ЧИЛПКРО
УДК 378.091.398+373.29
Организационно-методическое содействие педагогу дошкольного образования в реализации компетенции осуществления предшкольной подготовки детей
Н. Е. Скрипова
https://orcid.org/0000-0003-1134-7539 [email protected]
Г. В. Яковлева
https://orcid.org/0000-0002-9618-6924 [email protected]
Organizational and methodological assistance to teachers of preschool education in the implementation of the competence of preschool training of children
N. E. Skripova G. V. Yakovleva
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализирована проблема выявления профессиональных дефицитов педагогов и построения на основе полученных результатов дополнительных профессиональных программ повышения квалификации на принципах модульности. Представлены особенности проектирования этих программ в аспекте обеспечения готовности педагогов к реализации компетенции предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. На основании определения понятия «предшкольная подготовка» предложена стратегия организационно-методического содействия педагогам дошкольного образования в формировании и развитии данной компетенции. Описано содержание модулей дополнительных профессиональных программ как условие реализации организационно-методического содействия педагогам в реализации компетенции осуществления предшколь-ной подготовки детей.
Цель исследования
Поиск стратегии обеспечения организационно-методического содействия педагогам в
эффективном осуществлении предшкольной подготовки детей, отбор содержания и методов индивидуализации профессионального развития.
Методология (материалы и методы). В исследовании использованы следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, метод эмпирического описания, метод экспертных оценок, сравнительный анализ данных экспертных карт.
Результаты. В статье представлена стратегия организационно-методического содействия педагогам дошкольного образования в реализации компетенции осуществления пред-школьной подготовки детей, описаны механизмы проектирования модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации с использованием метода кейсов и метода проектных задач на основе учета выявленных профессиональных дефицитов педагогов.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The problem of identifying professional deficits of teachers and building addi-
tional professional development programs based on the learned results is updated. The article presents the features of designing these programs in terms of ensuring the readiness of teachers to implement the competence of preschool training of preschool children. Based on the definition of "pre-school training", a strategy of organizational and methodological assistance to teachers of preschool education in the formation and development of this competence is proposed. The content of modules of additional professional programs is described as a condition for the implementation of organizational and methodological assistance to teachers in the implementation of the competence of pre-school training of children.
The goal of research. Search for a strategy to provide organizational and methodological assistance to teachers in the effective implementation of pre-school training of children, selection of content and methods of individualization of professional development. Methodology (materials and methods). The research uses the following methods: the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the method of empirical description, the method of expert assessments, and a comparative analysis of data from expert maps.
Results. The article presents a strategy for organizational and methodological assistance to a preschool teacher in the implementation of the competence of pre-school training of children, describes the mechanisms for designing modules of an additional professional training program using the method of cases and the method of project tasks based on the identified professional deficits of teachers.
Ключевые слова: компетенция осуществления предшкольной подготовки, стратегия организационно-методического содействия, профессиональные дефициты.
Keywords: competence of pre-school training, strategy of organizational and methodological assistance, professional deficits.
Введение
Стратегической целью современной политики в сфере образования является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образо-
вания»1. Решающим фактором достижения поставленной цели является качество профессиональной компетентности педагогического корпуса. От личности педагога, его профессионализма зависит то, каким человеком вырастет ребенок, каких успехов достигнет в жизни, какие ценности будут для него важными. Задачами дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения2. Это повышает значимость разработки путей решения проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (пяти - семи лет) в дошкольных образовательных учреждениях, которая сегодня связана с рядом серьезных противоречий на уровне теории и практики. Согласно нормативным документам3, результаты развития ребенка при освоении им основной образовательной программы дошкольного образования (целевые ориентиры) предполагают сформирован-ность у детей на этапе завершения ими дошкольного образования предпосылок к учебной деятельности. В то же время современные исследования по изучению школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста [1] выявили, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению в силу недостаточной развитости социальной, психологической и эмоционально-волевой сфер личности.
