Научная статья на тему 'Академическая мобильность как результат среднего общего образования'

Академическая мобильность как результат среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ЛИЧНОСТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ACADEMIC MOBILITY OF A HIGH SCHOOL SENIOR / PERSONAL / CROSS-CURRICULUM AND SUBJECT EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корпачева Людмила Николаевна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме понимания феномена академической мобильности применительно к общему образованию. Наша цель на основе изучения литературных источников описать феномен академической мобильности и обосновать его понимание как образовательного результата. Методология. Исследование построено на основе теоретического анализа педагогической литературы. Результаты. Описывается понимание академической мобильности как комплексного образовательного результата, формируемого и развивающегося у обучающегося общего образования, способности обучающегося проектировать и осуществлять индивидуальные образовательные маршруты (выбор предметов, уровня изучения предметов, дополнительных предметов и курсов, внеурочных занятий, конкурсных мероприятий, формы обучения). Выводы. Делаются выводы о том, что структурно академическая мобильность старшеклассника представлена ценностным (наличие познавательного интереса как потребности или стремления к достижению успеха), когнитивным (совокупность знаний), операциональным (способы действий) компонентами, обеспечивающими ее достижение, соответствующее личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике общего образования при проектировании основной образовательной программы среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MOBILITY AS A RESULT OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Introduction. The article is dedicated to the phenomenon of academic mobility understanding. It is applied to general education. The purpose: to describe the phenomenon of academic mobility on the basis of the studied literature sources and to justify its understanding as an educational result. Methodology. The exploration is made on the basis of pedagogical literature theoretical analysis. Results. The phenomenon of academic mobility as integrated educational result is described. It is being formed and developed by a general education student. Besides, a student is able to plan and implement individual educational path. (choice of subjects, levels of subject study, additional subjects and courses, extracurricular classes, competitions, forms of tuition).Keywords: military ecology, military ecology teaching methods, pedagogical monitoring, quality of training, training quality criteria. Conclusions. Structurally, academic mobility of a high school senior is represented by value (there is necessity of educational interest or desire to be successful), cognitive (body of knowledge), quality (methods) components. They provide meeting the need corresponding to personal, cross-curriculum and subject educational results. The results of the exploration can be claimed in general education practice while designing the basic educational program of general secondary education.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность как результат среднего общего образования»

УДК 373.1 Б01 10.17238^^998-5320.2019.36.116

Л. Н. Корпачева, Омская гуманитарная академия

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме понимания феномена академической мобильности применительно к общему образованию. Наша цель - на основе изучения литературных источников описать феномен академической мобильности и обосновать его понимание как образовательного результата.

Методология. Исследование построено на основе теоретического анализа педагогической литературы.

Результаты. Описывается понимание академической мобильности как комплексного образовательного результата, формируемого и развивающегося у обучающегося общего образования, способности обучающегося проектировать и осуществлять индивидуальные образовательные маршруты (выбор предметов, уровня изучения предметов, дополнительных предметов и курсов, внеурочных занятий, конкурсных мероприятий, формы обучения).

Выводы. Делаются выводы о том, что структурно академическая мобильность старшеклассника представлена ценностным (наличие познавательного интереса как потребности или стремления к достижению успеха), когнитивным (совокупность знаний), операциональным (способы действий) компонентами, обеспечивающими ее достижение, соответствующее личностным, мета-предметным и предметным образовательным результатам. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике общего образования при проектировании основной образовательной программы среднего общего образования.

Ключевые слова: академическая мобильность старшеклассника, личностные, метапредметные, предметные образовательные результаты.

Проблема и цель. Основными характеристиками современного общества являются накопление новых научных знаний, их внедрение в технологические и социальные процессы и, как следствие, активное развитие техники. Расширение информационных потоков изменяет способы общения, формы коммуникации, способствует интеграционным процессам во всех сферах человеческой деятельности, что не могло не затронуть образование. Формирующееся информационное общество порождает необходимость изменения образования, главной целью которого становится готовность личности к жизни и деятельности в постоянно меняющемся мире - мире глобализации и информатизации.

