Научная статья на тему 'Многоуровневая модель управления формированием академической мобильности у старшеклассников в условиях инновационного развития непрерывного образования РФ'

Многоуровневая модель управления формированием академической мобильности у старшеклассников в условиях инновационного развития непрерывного образования РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / MODEL OF MANAGING THE FORMATION OF ACADEMIC MOBILITY / КЛАСТЕРНЫЙ / CLUSTER / СЕТЕВОЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / NETWORK AND LOCAL LEVELS OF MANAGING THE FORMATION OF ACADEMIC MOBILITY / SENIOR STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY / THE FORMATION OF SENIOR STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корпачева Людмила Николаевна

Рассматривается актуальность формирования академической мобильности у старшеклассников в условиях непрерывного образования, приводится авторское определение модели управления формированием академической мобильности у старшеклассников, рассматривается с точки зрения содержания функций управления на трех уровнях модели возможность формирования академической мобильности у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корпачева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MULTILEVEL MODEL OF MANAGING THE FORMATION OF SENIOR STUDENTS'' ACADEMIC MOBILITY IN TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the relevance of the formation of senior students' academic mobility in the terms of continuous education, it contains the author's definition of management model of the formation of academic mobility among senior students, it considers the possbility of forming the senior students' academic mobility in terms of management functions content on three levels of the model.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая модель управления формированием академической мобильности у старшеклассников в условиях инновационного развития непрерывного образования РФ»

УДК 37.047

Л.Н. Корпачева Омская гуманитарная академия

МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Рассматривается актуальность формирования академической мобильности у старшеклассников в условиях непрерывного образования, приводится авторское определение модели управления формированием академической мобильности у старшеклассников, рассматривается с точки зрения содержания функций управления на трех уровнях модели возможность формирования академической мобильности у старшеклассников.

Ключевые слова: академическая мобильность старшеклассника, формирование академической мобильности у старшеклассников, модель управления формированием академической мобильности, кластерный, сетевой и локальный уровни управления формированием академической мобильности.

Новые стратегические ориентиры в развитии российского общества обусловливают изменение требований и государства, и общества к образованию. Программные документы определяют в качестве стратегических целей формирование личности инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяет адаптацию «системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения (мобильность, желание обучаться в течение всей жизни), а также формирования системы непрерывного образования» как одно из наиболее важных направлений развития образования [3, 7]. Вместе с тем, в общеобразовательной практике академическая мобильность школьников формируется стихийно, проблеме целенаправленного управления этим процессом должного внимания в педагогических исследованиях не уделяется.

Опираясь на исследования С.Н. Рягина [4], под академической мобильностью старшеклассника понимаем как инновационный результат образования, отвечающий современным социальным реалиям, включающий набор компонентов, профессиональное самоопределение, а также способность самостоятельно на протяжении всей жизни при необходимости выстраивать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут в условиях непрерывного образования.

Анализ теории и практики управления общеобразовательными системами показал, что традиционная модель управления общего образования достаточно статична, не способна в полной мере обеспечить необходимый уровень академической мобильности старшеклассника [5]. Для того чтобы решить выявленную проблему, в результате исследования была разработана многоуровневая модель управления формированием академической мобильности у старшеклассников, содержание которой представим в данной статье.

Под многоуровневой моделью управления формированием академической мобильности у старшеклассников понимаем теоретически построенный образ процесса управления, построенный на локально-сетевом-кластерном уровне, раскрывающий содержание основных функций управления формированием академической мобильности. Рассматривая управления формированием академической мобильности старшеклассников в рамках системного подхода, в зависимости от кооперации ресурсов, мы выделяем три уровня модели: локальный уровень, сетевой и кластерный (рис. 1).

Рис. 1. Многоуровневая .модель управления формированием академической мобильности у старшеклассников

Рассмотрим модель на трех уровнях с точки зрения реализуемых в ней функций управления.

Локальный уровень модели использует ресурсы одного образовательного учреждения (Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова). Субъектами стратегического управления локальной институциональной модели управления формированием академической мобильности у старшеклассников являются руководитель образовательной организации, орган государственно-общественного управления, педагогический совет. Объектами стратегического управления локального уровня модели являются заместители директора, главный бухгалтер, профильные кафедры, педагог-психолог, социальный педагог, заведующий библиотекой. В качестве субъектов тактического управления локальной модели выступают заместители директора, профильные кафедры, главный бухгалтер, социальный педагог, педагог-психолог, объектами являются педагоги профильных кафедр, тьюторы, библиотекарь.

