Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей'

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL FITNESS / ADAPTIVE CAPACITY / PHYSICAL PERFORMANCE / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбачук Наталия Анатольевна, Романова Анастасия Петровна, Иванова Наталья Геннадьевна

Несложно представить профессиональную деятельность как труд, выполненный в рамках определенной профессии со специфическими способами и средствами специальности на определенном уровне квалификации. По нашему представлению профессия не делится на отдельные специальности, а базируется на них как части процесса реализации и достижения конечных целей. Каждая область профессиональной деятельности имеет свою цель, задачи, условия их решения, объекты воздействия. Этим и отличается одна профессия от другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбачук Наталия Анатольевна, Романова Анастасия Петровна, Иванова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions for formation of the professional-applied physical education for students of pedagogical specialties

It is not difficult to imagine the professional activity as work performed within a certain profession with specific ways and means of specialization at a certain level of qualification. In our opinion, the profession is not divided into separate specialties, but is based on them as part of the process of implementation and achievement of the final goals. Each field of professional activity has its own goal, tasks, conditions of their solution, objects of influence. This is what distinguishes one profession from another.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей»

6. Roslyakova, S.V., Ptashko, T.G. and Chernikova, E.G. (2018), "Features of socialization of modern adolescents", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 7, No. 4 (25), pp. 292-296.

7. Federal state educational standard of higher education - undergraduate in the field ofpreparation 44.03.05 Pedagogical education (with two specialization profiles), available at: https: // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782.

8. Chernikova, E.G. and Roslyakova, S.V. (2016) "Professionally significant qualities through the eyes of young teachers (based on materials from a sociological study)", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 5, pp. 107-112.

9. Bisembayeva, A., Sivrikova, N., Roslyakova, S., Kharlanova, E., Sokolova, N., Moiseeva, E. and Zherebkina, V. (2018), 'The formation of conflict logical readiness of the future teachers-psychologists", Opcion, Vol. 34, № Special Issue 15, pp. 1350-1377.

Контактная информация: roslyakova71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2019

УДК 37.037.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Наталия Анатольевна Рыбачук, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Анастасия Петровна Романова, преподаватель, Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Несложно представить профессиональную деятельность как труд, выполненный в рамках определенной профессии со специфическими способами и средствами специальности на определенном уровне квалификации. По нашему представлению профессия не делится на отдельные специальности, а базируется на них как части процесса реализации и достижения конечных целей. Каждая область профессиональной деятельности имеет свою цель, задачи, условия их решения, объекты воздействия. Этим и отличается одна профессия от другой.

Ключевые слова: физическая подготовленность, адаптационный потенциал, физическая работоспособность, физическая культура.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF THE PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS OF

PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Nataliya Anatolyevna Rybachuk, the doctor of education, professor, Kuban State University, Russia, Krasnodar; Anastasia Petrovna Romanova, the teacher, Natalia Gennadyevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

It is not difficult to imagine the professional activity as work performed within a certain profession with specific ways and means of specialization at a certain level of qualification. In our opinion, the profession is not divided into separate specialties, but is based on them as part of the process of implementation and achievement of the final goals. Each field of professional activity has its own goal, tasks, conditions of their solution, objects of influence. This is what distinguishes one profession from another.

Keywords: physical fitness, adaptive capacity, physical performance, physical education.

Построение учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» должно строиться на профессионально-прикладной физической подготовке для успешной профессиональной деятельности студента [1, 2]. Проблема как получить престижную специальность и при этом сохранить собственное здоровье существовала всегда. Поэтому

построение учебного процесса дисциплины должно опираться на решение важных образовательных задач и формировать умения: добывать знания по сохранению собственного здоровья и использовать их в жизнедеятельности; использовать знания, полученные в различных областях науки, интегрировать и трансформировать для успешного применения в образовательном процессе вуза.

Если рассматривать условия обучения в вузе, то можно представить их как компонент педагогической технологии образования. Это организация условий обучения и организационные формы обучения. Только в единстве они обеспечивают в полной мере решение задач, стоящих перед учебным процессом.