Отвечая на вызовы современного общества, образование стремится к созданию открытого образовательного пространства. Основа данного явления - Болонский процесс, целью которого является создание единого общеевропейского образовательного пространства посредством интернационализации университетского образования, а также широкой международной научно-исследовательской и образовательной деятельности. Интернационализация образования в рамках Болонского процесса обеспечивается таким феноменом, как академическая мобильность, проявляющаяся в способности как студентов, так и научных работников быстро ориентироваться в потоке информации, выбирая релевантную для повышения своего профессионального уровня.

Присоединение РФ в 2003 году к Болонской декларации, а также тенденции развития современного российского общества вызвали изменения в российском образовании. Педагогическая цель трансформировалась от системы знаний к совокупности компетенций, благодаря которым можно учиться на протяжении всей жизни, что закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах. В организационной форме происходит переход от жестко регламентированного к «рамочному», гибкому образованию. В среднем общем образовании данные изменения связаны в первую очередь с профилизацией старшей школы. Современное российское образование позволяет обучающемуся самостоятельно выбирать для изучения предметы, курсы, модули, а также уровень освоения программ по предметам, обучаться по индивидуальному учебному плану, исходя из его интересов, потребностей и возможностей.

Создание единого информационного образовательного пространства страны и возможность войти в мировое образовательное пространство посредством информационно-коммуникационных

технологий предоставляют возможность педагогам постоянно обновлять содержание учебных предметов, а обучающимся обучаться самостоятельно, в удобном для себя режиме.

Применение интернет-технологий, создание различных открытых образовательных ресурсов позволило появиться дистанционной форме обучения, благодаря которой каждый может получать качественное образование в любое время и в любом месте.

Таким образом, современное российское образование, в том числе общее образование - это открытое образовательное пространство, для которого характерно многообразие форм организации, возможность выбирать из альтернативных вариантов программы, предметы, курсы, модули, а также место и продолжительность получения образования. Образовательное пространство предоставляет обучающемуся новые возможности для построения собственной образовательной траектории. Для того чтобы в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью, выстроить своё образование исходя из собственных интересов и потребностей, обучающемуся необходимо быть мобильным в сфере образования.

Проблема формирования академической мобильности разносторонне представлена в научной литературе. Анализ научной литературы, современных диссертационных исследований показывает возрастающее внимание в педагогической науке к феномену академической мобильности, однако проблема развития академической мобильности в среднем общем образовании не была предметом отдельного самостоятельного исследования.

Методология. Для описания феномена академической мобильности как образовательного результата среднего общего образования был проведен анализ педагогической литературы по проблеме.

Результаты. В отечественной педагогической науке мобильность длительный период рассматривалась в рамках профессионального образования. Социально-профессиональная мобильность понимается как направленность деятельности людей на удовлетворение их возрастающих материальных и духовных потребностей (Э. А. Морылева и Н. Н. Суртаева), как деятельность, имеющая две стороны: смену позиции, обусловленную внешними обстоятельствами, и внутреннее самосовершенствование личности (Л. Н. Лесохина) [1, 2].

В современной российской педагогической науке академическая мобильность рассматривается с различных позиций:

- как характерная черта современного образования;

- как фактор его глобализации, позволяющий реализовать принципы и положения Болонской декларации в сфере высшего образования стран Европы, включая Россию;

- как форма существования интеллектуального потенциала, которая отражает реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных и политических взаимоотношений и взаимосвязей.

Г. А. Лукичев рассматривает академическую мобильность как основную ценность европейского высшего образования, при этом полагает, что механизмы международного академического признания являются элементами обеспечения мобильности [3].

По мнению А. В. Кузьмина, академическая мобильность - это важнейший фактор встраивания российского образования в мировое образовательное пространство [4].

Л. В. Горюнова определяет академическую мобильность как необходимую составляющую интеграционных процессов и международного сотрудничества в сфере высшего образования и определяет термин как пространственную мобильность, обеспечивающую свободный выбор студентом образовательной траектории и реализацию внутренней потребности интеллектуального потенциала в движении [5].

