Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе'

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
организационно-педагогические условия / процесс обучения в вузе / хореографическая подготовка в вузе / педагоги-хореографы / вузы культуры / внеучебная деятельность / творческая мастерская. / organizational and pedagogical conditions / the process of learning at a university / choreographic training at a university / teachers-choreographers / universities of culture / extracurricular activities / creative workshop.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжелес Л. В.

Цель исследования – проанализировать содержание и определить пути реализации организационно-педагогических условий, необходимых для успешного формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе культуры. Вузы культуры – уникальные образовательные учреждения, не имеющие аналогов в мировом образовательном пространстве, накопившие огромный опыт подготовки педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в различных досуговых и образовательных учреждениях (дошкольного, школьного и дополнительного образования). Научная новизна заключается в том, что в исследовании научно обосновано содержание и определены пути реализации организационно-педагогических условий, необходимых для успешного формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе культуры. В результате исследования предложено следующее: 1) использование интегративного подхода к изучению специальных дисциплин в единстве теоретических и практических знаний, умений и навыков (хореографических и педагогических); 2) введение активных и интерактивных методов в процесс обучения; 3) включение во внеучебную деятельность вуза дополнительных мероприятий, направленных на развитие интереса и мотивации будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манжелес Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions for forming the readiness of future teachers-choreographers for professional activities in the process of training at the university

The purpose of the study is to analyze the content and determine the ways of implementing the organizational and pedagogical conditions necessary for the successful formation of the readiness of future choreographers for professional activities in the process of studying at a university of culture. The universities of culture are unique educational institutions that have no analogues in the world educational space, having accumulated vast experience in preparing choreographers for professional activities in various leisure and educational institutions (preschool, school and additional education). The scientific novelty lies in the fact that the content is scientifically substantiated and the ways of implementing the organizational and pedagogical conditions necessary for the successful formation of the readiness of future choreographers for professional activities in the process of studying at a university of culture are determined. As a result of the study, the following was proposed: 1) the use of an integrative approach to the study of special disciplines in the unity of theoretical and practical knowledge, skills and abilities (choreographic and pedagogical); 2) the introduction of active and interactive methods in the learning process; 3) inclusion in extracurricular activities of additional activities aimed at developing the interest and motivation of future choreographers for professional activities.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе»

Organizational and pedagogical conditions for forming the readiness of future teachers-choreographers for professional activities in the process of training at the university

Manzheles Lyudmila Viktorovna, Senior Lecturer, Perm State Institute of Culture; Postgraduate student, Perm Humanitarian Pedagogical University, Perm

The purpose of the study is to analyze the content and determine the ways of implementing the organizational and pedagogical conditions necessary for the successful formation of the readiness of future choreographers for professional activities in the process of studying at a university of culture. The universities of culture are unique educational institutions that have no analogues in the world educational space, having accumulated vast experience in preparing choreographers for professional activities in various leisure and educational institutions (preschool, school and additional education). The scientific novelty lies in the fact that the content is scientifically substantiated and the ways of implementing the organizational and pedagogical conditions necessary for the successful formation of the readiness of future choreographers for professional activities in the process of studying at a university of culture are determined. As a result of the study, the following was proposed: 1) the use of an integrative approach to the study of special disciplines in the unity of theoretical and practical knowledge, skills and abilities (choreographic and pedagogical); 2) the introduction of active and interactive methods in the learning process; 3) inclusion in extracurricular activities of additional activities aimed at developing the interest and motivation of future choreographers for professional activities.

Keywords: organizational and pedagogical conditions; the process of learning at a university; choreographic training at a university; teachers-choreographers; universities of culture; extracurricular activities; creative workshop.

