Научная статья на тему 'Организационно-педагогические аспекты адаптации студентов к особенностям обучения в вузе'

Организационно-педагогические аспекты адаптации студентов к особенностям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптиева Людмила Николаевна

В статье раскрыты организационно-педагогические аспекты адаптации студентов биологического факультета к учебной деятельности. Выделены основные этапы профессиональной адаптации, рассмотрены трудности адаптации, которые испытывают студенты на начальном этапе обучения и молодые специалисты в первые годы работы в учреждениях образования. Проведенное исследование доказывает необходимость комплексного подхода к проблеме профессиональной адаптации и решение ее в системе школа – вуз – учреждения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптиева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the organizational and pedagogical aspects of biological faculty students’ adaptation for study activities. The article defines basic stages and difficulties of students and young specialis’ professional adaptation. The research demonstrates the necessity of complex approach to the problem of professional adaptation in the system of secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические аспекты адаптации студентов к особенностям обучения в вузе»

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

71

- образовательная технология игрового типа, направленная на становление проектной культуры у студентов состоит из следующих взамосвязанных этапов: пропедевтико-диагностического, когнитивно-аксиологического, мыследеятельностного, деятельностно-практического и рефлексивно -оценочного;

- в соответствии с логикой и закономерностями формирования проектной культуры у студентов каждый этап игровой технологии имеет конкретные технологические характеристики (методы, формы, педагогические средства);

- реализация разработанной игровой технологии в вузовской образовательной практике позволит, на наш взгляд, существенно повысить уровень проектного мышления и деятельности у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта и будет способствовать становлению у них основ педагогического профессионализма мыследеятельностного типа.

Литература

1. Никитин, B. А. Организационные типы современной культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологи : 24.00.01 / В. А. Никитин ; Негос. образоват. учреждение «Междунар. акад. бизнеса и банковского права». - Тольятти, 1998. - 49 с.

2. Анисимов, О. С. Акмеология и методология: проблема психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов. - М. : Техно, 1996. - 772 с.

3. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.

4. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / Н. А. Масюкова ; под ред. проф. Б. В. Пальчевского. - Минск : Технопринт, 1999. - 288 с.

5. Алексеев, Н. Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования / Н. Г. Алексеев // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 221-229.

6. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С. Д. Неверкович ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Высш. шк., 1995. - 207 с.

7. Барабанов, А. Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А. Г. Барабанов. -М. : ФОН, 1995. - 186 с.

8. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высш. шк., 1991. - 257с.

9. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа культурной политики, 1995. - 800 с.

Summary

This article deals with the essence and structure of future physical culture and sport specialists ’ project culture coming into being.

Поступила в редакцию 07.09.09.

УДК 378

Л. Н. Лаптиева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОСОБЕННОСТЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье раскрыты организационно-педагогические аспекты адаптации студентов биологического факультета к учебной деятельности. Выделены основные этапы профессиональной адаптации, рассмотрены трудности адаптации, которые испытывают студенты на начальном этапе обучения и молодые специалисты в первые годы работы в учреждениях образования. Проведенное исследование доказывает необходимость комплексного подхода к проблеме профессиональной адаптации и решение ее в системе школа - вуз - учреждения образования.

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Введение

Практические потребности общества в высококвалифицированных кадрах ставят перед высшей школой задачу улучшения качества профессиональной подготовки специалистов. В выполнении поставленных задач первоочередное место занимает решение проблемы профессиональной адаптации студентов биологического факультета, будущих учителей, осуществление такой подготовки в вузе, которая позволит молодому специалисту достичь оптимальных результатов в самостоятельной трудовой деятельности в учреждениях образования в минимально короткое время.

