в различных сферах профессиональной деятельности и достаточная научная база позволяют старшеклассникам более гибко ориентироваться в мире профессий, сделать правильный профессиональный выбор.
2. Учащиеся с сопряженным индексов надежности показывают высокие результаты и в сфере обучения, и в сфере общения. Успешное взаимодействие с окружающим миром позволяет им адекватно ориентироваться в изменяющейся обстановке, нести ответственность за совершаемые действия. Успешное сотрудничество со сверстниками и взрослыми позволяет таким старшеклассникам сделать первые пробы в различных сферах профессиональной деятельности и на основе этого опыта наметить наиболее оптимальную
область для последующей реализации своих жизненных планов.
3. Влияние операционального опыта и опыта сотрудничества в их взаимодействии обеспечивает более высокий уровень профессионального самоопределения у старшеклассников.
Библиографический список
1. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дис. ... д-ра наук. - М., 2000.
2. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - М.; Нальчик: Изд. центр «Эль-фа», 1996. - 125 с.
3. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. - 1992. - №»1. - С. 52-59.
Н.В. Карпук
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматривается система организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности преподавателей педагогического колледжа как компонент стратегического управления образовательным учреждением; определяются этапы формирования информационной компетентности.
Инновационное развитие государства, общества, личности предопределяется прогрессом в области образования. Высокое качество образования для всех - стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого динамичного развития общества. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и реализацию стратегии Болонского и Брюгге-Копенгагенского процессов, характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике.
В условиях развития новых подходов и технологий образования человека (информационнопедагогического, личностно-ориентированного, опережающего, глобального), формирования глобально-региональной (локальной) системы образования предъявляются новые требования к содержанию педагогической деятельности в педагогическом колледже, уровню профессионально-педагогической культуры преподавателей, их
профессионализма и мобильности в развивающемся едином информационном пространстве.
На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит стратегия «образование через всю жизнь», реализовать которую призвана система непрерывного профессионального образования, в том числе и педагогического (ссуз - вуз -ИПК, ФПК). Непрерывное образование специалиста должно быть направлено в целом на развитие его личности, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, представление о себе как специалисте, а также на формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, а не только на профессионально значимые знания и умения.
В современных исследованиях, посвященных вопросам качественного обновления методологии профессионального образования и его технологий, обращается внимание на взаимообусловленность компетентности в области информационных технологий и профессионального мастерства.
Гуманизация образования взрослых в системе повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа проявляется в важных взаимосвязанных аспектах, к числу которых мы относим направленность системы повышения квалификации преподавателей на развитие личности в целом, подход к обучающемуся как к носителю общечеловеческой культуры; развитие творческих способностей преподавателей в различных областях их деятельности, в том числе, в сфере общения; создание условий образовательного процесса (например, сочетание диагностики и самодиагностики и др.) при обучении преподавателей, при которых укрепляется или даже воскресает вера в себя, свои возможности; формируется потребность в саморазвитии; развитие инновационных способностей преподавателей, их умения работать в новых условиях, принимать и осуществлять новые решения.
Повышение квалификации преподавателей педагогического колледжа непременно должно также соответствовать требованию научно-исследовательского совершенствования, повышающего педагогическую, методическую, информационную компетентность и исследовательскую культуру обучаемых.
Организационные возможности непрерывного образования позволяют учитывать коллективные, групповые, индивидуальные потребности учителя, поэтому общие для всех и индивидуальные формы повышения квалификации должны стать паритетными. Система повышения квалификации преподавателей строится на сочетании в ее содержании глобальных и региональных проблем, благодаря чему у педагога формируется устойчивое отношение к себе как члену мирового сообщества и одновременно личности, живущей «здесь», на своей «малой родине» (в городе, районе, селе).
Повышение квалификации преподавателей педагогического колледжа в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования становится более эффективным при внедрении комплекса организационно-педаго-гическихусловий:
- организационно-экономических, предполагающих многоканальное финансирование и необходимую материально-техническую базу системы повышения квалификации;
- учебно-материальных, приводящих профессиональные образовательные программы повы-
шения квалификации преподавателей в соответствие с потребностями современной системы образования и запросами личности;
- научно-методических, повышающих педагогическую, методическую и информационную компетентность преподавателей педагогических колледжей;
- организационно-управленческих, формирующих гибкую структуру управления системой повышения квалификации, направленную на организацию инновационной деятельности;
- психолого-педагогических, предполагающих создание положительной мотивации у всех участников процесса повышения квалификации через повышение профессионально-управленческой компетентности.
Несомненно важным мы полагаем усиление регионального компонента во всех программах повышения квалификации. История и искусство города, история науки и история педагогики в нем, история школ, история родов, семей и отдельных людей должны стать предметом рассмотрения и профессиональной деятельности учителя. Для этого необходимо как привлечение принципиально новых специалистов по этим вопросам, так и включение в эту работу всех педагогов.