Цитировать: Манжелес Л.В. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 213-220. EDN: UJKLGU . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.37

Манжелес Людмила Викторовна, старший преподаватель, Пермский государственный институт культуры, Пермь; аспирант, Пермский гуманитарный педагогический университет, Пермь

Цель исследования – проанализировать содержание и определить пути реализации организационно-педагогических условий, необходимых для успешного формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе культуры. Вузы культуры – уникальные образовательные учреждения, не имеющие аналогов в мировом образовательном пространстве, накопившие огромный опыт подготовки педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в различных досуговых и образовательных учреждениях (дошкольного, школьного и дополнительного образования). Научная новизна заключается в том, что в исследовании научно обосновано содержание и определены пути реализации организационно-педагогических условий, необходимых для успешного формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе культуры. В результате исследования предложено следующее: 1) использование интегративного подхода к изучению специальных дисциплин в единстве теоретических и практических знаний, умений и навыков (хореографических и педагогических); 2) введение активных и интерактивных методов в процесс обучения; 3) включение во внеучебную деятельность вуза дополнительных мероприятий, направленных на развитие интереса и мотивации будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия; процесс обучения в вузе; хореографическая подготовка в вузе; педагоги-хореографы; вузы культуры; внеучебная деятельность; творческая мастерская.

УДК 378.016:792.8

5.8.7

Манжелес Л.В.

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе

Введение

Для современной системы высшего образования, в том числе в области хореографического искусства, приоритетной задачей является улучшение качества подготовки обучающихся с целью обеспечения эффективности их будущей профессиональной деятельности.

В содержании «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» четко обозначены задачи дальнейшего развития системы профессионального образования в области искусства и культуры с целью «продвижения статуса культуры как национального приоритета» [12].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

В новых социально-экономических реалиях возрастает значимость хореографического образования, которое является высочайшим достижением российской культуры, исторически сложившимся художественным феноменом, в связи с чем повышаются государственные требования и социальные запросы к качеству подготовки будущих педагогов-хореографов в процессе обучения в вузе.

Неуклонный интерес и социальная востребованность к занятиям хореографией в различных учреждениях культуры и дополнительного образования формируют запрос на качественную модель будущего педагога-хореографа, готового осуществлять профессиональную деятельность в единстве узкоспециальных и педагогических задач, способного не только обучать двигательным навыкам, но и формировать нравственно-эстетические ориентиры подрастающего поколения.

Таким образом, в соответствии с современными задачами государственной образовательной политики в области культуры и искусства, а также социальными запросами актуализируется цель исследования –проанализировать содержание и определить практические пути реализации выделенных организационно-педагогических условий, направленных на эффективное формирование готовности будущих педагогов-хореографов в процессе обучения в вузе.

Методология исследования основана на интегративном (В.С. Безрукова, А.Я. Данилюк, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин) и системно-деятельностном (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков) подходах, включает методы теоретического анализа и обобщения результатов научных исследований, специальной литературы, обобщение педагогического опыта.

Основная часть

На основании анализа нормативных документов, научной педагогической литературы, современных диссертационных исследований, рассматривающих различные вопросы подготовки студентов-хореографов в вузе (Л.А. Касиманова, Л.А. Митакович, В.Ю. Никитин, К.В. Павинская, М.Н. Юрьева), нами выделены организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе (рис. 1).

Применительно к теме нашего исследования под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс творческих и образовательных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретной цели – формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

Научные источники определяют организационно-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует эффективности целостного педагогического процесса [14].

В педагогике рассматриваются не отдельно взятые условия, а «набор условий» как совокупность педагогических условий, являющихся «фильтром», через который преломляются содержание, формы и методы обучения и воспитания, обусловливающие эффективность процесса формирования определенного педагогического феномена, достижение поставленной педагогической цели [11].

Рассмотрим подробно каждое выделенное условие.

Реализация первого организационно-педагогического условия, выделенного на основании образовательных, квалификационных требований и общественных запросов к деятельности будущего педагога-хореографа, способствует формированию его готовности обучать танцевальным движениям педагогически грамотно, в соответствии с методическими принципами хореографической дисциплины, принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Рисунок 1 - Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе

Методология интегративного подхода определяет стратегию формирования готовности будущего педагога-хореографа в процессе обучения в вузе.

Интеграция в дидактике понимается многоаспектно. По мнению А.Л. Бусыгиной, это, во-первых, диалектический путь познания действительности, который не сводится к обычным междисциплинарным связям, во-вторых, системная организация содержательного компонента образования, в-третьих, оптимизация приемов управления мыслительной деятельностью студента, наконец, в-четвертых, кадастр педагогических технологий, с помощью которых создается особая среда (аура) обучения, при которой изучение интегрированного содержания специальности сочетается с содержанием общечеловеческих ценностей и направляется им, чтобы студент не только мыслил целостно, но и поступал соответственно высоким нравственным категориям [3, с. 3].

