Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОУЧ-МЕНЕДЖМЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ВОЕННО-СПОРТИВНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Протопопов В.М.

В статье обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни офицеров в развивающей среде воинской части. Организационно-педагогические условия соотнесены с компонентным составом культуры здорового образа жизни офицеров как интегративным педагогическим феноменом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Протопопов В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ»

являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической безопасности, создают высокую конкурентоспособность хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирующую достаточный уровень экономической безопасности .

Использованные источники: 1.Забродский В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы // Бизнес-информ. 2000. №15 -16. С. 35- 37.

2.Шлыков В. В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. - СПб: "Алетейя", 2001, 59 с.

3.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1995. №3.

4. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2004. 88 с.

5.Козлова А.П., Климочкин О.В. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта. М., 2002. - 78с.

6. Матвеев Н.В. Экономическая безопасность предприятия. М, 2009., с. 73

Протопопов В.М. помощник командира войсковой части 12628 по физической подготовке начальник физической подготовки войсковая часть 12628 Россия, г. Ростов-на-Дону ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ Аннотация

В статье обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни офицеров в развивающей среде воинской части. Организационно-педагогические условия соотнесены с компонентным составом культуры здорового образа жизни офицеров как интегративным педагогическим феноменом. Ключевые слова

Здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни, коуч-менеджмент здорового образа жизни офицеров, здоровьесберегающий военно-спортивный кластер.

В настоящее время в условиях геополитических вызовов России актуальность проблемы боеспособности российских офицеров не вызывает сомнений. В то же время становится понятным, что боеспособный офицер, готовый к защите своего Отечества, это, прежде всего, здоровый офицер, причем, как в физическом, так и в психологическом, и в нравственном аспектах. Такая практическая значимость проблемы обусловила и её правовую разработку. Во многих нормативно-правовых и императивных

актах проблема формирования культуры здорового образа жизни офицеров позиционируется как ведущая [1; 3].

Практические и теоретические предпосылки исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни офицеров ставят перед военными управленческими кадрами сложную задачу, а именно: создать здоровьесберегающую и здоровьеразвивающую среду воинских частей, что вызывает организационные, педагогические, правовые, финансовые затруднения. Поэтому в настоящее время особенно значимо четко обосновать организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни офицеров в развивающей среде воинской части.

Под культурой здорового образа жизни мы понимаем интегративный феномен, включающий ряд компонентов: ценностно-смысловой, когнитивно-целевой, эмотивно-рефлексивный, регуляционно-

поведенческий. Для того, чтобы сформировать культуру здорового образа жизни офицеров как целостный феномен необходимо организовать многоаспектную работу, связанную с формированием каждого из обнаруженных нами компонентов, а также комплекс интегративных условий, учитывающих специфику целостного феномена.

Когнитивно-целевой компонент культуры здорового образа жизни офицеров представляет собой совокупность целей, задач, установок офицера на здоровый образ жизни, осознаваемых им, а также проектируемых им в конкретной деятельности. Как правило, эта деятельность связана с привлечением социальных партнеров.

В понимании социального партнерства мы солидарны с Тринитатской О.Г., Хлебуновой С.Ф., Чекуновой Е.А., которые под социальным партнерством понимают особый тип взаимодействия с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех сторон [3].

Для воинских частей такими социальными партнерами становится СКА, спортивные организации города, образовательные организации города. «Спортивный клуб армии» - в настоящее время название некоторых физкультурно-спортивных клубов в системе Спорткомитета МО РФ, а также профессиональных спортивных клубов, унаследовавших это наименование с советских времен. Клуб основан 27 августа 1937 под названием РОДКА СКВО (Ростовский окружной Дом Красной Армии Северо-Кавказского военного округа), с 1954 года — ОДО (Окружной Дом офицеров), в период 1957—1959 носил имя СКВО, с 1960 года имеет современное название. А привел ростовский клуб к выигрышу Кубка СССР в 1981 году бывший тренер московского «Спартака» Владимир Федотов. В конце 2005 года главным тренером команды стал один из её наиболее прославленных игроков — Сергей Андреев. Такие славные традиции, безусловно, оказывают влияние на формирование у офицеров мотивации к занятиям

спортом, ведению ими здорового образа жизни. Такой нравственный потенциал сотрудничества со СКА сложно переоценить, его следует реализовать в различных формах сотрудничества - использование материально-технической базы СКА, проведение на базе СКА тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий, консультации офицеров с тренерами СКА.

Социальное партнерство воинской части со СКА, спортивными школами, спортивными организациями города позволит аккумулировать материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы города, оказывать методическую помощь нуждающимся участникам военно-спортивного кластера, добиваться того, чтобы партнеры, сохраняя организационно-целевое своеобразие, работали на достижение общей задачи - формирование культуры здорового образа жизни.