Этому в значительной степени будет способствовать проведение занятий и курсов в системе повышения квалификации учителей как по общечеловеческим, глобальным проблемам (мировая история и искусство, ценности культуры членов мирового сообщества, жизнь как ценность, экология, психология и т.д.), так и по тематике, максимально привязанной к судьбе своего народа - рода - местности.
Создание системы организационно-педагогических условий повышения квалификации работников является важнейшим компонентом стратегического планирования любого образовательного учреждения, в том числе и педагогического колледжа.
Стратегическое планирование - аналитический процесс, а стратегический менеджмент -организационный. В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы. Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды (внешней и внут-
ренней), определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
О.С. Виханский, определяя понятие, объединяет оба подхода, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе» [1].
Создание информационного общества требует решения задач формирования современной информационной среды и информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное формирование информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и услуг, имея ввиду и образовательные программы и средства. Справиться со стратегическими задачами образования будущего могут только соответственно подготовленные учителя. И в этом случае неизмеримо возрастает роль преподавателя колледжа, призванного аккумулировать в себе проблемы образования, перевести их в задачи, отработать необходимое содержание и технологии обучения.
В рамках реализуемой Минобразованием России научно-технической программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образование» действует подпрограмма «Информационные технологии в образовании». Основными направлениями работы в соответствии с программой являются информатизация процессов обучения в системе общего и профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, разработка педагоги-ко-эргономических аспектов информационных технологий; разработка учебно-методических комплексов по различным дисциплинам для подготовки педагогов и студентов к профессиональной деятельности, информационно-образовательных сред и Интернет-систем (в том числе для Интернет-тестирования); создание информационного и организационно-методического обеспечения для развития отраслевой сертификации в области
информационных технологий. Особое внимание уделяется информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.
В ситуации динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития технологий стратегическое значение имеет не только информатизация сферы образования, но и формирование у педагогов информационной компетентности. Компетентность определяется как владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Под информационной компетентностью в современных исследованиях понимается интегрированное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с помощью компьютера, включающее в себя ИКТ-компетентность и компетенции в области информационных технологий [3].
Такое понимание термина дает основание рассматривать информационную компетентность как ведущую функциональную компетентность в структуре общей, в данном случае, профессионально-педагогической компетентности, в содержании которой выделяют ключевую, базовую и специальные компетенции, по сути, составляющие определенное интегративное единство и раскрывающие логику формирования информационной компетентности учителя.
Понимание того, что в век высоких технологий компьютерная грамотность стала насущной необходимостью, перед каждым педагогическим коллективом стоит задача создания информационно-образовательной среды. Одной из форм повышения квалификации преподавателей в ГОУ СПО «Вешенский педагогический колледж имени М.А. Шолохова» является система работы над научно-методической проблемой колледжа. В течение нескольких лет стратегической проблемой является проблема повышения качества подготовки специалистов. Решая эту многогранную
проблему, ежегодно научно-методический совет колледжа выделяет определенный аспект вышеуказанной проблемы: комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса, национально-региональный аспект подготовки будущего педагога, использование современных педагогических технологий как фактор повышения качества подготовки специалистов. Прошедший учебный год был посвящен работе над проблемой «Информационная компетентность преподавателей как фактор качества подготовки специалистов».
Определяя пути решения заявленной научнометодической проблемы, мы выделили несколько этапов: 1 этап - диагностирование состояния проблемы и проектирование деятельности; 2 этап - изучение и осмысление теоретических основ проблемы; 3 этап - практическая реализация темы в педагогической деятельности каждого преподавателя; 4 этап - систематизация и обобщение полученных результатов.
На первом этапе было проведено анкетирование преподавателей с целью выявления уровня владения информационными технологиями, на основе полученных результатов были организованы разноуровневые группы обучения преподавателей компьютерным технологиям.
В разработанной нами модели выделены следующие блоки информационной компетентности преподавателя в соответствии с составляющими информационной культуры: пользовательский, дидактический и мировоззренческий. Данные блоки способствуют формированию коммуникативного, ценностно-смыслового компонентов информационной культуры преподавателей-предметников на теоретическом уровне.
Практически формирование информационной компетентности проявилось в том, что преподаватели стали использовать полученные знания при приеме, переработке, выдаче и преобразовании учебной информации. Все чаще в учебно-воспитательном процессе стали применяться мультимедийные технологии, а также информационные ресурсы.
Под информационными ресурсами понимается совокупность образовательных материалов и средств доступа к ним, снабженная методикой по их использованию в учебном процессе. В этот комплекс могут входить рабочие программы, перечни вопросов, тем, глоссарии, конспекты лекций, вопросы для самопроверки и проверки, образцы творческих работ учащихся, методические
материалы, рекомендации, инструкции и т.д. Итогом работы над проблемой станет диск «Банк электронных иллюстративных приложений к урокам».