Данные констатирующего эксперимента, проводимого в рамках реализации дополнительных профессиональных программ, показали, что педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают серьезные затруднения в реализации компетенции предшкольной подготовки детей. В эксперименте принимали участие педагоги Челябинской области: начи-
1 «План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год» (утв. Минпросвещения России 29.01.2019 № 0В-2/02вн) (вместе с «Планом-графиком мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования на 2019-2024 годы», утв. Минпросвещения России 29.01.2019).
2 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
3 Там же.
нающие свою профессиональную деятельность и педагоги со стажем работы более 10 лет. Анализ полученных данных позволил отметить содержательное различие в области выявленных профессиональных дефицитов. Только 10% респондентов отметили, что владеют способами профессиональной деятельности, входящими в состав компетенции предшкольной подготовки детей на высоком уровне, 6% респондентов отметили частичное владение такими способами.
Полученные результаты актуализируют необходимость оказания педагогам организационно-методического содействия.
Решением задач повышения квалификации педагогов дошкольного образования занимаются структуры разного уровня. На институциональном уровне (на уровне организации) и на муниципальном уровне широко применяются такие формы, как методические объединения, методические недели.
В то же время избранные формы работы не в полной мере способны обеспечить эффективную адресную методическую помощь педагогам в удовлетворении их образовательных потребностей по восполнению имеющихся профессиональных дефицитов. В этой связи возрастает роль организаций дополнительного профессионального образования педагогов. В рамках проводимой работы отдельные элементы программ были апробированы на базе института дополнительного профессионального образования педагогических работников Челябинской области. Особое внимание уделялось отбору содержания компетенции осуществления предшкольной подготовки детей и выбору процессуальных форм и методов. Их единство обеспечивает эффективное нивелирование выявленных профессиональных дефицитов педагогов.
Цель исследования состоит в поиске стратегии обеспечения организационно-методического содействия педагогам в эффективном осуществлении предшкольной подготовки детей, в отборе содержания и методов индивидуализации профессионального развития.
Обзор литературы
Задачами национального проекта «Образование» 2019-2024 гг. является модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-
ориентированных и гибких образовательных программ, а также формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков. Согласно паспорту федерального национального проекта «Новые возможности для каждого», адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы формирования актуальных компетенций у профессионалов могут быть разработаны как модульные образовательные программы дополнительного профессионального образования4.
Исследование проблемы формирования актуальных профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования рассматривается в работах В. В. Хуторского, И. А. Шаршова [3; 4], в том числе на основе модульного принципа в работах Л. С. Макаровой, Л. В. Быковой, Е. Н. Кочневой [5; 6]. Проблема персонификации непрерывного профессионального развития рассматривается в трудах таких ученых, как В. В. Афанасьев, С. М. Куницына [7]. Важным условием формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности в работах исследователей данной проблемы [8; 9] назван высокий уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Таким образом, изучение и анализ работ вышеназванных авторов позволили заключить, что проблема выявления и персонификации восполнения профессиональных дефицитов педагогов в организациях дополнительного профессионального образования представляет интерес для исследователей. Отмечается необходимость обеспечения гибкости программ дополнительного профессионального образования. Гибкость образовательных программ, их способность легко адаптироваться к новым
4 «План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год» (утв. Минпросвещения России 29.01.2019 № 0В-2/02вн) (вместе с «Планом-графиком мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования на 2019-2024 годы», утв. Минпросвещения России 29.01.2019).
требованиям и условиям реализации становятся одними из основных свойств в условиях значительного количества и многообразия потребностей и требований государства, нанимателей, обучающихся и их родителей, других заинтересованных сторон к качеству профессиональной компетентности специалистов. Именно стремление к гибкости лежит в основе многих изменений в системе дополнительного профессионального образования.
В частности, реализация национального проекта «Образование»5 предполагает введение в жизнь национальной системы учительского роста, позволяющей обеспечить карьерный рост педагогам не только по «вертикали», но и по «горизонтали». Условием для ее реализации названа возможность педагогов непрерывно повышать свой профессионализм на базе специально организованных центров, призванных способствовать росту профессионального мастерства.