Результаты исследования и их обсуждение

Многие ученые [1], [2], [3] рассматривают профессиональную адаптацию как специальное поле профессиональной деятельности для решения проблем развития и профессионального становления молодого специалиста (Т. В. Гуляева, А. Т. Ростунов, И. А. Жданов и др.). Исходя из этого понимания, профессиональную адаптацию можно охарактеризовать как динамический творческий процесс, обеспечивающий успешную адаптацию к самой трудовой деятельности со всеми ее предметными и временными составляющими.

В. И. Журавлев, В. П. Беспалько и другие ученые рассматривают проблему профессиональной адаптации с позиций системного подхода. В. И. Журавлев считает возможным представить педагогическую деятельность как сложную систему, важнейшее методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя комплекс идей диалектики [4]. В. П. Беспалько под педагогической системой понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния на формирование личности с заданными качествами [5]. Структурные компоненты этой системы являются основой базовых характеристик системы, совокупность которых создает факт их существования и отличает от всех остальных систем.

Для понимания поведения систем мы выявили реализуемые данной системой процессы управления - формы передачи информации от одной подсистемы к другой. При сравнении компонентного состава педагогических систем вуза и учреждений образования видна их инвариантность по структуре и по составу элементов, что позволяет схематично представить структуру педагогической системы вуза следующим образом: 1 - студенты; 2 - цели обучения (общие и частные); 3 - содержание обучения; 4 - процессы обучения (собственно обучение и воспитание); 5 - профессорско-преподавтельский коллектив; 6 - организационные формы и методы обучения и воспитания. В рамках этой системы осуществляются все взаимодействия студентов и членов педагогического коллектива вуза.

Соответственно структура педагогической системы учреждений образования выглядит следующим образом: 1 - цели профессиональной адаптации; 2 - молодой специалист; 3 - содержание профессиональной адаптации; 4 - адаптационные процессы (как пути достижения полной профессиональной адаптации); 5 - педагогический коллектив учреждений образования;

6 - организационные формы и методы, обеспечивающие профессиональную адаптацию молодых специалистов - учителей биологии в учреждениях образования. В рамках этой педагогической системы осуществляются все взаимодействия адаптантов и адаптирующих, которыми и определяется ход адаптационного процесса.

Условия педагогической системы в вузе создают, в определенной степени, исходный уровень профессиональных знаний, навыков и умений, развитие необходимых профессиональных качеств и свойств личности молодого специалиста на входе в педагогическую систему учреждений образования, а информация - содержание профессиональной деятельности молодого специалиста, связанное с исполнением функциональных обязанностей. Четкая постановка целей перед педагогическими системами вуза и учреждений образования, комплексное планирование учебно-воспитательного процесса призваны превратить процесс профессиональной адаптации в целенаправленный непрерывный процесс по обеспечению эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов.

Исходя из системного подхода к исследуемой проблеме, профессиональную адаптацию можно представить как сложную педагогическую систему, отдельными компонентами которой являются школа, вуз, учреждения образования. Это целостное соединение, которое имеет свою историю возникновения, этапы развития, традиции, преемственность в работе, взаимодействие частей внутри системы. Каждая из этих малых систем является частью большой системы, имеет свои цели и задачи (см. таблицу 1).

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

73

Таблица 1 - Распределение целей профессиональной адаптации в системе школа - вуз -учреждения образования

Наименование учреждения Цели профессиональной адаптации

Главная цель - подготовить и воспитать квалифицированного конкурентноспособного специалиста учреждений образования.

Школа Обеспечить сознательный выбор профессии учащимся, имеющим потенциальные возможности для успешного овладения профессией учителя: дать достоверную информацию о профессии учителя биологии, характере и особенностях труда, требованиях профессии к специалисту, условиях труда и его оплате. Способствовать формированию адекватного представления о выбранной профессии.

Вуз Обеспечить профессиональную подготовку квалифицированного специалиста: формировать операционно-техническую сферу студентов в соответствии с требованиями современных учреждений образования; потребностно-мотивационную сферу, акцентируя внимание на профессиональной направленности; добиться овладения студентами глубокими и прочными знаниями, выработать у них современное профессиональное мышление, сформировать творческое отношение к труду, удовлетворение выбранной профессией.