В рамках взаимовыгодного партнерства с централизацией значения воинской части появляется возможность создания инновационной военно-спортивного кластера города. При подобной кластеризации возникает необходимость правового закрепления такого взаимодействия. Так же следует разработать ряд локальных актов, регламентирующих сотрудничество всех участников кластера.

Трансформацию регуляционно-поведенческого компонента культуры здорового образа жизни офицеров целесообразно осуществить посредством коуч-менеджмента малых офицерских групп.

Слово «коуч» имеет венгерское происхождение, закрепилось в Англии в XVI веке, означает карету, повозку, то есть то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути. Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный тезаурус, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием. С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

Коуч-менеджмент здорового образа жизни офицеров сфокусирован на решении, ориентирован на результат и систематический процесс сотрудничества, в ходе которого помощник командира воинской части по физической подготовке - начальник физической подготовки содействует ведению офицерами здоровьесберегающей деятельности, формированию ценностных установок на ведение здорового образа жизни, развитию мотивации к занятиям спортом.

На наш взгляд, в коуч-менеджменте здорового образа жизни офицеров целесообразны следующие виды коучинга: индивидуальный коучинг, проводимый помощником командира воинской части по физической подготовке - начальником физической подготовки; управленческий коучинг, ориентированный на создание здоровьесберегающей среды воинской части и локальных здоровьесберегающих сред структурных подразделений;-групповой коучинг, направленный на работу с офицерами без строгих функциональных взаимосвязей;- проектный коучинг для отдельно взятого проекта, например, по формированию группы спортсменов-офицеров для участия в соревнованиях по армейскому рукопашному бою.

Основными инструментами коуч-менеджмента здорового образа жизни офицеров служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга, техника плана личного развития. Так же целесообразно применение метода SMART, GROW, техник постановки целей.

Третьим условием формирования культуры здорового образа жизни офицеров, трансформирующим эмотивно-рефлексивный компонент феномена, является актуализация воспитательного потенциала семьи в формировании положительного отношения к здоровому образу жизни.

Спортивно-массовая работа направлена на физическое совершенствование офицеров и членов их семей, и предназначена для организации и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, повышение физической подготовленности, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни. Спортивно-массовая работа в воинской части включает массовый спорт и подготовку сборных команд по военно-прикладным видам спорта. Основными видами спортивно-массовой работы являются: учебно-тренировочные занятия по видам спорта, военно-спортивные и спортивные соревнования, смотры спортивно-массовой работы, спортивные праздники.

Из указанных видов спортивно-массовой работы наиболее подходящим для работы с семьями офицеров являются спортивные праздники.

Спортивные праздники проводятся в виде мероприятий с массовым привлечением офицеров, гражданского персонала и членов их семей с применением показательных выступлений, комплексных и легкоатлетических эстафет, забегов, игр и т.д., как правило, приуроченных к какому-либо знаменательному событию [1].

Для организации и проведения спортивно-массовой работы с личным составом армии и флота, в главных и центральных управлениях Министерства обороны, в видах (родах) войск) Вооруженных Сил, округах (флотах), объединениях, соединениях, воинских частях, военно-учебных заведениях, а также в гарнизонах, где дислоцируются несколько воинских частей, создаются спортивные комитеты под председательством заместителя командира (начальника).

Спортивный комитет назначается приказом командира воинской части (начальника вуза) и состоит из 7-11 человек (председатель, его заместители, секретарь, председатель коллегии судей и члены).

В гарнизоне, где дислоцируются несколько воинских частей, приказом начальника гарнизона назначается спортивный комитет гарнизона. В военно-учебном заведении (по решению начальника) спортивные комитеты могут создаваться на факультетах (в батальонах). На спортивный комитет возлагаются:

разработка проекта приказа об организации спортивно-массовой работы, составление плана спортивно-массовой работы и положения о спортивных, военно-спортивных соревнованиях и смотре спортивно-массовой работы, (для спортивного комитета гарнизона);

организация работы по Военно-спортивному комплексу; организация и проведение смотров спортивно-массовой работы, спортивных праздников, других мероприятий;

подготовка и проведение учебно-методических сборов и семинаров со спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по видам спорта;

подбор и инструктаж судейских бригад для проведения спортивных и военно-спортивных соревнований на первенство воинской части (гарнизона);

контроль спортивно-массовой работы в подразделениях, учебно-тренировочных занятий в сборных командах воинской части и оказание помощи командирам подразделений, спортивным организаторам и тренерам по видам спорта;

обобщение и распространение передового опыта организации и проведения спортивно-массовой работы;

организация и проведение спортивных мероприятий с членами семей военнослужащих, гражданским персоналом Вооруженных Сил;

рассмотрение материалов для присвоения военнослужащим спортивных званий, разрядов, судейских категорий и награждения военнослужащих спортивными нагрудными знаками;

анализ состояния спортивно-массовой работы и разработка предложений по ее совершенствованию [1].