На рисунке 2 представлена схема интеграции специальных хореографических и психолого-педагогических дисциплин в процессе формирования готовности будущего педагога-хореографа в вузе.

Рисунок 2 - Интеграция содержания специальных хореографических и психолого-педагогических дисциплин в процессе обучения будущих педагогов-хореографов в вузе

Процесс обучения будущего педагога-хореографа в вузе нами рассматривается как единство хореографической (научно-теоретической и практической) и педагогической (научно-теоретической и практической) подготовки.

Требуется пояснить, что хореографическая подготовка включает освоение методик преподавания специальных хореографических дисциплин (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современные танцевальные направления) как теоретического знания и формирование практических навыков и умений. Студенты-хореографы изучают содержание движения, методические принципы их последовательного развития, правила и ошибки исполнения, в единстве исполнительских навыков и умений - телесный аппарат специалиста, по сути, является «наглядным пособием», «средством», «инструментом» будущей профессиональной деятельности педагога-хореографа.

Педагогический аспект подготовки включает изучение понятийного аппарата (объекта и предмета) педагогики, теорий обучения и воспитания, принципов организации и руководства педагогическим процессом, основ возрастной психологии и педагогики и направлена на формирование практических умений решать педагогические задачи.

С учетом «многозадачности» профессиональной деятельности будущих педагогов-хореографов специальные дисциплины должны изучаться в единстве хореографической и педагогической подготовки. По мнению Л.А. Косолаповой, «рассмотрение феномена «учебная дисциплина» с разных точек зрения приводит к выводу о том, что неправомерно сужение сущности учебной дисциплины до одного из компонентов педагогического процесса – содержания обучения, в частности до знаний и умений, подлежащих усвоению» [8, с.39].

Таким образом, «проектирование учебной дисциплины предполагает учет потребностей, мотивов получения образования студентом, его опыта решения практических задач в предполагаемой сфере деятельности, для педагогики – в разных педагогических практиках (в семье, на разных ступенях образования) и разных ролях; опыта самообразования, самосовершенствования, профессионально-личностные ожидания студента как субъекта изучения дисциплины» [там же, с.41].

Следуя вышесказанному, выделим виды интеграции (И1, И2, И3, И4, И5, И6), которые используются в процессе освоения специальных хореографических и психолого-педагогических дисциплин на всех этапах формирования готовности будущих педагогов-хореографов (табл. 1).

Таблица 1 - Виды интеграции, необходимые для освоения специальных хореографических и психолого-педагогических дисциплин в процессе обучения будущих педагогов-хореографов в вузе

Вид Взаимодействие

И1 (Внутридисциплинарная) Хореографическая (научно-теоретическая) + хореографическая (практическая)

И2 (Внутридисциплинарная) Педагогическая (научно-теоретическая) + педагогическая (практическая)

И3 (Междисциплинарная) Хореографическая (научно-теоретическая) + педагогическая (научно-теоретическая)

И4 (Междисциплинарная) Хореографическая (практическая) + педагогическая (практическая)

И5 (Междисциплинарная) Хореографическая (практическая) + педагогическая (научно-теоретическая)

И6 (Междисциплинарная) Хореографическая (научно-теоретическая) + педагогическая (практическая)

Таким образом, выделенное условие позволяет будущему педагогу-хореографу овладеть системой интегративных знаний и умений, образуя единое поле общепедагогических знаний, умений и навыков, в результате, по мнению Н.К. Чапаева, «открываются большие возможности для взаимоперехода, взаимодополнения и взаимотрансформации», позволяющие синтезировать всю совокупность необходимых составляющих профессиональной деятельности, гибко реагировать на динамично изменяющуюся социально-производственную ситуацию [15, с. 326].

Второе педагогическое условие направлено на создание практико-ориентированной профессиональной среды в процессе обучения будущих педагогов-хореографов, возможное лишь в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса и предполагающее применение традиционных и инновационных технологий, направленных на активизацию учебной деятельности. Исследователи считают, что использование инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей будущих специалистов [1].