Под академической мобильностью понимается перемещение учащегося или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определённый период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) как индивидуально, так и в рамках совместной образовательной и (или) исследовательской деятельности вузов и научных центров для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в своё основное учебное заведение [6].

По мнению Н. С. Бринёва, академическая мобильность - одна из важнейших сторон процесса вхождения российских вузов и науки в международное образовательное пространство [7]. Автор рассматривает академическую мобильность как сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.

По мнению В. Нечаева и С. Шароновой, «мобильность в российском варианте предполагает академическое передвижение студентов в рамках дистанционного образования» [8, с. 88].

Таким образом, понятие академической мобильности сводится к проблемам передвижения субъектов образовательного процесса и признания имеющегося уровня национального образования.

Позиция И. А. Оденбах занимает промежуточное положение между двумя основными подходами к изучению данного феномена. Автор рассматривает академическую мобильность и как механизм встраивания российского образования в общеевропейское образовательное пространство, и как фактор социализации личности студента [9].

Автор выделяет следующие социализирующие показатели субъектов мобильного высшего образования: интеллектуальная инициатива, практическая инициатива, удовлетворенность, знание иностранного языка.

В научном сообществе формируется и другой подход к данному понятию. Академическая мобильность рассматривается как форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию его внутренней потребности в движении в пространстве и формировании новых социальных взаимоотношений и взаимосвязей, возможность для обучающихся, преподавателей и научных работников самостоятельно формировать свою образовательную траекторию: в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, дисциплины, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями.

Л. В. Зновенко рассматривает академическую мобильность как личностное новообразование, которое является результатом деятельности субъекта образовательного процесса, предполагающей проектирование и реализацию студентом индивидуального образовательного маршрута с учётом специфики выбранной профессии, тенденций развития рынка труда, опыта работы и тенденций развития международных и национальных образовательных систем [10]. Применительно к процессу профессиональной подготовки специалиста автор выделяет следующие условия развития академической мобильности внутри системы непрерывного образования: маневренность профессиональных образовательных программ, непрерывность и обобщённость знаний, оперативность и гибкость будущего специалиста. С точки зрения Зновенко Л. В., академическая мобильность нацелена на приобретение теоретического и практического опыта, необходимого для применения в собственной учебной или профессиональной деятельности, а также для профессионального и личностного развития.

А. Н.Шеремет, изучая академическую мобильность будущих учителей информатики, даёт следующее определение понятию: «интегративная характеристика, выраженная в готовности преодолевать международные языковые и межстрановые барьеры для достижения поставленных учебных и научных целей с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)» [11]. Также автор определяет ряд требований к академически мобильной личности: уметь приобретать новые знания, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, знать один или несколько иностранных языков и владеть новейшими технологиями решения профессиональных задач и проблем [12].

Н. К. Дмитриева рассматривает академическую мобильность субъектов образовательного пространства как целостное личностное качество, формируемое в процессе обучения и представляющее собой динамичное состояние составляющих его компонентов, характеризующее способность и готовность адаптироваться, изменяться и преобразовывать себя и окружающую среду [13].

Все вышеназванные точки зрения предполагают формирование академической мобильности в системе профессионального образования. Однако выпускник средней школы, не имеющий социального опыта выбора предметов, курсов, учебных заведений в соответствии со своими склонностями и устремлениями, опыта самостоятельного изучения избранной дисциплины, проведения исследований в рамках интересующего направления, с трудом адаптируется к системе профессионального образования. Вчерашний абитуриент оказывается в ситуации неуспеха и, вместо осознания ценности непрерывного образования, «образования через всю жизнь», у него появляется негативное отношение к образованию вообще.

Таким образом, академическую мобильность можно рассматривать как фактор глобализации образования (Н. С. Бринёв [7], Л. В. Горюнова [5], А. В. Кузьмин [4], Г. А. Лукичев [3], В. Нечаева и С. Шаронова [8], А. Слепухин [14]), как механизм интеграции образования, влияющего на формирование личности, фактор социализации (И. А. Оденбах [9]), как качество субъекта образования (Л. В. Зновенко [10], Н. К. Дмитриева [13], С. Н. Рягин [15], А. Н. Шеремет [11, 12]).