Так, работу по формированию культуры здорового образа жизни офицеров с привлечением офицерских семей для интенсификации ценностно-смыслового компонента феномена должен организовывать спортивный комитет.

Четвертым условием формирования культуры здорового образа жизни офицеров в развивающей среде воинской части, трансформирующим ценностно-смысловой компонент феномена, является проблематизация содержания воспитательной работы в воинской части в аспекте развития ценностного отношения к здоровью.

Для этого необходимо выделить специальное структурное подразделение или наделить таким функционалом уже существующее, которое сможет разработать содержание воспитательной работы, ориентированное на развитие ценностного отношения офицеров к здоровью.

В подразделении для помощи командиру в организации и проведении спортивно-массовой работы можно назначить спортивного организатора, который примет участие:

в разработке содержания воспитательной работы в воинской части по развитию ценностного отношения офицеров к здоровью;

в организации и проведении спортивно-массовой работы в подразделении;

в оформлении наглядной агитации и освещении хода выполнения личным составом подразделения упражнений и требований Военно-спортивного комплекса;

в учете спортивно-массовой работы [3].

Для организации и проведения учебно-тренировочной работы в спортивной команде (секции) воинской части из числа наиболее подготовленных офицеров назначается тренер по спорту, который осуществляет организацию учебно-тренировочной работы в спортивной команде, а также ведение учета спортивных результатов.

Спортивные и военно-спортивные соревнования проводятся в соответствии с действующими правилами. Результаты соревнований фиксируются в отчетных документах, которые хранятся в течение трех лет.

Отчетными документами являются: приказ (приказание) об организации и проведении соревнования; протокол проведения мандатной комиссии, протоколы взвешивания, рабочие протоколы (порядок смен и заплывов), сводный протокол личного и командного первенства, итоговые протоколы; другая спортивно-техническая документация; отчет главного судьи соревнований; приказ (приказание) по итогам проведения соревнования.

Таким образом, для актуализации развивающего потенциала среды воинской части и уровня сформированности культуры здорового образа жизни офицеров целесообразна реализация комплекса организационно-педагогических условий, а именно: проблематизация содержания воспитательной работы в воинской части в аспекте развития ценностного отношения к здоровому образу жизни (трансформация ценностно-смыслового компонента), кластеризация управления процессами здоровьесбережения в воинской части в контексте интенсификации социального партнерства (трансформация когнитивно-целевого компонента), актуализация воспитательного потенциала семьи в формировании положительного отношения к здоровому образу жизни (трансформация эмотивно-рефлексивного компонента), управление физической подготовкой офицеров в условиях коуч-менеджмента малых групп (трансформация регуляционно-поведенчского компонента).

Использованные источники:

1. Наставление по физической подготовке Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации с изменениями и дополнениями от: 31 июля 2013 г. [Электронный ресурс]: http://base.garantra/195845/1/#ixzz3Bh6qCDjR [Дата обращения 23.03.2013]

2.Тринитатская О.Г., Хлебунова С.Ф., Чекунова Е.А., Рудь Н.Б., Тихонова О.Н. Социальное партнерство как технология инновационного менеджмента в образовании: из опыта работы стажировочной площадки МБОУ гимназия № 117. - Ростов-на-Дону, 2012. - 287 с.

3.Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «О статусе военнослужащих»- [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158428 - -[дата обращения 18.07.2014]

Проходенко О.О. студент 1 курса Самарский государственный экономический университет Россия, г. Самара МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗА Аннотация: На основе экономико-математического моделирования проанализирован метод определения оптимального размера заказов, определена модель управления запасами, позволяющая уменьшить неопределенность в работе производства и системы закупок.

Ключевые слова: экономико-математические методы, оптимальный размер заказа, управление запасами.

Успешная реализация экономической деятельности зачастую обусловливается математическими методами. Математический анализ с помощью различных функций позволяет описать и систематизировать деятельность экономических субъектов. В современной экономике ни одна фирма не может иметь все необходимые ей ресурсы внутри ее корпоративных границ. Управление запасами позволяет сочетать ресурсы, имеющиеся внутри компании, с ресурсами, которые существуют вовне. Рассчитывая оптимальный размер заказа средств, производитель обеспечивает их эффективное использование, а так же имеет возможность рассчитывать необходимое место для хранения и срок годности, если он имеется. Модель управления остатками запасов должна рассматриваться с учетом изменений в спросе. Основной задачей производителя во время нестабильной экономической ситуации является построение экономико-математические модели, позволяющей найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, его оформление и доставку, хранение, а также убытки от его дефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.