Учреждения образования Обеспечить высокий уровень адаптации всех сфер личности молодого специалиста на конкретном рабочем месте: профессиональную, социальную, психологическую адаптацию. Способствовать формированию любви к профессии учителя, желанию работать в учреждениях образования.

В учебных заведениях профессиональная адаптация является процессом приспособления учащихся и студентов к будущей профессии (в общеобразовательных школах, профтехучилищах, вузах), а на производстве - адаптации молодых специалистов к условиям их профессионального труда.

Поскольку профессиональная адаптация является процессом двусторонним, предусматривающим, с одной стороны, деятельность студентов (адаптирующихся), а с другой -деятельность педагогического коллектива вуза (школы) - адаптирующих, то немаловажным условием успешной профессиональной адаптации молодежи является умелое педагогическое руководство и управление этим сложным процессом. Причем в этом руководстве нуждаются студенты вузов и молодые специалисты. Выявленная нами близость процессов обучения и профессиональной адаптации позволяет рассматривать их во взаимосвязи и создает возможность представить профессиональную адаптацию в виде системы динамического и интегрального качества, которая выполняет функции движущей силы ко всему профессиональному образованию, что позволяет осуществлять педагогическое руководство процессом профессиональной адаптации.

На наш взгляд, профессиональную адаптацию можно рассматривать как процесс, длящийся всю жизнь. Он связан с возрастным развитием человека, переоценкой жизненных ценностей и своего профессионального статуса, изменением социальной ситуации. В процессе адаптации можно выделить первичную адаптацию, которая наблюдается в начальный период учебы или работы в учреждениях образования. В результате проведенного нами опроса был сделан вывод, что в этот период большинство молодых специалистов не испытывают необходимости повышения квалификации, но не в силу того, что считают свой уровень высоким, а потому, что стремятся убедиться в своих профессиональных возможностях, правильном выборе профессии. Если в течение четырех-пяти последующих лет работы молодой специалист не видит дальнейших перспектив профессионального роста (повышение квалификации, прибавка к заработной плате и другие), то у него развивается «первичный кризис», выражающийся в эмоциональном дискомфорте, неосознанной неудовлетворенности трудом. Вторичная адаптация развивается через 15-20 лет профессиональной деятельности в связи с необходимостью профессионала существенно перерабатывать, чтобы доказать свое право на рост профессионального статуса.

Таким образом, можно отметить, что профессиональная адаптация - многосторонний динамический процесс, движущей силой которого является противоречие между

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

многообразием требований к профессиональной деятельности и подготовленностью специалиста к ней. В результате этого процесса происходит овладение основными компонентами профессиональной деятельности. В связи с этим перед нами стоит задача выявить и обосновать основные этапы и особенности профессиональной адаптации студентов биологического факультета.

Биологический факультет осуществляет подготовку будущих учителей биологии для учреждений образования республики. В учебном процессе выделяют следующие циклы: социально'-гуманитарных дисциплин, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин делится на три группы: общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология и др.), дисциплины специальности (зоология, систематика, анатомия, физиология и др.) и дисциплины дополнительной специальности (природопользование и охрана природы, глобальная экология и др.), при изучении которых студенты получают объем знаний, необходимый для дальнейшей успешной профессиональной деятельности в учреждениях образования.

Закрепление профессиональных знаний и умений, полученных в стенах вуза, происходит в период прохождения производственной практики в учреждениях образования города и республики. Самостоятельная практическая деятельность в различных типах учреждений образования позволяет приобрести личный опыт профессиональной деятельности, пересмотреть значение теоретических дисциплин, ставит перед необходимостью решать конкретные производственные задачи, мобилизует теоретические и практические знания, способствует формированию профессиональной направленности.

