Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства работников предприятия'

Организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства работников предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IN-PLANT TRAINING / TRAINING OF PERSONNELS / FORM OF ORGANIZATION OF IN-PLANT TRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ольга Николаевна

Статья посвящена изучению проблем проведения конкурсов профессионального мастерства работников предприятия, способствующих повышению квалификации. В работе на основе анализа практического опыта по организации профессиональных состязаний в России обоснованы структурные компоненты процессуальной модели организации повышения квалификации работников предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CARRYING OUT OF COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL OF THE EMPLOYEES

On the basis of the analysis of practical experience in the organization of professional competitions in Russia, the structural components of the procedural model of the organization of professional development of employees of the enterprise are substantiated.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства работников предприятия»

Агентство образовательного сотрудничества. - 2005. - 367 с.

12. Сартакова, Е.Е. Сетевая модель управления образовательным учреждением // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/1l/l8427 (дата обращения: 07.02.2019).

13. Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования» / Борисоглебск, 2016 - 153 с.

14. Скрипка, Л.П. Теоретические аспекты стратегического управления персоналом в учреждении дополнительного образования детей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. №2. -URL:http://www.science-education.ni/l22-17362 (дата обращения: 15.08.2015)

16. Туманова, К.Р. Тенденции определения понятия «дополнительное образование детей» в современных теориях / Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 71-73.

Педагогика

УДК: 377.4

кандидат педагогических наук, доцент Борисова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем проведения конкурсов профессионального мастерства работников предприятия, способствующих повышению квалификации. В работе на основе анализа практического опыта по организации профессиональных состязаний в России обоснованы структурные компоненты процессуальной модели организации повышения квалификации работников предприятия.

Ключевые слова: повышение квалификации, подготовка кадров, формы организации повышения квалификации.

An^tatton. Stat'ya posvyashchena izucheniyu problem provedeniya konkursov professional'nogo masterstva rabotnikov predpriyatiya, sposobstvuyushchikh povysheniyu kvalifikatsii. On the basis of the analysis of practical experience in the Organization of professional competitions in Russia, the structural components of the procedural model of the organization of professional development of employees of the enterprise are substantiated.

Keywords: in-plant training, training of personnels, form of organization of in-plant training.

Введение. Современная экономическая ситуация предъявляет высокие требования к квалификации, профессиональной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. В связи с этим предприятия, организации активно стремятся создать условия, способствующие повышению квалификации работников. Конкурсы профессионального мастерства, объединяющие передовые практики и идеи разнообразных предприятий для формирования нового современного имиджа работника, являются одной из таких форм. В рамках конкурсного состязания человек ориентируется на профессиональное развитие, публичное признание, распространение профессионально-личностного опыта, стремится к реализации своего профессионального потенциала.

Изложение основного материала статьи. Для определения эффективных организационно-педагогических условий проведения конкурсов профессионального мастерства был изучен опыт реализации данных конкурсов в России. В рамках исследования интересна деятельность компании ПАО «Транснефть» по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства. В компании ежегодно проводятся производственно-технические конкурсы, направленные на развитие творческого отношения к труду и воспитания чувства гордости за свою профессию. Одной из основных задач конкурсов является повышение профессионального уровня работников. Кроме того, изучение, распространение и внедрение опыта работы лучших работников позволяет повысить производительность труда и увеличить общий уровень безопасности эксплуатации объектов компании.

Производственно-технические конкурсы являются значимым элементом корпоративной культуры ПАО «Транснефть» и включают конкурсы профессионального мастерства и конкурс молодежи ПАО «Транснефть» на лучшую научно-техническую разработкуhttps://www.transneft.ru/development/staff/151/128/. Ежегодно накануне профессионального праздника - Дня работников нефтяной и газовой промышленности - в организациях системы «Транснефть», осуществляющих транспортировку нефти, проводятся конкурсы профессионального мастерства на звание:

- «Лучший по профессии» между рабочими основных профессий организаций системы «Транснефть»;

- «Лучший расчёт добровольной пожарной дружины» между добровольными пожарными дружинами (ДПД) организаций системы «Транснефть» [3].

Проведение конкурсов способствует повышению профессионального мастерства, повышению профессионализма и готовности ДПД на объектах организаций системы «Транснефть» к действиям по противопожарной безопасности. Значимо то, что конкурсы проводятся в несколько этапов с использованием реальной производственной базы организаций системы «Транснефть» и становятся ярким событием для его участников. К финальному этапу допускаются лучшие из лучших - победители соревнований в своих организациях, достигшие наивысших результатов в выполнении теоретических и практических заданий конкурсов. Призеры конкурса (с 1-го по 3-е места) поощряются денежными премиями или ценными подарками, победителю конкурса присваивается звание «Лучший по профессии», а также устанавливается надбавка к заработной плате за высокое профессиональное мастерство.

