Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ХОРЕОГРАФИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасбатов Ренат Саримович

В статье представлен опыт обучения студентов преподавателями кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) по направлению «Педагогическое образование», профилю «Хореографическое образование». В работе рассматривается модель приближения практической подготовки студентов профиля «Хореографическое образование» к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников на основе рассмотренных трудовых функций, соответствующих требованиям профессии. В данном контексте целью статьи является определение условий успешной подготовки студентов для реализации трудовых функций. Говорится о необходимости постоянного дополнения требований, которые предъявляются к подготовке педагогов-хореографов в свете реализации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Для практической организации этих условий предложены следующие компоненты: учет специфики предварительной подготовки контингента, использование практико-ориентированного подхода, отбор содержания учебных элементов и методов обучения в соответствии с принципами доступности и целесообразности, частичная индивидуализация обучения, равномерное распределение учебной нагрузки. В результате сравнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» выявлено отсутствие моментов индивидуализации обучения в профессиональном стандарте и сделано предположение о том, что это может стать предметом дополнительных дискуссий в профессиональной педагогической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасбатов Ренат Саримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS OF THE PROFILE “CHOREOGRAPHIC EDUCATION” FOR THE IMPLEMENTATION OF LABOR FUNCTIONS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the experience of teaching students by teachers of the Department of Art Education of Ural State Pedagogical University in the direction of “Pedagogical education”, the profile of “Choreographic education”. The article considers a model of approximation of practical training of students of the profile “Choreographic education” to the conditions of future professional activity of graduates on the basis of the considered labor functions that meet the requirements of the profession. In this context, the purpose of the article is to determine the conditions for the successful preparation of students for the implementation of labor functions. It is said that it is necessary to supplement constantly the requirements that are imposed on the training of choreographers in the light of the implementation of the professional standard “Teacher of additional education for children and adults”. For the practical organization of these conditions, the following components are proposed: taking into account the specifics of the preliminary training of the contingent, using a practice-oriented approach, selecting the content of educational elements and teaching methods in accordance with the principles of accessibility and expediency, partial individualization of training, uniform distribution of the training load. As a result of the comparison of the Federal State Educational Standard of higher Education and the professional standard “Teacher of additional education for children and adults”, the absence of moments of individualization of training in the professional standard was revealed and the assumption is made that this may become the subject of additional discussions in the professional pedagogical environment.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:792.8 DOI 10.26170/2079-8717_2021 _06_19

ББК Щ320.7 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08 (5.8.7)

Хасбатов Ренат Саримович,

доцент кафедры художественного образования, Институт искусств, дизайна и технологии, Уральский государственный

педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: r.kontakt@bk.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное образование; учреждения дополнительного образования; трудовые функции; профессиональная деятельность; практическая подготовка; хореография; хореографическое искусство; хореографическое образование; студенты; выпускники вузов.

АННОТАЦИЯ. В статье представлен опыт обучения студентов преподавателями кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) по направлению «Педагогическое образование», профилю «Хореографическое образование». В работе рассматривается модель приближения практической подготовки студентов профиля «Хореографическое образование» к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников на основе рассмотренных трудовых функций, соответствующих требованиям профессии. В данном контексте целью статьи является определение условий успешной подготовки студентов для реализации трудовых функций. Говорится о необходимости постоянного дополнения требований, которые предъявляются к подготовке педагогов-хореографов в свете реализации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Для практической организации этих условий предложены следующие компоненты: учет специфики предварительной подготовки контингента, использование практико-ориентированного подхода, отбор содержания учебных элементов и методов обучения в соответствии с принципами доступности и целесообразности, частичная индивидуализация обучения, равномерное распределение учебной нагрузки. В результате сравнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» выявлено отсутствие моментов индивидуализации обучения в профессиональном стандарте и сделано предположение о том, что это может стать предметом дополнительных дискуссий в профессиональной педагогической среде.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Хасбатов, Р. С. Подготовка студентов профиля «Хореографическое образование» для реализации трудовых функций в учреждениях дополнительного образования / Р. С. Хасбатов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. -№ 6. - С. 165-170. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_19.

Khasbatov Renat Sarimovich,

Associate Professor of Department of Music Education, Institute of Arts, Design and Technology, Ural State Pedagogical

University, Ekaterinburg, Russia

TRAINING OF STUDENTS OF THE PROFILE

"CHOREOGRAPHIC EDUCATION" FOR THE IMPLEMENTATION

OF LABOR FUNCTIONS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

KEYWORDS: additional education; institutions of additional education; labor functions; professional activity; practical training; choreography; choreographic art; choreographic education; students; university graduates.