Методологические основы исследования
Методологическую основу исследования обретает идея методической поддержки и индивидуальной помощи педагогам, не сводимой к иждивенческим стратегиям профессионального развития.
Для воплощения в жизнь обозначенной идеи в реализации компетенции осуществления предшкольной подготовки детей имеет смысл выделения специфики методического содействия и содержательного наполнения индивидуальной помощи педагогам в логике реализуемых им функций и профессиональных задач.
Персонификация и индивидуализация методического содействия осуществляются на основе выявления профессиональных дефицитов педагогов. Поэтому для определения инструментальной основы осуществления этой деятельности мы обратились к научно-педагогическому опыту в области оценки и определения уровня профессиональной компе-
5 «План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год» (утв. Минпросвещения России 29.01.2019 № 0В-2/02вн) (вместе с «Планом-графиком мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования на 2019-2024 годы», утв. Минпросвещения России 29.01.2019).
тентности педагогов дошкольного образования [2; 3] при построении траекторий профессионального саморазвития.
Результаты и их описание
В рамках исследования проведена работа по уточнению и описанию необходимых профессиональных действий, умений и знаний, входящих в состав компетенции осуществления предшкольной подготовки. Важно отметить, что содержание компетенций, требования к результатам и индикаторы их освоения остаются не раскрытыми. Так, например, В. А. Адольф отмечает, что «задавая рамки и нормы, стандарты на языке ключевых, базовых и специальных компетенций характеризуют требования к результатам подготовки специалистов» [9]. Предполагается, что содержание компетенций должно соотноситься с профессиональными функциями, представленными в профессиональных стандартах, соответствующих профессиональной деятельности.
Опираясь на данные положения, нами осуществлено моделирование содержания компетенций, представленных в стандарте дошкольного образования, путем соотнесения их с профессиональными функциями, зафиксированными в профессиональном стандарте педагога. Соотнесение требований двух стандартов позволило конкретизировать содержание вышеназванной компетенции и спроектировать модули программы дополнительного профессионального образования, направленные на ее формирование.
Пилотный вариант содержательного наполнения положен в основу экспертных карт оценивания уровня сформированности компетенции осуществления предшкольной подготовки у педагогов дошкольного образования. В ходе констатирующего эксперимента нами обнаружено, что выявленные профессиональные дефициты педагогов можно условно разделить по видам: теоретического («не знаю, как»; «делаю так, как показали»; «почему нужно делать именно так, не знаю») и практического («знаю, почему нужно делать так, но не владею способами»; «не могу подобрать нужные методы и приемы») характера. Анализ и структурирование вариантов ответов педагогов показал зависимость профессиональных дефицитов от стажа работы. Так, педагоги со стажем в большей степени обнаруживали профессиональные де-
фициты теоретического плана (устаревание информации, ее недостаток), а педагоги со стажем до 5-10 лет - практического («знаю, почему нужно делать так, но не представляю как»).
Учитывая данный факт, при проектировании модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации были использованы различные методы и приемы восполнения выявленных профессиональных дефицитов.
Таким образом, были спроектированы два модуля. Первый - на основе кейсов, разработанных в логике развития компетенции осуществления предшкольной подготовки. Второй - в виде комплекса проектных задач, разрабатываемых на основе ситуаций, характеризующих профессиональные дефициты и способствующих формированию компетенции осуществления предшкольной подготовки.
Считаем необходимым дать краткое обоснование избранных методов. Метод кейс-технологии основан на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, выбора оптимального решения проблемы.
В качестве примера приведем работу с кейсом по нормативно-правовым основам профессиональной деятельности воспитателя ДОУ, обеспечивающего предшкольную подготовку детей. Первый этап - поиск в содержании нормативного документа позиций, связанных с тематикой кейса. Ранжирование нормативных документов. Второй этап - работа в группе из 4-5 человек по аргументированию выявленных целей, задач, содержания профессиональных компетенций. Презентация предложенных алгоритмов работы по выстраиванию профессиональной деятельности на основе выявленных норм, другими словами, проектирование системы деятельности воспитателя с выделением профессиональных действий, входящих в состав компетенции осуществления предшколь-ной подготовки детей.
