Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / группы педагогических условий / организационно-педагогические условия / электронное обучение / условия применения электронного обучения / pedagogical conditions / groups of pedagogical conditions / organizational and pedagogical conditions / e-learning / conditions of e-learning application

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонов Денис Сергеевич

Статья посвящена комплексному анализу различных определений термина «педагогические условия», данных исследователями. Обозначены классификационные виды педагогических условий, рассмотрены аспекты, присущие для них. Помимо этого, изучены совокупные признаки организационно-педагогических условий (ОПУ), выступающие в качестве одного из видов педагогических условий. Отдельно затронут процесс трансформации ОПУ, обусловленный активным внедрением информационных технологий в образовательную среду и формирование собственных моделей цифровых полей на базе образовательных учреждений различного профиля. Выделен перечень условий применения обучения в электронном формате, доказавшие свою эффективность на практике. Определены управленческие мероприятия, направленные на успешную реализацию концепции электронного обучения. Повышение уровня компетентности в сфере информационных технологий педагогических работников и создание оптимальных условий для поддержки активности студентов к применению оборудования, используемого в сфере информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, определены как неотъемлемые составляющие процесса эффективного применения электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a comprehensive analysis of different definitions of the term "pedagogical conditions" given by researchers. The classification types of pedagogical conditions are identified, the aspects inherent in them are considered. Besides, the cumulative characteristics of organizational-pedagogical conditions (OPC) acting as one of the types of pedagogical conditions have been studied. The authors describe the process of OPC transformation caused by active introduction of information technologies in educational environment and the formation of their own models of digital fields on the basis of educational institutions of various profiles. A list of conditions for the use of e-learning, which proved to be effective in practice, was highlighted. Managerial measures aimed at the successful implementation of the concept of e-learning were identified. Upgrading the level of IT competence of pedagogical staff and creating optimal conditions to support the activity of students to use the equipment used in information technology and electronic educational resources are identified as integral components of the process of effective use of e-learning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ»

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Спиридонов Денис Сергеевич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В

КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу различных определений термина «педагогические условия», данных исследователями. Обозначены классификационные виды педагогических условий, рассмотрены аспекты, присущие для них. Помимо этого, изучены совокупные признаки организационно-педагогических условий (ОПУ), выступающие в качестве одного из видов педагогических условий. Отдельно затронут процесс трансформации ОПУ, обусловленный активным внедрением информационных технологий в образовательную среду и формирование собственных моделей цифровых полей на базе образовательных учреждений различного профиля. Выделен перечень условий применения обучения в электронном формате, доказавшие свою эффективность на практике. Определены управленческие мероприятия, направленные на успешную реализацию концепции электронного обучения. Повышение уровня компетентности в сфере информационных технологий педагогических работников и создание оптимальных условий для поддержки активности студентов к применению оборудования, используемого в сфере информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, определены как неотъемлемые составляющие процесса эффективного применения электронного обучения.

Ключевые слова: педагогические условия, группы педагогических условий, организационно-педагогические условия, электронное обучение, условия применения электронного обучения.

Annotation. The article is devoted to a comprehensive analysis of different definitions of the term "pedagogical conditions" given by researchers. The classification types of pedagogical conditions are identified, the aspects inherent in them are considered. Besides, the cumulative characteristics of organizational-pedagogical conditions (OPC) acting as one of the types of pedagogical conditions have been studied. The authors describe the process of OPC transformation caused by active introduction of information technologies in educational environment and the formation of their own models of digital fields on the basis of educational institutions of various profiles. A list of conditions for the use of e-learning, which proved to be effective in practice, was highlighted. Managerial measures aimed at the successful implementation of the concept of e-learning were identified. Upgrading the level of IT competence of pedagogical staff and creating optimal conditions to support the activity of students to use the equipment used in information technology and electronic educational resources are identified as integral components of the process of effective use of e-learning.

Key words: pedagogical conditions, groups of pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, e-learning, conditions of e-learning application.

