Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия развития любительского творчества, основанного на джазовой культуре'

Социально-педагогические условия развития любительского творчества, основанного на джазовой культуре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / JAZZ CULTURE / AMATEUR CREATIVITY / SOCIALLY-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Денежко Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению социально-педагогических условий развития любительского творчества, основанного на джазовой культуре. Основное внимание в работе уделяется социологическому исследованию по данной проблеме. Рассматривается влияние джазового любительского творчества на самореализацию духовного и творческого потенциала человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-pedagogical conditions of amateur creativity development based on jazz culture

Article is devoted to studying of the socially-pedagogical conditions of amateur creativity development based on jazz culture. The basic attention is paid to sociological research of the given problem. Influence of jazz amateur creativity on self-realization of spiritual and creative potential of person is considered.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия развития любительского творчества, основанного на джазовой культуре»

УДК 379.8

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА, ОСНОВАННОГО НА ДЖАЗОВОЙ КУЛЬТУРЕ

© И.В. Денежко

Статья посвящена изучению социально-педагогических условий развития любительского творчества, основанного на джазовой культуре. Основное внимание в работе уделяется социологическому исследованию по данной проблеме. Рассматривается влияние джазового любительского творчества на самореализацию духовного и творческого потенциала человека.

Ключевые слова: джазовая культура; любительское творчество; социально-педагогические условия.

Радикальный XX в. принес человечеству небывало стремительные перемены не только в сферу науки и техники, но и в культуру и искусство. В беспрецедентно динамичной эволюции музыкальных творческих направлений невозможно пройти мимо таких явлений, как джаз. Будучи порождением новой эпохи, он стал откликом на многие общественные события века, являя собой своеобразный способ мышления и ощущения времени.

Джаз, являясь целой культурой, представляет собой определенную систему ценностей, связанную с созданием, сохранением и распространением джазовых традиций, джазового творчества. Ее исследованием занимались отечественные и зарубежные ученые: Д. Коллиер, В. Конен, Е. Овчинникова, Г. Шуллер, Л. Фрезер и др. На сегодняшний день джазовая культура актуальна для изучения с точки зрения любительского творчества, т. к. по всему миру существует множество любителей данной культуры, но в то же время данная проблема мало исследована.

Джазовая культура рождалась постепенно, вместе с тем появлялось и любительство к данному виду культуры и искусства. Любительство понимается нами как определенный вид культурной деятельности, в которой человек реализует себя как творческая личность за рамками основной профессии. Любительство как социокультурное явление образует целый пласт, который противостоит профессиональному искусству в своих структурных и коммуникативных особенностях [1].

Примечательной особенностью любительской деятельности людей стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремление приобрести определенные навыки общения с людьми раз-

личного социально-психологического склада. Общение людей в условиях любительства удовлетворяет, прежде всего, следующие их потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

В сегодняшней социально-культурной ситуации любительская деятельность предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социального развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня любительство становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. Любительство подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Оно является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому любительство всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. В этом заключается социальная роль любительства.

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из сфер в многоуровневой структуре любительского творчества является любительство, основанное на джазовой культуре, которое, в первую очередь, направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе развития художественно-эстетической культуры личности [2]. Следовательно, джазовое любительское творчество выступает как фактор

становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Джазовое любительское творчество имеет большое значение в различных процессах личности человека, таких как социализация, коммуникация и общение и т. д. В каждом обществе складывается представление о приемлемом, достаточном уровне развития социальных отношений, культуры, личности. Освоение знаний и социально значимых элементов окружения в процессе социализации личности происходит, прежде всего, посредством взаимодействия людей. Именно посредством общения изучаются и постигаются социально-значимые представления, ценности, идеи, распространенные в определенной группе или в обществе в целом. Поэтому общение, коммуникация становятся важнейшим механизмом преодоления обострившихся проблем и противоречий. Коммуникативные процессы будут совершенно неэффективны при отсутствии культуры общения и коммуникативной компетентности взаимодействующих партнеров. В повседневном общении чаще всего происходит только накопление опыта, а работа по совершенствованию коммуникативной культуры либо совсем отсутствует, либо ограничивается констатацией недостатков. На наш взгляд, сфера любительства предоставляет наибольшую возможность для того, чтобы человек разобрался в себе, нашел потерянный потенциал влияния на людей и усвоил методику использования своих ресурсов. Свободное, без-оценочное общение среди любителей предоставляет наилучшую возможность для самораскрытия, нахождения понимания, поддержки и советов со стороны более компетентных партнеров, а значит и для накопления необходимого социокультурного опыта. В процессе любительского взаимодействия происходит овладение культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит человек.

