Научная статья на тему 'Экологический фактор формирования культурной среды образовательного комплекса'

Экологический фактор формирования культурной среды образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Татьяна Валентиновна

Устойчивое развитие и экологизация наших городов находиться сегодня в руках учащихся и студентов. В статье предлагается вести обучение экологии через и посредством экореконструкции и экореставрации самой образовательной среды: инфраструктуры, использование новых источников энергии, утилизацию и вторичное использование ресурсов, создание ландшафтной среды приближенной к естественной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический фактор формирования культурной среды образовательного комплекса»

2. Гавриленко Е.Р. Педагогические условия управления повышением квалификации преподавателей колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 25 с.

3. Гудкова Т.А. Формирование информационной компетенции будущего учителя информатики в процессе обучения в ВУЗе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007. - 22 с.

Т.В. Киреева ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Устойчивое развитие и экологизация наших городов находиться сегодня в руках учащихся и студентов. В статье предлагается вести обучение экологии через и посредством экореконструкции и экореставрации самой образовательной среды: инфраструктуры, использование новых источников энергии, утилизацию и вторичное использование ресурсов, создание ландшафтной среды приближенной к естественной.

Восстановление природной среды и повышение качества жизни одновременно с достижением экологического равновесия и устойчивого развития - одно из главных направлений развития цивилизации. В конце семидесятых годов прошлого столетия ряд западных ученых Ричард Реджистер, Ванг Русонг, Себастьян Моффэтт подняли проблему создания экологически чистого города - Экосити (ecocity, ecological city). Экосити - город, построенный на принципах экологичности, находящийся в экологическом равновесии с природой и не отторгаемый природными экосистемами, не загрязняющий природу и пронизанный зелеными коридорами, с нишами для жизни диких животных, с экологичными зданиями и экологизацией всей деятельности людей в городе, с высоким качеством жизни, системой экологического образования, воспитания и вовлечения всех жителей в процесс экологизации их жизни и деятельности [4]. Прежде при строительстве зданий, возведении целых городов и промышленных объектов практически не обращалось специального внимания на проблемы адаптации к природе, поэтому большая их часть не является экологичной в полной мере или вообще не соответствует минимальным требованиям экологичности.

При разработке новых проектов следует применять основные принципы средового проектирования, которые сегодня сродни врачебному постулату - «не навреди». Гибкая планировка, демократизм и бережное обращение к существующей на данной площадке ландшафтной среде, требования экологичности - экологической реконструкции, реставрации и мелиорации (улучшение) выходят на первый план.

Экологичная реконструкция - это изменение параметров существующего неэкологичного объекта с приведением его и окружающей среды в состояние экологичности (биопозитивности). Это требование касается как объектов строительства, так и объектов ландшафта [2].

Экологичная реставрация антропогенного ландшафта - это возврат компонентов ландшафта в естественное (или близкое к нему) природное состояние, которое было несколько десятилетий назад (20-50 и более лет). Экологизация ландшафтного дизайна отражается, прежде всего, на изменении подхода к трактовке поверхности земли, дополняя постепенное представление о ней, как горизонтальной основе пространства пониманием ее, как части «живой» ткани природы [2]. Экореставрация касается только ранее созданных антропогенных ландшафтов (городских, сельскохозяйственных промышленных) и означает их восстановление и возврат к прежнему природному состоянию. Эти ландшафты могут использоваться для проживания, или хозяйственной деятельности, или же быть «покинутыми», т.е. заброшенными после хозяйственной деятельности.

Экореконструкция и экореставрация - это сравнительно новые понятия, означающие, с одной стороны, экологизацию ранее построенных и эксплуатирующихся неэкологичных объектов, а с другой стороны, возврат природной среды в прежнее состояние (имеется в виду достижение прежней чистоты воздуха, воды, почв, восстановление ландшафтов, лесов и др.).

Экологичная реконструкция и реставрация должны носить комплексный, системный характер и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Без этого системного подхо-

© Т.В. Киреева, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

59

да экореконструкция отдельных направлений жизни и деятельности человека и экореставрация загрязненных ландшафтов не позволит достичь цели - восстановления природной среды и повышения качества жизни одновременно с достижением экологического равновесия и устойчивого развития. При разработке комплексной программы экореконструкции и экореставрации необходимо учитывать ряд экологических ограничений, условий устойчивого развития и принципов экологизации (биопозитивности). Для знания основ экореконструкции и экореставрации специалисты и граждане должны быть экологически образованны. Экологичные учебные заведения стали все шире использоваться для экологического образования и воспитания за рубежом.

Школьные и дошкольные учреждения, вузы, техникумы, училища - это как раз те учреждения, с которых должно начинаться экологическое образование. Именно там должно воспитываться экологическое мышление, гуманное отношение к природе. Само здание, территория учебного заведения, интерьер, должны нести информацию экологичности и наглядно демонстрировать преимущества экологичной среды. На смену холодно-равнодушной эстетике периода научнотехнического прогресса, должна придти эстетика естественной природной среды.

Экологическое обучение и воспитание возможно и необходимо вести не только на основе учебников и лекций, но и путем непосредственного контакта - обучением самой экологичной средой.

