УДК 378.091.398 ББК 74.584
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МОДЕРНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дочкин С. А.
Аннотация. В статье рассматриваются условия, обеспечивающие реализацию концепции модернизации дополнительного профессионального образования профессиональнопедагогических кадров на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий.
The article concerns conditions providing realization of additional vocational education modernizing conception for vocational teachers on the basis of ICT tools implementation.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, информационная образовательная среда, информационнокоммуникационные технологии, концепция, модернизация, профессионально-педагогические работники, сетевая информационная система
Additional professional education, informational academic environment, information and communication technologies, conception, modernization, vocational personnel, information network system.
Современное образование как непрерыв -ный процесс и важнейшая часть жизни человека должно обеспечивать ему возможность ори -ентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к инновациям. Мировое сообщество, формируя новую структуру - информационное общество, базируется на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), что в свою очередь, совместно с расширением коммуникаций, обострением конкуренции на всех рынках, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности и функциональной грамотности каждого человека, и особенно педагога. В этой связи особое значение приобретает дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), так как существующая система уже не может в полной мере
обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, соответствие образовательным потребностям взрослых обучающихся. В этих условиях быстрое развитие ИКТ раскрывает перспективы перед образованием, а для Дпо - особенно. Соответственно возрастают ценность и востребованность учреждений ДПО, готовящих профессиональнопедагогические кадры для системы профессионального образования, пропорционально востребованности рабочих профессий на рынке труда. Но система переподготовки и повыше -ния квалификации профессиональнопедагогических работников (ППР) требует разработки новых ориентиров и преобразований в содержании и организационно-педагогических структурах, создания инновационных образовательных структур, способных компетентно и достаточно оперативно выполнять свою миссию. Для решения данных проблем нами была разработана концепция модернизации дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров. Содержание предложенной концепции заключалось в интеграции системного, андрагогическо-го, акмеологического и аксиологического под -ходов к формированию обновленной вариативной структуры образовательного процесса, позволяющих рассматривать ДПО как новую ступень профессионального и личностного роста и результат профессионального саморазвития и культуры личности; в применении модульно-компетентностного подхода к разработке про -грамм ДПО для повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников, обеспечивающего им широкую самостоятельность в вопросах выбора, формирования и освоения образовательных программ в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией; в системном и комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДПО, педагогической обоснованности при-
менения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и информационно-коммуникационных технологий; в целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессиональнопедагогических работников в области ИКТ [1].
В ходе проведенного исследования и последующей апробации полученных результатов мы определили и обосновали комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования:
— формирование многоуровневой информационной образовательной среды (ИОС) учреждения ДПО как основы комплексного внедрения ИКТ в дополнительное профессиональное образование;
— разработку сетевой информационной системы (СИС) в виде технологического ком -понента концепции модернизации ДПО;
— реализацию образовательного портала ПО как способа доступа к информационным ресурсам ДПО.
Многоуровневая информационная образовательная среда (ИОС) учреждения ДПО нами была определена как открытая педагогическая система, аккумулирующая разнообразные виды ресурсов и компонентов системы ДПО, обучающихся и педагогические кадры, управляющими элементами которой являются целевые установки общества и потребителей образовательных услуг [1].
В соответствии с этим информационная образовательная среда структурно может включать: интеллектуальные, культурные, административные, программно-методические, материально-технические ресурсы; организационные структуры, обеспечивающие функционирование такой информационной среды в ходе образовательного процесса; коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих ИКТ.
Последовательность проектирования информационной образовательной среды учреж-дения ДПО предполагает описание исходного и конечного состояния объекта проектирования и их сравнение; определение основных направлений создания ИОС; описание концептуаль-
ных основ проектирования ИОС и их развитие путем детальной разработки каждой из составляющих; анализ основных факторов, влияющих на эффективность функционирования информационной образовательной среды; экспертную оценку и экспериментальную проверку полученного проекта; корректуру, доработку проекта ИОС, новую оценку и проверку, при необходимости.
Информационная образовательная среда учреждения ДПО была представлена в виде совокупности разноуровневых сред: первый уровень (общедоступный) - уровень образовательных порталов системы дополнительного профессионального образования, связанных между собой; второй (специализированный) -уровень учреждения повышения квалификации (ДПО); третий (дополнительный) - уровень образовательного учреждения профессионального образования; четвертый - индивидуальный уровень обучающегося слушателя - преподавателя одного из учреждений профессионального образования [1, 2].
На первом, общедоступном уровне формируются и развиваются подсистемы, ресурсы которых представлены в виде образовательных порталов и виртуальных представительств органов управления ДПО, глобальных электронных каталогов и специализированных информационно-поисковых систем, электронных библиотечных каталогов государственных и региональных библиотек, средств доступа к ним.