В целях развития творческой инициативы и поощрения молодежи, работающей в организациях системы «Транснефть», за лучшие научно-исследовательские, проектные и конструкторские работы, представляющие вклад в развитие научно-технического потенциала компании и способствующие росту эффективности производства, улучшению качества продукции и работ, а также повышению надежности и безопасности

эксплуатации производства, экономии трудовых и материальных ресурсов, один раз в два года проводится конкурс молодежи ПАО «Транснефть».

К участию в конкурсе допускаются молодые ученые и специалисты организаций системы «Транснефть», а также творческие коллективы численностью до 3-х человек в возрасте не старше 30 лет. Конкурс проводится в три тура в форме научно-технической конференции по 7 направлениям (секциям), охватывающим все сферы производственной деятельности компании. На конкурс представляются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержащие элементы новизны и оригинальности решений, обеспечивающие эффективное решение актуальных производственных и научных проблем.

Победители и лауреаты конкурса определяются коллегиально членами конкурсной комиссии конференции после прослушивания презентаций докладов всех участников. Оценка представленных работ осуществляется по следующим критериям:

- новизна разработки с учетом степени участия автора в разработке;

- степень научной проработки темы, в том числе качество подготовки материалов;

- практическая ценность работы с учетом возможности реализации, целесообразности и экономического эффекта от внедрения разработки;

- презентация доклада.

Победители III тура конкурса (с 1-го по 3-е места) поощряются денежными премиями, а также награждаются дипломами и ценными подарками. Остальные участники финального тура награждаются именными дипломами участника конкурса.

Таким образом, данные формы проведения конкурсов профессионального мастерства позволяют определить профессиональный уровень рабочих основных профессий, обобщить и распространить передовой опыт в организации труда, мотивировать работников на достижение успеха.

Интересен для исследования является опыт ОАО Шарлыкский «АГРОСНАБ» по проведению конкурсов профессионального мастерства среди работников по профессии «Водитель автомобиля категории «С».

С целью повышения качества профессиональной подготовки водителей, широкой пропаганды водительской профессии, повышения её престижа в современных условиях на предприятии реализуется конкурс профессионального мастерства. Значимо то, что подготовка профессиональных состязаний включает систему организационно- методических мероприятий:

- оптимизация материальной базы производственного обучения, в том числе подготовка автомобилей для проведения практического этапа конкурса;

- рациональный подбор производственных работ;

- разработка и обеспечение работников необходимой учебно-технической документацией;

- организация самоконтроля и взаимоконтроля участников конкурса;

- применение различных форм морального стимулирования, массовой работы по повышению качества производственных работ.

Для определения победителей и призеров конкурса профессионального мастерства определены дифференцированные критерии оценки результатов выполнения конкурсных заданий с учетом специальностей участников, а именно:

1. Для трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства:

- управлять автомобилями категории «С»;

- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования;

- устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

2. Для автомехаников:

- управлять автомобилями категории «В» и «С»;

- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования;

- устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств [4].

Учитываются и общие критерии оценки участников в конкурсных заданиях. Например: понимание

сущности и социальной значимости своей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля и т. д.

Победители конкурса, занявшие призовые места награждаются грамотами, им присваивается звание «Лучший по профессии» и вручаются ценные призы. Конкурсанты, не занявшие призовых мест, награждаются грамотами за участие в конкурсе различных номинаций. По результатам конкурса жюри выносит решение о рекомендации участника-победителя для участия в конкурсе профессионального мастерства более высокого уровня.

Таким образом, деятельность ОАО «Шарлыкский «АГРОСНАБ» в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства решает вопросы повышения квалификации работников, широкой пропаганды водительской профессии, повышения её престижа в современных условиях.

Анализ опыта показал, что на рынке есть немало положительных примеров грамотной организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Возьмем, к примеру, конкурс на звание «Лучший по профессии» среди специалистов по управлению персоналом, организованный Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Организаторы конкурса поставили перед собой следующие задачи:

- повышение престижа профессий специалистов в области управления персоналом;

- пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса;

- создание из числа высококвалифицированных, компетентных специалистов в области управления персоналом экспертного резерва для привлечения к проектам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом.

К достоинствам данного конкурса можно отнести следующее:

1. Корректное название номинаций. Несмотря на то, что во многих компаниях специалистов в той или иной функциональной области управления персоналом называют менеджерами, тем не менее, разработчики данного конкурса назвали их профессионально правильно - специалистами, в том случае, если нет подчиненных, и руководителем структурного подразделения в сфере управления персоналом, если подчиненные есть.