Метод построения образовательного модуля на основе комплекса проектных задач также имеет свою специфику. Проектные задачи лежат в плоскости профессиональных ситуаций, характеризующих педагогические дефициты, поэтому их решение способствует формирова-
нию необходимых компетенций. Такой метод изложения материала позволяет ставить перед слушателями проблему и показывать пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Органично этот метод дополняется частично-поисковым или эвристическим, суть которого в том, что преподаватель расчленяет проблемную задачу на так называемые подпроблемы, а слушатели осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность без первоначальной целостности решения проблемы [10]. Примером проблематики модуля, построенного на основе комплекса проектных задач, может служить модуль «Программирование образовательного процесса в целях реализации предшкольной подготовки детей».
Обсуждение
Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования обеспечивает качество педагогической деятельности, в том числе качество реализации компетенции осуществления предшкольной подготовки детей. Однако, согласно проведенным исследованиям, достаточно большая часть педагогов дошкольного образования испытывает трудности в ее реализации, что обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного плана. Стратегия, представленная в статье, своей целью имеет описание процесса и содержания нивелирования профессиональных дефицитов педагогов на основе их персонификации. Профессиональный дефицит возникает тогда, когда действия педагога не в полной мере соответствуют ситуации и требуется их перестройка на основе анализа ситуации и рефлексии собственных действий при решении педагогической задачи. Ее решение всегда вариативно, поскольку возникают бесконечно разнообразные обстоятельства и условия деятельности, различен также опыт и потенциал педагогов, различны ресурсы, которыми они в момент решения профессиональной задачи обладают.
Практика реализации кейс-технологии в учебном процессе на базе института переподготовки и повышения квалификации работников образования Челябинской области позволила уточнить некоторые особенности ее применения. Ограничения на использование кейс-технологии следующие: кейс-технология неэф-
фективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных или когда у слушателей нет знаний по теме. То есть кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения.
Позитивные эффекты использования кейс-технологий: актуализация и формирование аналитических, прогностических умений педагогов (анализ актуальных условий, определение степени их влияния на возможные варианты решения проблемы); развитие умения четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, поступающую как вербально, так и невербально.
Использование метода проектных задач также позволило увидеть риски применения метода. На практике оказалось достаточно сложно разделить проекты и проектные задачи, продумать ситуацию, в которую необходимо заложить условие задачи, цель, продукт и частичные данные. Длительность решения проектных задач различна: от 15-20 минут до нескольких часов.
Стоит отметить, что отдельные элементы представленной стратегии могут быть использованы в практике повышения квалификации в образовательных организациях, в работе муниципальных методических объединениях.
Заключение
В статье представлена стратегия организационно-методического содействия педагогу дошкольного образования в реализации компетенции осуществления предшкольной подготовки детей. Стратегия основана на методологии адресной поддержки педагогам нивелирования профессиональных дефицитов, что исключает иждивенческие сценарии повышения квалификации. Также показаны возможные профессиональные дефициты педагогов в зависимости от стажа работы, описаны выявленные риски и эффекты применения стратегии. Вариативность предлагаемых модулей позволяет ее использовать на базе специально организованных центров, призванных способствовать росту профессионального мастерства. Стратегия получила апробацию на базе одного из учреждений дополнительного профессионального образования и доказала свою эффективность.
Организационно-методическое содействие в реализации компетенции осуществления пред-школьной подготовки детей со стороны преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования заключается в инициировании осознания педагогом своих профессиональных дефицитов, ощущения «недостаточности» и помощь в осознании образовательных потребностей, которые появляются в ходе личностно-профессионального диалогового общения при свободе и ответственности за результаты своей деятельности. То есть цель такого содействия состоит в развитии у слушателей мотивов применения приобретенных знаний и умений в дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Сычева, Т. Д. Актуальные проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста / Т. Д. Сычева. - Текст : непосредственный // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. - 2016. - № 3. - С. 114-117.
2. Сваталова, Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов / Т. А. Сваталова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2011. -№ 1.- С. 95-102.
