Научная статья на тему 'Организационно-педагогические особенности функционирования в современных условиях любительских объединений джазового творчества'

Организационно-педагогические особенности функционирования в современных условиях любительских объединений джазового творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОСНОВАННЫЕ НА ДЖАЗОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / AMATEUR ASSOCIATIONS BASED ON JAZZ WORK / HEAD OF AMATEUR ASSOCIATIONS / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денежко Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению социально-педагогических условий развития и организации любительских объединений, основанных на джазовом творчестве. Основное внимание в работе уделяется социологическому опросу по данной проблеме среди руководителей любительских объединений, основанных на джазовом творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денежко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY-ORGANIZING FEATURES OF FUNCTIONING UNDER THE PRESENT-DAY CONDITIONS OF AMATEUR ASSOCIATIONS OF JAZZ WORK

The paper is devoted to examination of pedagogyorganizing conditions of development and organization of amateur associations based on jazz work. The main attention is given to sociological inquiry by this problem among heads of amateur associations based on jazz work.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические особенности функционирования в современных условиях любительских объединений джазового творчества»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЖАЗОВОГО ТВОРЧЕСТВА

И. В. ДЕНЕЖКО

Статья посвящена изучению социально-педагогических условий развития и организации любительских объединений, основанных на джазовом творчестве. Основное внимание в работе уделяется социологическому опросу по данной проблеме среди руководителей любительских объединений, основанных на джазовом творчестве.

Ключевые слова: любительские объединения, основанные на джазовом творчестве; руководитель любительских объединений; социально-педагогические условия.

Актуальность работы обусловлена ситуацией в любительском искусстве, переживающем, с одной стороны, переход на стадию рыночных отношений, а, с другой, - сокращение государственного финансирования. Руководитель любительского объединения сегодня должен обладать высоким профессионализмом, понимать социокультурную ситуацию и отвечать ожиданиям потенциальных любителей творчества. Забота о финансовой поддержке объединения, не являющаяся самоцелью, вместе с тем предъявляет повышенные требования к объединению, основанного на джазовом творчестве, от которого ждут не просто времяпрепровождения, но встречи с настоящим искусством, соответствующим требованиям времени.

Осуществление профессиональных функций в современной социокультурной ситуации требует от руководителей любительского объединения, основанного на джазовом творчестве, определенных качеств, которые не исчерпываются умением, к примеру, научить танцевать джаз танец, или же научить играть на каком-либо джазовом инструменте. Изучение задач, стоящих перед руководителем любительского объединения основой которого является джазовое творчество, на современном этапе развития общества, позволяет убедиться в том, что социальным потребностям отвечает подготовленный в высшей школе профессиональный руководитель-педагог, способный заинтересовать участников художественного творчества не только репертуаром, выступлением на сцене, но и способностью расширить кругозор любителей искусства, организовать их в слаженный, живущий яркой творческой

жизнью коллектив. Любительское творчество органично вписывается в духовную жизнь общества, как область социально-культурной деятельности, отвечая потребностям творческой релаксации в сложных условиях переходного периода, а также самореализации личности в ответственных, но неформальных отношениях досугового коллектива. Однако оно становится социально-культурной деятельностью только при условии реализации творческого потенциала участников, их гражданского и культурного роста, становления индивидуальности, независимо от социального статуса, природных и профессиональных различий людей при сохранении ориентации на истинное искусство [1].

С целью выявления социально-педагогических условий развития любительских объединений, основанных на джазовом творчестве, был проведен социологический опрос среди руководителей данных объединений. Выборочная совокупность составила 200 чел. В исследовании приняли участие руководители различных хореографических коллективов, музыкальных студий и ансамблей с различных городов: Тамбов, Волгоград, Курган, Хабаровск, Киров, Ульяновск, Екатеринбург, Москва, чья деятельность была связана с джазовым творчеством. Респондентам была предложена анкета, содержащая 20 вопросов.

