Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ хореографического образования в вузах культуры: этапы и тенденции развития (на примере деятельности Пермского государственного института культуры)'

Историко-педагогический анализ хореографического образования в вузах культуры: этапы и тенденции развития (на примере деятельности Пермского государственного института культуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИ-ХОРЕОГРАФЫ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CHOREOGRAPHIC EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / PERM STATE INSTITUTE OF CULTURE / TEACHERS-CHOREOGRAPHERS / SPECIFICITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжелес Людмила Викторовна

Цель исследования историко-педагогический анализ развития хореографического образования в вузах культуры. В статье представлены основные этапы формирования хореографического образования в данных учреждениях на примере деятельности Пермского государственного института культуры. Научная новизна работы заключается в определении в соответствии с выделенной периодизацией целевых ориентиров, специфики образовательной деятельности, номенклатуры специальностей и профилей подготовки, кадрового состава Пермского государственного института культуры. В результате обосновано, что изучение истории становления хореографического образования в вузах культуры необходимо для выявления ресурсов, влияющих на качество подготовки будущих педагогов-хореографов в новых условиях введения образовательных и профессиональных стандартов.The paper provides a historical and pedagogical analysis of choreographic education development at higher education institutions of culture. The article describes the basic stages of choreographic education formation by the example of Perm State Institute of Culture. Scientific originality of the study lies in the fact that the author examines the history of Perm State Institute of Culture and traces transformation of its educational purposes, dynamics of educational activity, considers changes in nomenclature of specialities and training areas, staff dynamics. The conclusion is made that studying the history of choreographic education at higher education institutions of culture helps to identify the factors influencing the quality of future teachers-choreographers’ training under the conditions of introducing new educational and professional standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ хореографического образования в вузах культуры: этапы и тенденции развития (на примере деятельности Пермского государственного института культуры)»

$ фатото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Историко-педагогический анализ хореографического образования в вузах культуры: этапы и тенденции развития

(на примере деятельности Пермского государственного института культуры)

Манжелес Л. В.1

1 Пермский государственный институт культуры; Пермский гуманитарный педагогический университет

Аннотация. Цель исследования - историко-педагогический анализ развития хореографического образования в вузах культуры. В статье представлены основные этапы формирования хореографического образования в данных учреждениях на примере деятельности Пермского государственного института культуры. Научная новизна работы заключается в определении в соответствии с выделенной периодизацией целевых ориентиров, специфики образовательной деятельности, номенклатуры специальностей и профилей подготовки, кадрового состава Пермского государственного института культуры. В результате обосновано, что изучение истории становления хореографического образования в вузах культуры необходимо для выявления ресурсов, влияющих на качество подготовки будущих педагогов-хореографов в новых условиях введения образовательных и профессиональных стандартов.

Ключевые слова и фразы: хореографическое образование; институт культуры; историко-педагогический анализ; Пермский государственный институт культуры; педагоги-хореографы; специфика образовательной деятельности.

EN

Historical and Pedagogical Analysis

of Choreographic Education Development

at Higher Education Institutions of Culture: Stages and Tendencies

(by the Example of Perm State Institute of Culture)

Manzheles L. V.1

1 Perm State Institute of Culture; Perm State Humanitarian Pedagogical University

Abstract. The paper provides a historical and pedagogical analysis of choreographic education development at higher education institutions of culture. The article describes the basic stages of choreographic education formation by the example of Perm State Institute of Culture. Scientific originality of the study lies in the fact that the author examines the history of Perm State Institute of Culture and traces transformation of its educational purposes, dynamics of educational activity, considers changes in nomenclature of specialities and training areas, staff dynamics. The conclusion is made that studying the history of choreographic education at higher education institutions of culture helps to identify the factors influencing the quality of future teachers-choreographers' training under the conditions of introducing new educational and professional standards.

Key words and phrases: choreographic education; higher education institution of culture; historical and pedagogical analysis; Perm State Institute of Culture; teachers-choreographers; specificity of educational activity.

Введение

Термин «институт культуры» более пятидесяти лет назад определил статус высших учебных заведений, культурная ценность которых до сих пор не имеет аналогов в мировой образовательной системе. Датой появления вузов культуры считается 26 марта 1964 года, когда согласно Постановлению Совета Министров РСФСР ведущие

Е-mail: 1 lvm-centr@mail.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 14.01.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2020.3.3

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 3. С. 289-296 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 289-296

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

институты, такие как Московский библиотечный институт, Ленинградский государственный библиотечный институт им. Н. К. Крупской и Восточно-Сибирский библиотечный институт города Улан-Удэ, были реорганизованы в образовательные учреждения широкой художественной направленности - институты культуры [14].

