УДК 378.091.398
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ПРОЦЕССЕ СТАЖИРОВКИ НА БАЗОВОЙ ПЛОЩАДКЕ, АККУМУЛИРУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Щербаков
Аннотация. Процесс организации повышения квалификации педагогических работников требует понимания сущности и особенностей обучения взрослых. Особенностями процесса восприятия и усвоения новой информации взрослыми занимается наука андрагогика, которая раскрывает специфические личностные особенности взрослых, основные принципы и психологические особенности их обучения. Эффективной формой обучения педагогов в ГБОУ ДПО ЧИППКРО, позволяющей максимально реализовывать принципы андрагогики и особенности процесса образования взрослых, является стажировка.
В статье выделены организационно-педагогические условия повышения квалификации в форме стажировки в процессе подготовки педагогических работников к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. При этом акцентируется внимание на том факте, что, планируя учебный процесс и выбирая формы учебных занятий, необходимо учитывать различия в мышлении взрослого человека и мышлении ребенка. Взрослый обучающийся характеризуется рядом специфических личностных особенностей, связанных с повышением компетентности, личностным состоянием, определенными барьерами восприятия образовательной деятельности.
The process of enhancing the teachers’ skills requires an understanding of the essence and peculiarities of adults’ learning. The features of the process of the adults’ perception and assimilation of new information are engaged in andragogics. This one describes not only adults ’ specific personal features but the basic principles and psychological peculiarities of their training. The effective form of teachers’ training in our institute is the internship which allows implementing the principles of andragogy and peculiarities of the process of adults’ education. The article deals with the or-
ganizational and pedagogical conditions which facilitates to the improvement of teachers’ skills during the internships in the process of their preparation for the realization of the Federal state educational standards of general education. The emphasis is on the fact that the planning of the educational process and choosing the form of training sessions, it is necessary to take account of difference in an adult’s thinking and a child’s thinking. An adult learner is characterized by some specific personal features, connected with the increase in his competence, personal status, certain the educational activity’s barriers of perception.
Ключевые слова: андрагогика, принципы обучения взрослых, стажировка на рабочем месте, организационно-педагогические условия стажировки.
Andragogics, principles of adults’ learning, training in the workplace, organizational and pedagogical conditions of training.
Планируя учебный процесс и выбирая формы учебных занятий, необходимо учитывать различия в мышлении взрослого человека и мышлении ребенка. Методы обучения детей и подростков, применяемые в школе или учреждениях начального и среднего профессионального образования, не эффективны при обучении взрослых. Изучением особенностей процесса восприятия и усвоения новой информации взрослыми занимается современная педагогическая наука - андрагогика.
Андрагогика (гр. андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн - вести) - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Кап-
пом [1, с. 5]. Основные положения андрогогики сформулировал М. Ш. Ноулс в 1970 г.
Обучаемый взрослый включен в сферу профессионального труда. Профессиональная жизнь человека циклична и каждый цикл имеет свои особенности (профессиональное самоопределение, профессиональная самоидентификация, опредмечивание профессионального опыта). Циклы профессионализации, содержание и характер труда, развивая систему требований, образовательных запросов, мотиваций, предопределяют необходимый уровень образования взрослого, способствуют в кратчайшие сроки с минимальными финансовыми затратами оперативно и результативно освоить и нарастить свой профессиональный опыт.
Взрослый обучаемый характеризуется также рядом специфических личностных особенностей, связанных с повышением компетентности, личностным состоянием, определенными барьерами восприятия образовательной деятельности.
Как отмечают исследователи, занимающиеся проблемами андрагогики, взрослый обучаемый характеризуется рядом специфических личностных особенностей. Условно их можно объединить в три группы:
- первая - связана с повышением компетентности (осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности);
- вторая - с личностным состоянием;
- третья - с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности (в жизни они принадлежат каждому человеку).
