н. Белкина, М.В. Громова, М.В. Гулакова, Д. В. Зайцев, Р. М. Магомедова, Р. Ш. Махмутова, Г. И. Харченко, С. С. Чернов. Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. 159с.

3. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. М.: Логос, 2012. 448с.

4. Сериков В. В. Размышления о педагогической науке и практике: возможен ли диалог.// Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 3 (19) (autumn 2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. М.,1995. Вып. 2. Содержание гуманистического образования. С.39-40.

6. Петрусевич А. А. Профильное образование в современной школе: монография / А.А. Петрусевич. Барнаул: изд.АГАУ, 2007.

L. N. Korpachyova,

Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation

e-mail: ludakorpacheva@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR HIGH-SCHOOL

STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY

Introduction. The article concerns the search of organizational and pedagogical conditions of senior high-school students' academic mobility in secondary schools. The aim is to justify and test the effectiveness of the organizational and pedagogical conditions of senior high-school students' academic mobility in secondary schools.

Materials and Methods. While researching we made the scientific literature analysis, regulations analysis, classification, designing. We also used empirical methods, enquiry, testing, pedagogical experiment and calculation.

Results. In the article, we regard the subject matter of the development process of the academic mobility in the logic of personality-activity and axiological approaches. Besides, we revealed organizational and pedagogical conditions.

Conclusions. The development of senior high-school student's academic mobility is a multilevel process of qualitative changes in value, cognitive and operational components of education. It happens due to the experience of construction and realization of the individual educational route by the senior high-school student. It is achieved under the conditions of the pedagogical situation made by the teachers and the chiefs. The following organizational and pedagogical conditions of senior high-school students' academic mobility are revealed and tested:

- variability (provision of diversity and dynamism in the educational process demanding to make a choice);

- pedagogical support of the choice of an individual educational route by means of new professional pedagogical functions (the students are given the right to choose the content, technologies and forms of its mastering, variants of educational achievements evaluation. It is realized within the educational program and enables to develop an individual educational route with the teachers' support);

- monitoring of academic mobility development results. The results of investigation can be used in general education practice while making a basic educational program of general secondary education.

Keywords: high-school student's academic mobility, high-school students' academic mobility development, variability in the educational process, individual educational route, pedagogical support of the choice.

References

1. Korpachyova L. N. Academic mobility as a result of general secondary education / L.N. Korpachyova. Human science: humanitarian researches. 2019. No. 36 (2)

2. Yakimanskaya I. S. Competitive approach in education: problems and ways of modernization: monograph / ed. by S.S. Chernov. Book 2. I. S. Yakimanskaya, T. N. Belkina, M. V. Gromova, M. V. Gulakova, D. V. Zaitsev, R. M. Mogomegova, R. S. Mahmutova, G. I. Harchenko, S. S. Chernov. Novosibirsk: OOO agency "Sibprint". 2013. 159 p.

3. Serikov V. V. Development of a person in the educational process / V.V. Serikov M.: Logos Publ., 2012. 448 p.

4. Serikov V. V. Speculations on pedagogical science and practice: is a dialogue possible?. Continuing education: XXI century. Issue 3 (19) (autumn 2017)

5. Gazman O. S. From authoritarian education to pedadody of freedom / O.S. Gazman. New values of education. M. 1995. Issue 2 Humanitarian education content. Pp.39-40

6. Petrusevich A. A. Profile education in modern school: monograph /A.A. Petrusevich. Barnaul: AGAY Publ.,2007

Поступила в редакцию 27.11.2019 © Л. Н. Корпачева, 2019

Автор статьи: Людмила Николаевна Корпачева, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: ludakorpacheva@mail. ru

Рецензенты:

А. А. Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

О. Ф. Виноградова, кандидат педагогических наук, директор Лицея № 54, Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.