За период с 1960 по 1975 гг. было открыто 11 вузов культуры в разных городах: в Улан-Удэ, в Москве, в Ленинграде, затем в Краснодаре, Челябинске, Хабаровске, Кемерово, Самаре, Казани, Барнауле и Перми. Структура учреждений, первоначальными целями которых стала подготовка специалистов к культурно-просветительной деятельности, подразумевала наличие различных «художественных» кафедр в области хорового и оркестрового дирижирования, театрального мастерства и хореографии.

Теоретическая база исследования. Целостность, уникальность и динамичность российского хореографического образования подтверждена многочисленными исследованиями ученых-искусствоведов, культурологов, историков, философов. Интерес, с позиции нашего исследования, представляют научные труды Е. Я. Александровой, Н. А. Догоровой, Е. О. Кабурнеевой, Т. А. Филановской, которые способствуют пониманию общих тенденций процессов развития хореографического образования в системе художественного образования. Исследователями С. В. Буцык, М. Г. Вохрышевой довольно подробно изучены общие процессы развития вузов культуры, но при этом целенаправленного и глубокого исследования хореографического образования в данных учреждениях учеными не проводилось. В диссертационных материалах Ю. А. Герасимовой (2007), В. Ю. Никитина (2007), Ю. В. Богачевой (2007), Е. А. Бережной (2008), М. Н. Юрьевой (2010), Ю. А. Шмаковой (2010), Ю. А. Кившенко (2011), М. К. Буланкиной (2016), Е. С. Кропотовой (2016) рассматриваются различные вопросы профессиональной подготовки хореографов в вузах культуры, но, к сожалению, данные исследования не дают целостной картины развития хореографического образования в вузах культуры, чем и обусловлена актуальность данного исследования.

Недостаточная степень разработанности вопросов развития хореографического образования в вузах культуры обусловила задачи данного исследования:

- рассмотреть этапы становления хореографического образования в вузах культуры на примере деятельности Пермского государственного института культуры;

- охарактеризовать социальный контекст, особенности организации и методического обеспечения образовательного процесса обучения хореографии; традиции формирования кадрового состава; изменения в содержании образования; обнажившиеся противоречия и результаты подготовки, достигнутые в рассматриваемый период.

Методы исследования и подходы. При выполнении задач исследования были использованы следующие методы: метод анализа учебно-методических материалов и архивных документов, интервью, количественно-качественный метод, а также системный подход, который обеспечил возможность создания целостной картины развития хореографического образования в вузах культуры как системы, в которой все элементы обусловлены и подчинены как исполнительским, так и педагогическим задачам; исторический подход, который ученые Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, Б. Л. Вульфсон, В. И. Загвязинский, Г. Б. Корнетов, В. А. Сластенин, З. И. Равкин рассматривают как методологическую основу педагогики, позволяющую через опыт и традиции прошлого актуализировать закономерность связей и явлений на современном этапе.

Представленные в исследовании этапы развития хореографического образования Пермского государственного института культуры (далее - ПГИК) были выделены на основе периодизации, предложенной С. В. Буцык как наиболее значимые стадии совершенствования общей сети институтов культуры:

1) первый этап (1975-1989 гг.);

2) второй этап (1990-е - 2012 г.);

3) третий этап (2013 г. - по настоящее время) [3].

Первый этап (1975-1989 гг.)

Пермский государственный институт культуры был открыт в мае 1975 года. На момент становления вуза кафедра хореографии входила в состав кафедры театральной режиссуры и лишь в 1977 году обрела свою самостоятельность. Набор на подготовку специалистов в области хореографии в ПГИК был впервые осуществлен в 1976 году, вступительные экзамены студентов-хореографов принимали выдающиеся деятели: знаменитый педагог Пермского государственного хореографического училища, выпускница Ленинградского государственного хореографического училища (в настоящее время Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой) К. А. Есаулова [11, с. 6] и педагоги Пермского государственного института культуры Л. П. Кузнецова, Г. К. Полищук. Набор проходил стихийно, поступать в вуз приехали студенты из Коми АССР, Удмуртии, Белгорода, Горького, из городов и сельских поселений Пермского края: Березники, Оса, Барда, Большая Соснова, Гамово.