Введение. На данный момент времени электронное обучение выступает в качестве одной из составных частей современного образовательного процесса, что актуально для всех ступеней существующей образовательной системы, включая СПО. Данная статья посвящена теоретическому рассмотрению понятия «педагогические условия». Для достижения поставленной цели были проанализированы организационные условия, позиционирующиеся как составляющие педагогические условия с позиции комплексного подхода, рассмотрены некоторые аспекты организации и использования на практике электронного обучения в рамках реализации профессиональных образовательных программ на базе образовательного учреждения.

Системный подход, реализуемый в ходе организации электронного обучения, выдвигает на первый план потребность в формировании определенных организационных условий, оказывающих большое влияние на достижение поставленной цели. Принимая во внимание то, что электронное обучение выступает в качестве одного из постоянного актуализируемых, пополняемых и синхронизированных компонентов организации образовательного процесса, необходимо сделать акцент на анализе многофункциональности применения электронного обучения на базе образовательного учреждения.

Изложение основного материала статьи. Целесообразно в первую очередь обозначить научные понятия, которые будут отражены в данной статье: «условия», «педагогические условия», «организационно-педагогические условия».

Основываясь на результатах комплексного анализа философских, психологических, педагогических трактовок понятия «условия», можно определить его универсальность, другими словами оно широко применяется в разных науках. Н.Г. Баженова и И.В. Хлудеева твердо убеждены в том, что условия выступают в качестве «важного фактора результативности процесса развития». Точка зрения исследователей основана на том, что условия составляют ту среду, в которой необходимые явления, процессы возникают, существуют и проходят разные стадии развития и совершенствования [2, С. 217].

В контексте изучения темы необходимо уделить особое внимание «педагогическим условиям», занимающим центральное место в данной статье. Стоит отметить, что научные исследования, в которых в качестве объекта исследования выступают различные группы условий, на данный момент времени нашли свое отражение в работах многих авторов, для них актуально наличие схожих концептуальных подходов. Исследователями была разработана классификация, в которой каждая последующая разновидность представляет собой неотъемлемую составляющую и характеризуется наличием прямой взаимосвязи с предыдущей, обеспечивает функционирование и ориентирована на достижение конкретного результата.

В.И. Андреев выдвигает на первый план «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания» [1, С. 56]. В.А. Беликов придерживается мнения о том, что условия «ставят своей главной целью решение актуальных на данный момент времени педагогических задач» [3, С. 127].

Исследователи Н.В. Ипполитова и Н.С. Стерхова, являющиеся авторами работ по педагогике, обозначают в своих трудах многоаспектность понятия «педагогически условия» и устанавливают его взаимосвязь с проектированием и конструирование педагогической системой, в ней условия представляют собой отдельные связанные между собой компоненты [6, С. 8-14]. По мнению А.А. Володина и Н.Г. Бондаренко, обозначенный выше компонент «воплощает в себе совокупность внутренних и внешних элементов, создающих оптимальные условия для ее эффективного функционирования и развития с ориентиром на долгосрочную перспективу [5].

Опираясь на опыт нашей работы на базе «Охтинского колледжа» г. Санкт-Петербурга и колледжа, осуществляющего образовательную деятельность на территории одного из субъектов страны, расширим перечень характеристик обозначенных элементов и ресурсов. Категория внешних ресурсов включает в себя готовность административных команд и преподавательского состава в оперативном формате решать поставленные задачи, способность и заинтересованность в

усвоении новых компетенций, узкопрофильное соответствие актуальным на данный момент времени векторам развития, материально-финансовая состоятельность образовательного учреждения, готовность учредителя оказывать необходимую поддержку. Среди внутренних ресурсов можно выделить активность обучающихся и их заинтересованность в том, чтобы получать новые знания, умения и навыки, мотивация на достижение успехов в рамках образовательного процесса, их предметные знания, навыки работы в индивидуальном и групповом формате.

