УДК 378
Л. Н. Лаптиева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье рассмотрены основные компоненты профессиональной адаптации студентов биологического факультета. Особое внимание уделено исследованию психологического компонента адаптации, основой которого является сформированная профессиональная направленность, оказывающая первостепенное влияние на социальное поведение будущего учителя. Проведенное исследование доказывает необходимость комплексного подхода к проблеме профессиональной адаптации студентов биологического факультета и формирования профессиональной направленности начиная с первого курса обучения в университете.
Введение
В последние годы все более актуальной становится проблема профессионального образования и профессиональной адаптации молодых специалистов. Система народного образования призвана усилить идейно-воспитательное воздействие на личность, на совершенствование общественных механизмов, создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи. Неоценимый вклад в эту работу вносит учитель. В связи с этим идет активный поиск путей развития систем профессионального образования, обеспечивающих уровень образования и квалификации молодых специалистов, формирование личности конкурентоспособного работника сферы образования.
Результаты исследования и их обсуждение
На наш взгляд, адаптация представляет собой процесс и систему механизмов приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Любая адаптация есть результат, конкретный исторический этап приспособительного процесса, протекающего в определенных местообитаниях и осуществляющегося через эволюцию их приспособленности к среде.
Профессиональная адаптация - это процесс, длящийся всю жизнь, он обусловлен возрастным развитием человека, переоценкой жизненных ценностей и своего профессионального статуса, изменением социальной ситуации.
В учебных заведениях профессиональная адаптация является процессом приспособления учащихся и студентов к будущей профессии (в общеобразовательных школах, профтехучилищах, вузах), а на производстве - адаптация молодых специалистов к условиям их профессионального труда.
Проанализировав подходы ряда ученых к определению профессиональной адаптации, мы пришли к выводу, что профессиональная адаптация - явление комплексное, в котором в качестве отдельных компонентов можно выделить биологическую (организм человека), психологическую (психика человека), социальную (общественное сознание) составляющие. В связи с вышеизложенным, мы предлагаем следующую схему механизма профессиональной адаптации (схема).
Схема - Механизм профессиональной адаптации человека
По нашему мнению, успешность профессиональной адаптации выпускников биологического факультета во многом определяется разработанностью психологического компонента профессиональной адаптации, оказывающего влияние на социальное поведение будущего учителя. Содержанием психологического компонента являются сформированная профессиональная направленность, к которой мы относим мотивы выбора профессии и ценностные ориентации, интерес к профессии, знания о характере, условиях и особенностях труда, требованиях профессии к специалисту, адекватность представлений о выбранной профессии.
Без положительной профессиональной мотивации, сформированности профессиональных ценностей, трудолюбия, любви к профессии не может быть полной профессиональной адаптации. В учреждениях образования в период прохождения производственной практики, а также в первые годы самостоятельной трудовой деятельности на конкретном рабочем месте происходит существенная переоценка адаптантами своих взглядов, установок, ценностных ориентаций.
«Направленность в целостной структуре личности занимает центральное положение и является интегральным выражением ее мотивационной сферы» [1, 117]. Профессиональная направленность - это особая характеристика сферы потребностей и интересов человека, которая формируется в процессе его жизнедеятельности и обусловлена его индивидуальными особенностями, знаниями и профессиональными намерениями. К содержанию профессиональной направленности можно отнести: общую направленность личности, включающую моральные и нравственно -этические черты; систему отношений к окружающему миру и к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности; собственно профессиональную направленность. Профессиональная направленность проявляется в целях, которые будущий специалист ставит перед собой как в период обучения, так и в период самостоятельной профессиональной деятельности, что позволяет рассматривать личность будущего специалиста как определенный социальный и нравственно-психологический тип, мотивах выбора профессии, интересе к ней. «Жизненные потребности родят хотения и уже эти ведут за собой действия; хотения тогда будут мотивом или целью, а движения -действиями или средствами достижения цели. Без хотения как мотива или импульса, движение было бы вообще немыслимо» [2, 516]. При этом на передний план выступает мотивация, так как она является формой опережающего отражения и обусловливает выбор внутренних каналов управления и ограничения степеней свободы.
Формирование профессиональной направленности должно строиться на ряде факторов, обеспечивающих этому процессу необходимую конкретность, целостность, научно-методическую обоснованность. Во-первых, на глубоком знании содержания труда по конкретной профессии, правильных представлениях о требовании профессии к психолого-физиологическим и личностным качествам специалиста. Во-вторых, на умении педагогов оценить индивидуально-психологические особенности адаптантов и, сравнив их с требованиями профессии, уметь показать им те перспективы, которые ждут их в дальнейшем. В -третьих, на развитии у студентов навыков самовоспитания и самообразования, с помощью которых они могут расширить свои знания, выработать и приобрести новые навыки и умения.