Подготовка студентов осуществлялась в рамках специальности «Культурно-просветительная работа», в процессе обучения реализовывалась модель специалиста широкого профиля деятельности: исполнитель, преподаватель, хореограф, руководитель хореографического коллектива. Данная модель, по сути, предполагала овладение несколькими профессиями, а также умение специалистов вести идеологическое и политическое просвещение, коммунистическую пропаганду и агитацию [9, с. 110]. «Мы вуз - идеологический», -подчеркивала в докладах первый ректор института З. Е. Воробьева [17, д. 2465, л. 114].

При обучении студентов использовались варианты единых учебных планов и программ, разработанных и утвержденных Министерством культуры. В содержание обучения были включены дисциплины: «Новейшая

история зарубежных стран», «Русская литература», «История искусств», «История КПСС», «История СССР», «История театра», «Краеведение», «Режиссура», «Педагогика», «Культура речи», «Теория музыки», «Методика клубной работы» [1, д. 65].

Фундаментом специальной подготовки на всех этапах развития хореографического образования Пермского государственного института культуры являлись дисциплины, составляющие основу хореографического образования: «Народно-сценический танец», «Классический танец», «Историко-бытовой танец». Данные дисциплины были направлены на освоение исполнительских танцевальных навыков, а также изучение профессиональной терминологии, истории развития танца, методов и приемов обучения хореографическому искусству. Присутствие в учебных планах таких дисциплин, как «Искусство балетмейстера», «Мастерство хореографа», было направлено на реализацию задач второго вектора направленности: умение сочинять комбинации, этюды, концертные номера. Традиция формирования навыков постановочной деятельности, а также изучения основ режиссерского и актерского мастерства студентами-хореографами в вузах культуры, по нашему мнению, опирается на исторические предпосылки становления высшего хореографического образования: первым учреждением подготовки кадров высшей квалификации в области хореографии (балетмейстеров и педагогов) с 1946 года стал Московский государственный институт театрального искусства - ГИТИС.

Начальный этап развития вуза отличался особой деятельностной атмосферой, это период активной культурно-просветительной работы. Творческие мероприятия хореографического и театрального отделения ПГИК охватывали как центральные, так и окраинные территории края. Студенты участвовали во всех городских и районных мероприятиях: в строительных отрядах, агитбригадах, летних отрядах проводников, педагогических отрядах, трудовых осенних сельхозотрядах. Так, в документах Пермского государственного вуза культуры за 1984 год было зафиксировано проведение 527 массовых мероприятий - 150 вечеров отдыха, 142 лекций, 89 тематических вечеров, 50 праздников, 35 мероприятий агитбригад, 180 концертов, 19 устных журналов, 12 митингов [4, д. 144].

Процесс подготовки студентов рассматриваемого периода происходил в условиях слабой технической и материальной оснащенности: не хватало книг, учебников и методических пособий, наглядных материалов, музыкальных инструментов. Чрезмерная занятость студентов в праздничных мероприятиях, отъезд студентов на сель-хозработы на весь осенний трудовой семестр требовали от руководителей вуза постоянного внимания и совершенствования учебного процесса. С 1978 года в институте вводится кураторство как новая форма воспитательной деятельности и контроля над процессом обучения. Кураторами назначали наиболее ответственных преподавателей; так, на кафедре хореографии особенно была отмечена в этой деятельности Т. М. Кузнецова [1, д. 66].

С 1981 года ученый совет ПГИК принял решение о введении так называемой «сквозной» формы практики [7, с. 110]. Практика начиналась с первого курса и продолжалась до выпуска специалиста. Студенты первого курса изучали дисциплину «Клубоведение», знакомились с видами и направлениями работы клубных учреждений; на втором курсе студенты направлялись в хореографические студии и народные коллективы, в хореографическое училище и другие культурно-просветительные учреждения города, где получали первый опыт организации учебно-воспитательной работы и опыт постановки танца. На старших курсах практика была выездной и осуществлялась в рамках фольклорных экспедиций. Главная задача выездной практики - сбор и сохранение танцевального и игрового материала самобытной культуры народностей Прикамья. Исчезающие народные традиции коми-пермяков, удмуртов, марийцев, манси, татар, башкир и русских нуждались в глубоком анализе и научно-исследовательском подходе. Уже в 1978 году студенты хореографической кафедры Пермского государственного института культуры приняли участие в выставке научно-исследовательских работ студентов вузов Урала, где представили свои работы по собиранию и записи танцевального фольклора Прикамья [6, с. 15].