Это группа методов и приемов организации практических вузовских занятий в форме различных педагогических игр и ситуаций, которые стимулируют познавательную активность студентов, «подталкивают» их к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы с использованием в том числе и жизненного опыта. В процессе обучения используются особые методы, позволяющие смоделировать будущие профессиональные ситуации и «прожить» их с целью получения универсальных умений, навыков и практического опыта в единстве узкоспециальных хореографических и общепедагогических задач.

Имитационное моделирование происходит путем включения методов, предполагающих определенное новшество в процессе образовательной деятельности и новые способы взаимодействия «преподаватель – обучающийся», при которых происходит смещение акцентов с педагога на обучающегося, а также на результаты, способствующие формированию практико-ориентированных умений и навыков.

Научные источники определяют понятие «имитационный» как «подражательный», «относящийся к образцу». Моделирование в научной литературе обозначает исследование объектов познания, построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений [16].

В ходе учебных занятий, подготовке и прохождении практик прорабатываются разные виды профессиональных ситуаций и будущих «ролей» – обязанностей специалиста: «танцовщик-исполнитель», «наставник». «репетитор», «методист», «постановщик», «организатор» и др.

Выделенное нами условие способствует пониманию будущими педагогами-хореографами профессиональной деятельности как многозадачного процесса и обеспечивает практико-ориентированную направленность профессиональной подготовки в вузе, раскрывая личностный и профессиональный потенциал будущих специалистов.

Реализация третьего организационно-педагогического условия предполагает активное включение будущих педагогов-хореографов во внеучебную деятельность в вузе, направленную на формирование интереса и мотивации к профессиональной деятельности.

Смена парадигмы современного образования – гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека – делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность [2].

В педагогической науке понятие «внеучебная деятельность в вузе» довольно широко рассматривается в контексте подготовки специалистов к профессиональной деятельности (Е.В. Мещерякова, Т.С. Деркач). Исследователи Г.П. Иванова и О.К. Логвинова считают, что на современном этапе внеучебная деятельность призвана способствовать реализации социальной (третьей) миссии вуза, которая признается равнозначной образовательной и научной миссиям, проявляется в социальной вовлеченности вуза, развитии социального партнерства, «служении обществу» [6].

Ученые М.В. Дудкина и В.П. Ковалев рассматривают внеаудиторную деятельность в вузе как 1) часть образования, 2) часть досуговой деятельности, в совокупности способствующей совершенствованию профессионального мастерства, приобщению к культурным ценностям, развитию интеллектуальных и личностных качеств будущих выпускников [4].

Реализация выделенных условий рассматривается нами в процессе обучения будущих педагогов-хореографов в вузе культуры. Данные учреждения, по мнению ученых, «в силу государственного институционального статуса, используя свой научный потенциал, обладают уникальными возможностями разработки концептуальных оснований культурной политики и реализации ее различных аспектов посредством подготовки кадров как составной части ресурсного обеспечения сферы культуры» [13].

Внеучебная среда вуза предоставляет студенту возможность участия в творческих объединениях и клубах по интересам, спортивных и научных секциях, концертах и праздничных мероприятиях, днях открытых дверей и днях первокурсника, фестивалях (включая главный фестиваль студенческого искусства «Студенческая весна»), научных и практических конференциях, олимпиадах.

Следует отметить, что современный вуз культуры являет собой сферу взаимопроникновения музыкального, драматического, вокального, режиссерского и других художественных направлений. Это – спектакли, концерты, презентации, перформансы, которые являются образцами для подражания и позволяют будущему педагогу-хореографу ощутить причастность к миру искусства. Так, в Пермском государственном институте культуры проводятся Международный конкурс исполнителей на струнных инструментах «Волшебный смычок», Международный многожанровый конкурс имени А. Немтина (номинации «Деревянные духовые инструменты», «Медные духовые инструменты», «Ударные инструменты»), Международный конкурс современной хореографии (номинации «Исполнители», «Балетмейстеры»), Международный фестиваль-конкурс речевого искусства «Живое русское слово», Краевой конкурс инструментальных концертов, Краевой патриотический фестиваль-конкурс «Расскажу про Россию» и др. [10].

