Научная статья на тему 'К проблеме формирования мотивации студентов к подготовке к соревнованиям по программе Всероссийского комплекса "готов к труду и обороне"'

К проблеме формирования мотивации студентов к подготовке к соревнованиям по программе Всероссийского комплекса "готов к труду и обороне" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СОРЕВНОВАНИЯ-ТЕСТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВСЕРОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКС ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганкова Наталья Юрьевна, Рыбачук Наталия Анатольевна

Цель исследования разработать мотивационный процесс подготовки студентов вуза к тестированию физических качеств по программе всероссийского комплекса ГТО. Адресуется специалистам в сфере физической культуры учебных заведений различного типа. Содержание статьи может быть использовано для формирования здорового образа жизни студентов, а также учащихся различных типов учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганкова Наталья Юрьевна, Рыбачук Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of forming the students ''motivation to prepare for competitions under the program of the All-Russian complex “Ready for labor and defense”

Research objective to develop motivational process of training of students of higher education institution for testing of physical qualities according to the program of the GTO All-Russian complex. It is addressed to experts in the sphere of physical culture of educational institutions of various type. The contents of article can be used for formation of healthy lifestyle of students and also pupils of various types of educational institutions.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования мотивации студентов к подготовке к соревнованиям по программе Всероссийского комплекса "готов к труду и обороне"»

Названные принципы обучения позволяют создать систему последовательных действий преподавателя, способствующих организации познавательной и практической деятельности обучающихся по приобретению определенного круга знаний, ориентированы на развитие у обучающихся-иностранцев прочных знаний по русскому языку и являются наиболее эффективными в работе по формированию и развитию коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева. - М. : Просвещение, 1979. - 264 с.

2. Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях : [в 2 ч.]. Ч. 2 : Синтаксис / О.И. Глазунова. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2011. - 416 с.

3. Дзуцев, Э.С. О коммуникативном принципе и путях его реализации в школе / Э.С. Дзуцев // Вопросы преемственности воспитания и формирования учебной деятельности в системе «Школа - ВУЗ» : сборник статей / Северо-Осетинский университет. - Орджоникидзе, 1984. - С. 58-67.

4. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи / В.А. Звягинцев ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 307 с.

5. Костомаров, В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров. - М. : Русский язык, 1988. - 157 с.

6. Магомедова, Т.И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция: модель и технология формирования в условиях полиязычия (юридический профиль) : монография / Т.И. Магомедова. - Deutschland : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co.KG, 2011. - 233 c.

7. Цховребов, А.С. Развитие коммуникативных навыков учащихся-осетин старших классов при изучении сложносочиненного предложения русского языка : дис. ... канд. пед. наук / Цховребов А.С. - Махачкала, 2017. - 185 с.

REFERENCES

1. Babaytseva, V.V. (1979), Russian language. Syntax. Punctuation, Enlightenment, Moscow.

2. Glazunova, O.I. (2011), Russian Grammar in exercises and comments, part. Syntax, Zlatoust, St. Petersburg.

3. Dzutsev, E.S. (1984), "About communicative principle and its implementation at school", Questions of continuity of education andformation of educational activity in the system School - University" collection of articles, North-Ossetian University, Ordzhonikidze, pp. 58-67.

4. Zvegintsev, V.A. (1976), the Proposal and its relationship to language and speech, publishing house Moscow University, Moscow.

5. Kostomarov, V.G. (1988), Methodological guide for teachers of the Russian language to foreigners, Russian language publ., Moscow.

6. Magomedova, T.I. (2011), Russian professional communicative competence: a model and technology of formation in multilingualism conditions (law profile): monograph, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co.KG, Deutschland.

7. Tskhovrebov, A.S. (2017), Development of communicative skills of learners-Ossetians senior classes when learning Russian language proposal compound proposal, dissertation, Makhachkala.

Контактная информация: alanec1985@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2018

УДК 796.011.3

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПОДГОТОВКЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ПРОГРАММЕ ВСЕРОССИЙСКОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Наталья Юрьевна Цыганкова, доцент, Заслуженный мастер спорта СССР,

Наталия Анатольевна Рыбачук, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработать мотивационный процесс подготовки студентов вуза к тестированию физических качеств по программе всероссийского комплекса ГТО. Адресуется

специалистам в сфере физической культуры учебных заведений различного типа. Содержание статьи может быть использовано для формирования здорового образа жизни студентов, а также учашдхся различных типов учебных заведений.