Широкое экологическое образование возможно путем экологичной реконструкции существующих учебных заведений. Особо актуален вопрос первоочередного проведения экореконструкции всех школьных (или учебно-воспитательных) объектов - детских садов, школ, колледжей, университетов и других учебных заведений. Экологичная реконструкция всех учреждений образования необходима в первую очередь для экологического воспитания учащихся самой средой зданий и инженерных сооружений, прилегающих ландшафтов. Второстепенное внимание к эстетической выразительности учебно-производственной среды является недостатком современной проектно-строительной практики. Традиционное деление фасадов на главные, боковые и дворовые неприемлемо для учебных зданий, где важны все элементы учебной и учебно-производственной среды [1]. Долгие годы проектирование

объектов образования велось на основе типизации, что имеет существенные недостатки, к главным из которых можно отнести жесткость архитектурно-планировочной структуры здания. Варианты решения отдельных планировочных узлов, которые иногда предусматривались в проектах, не обеспечивали многообразие конкретных функциональных требований к архитектуре учебных зданий. Практика показывает, что даже школы одной и той же вместимости могут иметь различное соотношение учебных и учебно-вспомогательных помещений в зависимости от комплектации классов, количества параллелей учащихся одной возрастной группы [3]. Ландшафтное окружение школ, основанное на типовом генплане, разрушало среду, традиции и национальные особенности местности, лишало уникальности.

Экологичная реконструкция учебных заведений должна носить системный характер, она может осуществляться по этапам, каждый из которых будет решать один из конкретных вопросов роста экологичности и сможет служить наглядным пособием для обучения. Экореконструкция должна быть направлена не только на достижение независимости зданий от внешних сетей, на незагрязнение природы и ее поддержку, но и на получение устойчивой, эстетически обогащенной, ландшафтной среды. Основными направлениями здесь могут быть:

- создание красивой и здоровой архитектурно-ландшафтной среды;

- использование возобновляемой энергии для энергоснабжения (отопления, освещения);

- утилизация всех органических отходов с получением биогаза, удобрения; поддержка биоразнообразия, флоры и фауны [4].

Зарубежный опыт проведения подобных мероприятий указывает на значительные финансовые затраты. Новые источники энергии, переработка и утилизация отходов, устройство системы координации процессом по системе «умный дом» - все это требует значительных капиталовложений. В нашей стране подобные преобразования, в отсутствие правительственной программы, могут возникать только как частная инициатива, опирающаяся на инвестиции. Первым этапом по продвижению подобных программ может стать программа архитектурно-ландшафтного преобразования территории образовательного комплекса: посадка деревьев и кустарников, цветников, благоустройство, создание удобных

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

мест отдыха и обучения на открытом воздухе, устройство плодового сада, удобряемого получаемым из органических отходов школы гумусом; создание школьного зоологического сада, устройство школьной теплицы с экзотическими растениями, устройство «зеленых коридоров» на территории, устройство велодорожек, устройство эксплуатируемой кровли-газона с выходом на нее из лестничной клетки, пристройка к наружной стене остекленной теплицы. Улучшение флоры способствует улучшению фауны на участке.

Таким образом, улучшение образовательной среды по средствам экологизации способствует повышению комфортности, созданию гуманной среды, как для обучения, так и для воспитания. Главная задача проведения подобных программ -

привлечение внимания студентов к проблемам живой природы и возможность самому принять участие в решении этих проблем. Обучение через участие усиливает интерес студентов к обучению, окружающей среде, повышает мотивацию и ответственность, воспитывает гражданские качества.

Библиографический список

1. КозорезБ.И., Ковальский А.Н. Архитектура учебных зданий. - Киев: Будівельник, 1980. - 144 с.

2. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб.: 2002. - 295 с.

3. Степанов В.А. Школьные здания. - М.: Стройиздат, 1975. - 238 с.

4. ЭкоСити [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.RuStroy.Net.htm

С.А. Курносова ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Столкнувшись с проблемой управления процессом становления школы-лаборатории, управленческая команда средней общеобразовательной школы .№40 - муниципального образовательного учреждения г. Петропавловска-Камчатского - ведёт поиск критериев эффективности работы школы в режиме лаборатории.

Авторский замысел - аналитическое рассмотрение специфики оформления исследовательской деятельности школьных учителей, процесса профессионального педагогического самоопределения в школе-лаборатории в его динамике.

Школа-лаборатория - одна из форм самостоятельной практической и исследовательской деятельности учителей с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Опытно-экспериментальная деятельность учителей, работающих в школе-лаборатории, понимается как составная (наиболее сложная и трудоёмкая) часть их научно-исследовательской работы. Самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность учителей школы-лаборатории включает в себя следующие этапы:

- подготовка необходимого для опыта (эксперимента) научно-методического сопровождения;

- составление схемы-плана опыта (эксперимента);

- проведение опыта (эксперимента);

- описание опыта (эксперимента).

Работа школы в качестве лаборатории необходимо подразумевает, что учителя не только актуализируют имеющиеся профессиональные знания, умения и навыки, но и овладевают новыми, необходимыми им в дальнейшей деятельности и служащие основой конструкторской, рационализаторской и опытнической работы: устанавливают причинно-следственные связи между компонентами профессиональной деятельности (переосмысляют, переоценивают сложившиеся связи, упрочивают их, налаживают новые; возможно, декомпозируют свою профессиональную деятельность с тем, чтобы выстроить её вновь, на иных ценностных основах).

Для каждого учителя постепенно устанавливается своё, наиболее рациональное соотношение между временныыми границами основных этапов опытно-экспериментальной работы. К примеру, разработка научно-методического материала опытно-экспериментального исследования сопровождает работу учителя, выступая всякий раз то условием эффективности, то промежуточным результатом какого-либо другого этапа.

О ходе и результатах опытно-экспериментальной работы учителей в школе-лаборатории могут говорить обзоры литературы и представления передового и инновационного опыта, откры-

© С.А. Курносова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.