Гендерный состав респондентов выглядит следующим образом: 62,5 % женщин и 37,5 % мужчин, что отражает имеющиеся диспропорции среди руководителей любительских объединений, основанных на джазовом творчестве. С одной стороны, это может свидетельствовать о недостаточных

знаниях мужчин относительно полифункциональности джазового творчества, его возможностей и о преобладании у них пассивного зрительского интереса к подобному виду досуга. Женщины больше проявляют социально активный интерес к джазовому творчеству и более компетентны в явлениях социальной культуры.

Анализ возрастных категорий респондентов показало, что в области руководства любительскими объединениями, основанных на джазовом творчестве, активно участвуют молодые люди от 25-34 лет (36,5 %), возрастная группа моложе 25 лет составила 27,5 %, от 35 до 44 - составила

22,5 %, наименее включенной, оказалась возрастная группа выше 45 лет.

Рассмотрение образовательного статуса руководителей джазовых любительских объединений показало следующие данные: 61 % опрошенных имеют высшее образование, 22,5 % - средне специальное, и наименьшее число 16,5 % - среднее. На основании представленных данных вполне правомерен вывод о том, что степень включенности респондентов в джазовые любительские объединения напрямую зависит от образовательного статуса личности: чем выше образование, тем выше социально-культурная направленность на приобщение к общественным ценностям, опыту и установкам, а также больше интерес к самосовершенствованию и к самореализации через творчество в джазовом искусстве.

Данные о стаже работы респондентов показали, что наибольшее число опрошенных имеют стаж работы от 25 % - стаж работы составляет от

5 до 10 лет, от 10 и выше лет - 42,5 %, 20 % - менее года, 15 % - от 3 до 5 лет, и наименьшее количество пришлось от 1 до 3 лет - 2 %.

Большинство опрошенных являются руководителями коллективов, основанных на джазовом творчестве, - 84 %, из них 11 % составляют руководители студий, основанных на джазовом творчестве, и наименьшее количество являются руководителями джазовых клубов. Результаты исследования убедительно подтверждают вывод о сложности в организации и создании джазового клубного объединения, а также в его последующем руководстве.

Таким образом, совокупный социальный портрет руководителей любительских танцевальных объединений, основанных на джазовом творчестве, имеет следующие параметры. Это социально-культурная элитная группа, состоящая из молодых людей до 35 лет, с доминированием женщин, имеющая высокий образовательный

ценз, профессионально реализующая себя в сфере образования, культуры, предъявляющая высокие требования в сфере всестороннего личностного развития и самореализации. Иными словами, это социально активный слой, который влияет на динамику объективно складывающейся в современном обществе системы ценностей.

В связи с чем, педагогическая система развития клубного танца должна строиться на основе:

- широкого массового вовлечения молодого поколения в процесс самосовершенствования;

- возможности средствами творческой деятельности влиять на процесс социализации личности;

- ответственности за формирование социально активной личности, влияющей на будущее общества.

Следующий вопрос показал, какова специфика деятельности джазовых любительских объединений. Большинство респондентов считает, что специфика состоит, в первую очередь, в приобщении человека к джазовой культуре, а также в воздействии на внутренний мир человека.

Из полученных данных следует, что большинство руководителей джазовых любительских объединений выделяют следующие тенденции развития современного джазового любительства:

39,5 % опрошенных выбрали вариант ответа - наличие и создание культурной пространственновременной среды; 25 % - наличие и создание коллективного характера работы и коллективной ответственности за все результаты своей деятельности; чуть меньшее количество - 24 % выбрало вариант ответа - наличие и создание коллективного характера работы и коллективной ответственности за все результаты своей деятельности; наименьшее количество респондентов 11,5 % выбрали ответ - наличие общего интереса к джазу.