Ресурсы второго (специализированного) уровня дополняют первый, за счет наработок, исследований и технологий, применяемых в учреждении повышения квалификации (ДПО). Кроме того, этот уровень включает средства поддержки коллективной учебно-
познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, средства хранения и доставки электронных образовательных ресурсов; системы навигации и поиска ресурсов; обучающие, тренировочные и контролирующие программные средства; интерактивные справочные средства (словари и энциклопедии, глоссарии, базы данных); виртуальные лабораторные практикумы, лаборатории и системы научных исследований.
Третий уровень (дополнительный) объединяет ресурсы каждого конкретного учреждения
профессионального образования, в котором ведут свою профессионально-педагогическую деятельность преподаватели. Индивидуальный (четвертый) уровень - уровень, формируемый в ходе учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности каждого профессионально-педагогического работника, проходящего переподготовку или повышение ква -лификации (данный уровень - совокупность личных информационных образовательных сред каждого обучающегося).
Информационная образовательная среда стала практическим инструментарием подготовки и проведения занятий, создания цифровых учебных материалов с обеспечением сво -бодного гарантированного доступа обучающихся к образовательным ресурсам и сетевым образовательным услугам.
Мы установили компонентный состав информационной образовательной среды:
— ценностно-целевой блок как совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения (переподготовки, повышения квалификации);
— программно-методический блок, объединяющий всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки;
— информационно-знаниевый блок включает структурированную образовательную информацию, необходимую для формирования у обучающихся системы личностно значимых знаний, составляющей основу его профессиональной деятельности, а также определяющей свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;
— коммуникативный - совокупность форм взаимодействия между участниками педагогического процесса;
— технологический - система средств обучения, используемых в информационной образовательной среде [1].
Комплекс средств информационнокоммуникационных технологий выступал в качестве коммуникативного компонента информационной образовательной среды, что обусловлено следующими причинами: широкими возможностями информационно- коммуникационных технологий по индивидуализации образования взрослых; повышением мотивации
ЧИППКРО
обучающихся при использовании ИКТ и усилением эмоционального фона образования; предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся; обеспечением широкой зоны контактов, возможность сетевого общения с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разности временных поясов; возможностью комплексного воздействия на различные органы чувств; высокой наглядностью представления учебного материала, особенно при моделировании явлений в динамике, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов, объёмных или наоборот микроскопических объектов, что обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность процессов и явлений; возрастающими интерактивными возможностями информационнокоммуникационных технологий; доступностью ИКТ в удобное обучающемуся время; многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций (объёмные вычисления, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований); лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.
Главной целью функционирования информационной образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей саморазвития, самоактуализации каждой личности профессионально-педагогического работника, подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных профессионально-педагогических кадров, способных самостоятельно и компетентно решать задачи организации и обеспечения образовательного процесса, быстро ориентирующихся в самых сложных ситуациях, обладающих творческим мышлением, активной жизненной позицией, навыками самообразования, самовоспитания, самоанализа.
В качестве второго условия в нашем исследовании выступала разработка сетевой информационной системы дополнительного профессионального образования на базе специализированных программно-технических средств и образовательного контента, которая определя-лась как основа виртуальной модели обучения, ориентируемой на достижение профессиональ-
но-педагогическими работниками высшей степени свободы и мобильности в процессе обучения, на овладение новыми компетенциями, личностными качествами и ценностными ориентациями, чтобы им самостоятельно организовать процесс своего обучения.
Полученные результаты позволили раскрыть основные структурные компоненты сетевой информационной системы и механизмы реализации. Мы установили, что в общем виде сетевая информационная система (СИС), с одной стороны, представляет собой совокупность элементов, локальных сетей и процессов по их упорядочению в целесообразное единство, а с другой - носит нелинейный самоорганизующийся характер. Вообще, сетевая информационная система - динамичная совокупность организационно-образовательных структур, организационных отношений и протоколов взаимодействия между ними, комплексов технических средств и средств аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, субъектов образовательного процесса, информационных ресурсов и образовательного контента сетей, ориентированных на достижение образовательных целей, и обеспечивающая реализацию информационных процессов в учреждениях повышения квалификации [1, 4].
В ходе разработки сетевой информационной системы нами был сделан вывод о необходимости ее построения по территориально-распределенному принципу для повышения удобства и оперативности оказания образовательных услуг и реализации специализированного образовательного портала, обеспечивающего доступ пользователей к информационным ресурсам ДПО.
В этом случае системообразующими элементами сети выступили территориальные ресурсные центры, учреждения профессионального образования в статусе экспериментальной (внедренческой) площадки, базовые образовательные учреждения профессионального образования различной направленности, учреждения повышения квалификации (ДПО), вузы, межведомственные организации, узлы и точки доступа к ресурсам сетевой информационной системы.