Соблюдение ряда организационно-педагогических условий необходимо и при использовании индивидуальных форм повышения квалификации (ИФПК). Прежде всего, индивидуальные формы обучения преподавателей используются при недостаточно развитой мотивации, при отношении к коллективному обучению лишь как к юридически необходимой, но вместе с тем удобной форме. Выбор самим педагогом индивидуальных форм повышения квалификации обусловлен четкой, осознанной целью обучения. Этой целью может быть обобщение своего опыта, изучение опыта коллег с последующим его описанием, подготовка статьи, брошюры, книги об опыте работы, опережающая разработка новой технологии обучения, диагностика и повышение уровня своего мастерства, получение нового звания или должности в системе педколледжа (председатель ПЦК, заведующий кабинетом, методист научно-методического совета).
Весьма существенным фактором успешности ИФПК является предоставление каждому преподавателю учебной литературы, дидактических материалов, пособий в помощь самообразованию. Без этого индивидуальная работа преподавателя наталкивается на ряд непреодолимых для него трудностей и либо прекращается, либо приобретает бессистемный характер, т.е. не приводит к намеченной цели.
Еще одним условием успешности ИФПК является наличие подготовленных к этой работе методистов, владеющих как содержанием современной методики обучения предмету, так и анд-рагогическими умениями, т.е. умением работать со взрослыми обучающимися.
Таким образом, только подходя к повышению квалификации преподавателей педагогического колледжа комплексно, сочетая фронтальные, групповые и индивидуальные формы совершенствования профессионального мастерства преподавателя, учитывая и создавая необходимые организационно-педагогические условия, можно реализовать стратегические цели современного профессионального образования.
Библиографический список
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 1995. - С. 53.
2. Гавриленко Е.Р. Педагогические условия управления повышением квалификации преподавателей колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 25 с.
3. Гудкова Т.А. Формирование информацион ной компетенции будущего учителя информати ки в процессе обучения в ВУЗе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Чита, 2007. - 22 с.
Т.В. Киреева
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Устойчивое развитие и экологизация наших городов находиться сегодня в руках учащихся и студентов. В статье предлагается вести обучение экологии через и посредством экореконструкции и экореставрации самой образовательной среды: инфраструктуры, использование новых источников энергии, утилизацию и вторичное использование ресурсов, создание ландшафтной среды приближенной к естественной.
Восстановление природной среды и повышение качества жизни одновременно с достижением экологического равновесия и устойчивого развития - одно из главных направлений развития цивилизации. В конце семидесятых годов прошлого столетия ряд западных ученых Ричард Реджистер, Ванг Русонг, Себастьян Моффэтт подняли проблему создания экологически чистого города - Экосити (ecocity, ecological city). Экосити - город, построенный на принципах экологичности, находящийся в экологическом равновесии с природой и не отторгаемый природными экосистемами, не загрязняющий природу и пронизанный зелеными коридорами, с нишами для жизни диких животных, с экологичными зданиями и экологизацией всей деятельности людей в городе, с высоким качеством жизни, системой экологического образования, воспитания и вовлечения всех жителей в процесс экологизации их жизни и деятельности [4]. Прежде при строительстве зданий, возведении целых городов и промышленных объектов практически не обращалось специального внимания на проблемы адаптации к природе, поэтому большая их часть не является экологичной в полной мере или вообще не соответствует минимальным требованиям экологичности.
При разработке новых проектов следует применять основные принципы средового проектирования, которые сегодня сродни врачебному постулату - «не навреди». Гибкая планировка, демократизм и бережное обращение к существующей на данной площадке ландшафтной среде, требования экологичности - экологической реконструкции, реставрации и мелиорации (улучшение) выходят на первый план.
Экологичная реконструкция - это изменение параметров существующего неэкологичного объекта с приведением его и окружающей среды в состояние экологичности (биопозитивности). Это требование касается как объектов строительства, так и объектов ландшафта [2].
Экологичная реставрация антропогенного ландшафта - это возврат компонентов ландшафта в естественное (или близкое к нему) природное состояние, которое было несколько десятилетий назад (20-50 и более лет). Экологизация ландшафтного дизайна отражается, прежде всего, на изменении подхода к трактовке поверхности земли, дополняя постепенное представление о ней, как горизонтальной основе пространства пониманием ее, как части «живой» ткани природы [2]. Экореставрация касается только ранее созданных антропогенных ландшафтов (городских, сельскохозяйственных промышленных) и означает их восстановление и возврат к прежнему природному состоянию. Эти ландшафты могут использоваться для проживания, или хозяйственной деятельности, или же быть «покинутыми», т.е. заброшенными после хозяйственной деятельности.
Экореконструкция и экореставрация - это сравнительно новые понятия, означающие, с одной стороны, экологизацию ранее построенных и эксплуатирующихся неэкологичных объектов, а с другой стороны, возврат природной среды в прежнее состояние (имеется в виду достижение прежней чистоты воздуха, воды, почв, восстановление ландшафтов, лесов и др.).
Экологичная реконструкция и реставрация должны носить комплексный, системный характер и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Без этого системного подхо-