Как видно из диаграммы (рис. 1), большинство участников считают, что главной особенностью организации джазового любительского объединения является наличие и создание коллективного характера работы и коллективной ответственности за все результаты своей деятельности - 35 %. Чуть меньшее количество - 30,5 % выбрали вариант ответа - наличие и создание культурной пространственно-временной среды. Вариант ответа -наличие общего интереса к джазу, выбрали 25,5 % респондентов. Наименьшее количество участников опроса выбрали вариант ответа - наличие и создание контактной и взаимодействующей группы людей, функционирующей в рамках той или иной организации (клуб, студия и др.) - 5 %.

В ходе выявления основных потребностей участников, вступающих в любительское джазовое объединение, были получены следующие результаты: большая часть опрашиваемых - это

42,5 % считают основной потребностью - достижение успехов в джазовом исполнительстве и повышение уровня творческих достижений; вариант ответа «потребность в получении информации о джазе» выбрали 15 % респондентов; «потребность в самоутверждении через общение» - 11 %; «потребность в создании, сохранении и распространении джазовых культурных ценностей - коллекционирование, организация культурных меро-

9%

гпТТГГф!

^«жжжжжж» жжжжтжжжжж ттммтмтпмм

жжжжжжжжжжж*

' жжжжжжжжжн

приятий (фестивали, концерты и т. д.)» - 9 %; одинаковое количество - 8,5 % выбрали варианты ответа «потребность в общении с людьми одного интереса» и «потребность в саморазвитии и самовоспитании»; наименьшее количество - 5,5 %, выбрали вариант ответа «потребность в пропаганде джазовой культуры».

Таким образом, на первые места респонденты ставят именно потребности, ориентируемые на творчество и творческие достижения в джазовом искусстве. Важное значение имеет потребность в общении с людьми одного интереса и самоутверждении через него.

15%

8,5%

11%

8,5%

5,5%

Рис. 2. Данные об основных потребностях участников, вступающих в любительское джазовое объединение (%)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что основная проблема организации джазового любительского объединения состоит, прежде всего, в обеспечении условий развития и наличия материальной базы, что является необходимым условием развития и существования объединения. Данный вариант ответа выбрало 46 % респондентов. Следующей проблемой стала организация сплоченного коллектива, ответило 32,5 % респондентов. Наименьшее количество выбрали следующие варианты ответа: 8,5 % - в организации дружеского, бесконфликтного общения между участниками и организаторами джазового любительского объединения;

7 % - в приобщении людей к джазовой культуре;

6 % - в наличии «сильного» организатора и лидера в джазовом любительском объединении.

Важной из всех представленных функций джазового любительского объединения выбрали эстетическую функцию (табл. 1).

Таблица 1

Определение степени важности каждой из функций джазового любительского объединения (%)

функции в первую очередь очень важная не важная не нужная

эстетическая 95% 5% 0% 0%

воспитательная 24,5% 25,5% 36,5% 13,5%

гедонистическая 16% 29,5% 47,5% 7%

развлекательная 2,5% 10% 53,5% 34%

досуговая 37,5% 46,5% 16% 0%

познавательная 39,5% 57% 3,5% 0%

просветительская 68% 30,5% 1,5% 0%

коммуникативная 31,5% 37% 14% 17,5%

Это говорит о том, что эстетическая функция и в целом эстетика является важным звеном в любом творчестве и искусстве, независимо от его направленности.

Основным из принципов в организации работы джазовых любительских объединений респонденты выделяют систематичность, выбрали 34 % опрошенных. Так как принцип систематичности лежит в основе построения работы джазовых любительских объединений определяет систему работы, как руководителя данного объединения, так и участника.

Следующим принципом выделили инициативность, выбрали 17,5 % респондентов. Инициативность - это способность субъекта добровольно и самостоятельно находить формы для проявления своего энтузиазма. Исходя из этого определения, в качестве основных признаков инициативности можно выделить следующие: а) наличие избытка свободной энергии, а также стремление и готовность ее потратить (энтузиазм); б) мотивированность внутренним импульсом (добровольность); в) включенность интеллекта (способность самостоятельно находить новые формы для проявления энтузиазма). Все это определяет, как и работу руководителя объединения, так и участника.