Ученые считают, что обучающийся, включаясь во внеучебную деятельность, входит в новую ситуацию развития. В свою очередь, интеграция образовательной среды в общее социокультурное пространство региона и страны на всех стадиях реализации внеучебной деятельности создает новые условия для формирования профессиональных компетенций, необходимых для становления конкурентоспособного специалиста [5].

По мнению Л.А. Касимановой, «современная профессиональная подготовка педагогов-хореографов – это еще и система сохранения культурных традиций, которой студенты овладевают в процессе обучения, привнося свое собственное осмысление и понимание, создавая свою, новую хореографическую культуру» [7].

Так, студенты Пермского государственного института культуры в 2022 году приняли участие в 147 афишных мероприятиях на различных площадках Прикамья и России, среди которых значительную часть занимают концертные залы образовательных учреждений (ДМШ, ДШИ, сузы и вузы). Солисты и коллективы института выступили в учреждениях искусства и культуры города Перми, среди которых Органный концертный зал, Пермский дом народного творчества «Губерния», Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Дворец культуры им. С.М. Кирова, Дворец культуры им. М.И. Калинина. Традиционно, уже 14-й сезон, проходит краевой концертный абонемент «Творчество молодых – родному городу и краю!» при поддержке Министерства культуры Пермского края [10].

Будущая профессиональная деятельность педагогов-хореографов направлена на обучение хореографии детей и подростков в различных учреждениях культуры и дополнительного образования. Дисциплины практики являются частью образовательной программы, но не всегда условия прохождения практики в хореографических коллективах позволяют студенту получить достаточный практический опыт. Учитывая, что структура вуза, помимо факультетов и кафедр, занимающихся подготовкой студентов, включает деятельность детской школы искусств, в которой дети и подростки от 6 до 17 лет осваивают различные виды искусства: музыку, живопись, театр, вокал и хореографию, – будущие хореографы имеют дополнительные возможности активно участвовать в работе школы в качестве практикантов и волонтеров, наблюдать за хореографической подготовкой учащихся разного возраста, анализировать работу опытных педагогов, совершенствовать свои методические, постановочные и организационные навыки.

Опрос студентов выявил, что более чем 96% будущих педагогов-хореографов хотели бы активнее участвовать в концертах и конкурсных выступлениях, развиваться в качестве исполнителей и постановщиков. При этом анализ практики показывает, что, несмотря на пройденные вступительные испытания, у многих студентов-первокурсников недостаточно развиты исполнительские навыки, отсутствует опыт сценической деятельности, что затрудняет формирование исполнительских качеств, специальных умений и знаний по методике преподавания хореографических дисциплин и обретение постановочных навыков.

Чтобы и в процессе внеучебной деятельности студенты имели возможность повышать свои профессиональные умения в области педагогической, исполнительской, балетмейстерской деятельности, была организована творческая мастерская «Я – педагог-хореограф».

Творческая мастерская выступает в качестве инновационной формы организации обучения, ее деятельность направлена на профессиональное самоопределение будущих педагогов-хореографов с целью получения опыта преподавания, воспитания и развития обучающихся в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Программа и содержание деятельности мастерской определяются образовательным запросом, в том числе запросом самих студентов.

Основные формы работы творческой мастерской: мастер-классы с выдающимися деятелями хореографического искусства, руководителями коллективов и балетмейстерами (в том числе онлайн); круглые столы, видео просмотры экзаменов, концертов, перформансов, спектаклей, обсуждение культурных событий; подготовка к исполнительским и балетмейстерским конкурсам (краевым, российским, международным) с учетом индивидуальных способностей студентов. В процессе работы мастерской происходит передача части образовательных функций самим обучаемым, задача деятельности мастерской – включение студентов-хореографов в педагогический процесс на правах партнеров.

Отметим, что деятельность творческой мастерской направлена на развитие творческого мышления и педагогической культуры студентов, умений осуществлять эффективную коммуникацию и решать профессиональные задачи в нестандартных условиях, а также в случае затруднений в обучении получить индивидуальную консультацию опытного специалиста.