3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
4. Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: сущность и технология / И. А. Шаршов. - Москва ; Тамбов, 2003. -148 с. - Текст : непосредственный.
5. Макарова, Л. С. Модульное структурирование образовательных программ в контексте реформирования высшего профессионального образования / Л. С. Макарова. - Текст : непосредственный // Вестн. Адыгей. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2011. -№ 4. - С. 46-52.
6. Быкова, Л. В. Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетент-ностного подхода / Л. В. Быкова, Е. Н. Кочне-ва. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2010. - Вып. 3. -С.109-114.
7. Афанасьев, В. В. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования / В. В. Афанасьев, С. М. Куницы-на, Е. О. Бабич. - Текст : непосредственный // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - № 2. - С. 35-41.
8. Сваталова, Т. А. Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста / Т. А. Сваталова. -Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2020. - № 3-2. - С. 183-187.
9. Адольф, В. А. Концепция становления и развития профессиональной компетентности отраслевых кадров в научно-образовательном комплексе / В. А. Адольф, И. С. Волегжанина. -Текст : непосредственный // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 1А. - С. 343-352.
10. Фоменко, С. Л. Проективное обучение как инновационный метод в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / С. Л. Фоменко. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 10. - С. 135-139.
References:
1. Sycheva T. D. Actual problems of pre-primary education of older preschool children [Aktual'nye problemy predshkol'noj podgotovki detej starshego doshkol'nogo vozrasta], Modern educational practice and spiritual values of society, 2016, No. 3, pp. 114-117.
2. Svatalova T. A. Toolkit of professional competence assessment of teachers [Instrumentarij ocenivaniya professional'noj kompetentnosti peda-gogov], Preschool education, 2011, No. 1, pp. 95-102.
3. Khutorovsky A. V. Key competencies. Design technology [Klyuchevye kompetencii. Tekhnologiya konstruirovaniya], Public education, 2003, No. 5, pp. 55-61.
4. Sharshov I. A. Professional and creative self-development: essence and technology [Profession-al'no-tvorcheskoe samorazvitie: sushchnost' i tekhnologiya], Moscow, Tambov, 2003. 148 p.
5. Makarova L. S. Modular structuring of educational programs in the context of reforming higher professional education [Modul'noe struktu-rirovanie obrazovatel'nyh programm v kontekste reformirovaniya vysshego professional'nogo obra-zovaniya], Bulletin of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2011, No. 4, pp.46-52.
6. Bykova L. V., Kochneva E. N. Structural and functional model of educational program created on the basis of module-competence approach [Strukturno-funkcional'naya model' obrazovatel'noj programmy, sozdannoj na osnove modul'no-kompetentnostnogo podhoda], Pedagogical education in Russia, 2010, No. 3, pp. 109-114.
7. Afanasyev V. V., Kunitsyna S. M., Babich E. O. Foreign experience in professional development of pedagogical staff in the system of additional professional education [Zarubezhnyj opyt povysheni-ya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya], Bulletin of the State University of Humanities and Technology. Series: Pedagogy and Psychology, 2015, No. 2, pp. 35-41.
8. Svatalova T. A. Conditions of formation of preconditions of educational activity at preschool age children [Usloviya formirovaniya predposylok uchebnoj deyatel'nosti u detej doshkol'nogo voz-rasta], Problems of pedagogy, 2020, No. 3-2, pp.183-187.
9. Adolf V. A., Volegzhanina I. S. Concept of formation and development of professional competence of industry personnel in the scientific and educational complex [Koncepciya stanovleniya i razvitiya professional'noj kompetentnosti ot-raslevyh kadrov v nauchno-obrazovatel'nom kom-plekse], Pedagogical journal, 2019, Vol. 9, No. 1A, pp. 343-352.
10. Fomenko S. L. Projective learning as an innovative method in the system of professional development and retraining of pedagogical staff [Proektivnoe obuchenie kak innovacionnyj metod v sisteme povysheniya kvalifikacii i perepodgo-tovki pedagogicheskih kadrov], Modern high technologies, 2010, No. 10, pp. 135-139.