Стратегическое планирование на локальном уровне, осуществляясь как в рамках программно-целевого подхода, так и в рамках проектного подхода, предполагает разработку подпрограммы или проекта, являющегося частью программы развития школы, направленного на формирование академической мобильности у старшеклассников.

Функция планирования тактического управления осуществляется посредством проектирования профильной поливариативной образовательной программы и во включении мета-предметного содержания, направленного на формирование академической мобильности (профильных компетенций) в профильные поливариативные образовательные программы. Полипрофильная образовательная программа разрабатывается для каждого нового набора десятых классов и планируется на два года обучения, в течение которых возможно внесение корректив. Также разрабатываются: полипрофильный учебный план (сроком на два учебных года) как основа для формирования индивидуальных учебных планов; календарный план-график работы школы; план воспитательной работы; план профессионального развития пе-

дагогов; план внутришкольного контроля; план финансово-хозяйственной деятельности. Полипрофильный учебный план предполагает построение по субъекто-уровневому типу и должен состоять из нескольких разделов: обязательные учебные предметы (на профильном (углубленном) и базовом уровне); дополнительные предметы и курсы по выбору. С целью формирования метапредметной, организационно-образовательной и исследовательской профильных компетентностей раздел «Дополнительные предметы» обязательно должен содержать курсы метазнания, а также в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение проекта.

В разработке плана профессионального развития педагогов большую роль играет профильная кафедра, которая осуществляет мониторинг профессиональных затруднений педагогов по формированию академической мобильности у старшеклассников.

Управленческая функция организации реализуется посредством построения организационной структуры управления, разделения задачи управления формированием академической мобильности у старшеклассников на подзадачи и делегирование полномочий по их решению субъектам управления. Процесс формирования подразделений в образовательных учреждениях осуществляется на основе профессионального подхода. Одним из элементов системы управления формированием академической мобильности у старшеклассников являются профильные кафедры, объединяющие преподавателей одной дисциплины, а также педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, социальных партнеров.

При разработке организационной структуры управления каждое образовательное учреждение исходит из собственных ресурсов традиций управления, но, так как процесс управления формированием академической мобильности старшеклассников должен предполагать возможность быстрого перестроения, приспособления к изменяющимся внешним условиям, то наиболее эффективно применение органических организационных структур (проектных, матричных, программно-целевых и т.д.).

Разбиение задачи управления на подзадачи происходит в соответствии с распределением ответственности и полномочий в осуществлении основных видов деятельности: нормативно-правовое обеспечение процесса формирования академической мобильности у старшеклассников предполагает разработку и коррекцию уже существующих локальных актов учреждения, регламентирующих процесс формирования академической мобильности у старшеклассников, обеспечивающих скоординированность и эффективность работы всех участников процесса. Наиболее актуальными из них являются: о профильной поливариативной образовательной программе, о профильной кафедре, об индивидуальных учебных планах, об индивидуальном образовательном маршруте, об индивидуальном расписании, об организации проектной и исследовательской деятельности, о системе промежуточной аттестации, о мониторинге формирования и развития профильных компетенций и т.д.

Информационное обеспечение предполагает обновление официального сайта образовательного учреждения, применение и разработку педагогами электронных образовательных ресурсов, осуществление дистанционного обучения, введение автоматизированной системы управления. При обучении по индивидуальным учебным планам более 30 учеников целесообразно применение программного обеспечения по автоматизированному составлению расписания.

Функция мотивации решает задачи по стимулированию педагогов, их профессионального развития, направленного на формирование профессиональных компетенций, позволяющих решать задачи формирования академической мобильности старшеклассников. Материальное стимулирование предполагает внесение в положения о стимулирующих выплатах в качестве критериев результативность педагога по формированию у старшеклассников профильных компетенций. Моральное стимулирование предполагает создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха для педагогов, что возможно при обеспечении полной информации о процессе формирования академической мобильности у старше-

классников и вероятных затруднениях. Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является организация и проведение постоянно действующего обучающего семинара по формированию у педагогов профессиональных компетентностей, необходимых для формирования академической мобильности у учеников старших классов.

