Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в условиях городского Центра молодёжных проектов'

Организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в условиях городского Центра молодёжных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ЦЕНТР МОЛОДЁЖНЫХ ПРОЕКТОВ / CENTER OF YOUTH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Е. Р., Переверзева Ю. С., Томилец Д. А.

В статье рассмотрены основные направления процесса нравственного воспитания обучающихся и организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в условиях городского Центра молодёжных проектов как создание соответствующей научно-методической базы, позволяющей организовать в образовательном учреждении эффективную работу по реализации процесса нравственного воспитания; обоснована модель процесса нравственного воспитания в условиях городского центра молодёжных проектов. Главным результатом деятельности городского Центра молодёжных проектов по реализации организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания обучающейся молодёжи авторы считают сформированность у обучающихся ценностное отношение к семье, ближайшему окружению, природе, Родине; эмоциональную отзывчивость и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL PROVISION OF THE PROCESS OF MORAL EDUCATION IN CITY CENTER OF YOUTH PROJECTS

The article describes the main directions of the process of moral education of students and the organizational and methodological support of the process of moral education in the city center of youth projects as the creation of relevant scientific and methodological base allowing to organize in an educational institution effective in the implementation of the process of moral education. The paper studies the process of moral education in city centre youth projects. The main result of the activities of the city center of youth projects for the implementation of organizational and methodological support of the process of moral education of young people is that the authors believe the formation of students' value attitude to the family, the immediate environment, nature, home, emotional responsiveness, conscientiousness, the presence of moral ideals, values and objectives in life.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в условиях городского Центра молодёжных проектов»

ORGANIZATIONAL-METHODICAL PROVISION OF THE PROCESS OF MORAL EDUCATION IN CITY CENTER OF YOUTH PROJECTS. The article describes the main directions of the process of moral education of students and the organizational and methodological support of the process of moral education in the city center of youth projects as the creation of relevant scientific and methodological base allowing to organize in an educational institution effective in the implementation of the process of moral education. The paper studies the process of moral education in city centre youth projects. The main result of the activities of the city center of youth projects for the implementation of organizational and methodological support of the process of moral education of young people is that the authors believe the formation of students' value attitude to the family, the immediate environment, nature, home, emotional responsiveness, conscientiousness, the presence of moral ideals, values and objectives in life.

Key words: education, moral education, organizational and pedagogical support, center of youth projects.

Е.Р. Литвинова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

Ю.С. Переверзева, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

Д.А. Томилец, студентка магистратуры, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА МОЛОДЁЖНЫХ ПРОЕКТОВ

В статье рассмотрены основные направления процесса нравственного воспитания обучающихся и организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в условиях городского Центра молодёжных проектов как создание соответствующей научно-методической базы, позволяющей организовать в образовательном учреждении эффективную работу по реализации процесса нравственного воспитания; обоснована модель процесса нравственного воспитания в условиях городского центра молодёжных проектов. Главным результатом деятельности городского Центра молодёжных проектов по реализации организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания обучающейся молодёжи авторы считают сформированность у обучающихся ценностное отношение к семье, ближайшему окружению, природе, Родине; эмоциональную отзывчивость и др.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, организационно-педагогическое обеспечение, центр молодёжных проектов.

Проблема нравственного развития личности, имеющая глобальное значение для существования и развития общества, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории [1]. Сегодня в России проблема нравственного воспитания молодёжи в условиях города стала предметом общественной и государственной политики. Проблема реализации организационно-методического обеспечения нравственного воспитания молодёжи в условиях муниципальной среды находится в ряду наиболее сложных.

Организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в условиях городского Центра молодёжных проектов в исследовании рассматривается нами как создание соответствующей научно-методической базы, позволяющей организовать в образовательном учреждении эффективную работу по реализации процесса нравственного воспитания и включало в себя: разработку программы воспитания, воспитательную систему образовательного учреждения, содержащую цели, стратегии, задачи, основные направления и структуру воспитания, связывающую совокупность отдельных мероприятий воспитательного характера в единую систему; развитие в образовательном учреждении экспериментальных исследований по актуальным проблемам воспитательной работы, практическое осмысление и обобщение отечественных и зарубежных исследований по близкой тематике и выработка на этой основе соответствующих конкретных рекомендаций для практической воспитательной работы в образовательном учреждении; разработку системы внутриуч-режденческих проектов по проблемам воспитательной работы и реализации процесса нравственного воспитания; разработку методик оценки качества воспитательной работы, обеспечивающих обратную связь в механизме воспитательной системы и процесса её корректировки и обновления; разработку и модернизацию нормативных и рекомендательных материалов и документов, обеспечивающих функционирование и развитие системы воспитания в образовательном учреждении; регулярное проведение по разработанным методикам диагностических, мониторинговых и социологических исследований состояния и качества воспитательной работы; подготовку и издание методических материалов в помощь организаторам воспитательной работы [2; 3].

