Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования'

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / информационная образовательная среда / информационнокоммуникационные технологии / концепция / модернизация / профессионально-педагогические работники / сетевая информационная система / Additional professional education / informational academic environment / information and communication technologies / conception / modernization / vocational personnel / information network system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

В статье рассматриваются условия, обеспечивающие реализацию концепции модернизации дополнительного профессионального образования профессиональнопедагогических кадров на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns conditions providing realization of additional vocational education modernizing conception for vocational teachers on the basis of ICT tools implementation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования»

УДК 378.091.398 ББК 74.584

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МОДЕРНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дочкин С. А.

Аннотация. В статье рассматриваются условия, обеспечивающие реализацию концепции модернизации дополнительного профессионального образования профессиональнопедагогических кадров на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий.

The article concerns conditions providing realization of additional vocational education modernizing conception for vocational teachers on the basis of ICT tools implementation.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, информационная образовательная среда, информационнокоммуникационные технологии, концепция, модернизация, профессионально-педагогические работники, сетевая информационная система

Additional professional education, informational academic environment, information and communication technologies, conception, modernization, vocational personnel, information network system.

Современное образование как непрерыв -ный процесс и важнейшая часть жизни человека должно обеспечивать ему возможность ори -ентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к инновациям. Мировое сообщество, формируя новую структуру - информационное общество, базируется на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), что в свою очередь, совместно с расширением коммуникаций, обострением конкуренции на всех рынках, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности и функциональной грамотности каждого человека, и особенно педагога. В этой связи особое значение приобретает дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), так как существующая система уже не может в полной мере

обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, соответствие образовательным потребностям взрослых обучающихся. В этих условиях быстрое развитие ИКТ раскрывает перспективы перед образованием, а для Дпо - особенно. Соответственно возрастают ценность и востребованность учреждений ДПО, готовящих профессиональнопедагогические кадры для системы профессионального образования, пропорционально востребованности рабочих профессий на рынке труда. Но система переподготовки и повыше -ния квалификации профессиональнопедагогических работников (ППР) требует разработки новых ориентиров и преобразований в содержании и организационно-педагогических структурах, создания инновационных образовательных структур, способных компетентно и достаточно оперативно выполнять свою миссию. Для решения данных проблем нами была разработана концепция модернизации дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров. Содержание предложенной концепции заключалось в интеграции системного, андрагогическо-го, акмеологического и аксиологического под -ходов к формированию обновленной вариативной структуры образовательного процесса, позволяющих рассматривать ДПО как новую ступень профессионального и личностного роста и результат профессионального саморазвития и культуры личности; в применении модульно-компетентностного подхода к разработке про -грамм ДПО для повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников, обеспечивающего им широкую самостоятельность в вопросах выбора, формирования и освоения образовательных программ в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией; в системном и комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДПО, педагогической обоснованности при-

менения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и информационно-коммуникационных технологий; в целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессиональнопедагогических работников в области ИКТ [1].

В ходе проведенного исследования и последующей апробации полученных результатов мы определили и обосновали комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования:

— формирование многоуровневой информационной образовательной среды (ИОС) учреждения ДПО как основы комплексного внедрения ИКТ в дополнительное профессиональное образование;

— разработку сетевой информационной системы (СИС) в виде технологического ком -понента концепции модернизации ДПО;

— реализацию образовательного портала ПО как способа доступа к информационным ресурсам ДПО.

Многоуровневая информационная образовательная среда (ИОС) учреждения ДПО нами была определена как открытая педагогическая система, аккумулирующая разнообразные виды ресурсов и компонентов системы ДПО, обучающихся и педагогические кадры, управляющими элементами которой являются целевые установки общества и потребителей образовательных услуг [1].

В соответствии с этим информационная образовательная среда структурно может включать: интеллектуальные, культурные, административные, программно-методические, материально-технические ресурсы; организационные структуры, обеспечивающие функционирование такой информационной среды в ходе образовательного процесса; коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих ИКТ.

