Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Татьяна Александровна, Головина Светлана Геннадьевна

В статье проводится анализ проблемы межкультурной компетентности. Рассматривается влияние поликультурной образовательной среды на развитие этнической идентичности, сенситивности и толерантности студентов. Обосновывается необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования межкультурной компетентности как профессионально важного качества будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спирина Татьяна Александровна, Головина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS

The article analyzes the problem of intercultural competence. The influence of multicultural educational environment on the development of ethnic identity, sensitivity and tolerance of students is considered. The necessity of creating psychological and pedagogical conditions for the formation of intercultural competence as a professionally important quality of a future teacher is substantiated.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 371.13+316.77

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Спирина Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования

Головина Светлана Геннадьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье проводится анализ проблемы межкультурной компетентности. Рассматривается влияние поликультурной образовательной среды на развитие этнической идентичности, сенситивности и толерантности студентов. Обосновывается необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования межкультурной компетентности как профессионально важного качества будущего педагога.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, межкультурная сенситивность, межэтническая толерантность, поликультурная среда, профессиональное качество педагога.

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE

OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS

Spirina Tatiana Alexandrovna,

PhD. in Pedagogy, Associate Professor of the Psychological and Pedagogical Education Department

Golovina Svetlana Gennadievna,

PhD. in Psychology, Associate Professor of the Psychological and Pedagogical Education Departmen, Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the problem of intercultural competence. The influence of multicultural educational environment on the development of ethnic identity, sensitivity and tolerance of students is considered. The necessity of creating psychological and pedagogical conditions for the formation of intercultural competence as a professionally important quality of a future teacher is substantiated.

Key words: intercultural competence, intercultural sensitivity, ethnic tolerance, polyethnic environment, professionally important quality of а teacher.

Образовательная среда современного российского вуза представляет собой своеобразный слепок нашего социума - мультикуль-турного и полинационального; в нем представлено многообразие религий и верований, различных культурных норм и форм поведения. Поэтому необходимым профессиональным качеством студента-будущего специалиста любой сферы является межкультурная компетентность, способность признавать и уважать культурные различия, отказаться от этноцентристских установок и предубеждений, умение выстраивать позитивные взаимоотношения с коллегами независимо от их этнической и религиозной принадлежности.

Проблема межкультурной компетентности является предметом исследования различных наук. Сущность и содержание межкультурной компетентности исследовались зарубежными (М. Беннет, Дж. Берри, Г. М. Чен и др.) и отечественными учеными. (Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Л. Г. Почебут, Г. Л. Бардиер, С. Д. Гуриева, Г. У. Солдатова, О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чи-бисова, Л. А. Шайгерова, А. П. Садохин и др.). Анализ исследований в области межкультурной компетентности показывает, что до сих пор не существует однозначного понимания психологических процессов и механизмов эффективной межкультурной

коммуникации, недостаточно полно разработана ее структура как интегративного профессионально важного качества личности, необходимого для эффективной профессиональной деятельности в полиэтнич-ной среде. Актуальной остается проблема разработки методов диагностики межкультурной компетентности, так как существующие зарубежные методики не адаптированы к использованию в нашей стране; отечественные же разработки предназначены для диагностики только отдельных компонентов межкультурной компетентности.

Во многих диссертационных исследованиях рассматривается преимущественно формирование межкультурной компетентности в процессе изучения иностранных языков [4; 5; 6]. Современные психологические исследования ориентированы на изучение проблем межкультурной компетентности в процессе международной бизнес-коммуникации, тогда как вопросы формирования межкультурной компетентности в российском полиэтническом социуме остаются недостаточно изученными. Требуют дальнейшего исследования возможности психолого-педагогической подготовки в вузе для формирования межкультурной компетентности студентов-будущих педагогов.

Период обучения в вузе - это период дальнейшего формирования и развития убеждений, взглядов и ценностных ориен-таций студенческой молодежи; в этом возрасте продолжается активное освоение норм социального поведения, способов конструктивного взаимодействия, в том числе и в межкультурных контактах.