Реализация данного условия позволила обеспечить оперативную доставку необходимых учебных и методических материалов обу-
чающимся от преподавателя-тьютора, организацию обратной связи, тесного взаимодействия и совместной работы; доступ к образовательному контенту и программно-техническим средствам образовательных порталов, средствам ИКТ и сервисам обучения с любого компьютеризированного рабочего места учреждения ДПО, образовательного учреждения профессионального образования или компьютера педагога вне зависимости от его территориального размещения; наглядное представление учебных курсов в мультимедийном виде, создание цифровых учебных материалов с развитыми интерактивными возможностями; разностороннее общение, сетевое взаимодействие и совместную работу с документами и проектами с помощью электронных коммуникаций; и в соответствии с этим - продуктивную самостоятельную работу, самообразование и саморазвитие, способствующие развитию образного мышления и раскрытию творческих способностей учащихся [4].
Механизмы многопользовательской сетевой информационной системы выступили как транспортная база информационной образовательной среды, в которой функционируют и с которой взаимодействуют участники образовательного процесса (образовательные учреждения профессионального образования, преподаватели, тьюторы, методисты, учреждения ДПО, органы управления образованием) на основе принципов: открытости, интегративности, избыточности, саморазвития и нелинейности.
С методической точки зрения, данная система представляла совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: система очного обучения, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, преподавате-лей-тьюторов, методистов и мастеров производственного обучения с целью достижения требуемого уровня компетентности; система дистанционного обучения; система методической поддержки и управления данными подсистемами; образовательный портал ДПО, аккумулирующий все образовательные ресурсы и услуги.
Под развитием организации ДПО на основе сетей сетевой информационной системы мы понимали эволюционное, самоуправляемое позитивное изменение её целей, состава, структуры, связей, организационных отношений, спо-
собов реализации и механизмов управления с учетом индивидуальных потребностей педагогов учреждений профессионального образования, приводящее к их личностному и профессиональному росту, качественно новым результатам в их профессионально-педагогической деятельности, значимым изменениям в региональной системе образования.
Такое совершенствование организации дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров на основе сетевой информационной системы стало возможно при условии совместной деятельности участников сетей; общего информационного образовательного пространства; взаимодействия различных информационных образовательных сред учреждений ДПО, открытия своих разработок профессиональному сообществу; наличия механизмов, создающих условия для сетевого взаимодействия.
Задачами координации деятельности компонентов ДПО профессионально-
педагогических кадров в условиях сетевой информационной системы выступили согласование внутренних отношений, выработка внутри-организационных законов, определение границ допустимых реакций участников образователь -ного процесса. Это позволило в условиях дина -мичной педагогической среды поддерживать саморазвивающуюся сетевую организацию.
В основе модернизации ДПО на основе сетей в регионе мы положили контрактнодоговорные отношения между органами управления образованием, учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, муниципальными методическими службами и центрами, ресурсными центрами, учреждениями профессионального образования и ГОУ «КРИРПО». Модернизация дополнительного профессионального образования на основе сети также предполагает моделирование спек -тра индивидуальных образовательных программ ДПО, ведущих к повышению продуктивности в профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения, к проявлению новых личностных и профессиональных качеств педагогов. В целях модернизации дополнительного профессионального образования профессиональнопедагогических работников на основе сетевой информационной системы не менее важно и
ЧИППКРО
решение проблемы организации процесса подготовки сотрудников органов управления обра -зованием, методических служб учреждений и организаций, руководителей и педагогов учреждений профессионального образования, являющимися системообразующими элементами сети.
Для достижения данных целей мы использовали следующие формы повышения квалификации:
— проведение научно-методических се-
минаров по сопровождению определенного направления в рамках сетевой организации с использованием информационно-
коммуникационных технологий;
— регулярное проведение практикоориентированных вебинаров по знакомству и освоению внедряемых программных продуктов и системных решений;
— планирование и осуществление системы стажировок специалистов органов управления образованием, преподавателей и методистов учреждений ДПО и педагогов учреждений профессионального образования в спектре решаемых проблем;
— создание, постоянное обновление локальных нормативно-правовых документов и пополнение регионального информационного банка научно-методическими материалами и рекомендациями по различным направлениям регионального образования.
Функционирование сетевой информационной системы потребовало разработки и выбора подходящей для этого системной платформы и основ взаимодействия элементов сети. Реализация образовательного портала, как третье условие, обеспечила создание коммутационного портала и его сервисов на основе сервера ГОУ «КРИРПО» [4].