ABSTRACT. The article presents the experience of teaching students by teachers of the Department of Art Education of Ural State Pedagogical University in the direction of "Pedagogical education", the profile of "Choreographic education". The article considers a model of approximation of practical training of students of the profile "Choreographic education" to the conditions of future professional activity of graduates on the basis of the considered labor functions that meet the requirements of the profession. In this context, the purpose of the article is to determine the conditions for the successful preparation of students for the implementation of labor functions. It is said that it is necessary to supplement constantly the requirements that are imposed on the training of choreographers in the light of the implementation of the professional standard "Teacher of additional education for children and adults". For the practical organization of these conditions, the following components are proposed: taking into account the specifics of the preliminary training of the contingent, using a practice-oriented approach, selecting the content of educational elements and teaching methods in accordance with the principles of accessibility and expediency, partial indi-vidualization of training, uniform distribution of the training load. As a result of the comparison of the Federal State Educational Standard of higher Education and the professional standard "Teacher of additional education for children and adults", the absence of moments of individualization of training in the professional standard was revealed and the assumption is made that this may become the subject of additional discussions in the professional pedagogical environment.

© Хасбатов Р. С., 2021

FOR CITATION: Khasbatov, R. S. (2021). Training of Students of the Profile "Choreographic Education" for the Implementation of Labor Functions in Institutions of Additional Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 165-170. DOI: 10.26i70/2079-8717_2021_06_19.

Практическая подготовка будущих специалистов для сферы дополнительного хореографического образования осуществляется в рамках дисциплин комплексных модулей основной профессиональной образовательной программы высшего образования «Хореографическое образование», успешно реализуемой в УрГПУ и ориентированной на потребности не только образовательных, но и других организаций. Выпускник данной образовательной программы может осуществлять свою профессиональную деятельность как в учреждениях дополнительного образования и молодежной политики, так и в учреждениях культуры и социальной сферы, а также в спортивных и коммерческих центрах. Эта деятельность подкрепляется конкретными должностями, на которые могут претендовать выпускники бакалавриата: педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, преподаватель.

Автор статьи разделяет точку зрения Т. А. Филановской о том, что «перспективы развития системы хореографического образования связаны с ее основными характеристиками: вариативностью, многоуровнево-стью, интеграцией в профессиональную деятельность, разнообразием содержательно-организационных форм. А качество хореографического образования всех уровней регулируется ответственностью профессорско-преподавательского состава» [5].

В течение последних двух десятилетий не только УрГПУ, но и более десятка педагогических университетов по всей стране включились в практику реализации данного профиля подготовки. Однако следует заметить, что для вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «44.03.01 Педагогическое образование», в определенной мере стоит проблема некоторой неопределенности в целевых ориентирах, а также методах и формах подготовки будущих педагогов-хореографов, и поэтому многочисленные дискуссии в отношении того, что выпускнику хореографического профиля нужно знать, уметь, чем владеть, не прекращаются и становятся все более напряженными. Отчасти это связанно с отсутствием на данный момент особых традиций и опыта в данном сегменте хореографического образовательного пространства. Как считает Л. А. Касиманова, отсутствие в России на протяжении не одного десятилетия профессионального педагогического образования в области хореографического искусства «негативно сказалось на содержании профессионального обучения буду-

щих педагогов-хореографов во всех его организационно-педагогических, учебно-методических и художественно-творческих аспектах» [1].

Сложившаяся ситуация указывает на актуальность данной проблемы, связанной прежде всего с необходимостью постоянного дополнения требований, которые предъявляются к подготовке педагогов-хореографов, формированием готовности выпускников педагогических и гуманитарных вузов к реализации трудовых функций в дальнейшей профессиональной деятельности.

Решению обозначенной проблемы может способствовать коррекция учебного процесса в свете реализации требований вступившего в силу профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [4]. Для этого необходимо соотнести комплекс трудовых функций с профессиональными компетенциями, которыми должен владеть выпускник, т. е. приблизить образовательную ситуацию к условиям предстоящей профессиональной деятельности.

Назначение профессиональных и образовательных стандартов различается: «Профессиональные стандарты описывают требования к квалификации, компетенциям, а образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса» [3].

Ключевым понятием в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» является педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых, которая представлена следующими обобщенными трудовыми функциями: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам, организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Принципиальным моментом, определяющим новизну подхода к практической подготовке бакалавра, являются трудовые функции, которыми должен владеть педагог дополнительного образования (табл.).

Практическая подготовка студентов профиля «Хореографическое образование» позволит получить следующие результаты, выражающиеся в перечне профессиональных компетенций (далее - ПК), которые должны формироваться у будущих педагогов дополнительного образования и обеспечивающие его готовность и способность к

успешной (продуктивной) хореографической деятельности в профессиональной и социально-культурной сферах:

- ПК-1. Способен формировать планируемые предметные результаты освоения основных и дополнительных образовательных программ на основе современных образовательных технологий.