С учетом обозначенного выше ракурса исследования целесообразным представляется смещение акцента на позицию С.Н. Павлова. Исследователь твердо убежден в том, что «организационно-педагогические условия представляют собой набор объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, сюда же можно отнести обстоятельства взаимодействия субъектов образовательного процесса» [8].

По мере развития педагогической науки подвергались значительным изменениям, дополнения некоторых понятия, такой подход позволяет успешно адаптировать их содержание под актуальные тенденции времени, синхронизировать с темпом развития педагогической системы. Мы твердо убеждены в том, что на современном этапе термин «организационно-педагогические условия» невозможно охарактеризовать, не принимая во внимание следующие референции:

• Ничем не ограниченного доступа к информации и технологиям.

• Формирование и использование на практике моделей цифровых сред.

• Внедрение в образовательный процесс инновационных форматов обучения, таких как электронное, дистанционное, комбинированное.

Организационно-педагогические условия характеризуются наличием прямой взаимосвязи с сознательной деятельностью субъектов образовательного процесса, направленной на преобразование действительности. Основываясь на результатах изучения теоретических исследований, накопленного опыта формирования цифровой среды на базе образовательного учреждения, можно обозначить перечень условий, необходимых для успешного достижения конкретных результатов. Данное обстоятельство выступает в качестве одного из самых значимых в контексте обозначения типов организационно-педагогических условий применительно к деятельности:

• «Условия-посылы». Речь идет о событиях, произошедших до начала активной деятельности.

• «Условия-конструкторы», дают возможность сформировать образ, соответствующий заданным требованиям и критериям.

• «Условия-управления по задачам», разрабатываются в индивидуальном формате для всех задач, поставленных на предварительном этапе.

• «Условия-платформы», на их базе осуществляются мероприятия, необходимы для успешного достижения поставленной цели, а именно реализации концепции электронного обучения на строго обозначенной площадке.

• «Условия-стандарты» - представляют собой совокупность регламентов, являющихся обязательными с точки зрения исполнения.

• «Условия-корректоры», их наличие позволяет вносить изменения в поставленные задачи, тем самым способствуя успешному достижению необходимого результата.

Обобщив материалы, представленные в трудах разных ученых, нами был сделан следующий вывод: для организационно-педагогических условий актуально наличие набора совокупных признаков, среди них можно выделить пространственные внешние посылы, формирование образа, комбинирование возможностей материально-пространственной и цифровой среды, принятие во внимание объективных возможностей внешних и внутренних элементов, многоаспектность мероприятий воздействия, цель которых заключается в эффективном построении модели электронного обучения, заинтересованность преподавательского состава и обучающихся в том, чтобы направлять усилия на решение актуальных поставленных задач.

В рамках исследования нами был сделан акцент на временных рамках возникновения в контексте нормативного поля той дефиниции, которая представляет для нас интерес.

Понятие «электронное обучение» было введено в научный оборот несколько лет назад, его содержательная часть раскрывается в положениях ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Результаты исследования показатели, что в Законе РФ «Об образовании», принятом в конце прошлого столетия, понятие «электронное обучение» не нашло своего отражения. Поправки, включающие в себя информацию об электронном обучении, образовательных технологиях дистанционного формата, условия для стабильной работы электронной информационно-образовательной среды, были внесены в 2012 году, для этого был принят соответствующий нормативный акт -Федеральный закон №11-ФЗ. На данный момент времени электронное обучение официально закреплено на законодательном уровне. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что понятие «электронное обучение» правомерно и является одним из официально признанных форматов обучения с 2012 году. Электронное обучение сохраняет свою актуальность как инновационная форма обучения, по этой причине все больше исследователей, посвящают этой теме свои работы и проводят исследования, направленные на расширение представлений о концепции электронного обучения.