Последовательность проектирования информационной образовательной среды учреж-дения ДПО предполагает описание исходного и конечного состояния объекта проектирования и их сравнение; определение основных направлений создания ИОС; описание концептуаль-

ных основ проектирования ИОС и их развитие путем детальной разработки каждой из составляющих; анализ основных факторов, влияющих на эффективность функционирования информационной образовательной среды; экспертную оценку и экспериментальную проверку полученного проекта; корректуру, доработку проекта ИОС, новую оценку и проверку, при необходимости.

Информационная образовательная среда учреждения ДПО была представлена в виде совокупности разноуровневых сред: первый уровень (общедоступный) - уровень образовательных порталов системы дополнительного профессионального образования, связанных между собой; второй (специализированный) -уровень учреждения повышения квалификации (ДПО); третий (дополнительный) - уровень образовательного учреждения профессионального образования; четвертый - индивидуальный уровень обучающегося слушателя - преподавателя одного из учреждений профессионального образования [1, 2].

На первом, общедоступном уровне формируются и развиваются подсистемы, ресурсы которых представлены в виде образовательных порталов и виртуальных представительств органов управления ДПО, глобальных электронных каталогов и специализированных информационно-поисковых систем, электронных библиотечных каталогов государственных и региональных библиотек, средств доступа к ним.

Ресурсы второго (специализированного) уровня дополняют первый, за счет наработок, исследований и технологий, применяемых в учреждении повышения квалификации (ДПО). Кроме того, этот уровень включает средства поддержки коллективной учебно-

познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, средства хранения и доставки электронных образовательных ресурсов; системы навигации и поиска ресурсов; обучающие, тренировочные и контролирующие программные средства; интерактивные справочные средства (словари и энциклопедии, глоссарии, базы данных); виртуальные лабораторные практикумы, лаборатории и системы научных исследований.

Третий уровень (дополнительный) объединяет ресурсы каждого конкретного учреждения

профессионального образования, в котором ведут свою профессионально-педагогическую деятельность преподаватели. Индивидуальный (четвертый) уровень - уровень, формируемый в ходе учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности каждого профессионально-педагогического работника, проходящего переподготовку или повышение ква -лификации (данный уровень - совокупность личных информационных образовательных сред каждого обучающегося).

Информационная образовательная среда стала практическим инструментарием подготовки и проведения занятий, создания цифровых учебных материалов с обеспечением сво -бодного гарантированного доступа обучающихся к образовательным ресурсам и сетевым образовательным услугам.

Мы установили компонентный состав информационной образовательной среды:

— ценностно-целевой блок как совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения (переподготовки, повышения квалификации);

— программно-методический блок, объединяющий всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки;

— информационно-знаниевый блок включает структурированную образовательную информацию, необходимую для формирования у обучающихся системы личностно значимых знаний, составляющей основу его профессиональной деятельности, а также определяющей свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

— коммуникативный - совокупность форм взаимодействия между участниками педагогического процесса;

— технологический - система средств обучения, используемых в информационной образовательной среде [1].

Комплекс средств информационнокоммуникационных технологий выступал в качестве коммуникативного компонента информационной образовательной среды, что обусловлено следующими причинами: широкими возможностями информационно- коммуникационных технологий по индивидуализации образования взрослых; повышением мотивации

ЧИППКРО

обучающихся при использовании ИКТ и усилением эмоционального фона образования; предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся; обеспечением широкой зоны контактов, возможность сетевого общения с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разности временных поясов; возможностью комплексного воздействия на различные органы чувств; высокой наглядностью представления учебного материала, особенно при моделировании явлений в динамике, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов, объёмных или наоборот микроскопических объектов, что обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность процессов и явлений; возрастающими интерактивными возможностями информационнокоммуникационных технологий; доступностью ИКТ в удобное обучающемуся время; многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций (объёмные вычисления, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований); лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.

