Научная статья на тему 'Национальные и региональные конкурсы профессионального мастерства как форма информирования общества о тенденциях рынка труда'

Национальные и региональные конкурсы профессионального мастерства как форма информирования общества о тенденциях рынка труда Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
385
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайцева Н.А.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научно-исследовательской работы «Формирование организационно-экономического механизма создания национальной системы профессиональных квалификаций в индустрии гостеприимства» (регистрационный номер НИОКТР: АААА-А16-116021510165-3). Обосновано, что конкурсы профессионального мастерства могу стать драйвером популяризации тех или иных видов профессиональной деятельности, информирования общества о том, какие профессии востребованы на современном рынке труда в конкретном регионе и в стране в целом. Сформулированы условия, при которых национальные и региональные конкурсы профмастерства могут быть эффективно встроены в формирующуюся в нашей стране систему профессиональных квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зайцева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные и региональные конкурсы профессионального мастерства как форма информирования общества о тенденциях рынка труда»

Национальные и региональные конкурсы профессионального мастерства как форма информирования общества о тенденциях рынка труда

National and regional competitions of professional skills as a form of informing the public about trends in the labor market

Зайцева Н.А.

ZaitsevaN.A.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научно-исследовательской работы «Формирование организационно-экономического механизма создания национальной системы профессиональных квалификаций в индустрии гостеприимства» (регистрационный номер НИОКТР: АААА-А16-116021510165-3). Обосновано, что конкурсы профессионального мастерства могу стать драйвером популяризации тех или иных видов профессиональной деятельности, информирования общества о том, какие профессии востребованы на современном рынке труда в конкретном регионе и в стране в целом. Сформулированы условия, при которых национальные и региональные конкурсы профмастерства могут быть эффективно встроены в формирующуюся в нашей стране систему профессиональных квалификаций.

The article presents the results of the conducted study based on the research work "Formation of the organizational-economic mechanism of the national system of vocational qualifications development in the hospitality industry" (registration number NIOKTR: AAAA-A16-116021510165-3). It is proved that the competitions of professional skills can be a driver of the popularization of certain professional activities, informing the public about professions which are in demand in the labor market in a particular region and the country on the whole. There are formulated the conditions when national and regional competitions of professional skills can be effectively integrated into the developing of vocational qualifications system in our country.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, профессиональный стандарт, оценка квалификаций.

Keywords: professional skills competition, professional standards, assessment of qualifications.

В последние годы в нашей стране много сделано для изменения системы подготовки кадров, перехода к использованию практикоориентированного подхода в подготовке кадров и повышения роли профессиональных сообществ в этом процессе. Одним из направлений этой деятельности является проведение конкурсов профессионального мастерства.

Начиная с 2012 года, проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства в соответствии с Постановлением Правительства РФ [2.]. Это не означает, что раньше таких конкурсов не было, но именно с 2012 года их проведение стало относиться к числу приоритетных направлений деятельности в области подготовки квалифицированных кадров. Именно на это указано в первом абзаце данного Постановления: «В целях повышения престижа рабочих профессий, совершенствования профессиональных знаний и методов работы, а также содействия росту квалификации кадров Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" проводится ежегодно, начиная с 2012 года». При этом в Постановлении четко указано, что конкурс проводится с учетом результатов конкурсов, проводимых на уровне субъектов Российской Федерации по пяти номинациям.

Также в данном Постановлении указывается на необходимость осуществления содействия в освещении в государственных средствах массовой информации условий, порядка и результатов проведения конкурса, достижений и передового опыта его участников. Ответственность за выполнение этого положения закреплена за Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

За время, прошедшее с 2012, года по результатам проведения таких конкурсов выявилась одна из основных проблем - отсутствие единых подходов к проведению конкурсов профессионального мастерства.

Для решения этой проблемы было решено ориентироваться на международный опыт - использовать методику WorldSkШs. Несмотря на то что конкурсы WorldSkills ориентированы на виды профессиональной деятельности рабочих и служащих, они предполагают оценку умений работы конкурсантов с самым современным оборудованием, которое есть далеко не на всех предприятиях российской экономики [6].

В целях создания условий для дальнейшего роста высококвалифицированных работников был разработан ряд мер, направленных на реализацию плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерныхпрофессий, включающего в том числе проведение конкурсов профессионального мастерства WorldSkills (табл. 1.)