В соответствии с программой эксперимента в муниципальном бюджетном учреждении «Центр молодёжных проектов» Шпаковского района Ставропольского края реализована опытно-экспериментальная работа по апробации разработанного

организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания, направленного на развитие профессионального мастерства педагогов в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса. В целях организации деятельности по осуществлению программы эксперимента были определены цели и задачи апробации организационно-методического обеспечение процесса нравственного воспитания. На схеме 1 представлено содержание процесса нравственного воспитания обучающейся молодёжи в условиях городского Центра молодёжных проектов.

Содержание организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания в рамках сформированного комплекса программ ориентировано на воспитание нравственных ценностей, формирование и развитие системы нравственных оценок, воспитание потребности к нравственному саморазвитию и самоактуализации.

Целью использования программного комплекса процесса нравственного воспитания обучающейся молодёжи является содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с обучающейся молодёжью посредством деятельностного приобщения к отечественным нравственным ценностям и традициям [4].

Задачи программного комплекса процесса нравственного воспитания:

• вооружение обучающихся знаниями о морали, о нравственных ценностях;

• формирование эмоционального отношения к нравственным ценностям;

• формирование потребности в нравственном самосовершенствовании;

• формирование опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым нравственным ценностям.

В процессе реализации сформированного организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных мероприятий обязательным условием является осуществление взаимодействия с семьями обучающихся и педагогическое просвещение родителей обучающихся по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

Целевым ориентиром реализации организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания в усло-

целевой компонент

цель - формирование нравственных качеств у обучающейся молодёжи задачи - воспитание нравственных чувств, привычек, норм, ценностей; овладение практикой нравственного поведения в процессе включения в социально значимую проектную деятельность;

принципы - системность, культуросообразность, опора на нравственные ценности, возрастной и индивидуальный подход в воспитании, адаптивность содержания воспитательно-образовательных программ_

_I_

содержательный компонент

программно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания в _условиях городского центра молодёжных проектов_

I

городской центр молодежных проектов

муниципальная программа Шпаковского муниципального района Ставропольского края «Развитие культуры и реализация молодёжной политики в Шпаковском муниципальном районе на 2014-2016 годы»;

Муниципальная программа Шпаковского муниципального района Ставропольского края «Сохранение и развитие традиционной казачьей культуры в

I I I

участие конкурс Волонтерски Участие в

молодёжи в социальных е акции и грантовых

международных, проектов поддержка конкурсах -

региональных, «Молодёжная волонтерского Северо-

городских инициатива» движения Кавказский

мероприятиях молодёжный форум «Машук»

I I I I

организационно-методическое обеспечение процесса

нравственного воспитания

I I I I

обновление методическое разработка реализация

содержания сопровождение коллекции воспитательно-

нравственного социально-значимой авторских образовательных

воспитания - проектной электронно- программ

разработка системы деятельности обучающих нравственного

воспитательных ресурсов, чтение воспитания в

мероприятий - планов лекций на курсах образовательном

уроков, рабочих переподготовки и учреждении

программ по повышения

внеурочной квалификации

деятельности и т.д. педагогов

т т т т

Цель - создание и реализация комплексного организационно-методического

обеспечения процесса нравственного воспитания

Схема 1. Модель процесса нравственного воспитания в условиях городского центра молодёжных проектов

виях городского Центра молодёжных проектов является формирование ценностно-смысловой сферы обучающейся молодёжи, содействие формированию нравственного опыта посредством его деятельностного освоения. Организационно-методическое обеспечение процесса нравственного воспитания реализуется при помощи активных методов - поискового диалога, практического дела, социокультурного тренинга, проектирования. Данные методы способствуют обогащению эмоциональной сферы обучающихся, активизации нравственного сознания и волевой сферы личности обучающегося, формированию созидательной мотивации, коммуникативных навыков и навыков практической деятельности и нравственного поведения [5].