Специфические особенности взрослого человека первой группы в том, что он:
- владеет определенным объемом и уровнем общих и профессиональных знаний в одной или нескольких предметных областях;
- имеет сложившийся и развивающийся профессиональный опыт работы;
- владея специфическими приемами, умениями и навыками, осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности;
- имеет свое профессиональное мнение и отстаивает его со своих позиций;
- сознателен в развитии своей компетентности, обладает усиленной ролью обобщения и постановки новых задач в структуре интеллекта;
- с помощью учебы решает свои важные жизненные проблемы;
- полученные знания стремится оперативно реализовать, а для этого он имеет конкретные сферы их применении (или в другом случае планирует, где их использовать);
- обусловливает свою учебную деятельность временными, социальными, профессиональными, бытовыми факторами;
- бережлив ко времени, затрачиваемому на учебу;
- изобретателен памятью к новым знаниям, информации в соответствии с их актуальностью и значимостью;
- осознает снижение своей профессиональной деятельности относительно новых требований в ее перестройке, пытается решить проблему;
- неоднозначен к самоанализу своей профессиональной и образовательной деятельности.
Вторая группа особенностей взрослого человека включает следующее:
- осознание себя самостоятельной саморе-гулируемой личностью, утверждение себя, самореализация;
- внутренняя свобода;
- физиологическая зрелость;
- психологическая зрелость;
- нравственная и социальная зрелость;
- значительная эмоциональная включенность во всевозможные жизненные реалии;
- широта социальных ролей;
- усиление вербализации (умение выразить свое состояние словами);
- жизненный опыт;
- финансовая независимость;
- большая компромис^осго при принятии решений;
- нравственная правовая и социальная ответственность (в той или иной мере);
- ясность и интенсивность интересов.
Третья группа особенностей взрослого человека - это:
- усложнение с возрастом отношения к образованию (сложившиеся основные ценности жизни взрослого при их трансформации в процессе обучения воспринимаются болезненно);
- отсутствие (или недостаточность) умений, навыков к учебе;
- трудность отказа от системы установившихся полученных ранее знаний и устаревших на данный момент;
- установка на то, что они все знают (выставляются барьеры предубеждений против нововведений и перемен);
- сложность смены наличного статуса (особенно если это руководители) на роль ученика;
- внутренняя неуверенность при снижении своей «профессиональной самооценки» в процессе возникновения необходимости перестройки своей деятельности с учетом новых требований, например, сейчас в рыночных условиях (испытывает при самоанализе профессиональной и образовательной деятельности).
Современная наука выделяет следующие основные принципы образования взрослых (ан-драгогики) [2].
1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка - составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознаком -ления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.
2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и потребностей профессиональной среды (например, овладение современными формами обучения). Интервью обучающего, групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Наибольший эффект обеспечивается выявлением четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, учащихся и коллег (тех, которые не присутствуют в процессе обучения, но процесс обучения может повлиять на взаимодействие с ними).
3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника
формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе - написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть прорабо -таны до требований администрации учреждения. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.
4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т. е. воспитательные мероприятия.
5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т. д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.
6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающе-
гося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.
8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего, это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков и компетентностей в образовательной деятельности учреждения. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности и выявление актуальных направлений развития учреждения, что позволит сформулировать конкретные цели и задачи обучения.
9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т. е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.
10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами - системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.
Исследователи отмечают, что взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей:
1) взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;
3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и компетентностей;
5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Исходя из первой позиции данных характеристик, очевидно, что технологию обучения взрослых рекомендуется использовать во все большей степени по мере роста самосознания человека. Высокий уровень самосознания и ответственности человека - это первый фактор, или условие, при котором возможно использование андрагогических принципов обучения. Второй фактор - наличие жизненного опыта у обучающегося. Это один из основных критериев, признаков взрослости человека. Однако необходимо иметь в виду, что жизненный опыт, который может быть использован в качестве одного из источников обучения как самого обу -чающегося, так и его коллег, выступает в разных ипостасях: это и бытовой (семейный, повседневный), и социальный (общение в определенной социальной среде), и профессиональный (опыт трудовой деятельности). В той мере, в какой индивид, независимо от возраста, обладает этими разновидностями жизненного опыта, следует использовать андрагогическую технологию обучения. В профессиональном опыте следует учитывать, что обучение человека происходит в конкретной сфере, то наличие указанных практических навыков и умений может служить:
1) базой для дальнейшего обучения данного индивида;
2) источником обучения его коллег;
3) объектом систематизации и теоретического обоснования для придания более четкой и стройной системы подготовки в данной области деятельности.