Таблица 1.

Фрагмент плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий (утв. Распоряжением Правительства РФ от 5 марта

2015 г. № 366-р)[3]

Содержание мероприятия Срок исполнения Исполнители

Проведение ежегодного Всероссийского конкурса студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по инженерным специальностям и направлениям подготовки высшего образования ежегодно, начиная с 2015 года Минобрнауки России

Проведение Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования ежегодно, начиная с 2015 года Минобрнауки России

Проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" в соответствии с постановлением Правительства Российской ежегодно Минтруда России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Содержание мероприятия Срок исполнения Исполнители

Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 "О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии" общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профсоюзов, заинтересованные организации

Проведение Национального чемпионата "WoridSkillsRussia" ежегодно Минобрнауки России, Минтруда России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

Оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство/выпуск, распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области средств массовой информации, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий 2015 - 2020 годы Роспечать

Развитие информационного портала "Работа в России" ежегодно Роструд

Обобщение лучших практик проведения мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, и размещение данной информации на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационном портале "Работа в России" ежегодно Минтруда России, Роструд

Таким образом, можно сделать вывод о том, что со стороны Правительства РФ ведется большая работа по информированию общества о тенденциях рынка труда посредством продвижения информации о проведении и результатах национальных и региональных конкурсов профессионального мастерства. Как указано в табл. 1, «заинтересованные федеральные органы исполнительной власти» должны организовать проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 "О Всероссийском

конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии". Во исполнение этого пункта плана мероприятий, направленного на популяризацию рабочих и инженерных профессий, Ростуризмом был принят приказ № 177-Пр/13 от 21.07.2013 г. «Об организации и проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма» [4].

В 2016 году конкурс профессионального мастерства проводится в соответствии с приказом Ростуризма №124-Пр-15 от 25.03.2015 г. «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма»» (в ред. от 16.02.2016 г.), в котором определен следующий перечень пяти обязательных номинаций и подноминаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма»» [6]:

1. «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы/иного средства размещения»

2. «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму»

3. «Лучший экскурсовод (гид)»

4. «Менеджер по детско-юношескому туризму»

5. «Специалист в сфере доступного туризма»

Также были определены сроки проведения Конкурса в 2016 г.:

• 22 февраля - 4марта - подготовительный этап;

• 9 марта - 23 сентября - региональный/отраслевой этап Конкурса;

• 26 сентября - 21 ноября - федеральный этап Конкурса, награждение победителей.

Вместе с тем как сам Приказ Ростуризма №124-Пр-15 (в ред. от 16.02.2016 г.), так и материалы, разработанные во исполнение этого приказа, содержат спорные моменты и потому вызывают немало вопросов.

Прежде всего рассмотрим анкету участника конкурса на звание «Лучший по профессии в индустрии туризма» и неточности, которые в ней присутствуют (табл. 2.).

Таблица 2.

Комментарии по анкете участника конкурса на звание «Лучший по профессии в индустрии туризма» (утверждена Приказом Ростуризма №124-Пр-15 от 25.03.2015 г.)

№ п/п Положения, представленные в Приказе Ростуризма №124-Пр-15 от 25.03.2015 г. Комментарии

1 Образование и специальность по диплому В ФГОС ВО по бакалавриату и магистратуре не используется понятие «специальность», есть -квалификация. В законе Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации» [1] упоминаются только профессии рабочего, но они получают не диплом, а свидетельство профессии рабочего.

2 Наименование учебного заведения В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с 2013 года в нашей стране не используется больше понятие «учебное заведение», есть - организации, осуществляющие образовательную деятельность, к которым относятся образовательные организации (образование - основной вид деятельности) и организации, осуществляющие обучение (образование - дополнительный вид деятельности)

3 Повышение квалификации (при наличии) (дата, учебное заведение и тема повышения квалификации) В отношении дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) при их разработке и утверждении определяется не тема, а название дополнительной профессиональной программы, которое и указывается в соответствующем документе о квалификации (дипломе профессиональной переподготовки, удостоверении о повышении квалификации, свидетельстве профессии рабочего, должности служащего.

Далее хотелось бы дать комментарии по номинациям вышеуказанного конкурса (табл. 3.).

Таблица 3.

Комментарии по номинациям конкурса на звание «Лучший по профессии в индустрии туризма» (утверждены Приказом Ростуризма №124-Пр-15 от 25.03.2015 г.)