Исходя из особенностей обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности, мы считаем возможным выделить в процессе профессиональной адаптации студентов биологического факультета следующие этапы: начальный, квалификационный и производственный.

Каждый из выделенных этапов имеет свои цели и специфические особенности.

Целью первого этапа является создание педагогических условий, обеспечивающих плавный переход студентов в иную, по сравнению со школьной, педагогическую систему. Этот этап, по нашему мнению, включает 1-2-ой семестры и должен стать для студентов каналом мотивационной информации, влияющим на формирование их профессиональных намерений, мотивов выбора профессии. Происходит овладение студентами общебиологическими знаниями, формируются понятийный аппарат, мышление, профессиональная направленность, лежащие в основе успешной профессиональной адаптации.

На втором, квалификационном, этапе (3-7-ой семестры) профессиональной адаптации происходит углубленное изучение предметов, лежащих в основе успешной профессиональной деятельности, закрепление полученных знаний и умений на практических занятиях в стенах вуза, а также на полевых практиках, прививается творческое отношение к труду, развивается профессиональный интерес, профессиональная направленность, укрепляется положительная мотивация занятий определенной профессиональной деятельностью.

На третьем, производственном, этапе (8-10-ый семестры) происходит профессиональное становление студентов выпускных групп, в скором будущем молодых специалистов на конкретном рабочем месте при прохождении педагогических практик в учреждениях образования. Эта деятельность позволяет выпускникам биологического факультета организовать весь ранее приобретенный опыт и специализировать его к непосредственным задачам, с которыми они сталкиваются на своем рабочем месте.

Исследование нами особенностей адаптации студентов биологического факультета позволило установить, что наибольший процент трудностей адаптации приходится на начальный период обучения в вузе. Именно в этот период отмечается наибольший отсев студентов из вуза по разным причинам. В связи с этим в проблемное поле нашего исследования вошло исследование трудностей профессиональной адаптации студентов нового набора. В исследовании приняло участие 168 человек. Результаты исследования приведены в таблице 2.

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

75

Таблица 2 - Анализ причин трудностей профессиональной адаптации студентов 1 курса биологического факультета

№ Причины трудностей Кол-во ответов

п/п Человек %

1 Переход в иную педагогическую систему 59 35,1

2 Недостаточный уровень общеобразовательной подготовки 28 16,7

3 Предъявление требований к уровню приобретаемых знаний и умений 24 14,3

4 Трудности во взаимоотношениях с преподавателями 7 4,1

5 Вхождение в новый коллектив, изменение социального статуса 16 9,5

6 Трудности коммуникативного характера 17 10,1

7 Неумение организовать свой быт 6 3,6

8 Отсутствие контроля со стороны родителей 6 3,6

9 Другие трудности 5 3,0

Проведенное исследование показало, что на начальном этапе адаптации студенты испытывают наибольший объем трудностей в связи с переходом в новую педагогическую систему обучения, который сопровождается связанными с этим иными формами организации и проведения занятий, большим потоком новой информации и неумением в ней ориентироваться, неумением работать с литературой, конспектировать (31,7%). Большой объем трудностей, которые испытывают студенты на начальном этапе обучения, обусловлен недостаточным уровнем общеобразовательной подготовки (16,7%) и предъявлением требований к уровню приобретаемых профессиональных знаний и умений (14,3%). В определенной степени студенты испытывают трудности, связанные с коммуникативно-социальной сферой - трудности коммуникативного характера (10,1%), трудности в связи с вхождением в новый коллектив - и изменением своего социального статуса (9,5%), трудности, обусловленные неумением организовать свой быт (3,6%). В графу «Другие трудности» были внесены следующие варианты ответов: «большой объем учебной нагрузки», «трудности во взаимоотношениях с преподавателями», «быстрая утомляемость и состояние здоровья», «неудовлетворенность выбранной профессией».