Функция контроля на локальном уровне предполагает организацию проведения мониторинга и внутришкольного контроля. Основными объектами мониторинга должны быть: процесс реализации поливариативной профильной образовательной программы, уровень сформированности профильных компетенций обучающихся, успешность выпускников школы в условиях непрерывного образовательного пространства. Субъектами мониторинга являются педагоги профильных кафедр, педагоги-психологи, тьюторы, классные руководители. Для возможности отслеживания динамики полученных промежуточных результатов необходимо, чтобы сбор данных, их обработка, анализ проводились в системе и унифициро-ванно, что предполагает определение стандартизированных процедур и разработку определенной последовательности (циклограмму) мониторинга. Целесообразно не менее двух раз в течение учебного года проведение исследований по определению уровня сформированности профильных компетенций у старшеклассников. Исследование успешности выпускников школы в условиях непрерывного образования целесообразно проводить не ранее, чем через 6-7 месяцев после окончания школы (после завершения первого семестра в образовательных организациях профессионального образования), но не позднее 4-го семестра.

Кроме того, объектом мониторинга должен быть уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов по формированию академической мобильности у старшеклассников. Субъектами данного мониторинга являются заместители директора, педагоги-психологи.

Локальный уровень модели управления формированием академической мобильности у старшеклассников посредством разработки и реализации профильной поливариативной образовательной программы, полипрофильного учебного плана, индивидуальных учебных планов создает возможность для построения и реализации индивидуального образовательного маршрута учениками посредством осуществления выбора содержания: углубленный - базовый уровень, форма и способ изучения и т.д.

Сетевой уровень модели, предполагающий привлечение ресурсов двух и более образовательных учреждений, а также социальных партнеров, достаточно глубоко исследован (Т.П. Афанасьева, А.Б. Вифлиемский, М.П. Гурьянова, Н.В. Немова, Д.А. Новикова, А.А. Пинский и др) и широко реализуется в практике образования. Привлечение ресурсов нескольких образовательных учреждений на сетевом уровне модели управления позволяет обеспечить возможность для выбора старшеклассником не только содержания, но и места (образовательного учреждения) получения образования.

Под образовательным кластером мы понимаем совокупность взаимосвязанных учреждений общего и профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли (Ю.В. Громыко, А.В. Смирнов, О.Е. Яворский) [2; 6; 8; 9]. Важнейшей целью кластера является развитие промышленного потенциала региона. Это должно произойти путем объединения ресурсов хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений. Субъектами кластерного уровня модели управления формированием академической мобильности у старшеклассников являются: координационный региональный совет, работодатели, профильные вузы, профильные учреждения среднего профессионального образования, образовательные учреждения общего образования, координатор кластера, учебно-научный (информационный) совет.

Кластерная организация предполагает широкое взаимодействие различных предприятий, вузов, научных организаций, учреждений СПО и общего образования с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности. В связи с тем, что элементы кластера

настолько многообразны, необходимо создание единого центра координации - регионального координационного управления.

Для осуществления предметно-тематического согласования, организационного, методического, научного сопровождения учреждений образования в кластере необходимо создание особого субъекта управления - учебно-научного (информационного) центра. Данный центр координирует работу всех образовательных учреждений на основе запроса работодателей кластера, а также информирует всех участников кластера о последних достижениях науки.

Функция планирования осуществляется посредством разработки подпрограммы «Формирование академической мобильности старшеклассников» как части региональной программы социально-экономического развития, разработки профильной поливариативной образовательной программы с учетом заказа предприятий кластера. При разработке профильной поливариативной образовательной программы и единого учебного плана кластера необходимы его взаимосвязь и согласованность по содержанию с научными и инновационными процессами кластера, а также с учебными планами и образовательными программами различных уровней, что создает условия для сокращения сроков освоения последующих программ.

Нормативно-правовой особенностью отношений между субъектами кластера является их разноуровневое финансирование и, как следствие, обязательное оформление договорных отношений, а также создание единой базы нормативно-правового обеспечения.

Также функция организации предполагает построение организационной структуры на основе сочетания дивизиональной организационной структуры (между отдельными элементами кластера) и органической (внутри каждого элемента кластера), разработку расписания как основы индивидуального расписания каждого ученика, организацию проектно-исследовательской работы, организацию практик (профессиональных проб) с учетом особенностей кластера. При составлении расписания, планировании учебной нагрузки, распределении кабинетов необходимо учитывать привлечение к образовательному процессу специалистов из других образовательных организаций и производства, использование учебных и лабораторных аудиторий, в том числе на договорных условиях.

Функция мотивации предполагает разработку рекомендаций по изменению локального акта «Положение об оплате труда» с внесением в показатели качества труда педагога уровня сформированности профильных компетенций у старшеклассников, организацию и проведение на базе учебно-научного (информационного) центра постоянно действующего обучающего семинара по формированию у руководителей и педагогов профессиональных компетенций по формированию академической мобильности.