В период с 2014 по 2015 учебный год были проведены педагогические исследования, где участвовали студенты педагогических специальностей, девушки (п=60) в возрасте 18-20 лет.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей.

Объект исследования - процесс профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических специальностей.

Мы предположили, что процесс формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей будет успешным, если: учебные группы будут сформированы с учетом интересов и мотивов каждого студента; объем и интенсивность физических нагрузок будут доступны для каждого студента; студент сам будет стремиться к соревновательной ситуации, чтобы сравнить свой предыдущий результат с актуальным/

Цель исследования: формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей.

Задачи исследования:

1. Построить модель индивидуальной программы развития физических качеств, что позволит улучшить мотивацию студента к самостоятельной двигательной активности.

2. Разработать тренинги по формированию здорового образа жизни студентов для мотивации к дополнительным занятиям физическими упражнениями самостоятельно.

Физкультурно-оздоровительная система университета, формирующая здоровый образ жизни студентов, содержит четыре блока, имеющих свои цели и задачи, средства и методы их достижения. Диагностический блок основан на системах киевского профессора Г. Л. Апанасенко [3] и американского специалиста в области оздоровительной медицины К. Купера [4]. Его функцией является диагностика физического состояния студента (его актуального уровня) и определение «результативной зоны развития» [5].

Следует отметить, что только 5% студентов занимаются в спортивных секциях вуза. Как и прежде студенты не посещают дисциплину «Физическая культура». К тому же они не имеют желание принимать участие в каких-либо соревнованиях. Но, исследования показали, что важно организовывать студенческие соревнования «Спорт для всех» [5, 6, 7, 8], где целью каждого участвующего является лозунг «Преодолей себя». Это соревнования по тестированию профессионально - значимых физических качеств, которые проводятся в конце каждого семестра, чтобы определить успеваемость студента по дисциплине «Физическая культура». Главным критерием оценки принято считать результат развития физических качеств. Тестирование проводится, как правило, одновременно во всех учебных группах. В это время мы создаем педагогические условия для объективной соревновательной ситуации - этапа соревнования как педагогического процесса достижения результата. Этот процесс образует ситуацию сотрудничества и позволяет выявить и развить способность студентов к состязательности и межличностную компетентность. Разработанный нами соревновательный процесс, модифицированный тренингами по формированию здорового образа жизни студентов можно с уверенностью

назвать «Спорт для всех».

Программа соревнований включает в себя тестирование по 4 упражнениям: отжимания, в упоре лежа на коленях (для девушек); отжимания из исходного положения в упоре лежа (для юношей); сгибание и разгибание туловища - (тест выполняется за две минуты); прыжок в длину с места и тест К. Купера. Но, необходимо пояснить, что данные соревнования представляют собой тестирование с изменениями в правилах. Здесь отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, а для победы требуется не соперничество, а только собственное участие студента и сотрудничество.

Не следует забывать, что по результатам экспериментальных исследований число студентов, занимающихся по медицинским показаниям в специальной медицинской группе, приближается к 40%. Тогда как в 2004 году, только 33% вновь поступивших студентов были распределены в такие группы. Педагоги и медицинские работники считают, что причиной снижения уровня здоровья и физической работоспособности у молодых людей являются нарушение гигиенически обоснованного режима дня и питания. Адаптационные системы у многих студентов не могут в короткое время перестроиться на новые условия жизнедеятельности. К тому же перестройка организма студента к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма и как следствие - наблюдается срыв процесса адаптации и развитие целого ряда заболеваний.

1. Педагогические исследования и опыт работы в университете позволили выделить этапы соревнований для студентов специальных медицинских групп в зависимости от затраченного времени и способа выполнения тренинга [5, 6]:

I этап: I семестр (58'-48') - адаптационный, в основе - ходьба; со скоростью 48-63

м/мин;

II этап: II - III семестр (48'-38') - баланса быстрой ходьбы и медленного бега при преодолении дистанции;

III этап: IV семестр (38'-30') - оптимально-адаптационный.

Специфический соревновательный процесс, где целью каждого участвующего является лозунг «Преодолей себя», образует ситуацию сотрудничества и позволяет выявить и развить способность студентов к состязательности и межличностную компетентность.