Большинство педагогических исследований посвящены формированию и развитию академической мобильности студентов. Академическую мобильность школьников выделяют в своих исследованиях С. Н. Рягин, Е. А. Румбушта и М. А. Червонный [15, 16].

Личность может выступать как в качестве объекта обучения, так и в качестве его субъекта. Именно субъектная позиция участников образовательного процесса позволяет формировать и развивать академическую мобильность личности как результат образования. Таким образом, мы говорим об академической мобильности личности как о качестве субъекта образования.

Образовательный результат является продуктом конкретно-историческим и отвечает требованиям времени. В течение довольно продолжительного этапа своего развития человеческое общество требовало в качестве результата образования сформированный комплекс знаний и умений, полученный однажды и достаточный на протяжении всей жизни. Современное общество требует умения обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи, что является принципиально новым результатом образования.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в области развития человеческого потенциала включает переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам.

Современное российское общество и государство в качестве основного фактора социально-экономического развития рассматривает человеческий капитал. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в области развития человеческого потенциала включает переход к индивидуализированному непрерывному образованию. Ключевой характеристикой такого образования ставится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи. Таким образом, для общества и государства в современных условиях важным является формирование в процессе образования качеств личности, способствующих ее саморазвитию в различных областях деятельности в условиях постоянного самообучения.

Сегодня под термином «образовательные результаты» подразумевается развитие совокупности мотивационных, операционных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют её способность к решению значимых для неё познавательных и жизненных задач.

Мотивационные ресурсы - это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности. Операционные (инструментальные) ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности. Когнитивные ресурсы - это знания, составляющие основу научного представления о мире.

Изменение содержания общего образования, рассмотрение его как части непрерывного образования закреплены федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. В ФГОС общего образования представлены новые требования как к образовательным результатам, так и к организации образовательного процесса, обусловлены обязательным внедрением компетентностного (системно-деятельностного) подхода [17]. Реализация данных положений выдвигает новые социальные требования к школе, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования расширяют требования к результатам образования, устанавливая не только предметные, но и метапредметные и личностные достижения обучающихся. Целью современного образования является «формирование личности учащегося, способной креативно и творчески мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни». Для обеспечения качественного образования в федеральных государственных образовательных стандартах определены существо и основные составляющие современных результатов, которые понимаются как «приращение» в личностных результатах обучающихся. Образовательные результаты, закреплённые в ФГОС общего образования, направлены на развитие потенциала, ресурсов личности, определены как личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования (табл.).

Соотношение ресурсов личности и требований к результатам освоения ООП ФГОС СОО

Название ресурса Содержание ресурса Требования к результатам освоения ООП ФГОС СОО

Мотивацион-ный - осознание ценности образования как условия профессиональной и личностной успешности; - осознание ценности самообразования Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Когнитивный - знание учебных предметов на базовом уровне, обеспечивающее общеобразовательную и общекультурную подготовку или на углубленном уровне ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию; - знание о системе образования РФ; - знание о рынке труда; - знание способов самодиагностики; - знание структуры, форм, методов, способов оценивания проектной (исследовательской) деятельности Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию

Операциональный - способность определять собственные возможности; - способность выбирать индивидуальную образовательную траекторию; - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - умение проектировать индивидуальную образовательную программу; - навыки познавательной, учебно-исследовательской деятельности; - умение самостоятельно учиться (навык самообразования); - умение осуществлять самооценку Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности; владение навыками познавательной рефлексии. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов обучающихся, метапредметные - операциональных, предметные - когнитивных.

Личностные результаты - это сформированные в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений обучающихся, включая отношение к объектам познания, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты образования могут быть структурированы по различным основаниям - по типам ценностей (нравственные, эстетические и т. п.), по объектам оценки (отношение к себе, к другим и т. п.), по характеру мировоззренческих установок и т. д.