Поликультурность - важнейшая характеристика российского образования. По определению В. И. Бондаренко [1] и др., поликультурное пространство учебного заведе-

ния - это объективно существующая система межкультурных, социальных и образовательных взаимоотношений, способствующая ин-териоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования; социально-воспитательная категория, отличающаяся особенностями структуры и функционального назначения.

Роль поликультурности в образовательной среде оценивается неоднозначно: с одной стороны, поликультурность расширяет представления о других этносах, их традициях и образе жизни, способствует формированию опыта межкультурных контактов, с другой - обостряет противоречия, вынуждает искать компромиссы, приспосабливаться к этнокультурным особенностям [8]. Поликультурная среда может стать важным фактором более глубокого познания своего собственного этноса, формирования позитивного отношения к нему и поддержания эмоциональных связей с ним.

В докладе ЮНЕСКО о развитии образования в XXI веке говорится о том, что образование должно способствовать: а) осознанию человеком своих корней, определению своего места в мире; б) прививанию уважения к другим культурам мира [2]. Важной составляющей профессиональной компетентности выпускника вуза должна быть межкультурная компетентность, которая характеризуется высоким уровнем толерантности, сенситивности, способностью к конструктивному диалогу с другими культурами и этнокультурами.

Наиболее значительный вклад в изучение проблемы межкультурной компетентности внесла Л. Г. Почебут, автор теории межкультурной коммуникативной компетентности [9]. Автор выделяет в ее составе следующие компоненты: знания о культу-

рах, навыки эффективного общения, толерантность, социально-психологическая сен-ситивность, открытость, отказ от негативных стереотипов и предрассудков, дискриминации по расовому, этническому и другим признакам.

В исследовании А. П. Садохина межкультурная компетентность определяется как способность «эффективно взаимодействовать друг с другом, с контекстами разных культур, а также с субкультурами и между отдельными индивидами внутри одной этнической или национальной группы или мультикультурной общности» [10, с. 11].

А. С. Купавская в рамках своего исследования межкультурной коммуникативной компетентности делает акцент на трудностях при взаимодействии представителей разных этнических групп и общностей. В качестве синонима межкультурной компетентности автор использует понятие «этнокультурная компетентность» [7]. В структуре межкультурной компетентности А. С. Купавская выделяет три компонента -когнитивный, поведенческий и мотиваци-онный.

По мнению Н. В. Янкиной, межкультурная компетентность студента представляет собой результат личностной интеграции знаний, умений и ценностных ориентаций, обеспечивающий готовность студента продуктивно решать задачи межкультурного взаимодействия [11].

Дж. Бэнкс в структуре межкультурной компетенции выделяет когнитивный, ценностно-смысловой и поведенческий компоненты. На когнитивном уровне формируются представления, понятия, усваиваются закономерности жизнедеятельности человека в многокультурном социуме; на ценностно-смысловом - воспитываются граж-

данственность, эмпатия, толерантность, уважительное отношение к другим культурам и их носителям; на поведенческом -развиваются умения и навыки конструктивного взаимодействия с людьми, представляющими иные ценности и модели поведения [12].

Модель межкультурной коммуникации Г. М. Чена и Дж. Старосты включает в себя три аспекта: межкультурное понимание (когнитивный аспект - понимание сходства и различия между культурами), межкультурную сенситивность (аффективный аспект - интерес, желание познавать культурные различия) и межкультурную эффективность (поведенческий аспект). Каждый аспект содержит в себе определенные компоненты [13], на основании которых авторами разработан диагностический инструментарий - опросник межкультурной компетентности. В России данный опросник не адаптирован.

Анализ литературы позволил нам определить следующее понимание межкультурной компетентности: это интегративное качество личности, предполагающее наличие культурно специфических знаний, готовности к взаимопониманию, конструктивной коммуникации с другими культурами, а также межкультурную сенситивность, толерантность и эмпатию, осознание и ценностное отношение к другим культурам, к их уникальности и своеобразию. Межкультурная компетентность означает также отказ от негативных стереотипов и предрассудков, отсутствие дискриминации по отношению к представителям иной культуры.