Помимо того, для выполнения тех или иных практических профессиональных действий индивид должен обладать определенным уровнем компетентности. Следовательно, здесь важно учитывать наличие определенной предварительной подготовки в данной области деятельности. Если же эта сфера деятельности совпадает с областью подготовки, в которой индивид приобретает новые знания, умения, навыки и компетентности, то, следовательно, чем выше уровень его компетентности, тем более необходимо использование технологии обучения взрослых.
Эффективность реализации принципов ан-драгогики зависит от понимания психологических особенностей обучения взрослых, представленных в современных изданиях [3].
Первое правило обучения психологически взрослых людей предполагает организацию специальной (по отношению к содержанию обучения) новой (по отношению к обучающемуся) среды, в которой происходит не передача знаний от одного к другому, а обмен информацией. Именно поэтому обучение взрослых в большей степени, нежели обучение детей, носит индивидуальный характер.
Второе правило обучения психологически взрослых людей касается микрогрупповых форм работы. Эти формы работы являются не просто эффективными методами обучения, позволяющими решить разного рода проблемы, связанные с содержанием и развивающим характером обучения, но можно без преувеличения сказать, что они необходимы уже потому, что позволяют с самого начала обучения вы -строить всю логику изучаемого материала, увидеть не отдельные его части и разделы, которые в данный момент являются предметом обучения, а его конечный результат или результаты, которые станут содержанием обучения через довольно продолжительное время. Объединение в микрогруппы должно осуществляться по индивидуально-личностному принципу, касающемуся не наличия симпатий или антипатий, а тех вопросов, с которыми они пришли учиться, профессий и проблем, которые они намерены решить во время обучения, позиций, которые они занимают по отношению к педагогу.
Конечно, этот принцип не должен быть единственным принципом разделения взрослых на микрогруппы. По мере формирования коллективного субъекта и доверительных личностных отношений с педагогом возможно эффективное использование и других оснований для разделения, в том числе и «случайных» (посчитаться, в кружочке сказать какое-то слово по слогам). Но эти формы работы могут быть использованы как методы обучения лишь тогда, когда полностью удалось реализовать первое правило обучения взрослых людей. В других случаях разделение группы по иным основаниям, нежели индивидуально-личностным, может быть применено в разных видах
тренингов и досуга, закрепления нового материала и его использования в разных ситуациях, но не в качестве метода обучения.
Третье правило обучения психологически взрослых людей касается особенностей зоны их ближайшего развития. Для того чтобы особенности зоны их ближайшего развития были полностью учтены в обучении, необходимо специально рассмотреть проблему оценки в обучении взрослых и вопросы, касающиеся соотношения организованного и самостоятельного обучения взрослых. Психологическая роль оценки в обучении связана, прежде всего, с «обратной связью», которую получает и сам обучающийся, и педагог при подведении итогов и анализе результатов обучения. Психологически взрослые люди имеют развернутую оценочную деятель -ность, с помощью которой могут вполне адекватно контролировать процесс своего обучения. Их не надо бесконечно контролировать, так как это может привести к исчезновению желания учиться, и они будут воспринимать обучение как отчужденный от их жизнедеятельности процесс. Оценка их результатов должна быть ими инициирована, а при необходимости важно продемонстрировать основания для оценки, выделить ее критерии. В этом случае поставленная оценка будет играть необходимую роль в обучении и созданные в процессе обучения личностные отношения педагога и обучающегося не будут разрушены.
Другой аспект, касающийся особенностей зоны ближайшего развития взрослых, связан с соотношением самостоятельного и организованного, т. е. предполагающего наличие педагога, обучения.