Особенно активная деятельность велась в 1980-1986 годах под руководством преподавателей М. В. Бахме-тевой в Республике Удмуртия (в сотрудничестве с НИИ города Ижевска) и Л. П. Кузнецовой в Усолье и Березниках. На основе собранного материала создавались уникальные хореографические этюды и композиции, готовились концертные программы и творческие показы. По завершении выездной практики проводили итоговые обсуждения, на которых заслушивали отзывы и замечания, вручали благодарственные письма отделов культуры и грамоты ВЛКСМ. Организация практики, а также контроль по вопросам дальнейшего «закрепления» выпускников к местам прохождения практики были возложены на выделенную в структуре вуза кафедру практики и методики клубной работы [5, д. 135].

В первое десятилетие были установлены многочисленные контакты с учреждениями Республики Коми и Удмуртии, Кировской и Свердловской областями. Востребованности вуза уже на начальном этапе деятельности способствовали факторы:

- открытие консультационных пунктов в малых городах Прикамья: Кудымкаре, Чернушке, Кунгуре, Березниках;

- активная профориентационная работа преподавателей и студентов на местах прохождения практики;

- «целевая» подготовка специалистов, направленных на обучение колхозами, совхозами, промышленными предприятиями;

- прикрепление преподавателей к коллективам художественной самодеятельности города и края в качестве консультантов-методистов.

В эти годы формируется квалифицированный состав преподавателей кафедры хореографии ПГИК. Преподавательскую деятельность начального периода осуществляли приглашенные выпускники хореографических отделений вузов культуры: Санкт-Петербургского государственного института культуры (в то время Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской): М. В. Бахметева, С. Л. Гонохов,

О. Б. Захарова, В. Г. Иванов, В. Ф. Ирченко, Л. П. Кузнецова, Т. М. Кузнецова (Филиппова), Т. А. Мингалева, В. М. Мингалев, Г. П. Полищук, Г. П. Смолий; а также выпускники Московского государственного института культуры: Л. М. Лисицина (Тарадина), Л. Самылова, А. Л. Яковлев. Большой вклад в становление кафедры внесли преподаватели - в прошлом артисты балетных трупп театров города Перми и Екатеринбурга: Е. В. Каменская, Л. М. Бобков [4, д. 130].

Кафедру хореографии с 1977 по 1992 гг. возглавляла Т. А. Казаринова, выпускница Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской и балетмейстерского отделения ГИТИСа, в 1982 году защитившая диссертацию в области искусствоведения [5, д. 135]. Трудами этих преподавателей формировался коллектив, закладывались традиции хореографического образования Пермского государственного института культуры.

Хореографическое образование Пермского государственного института культуры формировалось в условиях уникальной культурной среды региона, в том числе и в области балетного образования. На период открытия вуза в стране и за рубежом известны имена выдающихся балерин и танцовщиков - выпускников Пермского государственного хореографического училища, лауреатов международных и всесоюзных балетных конкурсов: Риммы Шлямовой, Льва Асауляка, Надежды Павловой, Марата Даукаева, Ольги Ченчиковой, Любови Кунаковой [20].

Сотрудничество кафедры хореографии ПГИК с культурно-образовательными учреждениями Перми и Пермского региона в области хореографического искусства было разноплановым и развивалось с первых дней становления вуза:

- студенты и преподаватели кафедры хореографии ПГИК присутствовали на репетициях и спектаклях Пермского оперного театра имени П. И. Чайковского, уроках и экзаменах Пермского государственного хореографического училища;

- артисты балетной труппы Пермского оперного театра принимали участие в вузовских праздничных мероприятиях, выездных агитбригадах и концертах совместно со студентами кафедры хореографии ПГИК;

- кадровый состав кафедры хореографии ПГИК постоянно пополнялся преподавателями - артистами балетной труппы Пермского оперного театра имени П. И. Чайковского, которые вели в вузе педагогическую деятельность в области классического танца, историко-бытового танца, народно-сценического танца, дуэтного танца.

Таким образом, творческое взаимодействие кафедры хореографии ПГИК с академическим хореографическим сообществом: Пермским государственным театром оперы и балета имени П. И. Чайковского, Пермским государственным хореографическим училищем, - по нашему мнению, уже на начальном этапе формирования вуза являлось дополнительным фактором системного развития хореографического образования ПГИК и способствовало подготовке работников образования и работников культуры.

Нужно заметить, что появление в Перми высшего учебного заведения в области культуры явилось долгожданным и необходимым звеном в системе непрерывного хореографического образования в регионе, в том числе и для тех артистов балета, которые после завершения исполнительской карьеры собирались продолжить профессиональную деятельность в роли педагогов или репетиторов, но не имели возможности продолжить обучение в столичных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Второй этап (1990-е - 2012 г.)