Анализ причин трудностей адаптации студентов нового набора к учебной деятельности позволил сделать вывод, что на этапе вхождения в профессию при обучении в вузе необходимо обеспечить профессиональные умения адаптантов и создать условия для достижения профессиональноквалификационной мобильности и формирования потребностно-мотивационной сферы.

Учитывая взаимосвязь и взаимодействие отдельных компонентов в системе школа - вуз -учреждения, образования, мы провели исследование трудностей профессиональной адаптации молодых специалистов - учителей биологии - в начальный период самостоятельной трудовой деятельности. В исследовании приняло участие 97 молодых специалистов - учителей биологии, работающих в различных учреждениях образования Гомельской области (таблица 3).

Таблица 3 - Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов - учителей биологии

№ п/п Причины трудностей Кол-во ответов

Человек %

1 Недостаточный уровень профессиональных знаний 2 1,8

2 Психологическая неподготовленность к профессиональной деятельности 21 19,3

3 Трудности коммуникативного характера 12 11,0

4 Неумение применить полученные знания и умения в профессиональной деятельности 8 7,3

5 Трудности при работе со школьной документацией 23 21,1

6 Трудности во взаимоотношениях с администрацией 5 4,6

7 Большая наполняемость класса - -

8 Трудности вхождения в новый коллектив 11 10,2

9 Неудовлетворенность организацией рабочего дня 17 15,6

10 Неуверенность в себе 3 2,7

11 Неудовлетворенность стилем руководства 7 6,4

76

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Анализ проведенного исследования показал, что наибольший процент трудностей у молодых специалистов вызывают: трудности при работе со школьной документацией (21,1%), психологическая неподготовленность к профессиональной деятельности (19,3%), неудовлетворенность организацией рабочего дня (15,6%). Определенные трудности в профессиональной адаптации молодые специалисты связывают с необходимостью вхождения в новый коллектив (трудности коммуникативного характера испытывают 11,0% опрошенных, трудности вхождения в новый коллектив - 10,2%). В меньшем объеме молодые специалисты испытывают трудности в связи с неумением применить полученные знания и умения в профессиональной деятельности (7,3%), неудовлетворенностью стилем руководства (6,4%), трудности во взаимоотношениях с администрацией (4,6%). Интересен тот факт, что только 2,7% молодых специалистов в начальный период адаптации в учреждениях образования ощущают неуверенность в себе, а 1,8% - недостаточный уровень профессиональных знаний. Вместе с тем все молодые специалисты одной из причин трудностей профессиональной адаптации считают недостаточный уровень заработной платы.

Полученные нами данные показали, что трудности, которые испытывают молодые специалисты, в большей мере могут быть решены еще при обучении в вузе. Достичь этого можно при условии, что содержание профессиональной подготовки в вузе, согласно учебной программе, полностью соответствует объему, уровню и требованиям той работы, которую будет выполнять выпускник при самостоятельной трудовой деятельности в учреждениях образования. Содержание обучения в процессе профессиональной адаптации в вузе и учреждениях образования, при прохождении производственной практики, предусматривает конкретный профессиональный рост квалификации за определенный период времени, а также дальнейшее развитие деловых и личностных качеств, заложенных в период обучения. Отсюда на первый план выходит проблема преемственности, которая, по мнению А. П. Сманцера, «...непременно и ежечасно обеспечивает выход за пределы прошлого, поскольку каждая следующая стадия, фаза развития связана с предыдущими, при этом старые структуры не исчезают, перестраиваются и входят в состав новых» [6, 41].

Выводы

Таким образом, исследование организационно-педагогических аспектов адаптации студентов к особенностям обучения в вузе позволяют сделать следующие выводы:

1. Рассматривая проблему профессиональной адаптации с позиций системного подхода, ее можно представить как сложную педагогическую систему, отдельными компонентами которой являются школа, вуз, учреждения образования. При сравнении компонентного состава педагогических систем вуза и учреждений образования выявляется их инвариантность по структуре и по составу элементов, что делает возможным осуществлять профессиональную адаптацию в рамках названных систем.