Формирование ПК-1 связано с процессом изучения следующих профильных дисциплин: «Классический танец», «Народный танец», «Русский народный танец», «Современный танец», «Хореографическое исполнительское мастерство», «Бальный танец», «Джаз-модерн танец», «Дуэтный танец», «Молодежная танцевальная культура», «Партерная гимнастика» и др.

Применительно к дальнейшей профессиональной деятельности студенты овладевают на практических занятиях двигательными навыками при помощи танцевальных упражнений, проучивая их сперва на начальном, затем на базовом и далее продвинутом уровнях, используя метод многократного повторения.

В результате изучения дисциплин у обучающихся формируется система знаний, умений и навыков для дальнейшей педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования.

- ПК-3. Способен создавать условия для индивидуализации образовательного процесса на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ.

В контексте профильных дисциплин формирование ПК-3 связано с процессом изучения следующих курсов: «Композиция и постановка танца», «Искусство балетмейстера», «Методика и практика работы балетмейстера».

Студенты получают знания относительно особенностей всех категорий детей и технологий сопровождения обучающихся в условиях дополнительного образования, а также формируют умения и навыки в способности к грамотному и профессиональному владению приемами хореографической композиции, способности донести через хореографический текст и идею смысл произведения, способности выстроить пространственное и временное расположение исполнителей в постановке.

В результате изучения дисциплин у обучающихся формируется система знаний, умений и навыков для дальнейшей педагогической деятельности с разными категориями детей и подростков.

- ПК-5. Способен осуществлять отбор и методическую обработку предметного содержания для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов

начального общего, основного общего, среднего общего и программ дополнительного образования с применением современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий.

Формирование ПК-5 связано с процессом изучения следующих профильных дисциплин: «Методика классического танца», «Методика бального танца».

Студенты визуально воспринимают показанное преподавателем движение. Раскладывая упражнение на количество тактов, студенты пытаются повторить упражнение, используя попытки к действию и фиксированию движения, переходящего в умение. Позднее, за счет количества повторений, упражнение выполняется студентами согласованно, обдуманно, качественно, автоматизировано, без осознания промежуточных шагов, достигая наивысшего уровня сформированности.

В результате изучения дисциплин у обучающихся формируется система знаний методики классического и бального танца, а также необходимых умений и навыков для грамотного организационно-методического обеспечения при реализации дополнительных общеобразовательных программ.

- ПК-8. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений при подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий.

Формирование ПК-8 связано с процессом изучения следующих профильных дисциплин: «Композиция и постановка танца», «Искусство балетмейстера», «Основы актерского мастерства в режиссуре танца», «Методика и практика работы балетмейстера». Подбор содержания данных профильных учебных дисциплин осуществляется на основе авторского подхода преподавателя к содержанию курса.

Сформированные профессиональные компетенции являются фундаментальной основой для применения полученных знаний в практике реализации трудовых функций в учреждениях дополнительного образования.

Материалы, представленные в исследованиях И. А. Колесниковой, позволяют утверждать, что компетентностная модель выпускника педагогического вуза представляет собой не просто перечень знаний, умений, навыков, которые обязательно должен приобрести обучающийся к определенному моменту времени, а некий ориентир для самооценки его возможностей, «описание интегрального личностного образования, заданного через системообразующие, стержневые качества» [2].

Стоит также обратить внимание, что

при сравнении содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» выявляется разрыв: индивидуализация обучения с учетом особенностей и образователь-

ных потребностей конкретного обучающегося, в том числе обучающихся с ОВЗ, в профессиональном стандарте отсутствует. Есть предположение, что это может стать предметом дополнительных дискуссий в профессиональной педагогической среде.

Соотношение планируемых результатов освоения ОПОП ВО с трудовыми функциями

Таблица

Задачи профессиональной деятельности

Обучение и воспитание на основе специальных научных знаний, в т. ч. в предметной области, для достижения планируемых результатов образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования

Индивидуализация обучения, развития, воспитания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, в том числе обучающихся с ОВЗ

Методическое сопровождение достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов освоения образовательных программ с применением современных образовательных технологий, в том числе информационно-

коммуникационных технологий

Разработка и реализация культурно-досуговых программ для различных социальных групп на основе изучения потребностей детей и взрослых

Профессиональная компетенция

ПК-1. Способен формировать планируемые предметные результаты освоения основных и дополнительных образовательных программ на основе современных образовательных технологий

ПК-3. Способен создавать условия для индивидуализации образовательного процесса на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ

ПК-5. Способен осуществлять отбор и методическую обработку предметного содержания для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов начального общего, основного общего, среднего общего и программ дополнительного образования с применением современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий

ПК-8. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений при подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий

Практические дисциплины

I курс обучения

Классический танец Композиция и постановка танца

II курс обучения

Искусство балетмейстера Народный танец Методика классического танца

III курс обучения

Основы актерского мастерства в режиссуре танца Русский народный танец Современный танец Хореографическое исполнительское мастерство

IV курс обучения

Бальный танец Джаз-модерн танец Дуэтный танец Методика бального танца Молодежная танцевальная культура

Партерная гимнастика Методика и практика работы балетмейстера

Обобщенные трудовые функции

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Трудовые функции

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы_

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ_

Организация и проведение массовых досуго-вых мероприятий

Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

В результате более чем десятилетнего опыта обучения студентов преподаватели кафедры художественного образования

УрГПУ пришли к выводу, что целесообразно выстраивать практическую подготовку бакалавров профиля «Хореографическое

образование» с учетом специфики предварительной подготовки контингента. Основным критерием отбора учебных элементов и методов обучения является принцип доступности, целесообразности, а главное, необходимости этих знаний в дальнейшей практической деятельности будущих педагогов. Преподаватель должен управлять учебно-познавательной деятельностью студента, организовывать, координировать и контролировать его учебный процесс.

Достаточно высокая эффективность практической подготовки студентов достигается за счет частичной индивидуализации обучения и адаптации учебного материала к дидактическим условиям, а также в первую очередь за счет равномерного распределения учебной нагрузки.

Одной из основных задач преподавателя высшей школы является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации, т. е. предполагается достаточно высокий уровень самостоятельной работы.

Оценку успеваемости студента желательно производить через рейтинговую систему оценивая в баллах по результатам текущих занятий, полусеместрового контроля, а также самостоятельной работы.

Практическая подготовка студентов профиля «Хореографическое образование» может быть успешной, если содержание и технология ее реализации будут определяться практико-ориентированным подходом. Реализация этого принципа означает следующее:

- закрепление в практической деятельности каждого нового профессионального знания;

- дополнение и закрепление практических действий профессионального характе-

ра во внеучебное время;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- комплексное прохождение педагогической практики на 3-4 курсах обучения;

- создание для студента ситуаций самостоятельного выбора способов решения профессиональных задач;

- инициирование у студента потребности в исследовательской деятельности;

- частичное предоставление студентам старших курсов оценивать выполнение творческих заданий студентов младших курсов;

- определение темы будущей выпускной квалификационной работы к концу второго курса обучения.

Важным звеном образовательного процесса при подготовке педагогов-хореографов является точное наполнение учебного плана профильными дисциплинами. Необходимо не только планировать конкретные предметы, но и соотносить дисциплины с трудовыми функциями, которые и должны диагностироваться по завершении освоения программы.

Таким образом, при определенных условиях применения именно практико-ориентированный подход в системе обучения студентов профиля «Хореографическое образование» может повысить эффективность всего учебного процесса, сделать его более индивидуализированным и динамичным и вывести практическую подготовку на новый качественный уровень. Для этого необходимо строить практическую подготовку на основе погружения студентов в профессиональную деятельность, включающую не только овладение трудовыми функциями, но и формирование у будущих профессионалов готовности решать разноплановые задачи и понимание социальной значимости своей будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касиманова, Л. А. Профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры / Л. А. Касиманова // Мир науки, культуры, образования. -2017. - № 5. - С. 197-199.

2. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. - СПб. : Издательство «Детство-Пресс», 2002. - 288 с.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426.

5. Филановская, Т. А. История хореографического образования в России : Учебное пособие / Т. А. Филановская. - СПб. : Издательство «Лань», 2016. - 320 с.

REFERENCES

1. Kasimanova, L. A. (2017). Professional'naya podgotovka budushchikh pedagogov-khoreografov v kontek-ste sovremennykh kontseptsii razvitiya kul'tury [Professional Training of Future Teachers-Choreographers in the Context of Modern Concepts of Culture Development]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5, pp. 197-199.

2. Kolesnikova, I. A. (2002). Pedagogicheskaya real'nost': opyt mezhparadigmal'noi refleksii. Kurs lektsii po filosofii pedagogiki [Pedagogical Reality: an Experience of Inter-Paradigm Reflection. Course of Lectures on the Philosophy Of Pedagogy]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo «Detstvo-Press». 288 p.

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detei i vzroslykh»: Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 5 maya 2018 g. № 298л [On the Approval of the Professional Standard "Teacher of Additional Education for Children and Adults": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated May 5, 2018 No. 298n].

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 4 dekabrya 2015 g. № 1426 [On the Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Training 44.03.01 Pedagogical Education (Bachelor's Level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4, 2015 No. 1426].

5. Filanovskaya, T. A. (2016). Istoriya khoreograficheskogo obrazovaniya v Rossii [History of Choreographic Education in Russia]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo «Lan'». 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.