Человек способен самостоятельно учиться при помощи разного рода книг и справочников, советов и бесед, аудио- и видеоматериалов. Именно на этом основаны широко применяющиеся в настоящее время разного рода дистанционные формы обучения и учебно-методические комплексы.
Использование в процессе обучения современных информационных технологий является важной помощью в организации процесса обучения. Однако при этом следует иметь в виду две особенности, без учета которых нельзя построить качественное обучение взрослых.
Первая особенность касается специфики становления профессионального самосознания,
которая предполагает организацию обязательного общения как с теми, кто принадлежит к профессиональному сообществу, так и с теми, кто не входит в него и составляет иное сообщество. Поэтому, несмотря на новые информационные технологии и способность взрослых к самостоятельным формам работы, необходимо создавать условия и ситуации, в которых бы реализовывались разные виды общения как профессионального, так и личностного.
Вторая особенность касается эффективности разного рода заочного обучения. Как правило, оно оказывается более сжатым, причем при его организации жертвуют семинарами и практическими занятиями, предполагающими живое общение обучающихся между собой и с педагогом.
Рассмотренные принципы обучения взрослых определяют представления содержания образования в следующей логике (этапах): актуализация изучаемой проблемы (полезность); конкретизация; проблематизация; активизация (включение); практизация; рекомендация.
При реализации каждого этапа необходимо учитывать тот факт, что обучение взрослых предусматривает большую степень самостоятельности обучаемого. Следовательно, чтобы обучающийся достаточно хорошо усвоил новые знания, он должен приложить сознательные усилия для овладения ими и как можно скорее применить их на практике для решения конкретных задач, преодоления возникших затруднений в работе, творчески применив свои знания. Одной из эффективных форм обучения педагогов, позволяющей максимально реализовывать рассмотренные принципы андрагогики и особенности процесса образования взрослых, является стажировка.
В ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения пере-дового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности [4]. Ключевой особенностью стажировки является организация
повышения квалификации работников образования на базе образовательных учреждений, имеющих опыт эффективной деятельности. и педагогический коллектив, способный обеспечить достижение результатов образовательной деятельности.
Таким образом, при реализации задач повышения квалификации работников образования в процессе подготовки к введению ФГОС общего образования именно стажировка на базовых площадках, в образовательных учреждениях Челябинской области, аккумулирующих эффективный опыт введения ФГОС общего образования, была определена как одна из форм организации обучения руководящих и педагогических кадров.
Эффективное использование даной формы организации повышения квалификаци требует учета ряда факторов.
Первый - обучение на базе образовательного учреждения будут вести педагоги и администрация, преимущественно, не имеющие опыта организации образовательного процесса взрослых. Данный фактор может играть как положительную роль: работники образова-
тельного учреждения будут использовать более понятные термины, они не по наслышке знают о наиболее распространных затруднениях при введении ФГОС ОО, имеют личный опыт инновационной деятельности, так и отрицательную - не владеть методикой обучения взрослых, не уметь выделить существенные характеристики собственного опыта, иметь психологический барьер при общении с коллегами и т. д.
С учетом данного фактора с педагогическими коллективами образовательных учреждений была проведена поготовительная работа.
1. Определены организационно-педагогические условия повышения квалификации работников образования в процессе стажировки:
- создание единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию индивидуальных образовательных потребностей педагогов (руководителей);
- создание проектной образовательной среды, направленной на реализацию деятельностной основы повышения квалификации;
- актуализация имеющегося у педагогов (руководителей) опыта профессиональной дея-
тельности, в процессе выявления их образовательных запросов и потребностей;
- определение индивидуальной траектории развития профессионального мастерства педагогов (руководителей);
- осуществление рефлексивного анализа своего продвижения в повышении квалификации.
2. Проведено обучение по программе дополнительного профессионального образова-ния «Педагогическая деятельность в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования» в объеме 108 часов.
3. Разработана программа стажировки для каждой базовой площадки, учитывающая особенности опыта введения ФГОС ОО конкретного образовательного учреждения.