В связи с возросшим интересом к джазовой культуре среди любителей, и не только, возникла необходимость обоснования социально-педагогических условий развития данного социокультурного феномена. С целью выявления социально-педагогических условий развития джазового любительского

творчества было проведено социологическое исследование [3, 4].

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- определить место и значение джазовой культуры в системе досуга современного социума;

- конкретизировать спектры интересов и мотивации респондентов к данному виду искусства;

- выявить социокультурные условия развития джазовых любительских объединений;

- определить организационно-педагогические условия развития джазовых любительских объединений и перспективные направления деятельности современных джазовых клубов, ассоциаций и т. д.

В соответствии с поставленными задачами нами была разработана анкета, включающая различные вопросы, относящиеся к джазовой культуре и сфере любительских объединений. Исследование проводилось среди любителей данной культуры. Полностью выборочная совокупность исследования составила 100 человек различных возрастных категорий.

При этом был применен тип случайной выборки. При проведении опроса любителей джазовой музыки, посетивших концерт джазового оркестра Даниила Крамэра в Тамбовском областном государственном учреждении культуры «Тамбовконцерт», выборочная совокупность исследования составила 100 человек. Было опрошено 69 % женщин и 31 % мужчин.

При анализе результатов социологического исследования нами было высказано предположение, что на формирование отношения к джазовой культуре у любителей оказывают влияние такие факторы, как посещение концертов и фестивалей, посвященных джазу; участие в концертной деятельности данного направления; интерес к джазовым клубам и т. д. Исходя из этого, был проведен корреляционный анализ с учетом вышеперечисленных параметров.

Первый вопрос был направлен на выявление мнения респондента о джазовой культуре. Подавляющее большинство участников опроса (52 %, из них 49 % женщин и 3 % мужчин) считают, что «джаз» - это род как профессионального, так и любительского

искусства, сложившегося в результате слияния европейской и африканской культур, утвердившихся в США. Еще 20 % отметили (9 % - женщины, 11 % - мужчины), что «джаз» - это только музыкальное направление. Одинаковое количество респондентов (14 %) указали, что «джаз» - это профессиональный вид искусства (9 % - женщины, 5 % -мужчины), а также вид искусства, свободный от правил и канонов (11 % - женщины, 3 % -мужчины).

В ходе исследования нам удалось выяснить отношение участников опроса к джазу. Основательным является тот факт, что 83 % опрошенных положительно относятся к данному виду искусств, из них 29 % в возрасте от 45-ти и старше, 23 % в возрасте от 25 до 34 лет, 17 % в возрасте моложе 25 лет и 14 % - от 35 до 44 лет. Вариант ответа «нейтрально» выбрало 3 % респондентов. Негативную позицию заняли 14 % респондентов, из них 9 % моложе 25 лет и 5 % в возрасте 45-ти и старше. Тем самым следует сделать вывод, что у доминирующего большинства участников, пришедших на концерт, положительное отношение к джазу.

Следующий вопрос анкеты был посвящен выявлению любителей джаза среди различных возрастных категорий. Опрос показал, что большинство опрашиваемых - 80 % (60 % - женщины, 20 % - мужчины), являются абсолютными любителями джаза. По возрастным категориям прослеживаются следующие результаты: большее количество любителей среди опрашиваемых приходится на возраст от 45 и старше (29 %); затем подавляющее большинство любителей приходится на возрастную категорию моложе 25 лет (18 %), и практически равное количество любителей 25-34 (16 %) и 35-44 (17 %) лет. Отрицательную позицию заняли 20 % опрашиваемых (13 % - женщин, 7 % - мужчин), среди них равное процентное соотношение в возрастной категории - моложе 25 и 25-34 лет (7 %) и от 45 и старше составляет 6 %.