Следующие варианты ответа: «массовость» -выбрали 15 % респондентов, «общедоступность» -

13.5 % респондентов, и одинаковое количество

10.5 % выбрали варианты ответа «планомерность» и добровольность».

Основной целью джазовых любительских ассоциаций, по мнению респондентов, является развитие и поддержка более мелких любительских объединений (джазовых клубов, студий и т. д.) - 33,5 %. Чуть меньшее количество респондентов - 31 %, посчитали основной целью поддержание связей между любителями и профессионалами джазового направления, что также является значимым для развития джазового любительского творчества. 24 % респондентов определили основную цель как оказание помощи в становлении и в развитии джазового искусства. Наименьшее количество - 6,5 %, выбрали вариант ответа - поддержка связей с лучшими джазовыми исполнителями. И 5 % респондентов определили основную цель как поддержание связей между любителями, и любителями джазового направления.

На вопрос: «Что, по вашему мнению - джазовый клуб?», большая часть опрашиваемых -

53.5 % считают, что джазовый клуб - это государственная, общественная, коммерческая, част-

ная организация, которая имеет статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности добровольного объединения граждан.

Значительно меньшее количество опрашиваемых - 20,5 % определяют джазовый клуб, как любители джаза, объединенные творческой деятельностью, которая является фактором формирования личности. 17,5 % респондентов полагают, что джазовый клуб - это педагогически организованная общность людей, объединенных интересами к джазовой культуре.

Наименьшее количество - 5 % считают, что джазовый клуб - это неформальное объединение людей. Остальная часть опрашиваемых определяют джазовый клуб как простую группу людей, члены которой имеют общий интерес к джазу, с определенными организационными особенностями.

Важнейшей ролью джазового клуба респонденты считают становление и поддержка новых стилей джаза (табл. 2).

Таблица 2

Степень важности роли джазового клуба (%)

роль в большей степени важна в меньшей степени важна не важна совсем

в становлении и поддержке новых стилей джаза 91,5 % 8,5 % 0 %

коммуника- ционная 38 % 49,5 % 12,5 %

социальная 33 % 35,5 % 31,5 %

культурно- просвети- тельская 50,5 % 37,5 % 12 %

Становление и поддержка новых стилей джаза очень важна для дальнейшего развития джазовой культуры в целом, поэтому респонденты выделяют именно эту роль из всех представленных.

Основной задачей джазовой клубной деятельности респонденты считают организацию встреч членов джаз-клуба с джазовыми музыкантами, данный вариант ответа выбрали 48,5 % опрошенных. Так как это способствует обмену опытом между профессионалами и любителями джазового творчества, а также дальнейшему творческому развитию участников джазового клуба.

Вариант ответа - «организация участия любителей джаза в различных конкурсах, фестива-

лях», выбрали 26 % респондентов, что является не менее важной задачей джазовой клубной деятельности, потому что, это в первую очередь, стимулирует участников джазовых клубов в посещении данных любительских объединений. Так, 19% опрошенных считают, основной задачей является создание библиотеки, фонотеки и видеотеки по различным направлениям джаза, что является сохранением традиций, истории и культурного наследия джазового творчества. Наименьшее количество респондентов выбрали следующие варианты ответа: «проведение для членов джаз-клуба тематических вечеров» - 5 %, «организация культурного отдыха участников джаз клуба» - 1,5 %.

Из полученных данных следует то, что руководители джазовых объединений, несмотря на любительскую направленность данных объединений, на первый план все-таки ставят перед собой профессиональные задачи джазовой клубной деятельности.