2. Обеспечение полного соответствия оценочных заданий положениям соответствующих профессиональных стандартов. Так как эксперты СПК в области управления персоналом сами участвовали в разработке профессиональных стандартов, утверждении отраслевой рамки, то они понимают, как необходимо выстроить оценочные испытания, чтобы в результате их прохождения участники конкурса могли бы подтвердить свое соответствие требованиям профстандартов.

3. Оптимально выстроенный алгоритм проведения конкурса - от первых оценочных процедур до отбора лучших групп и привлечения их в дальнейшем для реализации всероссийских проектов: «HR- для развития отрасли» и «HR-для бизнеса», «HR-для государства» [2].

Интересен опыт АО «ЕВРАЗ НТМК» по теме исследования. Работодатель организует конкурсы профессионального мастерства с целью успешной адаптации и роста профессионального мастерства молодых рабочих, привлечения их к активному участию в решении производственных задач, стоящих перед коллективами структурных подразделений АО «ЕВРАЗ НТМК», а также для повышения престижности рабочих профессий [1].

Конкурсы профессионального мастерства на АО «ЕВРАЗ НТМК» проводятся один раз в год по актуальным профессиям. Перечень профессий определяется количеством молодых работников по каждой специальности, дефицитом специалистов и уровнем текучести среди молодежи по отдельным специальностям. Конкурсы профессионального мастерства организуются в соответствии со следующими документами:

- корпоративной программой «Молодежь», являющейся приложением к коллективному договору АО «ЕВРАЗ НТМК»;

- перечнем мероприятий программы «Молодежь», утверждаемой ежегодно приказом управляющего директора предприятия;

- положением о порядке и проведении конкурсов профессионального мастерства на звание «Лучший молодой рабочий по профессии»;

- приказом управляющего директора «О проведении конкурсов профессионального мастерства на звание «Лучший молодой рабочий по профессии».

Приказом о проведении конкурса утверждаются:

- количество и перечень профессий конкурсов;

- график с указанием места и даты проведения конкурсов;

- количественный состав участников по каждой профессии;

- список ответственных специалистов за организацию и проведение конкурсов по каждой профессии;

- состав конкурсных комиссий по каждой профессии;

- типовая форма заявки.

Конкурсы профессионального мастерства проводятся в два этапа:

- проверка теоретических знаний;

- выполнение практических заданий [1].

Состав конкурсных комиссий формируется из числа руководящего состава структурных подразделений, профессиональных экспертов, экспертов по направлениям и социальных партнеров предприятия. Победители конкурсов определяются по суммарному результату двух этапов и получают следующие поощрения:

- присваивается звание «Лучший молодой рабочий по профессии» с указанием года и вручением диплома 1, 2, 3-й степеней;

- выплачивается денежная премия;

- объявляется благодарность с занесением в трудовую книжку;

- предоставляется право представлять предприятие на конкурсах профессионального мастерства на присвоение звания «Лучший молодой рабочий по профессии» среди предприятий ЕВРАЗа, в городском конкурсе «Рабочий года», областном конкурсе «Славим человека труда», международном чемпионате WORLD SKILLS Hi-Tech [1].

Корпоративная программа «Молодежь» ставит задачу по достижению стратегических целей компании «ЕВРА» через реализацию мероприятий, в том числе и конкурсов профессионального мастерства.

Ценно то, что исследования, проводимые на предприятии «ЕВРАЗ», показали о положительном влиянии профессиональных конкурсов на молодых работников предприятия в части реализации некоторых стратегических инициатив:

- снижение текучести молодых работников в возрасте до 30 лет;

- ознакомление 100 % молодых работников со стратегиями компании, внедрение ими программы 6S на своих рабочих местах;

- снижение количества нарушений охраны труда и промышленной безопасности по вине молодых работников;

- «ноль» смертельных случаев на производстве;

- «ноль» случаев производственных потерь из-за внеплановых простоев в отчетный период по вине молодых работников.

Обобщая вышеприведенные данные об организации различных конкурсов профмастерства, можно определить, что при многообразии форм, мероприятий конкурсов профессионального мастерства отсутствует научно-методическое сопровождение участников конкурса, что затрудняет определение собственных концептуальных профессиональных позиций работника. В процессе подготовки к конкурсу профессионального мастерства недостаточно внимания уделяется формированию положительной направленности работника на достижение личностно-профессионального успеха, не осуществляется целенаправленная подготовка организаторов конкурса к реализации его потенциальных развивающих возможностей.