Для учеников старших классов мотивирующими становятся: сокращение сроков получения образования при сохранении или повышении его качества, гарантия профессиональной подготовки, повышение возможности трудоустройства выпускников.

Контроль предполагает разработку и проведение мониторинга уровня сформированно-сти профильных компетенций с привлечением внешних экспертов, разработку и проведение контроля сформированности предметных результатов с элементами внешней экспертизы, в том числе дистанционной оценки, разработку и проведение мониторинга успешности выпускников, разработку и проведение мониторинга сформированности у руководителей и педагогов профессиональных компетенций по формированию академической мобильности.

Таким образом, кластерный уровень модели управления формированием академической мобильности у старшеклассника посредством обеспечения различного уровня содержания образования, разнообразия образовательных учреждений, на базе которых возможно получение образования, а также возможности маневра со сроками получения образования создает возможность и формирует опыт выбора содержания образования, места его получения, а также времени, затраченного на его получение (рис. 2).

Содержание

Профессиональный курс

Профильный уровень, лекционно-практический курс, исследовательская деятельность по определенному направлению

Профильный уровень, лекционно-практический

Базовый уровень, лекционный курс

Место

Рис. 2. Возможности построения и реализации индивидуального образовательного маршрута

на кластерном уровне модели

Таким образом, все уровни модели управления формирования академической мобильности у старшеклассников обеспечивают возможность для обучающихся построить и реализовать индивидуальный образовательный маршрут, при этом наиболее полный опыт выбора ученики получают в условиях кластерного уровня модели.

Библиографический список

1. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_162182/?frame=15.

2. Громыко, Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? / Ю.В. Громыко // Альманах «Восток». -2007. - Вып.1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.situation.ru/j_artp_1178.htm.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 04.02.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpmo.momos.ru/noinns/.

4. Рягин, С.Н. Преемственность среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений : дис. ... д-ра пед. наук / С.Н. Рягин. - М., 2010. - 409 с.

5. Рягин, С.Н. Педагогические проблемы формирования академической мобильности в условиях среднего общего образования / С.Н. Рягин, Л.Н. Корпачева // Науки о человеке: гуманитарные исследования : научный журнал. - 2013. - № 3 (13). - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА». - С. 96-100 с.

6. Смирнов, А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : монография / А.В. Смирнов. - Казань : Школа, 2010. - 102 с.

7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Правительством РФ, Распоряжение № 2227-р от 08.12.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/.

8. Сырадоева, В.Т. Научно-образовательный кластер: преимущества и проблемы / В.Т. Сырадоева, Д.В. Сырадоев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kirgteu.com/.

9. Яворский, О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли : дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Яворский. - Казань, 2008. - 253 с.

L.N. Korpacheva Omsk Academy of the Humanities A MULTILEVEL MODEL OF MANAGING THE FORMATION OF SENIOR STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY IN TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION The article discusses the relevance of the formation of senior students' academic mobility in the terms of continuous education, it contains the author's definition of management model of the formation of academic mobility among senior students, it considers the possbility of forming the senior students' academic mobility in terms of management functions content on three levels of the model.

Key words: senior students' academic mobility, the formation of senior students' academic mobility, model of managing the formation of academic mobility, cluster, network and local levels of managing the formation of academic mobility.

References

1. Russian Federation state program "Development of education for 2013-2020".

2. Gromyko Y.V. What are the clusters and how to create them? Almanac "East". - 2007. Issue 1. Mode of access: http://www.situation.ru/j_artp_1178.htm.

3. National educational initiative "Our new school" Pr-271 04.02.2010. Mode of access: http://kpmo.momos.ru/noinns//.

4. Ryagin S.N. Continuity of secondary and higher professional education in terms of their system changes. Moscow, 2010.

5. Ryagin S.N., Korpacheva L.N. Pedagogical problems of formation of academic mobility in terms of secondary education. Human sciences: humanities research, scientific journal issue 3 (13), Omsk, Published by Omsk humanitarian academy, 2013, pp. 96-100.

6. Smirnov A.V. Educational clusters and innovative teaching in university. Kazan, School, 2010, pp. 102.

7. A strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by the Government of the Russian Federation, Order №2227-r dated 08.12.2011.

8. Syradoeva V.T., Syradoev D.V. Scientific and educational cluster: advantages and problems.

9. Jaworski O.E. Education cluster as a form of social partnership between college and gas industry. Kazan,

2008.

© Корпачева Л.Н. , 2014

Автор статьи - Людмила Николаевна Корпачева, аспирант, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

С.А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.