Для педагога поликультурной школы данное качество является профессионально важным, поскольку именно от него зависит создание в классе атмосферы толерантности, дружелюбия и согласия, взаимопони-

мания и сотрудничества. Учитель должен сам демонстрировать образцы объективности и чувствительности к правам обучающихся, принимать и ценить культурное и языковое многообразие, противодействовать любым проявлениям межэтнической и расовой нетерпимости.

По результатам проведенного нами исследования среди студентов-будущих педагогов Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова [3] установлено, что основная часть студентов характеризуется средним уровнем толерантности. Вместе с тем 35 % опрошенных свойственен низкий уровень межэтнической толерантности; более 20 % студентов продемонстрировали признаки гиперидентичности в форме этноэгоизма, этноизоляционизма, этнофана-тизма. Значительная часть опрошенных студентов (53 %) склонна к этноцентризму, что проявляется в неприятии межкультурных различий и неготовности их учета в межкультурной коммуникации. Это свидетельствует о необходимости специальной работы по формированию у студентов компетентности профессионального межкультурного взаимодействия.

По нашему мнению, следует создать следующие условия в процессе психолого-педагогической подготовки, необходимые для развития межкультурной компетентности студентов-будущих педагогов:

- разработка и теоретическое обоснование структурно-функциональной модели формирования компонентов межкультурной компетентности как интегративного профессионально важного качества личности будущего педагога;

- разработка программы исследования межкультурной компетентности студентов в полиэтнической среде университета; создание банка диагностических методик для

исследования межкультурной компетентности;

- систематическое проведение поэтапной диагностики уровней сформированно-сти межкультурной компетентности;

- описание принципов развития межкультурной компетентности студентов-будущих учителей в ходе психолого-педагогической подготовки;

- разработка содержания и методов, адекватных форм деятельности по формированию межкультурной компетентности студентов в процессе психолого-педагогической подготовки в процессе аудиторных и внеаудиторной занятий (программ тренингов, ролевых игр, дискуссий, студенческих исследовательских групп соответствующей тематики, разработка заданий на период педагогической практики и т. д.);

- определение критериев и показателей результативности реализации модели формирования межкультурной компетентности студентов;

- разработка методических рекомендаций по реализации модели формирования межкультурной компетентности студентов в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Реализация данных условий будет способствовать не только поликультурному просвещению, но и формированию опыта взаимодействия в условиях культурного разнообразия, личностных качеств, обеспечивающих готовность будущего педагога к профессиональной коммуникации в полиэтнической образовательной среде на основе принципов толерантности, уважения и доверия к представителям различных этнических и религиозных групп.

Данные условия могут быть реализованы как в процессе психолого-педагогичес-

кой подготовки студентов, так и в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей и психологов, а также в прак-

тике работы педагогов и психологов в общеобразовательных школах с полиэтническим составом учащихся.

Библиографический список

1. Бондаренко В. И. Социально-педагогическая деятельность «открытой» школы в поликультурной среде: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2005. 22 с.

2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Заключительный доклад Всемирной конференции по высшему образованию. Париж: ЮНЕСКО, 5 9 октября 1998. С. 6.

3. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. № 6. С. 122-130.

4. Городецкая Л. А. Лингвокультурная компетентность личности как культурологическая проблема: автореф. дис. ... докт. культурологии. М., 2007. 21 с.

5. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 214 с.

6. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Межкультурная коммуникация. Н. Новгород: «Деком», 2003. 189 с.

7. Купавская А. С. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 12 с.

8. Кутбиддинова Р. А. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика, 2009. № 5. С. 17-23.

9. Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2007. № 3. С. 23-34.

10. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2009. 42 с.

11. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2006. 40 с.

12. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, 2006.

13. Chen, G. M., Starosta W. J. A review of the concept of intercultural awareness / G. M. Chen // Human Communication, 1999. P. 27-54.

© Спирина Т. А., Головина С. Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.