Главной целью функционирования информационной образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей саморазвития, самоактуализации каждой личности профессионально-педагогического работника, подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных профессионально-педагогических кадров, способных самостоятельно и компетентно решать задачи организации и обеспечения образовательного процесса, быстро ориентирующихся в самых сложных ситуациях, обладающих творческим мышлением, активной жизненной позицией, навыками самообразования, самовоспитания, самоанализа.

В качестве второго условия в нашем исследовании выступала разработка сетевой информационной системы дополнительного профессионального образования на базе специализированных программно-технических средств и образовательного контента, которая определя-лась как основа виртуальной модели обучения, ориентируемой на достижение профессиональ-

но-педагогическими работниками высшей степени свободы и мобильности в процессе обучения, на овладение новыми компетенциями, личностными качествами и ценностными ориентациями, чтобы им самостоятельно организовать процесс своего обучения.

Полученные результаты позволили раскрыть основные структурные компоненты сетевой информационной системы и механизмы реализации. Мы установили, что в общем виде сетевая информационная система (СИС), с одной стороны, представляет собой совокупность элементов, локальных сетей и процессов по их упорядочению в целесообразное единство, а с другой - носит нелинейный самоорганизующийся характер. Вообще, сетевая информационная система - динамичная совокупность организационно-образовательных структур, организационных отношений и протоколов взаимодействия между ними, комплексов технических средств и средств аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, субъектов образовательного процесса, информационных ресурсов и образовательного контента сетей, ориентированных на достижение образовательных целей, и обеспечивающая реализацию информационных процессов в учреждениях повышения квалификации [1, 4].

В ходе разработки сетевой информационной системы нами был сделан вывод о необходимости ее построения по территориально-распределенному принципу для повышения удобства и оперативности оказания образовательных услуг и реализации специализированного образовательного портала, обеспечивающего доступ пользователей к информационным ресурсам ДПО.

В этом случае системообразующими элементами сети выступили территориальные ресурсные центры, учреждения профессионального образования в статусе экспериментальной (внедренческой) площадки, базовые образовательные учреждения профессионального образования различной направленности, учреждения повышения квалификации (ДПО), вузы, межведомственные организации, узлы и точки доступа к ресурсам сетевой информационной системы.

Реализация данного условия позволила обеспечить оперативную доставку необходимых учебных и методических материалов обу-

чающимся от преподавателя-тьютора, организацию обратной связи, тесного взаимодействия и совместной работы; доступ к образовательному контенту и программно-техническим средствам образовательных порталов, средствам ИКТ и сервисам обучения с любого компьютеризированного рабочего места учреждения ДПО, образовательного учреждения профессионального образования или компьютера педагога вне зависимости от его территориального размещения; наглядное представление учебных курсов в мультимедийном виде, создание цифровых учебных материалов с развитыми интерактивными возможностями; разностороннее общение, сетевое взаимодействие и совместную работу с документами и проектами с помощью электронных коммуникаций; и в соответствии с этим - продуктивную самостоятельную работу, самообразование и саморазвитие, способствующие развитию образного мышления и раскрытию творческих способностей учащихся [4].

Механизмы многопользовательской сетевой информационной системы выступили как транспортная база информационной образовательной среды, в которой функционируют и с которой взаимодействуют участники образовательного процесса (образовательные учреждения профессионального образования, преподаватели, тьюторы, методисты, учреждения ДПО, органы управления образованием) на основе принципов: открытости, интегративности, избыточности, саморазвития и нелинейности.

С методической точки зрения, данная система представляла совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: система очного обучения, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, преподавате-лей-тьюторов, методистов и мастеров производственного обучения с целью достижения требуемого уровня компетентности; система дистанционного обучения; система методической поддержки и управления данными подсистемами; образовательный портал ДПО, аккумулирующий все образовательные ресурсы и услуги.