Ключевые слова: мотивация, соревнования-тесты, физические качества, Всероссийский комплекс готов к труду и обороне.

TO THE PROBLEM OF FORMING THE STUDENTS 'MOTIVATION TO PREPARE FOR COMPETITIONS UNDER THE PROGRAM OF THE ALL-RUSSIAN COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"

Natalia Yurievna Tsygankova, the senior lecturer, Honored Master of Sports of the USSR, Nataliya Anatolievna Rybachuk, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University, Krasnodar

Annotation

Research objective - to develop motivational process of training of students of higher education institution for testing of physical qualities according to the program of the GTO All-Russian complex. It is addressed to experts in the sphere of physical culture of educational institutions of various type. The contents of article can be used for formation of healthy lifestyle of students and also pupils of various types of educational institutions.

Keywords: motivation, competitions tests, physical qualities, the All-Russian complex it is ready to work and defense.

ВВЕДЕНИЕ

Учебные программы предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» нового поколения ФГОС ВО ориентированы на компетентности сохранения здоровья студентов. Но, фактически, физическая культура по-прежнему лишь развивает физические качества и не сводится к решению ключевой задачи: формированию отношения студента к профессионально-прикладной физической культуре как к личной ценности. По сути, необходимо решать сразу две задачи. Первая это разрабатывать эффективный образовательный процесс, ориентируясь на ФГОС ВО и вторая - готовить молодежь к соревнованиям по тестированию по программе ГТО. Слабое здоровье не позволяет всем студентам участвовать в соревнованиях по программе ГТО. Ежегодно 41% студентов, вновь поступивших, имеют отклонения в состоянии здоровья и не могут быть допущены к тестированию.

В других вузах эта цифра также приближается к 40% и более [2]. Студенты имеют слабую физическую подготовленность и не мотивированы на индивидуальный ежедневный двигательный режим и соревновательную деятельность. Для преподавателей, работающих в вузе, существует проблема. Как мотивировать молодежь на участие в соревновательной ситуации? Как организовать учебный процесс по развитию профессионально -значимых физических качеств? Как подготовить студентов к соревнованиям по тестированию по программе Всероссийского комплекса ГТО? Актуальность исследования не вызывает сомнений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В нормативных требованиях оговорено, что для получения нагрудного знака VI ступени - для женщин 18-29 лет, необходимо пройти обязательные испытания и показать результаты по 6 видам. Если проанализировать содержание учебного предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» ФГОС ВО, то можно выделить, обобщить и определить 6 основных обязательных испытаний - тестов для студенток вузов, 18-29 лет: бег 100 м (сек); бег 2 км (мин, сек); прыжок в длину с места, толчком двумя (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз); поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту); наклон вперед из исходного положения стоя, с прямыми ногами на гимнастической скамье (см).

Мы предположили, что процесс мотивации и подготовки студентов вуза к соревнованиям по Всероссийскому комплексу ГТО будет успешным если:

- объем и содержание оздоровительных программ каждого студента будут соответствовать индивидуальному физическому развитию и уровню физического здоровья;

- студент сам будет стремиться к соревновательной ситуации, чтобы сравнить свой актуальный результат с предыдущим и выполнить нормативы комплекса ГТО;

- будет разработана и реализована в учебном процессе предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» модель оздоровительных соревнований «Спорт для всех», что будет мотивировать студента к участию в тестировании физических качеств по программе Всероссийского комплекса ГТО.

Цель исследования: разработать процесс мотивации и подготовки студентов к соревнованиям по программе Всероссийского комплекса ГТО в данной возрастной группе.

Задачи исследования:

1. Определить актуальный уровень физической подготовленности и уровень физического здоровья каждого студента.

2. Построить модели индивидуальной программы для развития физических качеств каждого студента, что позволит улучшить мотивацию студента к самостоятельной двигательной активности.

3. Разработать модель оздоровительных соревнований «Спорт для всех» через структуру элементов, что позволит мотивировать студентов на участие в соревнованиях по программе Всероссийского комплекса ГТО.