2. В результате эксперимента подтверждены причины неуспеха мотивации собственной цели студента [6]. Определены причины неуспеха достижения результата студентами Кубанского госуниверситета при двигательной деятельности (в процентном соотношении): отсутствие способностей - 5%; трудность задачи - 10%; отсутствие везения - 5%; отсутствие усилий - 80%.

3. Тестирование основных физических качеств позволило выделить причины неуспеха студентов в процессе соревнований. Очевидно, что их ликвидация способствует повышению мотивации к соревновательной деятельности и контролирует поведение студента во время соревнований. Целью этой деятельности является достижение собственного результата. Так, нами выявлены основные компоненты неуспешной причинной мотивации достижения: слабо развитое физическое качество; недостаточные теоретические и практические знания способов достижения цели.

4. Результаты педагогического эксперимента доказали, что возможно мотивировать молодежь на участие в соревнованиях [9], но при определенных условиях, если: человек сам ищет соревновательные ситуации и адекватно реагирует на них; решил сравнить свой результат с предыдущим или определенным стандартом.

В итоге, цель достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Организация студенческих соревнований, модифицированных тренингами по формированию здорового образа жизни, ориентирует молодежь на эстетические, духовно-нравственные ценности спорта и способствует преодолению противоречия физического и духовного развития

студентов. Осознание причинных компонентов неуспеха позволяет студенту преодолеть неудачу посредством его участия в объективной соревновательной ситуации и работой над развитием профессионально - значимых физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко, В. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов математических специальностей с преимущественным использованием средств футбола : дис. ... канд. пед. наук / Дорошенко Виталий Викторович. - Краснодар, 2013. - 169 с.

2. Пономарева, Г.В. Формирование комплекса профессионально важных двигательных способностей студентов : дис. ... канд. пед. наук / Пономарева Галина Владимировна. - Москва, 2010. -155 с.

3. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология : избранные лекции / Г. Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов -на-Дону : Феникс, 2000. - 248 с.

4. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / Кеннет Купер. - Москва : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

5. Барышев, Г.И. Направленность и пути формирования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности / Г.И. Барышев, О.В. Гаркуша // Мониторинг физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Нальчик : Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, 2003. - С. 29-31.

6. Рыбачук, Н. А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Рыбачук Наталия Анатольевна. - Краснодар, 2003. - 45 с.

7. Столяров, В.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения / В.И. Столяров, Д.И. Ипатов // Ценности спорта и пути его гуманизации : сборник / составитель и редактор В.И. Столяров. - Москва : Гуманитарный Центр СпАрт, 1996. - С. 49-180.

8. Столяров, В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баранов. - Москва : Университетская книга, 2011. - 234 с.

9. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде : монография / А.В. Лялюк, Н.Г. Иванова [и др.]. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 210 с.

REFERENCES

1. Doroshenko, V.V. (2013), Professionally-applied physical training of students of mathematical specialties with the predominant use of football, dissertation, Krasnodar.

2. Ponomareva, G.V. (2010), Formation of a complex of professionally important motor abilities of students, dissertation, Moscow.

3. Apanasenko, G.L. and Popova, L.A. (2000), Medical Valeology, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Cooper, K.H. (1989), Aerobics for good health, Physical culture and Sports. Moscow.

5. Baryshev, G.I. and Garkusha, O.V. (2003), "The focus and ways of forming the motives of fitness activities", Monitoring of physical development and physical fitness of various age groups of the population: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Nalchik, pp. 116-34.

6. Rybachuk, N.A. (2003), Theory and technology offorming a culture of student health, dissertation, Maykop.

7. Stolyarov, V.I. and Ipatov, D.I. (1996), The problem of humanization of modern sport and ways to solve it, Humanitarian Center Spart, Moscow.

8. Stolyarov, V.I. and Baranov, S.Y. (2011), Theoretical foundations of students' sports culture, University book, Moscow.

9. Lyalyuk, A.V. and Ivanova, N.G. (2018), Formation of a safe and healthy lifestyle in the educational environment, Kuban State Technical University, Krasnodar.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.