Метапредметные образовательные результаты - это освоенные обучающимися универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникативные), применяемые как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. В структуру метапредметных образовательных результатов входят в том числе умения метапознания: целеполагание, поисковая деятельность, самоконтроль.

Предметные результаты (в основном когнитивные) выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального и профессионального опыта.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, не используя в качестве требования к образовательным результатам само понятие «академическая мобильность», содержит характеристику выпускника средней школы как субъекта непрерывного образования, способного в зависимости от возрастных особенностей и потребностей посредством построения и реализации индивидуального образовательного маршрута обучаться на протяжении всей жизни. Таким образом, ученик старших классов должен научиться осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута. Выбор базируется на выработке учеником ценностного отношения к образованию и самообразованию, а также знаниях и владении способами деятельности, позволяющими быть успешным на данном маршруте.

На основании данного анализа можно выделить в качестве компонентов академической мобильности ценность образования и самообразования (ценностный компонент), знания, необходимые для проектирования индивидуальной образовательной траектории, а также для образования (самообразования) по выбранной траектории (когнитивный компонент), способы действий, необходимые для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории (операциональный компонент).

Ценностный компонент академической мобильности включает ценностное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Когнитивный компонент академической мобильности - это знания, необходимые для осуществления деятельности по формированию и реализации индивидуального учебного маршрута: знание рынка труда, системы профессионального образования, образовательной программы (специалитет, бакалавриат и магистратура), форм получения образования (очное, очно-заочное, заочное), знание учебных предметов на базовом уровне, обеспечивающее общеобразовательную и общекультурную подготовку, или на углубленном уровне ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию.

Операциональный компонент включает умение самостоятельно определять цель деятельности и составлять план деятельности, самостоятельно осуществлять её, контролировать и корректировать самого себя, а также владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности и способность к рефлексии.

Таким образом, наличие в ФГОС СОО пунктов, подпадающих под определение академической мобильности, позволяет рассматривать её как образовательный результат, актуальный для современного общества и личности.

Способность к образованию и самообразованию носит комплексный характер, осознание ценности образования и знание отдельных предметов при отсутствии сформированных на необходимом уровне способов деятельности для образования или самообразования может не принести желаемого результата, что позволяет определить академическую мобильность как комплексный образовательный результат.

Академическая мобильность сочетает в себе все перечисленные выше компоненты, являясь комплексным образовательным результатом.

Таким образом, в данном исследовании академическая мобильность понимается как комплексный образовательный результат, способность обучающегося проектировать и осуществлять индивидуальные образовательные маршруты (выбор факультативов, кружков, предметов, уровня изучения предметов, дополнительных курсов, внеурочных занятий, конкурсных мероприятий, формы обучения и т. д.).

Проявления академической мобильности как способности субъекта образования перемещаться в разнообразном образовательном пространстве зависят от возрастных особенностей и потребностей.

Как результат образования академическая мобильность иерархична. Рассмотрим иерархическую «лестницу» академической мобильности субъекта образования.

Минимальный уровень академической мобильности проявляется уже на ступени начального общего образования и выражается в одновременном формировании познавательного интереса и потребности в его удовлетворении у ученика начальной школы, а также в поиске способов удовлетворения этой потребности как в урочное, так и во внеурочное время посредством выбора кружков, факультативов, учреждений дополнительного образования. Степень самостоятельности в определении способов удовлетворения познавательного интереса невысока: ученик обращается за помощью как к педагогу, так и к родителям. Данный уровень является стартовой основой для последующего развития академической мобильности человека.