Выводы. С учетом вышеизложенного при проектировании конкурса профессионального мастерства, способствующего повышению квалификации работника, мы анализировали возможности научно-методического сопровождения участников конкурса профессионального мастерства, подготовки организаторов профессионального состязания, актуализации профессиональной позиции работника.

Научно-методическое сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства обеспечивает упорядочивание, систематизацию, логичное представление собственного профессионального

опыта и результатов деятельности работника, новизны применяемых в работе методов, способов деятельности, инновационных технологий.

Целенаправленная подготовки организаторов конкурса способствует актуализации профессиональной направленности конкурсных состязаний, соответствию содержательного аспекта мероприятия требованиям Всероссийских конкурсов профмастерства, конкурсам WoridSkiИs, формированию объективной экспертно-оценочной компетенции организаторов.

Актуализация профессиональной позиции работника предприятия направлена на стимулирование мотивов, побуждающих к преодолению трудностей, достижению новых рубежей, победе в состязании; удовлетворению потребностей в самоутверждении, саморазвитии.

Таким образом, содержательное наполнение каждого компонента, связанного с организацией и проведением конкурсов профмастерства как формы повышения квалификации работников предприятия представляет следующее:

- целевой компонент процессуальной модели отображает необходимость реализации основной цели исследования - повышение квалификации работников предприятия посредством конкурсов профессионального мастерства;

- содержательный компонент опирается на организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса повышения квалификации работников предприятия посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства;

- операциональный компонент включает комплекс методических средств (программа сопровождения участников и организаторов конкурсов, активные методы обучения, положения об организации и проведении конкурсов профессионального мастерства), обеспечивающих повышение квалификации работников предприятия;

- результативный компонент процессуальной модели отражает повышение уровня (высокий, средний, низкий) профессиональной компетентности работника предприятия в соответствии с критериями и показателями: познавательного (профессиональные знания), мотивационного (профессиональная позиция), поведенческого (профессиональный опыт).

Литература:

1. Гончаров С. З., Попова Н. В. Соревнование - креативный аспект управления молодежным коллективом на промышленном предприятии // Человек. Культура. Управление: сборник научных статей / ред. кол.: И. А. Кох (отв. ред.) и др.; УГТУ. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2012. - Вып. 12. - С. 90-111. [Электронный ресурс] - Режим доступа:йр://%'%гл'.гшпаикахот/

2. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетентности библиотечных специалистов и престижа их профессии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials

3. Конкурсы профессионального мастерства [Электронный ресурс]- Режим доступа:https://www.transneft.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии «Водитель автомобиля категории «В» [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://nsportaLш/npo-spo/transportnye-sredstva/library/

Педагогика

УДК:378

аспирант Борлакова Асият Хыйсаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация. Профессионально ориентированная речь предполагает свободное владение всеми речевыми жанрами данной профессии. Выпускник юридического вуза должен владеть различными навыками и приемами речевой коммуникации, речевого взаимодействия. Обозначились три основных направления в рамках формирования профессионально ориентированной речи будущих юристов: обращение к современным научным подходам в обучении студентов, определение круга преподаваемых речевых дисциплин, использование новых методов и технологий обучения. Уделяется недостаточное внимание дисциплинам, призванным готовить выпускников к различного рода коммуникативным действиям в будущей профессии. Основная задача сегодня при формировании успешного юриста с точки зрения его профессиональных речевых способностей и возможностей - это преодоление обособленности юридического образования в вузе и от юридической науки, и от юридической практики, преодоление замкнутости на себе, которая приводит к деформированию профессиональной подготовки юристов в высшей школе.

Ключевые слова: речевая подготовка юриста, профессионально ориентированная речь, речевое взаимодействие, речевая компетенция, речевая компетентность, риторическая компетентность, лингвистическая компетентность, профессиональная коммуникативная компетентность, ораторское мастерство, приемы ораторского мастерства, коммуникативная культура юриста, риторико-коммуникативная культура, интерактивные формы обучения.

Annоtation. Professionally-oriented speech implies the fluency of all speech genres of a given profession. A graduate of a law school must possess various skills and techniques of speech communication, speech interaction. Three main areas were identified within the framework of the formation of professionally oriented speech of future lawyers: an appeal to modern scientific approaches in teaching students, determining the range of taught speech disciplines, using new teaching methods and technologies. Insufficient attention is paid to disciplines designed to prepare graduates for various kinds of communicative actions in their future profession. The main task today in forming a successful lawyer from the point of view of his professional speech abilities and opportunities is overcoming the isolation of legal education at a university and from legal science and legal practice, overcoming isolation on oneself, which leads to a deformation of professional training of lawyers in higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.