С 1991 года вузы культуры становятся частью общей образовательной системы под руководством Министерства образования России. Переход учебных заведений бывшей системы культурно-просветительного образования (культурно-просветительных училищ, вузов культуры) в ведение Министерства образования России свидетельствовал о принятии данными учебными заведениями новой функции - реализации образовательных целей в сфере подготовки специалистов в области культуры [9, с. 112].

В июле 1991 года Пермский государственный институт культуры был переименован в институт искусства и культуры. Ученые, исследуя вопросы развития вузов культуры, считают, что массовое переименование «институтов культуры» в «институты искусств и культуры» в 1990-2012 годах имело как отраслевые предпосылки, так и общероссийские тенденции, связанные с повышением качества высшего образования, повлекшим за собой фактическое «размывание» любительского (полупрофессионального) уровня. Процесс формирования профессиональных основ подготовки специалистов был определен «изначальным четким разделением специализаций внутри специальности "Народное художественное творчество" по видам искусства, наличием квалифицированных педагогических кадров в регионе, трудоустройством большого числа выпускников в профессиональные коллективы» [3, с. 139].

В 1995 году в структуре ПГИК появился факультет искусств, расширился спектр специальностей в области музыкального искусства, вокального искусства, живописи, актерского мастерства и хореографии. Ректор Пермского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств, профессор Л. И. Дробы-шева подчеркивала, что это был «переход из режима функционирования в режим развития», который стал возможным «благодаря долгой и кропотливой работе по формированию программ и обновлению методических пособий» [6, с. 145].

Преподавателями кафедры хореографии ПГИК в этот период были изданы учебные пособия и методические разработки по специальным дисциплинам: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Обработка фольклорного материала», «История развития хореографического искусства»:

- Л. М. Бобков (2001, 2002, 2003);

- В. Г. Иванов (1997, 2009);

- Т. А. Казаринова (1997, 2002, 2006, 2008);

- Т. А. Мингалева (1999, 2000);

- О. А. Мостахова (2009);

- С. И. Сидорова (2001).

В 2005 году впервые в ПГИК был осуществлен набор студентов по направлению подготовки 050100 (070201.65) «Искусство хореографа» [Там же, с. 147]. На вновь открывшееся направление были набраны студенты с высоким уровнем хореографической подготовки в области постановочной и исполнительской деятельности. Специальность была утверждена Министерством образования, при этом вузы имели возможность выбора траектории обучения студента с учетом региональных запросов, с последующим присвоением будущему выпускнику квалификаций: «хореограф», «балетмейстер-репетитор», «хореограф балета на льду».

В программу учебных планов (вместо изучения основ «марксизма-ленинизма») были добавлены дисциплины, направленные на формирование экономического и правового знания будущих специалистов: «Правоведение», «Экономика культуры». Региональный компонент в содержании обучения был представлен дисциплинами: «Культурное наследие Урала», «Регионоведение», «Русский танец Урала», «Образцы народного танцевального творчества Урала». В учебную деятельность было введено понятие дисциплин и курсов «по выбору», в цикле специальных дисциплин появился «Танец модерн».

Заведующим кафедрой хореографии с 1992 по 2008 гг. являлся кандидат искусствоведения В. Г. Иванов -историк балета, хореограф, педагог, автор трудов по вопросам истории развития хореографического искусства и хореографической педагогики: «Русские танцовщики ХХ века», «Неизвестный Мазилье», «Истоки мужского сценического танца», «Наследие мастеров: уроки классического танца А. М. Мессерера», «Лукиан и его трактат "О пляске"» [18].

Преподавательский состав кафедры хореографии ПГИК этого периода был «усилен» ведущими специалистами в области хореографического искусства: заслуженный артист России С. А. Александров; народная артистка РФ, лауреат Государственной премии Карелии и премии Ленинского комсомола С. И. Сидорова; заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов балетмейстеров, в прошлом главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета К. А. Шморгонер; кандидат искусствоведения О. Р. Левенков; руководитель хореографического ансамбля «Прикамье» А. Г. Мулин. «На педагогическую работу пришли выдающиеся деятели искусства города и области. С их появлением в вузе был задан высокий уровень специалистов, укрепились связи с профессиональной сценой» [7, с. 128].

Третий этап (2013 год - по настоящее время)

Перспективы развития хореографического образования ПГИК в дальнейшем строились с опорой на следующие документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [14];

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [16];

- Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [15].