Преимущества использования информационных порталов основывалось на том, что они позволяют: структурировать данные, находящиеся в базе данных и предоставлять их в удобной для использования форме; отслеживать, извлекать и фильтровать информацию из Интернет, основываясь на требованиях пользователей; обеспечивать всеобщий доступ к открытой информации, ограниченный лишь возможностями сети; использовать графические, аудио и видео средства представления инфор-
мации и единую универсальную программу -Web-браузер для работы со всеми видами информации. Таким образом, портальная технология позволила максимально приблизить ресурсы к пользователям, обеспечить интеграцию информационной сущности организации, организовать отношения внутри рабочих и информационных групп, создавая условия для единого информационного пространства [3].
Портал характеризовался: общедоступностью и открытостью, обеспечивая возможность использования технического решения и его компонентов с ориентацией на Web-технологии и свободно распространяемые программные продукты; комплексностью с возможностью охвата всех этапов обучения и участников процесса обучения; настраиваемостью и изменяемостью - для адаптации к потребностям любого учреждения ПО и обучающегося; простым и понятным интерфейсом пользователя; наличием максимального количества пользовательских сервисов. Использование данных условий позволило существенно преобразить традиционную схему организации процесса повышения квалификации и переподготовки, обеспечив разработку и реализацию на практике вариативной структуры образовательного процесса учреждения ДПО с компонентами, обеспечивающими автоматизацию большинства процессов.
Практическая проверка сформированных организационно-педагогических условий была обеспечена разработкой и применением вариативной структуры образовательного процесса учреждения ДПО.
К особенностям рассмотренных вариантов структуры образовательного процесса были отнесены: модульный характер реализуемых образовательных программ; использование групповых и сетевых форм работы с опорой на коммуникативную и рефлексивную деятель -ность обучающихся; участие профессиональнопедагогических работников во время обучения и послекурсовой деятельности в интернет-конференциях, форумах, чатах, вебинарах и других формах сетевого взаимодействия; сочетание очной подготовки в области ИКТ и дистанционного освоения индивидуальных образовательных программ по индивидуальным траекториям и маршрутам с использованием средств ИКТ.
Все варианты структуры образовательного процесса функционировали в рамках сформированной информационной образовательной среде, основывались на механизмах использования сетевой информационной системы, сервисов образовательного портала профессионального образования, сочетании очно-заочных форм обучения и различались степенью интеграции и уровнем использования в них современных средств ИКТ. При структурировании вариантов основное внимание было уделено разработке методов формирования индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных образовательных маршрутов освоения выбранных программ, а также учету исходных параметров обучающихся. Результативность подходов была проверена в ходе экс -перимента в процессе формирования ИКТ-компетентности педагогов ОУ ПО, как одной из ключевых компетентностей педагогического работника.
В ходе эксперимента мы проанализировали функционирование разработанных вариантов построения образовательного процесса на основе применения совокупности статистических данных и результатов эвристической оценки с учетом субъективных представлений экспертов о степени профессионального соответствия подготовленного профессионально-
педагогических работников занимаемой должности и требуемой квалификации в области применения ИКТ. Полученные результаты (количественные и качественные) подтвердили правильность принятых решений и реализованных подходов и положительные тенденции, вызванные комплексным внедрением ИКТ в процесс повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров.
Полученные результаты подтвердили соответствие возможностей ДПО возрастающим требованиям к системе образования со стороны формируемого российского информационного общества; обеспечили разработку теоретикометодологических основ применения в педагогической деятельности информационных ресурсов, средств по их использованию; учет системного характера информационных процессов при развитии компонентов информационной образовательной среды учреждения ДПО профессионально-педагогических кадров; возмож-
ность проявления творческой активности, самостоятельности и индивидуальности при использовании типовых подходов и технологий профессионально-педагогическими работниками; использование широких возможностей средств ИКТ в образовательной практике.
Литература
1. Дочкин, С. А. Концепция модернизации дополнительного профессионального образования: сущность, особенности, реализация [Текст] : монография / С. А. Дочкин - СПб. : Арден, 2009. - 294 с.
2. Захарова, И. Г. Формирование образовательной среды университетского комплекса
ЧИППКРО
на базе Web-сервера [Текст] / И. Г. Захарова // Образовательные технологии : сб. науч. трудов.
- Воронеж : изд-во ВГПУ, 2002. - № 6. - С. 1215.
3. Корпоративные информационные
порталы [Электронный ресурс] - e-Commerce.ru: Корпоративные информационные порталы. - Режим доступа: http://www.e-
commerce.ru/ biz_tech/ implementation/ management/corp_portal.html.
4. Панина, Т. С. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования [Текст] : монография / Т. С. Панина, С. А. Дочкин, Л. Н. Вавилова, Л. П. Вашлаева; под общ. ред. Т. С. Паниной. - Кемерово : изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008. - 336 с.