Под развитием организации ДПО на основе сетей сетевой информационной системы мы понимали эволюционное, самоуправляемое позитивное изменение её целей, состава, структуры, связей, организационных отношений, спо-

собов реализации и механизмов управления с учетом индивидуальных потребностей педагогов учреждений профессионального образования, приводящее к их личностному и профессиональному росту, качественно новым результатам в их профессионально-педагогической деятельности, значимым изменениям в региональной системе образования.

Такое совершенствование организации дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров на основе сетевой информационной системы стало возможно при условии совместной деятельности участников сетей; общего информационного образовательного пространства; взаимодействия различных информационных образовательных сред учреждений ДПО, открытия своих разработок профессиональному сообществу; наличия механизмов, создающих условия для сетевого взаимодействия.

Задачами координации деятельности компонентов ДПО профессионально-

педагогических кадров в условиях сетевой информационной системы выступили согласование внутренних отношений, выработка внутри-организационных законов, определение границ допустимых реакций участников образователь -ного процесса. Это позволило в условиях дина -мичной педагогической среды поддерживать саморазвивающуюся сетевую организацию.

В основе модернизации ДПО на основе сетей в регионе мы положили контрактнодоговорные отношения между органами управления образованием, учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, муниципальными методическими службами и центрами, ресурсными центрами, учреждениями профессионального образования и ГОУ «КРИРПО». Модернизация дополнительного профессионального образования на основе сети также предполагает моделирование спек -тра индивидуальных образовательных программ ДПО, ведущих к повышению продуктивности в профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения, к проявлению новых личностных и профессиональных качеств педагогов. В целях модернизации дополнительного профессионального образования профессиональнопедагогических работников на основе сетевой информационной системы не менее важно и

ЧИППКРО

решение проблемы организации процесса подготовки сотрудников органов управления обра -зованием, методических служб учреждений и организаций, руководителей и педагогов учреждений профессионального образования, являющимися системообразующими элементами сети.

Для достижения данных целей мы использовали следующие формы повышения квалификации:

— проведение научно-методических се-

минаров по сопровождению определенного направления в рамках сетевой организации с использованием информационно-

коммуникационных технологий;

— регулярное проведение практикоориентированных вебинаров по знакомству и освоению внедряемых программных продуктов и системных решений;

— планирование и осуществление системы стажировок специалистов органов управления образованием, преподавателей и методистов учреждений ДПО и педагогов учреждений профессионального образования в спектре решаемых проблем;

— создание, постоянное обновление локальных нормативно-правовых документов и пополнение регионального информационного банка научно-методическими материалами и рекомендациями по различным направлениям регионального образования.

Функционирование сетевой информационной системы потребовало разработки и выбора подходящей для этого системной платформы и основ взаимодействия элементов сети. Реализация образовательного портала, как третье условие, обеспечила создание коммутационного портала и его сервисов на основе сервера ГОУ «КРИРПО» [4].

Преимущества использования информационных порталов основывалось на том, что они позволяют: структурировать данные, находящиеся в базе данных и предоставлять их в удобной для использования форме; отслеживать, извлекать и фильтровать информацию из Интернет, основываясь на требованиях пользователей; обеспечивать всеобщий доступ к открытой информации, ограниченный лишь возможностями сети; использовать графические, аудио и видео средства представления инфор-

мации и единую универсальную программу -Web-браузер для работы со всеми видами информации. Таким образом, портальная технология позволила максимально приблизить ресурсы к пользователям, обеспечить интеграцию информационной сущности организации, организовать отношения внутри рабочих и информационных групп, создавая условия для единого информационного пространства [3].