В 2010 году Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства (на базе вузов Московской государственной академии хореографии и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой) были разработаны и утверждены Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) в области хореографии по направлениям подготовки «Хореографическое искусство», «Хореографическое исполнительство», «История и теория искусств». Также были разработаны примерные образовательные программы подготовки (ПООП), которые включали список формируемых компетенций, примерный учебный план, а также программы дисциплин базовой части циклов учебного плана [10, с. 47].

С 2012 года обучение в ПГИК диверсифицируется по уровням: согласно принятым регламентам Болон-ской системы образования, специализация «Народное художественное творчество» преобразована в «Народную художественную культуру», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом». С 2013 года обучение студентов хореографии в Пермском государственном институте культуры начинает осуществляться по трем направлениям:

- «Народная художественная культура»;

- «Хореографическое искусство»;

- «Хореографическое исполнительство».

Согласны с мнением ученой Е. В. Громовой, что в процессе становления вузов культуры «происходила не просто смена, а поиск новых базовых целей в подготовке специалистов в области хореографического образования, о чем свидетельствует частая корректировка названия специализаций и присваиваемых квалификаций» [9, с. 113]. Это мы можем проследить на примере развития Пермского государственного института культуры (Таблица 1).

Таблица 1. Этапы развития хореографического образования Пермского государственного института культуры (1975-2018 гг.)

Этапы развития хореографического образования 111'ИК (гг.) Названия специализаций и присваиваемых квалификаций

Первый этап 1975-1990 Народная художественная культура 1975 год - квалификация «Преподаватель хореографических дисциплин» 1987 год - квалификация «Руководитель самодеятельного танцевального коллектива» 1989 год - квалификация «Руководитель самодеятельного хореографического коллектива»

Второй этап 1990-2012 Народная художественная культура Хореографическое искусство 1993 год - квалификация «Преподаватель хореографических дисциплин. Балетмейстер» - квалификация «Педагог-балетмейстер ансамбля бального танца» 2000 год - квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива Преподаватель» - квалификация «Художественный руководитель коллектива бального танца Преподаватель» 2005 год Специальность «Искусство хореографа» - квалификация «Балетмейстер-репетитор» - квалификация «Хореограф на льду»

Третий этап 2012-2018 Народная художественная культура Хореографическое искусство Хореографическое исполнительство 2012 год Направление подготовки «Народная художественная культура» - профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом» Направление подготовки «Хореографическое искусство» - профиль «Искусство балетмейстера» Направление подготовки «Хореографическое исполнительство» - профиль «Артист танца, преподаватель»

В рассматриваемый нами период подготовка студентов реализуется в новых условиях внедрения профессиональных стандартов для педагогов в области хореографии (дополнительного и профессионального образования). Содержание профессионального стандарта педагога определяет, что должен знать, уметь, чем должен владеть педагог, чтобы обеспечить педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса [12, с. 34]. Традиционная практика подготовки студента-хореографа базируется на уверенности, что, приобретая исполнительские умения, будущий специалист готов их сразу применить в преподавательской деятельности, но эти ожидания не всегда бывают оправданными: не каждый исполнитель готов реализовать себя в роли педагога. Это существенно смещает акценты - важным становится формирование новой профессионально-ориентированной модели будущего специалиста в единстве интегра-тивных качеств: педагогических и исполнительских, - благодаря которым процесс обучения студента танцу и процесс обучения студента преподаванию танца становится неразделимым. Из этого следует, что на современном этапе освоения хореографических дисциплин в вузе как исполнительского навыка недостаточно -для эффективной работы будущего специалиста необходимы научно-теоретические знания методик преподавания и профессиональные педагогические умения. А. И. Борисов подчеркивает: «Педагогические знания студента-хореографа формируются на основе знаний методики танцевальной грамматики, исполнительской техники и освоения методик обучения (подготовки) специалиста (хореографа)» [2, с. 38].

В соответствии с новыми запросами в учебных планах увеличилось количество часов занятий, направленных на освоение методики специальных дисциплин, а также добавились новые дисциплины, связанные с методической подготовкой будущих специалистов: «Методика организации сценической практики в СПО», «Методика преподавания различных видов современных направлений танцев по видам: модерн-танец, джазовый танец, клубный танец», «Методика работы с детским хореографическим коллективом».