Педагогические исследования проводились в Кубанском государственном университете с 2015 по 2016 учебный год со студентками 2 курса биологического факультета в количестве 100 человек.

Для диагностического обследования студенток (п=100) по определению уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья были использованы методика киевского профессора Г. Л. Апанасенко [1] и американского специалиста в области оздоровительной медицины К. Купера [3].

Оздоровительная модель соревнований «Спорт для всех» представляется нами как структура соревновательных элементов [4].

Условные обозначения двигательных действий тестов:

1. Поднимание туловища из исходного положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.);

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз);

3. Прыжок в длину с места толчком двумя (см);

4. Наклон вперед из исходного положения стоя, с прямыми ногами на гимнастической скамье (см).

5. Бег 100 м (сек);

6. Бег 2000 м (мин., сек).

N1, № и т.д., порядковый номер тестируемого студента. Р11 равен сумме результатов студентов по 1-му тесту 1-й группы. Р21 равен сумме результатов студентов по 2-му тесту 1-й группы. Р31 равен сумме результатов студентов по 3-му тесту 1-й группы. Р1 = Р11 + Р12 + ... + Р1к, где к - число групп; Р1, Р2, Р3 - результат факультета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогические исследования позволили сделать некоторые обобщения:

1. В результате трех обследований у девушек (п=100) биологического факультета, (сентябрь, декабрь и май) определено, что в низком уровне физической подготовленности находились - 33% - 46% - 22% студенток. В посредственном - 50% - 32% - 57%. В хорошем уровне - число студенток несколько ниже - 17% - 22% - 21%. Выявлено, что к середине учебного года количество девушек, имеющих хороший уровень физической подготовленности, повысилось на 5%. В отличном уровне число студенток не выявлено.

2. Использование индивидуальных оздоровительных программ в процессе профессионально - прикладной физической подготовки студенток биологического факультета позволило улучшить их функциональное состояние. Анализ уровней физического здоровья показал, что к концу эксперимента число студенток с высоким уровнем физического здоровья практически не изменилось - 10% - 11%. Это указывает и на более высокий актуальный уровень физической подготовленности. Количество студенток с низким уровнем физического здоровья тоже практически не изменилось - 2% - 2%. Процент девушек с уровнем физического здоровья ниже среднего снизился с 19% до 11%. При этом число студенток, имеющих средний уровень - увеличилось с 69% до 76%.

3. Составление индивидуальных оздоровительных программ с учетом уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья подтвердило наше предположение, что соревновательное поведение возможно, если человек сам ищет соревновательные ситуации и адекватно реагирует на них; решил сравнить свой результат с предыдущим или определенным стандартом.

4. Массовое тестирование по программе Всероссийского комплекса ГТО позволило скорректировать уже существующую бальную оценку по всем упражнениям в данной возрастной категории, объективно оценить профессионально - прикладную физическую подготовку и развитие физических качеств каждого участника с учетом актуального уровня физического здоровья и физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 248 с.

2. Жован, Г.Ф. Содержание и направленность курсов повышения квалификации преподавателей физической культуры, проводящих занятия в специальных медицинских группах / Г. Ф. Жован, О.Г. Румба // Новое в психолого-педагогических исследованиях (Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики). - 2017. - № 3 (47). - С. 13-24.

3. Купер, К.Х. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Х. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

4. Рыбачук, Н. А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Рыбачук Н.А. - Майкоп, 2003. - 45 с.

REFERENCES

1. Apanasenko, G.L. and Popova, L.A. (2000),Medical Valeology, Phoenix, Rostov-on-Don.

2. Zhovan, G.F. and Rumba, OG, (2017), "The content and orientation of the courses for improving the qualifications of teachers of physical culture, conducting classes in special medical groups", New in psychological and pedagogical studies (Theoretical and practical problems ofpsychology and pedagogy), № 3 (47), pp. 13-24.

3. Kuper, K.H. (1989), Aerobics for good health, Physical culture and Sports. Moscow.

4. Rybachuk, N.A. (2003), Theory and technology of formation of culture of health of students, dissertation, Maykop.

Контактная информация: nataliaryba@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.