Успешность профессиональной адаптации во многом определяется знаниями особенностей и условий профессиональной деятельности, адекватностью представлений о профессии. Результаты проведенного нами анкетирования студентов 3-5 курсов биологического факультета приведены в таблице 1. В исследовании приняли участие 42 студента 5 курса, 54 - 4 курса и 43 - 3 курса биологического факультета.
Таблица 1 - Уровень осведомленности студентов биологического факультета о специфике будущей профессии
Знаете ли Вы Курс Знаю много Знаю мало Затрудняюсь ответить
Количество человек % Количество человек % Количество человек %
О характере и особенностях труда 5 31 73,8 1 2,4 10 23,8
4 35 64,8 14 25,9 5 9,3
3 20 46,5 13 30,2 10 23,3
О требованиях профессии к специалисту 5 33 78,5 4 9,5 5 11,9
4 38 70,4 10 18,5 6 11,1
3 21 48,8 10 23,3 12 27,9
Об условиях труда 5 25 59,5 12 28,6 5 11,9
4 21 38,9 23 42,6 10 18,5
3 6 13,9 26 60,5 11 25,6
Об условиях оплаты труда 5 15 35,7 22 52,4 5 11,9
4 4 7,4 42 77,7 8 14,9
3 4 9,3 31 72,1 8 18,6
Данные проведенного анализа свидетельствуют о том, что респонденты часто не имеют достаточно четкого представления о специфике профессиональной деятельности учителя и требованиях профессии к индивидуально-психологическим качествам специалиста, условиях и оплате труда, о перспективах, которые ждут выпускников после получения данной профессии. Так, наиболее низкий уровень знаний имеют студенты об оплате труда. Только 35,7% студентов выпускных групп ответили, что они достаточно осведомлены об оплате труда. У студентов четвертого и третьего курсов данные цифры составляют соответственно 7,4% и 9,3%.
Результаты анкетирования свидетельствуют также о недостаточной информированности студентов биологического факультета об условиях труда. На данный вопрос «знаю много» ответили 59,5% студентов 5 курса; 38,9% - 4 курса; 13,9% - студентов 3 курса. Определенные проблемы в плане информированности вызвал вопрос о знании требований профессии к специалисту («знаю много» - 78,5% - студенты 5 курса; 70,4% - студенты 4 курса; 48,8% -студенты 3 курса). Проведенное исследование свидетельствует о том, что наиболее информированы студенты биологического факультета о характере и особенностях труда. На данный вопрос 73,8% студентов 5 курса, 64,8% студентов 4 курса и 46,5% студентов третьего курса дали положительный ответ.
Исследование также показало, уровень информированности студентов биологического факультета о специфике будущей профессии возрастает от третьего к пятому курсу.
Нами было проведено также исследование адекватности представлений студентов биологического факультета о специфике профессии учителя. Данные исследований приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Адекватность представлений студентов биологического факультета о специфике выбранной профессии
Курс 5 (42 человека) 4 (54 человека) 3 (43 человека)
В какой степени Ваше первоначальное представление о профессии соответствует действительности Количество человек % Количество человек % Количество человек %
Полностью совпадает 8 19,1 12 22,2 11 25,6
Частично совпадает 26 61,9 27 50,0 23 53,5
Затрудняюсь ответить 3 7,1 9 16,7 5 11,6
Не совпадает 5 11,9 6 11,1 4 9,3
Проведенное исследование свидетельствует, что количество респондентов, имеющих адекватное представление о профессии невелико - ответ «Полностью совпадает» дали 19,1% студентов 5 курса; 22,2% - 4 курса и 25,6% - студентов 3 курса. Большая часть опрошенных считает, что первоначальное их представление о выбранной профессии частично совпадает с действительностью (61,9% - студенты 5 курса; 50,0% - студенты 4 курса и 53,5% - студенты 3 курса). В то же время достаточно большой процент респондентов не имели адекватного представления о выбираемой профессии. Таким образом, адекватность представлений о профессии значительно ниже, чем можно было предположить.