Анализ учебных программ, планов и учебных пособий Пермского государственного института культуры позволяет констатировать: несмотря на то, что изначально обучение в вузе было ориентировано на подготовку кадров в области народного творчества, на всех этапах развития хореографического образования ПГИК процесс обучения специальным дисциплинам опирался на строгие методические принципы преподавания классического танца, разработанные профессором А. Я. Вагановой. Научный труд А. Я. Вагановой «Основы классического танца», изданный в 1934 году, сумел консолидировать имеющиеся методические и практические знания предшественников в области балетного образования и стать унифицированной основой

для дальнейшей разработки методик преподавания в области народно-сценического танца, дуэтного танца, бального танца на всех уровнях хореографического образования, в том числе и в системе хореографического образования вузов культуры. Это подтверждают в своих исследованиях следующие ученые: Т. Ф. Андреева, Н. А. Вихрева, Е. В. Громова, Н. А. Горбунова, В. П. Давыдов, И. Е. Ересько, В. А. Звездочкин, Н. А. Иванова, В. Г. Иванов, Л. Д. Ивлева, А. И. Марченкова, Л. М. Мелентьева, Е. П. Мельников, Т. Б. Нарская, Г. А. Папаш-вили. Вышесказанное позволяет сделать выводы, что методика преподавания классического танца на современном этапе подготовки студентов-хореографов вузов культуры не только не потеряла свою актуальность, но, по нашему мнению, должна изучаться как научная дисциплина с описанием конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в ее практическом освоении. Так, Г. И. Саранцев, анализируя исследования в области методик обучения, свидетельствует о том, что «современный взгляд на методическую деятельность вышел далеко за традиционные рамки» и «предметные методики приобретают статус самостоятельных научных областей» [19, с. 28].

Таким образом, развитие хореографического образования в рассматриваемый нами период реализуется в новых условиях:

- введения образовательных стандартов как ожидаемого результата качества обучения студентов-хореографов;

- расширения номенклатуры профилей и направлений хореографической подготовки;

- внедрения профессиональных стандартов для педагогов в области хореографического образования.

Современные условия выдвинули повышенные требования к методическому сопровождению учебного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процесса, особенно остро этот вопрос встал в 2017-2018 учебном году в процессе подготовки Пермского государственного института культуры к аккредитации. В этот период преподавателями кафедры хореографии были разработаны образовательные и учебные программы, учебно-методические пособия, проведен анализ содержания учебного процесса по вопросам:

- учебно-организационной документации (учебные планы, графики учебного процесса, расписания учебных занятий, зачетно-экзаменационных сессий);

- используемых подходов и форм обучения;

- организации и проведения практики;

- оценки качества обучения.

Следует заметить, что в рассматриваемый нами период преподавательский состав кафедры хореографии ПГИК неоднороден. Мы выделяем три группы преподавателей в составе кафедры хореографии ПГИК:

- преподаватели - основатели кафедры: кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой хореографии Т. А. Казаринова, кандидат искусствоведения В. Г. Иванов, доцент Г. П. Смолий, старший преподаватель М. В. Бахметева (до 2017 года);

- преподаватели - бывшие выпускники кафедры хореографии ПГИК: О. А. Мостахова, Ю. Г. Колмогорова (Гришнина), Л. Н. Белых, А. В. Свинцова, С. В. Орлова, О. С. Крейн, А. Г. Поляков, Е. В. Полякова, Г. А. Яш-манова, А. А. Власов, А. А. Новоструева, Д. С. Белоусова, Е. А. Эбингер, О. А. Коробейникова;

- преподаватели - в прошлом артисты балетной труппы Пермского театра оперы и балета: кандидат психологических наук Д. Н. Соснина, Лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства Н. А. Макина, преподаватели Л. В. Манжелес, К. А. Олюнин, А. В. Попов [4, д. 144].

С 2009 по 2013 гг. заведующей кафедрой хореографии являлась выпускница хореографического отделения Пермского государственного института культуры, кандидат культурологии С. В. Орлова, затем с 2013 года кафедру вновь возглавила кандидат искусствоведения, профессор Т. А. Казаринова [18].

Ретроспективный анализ преподавательского состава кафедры хореографии ПГИК показал, что на протяжении сорока пяти лет развития вуза к педагогической деятельности были привлечены профессиональные специалисты в области классического, народного и современного танцев, что способствовало формированию традиций подготовки студентов-хореографов высокого уровня исполнительской культуры и мастерства. На всех этапах развития хореографического отделения ПГИК выпускники входили в составы многочисленных народных коллективов Пермского края, Урала и Поволжья: отечественные профессиональные театры классического и современного танца, хореографические ансамбли и танцевальные группы различных художественных формирований.