Второй фактор, влияющий на эффективность организации стажировки, - обеспечение приемственности теоретических и практических материалов, сформированных компетенций преподавателями ЧИППКРО (на теоретических и практических занятиях в институте, как стажировочной площадке) и профессиональных компетенций, формируемых и развиваемых педагогическим коллективом базовой площадки.
С целью эффективного использования данного фактора были определены организационные условия проведения стажировки на базе общеобразовательного учреждения:
- проведены координационные совещания с руководителями базовых площадок, с целью определения ключевых задач стажировки;
- назначены кураторы базовых площадок из числа преподавателей ЧИППКРО и определены их функциональные обязанности;
- определены общие требования к организации стажировки на базе общеобразовательных учреждений;
- проведена разработка содержания программы стажировки базовой площадки творческими группами образовательного учреждения под руководством куратора.
Деятельность кураторов базовых площадок в процессе проведения стажировок предполагает:
- поддержание контактов с руководителем базовой площадки (директором общеобразовательного учреждения) в ходе личных встреч, телефонных разговоров, посредством электронной почты;
- обсуждение проблем, возникающих в ходе стажировки, с руководителем базовой площадки;
- контроль за процессом реализации программы стажировки;
- обсуждение с руководителем базовой площадки, педагогическим коллективом достигнутых результатов в соответствии с программой стажировки: проведение встреч, консультаций при подготовке итогового отчета;
- корректировка содержания и форм организации обучения по итогам проведенного анализа результатов проведенной стажировки.
В ходе стажировки базовая площадка обеспечивает:
- необходимые условия для эффективной практико-ориентированной деятельности обучающихся (оборудование рабочих мест, условия труда и отдыха и т. п.);
- предоставление обучающимся информации, не являющейся конфиденциальной (для проведения учебных занятий педагогический коллектив готовит учебные материалы, которые не обязательно должны быть рабочими документами учреждения);
- взаимосвязь между куратором базовой площадки, руководителем, педагогическим коллективом.
Третьим фактором является практикоориентированный характер проведения каждого занятия в процессе стажировки.
Реализация данного фактора осуществлялась в ходе работы творческих групп общеобразовательного учреждения по разработке содержания и форм проведения стажировки. Деятельность творческих групп координировалась руководителем базовой площадки, содержательные аспекты проводимой работы контролировались со стороны куратора базовой площадки (преподавателя ЧИППКРО).
В процессе разработки содержания особое внимание уделялось внимание подготовке раздаточного материала, который должен был служить основой для формирования и развития профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Содержание материалов должно было, с одной стороны, быть полезным в практической деятельности обучающихся, с другой стороны, отвечать требованиям, предъявляемым к учебным материалам. Это потребовало провести
анализ имеющихся в образовательном учреж-дении документов и на их основе разработать материалы, используемые в процессе стажировки. При разработке формы организации обучения предпочтение отдавалось разнообразным формам активной работы с учебным материалом и формам делового личностно ориентированного общения: дискуссиям, игровым ситуациям, моделированию, проектированию и т. д., а также использованию современных информационных технологий.
Таким образом, представленные в статье факторы и организационно-педагогические условия повышения квалификации в процессе стажировки, осуществляемые с учетом особенностей обучения взрослых, будут способствовать активному включению обучаемых в познавательную и практико-ориентированную деятельность, где они смогут получить необходимое им содержание обучения, проверить его на практике, сделать предметом обсуждения полученные знания, умения и навыки, и реалии зовать новое профессиональное самосознание,
обеспечивающее эффективную работу, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Литература
1. Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2003. - 240 с.
2. Дресвянников, В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс] / В. А. Дресвянников // иКЬ: http://www.elitarium.ru/2007/02/09 /аМга-gogika.html [дата обращения: 23.11.2012].
3. Психологические особенности обучения взрослых [Электронный ресурс] // иКЬ: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihol ogiya-vzroslogo.htm [дата обращения:
11.10.2012].
4. Повышение квалификации и перепод-
готовка [Электроный ресурс] / Челябинский институт переподготовки и повышения
квалификации работников образования // ИКЬ: http://ipk74.ru/qualification [дата обращения: 03.09.2012].