Результаты работы творческой мастерской: программы мастер-классов и практикумов, сценарии и планы мероприятий, фото- и видеоотчеты, доклады, публикации, презентации.

Таким образом, организация внеучебной деятельности в вузе культуры определяется традициями и спецификой творческой среды вуза (мы рассматриваем на примере Пермского государственного вуза культуры), условиями взаимодействия с профессиональными учреждениями в сфере искусства и включает традиционные и дополнительные, специально организованные мероприятия, направленные на совершенствование исполнительских, постановочных, методических знаний, формирование умений и опыта, личностных качеств будущих педагогов-хореографов с учетом их индивидуальных потребностей, способствует развитию интереса, мотивации к учебной деятельности, а также выработке системы мировоззренческих, нравственных ориентаций и ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Заключение

В данном исследовании проанализировано содержание и определены практические пути реализации выделенных организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

По результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. Методология интегративного подхода определяет стратегию формирования готовности будущего педагога-хореографа к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе в контексте требований профессиональных и образовательных стандартов. Интеграция содержания специальных и психолого-педагогических дисциплин в обучении закономерна и обоснована многозадачностью профессиональной деятельности будущих педагогов-хореографов.

2. В процессе обучения будущих педагогов-хореографов в вузе необходимо приближение учебного процесса к будущей профессиональной деятельности посредством создания практико-ориентированной образовательной среды, в связи с чем в учебный процесс вводятся активные и интерактивные методы, включая методы имитационного моделирования, направленные на формирование практических знаний, профессиональных умений и понимания возможностей их применения в практической работе.

3. Участие будущих педагогов-хореографов во внеучебной деятельности является необходимым связующим элементом, сферой взаимопроникновения образования и творчества и предоставляет возможность непрерывного формирования готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Внедрение во внеучебную деятельность дополнительных мероприятий и процедур, включая организацию творческой мастерской, развивает положительные мотивы студента стать компетентным профессионалом, так как стимулирует свободу выбора студентом насыщенной деятельности, в которой происходит осмысление и творческое восприятие хореографических и педагогических смыслов и ценностей.

Выделенные организационно-педагогические условия взаимосвязаны и направлены на эффективное формирование готовности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. – 2010. – № 2 (14). – C. 21–39.

2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. – М.: Академия естествознания, 2010. – 310 с.

3. Бусыгина А.Л. Организационно-педагогические основы инвариантной подготовки преподавателей высшей школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тольятти, 2000. – 43 с.

4. Дудкина М.В., Ковалев В.П. Внеаудиторная деятельность как часть образования и досуга студентов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2012. № 1-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-deyatelnost-kak-chast-obrazovaniya-i-dosuga-studentov (дата обращения: 01.05.2023).

5. Есмурзаева Ж.Б., Гаврилова Н.С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. – 2014. – № 3 (март). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm (дата обращения:12.11.2022).

6. Иванова Г.П., Логвинова О.К. Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода // Вестник НВГУ. – 2017. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneuchebnaya-deyatelnost-sovremennogo-vuza-v-kontekste-sotsialno-pedagogicheskogo-podhoda (дата обращения: 01.05.2023).

7. Касиманова Л.А. Современные подходы к профессиональной подготовке педагогов-хореографов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. – Вып. 58. – Ч. II. – 2018. – С. 113–116.

8. Косолапова Л.А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин: монография / Л.А. Косолапова. - 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. - 81 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 2009. – 527 с.

10. Пермский государственный институт культуры [Электронный ресурс]: официальный сайт. – URL: https://www.psiac.ru (дата обращения:18.02.2023).

11. Сильвачев В.В. Педагогические условия патриотического воспитания студентов // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Т. 7. – № 4 (2). – С. 235–239.

12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года // Совет безопасности Российской Федерации. – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 17.11.2023).

13. Сукало А.А. Вузы культуры: взгляд в будущее // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2017. – № 1 (24). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vuzy-kultury-vzglyad-v-buduschee (дата обращения: 19.11.2022).

14. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). – С. 1020–1022. – URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 25.12.2022).

15. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. – 3-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 372 с.

16. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. – М.: ИНФРА, 1998. – 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.