УДК 37
Гулханова Г.
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассматриваются организационно-педагогические условия, необходимые для эффективной подготовки будущих педагогов к межкультурному взаимодействию в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено формированию у студентов навыков межкультурной коммуникации, уважения к культурному многообразию, развитию межкультурной компетенции и способности к адаптации к различным культурным контекстам. Исследование показывает, что создание таких условий в процессе обучения способствует развитию толерантности, эмпатии и умений решать межкультурные конфликты, что является важным аспектом профессиональной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, подготовка будущих педагогов, межкультурное взаимодействие, межкультурная коммуникация, культурное многообразие, межкультурная компетенция, толерантность, эмпатия, межкультурные конфликты.
Анализ психолого-педагогической литературы, исследование состояния обозначенной проблемы на практике показали, что, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования в данной области, в педагогической науке недостаточно разработан вопрос о роли средств межкультурной коммуникации в процессе формирования профессиональной компетентности учителя.
Формированию профессиональной компетентности учителя средствами межкультурной коммуникации способствует специально разработанные модель
и технология, включающие цель, задачи, принципы, условия, этапы, уровни сформированности данного личностного образования будущего учителя.
Эффективность этого процесса повышается при соблюдении следующих педагогических условий реализации модели и технологии: осуществление субъект-субъектного взаимодействия в благоприятной морально-психологической атмосфере с учётом социально-психологических особенностей контингента обучаемых, создание специфической культурно-образовательной, развивающей среды, обеспечивающей формирование профессиональной компетентности с учётом целевого, содержательного, мотивационного, процессуально-деятельностного, контрольного и результативного компонентов, обеспечение межкультурного коммуникативного пространства в процессе формирования профессиональной компетентности, воздействие на интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и деятельностную сферы личности, при котором у обучаемых возникает потребность в профессиональном самосовершенствовании и саморазвитии, организация межпредметных связей на социокультурной и лингвистической основах, вовлечение студентов в учебно-познавательную и научную деятельность, обогащение учебного процесса спецкурсом «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами межкультурной коммуникации», представленным тремя взаимосвязанными и взаимодополняемыми модулями («Личность учителя XXI века», «Человек на перекрестке культур», «Человек и язык»).
Показатели сформированности профессиональной компетентности будущего учителя средствами межкультурной коммуникации соответствуют этапам формирования данного личностного образования в вузе в процессе использования педагогического потенциала средств межкультурной коммуникации и определяются когнитивным, операциональным и личностно-креативным критериями.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что цель нашего исследования, заключающаяся в построении
модели и выявлении педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов средствами межкультурной коммуникации, достигнута. Отслеженная положительная динамика выбранных нами показателей развития данных качеств у будущих педагогов позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой нами гипотезы.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее освещение поставленной проблемы. В качестве перспективных направлений дальнейшей работы следует указать: изучение влияния межкультурного диалога на отдельные компоненты профессиональной компетентности будущего учителя, роль преподавателя как тьютора в процессе формирования межкультурной компетентности студентов педагогического вуза и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989. 311 с.;
2. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. 208 с.;
3. Донец, П.Н. К вопросу об исследовательской единице межкультурной коммуникации // Вопросы языкознания. 2004. - № 6. - С. 93-100;
4. Дьяченко, М.И., Кандыбович, JI.A. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. - 576 с;
5. Емельянов, Ю.Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. JL, Изд-во ЛГУ, 1991. - 236 с
Gulkhanova G.
Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia)
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR INTERCULTURAL INTERACTION OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Abstract: the article examines the organizational and pedagogical conditions necessary for the effective preparation of future teachers for intercultural interaction in professional activities. Special attention is paid to the formation of students' intercultural communication skills, respect for cultural diversity, the development of intercultural competence and the ability to adapt to different cultural contexts. The study shows that the creation of such conditions in the learning process contributes to the development of tolerance, empathy and the ability to solve intercultural conflicts, which is an important aspect of the professional training of future teachers.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, training of future teachers, intercultural interaction, intercultural communication, cultural diversity, intercultural competence, tolerance, empathy, intercultural conflicts.