Содержательную часть понятия электронное обучение можно раскрыть следующим образом: «организация образовательной деятельности посредством использования представленных в базах данных и применяемое в рамках осуществления на практике образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, сюда же можно отнести информационно-телекоммуникационные сети, способствующих передаче по линиям связи строго обозначенной информации, взаимодействие субъектов образовательного процесса» Г91. Одновременно с этим, стоит сделать акцент на том, что реальности существующего на данный момент времени образования, особенно это актуально для системы средне-профессионального образования, способствует тому, что понятие «электронное обучение» дополнялось и расширялось.

В течение последних лет были сформированы условия для активного развития электронного обучения, аналогичные тенденции затронули процесс внедрения современных информационных технологий в различные сферы жизни человека, включая образование. Такое многопрофильное внедрение информационных технологий было обусловлено совокупностью условий, среди них можно выделить: эпидемиологическая обстановка 2020 года, изменения, произошедшие на рынке производства компьютерного и цифрового оборудования и его применения в разных сферах, включая образование. Оснащенность образовательного учреждения информационными технологиями и техникой, сложным технологическим оборудованием выступает в качестве важного условия успешной реализации концепции электронного обучения на практике. Постепенно цифровое наполнение распространилось на разные сферы жизни человека, оказывающее положительное влияние на повышение эффективности функционирования различных субъектов, в том числе предприятий и образовательных учреждений.

Директор департамента государственной политики в области среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ B.C. Неумывакин озвучил свое мнение, которое, как мы считаем, представляется интересным в контексте данной статьи. Точку зрения представителя ведомства можно представить

следующим образом: «на данный момент времени профессиональная подготовка в образовательных учреждениях СПО постепенно приближается к вузовскому уровню. В качестве примера можно рассмотреть работу на современных станках с цифровым управлением выдвигает на первый план потребность в наличии у специалиста компетенций инженерного уровня» Г41.

Особое внимание было уделено тому, что электронное обучение с точки зрения своего содержания и сущности мало чем отличается для общеобразовательной школы, среднего профессионального образования и высших образовательных учреждений. При этом ресурсное контентное наполнение для данных ступеней характеризуется наличием нескольких отличий. Для успешного осуществления на практике программ основного общего и среднего общего образования (1-11 классы) созданы и активно применяются информационные ресурсы и технологии. Ярким примером является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», применяемая по назначению в образовательном пространстве Санкт-Петербурга [71. Основное отличие применительно к системе СПО заключается в том, что на базе образовательных учреждений большая часть учебного времени используется для проведения практических занятий. Накопленный опыт работы в одном из образовательных учреждений Белгородской области дают возможность обозначить подтверждающий пример дуального обучения, в его контексте на практику уделяется 50% учебного времени.

Принцип увеличения практики лежит в основе процесса продвижения проекта «Профессионалитет», инициатива реализуется на территории 68 субъектов РФ. Из-за этого формирование модели электронной среды затрудняется, все дело в том, что на первый план выдвигается потребность в больших вложениях от работодателей, выступающих в качестве заинтересованных сторон.

В качестве еще одного значимого условия организации электронного обучения выступает готовность преподавателей к тому, чтобы в полной мере использования рассматриваемый формат обучения на практике. Даже если соблюдены внешние пространственные условия, на уровне субъекта страны условия-посылы обозначены, установлены приоритетные установки, обозначены организационные мероприятия, созданы дорожные карты, предназначенные для формирования условий для организации электронного обучения на положительный результат можно рассчитывать только тогда, когда субъекты образовательного процесса приняли новую инициативу.

Категория управленческих мероприятий, проводимых в рамках организации электронного обучения, включает в себя: установка нового компьютерного и периферийного оборудования, приобретение дополнительного программного обеспечения, совершенствование процесса функционирования сети Интернет, создание библиотеки в цифровом формате, позволяющей получить доступ к информационным базам данным, оборудование зоны со свободным доступом к интернету, автоматизация учебного процесса, создание и внедрение системы обучения в дистанционном формате.