№ п/п Положения, представленные в Приказе Ростуризма №124-Пр-15 от 25.03.2015 г. Комментарии

1 Номинация «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы/иного средства размещения» В службе приема и размещения (СПиР) гостиницы/иного средства размещения могут работать разные сотрудники - от помощника (ассистента) портье до старшего портье и руководителя службы СПиР. Соответственно это разные профессиональные стандарты (ПС): требования к руководителю СПиР отражены в утвержденном Минтрудом в 2015 году ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», а требования к портье и другим сотрудникам СПиР будут отражены в разрабатываемом сейчас Федерацией Рестораторов и Отельеров профстандарте «Специалист по приему и размещению гостей». Исходя из этого можно сделать вывод о том, что номинация названа не корректно, а, следовательно, не корректны конкурсные задания, так как для портье должны быть одни задания (это исполнитель), а для руководителя СПиР - другие, т.к. это уже управленческая должность.

2 Номинация «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму»» Не очень понятно, кого в рамках данного всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма считают менеджерами. Руководителей, у которых есть подчиненные, или же рядовых сотрудников отделов турфирм? Далее непонятен вопрос - речь об отделах, которые занимаются разработкой туров по въездному туризму (туроператорские компании), или же тех, кто только продает чужие туры (турагентские компании). Совершенно очевидно, что их функционал будет сильно отличаться, и то, что обязан знать сотрудник туроператорской компании, не обязательно должен знать сотрудник турагентской компании. При этом специалист, занимающийся въездным туризмом, должен обладать знаниями и умения в области миграционного законодательства, которые специалисту по внутреннему туризму практически не нужны.

Таким образом, некорректно названные номинации в итоге неизбежно приведут к неоднозначной трактовке результатов конкурса на звание «Лучший по профессии в индустрии туризма». Кроме того, оценочные задания не учитывают требования профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом РФ, а поэтому результаты участия в конкурсах сложно будет учесть при последующей независимой оценке в индустрии туризма и гостеприимства.

Вместе с тем, на рынке есть немало положительных примеров грамотной организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Возьмем, к примеру, конкурс на звание «Лучший по профессии» среди специалистов по управлению персоналом, организованный Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Организаторы конкурса поставили перед собой следующие задачи [7]:

• повышение престижа профессий специалистов в области управления персоналом;

• пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса;

• создание из числа высококвалифицированных, компетентных специалистов в области управления персоналом экспертного резерва для привлечения к проектам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом.

Этот конкурс проводится по следующим номинациям:

• «Лучший по профессии - Специалист по кадровому делопроизводству»

• «Лучший по профессии - Специалист по подбору персонала»

• «Лучший по профессии - Специалист по оценке и аттестации персонала»

• «Лучший по профессии - Специалист по обучению и развитию»

• «Лучший по профессии - Специалист по организации труда и оплате труда»

• «Лучший по профессии - Специалист по корпоративной социальной политике»

• «Лучший по профессии - Руководитель структурного подразделения в сфере управления персоналом»

• «Лучший по профессии - Директор по персоналу»

К достоинствам данного конкурса можно отнести следующее:

1. Корректное название номинаций. Несмотря на то что во многих компаниях специалистов в той или иной функциональной области управления персоналом называют менеджерами, тем не менее разработчики данного конкурса назвали их профессионально правильно - специалистами, в том случае, если нет подчиненных, и руководителем структурного подразделения в сфере управления персоналом, если подчиненные есть.

2. Обеспечение полного соответствия оценочных заданий положениям соответствующих профессиональных стандартов. Так как эксперты СПК в области управления персоналом сами участвовали в разработке профессиональных стандартов, утверждении отраслевой рамки, то они понимают, как необходимо выстроить оценочные испытания, чтобы в результате их прохождения участники конкурса могли бы подтвердить свое соответствие требованиям профстандартов.

3. Оптимально выстроенный алгоритм проведения конкурса (табл.

4) - от первых оценочных процедур до отбора лучших групп и привлечения

117

их в дальнейшем для реализации всероссийских проектов: «HR- для развития отрасли» и «HR-для бизнеса». «HR-для государства».

Таблица 4.