У ученика основной школы формируется устойчивый познавательный интерес, в том числе в отношении определённых профессий. Способность самостоятельно определять сферу своих интересов, в том числе профессиональных, определять направления своего развития, самостоятельно или с помощью взрослых находить способы удовлетворения своих интересов посредством выбора элективных курсов, факультативов, участия в проектах - все это проявления академической мобильности у ученика основной школы. Одной из основных задач начального и основного образования является также формирование и развитие метапредметных результатов через универсальные учебные действия. В широком смысле данный термин означает умение учиться, а именно способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию через активное и сознательное присвоение нового социального опыта. Как раз в этих качествах и состоит важная основа принципа мобильности. Стремление к саморазвитию, самосовершенствованию порождает сам запрос на получение знаний, универсальные учебные действия являются базовыми качествами для формирования основных составляющих академической мобильности личности как субъекта образования.

Академическая мобильность старшеклассника проявляется в способности самостоятельно определять сферу будущей профессиональной деятельности, а также в способности самостоятельно выстраивать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий реализовать себя в интересующей профессиональной сфере. Проявлениями сформированности академической мобильности у выпускника средней общей школы являются знание рынка труда, профессиональное самоопределение на данном жизненном этапе, умение осуществлять выбор уровня изучения предметов (базовый - углубленный), самих предметов (обязательные - дополнительные), формы получения образования (очное, очно-заочное, заочное), конкурсных мероприятий, олимпиад, сроков и места получения образования.

В структуре академической мобильности субъекта образования всех уровней выделяются три компонента, обеспечивающих удовлетворение данной потребности: познавательный интерес как потребность или стремление к достижению успеха (ценностный компонент), а также совокупность знаний (когнитивный компонент) и способов действий (операциональный компонент).

Выводы. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что академическая мобильность старшеклассника понимается как комплексный образовательный результат - способность обучающегося проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Структура академической мобильности старшеклассника определена через ценностный, когнитивный и операциональный компоненты, обеспечивающие удовлетворение данной потребности и соответствующие личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам.

Библиографический список

1. Морылева Э. А., Суртаева Н. Н. Функциональное значение социально-профессиональной мобильности в подготовке педагога в вузе. URL: http://tgpi.tob/ru/info/nauka/conf/old/cont %2004/22.htm

2. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей. Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО «Тускарора», 1998. 273 с.

3. Лукичев Г. А. Динамика Болонского процесса // Высшее образование сегодня. М.: РНУ, 2002. № 3. С.32-39

4. Кузьмин А. В. Управление академической мобильностью как фактор развития международной интеграции в образовании: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб, 2007. 17 с.

5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Ростовн/Д, 2006. 27 с.

6. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 316 с.

7. Бринёв Н. С., Чуянов Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития образования // Пути развития высшего образования в России: материалы науч.-практ. конф. Омск: ОмГПУ, 2001. С. 31-34.

8. Нечаев В., Шаронова С. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии // Высшее образование в России. М.: Московский политехнический ун-т, 2004. № 7. С. 86-95.

9. Оденбах И. А. Академическая мобильность как фактор социализации личности студента университета: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2011. 23 с.

10. Зновенко Л. В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2008, 22 с.

11. Шеремет А. Н. Академическая мобильность в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. М., 2009. № 2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1098

12. Шеремет А. Н. Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и коммуникационных технологий: автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 208 с.

13. Дмитриева Н. К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. № 4. С. 58-65.

14. Слепухин А. Ю. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России. М.: Московский политехнический ун-т, 2004. № 6. С. 3-12.

15. Рягин С. Н. Преемственность среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 409 с.

16. Румбешта Е. А., Червонный М. А. Система социального сопровождения при организации академической мобильности одаренных детей. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 116 с.

17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». URL: http://ivo. garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2034:0

L. N. Korpachyova,

Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work,

Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation

e-mail: ludakorpacheva@mail.ru

ACADEMIC MOBILITY AS A RESULT OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Introduction. The article is dedicated to the phenomenon of academic mobility understanding. It is applied to general education.

The purpose: to describe the phenomenon of academic mobility on the basis of the studied literature sources and to justify its understanding as an educational result.

Methodology. The exploration is made on the basis of pedagogical literature theoretical analysis.

Results. The phenomenon of academic mobility as integrated educational result is described. It is being formed and developed by a general education student. Besides, a student is able to plan and implement individual educational path. (choice of subjects, levels of subject study, additional subjects and courses, extracurricular classes, competitions, forms of tuition).Keywords: military ecology, military ecology teaching methods, pedagogical monitoring, quality of training, training quality criteria.