Одной из задач нашего исследования являлось выявление спектра интересов и мотиваций респондентов в данном виде искусства, в ходе которого нами предполагалось определить посещаемость джазовых мероприятий, куда входило: концерты, выступления, фестивали джазовой музыки, джаз-танца. Данные опроса распределились следующим

образом. 51 % любителей джазовой культуры периодически посещают данные мероприятия как в данном городе, так и в других городах России. Из них насчитывается 42 % женщин и 9 % мужчин, а также 14 % - моложе 25 лет, 6 % - от 25 до 34 лет, 4 % -35-44 лет, и 27 % - от 45 и старше. Противоположный вариант ответа показал, что практически такое же количество опрашиваемых никогда до этого не посещали какие-либо джазовые мероприятия - 49 %. Из них 42 % -женщин и 7 % мужчин. Среди них: 12 % -моложе 25 лет, 17 % - 25-34 лет, 0 % -35-44, 20 % - от 45 и старше.

Следующий вопрос анкеты взаимосвязан с предыдущим и направлен на определение впечатлений респондентов после посещения какого-либо джазового мероприятия (концерта, фестиваля и т. д.). Ответы на этот вопрос практически единогласны. У 51 % ответивших на этот вопрос остались положительные впечатления после посещений данного типа мероприятий. Из них насчитывается 42 % женщин и 9 % мужчин, а также 14 % -моложе 25 лет, 6 % - от 25 до 34 лет, 4 % -35-44 лет и 27 % - от 45 и старше. Отрицательных и нейтральных впечатлений по результатам опроса не оказалось.

Одним из немаловажных аспектов нашего исследования являлось определение знаний респондентов в области джазовых клубов. Результаты по данному вопросу показали следующее: подавляющее большинство опрошенных - 80 %, не знают ни одного джазового клуба (65 % - женщин, 15 % мужчин; из них 22 % - моложе 25 лет, 26 % -25-34 лет, 10 % - 35-44 лет, 22 % - 45 и старше), но 20 % опрашиваемых, которые положительно ответили на этот вопрос (11 % -женщин, 9 % - мужчин; из них 8 % - моложе 25 лет, 0 % - 25-34 лет, 8 % - 35-44 лет, 4 % - 45 и старше), перечислили определенное количество самых известных джазовых клубов, среди них: «Камертон», «Арсенал», «Квадрат».

Заключительный вопрос анкеты был направлен на выявление того, что больше всего любителям джаза нравится в данном музыкальном жанре. Вариант ответа «импровизационный характер» выбрали 49 % респондентов, из них 37 % женщин и 12 % мужчин. Среди них: 17 % - моложе 25 лет, 9 % - 2534 лет, 9 % - 35-44 лет, 14 % - 45 и старше.

Следующий вариант ответа «ритм и акцент» предпочли 33 % респондентов, из них 28 % женщин и 5 % мужчин. Среди них: 3 % -моложе 25 лет, 12 % - 25-34 лет, 6 % - 3544 лет, 12 % - 45 и старше. Вариант ответа «свинговый характер» выбрали 11 % респондентов, все женщины от 45 и старше. И свой вариант ответа предложили 7 % респондентов - мужчины в возрасте от 45 и старше. Своими ответами были следующие: «неповторимость», «этническое начало», «разнообразие мелодий и ритмов» и т. д.

В целом, проведенное исследование позволяет определить специфику статуса джаза среди людей различных возрастных категорий в современной культурной среде.

Джазовое искусство является значимым компонентом досуговых интересов современного человека, особенно в возрастных категориях далеко различных друг от друга: моложе 25 лет и от 45 и старше; что позволяет ему составить серьезную конкуренцию асоциальным способам проведения досуга как молодого поколения, так и старшего.

Но основным носителем культуры джазового искусства является молодежная социокультурная среда, т. е. социально активный слой, влияющий на динамику объективно складывающейся в современном обществе системы ценностей, что является существенным позитивным фактором для распространения джаза в обществе, продолжения его развития и расширения сферы его влияния.

Джаз формирует особую субкультуру участников джазовых любительских объединений, способствует выработке системы единых групповых ценностей.

Существенным условием развития джаза и расширения круга его участников выступает позитивное общественное мнение по отношению к нему, формирующееся в референтных для личности группах.