Способность адаптантов к самоанализу, самооценке и самонаблюдению является фактом, способствующим формированию профессиональной направленности. Мы разделяем точку зрения А. М. Кухарчук и А. В. Ценципер [3], М. Ф. Фахтуллина [4], считающих, что при формировании личности будущего специалиста деятельность педагогов должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому студенту, учитывая, что в зависимости от таких параметров, как устойчивость, содержательность и апробация, все студенты по сформированности профессиональной направленности могут быть разделены на четыре группы. Первая - лица, у которых имеется устойчивый профессиональный интерес, апробированный в ходе занятий практической деятельностью в области выбранной профессии (активно участвуют в предметных кружках, научно -исследовательской деятельности, охотно работают на учебно-производственной практике в учреждениях образования). Вторая группа - студенты, у которых есть интерес к определенным предметам, связанным с профессией, но они не проверили себя в конкретной практической деятельности, связанной с профессией. С этими молодыми людьми необходимо проводить индивидуальную работу: расширять их представления о выбранной профессии, вовлекать в научно-исследовательскую и кружковую деятельность, в период производственной практики помогать преодолевать психологический барьер в общении с учащимися. Третья группа -студенты, которые имеют неустойчивый интерес к профессии учителя. В данном случае работа коллектива вуза должна строиться на воспитании у них интереса к будущей профессии, формировании необходимых профессионально важных качеств, последующем включении студентов в научно-исследовательскую и кружковую деятельность. Четвертая группа - студенты, у которых вообще нет интереса к данной профессии и желания работать в дальнейшем по полученной специальности. Подтверждение тому - уход из вуза от первого до пятого курса, низкая успеваемость и посещаемость занятий, а в дальнейшем - недостаточная закрепляемость молодых специалистов на рабочем месте.
Выбор профессии и убежденность в правильности своего выбора есть процесс длительный, требующий квалифицированного педагогического руководства. На наш взгляд, адаптанты продолжают определяться в профессии в течение всей жизни, пока не утвердятся в профессиональной деятельности результатами своего труда, не начнут получать удовлетворение от своей деятельности. Успешность профессиональной адаптации зависит не только от профессиональной мотивации, специальных способностей, но в значительной степени и от условий профессионального обучения и воспитания в вузе. Необходимо учитывать, что в процессе трудовой активности адаптантов воздействие на формирование профессиональной направленности исходит не только от профессорско-преподавательского состава и деканата факультета, но и от самой обстановки трудовой деятельности, самого процесса труда. Как отмечает К. К. Платонов, изучавший проблемы профессиональной адаптации «в процессе овладения мастерством меняется личность человека, интересы, идеалы, изменяются цели его деятельности и отдельных действий» [5, 136]. Поэтому случайный выбор профессии совсем не обязательно приведет к разочарованию.
Нами было проведено исследование профессиональных намерений студентов 3-5 курсов биологического факультета (таблица 3).
Таблица 3 - Профессиональные намерения студентов биологического факультета
Курс 5 (42 человека) 4 (54 человека) 3 (43 человека)
Профессиональные намерения Количество человек % Количество человек % Количество человек %
Буду работать по призванию 10 23,8 8 14,9 7 16,3
Не буду работать по полученной специальности 6 14,3 7 13,0 7 16,3
Другой вуз 10 23,6 6 11,1 12 27,9
Аспирантура 1 2,4 - - 2 4,6
Проработаю два года 12 28,6 11 20,3 15 34,9
Затрудняюсь ответить - - 12 22,2 - -
Другой вариант 3 7,1 10 18,5 - -
Данное исследование доказывает, что только 23,8% студентов 5 курса, 14,9% студентов 4 курса и 16,3% студентов 3 курса собирается в дальнейшем работать по полученной специальности. 28,6% студентов 5 курса; 20,3% студентов 4 курса и 34,9% студентов 3 курса считают, что они отработают по полученной специальности два года, а там будет видно. Как свидетельствует проведенное исследование, достаточно большой процент опрошенных в той или иной степени разочаровался в получаемой специальности, чему свидетельствует желание сменить профессию и поступать в другой вуз (23,6% студентов 5 курса; 11,1% студентов 4 курса и 27,9% студентов 3 курса) или нежелание работать по полученной специальности (14,3% -студенты 5 курса, 13,0% - студенты 4 курса и 16,3% - студенты 3 курса). Затрудняются ответить на поставленный вопрос 22,2% студентов 4 курса.
В графу «Другие варианты ответа» мы внесли следующие ответы «Буду работать, если это будет профессия эколога». Так ответили 7,1% студентов 5 курса и 18,5% студентов 4 курса.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что студенты биологического факультета имеют недостаточно сформированные профессиональные намерения. В связи с этим с данными адаптантами педагогическому коллективу вуза и сотрудникам учреждений образования, где студенты проходят производственную практику и будут работать в дальнейшем, необходимо вести работу по формированию устойчивой профессиональной направленности и желанию посвятить выбранной профессии всю жизнь.