Центральное место в электронном обучении занимает получение знаний в электронной форме, для этого применяется соответствующее оборудование, в том числе персональные компьютеры, мобильные устройства, планшеты. Одной из важнейших составляющих рассматриваемого формата обучения является работа с информацией, представленной в текстовой или мультимедийной форме, активное взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках освоения утвержденной образовательной программы. Отдельно необходимо сделать упор на проведении мероприятий, цель которых состоит в повышении уровня компетентности педагогов в сфере информационных технологий, принятие сотрудников образовательного учреждения в онлайн курсах, разработанных с учетом актуальных требований образовательной программы. Рассматривая условия-площадки, важно сделать акцент на следующем моменте. В сфере профессионального обучения, в которой в качестве основы учебных планов выступают профессиональные дисциплины и модули, активно используются по назначению информационные ресурсы, созданные по инициативе самих педагогов. Такая тенденция обусловлено большим количеством Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей и профессий, каждый из них дополняется и расширяется на регулярной основе. Так, один из ботов мессенджера телеграмм «Навигатор СПО», осуществляет фиксацию актуальной информации о 668 ФГОС СПО. С учетом наличие такого разнообразия стандартов требуется больше времени для разработки и внедрения единых федеральных электронных ресурсов для системы СПО. Представляя организацию электронного обучения на базе образовательного учреждения в виде модели можно выделить две основные площадки: функциональную и альтернативную, каждая из которых имеет свои цели и задачи. Ресурсная площадка выступает в качестве объединяющего фактора, создает оптимальные условия для успешной реализации проекта посредством оптимального использования всех доступных ресурсов и возможностей.

Результаты анализа актуального состояния электронного обучения на примере образовательного учреждения позволяют сделать вывод о том, что уровень развития всех компонентов информационно-образовательный среды улучшился, помимо этого, субъекты образовательного процесса проявляют все больше заинтересованность в использовании информационных технологий в образовательных целях.

Выводы. Исходя из этого, обозначены организационно-педагогические условия, необходимые для успешной реализации на практике концепции электронного обучения. Грамотный подход к исполнению всех типов организационно-педагогических условий электронного обучения может стать основой для повышения эффективности процесса подготовки студентов.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.

2. Баженова, Н.Г. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект / Н.Г. Баженова, И.В. Хлудеева // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. - 2012. - №151. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-orientirovannye-na-razvitie-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 20.06.2023)

3. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 356 с.

4. Вестник образования. Электронный периодический журнал № 12-2022 / В. Неумывакин. - URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/viktor-neumyvakin-finansirovanie-proekta-professionalitet-sostavliaet-10-milliardov-rublei-v-god (дата обращения: 20.03.2023)

5. Володин, A.A. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / A.A. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 21.06.2023)

6. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. № 1. - P. 8-14. - URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 18.06.2023)

7. Официальный сайт ГБОУ «Охтинский колледж» г. Санкт-Петербург. - URL: https://www.ohtakol.spb.ru/distance-education (дата обращения: 30.06.2023)

8. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Павлов Сергей Николаевич. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. 24.06.2023) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - URL:http//www.concultant.ru (дата обращения: 25.06.2023)

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); ассистент Бухалов Максим Александрович Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (НГИЭУ) (Княгининский университет) (г. Княгинино)

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов, занимающихся в спортивном клубе вуза легкой атлетикой и специализирующиеся в спринтерском беге. Проблема исследования заключается в отсутствии исследований, учитывающих особенности и специфику подготовки молодежи в рамках тренировочного процесса легкоатлетических команд в студенческом клубе вуза. Целью исследования явилось разработка методики, основанной на средствах скоростно-силовой подготовки для студентов нефизкультурного вуза, занимающихся легкой атлетикой в спортивном клубе вуза и обосновании с помощью проведения педагогического эксперимента ее эффективности. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам рационального построения эффективных средств скоростно-силовой подготовки в спринтерском беге. Проведен контрольный и формирующий педагогический эксперимента с целью оценки эффективности предлагаемых средств в течение годичного этапа подготовки студентов к соревнованиям. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности содержание тренировочных средств для подготовки спортсменов к выступлению на спринтерских дистанциях и успешной его адаптации к учебному процессу в вузе, которое и позволяет студентам совмещать обучение и тренировочный процесс.