Conclusions. Structurally, academic mobility of a high school senior is represented by value (there is necessity of educational interest or desire to be successful), cognitive (body of knowledge), quality (methods) components. They provide meeting the need corresponding to personal, cross-curriculum and subject educational results. The results of the exploration can be claimed in general education practice while designing the basic educational program of general secondary education.

Keywords: academic mobility of a high school senior, personal, cross-curriculum and subject educational results.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Moryleva E., Surtaeva N. N. Functional meaning of social and professional mobility in teacher's training at the university. Available at: http://tgpi.tob/ru/info/nauka/conf/old/cont%2004/22.htm

2. Lesokhina L. N. To the society of educated people. Theory and Practice of Adult Education. SPb.: IOV RAO "Tuskarora", 1998. (In Russian).

3. Lukichev G. A. Bologna process dynamics. Higher education today. 2002, no. 3, pp. 32-39. (In Russian).

4. Kuzmin A. V. Academic mobility management as an aspect of international integration in education: Abstract of dissertation candidate of economy sciences : Kuzmin A. V.-SPb, 2007. (In Russian).

5. Goryunova L. V. Professional mobility of a specialist as a problem of developing education in Russia: Abstract of dissertation Doctor of pedagogics : L. V. Goryunova-Rostov/D, 2006. (In Russian).

6. Sergeev I. S. Fundamentals of pedagogical activity: educ.manual : I. S. Sergeev. SPb.: Piter, 2004, pp.195196. (In Russian).

7. Brinyov R. S., Chuyanov R. A. Academic mobility of students as a factor of the improvement of education.

Papers of scientific conference "Ways of the development of education in Russia". Omsk: OmSPU, 2001, pp. 31-34. (In Russian).

8. Nechayev V., Sharonova S. Bologna process: the myths, the illusions and the reality. Higher education in Russia. M.: MPU, 2004, no. 7, pp. 86-95. (In Russian).

9. Odenbah I. A. Academic mobility as an aspect of university student personal socialization: Abstract of dissertation candidate of pedagogy sciences. Orenburg, 2011. (In Russian).

10. Znovenko L. V. Development of academic mobility pedagogical university students in conditions of continuing education: Abstract of dissertation candidate of pedagogy sciences. Omsk, 2008. (In Russian).

11. Sheremet A. N. Academic mobility in pedagogical education. Papers of IV all-Russia scientific conference "Modern problems of science and education". Moscow, 2009, no. 2. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1098

12. Sheremet A. N. Forming future IT-teaches academic mobility by informational and communicative technologies: Abstract of diss. candidate of pedagogy sciences. Novokuznetsk, 2009. (In Russian).

13. Dmitrieva N. K. Academic mobility as a personal quality of educational process subjects. Continuing education of theXXI century. Petrozavodsk: PetrSU, 2013, no. 4, pp. 58-65. (In Russian).

14. Slepuhin A. Y. Higher school in the conditions of internationalization. Higher education in Russia. M.: MPU, 2004, no. 6, pp. 3-12. (In Russian).

15. Ryagin S. N. The succession of high and higher school education in the conditions of system changes. Abstract of dissertation Doctor of pedagogics. M., 2010. (In Russian).

16. Rumbeshta Y. A., Chervonny M. A. The system of social maintenance of organizing the academic mobility of gifted children. Tomsk: TPSU, 2012, 116 p. (In Russian).

17. Affirming the State Educational Standard of general secondary education: the Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Registered at the Ministry of Justice in May, 17th, 2012, № 413 [Electronic resource]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2034:0

Поступила в редакцию 22.04.2019 © Л. Н. Корпачева, 2019

Автор статьи: Людмила Николаевна Корпачева, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: ludakorpacheva@mail. ru

Рецензенты:

А. А. Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. И. Г. Шпакина, кандидат педагогических наук, доцент, директор Специализированного лицея с этнокультурным компонентом, Омск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.