Необходимо подчеркнуть, что с момента открытия и по настоящее время Пермский государственный институт культуры является единственным образовательным учреждением в крае с возможностью получения высшего образования в области хореографии. Считаем справедливым утверждение ученого С. В. Буцык, что, если «в период становления художественного образования вузы культуры занимали строго отведенное место в советской системе подготовки кадров, не пересекаясь по своему содержанию с другими образовательными учреждениями отрасли (консерваториями, театральными, хореографическими, художественными институтами), то сегодня отечественный институт культуры - это динамичное многопрофильное отраслевое образовательное учреждение высшего образования» [3, с. 168].

Заключение

Таким образом, анализ качественных изменений в организации и содержании хореографического образования вузов культуры, рассмотренного нами на примере деятельности Пермского государственного института культуры, свидетельствует о том, что развитие системы хореографического образования вузов культуры было обусловлено влиянием социальных, экономических факторов и законодательных решений.

Процесс обучения студентов хореографических направлений вузов культуры опирался на опыт и методические принципы известных педагогов-практиков в области классического танца, народного танца, дуэтного танца, историко-бытового танца, на традиции и глубокие фундаментальные ценности российской хореографической системы, это мы зафиксировали на основании анализа развития Пермского государственного института культуры и трудов исследователей, рассматривающих вопросы отечественного хореографического образования.

Следует заметить, что каждый вуз культуры, наряду с общими принципами и тенденциями развития, имел свои специфические особенности. Эти особенности были связаны с культурными традициями народа, задачами региональной политики, с проблемами формирования кадрового состава преподавателей, условиями взаимодействия вуза с профессиональными театрами и образовательными учреждениями в области искусства и народной культуры.

Предложенный анализ становления и развития деятельности Пермского государственного института культуры может быть использован исследователями для изучения современного состояния хореографического образования в системе высшего профессионального образования и последующего прогнозирования его развития, а также для определения направлений решения проблем хореографического образования в динамично изменяющихся экономических и социально-педагогических условиях.

Список источников

1. Архив Пермского края. Ф. Р-1882. Оп. 1.

2. Борисов А. И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа: дисс. ... к. психол. н. Самара, 2001. 233 с.

3. Буцык С. В. От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2. С. 166-175.

4. Ведомственный архив Пермского государственного института культуры. Ф. Р-1882. Оп. 1.

5. Ведомственный архив Пермского государственного института культуры. Ф. Р-1882. Оп. 2.

6. Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Пермский государственный институт искусства и культуры; отв. ред. Е. А. Малянов. Пермь: ПГИИК, 2005. 277 с.

7. Воробьева З. Е. Институт в моей судьбе: воспоминания первого ректора Пермского государственного института искусства и культуры, а также его педагогов и студентов. Пермь: ЗУИЭП, 2005. 173 с.

8. Вохрышева М. Г. Современные тенденции развития регионального вуза культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 1. С. 25-30.

9. Громова Е. В. Исторические предпосылки и процесс становления новых видов хореографического образования в России ХХ века // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2013. № 1 (29). C. 110-115.

10. Дорофеева В. А., Асылмуратова А. А., Фомкин А. В. Деятельность Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства в период реформирования системы отечественного образования // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2010. № 1 (23). С. 37-59.

11. Есаулов И. Г., Есаулов К. А. Народно-сценический танец: учебное пособие. Изд-е 2-е, стереотип. СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. 208 с.

12. Косолапова Л. А. Методика преподавания педагогики в высшей школе: направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»: учебное пособие. Пермь: Пермский гос. гуманитарный пед. ун-т, 2016. 144 с.

13. О реорганизации библиотечных институтов в институты культуры [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров РСФСР от 26 марта 1964 года № 386. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.10.2019).

15. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1061. URL: http://docs. cntd.ru/document/499045862 (дата обращения: 03.05.2020).

16. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 1367. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=184176&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7006748 753827132#017804847416276637 (дата обращения: 18.11.2019).

17. Отчетный доклад о работе партийного бюро первичной организации Пермского государственного института культуры от 21.04.78 по 19.04.79 // Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 20. Оп. 1.

18. Пермский государственный институт культуры [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.psiac.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).

19. Саранцев Г. И. Современные методы исследования в предметных методиках // Педагогика. 2015. № 6. С. 25-32.

20. Чернова Т. П. Вступление в балет. Пермское ордена «Знак Почета» хореографическое училище. Пермь: Звезда, 1994. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.