Ключевые слова: студенты не физкультурного вуза, спортивный клуб, легкая атлетика, спринтерские дистанции, скоростно-силовая подготовка.

Annotation. The article deals with the issues of training students involved in athletics at the university sports club and specializing in sprint running. The problem of the study lies in the lack of studies that take into account the peculiarities and specifics of the training of young people within the training process of athletics teams in the student club of the university. The purpose of the study was to develop a methodology based on the means of speed and strength training for students of a non-physical education university engaged in athletics in the sports club of the university and substantiating its effectiveness by conducting a pedagogical experiment. To achieve this goal, the analysis of scientific and methodological literature on the rational construction of effective means of speed and strength training in sprinting has been carried out. A control and formative pedagogical experiment was conducted in order to evaluate the effectiveness of the proposed funds during the one-year stage of preparing students for competitions. The results obtained indicate the effectiveness of the content of training tools for preparing athletes to perform at sprint distances and its successful adaptation to the educational process at the university, which allows students to combine training and the training process.

Key words: students of non-physical education university, sports club, athletics, sprint distances, speed and strength training.

Введение. В настоящее время спорт становится популярным не только среди молодежи, но среди представителей более старших поколений. Спорт как явление - это не только элемент физической культуры, это еще и социальное явление, неразрывно связанное с обществом и жизнью в нем. Другими словами, спорт является социальным институтом, от которого зависит формирование личностных качеств людей. А.В. Щепотьев и Е.Д. Лукьянова обращают внимание на то, что в русский язык слово «спорт» пришло из английского («sport»). Английский же вариант, дошедший до нас, это в свою очередь сокращение от первоначального («disport»), что в переводе на русский развлечение или игра [1]. Что касается зарубежной литературы (И.В. Блауберг, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо,Г. Спенсер Г. Фит и И. Гутс-Мутси, Ф. Ян и Э. Айзелен т.д.), то там понятие «спорт» объединено с понятием «физическая культура», аспекты по которым данные термины сопоставлены - оздоровительный и реакционный (восстановительный).

Если же изучать отечественную популярную литературу (Т.М. Абсалямов, С.М. Вайцеховский, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, Н.Н. Яковлев, Э.Т. Юдин) то стоит отметить, что в ней понятия «спорт» и «физическая культура» не уравниваются, они трактуются отдельно и имеют разницу. Есть,конечно, и российские исследователи, которые придерживаются точки зрения зарубежных авторов. М.Ю. Федоровская, рассматривая понятие спорта, говорит о следующем [1]:

- спорт - в узком понимании - это соревновательная деятельность, которая отличается спецификой формы соревновательной системы (специальная сфера сравнения человеческих возможностей по определенным правилам);

- спорт - в широком смысле - деятельность людей, которая организована посредством определенных правил, основанная на сравнении (сопоставлении) как физических, так и интеллектуальных способностей человека, в том числе включающая деятельность подготовки и сферу межличностных отношений, которые возникают в данных процессах.

Спорт - это не только соревнования, у этого явления существует и более глубокий смысл, который основывается на социальной значимости и его значения для общества в целом. Каждый человек, который стремится достичь результатов в спорте должен быть физически подготовлен, это относится в том числе и к легкоатлетам.

Легкая атлетика - это один из комплексных видов спорта, который включает в себя дисциплины бега, ходьбы, метания и прыжков. Легкая атлетика признается «королевой спорта». Именно спортсмены-легкоатлеты придумали девиз: «Быстрее, выше, сильнее». Физическая подготовка легкоатлетов должна быть направлена на развитие необходимых качеств спортсменов. В легкой атлетике высокие результаты доступны только те, кто всесторонне физически развит. Более того, легкая атлетика содержит в себе большое количество видов, большинство из которых, занимают беговые дистанции. Из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.