Для исследования удовлетворенности студентов биологического факультета профессией учителя при анкетировании им был задан вопрос: «Довольны ли Вы выбранной профессией?». Результаты анкетирования приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ удовлетворенности учащихся выпускных групп своей профессией
Курс 5 (42 человека) 4 (54 человека) 3 (43 человека)
Довольны ли Вы Количество % Количество % Количество %
выбранной профессией? человек человек человек
Да 20 47,6 24 44,4 22 51,2
Нет 13 31,0 7 13,0 8 18,6
Затрудняюсь ответить 9 21,4 23 42,6 13 30,2
Как видно из таблицы, большая часть студентов биологического факультета (47,6% студентов 5 курса, 44,4% студентов 4 курса и 51,2% студентов 3 курса) удовлетворена выбором профессии. Однако достаточно большое количество респондентов еще окончательно не убедились в правильности выбора профессии. Это негативно влияет на процесс их профессиональной адаптации. Наличие отрицательных ответов на поставленный вопрос, на наш взгляд, свидетельствует об ошибочном выборе профессии данными студентами.
Проведенное исследование доказывает необходимость комплексного подхода к проблеме профессиональной адаптации студентов биологического факультета. В процессе профессиональной подготовки и адаптации в университете необходимо планомерно и систематически, начиная с первого курса, формировать профессиональную направленность будущих учителей.
У студентов, особенно не имеющих опыта педагогической работы, имеются лишь первоначальные представления о требованиях профессии к профессиональным и личностным качествам учителя. Недостаточный уровень знаний студентами требований к психолого -педагогической, специальной и педагогической подготовке к будущей профессии являются причинами низкого уровня сформированности профессиональной направленности, что в конечном итоге отрицательно сказывается на адаптационных процессах как студентов в период обучения в вузе, так и в последующем молодых специалистов. Это выражается в непонимании того, что процесс формирования профессиональной направленности будущего учителя начинается с самого первого дня обучения в вузе. Таким образом, одним из эффективных путей формирования профессиональной адаптации является переключение студентов с первых дней их обучения в вузе с позиции школьника на позицию будущего педагога.
На это должна быть направлена вся система учебной и воспитательной работы вуза, деятельность всех основных субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе, профессорско-преподавательского состава, студенческого коллектива и самой личности студентов.
Выводы
Все это привело нас к выводу о необходимости построения системы в формировании профессиональной направленности студентов биологического факультета. На наш взгляд, достичь этого можно следующим образом: во-первых, начиная с первого курса необходимо ввести спецкурс «Введение в педагогическую профессию», на котором следует знакомить студентов с основными требованиями профессии к психолого-педагогическим и личностным качествам, особенностями профессиональной деятельности учителя биологии.
Во-вторых, на втором и третьем курсе в учебный процесс следует ввести пассивную педагогическую практику, в ходе прохождения которой студенты лучше ознакомятся с особенностями будущей профессии уже на конкретном рабочем месте в учреждениях образования.
В-третьих, необходимо организовывать встречи студентов с заслуженными работниками, администрацией, учителями высшей категории учреждений образования, выпускниками факультета, работающими в школах и других учреждениях народного образования.
В-четвертых, совершенствовать стиль и результативность работы кураторов студенческих групп, так как именно куратор способствует сплочению группы, формированию профессионально направленного студенческого коллектива и личности студента.
Таким образом, активизация процесса профессиональной адаптации студентов биологического факультета возможна лишь при условии целенаправленной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса вуза по формированию профессиональной направленности, любви к будущей профессии, желании работать по полученной специальности.
При организации учебного процесса необходимо добиваться достижения соответствия между требованиями профессии на конкретном рабочем месте к студенту и уровнем профессиональной подготовки. Все это сделает возможным более плавный переход выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, обеспечит эффективную профессиональную адаптацию молодых специалистов.
Литература
1. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. - Минск : Выш. шк., 1984. - 176 с.
2. Сеченов, И. Н. Избранные философские и психологические произведения / И. Н. Сеченов. -М. : Высш. шк., 1974. - 546 с.
3. Кухарчук, А. М. Профессиональное самоопределение учащихся / А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. -Минск : Народная асвета, 1976. - 127 с.
4. Фатхуллин, М. Ф. Воспитание специалиста / М. Ф. Фатхуллин. - Казань : Казанский ун-т, 1990. - 150 с.
5. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1972. - 312 с.
Summary
In article the basic components of professional adaptation of the students of biological faculty are considered. The special attention is given to the research of a psychological component of adaptation, which basis is a mould professional orientation rendering paramount influence on social behaviour of the future teacher. The carried out research proves the necessity of the complex approach to the problem of professional adaptation of the students of biological faculty and formation of a professional orientation since the first year of training at a university.
Поступила в редакцию 16.07.08.