Как свидетельствуют данные проведенного опроса, джазовый клуб определяют как многопрофильное объединение - выделили 46 % респондентов; выявление джазового клуба как досугового объединения - 32,5 %; почти одинаковое количество респондентов выбрали следующие варианты предложенных ответов: «профильный» -

8 %, «образовательный» - 7 %, «клуб с неопределенным профилем деятельности» - 6,5 %. Таким образом, многопрофильность джазового клуба, позволяет включать в себя множество функциональных особенностей деятельности данного объединения.

Основными педагогическими тенденциями джазового любительского творчества респонденты считают: пропаганда всеобщего музыкального воспитания - 37,5 %, массовость культурноджазового просветительства - 34 %, и общегуманитарное развитие личности средствами джазовой культуры - 24,5 %.

Значительное наименьшее количество респондентов выделяют следующие тенденции: акцентирование роли творчества в музыкальной деятельности учащихся - 2,5 %, отход от методов профессионального обучения в любительской сфере - 1,5 %.

Изучение сложности процесса организации джазового любительского объединения показало, что большая часть руководителей этих объединений, считает организацию сложной, но реальной. Остальная часть респондентов выбрали следующие варианты ответов на представленный вопрос: «это одна из главных проблем создания джазово-

го любительского объединения» - 14 %; «для меня это посильная задача» - 9 %; «для меня это не представляет сложности» - 8 %; «для меня это крайне сложно» - 7,5 %.

Данные о степени заинтересованности участников любительских объединений, основанных на джазовом творчестве, показали следующее, что:

78,5 % имеют высокий интерес к данному виду культуры и творчества; 15,5 % - интерес избирателен; 4,5 % - интерес средний; 1,5 % - интерес постепенно снизился; и 0 % - отсутствие интереса у большинства участников. Что дает сделать вывод о положительных перспективах развития данного вида творчества, а также деятельности учреждений представленного типа.

Любительские объединения и, в первую очередь, джазовые, с их огромным творческим и воспитательным потенциалом, составляют значительную часть художественно-педагогической деятельности культурно-просветительных учреждений. В то же время практика показывает заметную девальвацию досуговых форм, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ руководства любительскими объединениями, основанными на джазовом творчестве, что отрицательно сказывается на деятельности клубных учреждений.

Данное исследование было направлено на определение степени важности любительских объединений, основанных на джазовом творчестве, на нахождение уровня заинтересованности участников объединений джазовым творчеством, а также на выявление основных проблем организации любительского объединения, по мнению руководителей данных объединений.

Следует сделать вывод о том, что руководитель любительского объединения основанного на джазовом творчестве, в первую очередь, должен уметь найти, сформировать и применить индивидуальный подход к каждой отдельной личности в своем коллективе, увидеть скрытые задатки каждого своего подопечного, раскрыть в нем особенные индивидуальные качества, направить всю эту работу на развитие творческих способностей участников коллектива и определить пути совершенствования их исполнительского таланта.

Взаимопонимание между руководителем и исполнительским коллективом превыше всего, так как они представляют собой единый творческий организм, цель функционирования которого - достижение конкретного художественнотворческого и образовательного результата [2]. Умение достичь и поддерживать это взаимопо-

нимание - результат глубокого изучения психо-лого-педагогических наук на основе имеющегося высокого культурного уровня развития личности руководителя.

Литература

1. Брылева А.Г., Минскер Г.Е. Методологические предпосылки методического руководства художественной самодеятельностью (Самореализационный подход). Организационно-педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы: сб. науч. тр. ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1989.

2. Корнев П. К. Джаз в культурном пространстве XX века: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2009.

* * *

PEDAGOGY-ORGANIZING FEATURES OF FUNCTIONING UNDER THE PRESENT-DAY CONDITIONS OF AMATEUR ASSOCIATIONS OF JAZZ WORK

I. V. Denezhko

The paper is devoted to examination of pedagogy-organizing conditions of development and organization of amateur associations based on jazz work. The main attention is given to sociological inquiry by this problem among heads of amateur associations based on jazz work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: amateur associations based on jazz work, head of amateur associations, socio-pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.