Портал характеризовался: общедоступностью и открытостью, обеспечивая возможность использования технического решения и его компонентов с ориентацией на Web-технологии и свободно распространяемые программные продукты; комплексностью с возможностью охвата всех этапов обучения и участников процесса обучения; настраиваемостью и изменяемостью - для адаптации к потребностям любого учреждения ПО и обучающегося; простым и понятным интерфейсом пользователя; наличием максимального количества пользовательских сервисов. Использование данных условий позволило существенно преобразить традиционную схему организации процесса повышения квалификации и переподготовки, обеспечив разработку и реализацию на практике вариативной структуры образовательного процесса учреждения ДПО с компонентами, обеспечивающими автоматизацию большинства процессов.

Практическая проверка сформированных организационно-педагогических условий была обеспечена разработкой и применением вариативной структуры образовательного процесса учреждения ДПО.

К особенностям рассмотренных вариантов структуры образовательного процесса были отнесены: модульный характер реализуемых образовательных программ; использование групповых и сетевых форм работы с опорой на коммуникативную и рефлексивную деятель -ность обучающихся; участие профессиональнопедагогических работников во время обучения и послекурсовой деятельности в интернет-конференциях, форумах, чатах, вебинарах и других формах сетевого взаимодействия; сочетание очной подготовки в области ИКТ и дистанционного освоения индивидуальных образовательных программ по индивидуальным траекториям и маршрутам с использованием средств ИКТ.

Все варианты структуры образовательного процесса функционировали в рамках сформированной информационной образовательной среде, основывались на механизмах использования сетевой информационной системы, сервисов образовательного портала профессионального образования, сочетании очно-заочных форм обучения и различались степенью интеграции и уровнем использования в них современных средств ИКТ. При структурировании вариантов основное внимание было уделено разработке методов формирования индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных образовательных маршрутов освоения выбранных программ, а также учету исходных параметров обучающихся. Результативность подходов была проверена в ходе экс -перимента в процессе формирования ИКТ-компетентности педагогов ОУ ПО, как одной из ключевых компетентностей педагогического работника.

В ходе эксперимента мы проанализировали функционирование разработанных вариантов построения образовательного процесса на основе применения совокупности статистических данных и результатов эвристической оценки с учетом субъективных представлений экспертов о степени профессионального соответствия подготовленного профессионально-

педагогических работников занимаемой должности и требуемой квалификации в области применения ИКТ. Полученные результаты (количественные и качественные) подтвердили правильность принятых решений и реализованных подходов и положительные тенденции, вызванные комплексным внедрением ИКТ в процесс повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров.

Полученные результаты подтвердили соответствие возможностей ДПО возрастающим требованиям к системе образования со стороны формируемого российского информационного общества; обеспечили разработку теоретикометодологических основ применения в педагогической деятельности информационных ресурсов, средств по их использованию; учет системного характера информационных процессов при развитии компонентов информационной образовательной среды учреждения ДПО профессионально-педагогических кадров; возмож-

ность проявления творческой активности, самостоятельности и индивидуальности при использовании типовых подходов и технологий профессионально-педагогическими работниками; использование широких возможностей средств ИКТ в образовательной практике.

Литература

1. Дочкин, С. А. Концепция модернизации дополнительного профессионального образования: сущность, особенности, реализация [Текст] : монография / С. А. Дочкин - СПб. : Арден, 2009. - 294 с.

2. Захарова, И. Г. Формирование образовательной среды университетского комплекса

ЧИППКРО

на базе Web-сервера [Текст] / И. Г. Захарова // Образовательные технологии : сб. науч. трудов.

- Воронеж : изд-во ВГПУ, 2002. - № 6. - С. 1215.

3. Корпоративные информационные

порталы [Электронный ресурс] - e-Commerce.ru: Корпоративные информационные порталы. - Режим доступа: http://www.e-

commerce.ru/ biz_tech/ implementation/ management/corp_portal.html.

4. Панина, Т. С. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования [Текст] : монография / Т. С. Панина, С. А. Дочкин, Л. Н. Вавилова, Л. П. Вашлаева; под общ. ред. Т. С. Паниной. - Кемерово : изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.