В практике городского Центра молодёжных проектов используются следующие формы нравственного воспитания обучающейся молодёжи: анализ ситуаций повседневной жизни, занятия (в том числе и совместные с участием родителей), самостоятельная деятельность обучающихся, социокультурные праздники и досуговые мероприятия, экскурсии и целевые прогулки, кружковая работа и др.

Педагогическими условиями реализации организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания в городском Центре молодёжных проектов являются: единый ценностно-смысловой контекст взаимодействия всех участников

Библиографический список

воспитательного процесса с опорой на нравственные ценности отечественной социокультурной традиции, реализация программно-методического комплекса процесса нравственного воспитания, повышение квалификации педагогов и специалистов городского Центра молодёжных проектов в вопросах нравственного развития и воспитания обучающейся молодёжи, педагогическое сопровождение семьи в вопросах нравственного воспитания детей, научно-методическое сопровождение деятельности городского Центра молодёжных проектов.

Главным результатом деятельности городского Центра молодёжных проектов по реализации организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания обучающейся молодёжи является сформированность у обучающихся таких личностных качеств, как: ценностное отношение к семье, ближайшему окружению, природе, Родине; эмоциональная отзывчивость, совестливость, наличие нравственных идеалов, ценностей и ориентиров в жизни. В ходе реализации организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания в городском Центре молодёжных проектов обозначенные личностные характеристики актуализированы не только у обучающейся молодёжи, но и у взрослых участников процесса нравственного воспитания - педагогов и родителей.

1. Васильева Т. В. Основные исторические вехи становления духовно-нравственных ценностей в отечественной педагогике. Available at: www.rusnauka.com

2. Костина Е.А. Академическая мобильность студентов высшей школы России: кросс-культурный подход. Философия образования. 2014; 6 (57): 64 - 76.

3. Костина Е.А. Кросс-культурность высшего профессионального образования. Вестник Академии права и управления. 2015; 40: 175 - 184.

4. Чипинова Н.И. Из опыта работы Центра духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи. Екатеринбург, 2015.

5. Загрекова Л.В. Духовно-нравственное воспитание - базовая основа современного образования детей и молодёжи. Москва, 2013.

References

1. Vasil'eva T.V. Osnovnye istoricheskie vehi stanovleniya duhovno-nravstvennyh cennostej v otechestvennoj pedagogike. Available at: www. rusnauka.com

2. Kostina E.A. Akademicheskaya mobil'nost' studentov vysshej shkoly Rossii: kross-kul'turnyj podhod. Filosofiya obrazovaniya. 2014; 6 (57): 64 - 76.

3. Kostina E.A. Kross-kul'turnost' vysshego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 40: 175 - 184.

4. Chipinova N.I. Iz opyta raboty Centra duhovno-nravstvennogo vospitaniya studencheskoj molodezhi. Ekaterinburg, 2015.

5. Zagrekova L.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie - bazovaya osnova sovremennogo obrazovaniya detej i molodezhi. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 08.06.17

УДК 514(075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Mathematics, Physics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V. P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V. P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE STUDY OF VECTOR GEOMETRY IN MODERN SCHOOL. The paper studies statistics of one of the most important and at the same time the difficult conditions of a school course of geometry vector. The main opinion in the work focuses on the ways to introduce a concept of "vector" in geometry class in high school. The work studies its qualities and practical use in tasks of different levels. The authors describe the characteristic features of the methods of solving the vector theory. Significant attention relates to the methodological scheme of postoperative images of spatial figures. The method of teaching the basic principles of the theory of vector method is used for the introduction of concrete terms into the educational process at the lessons of geometry. Key words: school geometry, vector, coordinate system, scalar product, vector method.

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, E-mail:[email protected]

А.Н. Колобов, канд. технич. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, E-mail: [email protected]

ОБ ИЗУЧЕНИИ ВЕКТОРНОЙ ГЕОМЕТРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассмотрен один из самых актуальных и в тоже время сложных понятий школьного курса геометрии -вектор. Основное внимание в работе авторы акцентируют на выработке алгоритма грамотного введения понятия «вектор» на уроках геометрии в школе, обоснования его особых свойств, практического применения к задачам разного уровня сложности. Выделяются и описываются характерные особенности методики решения задач векторным методом. Значительное внимание уделяется методической схеме построения изображения пространственных фигур. Представленная в статье методика изучения основных понятий теории векторного метода решения задач была реализована в конкретном учебном процессе на уроках геометрии и позволила повысить эффективность усвоения изучаемого материала.

Ключевые слова: школьная геометрия, вектор, система координат, скалярное произведение, векторный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.