На основе проведенного социологического исследования и анализа полученных в его ходе данных нами было определено следующее:

1. Джазовая культура, как часть общей культуры, активно развивается в современном социокультурном пространстве и выполняет следующие важные функции:

- духовно-эмоционального познания

человеком действительности;

- совершенствования личности посредством творчества (самовыражение, стимуляция творческого начала личности, создание ее более положительного образа);

- коммуникативные (общение, организация межличностного взаимодействия);

- социально-адаптирующие (эмоциональная разрядка, саморегуляция, высвобождение сдерживаемых и подавляемых чувств и эмоций).

2. Интерес к джазовому творчеству и стабильность мотиваций респондентов подтверждают перспективность развития системы джазового искусства и определяют ряд необходимых условий для этого:

- совершенствование организационнопедагогических принципов и основ клубов, организаций и объединений джазового искусства;

- совершенствование материально-технической базы.

Также в ходе социологического опроса удалось определить:

- значение любительского творчества, основанного на джазовой культуре, в системе социально-культурной деятельности;

- выявить его социокультурные условия развития;

- определить роль джаза в процессе социализации и самореализации личности;

- конкретизировать спектр интересов и мотиваций респондентов в отношении данного вида искусства;

- установить степень включенности респондентов в культурно-досуговую деятельность;

- определить организационно-педагогические условия развития джазовых клубов.

Таким образом, опрос среди любителей джаза продемонстрировал актуальность и значимость джазовой культуры для современного общества, для любителей данного направления. Результаты исследования подтвердили важность разработки педагогической модели развития любительства в джазовой сфере, основными ориентирами которой должны стать активизация любителей джаза; их включение в творческую деятельность; активное внедрение проблемных методик и технологий, позволяющих освоить не только теоретически и практически, но и самостоятельно включиться в работу по сохранению джазовой культуры.

1. Любительство в художественной культуре: история и современность // Ученые записки ИУБиП. Ростов н/Д, 2005. № 2.

2. Матук В.А. Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в системе культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мн., 2009.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.

Поступила в редакцию 15.09.2009 г.

Denezhko I.V. Socially-pedagogical conditions of amateur creativity development based on jazz culture. Article is devoted to studying of the socially-pedagogical conditions of amateur creativity development based on jazz culture. The basic attention is paid to sociological research of the given problem. Influence of jazz amateur creativity on self-realization of spiritual and creative potential of person is considered.

Key words: jazz culture; amateur creativity; socially-pedagogical conditions.

УДК 796/799+371.7

ЗАНЯТИЯ ТУРИЗМОМ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© М.А. Причалов, А.М. Игнатьев

Построение физкультурно-оздоровительного процесса в детских оздоровительных лагерях с учетом местных природных условий и с применением средств туризма положительно влияет на антропометрические данные детей, на уровень развития их физических, функциональных и психофизиологических качеств, на формирование навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: туризм; детские оздоровительные учреждения; массовые туристско-спортив-ные мероприятия; туристская работа с детьми.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) на сегодняшний день - это самая распространенная форма учебно-педагогической работы с детьми и подростками в летний период, которая обладает большей свободой выбора как содержания, так и методики физкультурно-оздоровительной работы по сравнению с другими образовательными учреждениями. Однако, несмотря на это, анализ научно-методической литературы и собственные педагогические наблюдения свидетельствуют о наличии недостатков в организации данной работы в ДОЛ [1-9], к основным из которых относятся:

- неэффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

- малый перечень средств видов спорта, используемых в ДОЛ в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками;

- недостаточное обеспечение процесса физкультурно-оздоровительной работы с отдыхающими в ДОЛ программами и учебнометодической литературой, разработанными

с учетом современных социально-экономических и природных условий региона.

В связи с этим поиск эффективных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях, построенных с учетом местных социальноэкономических и природных условий, в которых на фоне высокого уровня двигательной активности развивались бы познавательные способности детей и формировалась бы личность ребенка, представляется сегодня целесообразным.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОЛ осуществляется, в основном, в условиях местной природной среды. Вопросы активизации двигательного режима в детских лагерях в условиях природной среды с использованием средств разных видов спорта, в т. ч. и туризма, всегда интересовали ученых. Значение туризма в проведении массовых мероприятий в детских оздоровительных лагерях, в познании детьми окружающего мира, во всестороннем воспитании ребенка, особенно в подростковом возрасте, неоценимо, поэтому внимание к этому средству физическо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.