Этапы проведения конкурса «Лучший по профессии» среди специалистов по управлению персоналом [7]

Этап Название этапа Содержание этапа

1 этап: Заполнение заявки участника конкурса. Прохождение первых оценочных процедур Чтобы стать соискателем конкурса, необходимо заполнить анкету и пройти первые оценочные процедуры. Отмеченные при заполнении анкеты компетенции соискателя будут оценены Оргкомитетом по бальной шкале и на основании полученных результатов будут отобраны участники конкурса по отдельным номинациям

2 этап: Заполнение эссе и решение практических кейсов и задач реального бизнеса Участники, которые будут отобраны Оргкомитетом для участия в конкурсе, получат подробные инструкции по дальнейшим действиям.Для каждой номинации будут сформированы реальные практические кейсы и задачи по отдельным видам бизнеса: банк, страховая компания, 1Т, производство, торговля, сетевой магазин, логистика, энергетика и т.д. А также кейсы по задачам, которые стоят перед отраслью управления персоналом в целом. Участники, успешно прошедшие данный этап, будут привлечены в будущем к работе над всероссийским проектом «НЯ- для развития отрасли» и «НЯ-для бизнеса». По итогам прохождения этапа будут названы победители по номинациям, отобраны лучшие группы и сформировано несколько групп, которые будут привлечены к решению задач 3 этапа конкурса.

3 этап Решение задачи с персоналом на уровне государства Третий этап конкурса подразумевает в себе решение задач управления персоналом на территориях опережающего развития (ТОРах). Будут сформированы проектные задачи для НЯ-специалистов, присущие таким ТОРам как: Дальний Восток и Крым. К разработке кейсов третьего этапа будут привлечены Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. По результатам третьего этапа сформируется несколько групп, которым будут задействованы в проекте «НЯ-для государства».

Обобщая вышеприведенные данные об организации различных конкурсов профмастерства, можно предложить следующие рекомендации по улучшению организации данных процессов, встроив их в процесс формирования национальной и отраслевых рамок квалификаций:

1. В качестве номинаций и подноминаций использовать названия квалификаций, отраженные в отраслевой рамке квалификаций, разработанных соответствующим Советом по профессиональным квалификациям (СПК), утвержденным Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации (список СПК представлен на сайте Минтруда:

http://profstandart.rosmintrud.ru/:Полезные документы / Реестр советов по профессиональным квалификациям);

2. В качестве основы для разработки конкурсных (оценочных) заданий использовать положения профессиональных стандартов, утверждённых Минтрудом РФ. При этом под каждое конкретное знание или умение, указанное в профстандартах, утвержденных Минтрудом, разработать комплект оценочных средств (тестов или практических ситуаций) или использовать те контрольно-измерительные материалы, которые используют профильные Центры оценки квалификаций (ЦОКи);

4. В каждом тесте все вопросы должны быть сформулированы максимально конкретно: например, не ссылаться на общее законодательство РФ, а указать, какой конкретный закон или нормативный акт имеется в виду; по практическим заданиям и кейсам давать перечень минимальных требований того, что должен сказать или сделать конкурсант, чтобы его ответ был бы засчитан.

5. Необходимо определить структуру общей оценки знаний и умений участников (какова доля в общей оценке каждой части задания (теоретической и практической)).

6. Также рекомендуется определить, какое минимальное количество баллов будет считаться достаточным, чтобы конкурсант мог претендовать на звание лауреата, в противном случае, если, например, пять человек участвовали в конкурсе и дали хотя бы частично правильные ответы, то, как минимум, двое из них получат диплом лауреата, а один -победителя конкурса.

Без выполнения данных требований увеличится субъективность оценок ответов конкурсантов, что в итоге приведет к снижению имиджа профессиональных конкурсов как формы информирования общества о современных тенденциях рынка труда и передовом опыте в различных видах профессиональной деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 02.06.2016 г.)

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 №1011 «О всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» (в ред. от 10.12.2012 г.)

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»

4. Приказ Ростуризма № 177-Пр/13 от 21.07.2013 г. «Об организации и проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма»

5. Приказ Ростуризма №124-Пр-15 от 25.03.2015 г. «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма»» (в ред. от 16.02.2016 г.)

6. Зайцева Н.А. Ушанов Ю.В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания. Монография. М.: РУСАЙНС, 2016. 184 с.

7. www.HR-skills.ru -конкурс на звание «Лучший по профессии» среди специалистов по управлению персоналом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.