2. Исходя из особенностей обучения в вузе, в процессе профессиональной адаптации

студентов биологического факультета можно выделить следующие этапы: начальный,

квалификационный и производственный, каждый из которых имеет свои особенности.

3. В процессе обучения в вузе студенты биологического факультета испытывают трудности адаптации, наибольший процент которых приходится на начальный этап обучения. К основным причинам трудностей этого этапа можно отнести трудности, связанные с переходом в иную педагогическую систему (35,1%), недостаточный уровень общеобразовательной подготовки (16,7%), предъявление требований к уровню профессиональной подготовки (14,3%) и др.

4. Решению проблемы трудностей начального этапа профессиональной адаптации способствует целенаправленная деятельность всех субъектов профессиональной адаптации по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

5. Основными причинами трудностей, которые испытывают молодые специалисты -учителя биологии являются недостаточное знание правил ведения школьной документацией (21,1%), психологическая неподготовленность к профессиональной деятельности (19,3%), трудности коммуникативного характера (11,0%) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешной адаптации молодых специалистов в начальный период самостоятельной трудовой деятельности способствует, на наш взгляд, достижение соответствия между уровнем профессиональной подготовки в период обучения в вузе и требованиями профессии к молодому специалисту на рабочем месте в учреждениях образования, введение спецкурса по изучению школьной документации, формирование профессиональной направленности.

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

77

6. Преемственность содержания профессионального образования обеспечивает целостность образовательной системы в концепции непрерывного образования, когда сформированные на одной ступени обучения профессиональные знания, умения, навыки становятся базой для качественного овладения более сложными умениями и навыками на последующих этапах обучения, в частности в процессе профессиональной адаптации.

7. Одним из эффективных путей формирования профессиональной адаптации студентов биологического факультета и молодых специалистов - учителей биологии является комплексный подход к этой проблеме и решение ее в системе школа - вуз - учреждения образования. На решение этих проблем должна быть направлена деятельность педагогических коллективов вуза и учреждений образования.

Литература

1. Гуляева, Т. В. Профессиональная адаптация молодого учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Гуляева. - Минск, 1999. - 148 л.

2. Ростунов, А. Т. Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии / А. Т. Ростунов ; Нац. ин-т образования. - Минск, 1995. - 120 с.

3. Жданов, И. А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности / И. А. Жданов. -М. : Просвещение, 1989. - 63 с.

4. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. - М. : Просвещение, 1990. - 164 с.

5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М. : М-во образования России, Ин-т проф. образования, 1995. - 336 с.

6. Сманцер, А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика : науч. изд-е / А. П. Сманцер. - Минск : БГУ, 1995. - 288 с.

Summary

This article reveals the organizational and pedagogical aspects of biological faculty students’ adaptation for study activities. The article defines basic stages and difficulties of students and young specialis’ professional adaptation. The research demonstrates the necessity of complex approach to the problem of professional adaptation in the system of secondary and higher education.

Поступила в редакцию 02.07.09.

УДК 796.15

В. С. Лемешков

ПОСТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования спортивной тренировки - построение и содержание годичного цикла подготовки квалифицированных спортсменов в спортивной ходьбе, выявлены особенности, проанализированы комплексные целевые программы. В ходе исследования была разработана высокоэффективная методика, которая позволяет управлять учебно -тренировочным процессом скороходов на различных этапах годичного цикла и добиться стабильно высоких результатов на ответственных стартах года.

Введение

С выходом спортсменов СССР в начале 1950-х гг. на международную арену усилилась конкуренция между нашими спортсменами и спортсменами других стран. Для успешного выступления на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы потребовался новый качественный подъем научных исследований в области спорта. В эти годы основные усилия ученых были направлены на совершенствование структуры тренировочного процесса, определение оптимальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.